Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
НССУЗ НП
«Региональный финансово-экономический техникум»
ЭКОНОМИКА
ОРГАНИЗАЦИИ
(Первая лекция)
_________________________
http://rfet.ru
© РФЭТ
© Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................4
РАЗДЕЛ 1. ПРЕДПРИЯТИЕ – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИКИ...6
Глава 1.1. Предприятие и предпринимательство.................................6
Глава 1.2. Типы предприятий...............................................................12
Классификация по виду и характеру деятельности.......................12
Классификация по размерам предприятия.....................................13
Классификация по формам собственности.....................................14
Глава 1.3. Организационно-правовые формы предприятий.............14
Глава 1.4. Объединения предприятий.................................................21
РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ...........25
Глава 2.1. Имущество и капитал предприятия...................................25
Глава 2.2. Персонал предприятия – его трудовые ресурсы..............28
Глава 2.3. Как выбрать оптимальный режим рабочего времени......30
Глава 2.4. Мотивация труда.................................................................34
Глава 2.5. Материальное стимулирование труда...............................35
3
ВВЕДЕНИЕ
Здравствуйте! Предлагаем Вашему вниманию первую лекцию
по дисциплине «Экономика организации».
На протяжении всей истории существования предприятий у них
постоянно возникают одни и те же насущные вопросы:
• Как наиболее эффективно использовать свои ресурсы и как оценивать эту эффективность?
• Как работать с поставщиками и потребителями?
• Как правильно заниматься планированием и прогнозированием
своей деятельности?
• Как вести различные виды учета так, чтобы это облегчало
управление, а не усложняло его?
• Какие факторы определяют успех в конкурентной борьбе? И так
далее.
Вместе с тем существуют определенные формы и методы управления предприятием, которые позволяют находить оптимальные ответы на подобные вопросы. Так вот, совокупность таких форм и методов называют обобщенным термином экономика организации.
Думаем, что важность изучения экономики предприятия в настоящее время неоспорима. И на то есть весьма объективные причины. Складывающаяся в России экономическая ситуация требует переосмысления форм и методов управления бизнесом. Очевидно, что они
должны быть иными, чем ранее: многообразными по форме, способными быстро адаптироваться к меняющейся обстановке, понятными и
доступными на всех уровнях управления и т.д. И это особенно актуально в период кризисных явлений в экономике.
Часто руководители в поисках оптимальных решений движутся
методом проб и ошибок. Однако в большинстве случаев это не совсем
правильный подход. Он обходится довольно дорого как самим предприятиям, так и обществу в целом.
Изменить такое положение возможно. Для этого руководители
должны, во-первых, знать оптимальные формы и методы управления
4
своими предприятиями в рыночных условиях. А во-вторых, они должны уметь применять эти знания на практике.
Очевидно, что навыки можно приобрести только в процессе работы. А вот знания – уже в процессе обучения. И данный материал
как раз и предлагает помощь в этом важном деле.
Курс лекций по дисциплине «Экономика организации» состоит
из двух теоретических лекций, включающих в себя пять разделов с
главами.
Первая лекция включает в себя два раздела.
Первый раздел посвящен правовым основам работы предприятий в современных условиях.
Успешное управление предприятием во многом зависит от обеспечения необходимыми ресурсами и характера использования основного и оборотного капитала, рабочей силы. Этим вопросам уделяется
внимание во втором разделе первой лекции.
Вторая лекция включает в себя три раздела.
Важным является и правильно выстроенная организационная и
производственная структуры предприятия. О них речь пойдет в первом разделе второй лекции.
Эффективная работа предприятий в рыночных условиях предполагает использование методов прогнозирования и планирования, регулирование себестоимости и отпускных цен на продукцию. Все перечисленные слагаемые успеха предприятия рассмотрены во втором разделе второй лекции.
Наконец, рациональность использования ресурсов, правильно
выстроенная структура, слаженное взаимодействие механизмов
управления – все это сказывается на результатах хозяйственной деятельности предприятия. И в третьем разделе второй лекции анализируются показатели, по которым оцениваются такие результаты.
Желаем Вам успехов!
5
РАЗДЕЛ 1. ПРЕДПРИЯТИЕ – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО
ЭКОНОМИКИ
На всех этапах развития экономики главным ее звеном являются
предприятия. Ведь именно они в основном и обеспечивают людей
необходимыми товарами и оказывают им необходимые услуги.
Предприятие функционирует в определенной предпринимательской среде, которая оказывает влияние на всю его деятельность.
Поэтому уже в самом начале курса мы с вами должны выяснить, что
же означают термины «предприятие» и «предпринимательская деятельность».
Глава 1.1. Предприятие и предпринимательство
Что такое предприятие? Согласно общепринятому определению, это – самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный в порядке, установленном законом, для
производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях
удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Проще говоря, предприятие – это юридическое лицо, созданное с целью получения прибыли.
В первую очередь выясним, что же такое юридическое лицо,
правами которого пользуется предприятие.
Согласно Гражданскому Кодексу РФ (далее – ГК РФ), ст. 48,
юридическое лицо — это, прежде всего, организация, которая имеет
в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам
этим имуществом, может от своего имени приобретать или осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и отвечать в суде.
Предприятие становится юридическим лицом лишь при наличии
у него всех перечисленных в данном определении отличительных
признаков и только после государственной регистрации в законном
порядке.
6
Рассмотрим эти признаки более подробно.
Первым из них является организационное единство.
Организационное единство юридического лица предполагает наличие у него внутренней организационной структуры. Именно определен-ный состав высших органов управления, а также ряд других более мелких структурных единиц и позволяют предприятию выполнять
свои функции, достигать своих целей.
Формирование структуры и органов управления производится
учредителями при создании юридического лица. Учредители – это
люди и (или) юридические лица, принимающие участие в основании
нового юридического лица.
Создание организации сопровождается написанием учредительных документов: Устава и Учредительного договора. Именно
эти документы представляют собой формальное выражение организационного единства.
Юридическое лицо может действовать либо на основании только Устава, либо на основании только Учредительного договора,
либо на основании Устава и Учредительного договора одновременно. Это зависит от его организационно-правовой формы.
В учредительных документах учредители обязуются создать
юридическое лицо, формируют порядок совместной деятельности по
его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его
деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей из его состава.
В этих документах должны указываться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью
юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
Вторым отличительным признаком юридического лица является его имущественная обособленность. Она заключается в наличии у
юридического лица определенного обособленного имущества либо в
способности обладать таким имуществом в принципе.
7
При создании нового юридического лица каждый из учредителей передает на его образование какое-либо имущество (деньги, здания, машины, оборудование и др.). Все переданное имущество образует уставный капитал предприятия.
Размер уставного капитала может быть разным для разных видов юридических лиц. Его сумма должна быть зафиксирована в учредительных документах и оценена в рублях.
После передачи юридическому лицу имущество приобретает
одну особенность – оно отчуждается от того, кто его передал, и фактически перестает принадлежать бывшему хозяину. Теперь у имущества
иной собственник – юридическое лицо. Поэтому имущество называется обособленным.
Получить обратно свое имущество, то есть изъять его в любой
момент из уставного капитала, учредитель просто так не может. Для
этого ему понадобится согласие и соответствующее решение остальных учредителей.
Обособленное имущество обязательно должно учитываться на
самостоятельном балансе1 юридического лица или проводиться по
самостоятельной смете расходов (п.1 ст.48 ГК РФ). Только такое документальное оформление дает предприятию право называть свое
имущество обособленным.
Третий признак юридического лица – самостоятельная гражданско-правовая ответственность.
Наличие у юридического лица обособленного имущества позволяет ему самостоятельно нести ответственность по своим обязательствам. По общему правилу учредители юридического лица не несут
ответственности по его обязательствам своим личным имуществом, а
юридическое лицо не отвечает по собственным обязательствам его
учредителей или участников. Однако в ГК РФ предусмотрены определенные виды юридических лиц, в которых участники все же несут ответственность по долгам юридического лица. Эти исключения установлены для государственных предприятий и учреждений (п.5 ст.115
и п.2 ст.120 ГК РФ).
1
О том, что такое баланс предприятия мы поговорим в третьем разделе второй лекции.
8
Четвертый признак юридического лица – возможность выступать в гражданском обороте2 от собственного имени.
Созданное и зарегистрированное в законном порядке юридическое лицо рождается, живет, функционирует, развивается, приносит
прибыль его участникам либо терпит убытки, реорганизуется или
даже «умирает», т.е. является своего рода живым организмом, выступающим в гражданском обороте.
Выступление в гражданском обороте от собственного имени
означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять
гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и
ответчиком в суде.
Что собой представляет имя юридического лица?
Каждое юридическое лицо, как и человек, имеет свое имя. И выражается оно в его наименовании, определенном в учредительных
документах.
Наименование (имя) призвано выделить индивидуальные особенности юридического лица. В частности, содержать указание на его
организационно-правовую форму (о ней мы поговорим в главе 1.3
данной лекции). Например, Общество с ограниченной ответственностью….
В ряде случаев наименование должно указывать и на характер
деятельности юридического лица.
Например, Государственное
внешнеторговое предприятие…, Профсоюз работников жилищнокоммунального хозяйства…, Общество защиты животных… и т.д.
При регистрации коммерческой организации в качестве юридического
лица
ее
наименование
становится
фирменным
(п.4 ст.54 ГК РФ). При этом организация получает исключительную
возможность использования своего наименования. Она вправе потребовать прекращения использования без ее согласия такого же имени
другими юридическими лицами и возмещения причиненных этим
убытков.
2
Гражданский оборот — совокупность всех действий, которые наблюдаются в
гражданском обществе.
9
В дополнение к четырем рассмотренным признакам важно отметить и то, что юридическое лицо обладает правоспособностью и дееспособностью.
Правоспособность – это признанная государством способность
предприятия иметь и использовать имущественные и неимущественные права, а также нести обязанности и отвечать по ним. Правоспособность возникает в момент создания юридического лица. Если
бы юридическое лицо не обладало правоспособностью, то оно фактически не могло бы вести самостоятельную хозяйственную деятельность, заключать какие-либо договоры, защищать свои интересы в судебном порядке.
Дееспособность – это способность предприятия своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности. Это означает, что у предприятия есть все необходимые ресурсы, чтобы делать то, что ему разрешено.
Существуют юридические лица, не преследующие цели извлечения прибыли. Это некоммерческие организации. Другие же юридические лица, наоборот, основной целью своей деятельности видят извлечение прибыли. Это коммерческие организации.
Так вот, предприятие — это, прежде всего, коммерческая организация, т.к. оно нацелено на получение прибыли и осуществляет предпринимательскую деятельность.
Рассмотрим в связи с этим теперь более подробно и термин
«предпринимательская деятельность».
Согласно ст.2 ГК РФ, предпринимательская деятельность
(предпринимательство) — это самостоятельная, осуществляемая
на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Из данного определения вытекают пять основных признаков
предпринимательской деятельности.
Во-первых, предпринимательская деятельность обязательно является самостоятельной. Организация занимается бизнесом по своей
10
личной инициативе. В своей производственной деятельности она
самостоятельна, хотя и обязана руководствоваться действующим законодательством: уплачивать налоги, предоставлять контролирующим
органам в установленных случаях требуемую информацию и документы и т.д.
Во-вторых, признание права на предпринимательскую деятельность предполагает самостоятельную ответственность за результаты
своих действий, которые могут быть как положительными, так и отрицательными.
Осуществление деятельности на свой риск означает, что никто
не несет ответственности за возможные неудачи организации и даже
за ее разорение. Она сама должна позаботиться об обеспечении своих
интересов.
В-третьих, предпринимательская деятельность имеет конкретную целевую направленность – систематическое получение прибыли. Предпринимательство является основной деятельностью организации, которой она занимается постоянно, а не от случая к случаю.
Поэтому обязательное условие, определенное законом для предпринимательства, – это именно систематическое получение прибыли. Этим
оно отличается от любой другой деятельности. Для сравнения приведем несколько видов деятельности, целью которых не является извлечение прибыли: благотворительная, воспитательная, деятельность общественных объединений по защите интересов отдельных групп граждан и др.
В-четвертых, в ГК РФ уточняется, какая именно деятельность организаций относится к предпринимательской. Это может
быть продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг и др.
В-пятых, предпринимательская деятельность незаконна без
регистрации. Юридические лица создаются по воле их учредителей.
Однако государство контролирует законность их создания. Оно обязывает всех юридических лиц при создании проходить процедуру обязательной государственной регистрации.
В ходе такой регистрации органы юстиции заносят сведения о
создаваемой организации в Единый государственный реестр юри11
дических лиц. После этого юридическому лицу выдают специальные
документы: «Свидетельство о государственной регистрации юридического лица» и «Свидетельство о внесении записи в Единый
государственный реестр юридических лиц».
Организация, не зарегистрировавшая свою деятельность в установленном законом порядке, не вправе осуществлять изготовление и
продажу товаров, оказание услуг и т.д. Систематическое получение
прибыли без регистрации влечет за собой ответственность за незаконное предпринимательство.
Итак, мы выяснили, что предприятие – это, прежде всего, юридическое лицо, созданное для получения прибыли. Однако вместе с
тем это еще и некий массив имущества, прежде всего, недвижимого,
который можно продавать, покупать и т.д. И люди, которые работают,
получают зарплату, обеспечивают тем самым себя и свои семьи. В
связи с этим становится особенно важным изучение экономики предприятия. Ведь она охватывает сразу несколько сфер жизнедеятельности государства: социальную, экономическую, а порой и политическую. И ответственность, которая ложится на руководителя предприятия, требует от него серьезной подготовки к своей работе.
Таким образом, в этой главе мы рассмотрели предприятие как
ключевое понятие данного курса. Теперь на этом фундаменте можно
смело выстраивать пирамиду ваших знаний об экономике предприятия.
В следующей главе мы подробно рассмотрим виды предприятий
и их классификацию.
Глава 1.2. Типы предприятий
Предприятия различаются по виду и характеру своей деятельности, по размеру и по форме собственности.
Рассмотрим эти классификации более подробно.
Классификация по виду и характеру деятельности.
Прежде всего, предприятия отличаются друг от друга принадлежностью к той или иной отрасли экономики страны – промышлен12
ности, строительству, сельскому хозяйству, транспорту, торговле,
снабжению и сбыту, финансовой сфере, науке и образованию, здравоохранению, культуре и т. д.
Деление предприятий по отраслям зависит от назначения выпускаемой продукции, характера технической базы и технологического
процесса, используемого сырья, профессионального состава кадров и
пр. Например, промышленные предприятия в основе своей деятельности имеют производство товаров.
Торговые предприятия занимаются главным образом куплейпродажей товаров. Они могут входить в систему сбыта крупных промышленных предприятий либо существовать независимо от других
фирм и осуществлять торгово-посреднические операции самостоятельно.
Транспортно-экспедиторские предприятия специализируются на осуществлении операций по доставке товаров покупателю, выполняя поручения промышленных, торговых и других фирм.
Классификация по размерам предприятия.
Одной из важнейших характеристик предприятия являются его
размеры, определяемые в первую очередь количеством занятых работников.
Как правило, по этому признаку предприятия подразделяются
на:
• малые – до 50 занятых сотрудников;
• средние – от 50 до 500 (иногда – до 300);
• крупные – свыше 500, в том числе особо крупные – свыше 1000
занятых сотрудников.
Определение размеров предприятия по числу занятых может дополняться другими характеристиками: объемом продаж, полученной
прибылью, отраслевой принадлежностью и т.п. Например, предприятия черной металлургии и машиностроения обычно относятся к крупным и очень крупным предприятиям. А в легкой, пищевой, нефтеперерабатывающей промышленности преобладают средние предприятия.
13
Что касается малых предприятий, то их можно встретить почти
в каждой отрасли экономики. Обязательным требованием для малых
предприятий является ограниченная возможность участия других
юридических лиц в уставном капитале. Так, доля участия РФ, субъектов РФ, общественных организаций, религиозных организаций, благотворительных и иных органов не должна превышать в нем 25%. Кроме того, доля, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также ограничена 25%.
Классификация по формам собственности.
По формам собственности различают частные, государственные и смешанные предприятия.
Частные предприятия могут существовать в виде самостоятельных независимых компаний либо в виде объединений. В зависимости от формы объединения предприятие может быть юридически
самостоятельным и само решать хозяйственные вопросы. А может
быть лишенным хозяйственной и юридической самостоятельности, и
тогда решение деловых вопросов зависит от материнского предприятия.
Под государственными предприятиями понимаются как чисто государственные, так и смешанные, или полугосударственные. В
чисто государственных предприятиях государству принадлежит обычно весь акционерный капитал.
В смешанных государственно-частных компаниях государство в лице какого-нибудь министерства или держательской компании
может владеть значительной частью пакета акций (более 50%). Тогда
оно, как правило, осуществляет и контроль над их деятельностью.
Глава 1.3. Организационно-правовые формы предприятий
Предприятия, т.е. коммерческие организации, подразделяются
на три основные формы (рис.1.1):
• хозяйственные товарищества и общества;
14
• производственные кооперативы (артели); государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Рассмотрим их по порядку. И начнем с унитарных предприятий.
Унитарное предприятие создают государство либо органы
местного самоуправления. Они делают это с целью извлечения прибыли или выпуска особо значимых товаров.
Разумеется, государство либо органы местного самоуправления
передают предприятию необходимое для работы имущество. При
этом оно находится в их собственности как учредителей.
Такая форма коммерческой организации является единственной,
при которой имущество принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Оно владеет,
пользуется и распоряжается этим имуществом в определенных пределах, установленных ГК РФ, но собственником всегда остается государство или муниципальный орган. Поэтому, характеризуя далее организационно-правовые формы коммерческих организаций, мы не будем принимать во внимание унитарные предприятия.
Коммерческие организации
Государственные и
муниципальные
унитарные
предприятия
хозяйственные
общества (ХО)
с ограниченной
ответственностью
акционерные
общества (АО)
открытые
закрытые
с дополнительной
ответственностью
на праве опера тивного упр авлени я
(ф ед ерал ьное казен ное
пре дприят ие)
Ком манд итн ое ( ХТ на
вер е)
по лное ХТ
хозяйственные
товарищества
(ХТ)
Производственный
кооператив (артель)
на праве х озяйс твен ного вед ения
Хозяйственные
товарищества и
общества
Рисунок 1.1 — Структура организационно-правовых форм предприятий
15
Напомним, что цель создания предприятия – объединение капитала либо совместных усилий учредителей для ведения предпринимательской деятельности и извлечения прибыли. И в связи с этим особое
внимание следует уделить производственным кооперативам, хозяйственным товариществам и обществам.
Один из главных факторов, влияющих на выбор организационно-правовой формы (далее ОПФ) организации, – это количество
учредителей, их правовое положение и отношения между ними. Количество учредителей в зависимости от ОПФ создаваемого предприятия
разнообразно: от одного или нескольких близких людей до достаточно большого числа учредителей, которые даже не знакомы друг с другом.
Если капитала одного человека хватит на то, чтобы создать работоспособное и приносящее прибыль предприятие, то он может организовать хозяйственное общество в любой из указанных на рисунке 1.1 форм: общество с ограниченной ответственностью, общество с
дополнительной ответственностью или акционерное общество.
В таблице 1.1, которая находится на последних страницах данного раздела, в столбце «Учредители» указано, кто может стать учредителем юридического лица в зависимости от его ОПФ.
Отношения между учредителями также необходимо учитывать в
момент создания предприятия.
Разнообразие ОПФ предприятий позволяет организовывать совместную деятельность близких людей, имеющих доверительные отношения, а также незнакомых друг с другом вкладчиков.
Так, например, существуют два типа акционерных обществ:
открытое и закрытое. Если акции3 распространяются только среди
учредителей или иного заранее определенного круга лиц, то это закрытое акционерное общество (ЗАО). Все его участники заранее определены в учредительных документах, они знают друг друга. Продать
акции закрытого акционерного общества можно только с согласия
остальных членов общества, причем последние обладают приоритетным правом на покупку продаваемых акций.
3
Акции – ценные бумаги, удостоверяющие право на долю в имуществе общества.
16
В открытом акционерном обществе участники могут не знать
друг друга и продавать свои акции без согласия других акционеров
всем желающим. Здесь действует только обязательное требование о
необходимости регистрировать такие сделки в установленном порядке.
Еще один критерий выбора ОПФ предприятия зависит от того,
что конкретно хотели бы объединить его создатели: личные усилия,
труд или имущество.
Можно выбрать такую ОПФ предприятия, при которой его учредители смогут сами в нем работать или не работать в зависимости от
собственного желания. То есть непосредственный труд учредителей
не является обязательным, однако за ними сохраняется право влиять
на работу предприятия и получать некоторую материальную выгоду.
В этом смысле можно разграничить товарищества и производственные кооперативы, с одной стороны, и хозяйственные общества, с другой.
Товарищества и производственные кооперативы объединяют, в первую очередь, личные усилия их участников для совместного
ведения предпринимательской деятельности.
В образовании хозяйственных обществ главную роль играет
объединение капиталов, имущества. Поэтому, если группа людей
или юридических лиц, каждый из которых обладает определенным
имуществом, желают объединить свой капитал и использовать его в
целях извлечения прибыли, то им следовало бы организовать хозяйственное общество. Личное участие в хозяйственном обществе не является обязательным. Если же учредитель сам работает в таком обществе, то он получает за свой труд заработную плату, а также часть
прибыли в размере, пропорциональном его вкладу в уставный капитал.
Учредителями почти всех коммерческих организаций могут
быть как граждане, так и юридические лица. Но членами товариществ – полными товарищами – не могут являться граждане – физические лица. В качестве полных товарищей выступают только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организа17
ции. Другие ОПФ коммерческих организаций (кроме унитарного
предприятия) могут быть организованы только коллективом людей
или (и) юридических лиц.
Различаются коммерческие организации и по объему имущественной ответственности их участников перед кредиторами. Например, члены обществ с ограниченной ответственностью отвечают по
долгам предприятия лишь в пределах своего вклада в него. А вот
участники полных товариществ – всем своим имуществом.
Участники хозяйственных товариществ и обществ, а также
производственных кооперативов несут обязательство перед своим
предприятием по передаче имущества в его уставный капитал. Само
же предприятие обладает правом собственности на переданное ему от
участников имущество.
На следующих трех страницах мы приводим таблицу 1.1, в которой кратко раскрываются основные особенности различных организационно-правовых форм юридических лиц (кроме унитарных).
ОПФ
Учредители
Полное товарищество
Таблица 1.1. Отличительные особенности организационно-правовых форм
предприятий
Только индивидуальные предприниматели и
коммерческие
организации.
Не может состоять из одного
товарища.
Участник (полный товарищ)
не может быть
полным товарищем в другом
товариществе.
Учредительные
документы
Учредительный договор
между всеми
участниками.
Уставный
капитал
Складывается
из вкладов товарищей.
Уставный капитал разделен на
доли, соответствующие вкладам товарищей.
18
Фирменное
наименование
Ответственность участников
Управление
делами
Должно содержать истинные
имена (названия) всех его
участников и
слова «полное
товарищество».
Можно указать
одно имя и добавить
слова
«...и компания»
и слова «полное товарищество».
Полные товарищи занимаются предпринимательской
деятельностью
от имени товарищества и отвечают
всем
своим имуществом по его
обязательствам.
Осуществляется
по общему согласию
всех
участников.
Каждый участник имеет один
голос и представляет
интересы всего товарищества
в
хозяйственном
обороте.
Две категории
участников:
полные
товарищи
(индивидуальн
ые
предпринимате
ли
или
коммерческие
организации) и
товарищивкладчики
(любые лица).
Как минимум –
один товарищ и
один вкладчик.
Полный
товарищ
в
товариществе
на
вере
не
может
быть
участником
полного
товарищества.
Учредительн
ый
договор
между всеми
полными
товарищами.
Граждане
и
юридические
лица
(кроме
государственны
х
и
муниципальных
органов).
Их число – не
более 50.
Может
быть
создано одним
лицом, но не
другим
хозяйственным
обществом,
состоящим из
одного лица.
Учредительн
ый договор,
заключаемый
между
учредителями
и
утвержденны
й ими Устав.
Если
один
учредитель,
то
учредительны
й документ –
только Устав.
Общество с ограниченной ответственностью
Учредители
Товарищество на вере
Учредительные
документы
ОПФ
Фирменное
наименование
Ответственность участников
Складывается
из
вкладов
полных
товарищей
и
товарищейвкладчиков.
Этот капитал
разделен
на
доли,
равные
вкладам полных
товарищей
и
вкладчиков.
Должно
содержать либо
имена
всех
полных
товарищей
и
слова
«товарищество
на вере» или
«коммандитное
товарищество»,
либо имя хотя
бы
одного
полного
товарища
с
добавлением
слов
«...
и
компания»
и
слова
«товарищество
на вере» или
«коммандитное
товарищество»
Полные
товарищи
отвечают всем
своим
имуществом.
Товарищивкладчики не
принимают
участия
в
предпринимате
льской
деятельности и
несут
риск
убытков
только
в
пределах
своего вклада.
Осуществляется
полными
товарищами.
Вкладчики не
вправе
участвовать
в
управлении
и
ведении
дел,
выступать
от
его
имени
иначе, как по
доверенности. А
также они не
вправе
оспаривать
действия
полных
товарищей по
управлению и
ведению дел.
Составляется из
вкладов учредителей. Не должен быть менее
стократной величины минимального размера оплаты труда. Участник не
имеет права не
вносить вклад в
уставный капитал.
Вклад
участника равен
его
доле
в
уставном капитале общества.
Должно
содержать
слова
«Общество с
ограниченной
ответственност
ью»
и
название.
Можно
сокращенно
ООО
и
название.
Участники не
отвечают
по
обязательствам
общества
и
несут
риск
убытков лишь
в
пределах
своего вклада.
При
выходе
участника из
общества
он
получает свою
долю
в
имуществе
общества.
Высший орган
управления
–
общее собрание
участников.
Голоса
распределяются
пропорциональ
но долям
в
уставном
капитале. Для
ведения
дел
создается
исполнительны
й
орган
(коллегиальный
и
(или)
единоличный).
Он может быть
избран не из
числа
участников
общества.
Уставный
капитал
19
Управление
делами
Граждане
и
юридические
лица.
Может
быть
создано
одним лицом.
Учредительн
ый договор,
заключаемый
между
учредителями
и
утвержденны
й ими Устав.
Договор
не
заключается,
если
у
предприятия
один
учредитель.
Акционеры –
граждане
и
юридические
лица.
Может
быть
создано
одним лицом,
но не другим
хозяйственным
обществом,
состоящим из
одного
лица.
Число
акционеров
закрытого
акционерного
общества
не
может
быть
более 50.
Устав,
утверждаемы
й на собрании
учредителей.
Внимание!
Между
учредителями
может
заключаться
договор
о
создании
общества, но
он
не
является
учредительны
м
документом
Акционерное общество
Учредители
Общество с дополнительной ответственностью
Учредительные
документы
ОПФ
Фирменное
наименование
Ответственность участников
Составляется из
вкладов
учредителей.
Не должен быть
менее
стократной
величины
минимального
размера оплаты
труда. Участник
не имеет права
не
вносить
вклад
в
уставный
капитал.
Уставный
капитал
разделяется на
доли, каждая из
которых равна
вкладу
участника.
Должно
содержать
слова
«Общество с
дополнительно
й
ответственност
ью»
и
название.
При недостаточности имущества общества кредиторы
вправе в полном
объеме
или в любой
части предъявить требования к любому
из участников.
Участники несут ответственность, в равной
мере кратную
размерам
их
вкладов.
Высший орган
управления
–
общее собрание
участников.
Голоса
распределяются
пропорциональ
но долям
в
уставном
капитале. Для
ведения
дел
учредителями
создается
исполнительны
й орган.
Поделен
на
определенное
число
акций,
право выпуска
которых
принадлежит
АО. Акционеры
приобретают
акции и тем
самым вносят
вклад
в
уставный
капитал.
Уставный
капитал равен
номинальной
стоимости
акций и не
должен
быть
менее
1000кратного
размера
минимальной
оплаты
труда
(базовой
суммы)
для
ОАО,
и
не
менее
100
МРОТ – для
ЗАО.
Обязательно
указание на то,
что общество
является
акционерным.
Фирменное
наименование
открытого АО
должно
содержать
слова
«Открытое
акционерное
общество»
и
название или
сокращенно
ОАО
и
название.
Фирменное
наименование закрытого АО –
слова «Закрытое акционерное общество»
и название или
сокращенно
ЗАО и название.
Участники не
отвечают
по
обязательствам
общества
и
несут
риск
убытков лишь
в
пределах
стоимости
своих акций.
Акционеры,
которые
не
полностью
оплатили
акции,
несут
солидарную
ответственност
ь
по
обязательствам
АО в пределах
неоплаченной
части
стоимости
принадлежащи
х им акций.
Высший орган
управления
–
собрание
акционеров,
собираемое
ежегодно.
В
обществе
с
числом
акционеров
более
50
создается совет
директоров
(наблюдательны
й
совет).
Исполнительны
й орган может
быть
коллегиальным
(правление,
дирекция)
и
(или)
единоличным
(директор,
генеральный
директор).
Уставный
капитал
20
Управление
делами
Производственный кооператив
ОПФ
Учредители
Члены
кооператива –
это граждане,
которые внесли
установленный
Уставом паевой
взнос.
Их
должно быть не
менее
пяти.
Участие
юридических
лиц может быть
допущено
Уставом.
Учредительные
документы
Устав,
утверждаемы
й
общим
собранием
членов
кооператива.
Уставный
капитал
Имущество
складывается из
паевых взносов
членов. Права
члена
в
отношении
кооператива не
зависят
от
величины его
пая.
Уставом
часть
имущества
может
быть
отнесена
к
неделимым
фондам.
Кооператив не
вправе
выпускать
акции.
Фирменное
наименование
Ответственность участников
Состоит
из
наименования
и
слов
«Производстве
нный
кооператив»
или «Артель»
В
порядке,
предусмотренн
ом
Уставом
кооператива,
определяется:
• субсидиар
ная
ответственно
сть
членов
кооператива
по
его
обязательства
м,
• обращение
взыскания на
пай
члена
кооператива
по
его
личным
долгам
(допускается
лишь
при
недостатке
иного
имущества
для покрытия
таких
долгов).
Управление
делами
Высший орган –
общее собрание
участников.
Может
быть
создан
наблюдательны
й
совет
в
кооперативе с
числом членов
более
50.
Исполнительны
е
органы
–
правление
и
(или)
председатель.
Глава 1.4. Объединения предприятий
Предприятия могут объединяться в ассоциации (союзы), концерны, холдинги, межотраслевые и региональные и другие объединения. Для чего? Чтобы координировать свою деятельность, совместно
представлять и защищать общие имущественные интересы, а также
расширять возможности предприятий. Такие объединения создаются
на договорной основе.
В мировой практике сложились следующие варианты объединений предприятий:
• картели,
• синдикаты,
• пулы,
• тресты,
• концерны,
• промышленные холдинги,
• финансовые группы.
21
Остановимся вкратце на каждом из них.
Картель представляет собой объединение, как правило, предприятий одной отрасли. Они придерживаются единой рыночной стратегии, включая согласованную ценовую политику, совместную позицию в отношении крупных клиентов, обмен информацией и пр.
Для картеля характерны следующие признаки:
• договорный характер объединения;
• сохранение права собственности участников картеля на свои
предприятия (тем самым они сохраняют свою хозяйственную,
финансовую и юридическую самостоятельность);
• совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться, хотя и в ограниченной степени, на ее
производство.
Синдикат – разновидность картельного соглашения, которое
предполагает сбыт продукции его участников через специально созданный единый сбытовой орган (акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью). Участники синдиката, как и
картеля, сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, а иногда и собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатским сбытовым обществом. Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией:
горнодобывающей, металлургической, химической.
К объединениям картельного типа относятся также и пулы. Пулом называется объединение предпринимателей, предусматривающее
особый порядок распределения прибыли его участников. Прибыли
участников пула поступают в «общий котел», а затем распределяются
между ними в заранее установленной пропорции.
Трест представляет собой объединение, в котором различные
предприятия, ранее принадлежащие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя при этом свою
юридическую и хозяйственную самостоятельность.
В тресте объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не одна какая-нибудь сторона, как в картеле или
синдикате. Форма треста удобна для организации комбинированного
22
производства, т.е. объединения в одной компании предприятий
разных отраслей промышленности.
Концерн – это договорное объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного
сотрудничества.
Концерн обычно является производственным объединением, в
которое входят предприятия разных отраслей. В зависимости от этого
концерны имеют характер «вертикальных» или «горизонтальных»
объединений. Первый тип объединений охватывает предприятия
разных отраслей промышленности, производственный процесс которых взаимосвязан (например, горнодобывающие, металлургические и
машиностроительные). Второй – предприятия разных отраслей производств, не связанных между собой.
Объединенные в концерн предприятия остаются юридическими
лицами в форме акционерных обществ или иных хозяйственных
объединений, но имеют общее руководство, осуществляемое головной
компанией (холдингом).
Холдинг представляет собой держательскую (материнскую, головную) компанию, которая обладает контрольным пакетом акций
объединенных предприятий, управляет ими и контролирует их деятельность.
Помимо простых холдингов, представляющих собой одно материнское общество и одно или несколько контролируемых им дочерних обществ, существуют и более сложные холдинговые структуры. В
них дочерние общества сами выступают в качестве материнских
компаний по отношению к другим компаниям. При этом материнское
общество, стоящее во главе всей структуры холдинга, именуется холдинговой компанией.
Финансово-промышленная группа (ФПГ) — это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо объединивших на основе договора собственные капиталы,
материальные и производственные ресурсы для решения общих задач.
23
ФПГ образуются в целях реализации проектов и программ,
направленных на повышение конкурентоспособности и расширение
рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие
договор о ее создании, и учрежденная ими центральная компания
ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие ФПГ.
При формировании ФПГ следует руководствоваться рядом
объективных критериев, в частности, принципами экономической целесообразности, единства технологической цепочки и т.п. В первую
очередь, необходимо создавать ФПГ на базе тех предприятий, которые выпускают сложную наукоемкую продукцию, конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках, имеющую платежеспособный
спрос. А также на базе предприятий, поставляющих продукцию для
государственных нужд.
ФПГ могут стать действенным инструментом развития перспективных отраслей и производств, особенно экспортной ориентации, реализации достижений научно-технического прогресса, экологических
программ. Концентрация в таких группах значительных финансовых
ресурсов и промышленного потенциала позволяет осуществлять
большие инвестиционные проекты по разработке и производству высокоэффективной и конкурентоспособной продукции.
ФПГ позволяет выигрывать в конкурентной борьбе за счет того,
что в ее структуре возможно создание финансовых схем, где достигается такая минимизация налогов, которая не может быть достигнута
иным путем.
На этом мы закончим знакомство с правовыми основами деятельности предприятий и перейдем к основам экономическим.
24
РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Глава 2.1. Имущество и капитал предприятия
В своей производственной деятельности предприятие использует различные материальные и нематериальные элементы, которые называются его имуществом.
Материальные элементы – это земельные участки, здания, сооружения, машины, оборудование, сырье, полуфабрикаты, готовые изделия, денежные средства.
Нематериальные элементы создаются в процессе жизнедеятельности предприятия. К ним относятся репутация фирмы и круг постоянных клиентов, название фирмы и используемые товарные знаки, навыки руководства, квалификация персонала, запатентованные способы производства, ноу-хау, авторские права, контракты и т. п.
Что касается капитала предприятия, то его можно рассматривать с нескольких точек зрения. Дело в том, что существует реальный капитал и денежный.
Реальный представляет собой всю совокупность средств производства предприятия, а денежный – всю сумму денег, используемую
для приобретения средств производства.
Рассмотрим эти понятия более подробно. И начнем с денежного
капитала, который делится на заемный и собственный.
Все то, что предприятие привлекает со стороны в виде кредитов,
финансовой помощи, сумм, полученных под залог, и других внешних
источников на конкретный срок, на определенных условиях под какие-либо гарантии, называется заемным капиталом.
А вот собственный капитал предприятия – это уже стоимость
имущества предприятия, полностью находящегося в его собственности. Собственный капитал предприятия складывается из различных
источников: уставного капитала, взносов, пожертвований, прибыли. И
особая роль здесь принадлежит уставному капиталу. Что это такое?
25
Для того чтобы предприятие появилось, ему следует пройти
процесс государственной регистрации. А для этого, в частности, оно
должно иметь необходимую сумму денег – уставный капитал. Сумма
уставного капитала в каждом конкретном случае зависит от того, каким видом деятельности собирается заниматься создаваемое предприятие.
Процесс формирования уставного капитала организаций, предприятий различных организационно-правовых форм имеет свои особенности.
Например, уставный капитал акционерного общества формируется из двух источников. Во-первых, это собственные средства предприятия как юридического лица, а во-вторых, сумма вкладов акционеров.
Каким образом акционеры делают свои вклады? А очень просто.
При создании акционерное общество должно напечатать и выставить
на продажу определенное законодательством количество своих акций.
Каждая акция имеет определенную денежную стоимость, которая называется паритетом, или номинальной стоимостью. Все желающие
покупают акции предприятия и таким образом становятся его акционерами. А вырученные таким образом деньги идут на формирование
уставного капитала.
В соответствии с российским законодательством по состоянию
на 1 января 2009 года минимальный размер уставного капитала закрытого акционерного общества (ЗАО) составляет 100-кратную сумму
минимального размера оплаты труда (МРОТ), а открытого акционерного общества (ОАО) – 1000-кратную сумму МРОТ. А вообще, размер
уставного капитала не может быть меньше размера, предусмотренного Федеральным Законом «Об акционерных обществах» от
26.12.1995 года №208-ФЗ.
Размер уставного капитала не является постоянной величиной.
Акционерное общество может увеличивать или уменьшать свой
уставный капитал по решению Общего собрания акционеров.
Увеличить размер своего уставного капитала акционерное общество может двумя основными способами:
26
• выпустить новые акции, с большей номинальной стоимостью, и
обменять на них ранее размещенные акции;
• выпустить дополнительные акции.
Важно заметить, что уставный капитал акционерного общества
может быть увеличен только после того, как будут полностью оплачены ранее выпущенные акции.
Уменьшить уставный капитал акционерного общества можно
также двумя основными способами:
• снизить номинальную стоимость акций;
• сократить их общее число (например, предприятие может выкупить часть своих акций и таким образом сократить их число).
Любые изменения уставного капитала акционерного общества
должны быть внесены в его учредительные документы.
На этом мы закончим разговор о денежном капитале и вернемся
к реальному.
Напомним еще раз, что реальный капитал представляет собой
всю совокупность средств производства (станков, оборудования,
инструментов и т.д., т.е. всего того, чем работают на предприятии).
При этом он подразделяется на основной и оборотный капитал.
Что относят к основному капиталу? Материальные средства
длительного пользования, а именно: здания, сооружения, машины,
оборудование и т.п. Основной капитал может служить предприятию в
течение многих лет.
Под термином «основной капитал предприятия» часто понимают лишь основные средства предприятия (здания, сооружения, машины и оборудование). Однако понятие основного капитала значительно
шире. Кроме основных средств в него также включают незавершенное
строительство и долгосрочные инвестиции.
Что относят к оборотному капиталу? Все то, что расходуется
на покупку предметов труда (сырья, основных и вспомогательных материалов и т.п.), а также на оплату труда.
Оборотный капитал, как правило, полностью потребляется в
течение одного цикла производства (купили сырье, обработали и сделали из него готовую продукцию).
27
Оборотный капитал предприятия состоит из оборотных средств
в сфере производства и в сфере обращения.
Оборотные производственные фонды включают в себя:
• производственные запасы – предметы труда, подготовленные
для запуска в производственный процесс, но еще не поставленные на рабочие места. Например, сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, горючее, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;
• незавершенное производство – частично готовая продукция.
Она еще не прошла полный цикл производства и потому ее нельзя пока еще отправить на склад готовой продукции либо
отдать заказчику. Например, это могут быть материалы и изделия, находящиеся в процессе обработки или сборки; полуфабрикаты собственного изготовления, подлежащие дальнейшей переработке;
• расходы будущих периодов – это невещественные затраты, которые производятся в данном периоде (квартал, год), но в себестоимость будут включены в последующих. Например,
предоплата за аренду помещения.
Фонды обращения состоят из следующих элементов:
• готовая продукция на складах;
• товары в пути (отгруженная продукция);
• денежные средства;
• средства в расчетах с потребителями продукции.
Наличие у предприятия оборотных средств является непременным условием его работы.
Глава 2.2. Персонал предприятия – его трудовые ресурсы
Все люди, работающие на предприятии, составляют его персонал.
Тех, кто занят непосредственно производством и его обслуживанием, называют производственным персоналом. Остальных – персоналом, занятым в непроизводственной сфере.
28
Работники производственного персонала подразделяются на две
основные группы: рабочие и служащие (рис. 2.1).
Самая основная и многочисленная категория производственного
персонала – рабочие предприятия. Это все те, кто непосредственно
занят созданием материальных ценностей или работами по оказанию
производственных услуг. Они подразделяются на основных и вспомогательных.
К основным относятся работники, которые непосредственно создают продукцию предприятий или заняты в технологических процессах, т.е. изменяют формы, размеры, положение, состояние, структуру,
физические, химические и другие свойства предметов труда.
К вспомогательным относятся рабочие, которые обслуживают
оборудование и рабочие места в производственных цехах, а также все
рабочие вспомогательных цехов и хозяйств.
В группе служащих выделяют такие категории работников, как
руководители, специалисты и собственно служащие.
Руководители – это те, кто возглавляет предприятия либо их
структурные подразделения, а также их заместители: директора, начальники, управляющие, менеджеры, главные специалисты (главный
бухгалтер, главный механик и т.д.).
К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическими работами. Например, это инженеры, экономисты, бухгалтеры, юристы и т.д.
Служащие – это работники, которые готовят и оформляют документацию, ведут учет и осуществляют контроль, хозяйственное обслуживание: делопроизводители, кассиры, учетчики и т.д.
Производственный персонал составляет основную часть трудовых ресурсов предприятия.
29
ТРУДОВОЙ ПЕРСОНАЛ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Рабочие
Основные
Служащие
Вспомогательные
Руководители
Специалисты
Служащие
Рисунок 2.1 – Персонал предприятия
Глава 2.3. Как выбрать оптимальный режим рабочего
времени
Каждый руководитель заинтересован в том, чтобы его сотрудники работали как можно лучше, чтобы росли уровни продаж, производство, чтобы как можно реже возникали проблемы с партнерами,
клиентами и государственными надзорными органами.
Однако слишком часто руководители пытаются решить эти задачи путем увеличения рабочего времени. В итоге, продолжительность рабочего дня вырастает до 12 часов, единственным выходным
остается воскресенье, а отпуск сокращается до 2 недель.
Заработная плата при этом повышается. И, казалось бы, все довольны. Но почему-то через несколько месяцев работоспособность
персонала резко падает, а руководитель начинает задумываться о смене коллектива. Но даже такие кардинальные меры не всегда приводят
к хорошему результату.
А между тем, проблему эффективности работы можно решить
несколько иным способом, и при этом вовсе не обязательно увеличи30
вать общую продолжительность рабочего времени. Достаточно лишь
установить тот режим, который будет устраивать и работника, и его
работодателя. А главное, он будет реально способствовать повышению эффективности труда. Вопрос только в том, как его установить.
Трудовой кодекс РФ (далее – ТК РФ) выделяет несколько типичных режимов рабочего времени:
• ненормированный рабочий день;
• работа в режиме гибкого рабочего времени;
• сменная работа;
• суммированный учет рабочего времени;
• разделение рабочего времени на части.
Рассмотрим подробнее эти режимы рабочего времени.
1. Ненормированный рабочий день. По общему правилу нормальная продолжительность рабочего дня составляет 8 часов. Но иногда для того, чтобы выполнить определенное задание, этого времени
не хватает.
В таких ситуациях есть смысл применять режим ненормированного рабочего времени. Его суть состоит в том, что по распоряжению
работодателя отдельные работники могут при необходимости периодически привлекаться к выполнению своих обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. При этом оплата за такую работу как за сверхурочную не производится.
В качестве льготы за то, что работник трудится больше, ему
предоставляется дополнительный отпуск. Это значит, что если работник принимается на работу на условиях ненормированного рабочего
времени, то работодатель обязан предоставить ему дополнительные
дни отдыха (не менее 3). Если дополнительный отпуск не предоставляется, то работа за пределами нормальной продолжительности должна быть оплачена по правилам оплаты сверхурочной работы.
Привлекаться к ненормированной работе могут не все работники, а только лица, занимающие определенные должности. Перечень
должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка предприятия.
31
Работники с ненормированным рабочим днем не могут привлекаться к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени постоянно. Ненормированная работа должна носить периодический характер. В то же время трудовое законодательство не содержит четкой регламентации, сколько часов сверх положенных 40 в
неделю может трудиться работник с ненормированным рабочим днем.
2. Режим гибкого рабочего времени. В услугах некоторых категорий работников работодатель нуждается время от времени. К таким категориям, например, относятся налоговые консультанты и юристы. Для успешной работы предприятия таким работникам достаточно
приходить 1-3 раза в неделю, но находиться на рабочем месте более 8
часов в день.
В таких случаях вполне эффективным может оказаться применение режима гибкого рабочего времени. При работе в этом режиме начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня определяется по соглашению сторон.
3. Разделение рабочего дня на части. В тех случаях, когда интенсивность работы в течение рабочего дня неодинакова, можно ввести режим разделения рабочего дня на части.
Когда это происходит? Например, для работников жилищноэксплуатационного управления, непосредственно работающих с клиентами (жильцами), достаточно часто устанавливаются часы работы с
700до 1200 и с 1700 до 2000. Подобный режим работы удобен жильцам: все вопросы, касающиеся жилья, можно решить до или после работы. Дополнительные преимущества получают и сами работники:
высвобождается середина дня, и в течение этого свободного времени
можно заниматься своими личными делами.
Режим разделения рабочего дня на части похож на режим гибкого рабочего времени. Но в данном случае на части делится исключительно рабочий день. А при режиме гибкого рабочего времени работа
распределяется неравномерно в течение более длительного периода
(неделя, месяц, квартал и т.д.).
4. Сменная работа. Существуют такие организации, которые
работают круглосуточно. И чтобы обеспечить их постоянно работаю32
щими кадрами, ТК РФ предусматривает возможность введения режима сменной работы, т.е. работы в 2, 3 или 4 смены.
Сменная работа вводится в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или
оказываемых услуг.
При сменной работе каждая группа сотрудников должна исполнять свои обязанности в течение установленной продолжительности
рабочего времени.
Особо следует отметить, что работа в течение 2 смен подряд
запрещается.
5. Суммированный учет рабочего времени. В рассмотренных
выше режимах (кроме ненормированного рабочего дня) общая продолжительность рабочего времени в течение определенного периода
(день, неделя, месяц, год) может быть приблизительно предусмотрена
и подсчитана. Но иногда работодатель не может даже предположить,
сколько времени потребуется работнику для выполнения определенного задания. Прежде всего, это относится к водителям, работникам
авиации и т.д. В этом случае допускается введение суммированного
учета рабочего времени. При этом продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал, год) не должна превышать
нормального числа рабочих часов.
Таким образом, устанавливая тот или иной режим работы, следует помнить, что он должен предусматривать:
• продолжительность рабочей недели (5- или 6-дневная рабочая
неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику);
• работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников;
• продолжительность рабочего дня (смены);
• время начала и окончания работы;
• время перерывов в работе;
• число смен в сутки;
• чередование рабочих и нерабочих дней.
33
Глава 2.4. Мотивация труда
Что такое мотивация? Что кроется за этим термином, столь часто упоминаемым в различных учебниках и книгах по бизнесу?
Мотивация – это побуждение себя и других к деятельности
для достижения личных целей или целей организации.
Выделяют два вида мотивации: внутреннюю и внешнюю.
Внутреннюю мотивацию можно вызвать, если возбудить у человека интерес к деятельности, помочь ему ощутить значимости своей
работы, предоставить свободу действий, возможность реализовать
себя, а также развивать свои умения и способности.
Внешняя мотивация формируется под воздействием внешних
факторов, таких как условия оплаты труда, социальные гарантии, возможность продвижения по службе, похвала или наказание руководителя и т.п. Все эти факторы оказывают сильное воздействие, но не
обязательно длительное.
Существует множество различных подходов к тому, как руководитель должен строить систему мотивации сотрудников. Одна из таких систем — «мотивационная лесенка» Маккинси. В ее основе лежат четыре ступени мотивации.
На первой ступени этой «лесенки» руководитель должен добиться того, чтобы каждый сотрудник сопоставил себя с предприятием и его целями. Каждый должен почувствовать сопричастность делам фирмы, и цели работодателя должны стать и его собственными
целями.
Второй ступенью является сопоставление сотрудника с конкретными задачами. Если задачи «навязаны сверху», то результаты вряд
ли окажутся хорошими. В этом случае работник не будет чувствовать
их важности и большую часть времени потратит на то, чтобы убедить
руководителя в их несостоятельности или нереальности. Для устранения этого недостатка предлагается совместная разработка промежуточных целей, которые должны отвечать таким требованиям, как важность и актуальность для всех, конкретность и простота измерения,
достижимость с помощью имеющихся ресурсов. Промежуточные
цели должны привести к успеху уже через несколько недель.
34
Третья ступень заключается в том, что каждый сотрудник должен быть уверен в своей способности решить необходимые задачи.
Для появления такой уверенности необходимо признание сотрудниками поставленных целей с точки зрения их количественных показателей. На этом этапе также необходимо управление сотрудником и
контроль выполнения его работы.
Заключительный этап «мотивационной лесенки» состоит в том,
что работнику необходимо прочувствовать успех. Успех — одна из
потребностей, мотивирующих человека. Поэтому важно дать человеку
возможность ощутить успех и признание его заслуг со стороны руководства. На данном этапе сотрудник получает внутренние и внешние
вознаграждения. К внутренним вознаграждениям относятся удовлетворение от выполненной работы, чувство самоуважения. Внешние
вознаграждения обеспечиваются руководителем. Они непосредственно связаны с системой стимулирования, которая включает три уровня:
признание заслуг сотрудника руководством, материальные стимулы в
зависимости от величины трудового вклада и возможность повышения по службе.
Главное, это понимать, что процесс возникновения у сотрудника
необходимой мотивации – многоступенчатый. Бессмысленно использовать отдельные его компоненты без использования остальных. Они
эффективны только в том случае, когда применяются вместе, в заданной последовательности.
Глава 2.5. Материальное стимулирование труда
На каждого из нас влияют те или иные стимулы. На производительность труда работников оказывают воздействие, прежде всего,
материальные стимулы.
Что к ним относится? Например, заработная плата – один из
основных материальных стимулов.
Заработная плата сотрудника (ее размер, форма, сроки выплаты
и другие условия) по согласованию с руководителем фиксируется в
трудовом договоре. А на крупных предприятиях – в коллективном договоре. Там оговариваются условия оплаты труда работников, разме35
ры тарифных ставок, формы и системы оплаты труда, порядок применения надбавок, доплат, премий и других видов вознаграждения,
режим труда и отдыха, социальная защита работников.
Существует две основных системы оплаты труда – тарифная и
бестарифная.
При тарифной системе заработная плата зависит от так называемых тарифных ставок. Они устанавливаются законодательством и
определяют размер оплаты труда рабочих за 1 час или за 1 день.
Тарифные ставки устанавливаются с учетом квалификации рабочих, т.е. чем выше квалификация, тем больше и тарифная ставка.
На размер тарифных ставок влияют также условия труда: обычные ставки установлены на работах с нормальными условиями труда,
более высокие – на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.
При бестарифной системе оплаты труда индивидуальную заработную плату каждого работника рассчитывают иначе. Сначала подсчитывают общую сумму заработанных всем коллективом денежных
средств, а затем определяют долю каждого в отдельности, в зависимости от степени и значимости его участия в получении общей прибыли.
Чтобы обеспечить правильное соотношение между затраченными усилиями и их оплатой, а также повысить заинтересованность рабочих в большей эффективности, исторически руководители выделили две основные формы заработной платы: повременную и сдельную.
Остановимся на них подробнее.
При повременной оплате главное, это сколько времени отработал
сотрудник. И на основании этой информации заработная плата подсчитывается по формуле:
ЗП = ТС × РВ,
где ЗП – заработная плата;
ТС – тарифная ставка присвоенного рабочему квалификационного разряда;
РВ – фактически отработанное время.
При сдельной оплате труда на первый план выходит количество
и качество произведенной рабочим продукции. Здесь уже заработная
36
плата начисляется за каждую единицу продукции исходя из установленной сдельной расценки и рассчитывается по формуле:
ЗП = СР × ВП ,
где ЗП – заработная плата рабочего;
СР – сдельная расценка за единицу продукции;
ВП – количество изготовленной продукции.
Для того чтобы правильно выбрать наиболее подходящую каждому конкретному работнику форму оплаты труда, руководитель должен
учесть целый ряд факторов. К ним, например, относятся следующие:
• характер применяемого оборудования;
• особенности технологического процесса;
• организация производства и труда;
• требования к качеству продукции;
• использование трудовых и материальных ресурсов и т. д.
Повременная и сдельная – это основные, своего рода материнские,
формы заработной платы. Однако на практике часто разделяются на более частные формы, или системы.
Рассмотрим сначала системы повременной заработной платы.
Наиболее популярны из них на сегодняшний день простая повременная и повременно-премиальная системы заработной платы.
При простой повременной системе заработок рабочего определяется тарифной ставкой его разряда и количеством отработанного
времени. В данном случае рабочий получает тарифную полную заработную плату только при 100%-ном выполнении индивидуального задания. При неполном же выполнении задания оплата пропорционально уменьшается, но при этом она не может быть ниже минимального
размера оплаты труда, установленного действующим законодательством.
При повременно-премиальной системе рабочий получает заработную плату по тарифной ставке, а также сверх того еще и премию.
Но на премию он может рассчитывать только в том случае, если обеспечил определенные ему количественные и качественные показатели.
37
Теперь уделим внимание системам сдельной заработной платы.
Различают прямую индивидуальную, косвенно-сдельную,
сдельно-прогрессивную, аккордно-сдельную и сдельно-премиальную системы оплаты труда.
При прямой индивидуальной системе заработная плата рабочего зависит, прежде всего, от его выработки. Она начисляется в соответствии с количеством произведенной продукции по постоянным
сдельным расценкам, что повышает заинтересованность работников в
увеличении индивидуальной производительности труда. Заработок
определяется путем умножения количества изготовленной продукции
на сдельную расценку за единицу этой продукции.
Что касается косвенно-сдельной системы, то она применяется в
основном для оплаты труда вспомогательных рабочих, от которых в
значительной степени зависят темп работы и выработка основных рабочих. В этом случае заработная плата сотрудника находится в прямой зависимости от выработки тех, кого он обслуживает. Вводить
косвенную сдельную систему оплаты труда можно только в том случае, если вспомогательные рабочие закреплены за определенным оборудованием или рабочими-сдельщиками, от выработки которых и зависит их оплата. Как правило, при данной системе вспомогательные
рабочие гораздо более заинтересованы в том, чтобы лучше обслуживать рабочие места и машины.
При сдельно-прогрессивной системе работа в пределах установленной нормы оплачивается по действующим сдельным расценкам. А вот все, что сделано сверх нормы, – по повышенным. В этом
случае заработок рабочего растет быстрее, чем выработка. Поэтому
данная система вводится чаще всего временно – на три-шесть месяцев. И преимущественно на тех участках предприятия, где сложилась
неблагоприятная ситуация с выполнением плана производства продукции.
При аккордно-сдельной системе размер оплаты труда устанавливается за весь объем работы. Оплата вводится для отдельных групп
рабочих, чтобы повысить их материальную заинтересованность, по38
высить производительность труда и сократить сроки выполнения работы. Премия выплачивается за сокращение сроков качественного выполнения задания. Расчет с рабочими производится после выполнения
всех работ. Если выполнение задания требует длительного времени
(например, в судостроении), то выплачивается аванс за текущий месяц
с учетом выполненного объема работ. Эта система является, как правило, бригадной формой оплаты труда, так как распространяется целиком на рабочую бригаду.
При сдельно-премиальной системе помимо оплаты за выработанную продукцию рабочий получает еще и премию за достижение
установленных индивидуальных или коллективных (количественных
или качественных) показателей.
Эту систему оплаты применяют в основном для того, чтобы
вдохновить работников на выполнение и перевыполнение производственных планов, повышение производительности труда, а также
улучшение качества продукции, экономию сырья, материалов, топлива, электроэнергии, инструмента и других материальных ценностей,
снижение потерь сырья и т.д.
Помимо премий важную роль в материальном стимулировании
труда играют доплаты, надбавки к заработной плате и другие типы
стимулирующих выплат.
Доплаты и надбавки делятся на компенсационные и стимулирующие.
В свою очередь компенсационные доплаты и надбавки делятся
на две большие группы.
К первой группе относятся доплаты:
• за работу в выходные и праздничные дни, в сверхурочное время;
• несовершеннолетним работникам в связи с сокращением их рабочего дня;
• сотрудникам, выполняющим работы ниже присвоенного им тарифного разряда;
• при невыполнении норм выработки и изготовлении бракованной продукции не по вине работника;
39
• рабочим в связи с отклонениями от нормальных условий выполнения работы.
Во вторую группу входят доплаты и надбавки, которые применяются в определенных сферах труда. Основания для их начисления
могут быть различными. Одни, например, устанавливаются для того,
чтобы компенсировать дополнительную работу, не связанную непосредственно с основными функциями работника. Другие виды надбавок применяются к работам с неблагоприятными условиями труда.
Третьи объясняются особым характером выполняемой работы.
Предприятие определяет размер компенсационных выплат самостоятельно. Однако он не должен быть ниже размеров, установленных
соответствующими решениями Правительства РФ.
Условия и размеры стимулирующих выплат предприятие определяет полностью самостоятельно. На предприятии должно быть принято специальное положение о введении той или иной стимулирующей надбавки.
На практике для стимулирования работников предприятия часто
применяют следующие виды доплат:
• за совмещение нескольких профессий (должностей);
• за расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ;
• за выполнение обязанностей отсутствующего работника;
• за профессиональное мастерство;
• специалистам за высокие достижения в труде и высокий уровень квалификации.
Доплаты и надбавки обычно устанавливаются в относительных
размерах и корректируются при изменении тарифных ставок и окладов с учетом инфляции.
И последнее, о чем хотелось бы сказать в этой главе, – это о разнице между доплатами и премией. У многих часто возникает путаница в терминах из-за непонимания того, чем же они все-таки отличаются.
Так вот, доплаты носят стабильный характер, а премии – непостоянный. Премия чаще всего стимулирует результаты труда всего
40
коллектива, а всевозможные доплаты – отдельного сотрудника. Премия, которая установлена для всех, эффективнее некоторых видов доплат, так как ее стимулирующее воздействие распространяется на весь
коллектив.
И на этом мы завершим разговор об экономических ресурсах
предприятия и обратимся к вопросу организационной структуры.
Конец первой лекции
Все замечания и предложения отсылайте по адресу: feedback@rfet.ru
41