Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1. Предпосылки возникновения аудита
1.1. Предпосылки возникновения аудита
В 700 гг. до н.э. в древнем Китае, в период династии Чжоу, существовала должность особого доверенного чиновника, в обязанности которого входила проверка деятельности чиновников, имевших непосредственный доступ к государственным финансам и иному государственному имуществу.
В Афинах в Vвеке до н.э. также существовали специальные органы, занимавшиеся проверкой деятельности должностных лиц при осуществлении ими свои полномочий.
В Римской империи контрольные функции осуществлялись специальными служащими – кураторами, прокураторами, квесторами. Сложность структуры Римской империи, существование значительного числа провинций требовали особого подхода не только к процессу учета доходов, расходов и всех собираемых налогов, но и к процессу проверки достоверности отражения государственными чиновниками всей учетной информации.
Родиной современного аудита считается Великобритания.
Первые документальные упоминания об аудиторах, как о служащих с контрольными полномочиями, относятся к 1130 году, о чем свидетельствуют записи в архивах Казначейства Англии и Шотландии.
Становление рыночной экономики в Европе в XIXвеке ознаменовалось появлением большого числа акционерных обществ. Так, в Великобритании к 1880 году уже имелось более 14 тыс. акционерных обществ, а к началу 1928 года их число превысило 100 тыс. многочисленные акционеры были заинтересованы в гарантиях сохранности их вложений, получении дивидендов.
Необходимым условием для реализации этих ожиданий являлось:
1. Правильное ведение бухгалтерского учета;
2. Эффективное функционирование компании;
3. Уверенность в том, что ее деятельность в ближайшем будущем не прервется и будет продолжена.
Для защиты интересов собственников, акционеров, кредиторов, было решено установить обязательный независимый контроль ведения учета в компаниях и составления их отчетности.
В связи с этим в 1844 году в Англии была принята серия законов о компаниях, согласно которым их правления были обязаны не реже одного раза в год приглашать аудитора для проверки бухгалтерских книг и счетов с последующим отчетом перед акционерами. Главными требованиями, предъявляемыми к аудиторам, были их честность и независимость.
Появление современного аудита связано с разделением интересов
Первый федеральный закон
В 1932 год в США был принят «Акт о правильности ценных бумаг» - первый федеральный закон, регулирующий проведение проверок независимыми аудиторами частных корпораций, выпускающих акции и облигации, а также осуществляющих свою деятельность в нескольких штатах.
Обстоятельства, определяющие необходимость аудита, как элемента рыночной инфраструктуры:
1. Информация о финансовом состоянии и результатах деятельности организаций является предметом внимания различных пользователей;
2. Разделение интересов;
3. Принятие управленческих решений;
4. Финансовая информация может иметь искажения и неточности;
5. Отсутствие доступа к финансовой информации организации-партнера;
6. Невозможность самостоятельной оценки качества составления и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации-партнера. Необходимость наличия специальных знаний и навыков для проверки финансовой отчетности.
7. Хозяйственные и финансовые операции, совершаемые организациями, многочисленны, разнообразны и сложны.
1.2. Основные этапы развития современного аудита
Первый этап (1844-1930гг.) Он характеризуется как подтверждающий аудит и основывается на теории адекватности, разработанной английскими аудиторами используется сплошной метод проверки всех операций за год. Аудитор – сторожевой пес.
Второй этап (1930г. – конец XX века) он характеризуется как системно-ориентированный аудит, так как основное внимание аудиторов переключается на изучение систем внутреннего контроля компаний, аудит становится выборочным. Аудитор – собака-ищейка.
Третий этап (конец XX века по настоящее время). Характеризуется как аудит, базирующийся на риске. При проведении проверок или консультировании, аудиторы оценивают возможные риски в бизнесе клиента и, исходя из этого, более целенаправленно проверяют те области или конкретные объекты, где риск ошибки или искажения отчетности может быть максимальным. Аудитор – собака-поводырь.
1.3. Развитие аудита в России
В 1716 году Петр I в Воинский устав и «Табель о рангах» ввел должность аудитора.
Аудиторы:
• Были причислены к воинским чинам;
• Осуществляли контроль за использованием выделенного на военные нужды финансирования;
• Устанавливали виновников нецелевых расходов, степень их ответственности, то есть это была военно-судебная должность, совмещавшая в себе обязанности ревизора, делопроизводителя, прокурора.
Подобная практика просуществовала в России до 1797 года.
В 1797 году аудиторы в России стали статскими чиновниками.
В 1867 году после проведения военно-судебной реформы должность аудитора в России была упразднена.
В 1889 году попытка создать в Росси институт независимых аудиторов.
В 1912 и 1928 годах предпринимались дальнейшие попытки создать в России систему независимого финансового контроля.
История становления аудита в современной России связана с началом рыночных преобразований и появлением первых предприятий с участием иностранного капитала.
В 1987 году в стране была создана первая аудиторская фирма «Инаудит», которая дала мощный толчок развитию аудита в России.
Одновременно с этим аудиторские услуги в России начали оказывать и международные аудиторские компании из так называемой «Большой четверки» - крупнейших аудиторских фирм мира, в которую входят:
• Deloite&Touche;
• Ernst &Young;
• Price Waterhousecupers;
• KPMG.
Первый федеральный закон
Указом президента России от 22.12.1993г. №2263 были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, которые стали первой правовой регламентацией аудита как особой формы независимого контроля.
В 2001 году появился первый федеральный закон «ОБ аудиторской деятельности».
Этапы становления аудита в России:
Первый этап (1987-1993 годы) характеризуется стихийным зарождением аудиторской деятельности.
Второй этап (1994-2001 годы) характеризуется как период становления российского аудита.
Третий этап (2001-2008 годы) характеризуется принятием первого Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ, утвержденного 07.08.2001г.
Четвертый этап (2009 год – по настоящее время) характеризуется принятием нового Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ, утвержденного 30.12.2008г. и Федерального закона «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007г. № 315-ФЗ.
1.4. Цели и задачи аудита
Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию услуг, сопутствующих аудиту, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.
Аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о е достоверности.
Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской или финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ.
Достоверность – такая степень точности данных бухгалтерской отчетности, которая позволяет компетентному пользователю делать на ее основе правильные выводы о результатах деятельности экономических субъектов и принимать основанные на этих выводах решения.
Мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать оценку аудиторской организацией соответствия этой отчетности во всех существенных отношениях нормативным актам, регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в РФ.
Задачи аудиторской проверки бухгалтерских (финансовых) отчетов:
1. Подтверждение достоверности отчетов или констатация их недостоверности.
2. Выявление резервов более эффективного использования основных и оборотных средств, собственных финансовых ресурсов и заемных средств.
3. Контроль соблюдения законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методология оценки активов, обязательств, каптала.
4. Проверка полноты, достоверности и точности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности организации за проверяемый период.
1.5. Принципы аудита. Этика аудитора
Принципы аудита – это основа, в соответствии с которой аудиторы должны выполнять свои функции и обязательно следовать им в своей деятельности.
Этика аудитора
Кодекс профессиональной этики аудиторов России – свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями и аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности.
Принцип независимости – главный принцип аудита, состоит в обязательном отсутствии какой-либо заинтересованности (финансовой, имущественной, деловой, родственной) в делах проверяемого экономического субъекта.
Запрещено проводить обязательный аудит страховых организаций, с которыми у аудиторской компании имеются договоры страхования, а также тех организаций, с которыми заключены договоры кредитования, договоры поручительства, банковские гарантии.
Независимость аудита обеспечивается:
1. Свободным выбором хозяйствующим субъектом;
2. Договорными отношениями между аудитором и клиентом;
3. Возможностью отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных недостатков;
4. Невозможностью аудиторской проверки при родственных, имущественных или деловых отношений с клиентом;
5. Запрещением аудиторам и аудиторским фирмам заниматься иной коммерческой деятельностью кроме аудита и оказания услуг, сопутствующих аудиту.
Важнейшие аспекты организационной независимости аудиторских организаций
Важнейшие характеристики аудиторской организации
Конкретизация и примеры
1. Организационно-правовая форма
У аудиторских организаций допускается любая организационно-правовая форма, кроме акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия
2. Состав учредителей
Не менее 51% уставного капитала аудиторских организаций должно принадлежать аттестованным аудиторам или аудиторским организациям
3. Состав исполнительного органа
Численность аудиторов в исполнительном органе аудиторской организации должна быть не менее 50%
4. Руководитель
Должен быть аудитором
Принцип конфиденциальности аудита закреплен в ст. 9 «Аудиторская тайна» Федерального закона «Об аудиторской деятельности».
В соответствии с законом аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторскими организациями и ее работниками, а также индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг.
За разглашения аудиторской тайны у виновного аудитора может быть аннулирован квалификационный аттестат.
Профессиональная компетентность и добросовестность
Аудит должен выполняться лицами, имеющими соответствующую профессиональную подготовку и опыт.
Компетентность подтверждает квалификационный аттестат аудитора.
Если аудитор не имеет достаточной квалификации, чтобы оказать какую-либо часть профессиональной услуги, он может привлечь для оказания ему консультации специалистов со стороны, которые также должны быть независимы от аудируемой организации.
Профессиональный скептицизм – аудитор должен критически оценивать весомость полученных доказательств, тщательно изучать те, которые противоречат каким-либо документам и заявлениям, ставят под сомнение достоверность документов и заявлений.
Честность – аудитор должен действовать открыто и правдиво во всех профессиональных и деловых взаимоотношениях.
1.6. Классификация аудита и его виды
1. По отношению к требованиям законодательства различают:
• Обязательный аудит;
• Инициативный аудит.
Обязательному аудиту подлежат:
• Акционерные общества;
• Организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и иных организаций;
• Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
• Банки и другие кредитные организации, бюро кредитных историй;
• Страховые организации и общества взаимного страхования;
• Клиринговые организации;
• Товарные, валютные и фондовые биржи;
• Инвестиционные фонды;
• Благотворительные и иные фонды, источником образования средств которых являются добровольные пожертвования юридических и физических лиц;
• Организации, представляющие и (или) публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
• Другие экономические субъекты, обязательная аудиторская проверка которых предусмотрена федеральными законами.
• Остальные организации должны проводить обязательный аудит при достижении определенного объема годовой выручки или стоимости активов по бухгалтерскому балансу.
Нормативами для обязательного аудита являются:
• Объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, государственных и муниципальных учреждений, сельхозкооперативов и союзов этих кооперативов) за год, предшествовавший отчетному, превышает 400 млн. руб.;
• Сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн. руб.
Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть снижены.
Цель обязательного аудита – выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
По результатам обязательного аудита аудируемая организация получает официальный документ – аудиторское заключение.
Обязательный аудит могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы. Вместе с тем, аудит бухгалтерской отчетности некоторых видов организаций могут осуществлять только аудиторские фирмы.
Виды организаций, в которых аудит могут проводить только аудиторские фирмы:
• Организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
• Кредитные организации;
• Страховые организации;
• Государственные корпорации;
• Негосударственные пенсионные фонды;
• Организации, представляющие и (или) публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Государственные корпорации, государственные компании, государственные и муниципальные унитарные предприятия также подлежат обязательному аудиту, если финансовые показатели их деятельности за год соответствуют критериям, установленным в законе.
При проведении обязательного аудита в таких организация, а также в организациях, в уставных капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%, заключение договоров на оказание аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса.
Государственная тайна
Аудиторская проверка организаций, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, может проводиться только теми аудиторским фирмами, которые имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.
Инициативный аудит – аудит, проводимый по инициативе экономического субъекта (его руководства, собственников, акционеров и т.п.).
Любой экономических субъект вправе по собственной инициативе пригласить аудиторов. В этом случае аудируемая организация сама определяет цели и задачи аудита, программу и период проверки. Аудит может проводиться за любой период времени и в течение всего календарного года.
Заказчик самостоятельно определяет характер и масштабы такого аудита, в т.ч. какие участки проверять сплошным методом, а какие – выборочным.
Результаты инициативного аудита по согласованию с заказчиком могут быть оформлены различными видами отчетов, в том числе по оценке финансового состояния организации, системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля имущества, по оптимизации налогообложения и др.
2. Исходя из статуса аудитора и его отношения к проверяемой организации, аудит подразделяется на:
• Внешний;
• Внутренний.
Внешний аудит проводится на основе договора, заключенного между организацией – клиентом и независимой аудиторской фирмой.
Основная цель – объективная оценка достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности аудируемой организации.
Отличительной особенностью является то, что аудиторы, проводящие проверку, должны быть полностью независимы от проверяемой организации. При этом проверяемая организация самостоятельно выбирает себе внешнего аудитора и определяет ему задачи, требующие решения.
Для аудируемой организации внешний аудит может быть, как инициативным, так и обязательным.
Внутренний аудит – деятельность специального контрольного органа, созданного собственником или руководством организации в целях совершенствования деятельности компании, анализа учетной и иной информации для принятия обоснованных управленческих решений.
В современных условиях внутренний аудит в основном используется как инструмент оценки возможных корпоративных рисков в том числе по отдельным операциям, бизнес-процессам и по деятельности организации в целом.
Организация контроля в форме внутреннего аудита присуща крупным и средним компаниям, для которых характерны:
• усложненная организационная структура;
• большое количество филиалов или иных структурных подразделений, дочерних компаний;
• разнообразные виды деятельности;
• стремление руководства получать объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления.
Основными задачами внутреннего аудита являются:
1. обеспечение собственников и исполнительного органа полной и достоверной информацией по всем интересующих их вопросам;
2. проверка отчетов менеджеров компании всех уровней управления, подтверждение их достоверности;
3. контроль сохранности активов компании, ее ресурсов с целью недопущения непроизводительных потерь, убытков;
4. контроль соблюдения политики компании в части выполнения первоочередных и приоритетных задач, в том числе обеспечения их ресурсами;
5. оценка корпоративных рисков и др.
Направления в создании служб внутреннего аудита
• служба внутреннего аудита создается собственником (учредителями);
• служба внутреннего аудита создается по решению исполнительного органа организации.
№ п/п
Отличительный признак
Внутренний аудит
Внешний аудит
1
Постановка задач и целей
Определяются собственником (руководителем компании), исходя из потребностей управления.
Определяются договором между независимыми сторонами.
Цель обязательного аудита – выражение мнения о достоверности отчетности.
При инициативном аудите цели могут быть разные.
2
Объекты аудита
Проверка исполнения приказов, внутренних инструкций, установленных норм, плановых заданий, сохранности имущества
Проверка системы бухгалтерского и налогового учета, отчетности, оценка системы внутреннего контроля компании, финансового состояния, консалтинг.
3
Вид деятельности
Исполнительская
Предпринимательская
4
Исполнители аудита и их квалификация
Сотрудники организации.
Их квалификация определяется по усмотрению руководства, наличие аттестата аудитора не обязательно.
Независимые аудиторы.
Квалификация регламентируется государством. Аттестат аудитора и членство в СРО обязательны.
5
Правовая основа взаимоотношений аудиторов с проверяемой организацией
Трудовой кодекс РФ. Подчиненность руководству, зависимость от него.
Гражданский кодекс РФ. Равноправное партнерство, независимость сторон.
6
Порядок оплаты
Заработная плата согласно штатному расписанию
Оплата предоставленных услуг по договорной стоимости
7
Способы аудита
Определяются стандартами внутреннего аудита компании.
Определяются международными стандартами и внутренними стандартами аудиторских фирм.
8
Методы проверки источников информации
Могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач
9
Периодичность поведения
Непрерывно в процессе деятельности организации
Осуществляется периодически
3. По направлению проверок аудит подразделяется на:
• финансовый;
• управленческий;
• аудит на соответствие;
• специальный аудит.
Финансовый аудит (аудит финансовой отчетности)- представляет собой проверку отчетности организации с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета.
Этот аудит проводится независимыми аудиторами, приглашенными компанией.
Результаты аудита финансовой отчетности отражаются в официальном документе – аудиторском заключении, которое публикуется или предоставляется вместе с отчетностью широкому кругу пользователей: собственникам, акционерам, кредиторам, органам государственного регулирования и управления и др.
Управленческий (операционный) аудит— это исследование управленческих технологий с целью определения их фактической эффективности.
Основная цель - оценка уровня готовности предприятия и его сотрудников к эффективной работе в современных условиях.
На основе проведенного аудита разрабатывается программа проведения изменений в деятельности организации, выполняется расчет затрат, необходимых для реорганизации системы управления, привлечения новых или переобучения имеющихся кадров и др.
Результаты управленческого аудитадолжны помогать руководителям в выполнении их функций и приводить к повышению прибыльности организации.
Аудит на соответствие (Комплаенс-аудит) предназначен для проверки соблюдения организацией конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, которые оказывают воздействие на результаты хозяйственной деятельности, бухгалтерскую и налоговую отчетность.
В процессе проверки на соответствие устанавливают, соответствует ли деятельность организации ее уставу, своевременно ли производится начисление и уплата налогов и др. Проверки на соответствие могут осуществлять как внутренние, так и внешние аудиторы.
Специальный аудит - это изучение проблемных вопросов деятельности организации с целью разработки рекомендаций по их решению.
К специальному аудиту относятся: налоговый аудит, инвестиционный, экологический, энергетический аудит и др.
4. По периодичности осуществления аудиторских проверок:
• первоначальный;
• повторяющийся.
Первоначальныйаудит— это аудит, который аудиторская фирма впервые проводит для данного клиента.
Особенностью этого вида аудита является более высокий риск и трудоемкость работ, т.к. аудиторы еще не располагают всей необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, системе его внутреннего контроля, специфике учета и налогообложения.
Кроме того, в процессе проверки аудиторы должны выполнить дополнительные аудиторские процедуры, чтобы убедиться в правильности учета и достоверности входящих остатков по бухгалтерским счетам на начало проверяемого периода.
Повторяющийся аудит– это аудит, который осуществляется в организации одной и той же аудиторской компанией в течение нескольких лет. В результате длительного сотрудничества аудиторов и аудируемой организации, повышается качество проверок, более объективно оценивается деятельность экономического субъекта.
Вместе с тем, в этих условиях существует опасность установления близких отношений аудиторов со своим клиентом, вследствие чего может быть утрачена независимость аудита.
Чтобы уменьшить подобные риски Правила независимости аудиторов России рекомендуют замещать аудиторов в проверяющей группе, как минимум, раз в семь лет, с момента создания этой группы. При этом замещенный аудитор не должен осуществлять каких-либо действий по отношению к аудируемой организации в течение двух лет.
В целях обеспечения независимости аудита рекомендуется также периодически проводить ротацию руководителей аудиторской проверки по этой организации.
5. По стадиям развития:
• подтверждающий;
• системно-ориентированный;
• аудит, базирующийся на риске.
Существенность в аудите
Существенность – такое свойство информации, пропуск или искажение которой может повлиять на экономические решения пользователей, принятых на основе финансовой отчетности.
В процессе проведения проверки аудиторы обязаны оценивать существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском.
Существенность в аудите рассматривается с двух сторон: с качественной и количественной.
С качественной стороны аудитор должен использовать свой опыт, знания для того, чтобы квалифицировать выявленные нарушения как существенные или несущественные.
Например: Аудитор обнаружил, что в бухгалтерской отчетности по балансовой статье «Основные средства» не раскрыта информация о видах средств по их категориям.
Существенное ли это нарушение?
При решении этого вопроса аудиторы исходят из того, может ли данное нарушение ввести внешнего пользователя в заблуждение. Если аудитор считает, что неполучение этой информации из отчетности навредит внешнему пользователю, он выразит мнение о том, что ошибка существенна.
Количественная составляющая существенности – это вероятность того, что применяемые аудиторские, экспертные и другие процедуры позволят аудиторам определить наличие ошибок в отчетности клиента аудита и оценить их влияние на принятие соответствующих решений внешними и внутренними пользователями отчетности.
Количественная составляющая существенности выражается через определение специального показателя – приемлемого уровня существенности.
Уровень существенности – это предельное значение ошибки в бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь бухгалтерской отчетности с большей степенью вероятности не сможет сделать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.
Расчет уровня существенности аудиторы выполняют для каждой организации при проведении аудита.
Эта информация является открытой. Показатель уровня существенности доводится до сведения аудируемой организации и обсуждается с руководством компании.
Методика расчета уровня существенности
Для проведения расчета уровня существенности аудиторы выбирают из баланса и отчета о финансовых результатах самые важные показатели, которые более всего влияют на достоверность отчетности. Это базовые показатели, их число может быть разным в зависимости от масштабов организации. Желательно использовать более 10-15 показателей.
После проведения расчета полученный уровень существенности оформляется в виде рабочего документа аудитора. Исходя из значения этого показателя будет формироваться мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемой организации.
Уровень существенности должен быть выражен в той валюте, в которой ведется бухгалтерский учет и готовится бухгалтерская отчетность. Он должен приниматься во внимание на этапе планирования при определении содержания, затрат времени и объема применяемых аудиторских процедур, а также непосредственно в ходе выполнения конкретных аудиторских процедур и на этапе завершения аудита.
Полученное значение так же должно быть зафиксировано в общем плане аудита.
При проведении аудиторской проверки аудитор находит искажения, сравнивает их с соответствующим показателем уровня существенности и делает вывод о влиянии найденных нарушений на бухгалтерскую отчетность.
Пример определения уровня существенности
Первый этап. Рассчитаем уровень существенности для конкретной организации, используя 10 базовых показателей из ее отчетности.
Определим значение уровня существенности по каждому показателю путем перемножения значения базового показателя на долю допустимой ошибки в %. Доля допустимой ошибки определяется внутренним стандартом аудиторской компании.
Наименование базового показателя
Значение базового показателя бухгалтерской отчетности, тыс. руб.
Доля, %
Значение, применяемое для нахождения уровня существенности, тыс. руб.
1
2
3
4=2*3
Выручка
37084
3
2595,9
Прочие доходы
19088
7
381,8
Валовая прибыль (убыток)
37084
2
741,7
Прибыль (убыток) от продаж
8828
2
176,6
Денежные средства
36253
5
1812,7
Кредиторская задолженность
58478
2
1169,6
Краткосрочные обязательства
767460
2
15349,2
Основные средства
879091
2
17581,8
Дебиторская задолженность
8373
2
167,5
Валюта баланса
1289873
2
25797,5
Второй этап.
Шаг №
Действие
Результат
Сумма, тыс. руб.
1
Определение среднего арифметического показателя
(Показатель 1 + Показатель 2 +…+ Показатель 10)/10
6577,4
2
Определение величины отклонения минимального показателя
(Средний показатель – Минимальный показатель)/ Средний показатель *100%
97,45
3
Определение величины отклонения максимального показателя
(Максимальный показатель - Средний показатель)/ Средний показатель *100%
292,2
4
% отклонения максимального показателя больше 40%, следовательно, отбрасываем его
5
Повторное определение среднего показателя
Сумма оставшихся показателей/количество оставшихся показателей
4976,14
6
Округление итогового среднего показателя
Округленный итоговый средний показатель
5000
В конце расчета делается вывод: «Уровень существенности для аудита организации составляет 5000 тыс. руб.»
Понятие «Аудиторский риск». Виды аудиторского риска.
Аудиторский риск – это вероятность того, что аудитор на основе проеденных им аудиторских процедур сделает неправильные выводы в отношении достоверности бухгалтерской отчетности.
Например, отчетность, достоверность которой аудитором подтверждена, может содержать в себе существенные ошибки, либо наоборот.
Аудиторский риск – это вероятность выражения аудитором ошибочного мнения о достоверности проверенной им бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемой организации.
Аудиторская организация стремится свести аудиторский риск к минимуму. Минимальный аудиторский риск составляет 1%.
Каждая аудиторская организация в своих внутренних документах определяет для себя приемлемое значение аудиторского риска (как правило, от 3 до 5%).
Вся информация по оценке аудиторского риска для каждой аудиторской проверки должна обязательно оформляться документально.
Информация об аудиторских рисках является закрытой, это внутренняя политика аудиторской компании.
Аудиторский риск включает в себя три составляющие:
1. Неотъемлемый риск - Р1;
2. Риск средств контроля – Р2;
3. Риск не обнаружения – Р3.
Формула аудиторского риска:
Риски можно оценивать и выражать по-разному: в %, в коэффициентах, градациями (высокий, средний, низкий и их вариациями).
Примерные коэффициенты оценки рисков:
1. До 0,1 (10%) – очень низкий;
2. Больше 0,1 (10%) – до 0,2 (20%) – низкий;
3. Больше 0,2 (20%) – до 0,3 (30%) – ниже среднего;
4. Больше 0,3 (30%) – до 0,5 (50%) – средний;
5. Больше 0,5 (50%) – до 0,6 (60%) – выше среднего;
6. Больше 0,6 (60%) – до 0,8 (80%) – высокий;
7. Больше 0,8 (80%) – очень высокий.
Неотъемлемый риск Р1 – это субъективно установленная аудитором вероятность наличия существенных ошибок в бухгалтерской информации до их выявления средствами внутреннего контроля или при допущении, что такой контроль вообще отсутствует.
Неотъемлемый риск отражает степень подверженности существенным нарушениям счетов бухгалтерского учета, статей баланса, однотипных групп хозяйственных операций и отчетности в целом при условии отсутствия соответствующих средств внутреннего контроля у аудируемой организации.
Неотъемлемый риск – это риск, присущий бизнесу клиента. Для оценки этого риска аудиторы изучают специфику бизнеса клиента, виды его деятельности, собирают информацию о квалификации менеджмента компании, квалификации работников бухгалтерии и т.д.
Аудитор своими аудиторскими процедурами не может оказать влияния на этот вид риска. Его задача заключается в том, чтобы правильно и точно оценить риск, собрав для этого как можно больше информации о деятельности клиента в целом.
Риск средств контроля (Р2) – это субъективно установленная аудитором вероятность того, что существенные ошибки в бухгалтерском учете и в отчетности, не будут ни предотвращены, ни обнаружены системой внутреннего контроля (СВК) проверяемой организации.
Этот вид риска определяет надежность и эффективность функционирования системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемой организации.
Чем надежнее СВК, тем ниже уровень риска средств контроля и наоборот.
Для оценки уровня риска средств контроля аудиторы должны ознакомиться с СВК клиента, оценить и протестировать ее работу.
Тестирование средств контроля выполняется с целью получения аудиторских доказательств относительно эффективности системы бухгалтерского учета и СВК т.е. установления насколько хорошо они организованы и работоспособны.
Взаимосвязь неотъемлемого риска и риска средств контроля рисков:
• Эти виды рисков тесно взаимосвязаны;
• Они не зависят от качества работы аудитора;
• Для их правильной оценки от аудитора требуется собрать и проанализировать максимум информации о бизнесе клиента, его системе бухгалтерского учета, СВК.
• Более надежным считается определять 2 этих риска вместе, комбинированно, как один показатель;
• В МСА такой совокупный риск называют риск существенного искажения информации.
Риск не обнаружения (Р3) – это вероятность того, что применяемые аудитором аудиторские процедуры и собранные им доказательства не позволят обнаружить существенные ошибки в учете и в отчетности.
Этот вид риска зависит от квалификации и профессионализма аудиторов, тщательности проведения проверки.
Риск не обнаружения в отличие от двух предыдущих видов рисков характеризует эффективность и качество работы аудиторов.
Только этим видом риска аудиторы могут управлять, т.е. влиять на него, снижать.
Снижение уровня риска не обнаружения до приемлемо низкого уровня достигается увеличением аудиторских процедур проверки, по существу.
Для того, чтобы снизить этот риск нужно увеличить число проверяющих, время проверки.
Для определения допустимого риска не обнаружения, аудитор должен принять во внимание оценку неотъемлемого риска и риска средств контроля.
Между риском не обнаружения и совокупным уровнем неотъемлемого риска и риска средств контроля существует обратная связь.
Снизить аудиторский риск до приемлемого уровня можно:
1. Если неотъемлемый риск и риск средств контроля высокие, то риск не обнаружения должен быть низким;
2. Если, наоборот, неотъемлемый риск и риск средств контроля низкие, то риск не обнаружения должен быть высоким.
Пример расчета аудиторского риска
Взаимосвязь видов риска
Р2
Высокий
Средний
Низкий
Р3
Р1
Высокий
Самый низкий
Низкий
Средний
Средний
Низкий
Средний
Выше среднего
Низкий
Средний
Выше среднего
Высокий
Взаимосвязь уровня существенности и аудиторского риска – обратная.
При оценке рисков аудитор должен учитывать тот факт, что уровень существенности находится в обратной связи со степенью аудиторского риска (чем выше уровень существенности, тем ниже должен быть общий аудиторский риск, и наоборот).
Это особенно важно, когда аудитор в ходе проверки принимает решение по снижению уровня существенности. Он должен обеспечить также и уменьшение аудиторского риска.
Аудиторская выборка
Любая аудиторская деятельность ограничена во времени, поэтому аудитор не в состоянии полностью проверить все хозяйственные операции и финансовые документы.
Контроль за основной массой бухгалтерских операций осуществляется аудиторами выборочно.
Генеральная совокупность в аудите – это полный набор элементов (документов), которые подлежат проверке, и из которых аудитор производит отбор отдельных элементов, с целью сделать выводы о всей имеющейся совокупности.
Генеральная совокупность может подразделяться на страты (подмножества), где каждая страта проверяется отдельно.
Сплошная проверка целесообразна, если:
1. Генеральная совокупность состоит из небольшого числа элементов.
2. Риск существенного искажения информации является высоким и другие методы не позволяют получить достаточные аудиторские доказательства.
3. Проверка расчетов осуществляется с помощью автоматизированной программы.
4. Проверяемый вопрос деятельности клиента наиболее важен для аудитора.
Отбор специфических элементов из генеральной совокупности
Основывается на суждениях аудитора о необходимости сосредоточить внимание на элементах с определенными характеристиками:
1. Элементы с высокой стоимостью (например, все суммы более 1 млн. руб. или 500 тыс. руб. и т.п.).
2. Необычные или не типичные, сомнительные элементы (отдельные дебиторы, кредиторы и т.п.).
3. Элементы, на основе которых проверяется выполнение отдельных процедур (например, проверка подписей руководителя на расходных кассовых ордерах во время его командировки, болезни и т.п.).
Эффективность отбора специфических элементов зависит от следующих факторов:
• Понимание особенностей бизнеса клиента;
• Наличие у аудиторов опыта по проверке аналогичных организаций;
• Предварительная оценка риска существенного искажения информации.
Результата отбора специфических элементов
Результаты, полученные при проверке отобранных специфических элементов, НЕЛЬЗЯ распространять на всю генеральную совокупность, т.е. выводы, сделанные по отобранным элементам, применимы только к этим элементам.
Определение аудиторской выборки
Аудиторская выборка – это способ проведения аудиторской проверки, при котором аудитор проверяет финансовую документацию клиента не сплошным порядком, а выборочно.
Аудиторская выборка понимается в широком и узком значении:
• В широком смысле – это способ проверки, при котором изучается меньше 100% имеющейся совокупности документов.
• В узком смысле – это перечень элементов проверяемой совокупности, изучение которых позволяет сделать вывод о всей генеральной совокупности.
Этапы проведения аудита:
1. Построение выборки;
2. Сбор доказательств для подтверждения достоверности информации в отношении выборки;
3. Оценка результатов выборочного аудита.
Два метода построения выборки:
1. Статистический;
2. Не статистический.
Статистическая выборка – метод формирования выборки на основе использования следующих характеристик:
1. Репрезентативность выборки – у всех элементов совокупности должна быть одинаковая возможность быть отобранными в выборку.
2. Использование теории вероятности, статистических методов для оценки результатов выборки.
Обеспечение репрезентативности выборки
Для обеспечения репрезентативности выборки аудиторы могут использовать следующие методы отбора:
• Случайный отбор, производимый на основе таблицы случайных чисел.
• Систематический отбор, который заключается в отборе элементов с помощью определенного интервала между отборами, т.е. первый отбор идет от случайного числа, а дальше через определенный интервал.
• Комбинированный отбор, предполагающий сочетание двух методов отбора.
Не статистическая выборка – это выборка, которой не присущи указанные выше характеристики.
Выборка документов для проверки в этом случае производится в произвольном или любом ином порядке. Аудитор при проведении выборки может использовать свое профессиональное суждение, опыт, знания.
Оценка результатов выборки
При любой выборке аудиторы обязаны:
1. Анализировать каждую ошибку, попавшую в выборку;
2. Экстраполировать полученные при выборке результаты на всю генеральную совокупность.
3. Оценивать риски выборки.
Риск выборки
При использовании любого выборочного метода всегда присутствует риск выборки.
Риск выборки – это вероятность того, что выводы аудитора, сделанные по выборке, могут отличаться от выводов, которые были бы сделаны им, если бы те же аудиторские процедуры применялись ко всей генеральной совокупности.
Типы рисков выборки
Риск выборки может привести в двум типам ошибочных выводов:
1 тип риска
Вывод аудитора о том, что средства внутреннего контроля клиента более эффективны, чем есть на самом деле. Это риск переоценки средств внутреннего контроля.
Исходя из этого аудиторы могут сделать выводы о том, что существенные искажения в бухгалтерской отчетности отсутствуют, в то время как в действительности они имеются.
Данный вид ошибочных выводов представляет для аудитора наибольшую проблему, так как он влияет на надежность, результативность аудита и с ним связана более высокая вероятность того, что аудитор выразит некорректное аудиторское мнение.
2 тип риска
Вывод аудитора о том, что средства внутреннего контроля клиента менее эффективны, чем есть на самом деле.
Исходя из этого аудиторы могут сделать вывод о том, что существенные искажения в бухгалтерской отчетности имеются, в то время, как в действительности они в ней отсутствуют. Это риск не дооценки средств внутреннего контроля.
Данный вид ошибочных выводов влияет на эффективность аудита, поскольку для того, чтобы установить некорректность первоначальных выводов, необходимо выполнить дополнительный объем работы.
Зависимость между объемом выборки и риском выборки
При определении объема выборки аудитору необходимо оценить риск выборки. Между объемом выборки и риском выборки существует обратная зависимость.
Чем ниже риск, который готов принять аудитор, тем больше должен быть объем аудиторской выборки.
Стратификация генеральной совокупности
Страта (лат.) – расслоение.
Стратификация в аудите - это деление генеральной совокупности на отдельные подмножества (страты).
Стратификация позволяет повысить эффективность выборки, снизить риск выборки
Страта представляет собой группу элементов, которые имеют какие-либо сходные идентифицирующие характеристики (например, по стоимости, по отношению к конкретному договору, операции).
Каждый элемент выборки может быть включен только в одну страту.
Например, аудитор проверяет поступление основных средств. Всего за аудируемый период поступило 100 объектов основных средств, аудитором принято решение исходя из ранее установленного риска проверить 20% генеральной совокупности документов, связанных с поступлением основных средств.
Акты для выборочной проверки отобраны методом случайного отбора.
По результатам проверки выборочной совокупности установлено, что в целом учет ведется правильно, в соответствии с действующими нормами сумма выявленных нарушений составила 12 тыс. руб. (не учтены в первоначальной стоимости расходы на доставку). Данное нарушение признано несущественным.
Более глубокий анализ структуры поступивших основных средств показал, что в основном закупалась оргтехника, мебель и кроме того в аудируемом периоде было приобретено здание стоимостью 700 млн. руб. и легковой автомобиль стоимостью 1,4 млн. руб. (в том числе НДС). В аудиторскую выборку ни автомобиль, ни здание не попали.
Исходя из этой информации, старший аудитор посчитал, что ранее построенная выборка была необоснованной, так как в ней не получили отражение самые важные и дорогостоящие объекты. Поэтому такую выборку необходимо стратифицировать как минимум на три страты (недвижимость, транспортные средства, оргтехника).
Способ стратификации «90-10»
1. Из одной совокупности документов (операций) отбирают и проверяют сплошным методом:
◦ 10% элементов с наибольшей стоимостью и отбирают «Ключевые» элементы, в которых наиболее вероятна ошибка или преднамеренное искажение.
2. Из оставшейся 90% совокупности отбирают 10% элементов по правилам статистической выборки.
Анализ результатов выборочного исследования
Предположим, результаты выборочной проверки следующие:
1. Ошибки при проверке наиболее значительных сумм = 12 тыс. руб.
2. Ошибки при проверке «ключевых» элементов = 48 тыс. руб.
3. Ошибки в случайной выборке = 100 тыс. руб.
Уровень существенности = 300 тыс. руб.
Вывод: ошибки несущественны, так как они ниже уровня существенности.
Экстраполяция выборки
Аудитор должен экстраполировать (распространить) ошибки, выявленные в отобранной совокупности на всю генеральную совокупность.
Аудитор оценивает общую ошибку в генеральной совокупности, чтобы получить обобщенное представление о диапазоне ошибок и сравнить его с допустимой ошибкой (допустимым искажением).
Допустимая ошибка – это денежная величина, в отношении которой аудитор хотел бы получить надлежащий уровень уверенности в том, что фактическое искажение в генеральной совокупности не превышает установленную аудитором денежную величину.
Допустимая ошибка меньше или равна рассчитанному ранее уровню существенности.
Допустимая ошибка представляет собой максимальную ошибку по генеральной совокупности, которая является приемлемой для аудитора.
Чем ниже размер допустимой ошибки, тем больше должен быть объем аудиторской выборки.
Аномальная ошибка – это искажение или отклонение, которое обусловлено отдельным, исключительным событием, имевшим место только в определенном случае. В обычной хозяйственной жизни такие события, как правило, не происходят.
Поэтому аномальные ошибки не могут служить подтверждением наличия искажений или отклонений во всей генеральной совокупности.
При проведении экстраполяции аномальные ошибки необходимо исключать.
Например, аудитор на протяжении нескольких лет проверяет аудируемую организацию и хорошо знает возможности бухгалтеров, которые ведут отдельные участки учета. У него сложился высокий уровень доверия к бухгалтеру, который ведет расчет зарплаты.
Алгоритм применения статистического метода выборки в аудите НДС, принятого к вычету
1 шаг:Устанавливается генеральная совокупность документов, подлежащих аудиту НДС, принятого к вычету.
• Генеральная совокупность включает в себя счета-фактуры, полученные от клиентов за год.
• В книге покупок, полученные счета-фактуры имели номера с 1 по 2582 т.е. 2582 счета-фактуры.
2 шаг:Определяется величина выборочной совокупности т.е. размер выборки.
• Размер выборки зависит от допустимой ошибки и установленного уровня существенности.
• Аудиторская компания определила размер выборки на уровне 4%.
• Для выборки будет выбрано 100 счетов-фактур (2582*4%).
3 шаг: Определение интервала выборки (шаг выборки) метод систематического отбора.
• Интервал выборки – это разница между предыдущим и последующим элементами выборки.
• Интервал выборки определяют по формуле:
4 шаг: Определение выборочной совокупности.
Для расчета выборочной совокупности методом случайных чисел определяем начало интервала. Допустим, это цифра 6.
• Следовательно, первый счет фактура, который будет использован в выборке - № 6.
• Второй: 6+26=32
• Третий: 6+26+26=58.
• Четвертый: 6+26+26+26=84 и т.д.
• Сотый: 6+26*(100-1)=2580.
5 шаг: Ошибки в выборочной совокупности.
Предположим, при проверке 100 отобранных счетов-фактур, нарушений были обнаружены в 20 счетах-фактурах.
Т.е. 20% счетов-фактур имели ошибки.
В результате допущенных ошибок был завышен налоговый вычет по НДС на сумму 20 тыс. руб. т.е. «цена одной ошибки» в счете-фактуре = 1 тыс. руб.
6 этап: Экстраполяция ошибок
Предположим, что в генеральной совокупности 20% счетов-фактур имеют ошибки.
Следовательно, в генеральной совокупности может содержаться 516 ошибок счетов-фактур.
Если «цена одной ошибки» = 1 тыс. руб., то предполагаемая ошибка составит 516и тыс. руб.
Аудиторы должны проанализировать и оценить вероятность наличия предполагаемой ошибки.
Организация и планирование аудиторской проверки
Выбор аудитора экономическим субъектом
Аудиторские услуги могут быть оказаны любому экономическому субъекту независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
Экономические субъекты самостоятельно выбирают аудитора или аудиторскую компанию для проведения аудиторской проверки и оказания аудиторских услуг.
Основные критерии выбора аудиторской компании:
• Рекомендации деловых партнеров;
• Реклама;
• Конкурсный отбор;
• Опыт работы на рынке аудиторских услуг;
• Ответственность и гарантии качества аудита;
• Уровень цен на предоставляемые услуги;
• Сроки выполнения работ и др.
• Выбрав аудиторскую компанию, организация, заинтересованная в оказании аудиторских услуг, направляет ей предложение о проведении аудита.
Клиент вправе сделать сколь угодно предложений организациям.
Этапы планирования и проведения аудита
1. Принятие на обслуживание нового клиента или продолжение сотрудничества с прежним клиентом. Предварительное планирование.
2. Идентификация рисков и разработка общей стратегии и плана аудита.
3. Разработка программы аудита и сбор аудиторских доказательств.
4. Подготовка документов по результатам аудита и выпуск аудиторского заключения.
Предварительное планирование аудиторской проверки
Работа с экономическим субъектом, обратившимся в аудиторскую организацию, начинается с предварительного планирования аудиторской проверки.
На этой стадии аудиторы собирают и изучают информацию, касающуюся деятельности предполагаемого клиента.
Для этого используются средства массовой информации, интернет и другие источники.
Для принятия решения о возможности сотрудничества с потенциальным клиентом необходимо собрать о его деятельности следующую информацию:
• Характеристика отраслевых особенностей, видов деятельности, специфики бизнеса клиента;
• Особенности учета и налогообложения;
• Определение целей аудита;
• Наличие аудиторских услуг со стороны других аудиторов и если они были, то выясняются причины смены аудиторов, ознакомление с аудиторским заключением;
• Судебные и арбитражные процессы, в которых участвовал потенциальный клиент за последние два-три года;
• Отношения с налоговыми органами, внебюджетными фондами, банками, поставщиками, покупателями;
• Наличие филиалов и структурных подразделений в другой местности, производственных и складских помещений;
• Состав учредителей, акционеров;
• Изменения учредительных документов и их причины;
• Экспресс-анализ бухгалтерской отчетности;
• Предварительное ознакомление с организацией бухгалтерского учета (степень компьютеризации, численности работников бухгалтерской службы);
• Наличие в отчетном периоде внешних заимствований, кредитов, займов;
• Общее количество персонала.
По итогам предварительного планирования аудиторская организация должна решить, согласна она работать с данным клиентом или нет.
Письмо о согласии на проведение аудита – это документ, который составляет аудиторская организация в ответ на приглашение провести аудиторскую проверку.
Письмо оформляется в двух экземплярах, которые направляются руководству экономического субъекта.
Клиент должен ознакомиться с содержанием письма и письменно подтвердить согласие на предложенные условия аудита, вернув подписанный экземпляр аудиторской компанией.
Основное назначение письма
Цель написания письма – документально согласовать условия проведения аудита, во избежание неправильного понимания клиентом условий предстоящего договора на оказание аудиторских услуг.
В письме разъясняются особенности оказания аудиторских услуг, указывается, какие объекты аудиторская компания наметила для проверки, что аудит будет проводиться на выборочной основе, а е сплошным методом.
Форма и содержание письма имеет ряд обязательных и дополнительных сведений, которые определяются особенностями предстоящей аудиторской проверки.
К обязательным сведениям, указываемым в письме, относятся:
• Условия аудиторской поверки;
• Обязательства аудиторской организации;
• Обязательства экономического субъекта.
В условиях аудиторской проверки указывают:
1. Законодательные и нормативные документы, на основании которых проводится аудит;
2. Объекты и цели аудиторской проверки, в том числе порядок аудита филиалов и подразделений экономического субъекта в случае их наличия;
3. Дополнительные вопросы, решаемые в ходе аудита.
В качестве обязательств аудиторской организации раскрывается следующая информация:
1. О форме отчетности по результатам проведенной работы;
2. Об ответственности за оказанные услуги;
3. Обязательство по соблюдению коммерческой тайны;
4. О наличии риска не обнаружения отдельных неточностей или ошибок в бухгалтерском учете и отчетности в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и несовершенством системы внутреннего контроля экономического субъекта.
По обязательствам экономического субъекта в письме указывается:
1. Об ответственности экономического субъекта и его исполнительного органа за полноту и достоверность представленной документации и отчетности;
2. Об обеспечении свободного доступа к первичным документам и бухгалтерским регистрам, компьютерной базе данных, любой другой документации и информации, необходимой для проведения аудиторской проверки;
3. О направлении экономическим субъектом по указанию аудиторской организации писем в адрес его дебиторов и кредиторов о подтверждении ими соответствующей задолженности;
4. О неоказании давления на аудиторскую организацию в любой форме с целью изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Аудиторская организация по своему усмотрению может включить в тексте письма дополнительную информацию:
• Общие сведения об аудиторской компании, оказываемых услугах, квалификации персонала, наиболее крупных клиентах, членстве в саморегулируемой организации аудиторов;
• Примерный календарный план аудиторской проверки и состав аудиторской группы.
Написание письма при повторном аудите
При долгосрочном сотрудничестве аудиторской организации с клиентом (повторный аудит) письмо о согласии на проведение аудита может не составляться.
Новое письмо при повторном аудите составляют при появлении следующих факторов:
• Наличие любого признака, указывающего на неправильно понимание аудируемым лицом цели и объекта аудита, ответственности аудируемой организации и экономического субъекта;
• Кадровые изменения в высшем руководстве, совете директоров или структуре аудируемого лица;
• Значительные изменения в характере или масштабах деятельности аудируемого лица;
• Значительные изменения бухгалтерского и налогового законодательства РФ.
Таким образом, письмо о согласии на проведение аудита документально подтверждает согласие аудитора с условиями, предложенными клиентом. Оно направляется клиенту до начала проверки и до заключения договора с целью минимизировать разрыв между ожиданиями клиента и результатами аудита, помочь избежать конфликта и недоразумений при формировании аудиторского заключения по итогам проверки.
Подготовкой письма о согласии на проведение аудита завершается этап предварительного планирования аудиторской проверки.
Договор оказания аудиторских услуг
При принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с прежним клиентом необходимо:
• Обеспечить независимость аудита;
• Сформировать группу аудиторов;
• Подготовить договор на оказание аудиторских услуг.
Договор на проведение аудиторской проверки является официальным документом, регламентирующим взаимоотношения между аудиторской организацией и экономическим субъектом.
Порядок заключения договора на проведение аудита регламентируется Гражданским кодексом РФ.
Глава 39 Кодекса содержит нормы относительно порядка оказания возмездных услуг, к которым отнесены и аудиторские услуги.
Отдельные специфически условия аудита оговорены в ФЗ «Об аудиторской деятельности» и в Стандартах аудита.
Договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем его существенным условиям, к которым относятся:
1. Предмет договора – оказание аудиторских услуг;
2. Условия оказания аудиторских услуг, в том числе: цель и объекты аудита, сроки и этапы выполнения услуг, нормативные документы, на основании которых оказываются услуги;
3. Права и обязанности сторон, конфиденциальность информации;
4. Стоимость и порядок оплаты аудиторских услуг;
5. Ответственность сторон и порядок разрешения споров.
Планорование аудиторской проверки
Планирование аудита – это разработка общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторский процедур.
Порядок планирования и основные требования к нему определены в стандартах аудиторской деятельности.
Цель планирования – эффективное и своевременное проведение аудита.
Планирование призвано помочь в правильном распределении работы среди аудиторов и их ассистентов, в координации работы с другими специалистами.
Планирование основывается на следующих принципах:
1. Комплексность;
2. Непрерывость;
3. Оптимальность.
Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех процедур планирования.
Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам. Непрерывность означает, что планирование аудитором своей работы осуществлется непрерывно на протяжениивсего времени выполнения аудиторского задания в зависимости от меняющихся обстоятельств или неожиданных результатов, полученных в ходе выполнения аудиторских процедур.
Принцип оптимальности заключается в том, что в процессе планирования следует обеспечить вариантность планирования для возможности выбора оптимального варианта на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.
Процесс планирования направлен на достижение слежующих основных результатов:
1. Выбор наиболее эффективных и экономичных процедур аудита, применение которых позволит получить необходимые доказательства для выражения аудиторског мнения;
2. Формирование аудиторской группы, включающей в себя персонал разной квалификации, способный решить цели аудиторской проверки;
3. Подготовка гибкого бюджета воремени проверки;
4. Синхронизация выполнения аудита с общим планом работы аудиторской организации;
5. Создание условий для максимального использования всех ресурсов, включая штат, информацию, электронные ресурсы;
6. Удовлетворение ожиданий пользователей аудита.
План аудита
План аудита – это документ, описывающий объем и порядок проведения аудиторской проверки. Он служит основой для разработки и реализации программы аудита.
В связи с этим план аудиторской проверки должен отвечать следующим требованиям:
• Быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита;
• Учитывать масштаб и специфику деятельности аудируемого лица;
• Соответствовать сложности проверки;
• Ориентироваться на применение конкретных методик.
План может быть составлен с использованием одного из двух методов:
• Корректировка укрупненного плана аудита;
• Подготовка индивидуального плана.
При использовании первого подхода разрабатывается план широкого содержания, используемый для всех проводимых проыерок, с внесением в него уточнений, отражающих особенности проверяемого предприятия.
При использвовании второго подхода план аудита создается индивидуально для каждого проверяемого предприятия.
В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение запланированных аудиторских процедур. В этом случае план подлежит уточнению и корректировке.
Одна из возможных форм плана приведена ниже
План аудита
Проверяемая организация
Период аудита
Количество человеко-часов
Руководитель аудиторской группы
Состав аудиторской группы
Планируемый уровень существеннности
№ п/п
Планируемые виды работ
Период проведения
Исполнитель
Примечание
Программа аудита
Программа аудита – совокупность методов и приемов аудита, оформленная документально в установленной форме. Программа аудита включает в себя перечень аудиторских процедур, применяемых в данной аудиторской проверке, а также их характер, сроки, объем и конкретных исполнений.
Программа аудита оформляется документально и включает в себя:
• Перечень тестов средств контроля;
• Аудиторсикпроцедуры по существу.
Каждая аудиторская процедура, запланированная к осуществлению, обозначается в программе кодом. Коды программы используются аудиторами при подготовке рабочих документов.
Ауиторсике процедуры по существу включают в себя деталльную проверку правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для детальной проверки счетов.
В зависимости от изменений условий проведения аудита и результатов аудиторсикх процедур программа аудита может пересматриваться.
Программа представляетсобой набор инстукция для проверяющих, например, в плане аудита стоит вопрос: Аудит основных средств. Срок проверки с 11 по 15 ноября.
В программе аудита этот раздел будет развернут по следующим позициям:
• Общая характеристика состава основных средств;
• Выделение наиболее важных групп;
• Аудит поступления основных средств;
• Аудит выбытия основных средств;
• Проверка начисления амортизации;
• Формирование остаточной стоимости основных средств и сопоставление ее с суммой в балансе.
Примерная форма программы аудита
Проверяемая организация
Период аудита
Количество человеко-часов
Руководитель аудиторской группы
Состав аудиторской группы
Планируемый уровень существеннности
№ п/п
Перечень аудиторских процедур по разделам аудита
Период проведения
Исполнитель
Источники аудиторских доказательств
Рабочие документы аудитора
Представитель аудиторской организации, имеющий право подписи аудиторских заключений от ее имени:
(подпись) (ФИО)
Руководитель аудиторской группы:
(подпись) (ФИО)
Источники получения аудиторских доказательств:
• Устав организации;
• Свидетельства о регистрации организации, о присвоении ОГРН, ИНН, КПП, выписка из ЕГРЮЛ;
• Протоколы заседений совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления;
• Учетная политика организации;
• Финансовая (бухгалтерская) отчетность, учетные регистры, первичные документы;
• Налоговая отчетность, налоговые регистры;
• Контракты, договоры, соглашения;
• Отчеты внутренних аудиторов;
• Внутренние локальные акты, приказы;
• Материалы налоговых проверок;
• Материалы судебных и арбитражных исков;
• Документы, регламентирующие производственную и организационную структуру, список отделов, цехов, филиалов, дочерних компаний;
• Сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным пероналом предприятия;
• Информация, полученная при осмотре производственых площадей и территории, основных участков, складов и т.п.
В общем виде вся информация, запрашиваемая при аудите может быть сгруппирована в четыре большие группы:
1. Отчетность;
2. Учетные регистры;
3. Первичные документы;
4. Прочая информация – вся иная информация, используемая при аудите, но не указанная в вышеперечисленных группах.
Процедуры по завершению аудита:
1. Подготовка письменной информации (отчета) аудитора по результатам проверки;
2. Выпуск аудиторского заключения;
3. Обсуждение аудиторского заключения с руководством клиента;
4. Обсуждение результата аудита внутри аудиторской группы, оценка качества работы аудиторов.
Аудиторы должны подготовить два итоговых документа: отчет и аудиторское заключение.
Письменная информация (отчет) аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита
Письменная информация (отчет) – носит обязательных характер при осуществлении аудита, предусмаатривающего подготовку и составлениеаудиторскогозаключения.
При инициативном аудите и аудите за неполный календарный год (промежуточный аудит) письменная информация готовится, если это предусмаривается в договоре с клиентом.
Цель составления отчета аудитора – доведение до руководства аудируемой организации результатов аудиторской проверки, в том числе сведений о недостатках в ведении бухгалтерского учета, системе внутреннего контроля, которые привели или могут привести к значительным нарушениям и существенным ошибкам в отчетности.
Отчет пишется по каждому разделу программы.
В соответствии с аудиторским стандартом письменная информация аудитора обязательно должна содеоржать следующие сведения:
• Реквизиты аудиторской организации;
• Реквизиты проверяемой организации;
• Аудируемый период;
• Дата подписания письменной информации;
• Перечень основных участков бухгалтерского учета, подвергшихся проверке;
• Методику аудиторской проверки с указанием способов проверки (сплошной, выборочный);
• Выявленные в ходе аудита существенные нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, их влияние на достоверность отчетности;
• Прочие замечания и рекомендации по проверке.
Требования, предъявляемые к оформлению и содержанию письменной информации:
1. Письменная информация оформляется на бланке аудиторской организации, должна иметь сквозную нумерацию страниц.
2. Сведения в отчете должны быть четкими, содержательными, с выделением наиболее значимых событий, обязательно со ссылкой на нормативные документы.
3. При необходимости внесения исправлений в данные бухгалтерского учета и отчетности аудитор должен указать на существенный характер таких требований и их влияние на формирование его мнения при подготовке аудиторского заключения.
4. Письменная инфоромация составляет не менее чем в двух экземплярах с предоставлением одного из них лицу, подписавшему договор на оказание аудиторских услуг, либо лицу, указанному в договоре. Другой экземпляр остается у аудиторской организации.
5. Информация, содержащаяся в письменном отчете, имеет конфиденциальных характер.
6. Письменная информация подписывается руководителем группы аудиоров.
После подготовки отчета и предоставления его аудируемой организации, как правило, проводится обсуждение результатов проверки, в котором принимают участие аудиторы и представители проверяемой организации (руководитель, финансовый директор, главный бухгалтер).
На основании предсталвенного отчета аудируемая организация вносит исправления в учетные регистры и бухгалтерскую отчетность.
После этого аудиторы проверяют правильность внесенных исправлений и начинают подготовку итогового документа – аудиторского заключения.
Аудиторское заключение, его структура и формы
Назначение аудиторского заключения, его состав и содержание
Аудиторское заключение – это офоциальный документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц.
В аудиторском заключении содержится выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, сформированное на основе полученных аудиторских доказательств.
Структура аудиторского заключения
Обязательные части:
• Ответстенность аудируемого лица за бухгалтерскую отчетность;
• Ответственность аудитора;
• Состав проверенной отчетности;
• Мнение аудитора.
Дополнительные части:
• Важные обстоятельства;
• Прочие сведения.
В обязательной части аудиторского заключения отражаются слежующие 10 элементов:
1. Наименование документа – «Аудиторское заключение»;
2. Указание адресата (собственнику, Совету директоров, исполнительному органу);
3. Сведения, об аудируемом лице: полное наименование, государственные регистрационный номер, место нахождения;
4. Сведения об аудиторской организации (аналогично п. 3), членство в СРО;
5. Перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая проверялась и период, за который она составлена;
6. Распределение ответственности между аудируемым лицом и аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в отношени указанной отчетности;
7. Сведения о работе, выполненной аудитором для выражения мнения (объем аудита);
8. Мнение аудитора с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоерность бухгалтерской отчетности (часть «Мнение»;
9. Подпись аудитора;
10. Дата аудиторского заключения.
Дополнительные части
В дополнительной части «Важные обстоятельства» приводится дополнительная информация, относящаяся к обстоятельству, отраженному в бухгалтерской отчетности, которое, по мнению аудитора, настолько важно, что является основополагающим для понимания бухгалтерской отчетности ее пользователями.
В дополнительной части «Прочие сведения» приводится дополнительная информация, относящаяся к не отраженному в бухгалтерской отчетности обстоятельству, которое, по мнению аудитора, может способствовать пониманию пользователями отчетности процесса и результатов аудита, ответственности аудитора или содержания аудиторского заключения.
Например:
Вместе с тем мы отмечаем, что договор на проведение аудита был заключен 10 января 2016 года, мы не принимали участия в инвентаризации и не наблюдали за инвентаризацией имущества по состоянию на 31 декабря 2015 года (важные обстоятельства).
Вместе с тем мы отмечаем, что по состоянию на дату подписания аудиторского заключения 25 марта 2016 года ООО «Альфа» не заключила основной договор на выполнение работ по реализации своих услуг в 2016 году. Объем выручки, приходящийся на основного заказчика услуг по итогам 2015 года составил 80% (прочие сведения).
Формы выражения аудиторского мнения
1. Немодифицированное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности.
2. Модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности.
Немодифицированное мнение
Выражают в случае, когда аудитор приходит к вывод, что бухгалтерская отчетность достоверна во всех существенных отношениях отражает финансовое положение аудируемого лица и результаты его финансовой деятельности.
Немодифицированное мнение в аудиторском заключении формулируется сследубщим образом: «Бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение ООО «Альфа» по состоянию на 31 декабря 2016 года, результаты его финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств за 2016 год в соответствии с правилами составления бухгалтерской отчетности, установленными законодательством РФ».
Модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен выражать, если:
1. на основании полученных аудиторских доказательств установлено, что бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения;
2. не может получить достаточные надлежащие доказательства, чтобы установить, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенных искажений.
Модифицированное мнение может быть выражено в следующих формах:
1. Мнение с оговоркой;
2. Отрицательное мнение;
3. Отказ от выражения мнения.
Отрицательное мнение
Отрицательное мнение аудитор должен выразить в том случае, если получив достаточные аудиторские доказательства, он приходит к выводу, что влияние искажений, рассматриваемых по отдельности или в совокупности, является одноременно существенным и всеобъемлющим для бухгалтерской отчетности.
Мнение с оговоркой выражают в следующих случаях:
1. Аудитор, получив достаточные надлежащие доказательства, приходит к выводу, что влияние искажений, расматриваемых по отдельности или в совокупности, является существенным, но не затронет большинство элементов бухгалтерской отчетности т.е. является не всеобъемлющим.
2. У аудитора отсутствует возможность получения достаточных надлежащих доказательств, на которых он мог основывать свое мнение, однако он приходит к выводу, что возможное влияние необнаруженных искажений может быть существенным для бухгалтерской отчетности, но не всеобъемлищим.
Отказ от выражения мнения
Отказ от выражения мнения имеет место в тех случаях, когда у аудитора отсутствует возможность получения достаточных надлежащих доказательств, на которых он мог бы основывать свое мнение, но он приходит к выводу, что всевозможное влияние необнаруженных искажений может быть одновременно существенным и всеобъемлющим для бухгалтерской отчетности.
Аудиторы могут включать в аудиторское заключение дополнительную информацию для того, чтобы привлечь внимание пользователей отчетности к следующим фактам:
• Отраженному в отчетности обстоятельству, которое по мнению аудитора, настолько важно, что является основополагающим для понимания отчетности пользователями (Важные обстоятельства);
• Не отраженному в отчетности обстоятельству, которое может способствовать пониманию пользователями аудита, ответственности аудитора или содержания аудиторского заключения (Прочие обстоятельства).
Дата подписания аудиторского заключения и события после отчетной даты
Аудитоорскоезаклюение выдается по годовой отчетности, т.е. за период с 1 января по 31 декабря. Аудиторское заключение выдается по уже составленной отчетности. Срок выдачи может быть не ранее 20 марта.
В настоящее время разрешено выдавать аудиторское заключение по 31 декабря года следующего за отчетным. Аудируемая организация, получившая аудиторское заключения обязана представить его в органы статистики в течение 10 рабочих дней с момента получения. За непредоставление аудиторского заключения на организацию могут быть наложены санкции как за уклонение от обязательного аудита. Аудиторское заключение всегда предоставляется только в сброшюрованном вместе с отчетностью виде. Само по себе аудиторское заключение без отчетности ценности не имеет. Дата подписания аудиторского заключения очень важна, так как эта дата разграничивает период ответственности аудитора за проверенную организацию. Выдавая немодифицированное аудиторское заключения или заключение с оговоркой аудитор предполагает, что аудируемая организация не прервет свою деятельность в течение ближайших 12 месяцев. Выдавая аудиторское заключение аудитор проверял учет и учетные регистры только по 31 декабря отчетного года, но подписывая аудиторское заключение, аудитор должен запросить у руководства компании, у юристов, финансовог директора и других должностных лиц информацию о том, нет ли в деятельности компании каких-либо серьезных изменений, которые могут существенно повлиять на деятельность компании и ее финансовое положение.
Например, начался судебный процесс в отношении компании и результатэтого процесса не определен, но вероятность санкций существует. Или арестовано имущество организации, так как она не выплатила кредит. Но если это произошло до даты подписания аудиторского заключения, то эти сведения должны быть указаны в заключении как прочие. Аудитор несет ответственность до даты подписания заключения.
Организация и нормативное регулирование аудиторской деятельности
Органы, регулирующие аудиторскую деятельность
Регулирование аудиторской деятельности – это система мер по становлению и развитию рынка аудиторских услуг, а также по защите взаимных интересов государства, экономических субъектов, аудиторов и аудиторских организаций.
В мировой практике сформировались две концепции регулирования аудита:
1. Государственное регулирование;
2. Саморегулирование со стороны профессональных объединений аудиторов.
Государственное регулирование
Пи государственном регулировании функции управления и контроля аудиторской деятельности возлагаются на государственные органы. Эта концепция используется во Франци, ФРГ, Испании, Австрии.
Государственое регулирование аудита в России осуществляет уполномоченный федеральный орган – Минфин России.
Функции государственного регулирования аудиторской деятельности:
• Выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
• Нормативно-правовое регулирование в сфере аудита:
◦ Утверждение стандартов аудита;
◦ Правил независимости аудиторов;
◦ Принятие иных нормативно-правовых актов.
• Ведение государственного реестра саморегулируемых организация (СРО) аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;
• Анализ состояния рынка аудиторских услуг в России;
• Иные функции, предусмотренные Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».
Совет по аудиторсой деятельности при Минфине РФв состав Совета входят представители разных органов и организаций:
• Минфина РФ и иных федеральных органов;
• Центрального Банка России;
• СРО аудиторов;
• Пользователи аудиторских услуг.
Совет осуществляет следующие функции:
• Рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
• Осуществляет иные функции, необходимые дл поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах.
Саморегулирование аудита
Саморегулирование аудита сос стороны профессиональных аудиорских объединений характерно для англоязычных стран (США, Великобритания, Канада).
В России до 2009 года использовалось только государственное регулирование аудита.
После принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ) в России стали создаваться профессиональные объединения аудиторов (СРО), которым государство передало ряд своих функций в части контроля и управения аудитом.
Саморегулируемой (СРО) признается некоммерческой организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения словий осуществления аудиторской деятельности.
Каждый аудитор или аудиторская организация обязаны вступить в одну из СРО.
Вступление в СРО аудиторов означает получение права на ведение аудиторской деятельности.
Каждое СРО проходит аккредитацию в Минфине РФ и включаются в государственные реестр СРО аудиторов.
Для включения в государственые реестр с 01.01.2017 г. СРО аудиторов должна соответствовать следующим требованиям:
• Объединять в своем составе в качестве члено не менее 10000 аудиторов или не менее 2000 аудиторских организаций;
• Наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества членов СРО и кодекса профессиональной этики аудиторов;
• Формирование компенсационного фонда СРО для обеспечения имущественной ответствености каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами.
СРО аудиторов обязана:
1. Участвовать в финансировании и деятельности единой аттестационной комиссии;
2. Сообщать в Минфин РФ об изменениях в сведениях об СРО для внесения в государственные реестр;
3. Представлять в Минфин РФ отчет об исполнении СРО и ее членами требований законодательства РФ и иных нормативно-правовых актов, регуллирующих аудиторскую деятельность;
4. Подтверждать соблюдение аудиторами, являющимися членами СРО, требования о повышении квалификации;
5. Оказывать содействие представителям Совета п аудиорской деятельности в ознакомлении с деятельностью СРО, предоставлять запрашиваемые документы.
Аудиторская организация при вступлении в члены СРО должна соответствовать следующим требованиям:
• Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением публичноо акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия;
• Численность аудиторов, являющихся работниками аудиторской организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;
• Доля уставного капитала аудиторской организации, принадлежащая аудиторам или аудиторрским организациям, должна быть не менее 51%;
• Численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе аудиторской организации должна быть не менее 50% состава такого исполнительногооргана;
• Руководители аудиторской организации обзательно должны быть аудиторами;
• Безупречная деловая репутация;
• Наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля и качества работы;
• Уплата взносов в СРО и в компенсационный фонд СРО.
Требования при вступлении аудиторов в СРО:
1. Наличие квалификационного аттестата аудитора;
2. Безупречная деловая (профессиональная) репутация;
3. Уплата взносов в СРО и в компенсационный фонд СРО.
Для вступления в члены СРО аудитор подает заявление и представляет следующие документы:
1. Квалификационный аттестат аудитора;
2. Письменные рекомендации, подтверждающие его безупречную деловую (профессиональную) репутацию, не менее чем от трех аудиторов, сведения о которых включены в реестр аудиторов не менее чем за три года до дня дачи рекомендаций;
3. Справку об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.
Отказ в приеме в члены СРО аудитоов:
1. Несоответствие требованиям к членству, утвержденным СРО аудиторов;
2. Представление документов, не соответствующих установленым требованиям;
3. Установление недостоверности сведения, содержащихся в документах, представленных в СРО аудиторов;
4. Обнаружение после выдачи квалификационного аттестата аудитора обстоятельств, препятствовавших такой выдаче;
5. Прекращение членства аудиторской организации, аудитора в СРО, если со дня принятия реения о прекращении членства прошло менее трех лет.
Решение об отказе в приеме в члены в СРО может быть оспорено в судебном порядке.
Контроль за СРО аудиторов осуществляет Минфин РФ
Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение СРО требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность.
Государственный контроль осуществляется в форме:
1. Плановых проверок:
a. проверка провидится не чаще одного раза в два года
2. Не плановых проверок:
a. Основанием может стать полученная Минфином РФ жалоба на действия или бездействие СРО, нарушение требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность.
Система нормативного регулирования аудиторской деятельности
Аудиторская деятеьность осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Дни из них обязательны к применению всеми аудиторами и аудиторскими организациями, другие носят рекомендательных характер.
Систему нормативного регулирования аудиторской деятельности можно представить в виде документов четырех уровней.
Первый (верхний) уровень
Включает ФЗ «Об аудиторской деятельности». В нем определены условия осуществления аудита, требования к аудиторам, права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц, другие положения, которые позволяют осуществлять общее правовое регулирование аудиторской деятельности в России. В дополненик к Закону принимаются нормативные акты, регулирующие и уточняющие отдельные вопросы осуществления аудиторской деятельности в РФ.
Второй уровень:
• Стандарты аудиторской деятельности;
• Правила незасисимости аудиторов и аудиторских оргнаизаций;
• Кодекс профессиональной этики аудиторов.
В этих документах определяются общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения всеми аудиторами и аудиторскими организациями, в том числе:
• По оформлению рабочих документов;
• Содержанию письменного отчета аудитора;
• Содержанию аудиторского заключения и др.
Третий упровень
Документ, разрабатываемые СРО для своих членов:
• Стандарты аудита СРО;
• Кодекс профессиональной этики СРО;
• Документы о порядке обучения аудиторов, повышении квалификации и др.
СРО имеют право устанавливать дополнительные требования, обеспечивающие ответственность своих членов при осуществлении аудита и меры дисциплинарного воздействия к ним за нарушения законодательства и стандартов аудиторской деятельности.
Четвертый уровень
Это внутренние стандарты аудита, которые разрабатывают аудиторские организации на базе международных стандартов аудита, стандартов СРО и практики аудита (оценка уровня существенности, аудиторского риска и др.)
Аттестация аудиторской деятельности
Аудитор – это лицо, имеющее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из СРО аудиторов. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций.
Проверка квалификации физических лиц, желающих занимаиться аудитом, называется аттестацией.
Аттестация на право осуществления аудита проходит в форме квалификационного экзамена, который включает в себя:
• Тестирование;
• Выполнение письменной работы по пяти разделам программы:
◦ Право;
◦ Аудиторская деятельность;
◦ Налоговое законодательство РФ;
◦ Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность;
◦ Финансы, Финансовый анализ, Основы финансового менеджмента,Управление рисками, Внутренний контроль.
• С 2016 года сданные аудиторами экзамены приравнены к 5 экзаменам по программе АССА.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Рабочие документы аудитора их состав, содержание, порядок оформления использования и хранения;
2. Аудиторские доказательства, их виды, классификация, источники и методы получения;
3. Аудиторские процедуры;
4. Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита.