Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Предмет, задачи и методы социальной психологии

  • 👀 683 просмотра
  • 📌 633 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Предмет, задачи и методы социальной психологии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Предмет, задачи и методы социальной психологии» doc
Лекция 1. Предмет, задачи и методы социальной психологии Составитель А.А.Чекалина Вопросы лекции 1. Предмет СП. 2. Краткая история и основные этапы развития науки. 3. Современное состояние науки. Задачи СП. 1. В повседневной жизни мы часто замечаем, что ◦ испытываем на себе влияние других людей, ◦ учитываем их мнение при принятии решений, ◦ находимся под влиянием средств массовой информации, моды. Обращаем внимание на то, что • относим людей к определенным типам, начинаем к ним соответственно относиться, • обмениваемся переживаниями со знакомыми и незнакомыми людьми. Мы знаем, что • наша внутренняя и внешняя активность часто меняется в присутствии других людей, • с одними людьми работать интереснее, а с другими возникают трения. Эти и многие другие явления относятся к социально-психологическим феноменам, а науку, которая изучает такие явления, причины, закономерности, условия и механизмы их проявлений называют социальной психологией. Социальная психология – отрасль психологической науки, изучающая законо­мерности поведения, общения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. По мнению Д.Майерса, СП – наука, изучающая, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу. По мнению ряда авторов, в настоящее время перед СП стоит проблема построения общей теории социального поведения человека. Такой теории пока нет, т.к. поведение че­ловека в социуме – чрезвычайно сложно и в плане изучения и в плане прогнозирования. То, как именно будет чести себя человек или группа в той или иной ситуации, определя­ется большим количеством разнообразных факторов, учесть которые очень сложно. СП изучает личность в группе, обществе, специфику протекания психических процес­сов в связи с системой взаимодействия. Т.е., изучается человек среди людей, его индиви­дуальные особенности как результат социального развития. С.П. пытается дать ответы на ряд вопросов: • что происходит с человеком, как меняется его поведение и личностные структуры, ко­гда он вступает в общение с другими людьми, становится членом определенной социальной группы? • что определяет поведение человека в группе: его внутренние психологические осо­бенности или характеристики той группы, в деятельность которой он включился? • что такое человеческое общение, в чем его особенности и механизмы? СП изучает социальные группы: их психологические характеристики, проблемы внутригрупповой динамики, внутригрупповых отношений, межгрупповых отношений и т.д. • что представляет собой сама группа: является ли она простой суммой составляю­щих ее людей или целостной системой со своими законами? • как соотносятся различные группы между собой, что определяет правила и законо­мерности межгруппового взаимодействия? СП изучает социальную психику или массовидные явления психики: психологию классов, социальных слоев, массовых настроений, стереотипов и установок, общественное мнение и психологический климат, массовые действия и групповые эмоциональные состоя­ния; изучается социально-психологический аспект моды, обычаев, традиций, нра­вов и т.д. Сферы изучения СП: 2. Закономерности развития СП сходны с закономерностями развития преобла­дающего большинства наук. Почти любая наука, в том числе и эта, проходит следующие этапы развития: описательный, объяснительный, эмпирический, а также этап практиче­ского использования и прогнозирования. Как образно сказал один из психологов, СП имеет длинную предысторию и короткую историю, т.е. до сих пор она остается молодой наукой. В предыстории и истории науки можно выделить три периода: Первый период накопления знаний в сферах общей психологии и философии (6 век до н.э.- середина 19 века). К эмпирическим предпосылкам возникновения СП относятся: • стихийно сложившийся опыт использования законов общественной психологии для достижения определенных практических результатов, в частности, история первобытных обществ свидетельствует, что в определенных ситуациях учиты­вался массовидный опыт, настроения, подверженность заражению… • ораторское искусство Древней Греции, сформировавшее приемы и технику управ­ления вниманием, эмоциональным состоянием групп людей; • опыт использования искусства в формировании эмоциональных реакций во время религиозных действ, позволяющих наиболее эффективно осуществить воздействие на личность; • опыт действ жрецов, шаманов, ведунов, в которых отрабатывались приемы сугге­стивного воздействия на аудиторию; • культурно-психологические традиции буддизма, формировавшие приемы психо­техники, психотренинга и психорегуляции. Философские истоки СП: • идеи древнегреческих и китайских философов, которые описывали некоторые соци­ально-психологические особенности характеров людей и их предназначение в обществе, устанавливали определенные психологические закономерности социаль­ного поведения индивидов, выявляли мотивы объединения их в группы и т.д. Пла­тон писал об иррациональности поведения масс, присущем демократии, Аристо­тель об общественных инстинктах людей («человек – общественное животное»), Гераклит дал типологию людей (люди делятся на 2 класса – это те, кто руково­дствуется логосом, и те, кто подчиняется своим эмоциям и т.д. • в средние века и позднее зарубежные и отечественные ученые (Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Н. Маккиавели, М.В.Ломоносов и др) занимались описанием анатомии и патологии общественной жизни с ее характерными социальными взаимоотноше­ниями и традициями, • выделили и объяснили роль и сущность общения (в трудах Л.Фейербаха); • дали научный анализ социально-психологических явлений (социальных настрое­ний, общественного мнения, нравов, обычаев и т.д. (в трудах русских философов В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, А.И.Добролюбова, Д.Н.Писарева и т.д.); анализ положения русского крестьянства (в работах Н.К.Михайловского) • и др. философские идеи, теории, концепции. Второй период выделения описательной СП из ряда наук в самостоятельную область знаний (50-60 годы 19 века – 20 годы 20 века); т.е., до 20 века не было опубликовано ни одной книги по социальной психологии. Предпосылки возникновения СП можно обнаружить в системе наук о человеке, таких науках, как • антропология (Тейлор – особенности мышления первобытного человека), • археология (Морган – первобытная культура и быт индейцев), • этнография (М.Мид, Болдуин) • психиатрия (И.И.Мечников), • криминология (объяснение причин противоправного поведения). Особую роль в становлении СП сыграло развитие психологии и социологии, когда в определенный момент актуальными стали социальные ориентации в объяснении пси­хологических явлений, и психологические – в объяснении социальных фактов. Датой рождения описательной СП большинство исследователей считают 1879 г., когда Х.Штейнталь и М.Лацарус начали издавать журнал «Психология народов и языко­знание». В этот период зарождаются первые социально-психологические концепции: ◦ психология народов (Штейнталь, Лацарус, Вундт), приоритетными стали анализ продук­тов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства; ◦ психология масс (Г.Тард, Г.Лебон), первоначально объяснявшими социальные явления по принципу подражания, затем рассматривались криминальные аспекты заражения. Скопление людей – масса, где человек утрачивает способность к самоуправлению: склонен заражаться настроением массы и действует под ее влиянием, не проявляя своей индивидуальности. «В массе, где чувства доминируют над разумом, исчезает чувство личной ответственности». ◦ теория инстинктов - поведение людей обусловлено сугубо врожденными инстинк­тами. «Личность действует по инстинктивным, биологическим мотивам» (Мак-Ду­галл), из этих мотивов пытались вывести и поведение больших масс людей». Мак-Дугалл явился автором первого учебника «Введение в социальную психологию» (1908). Третий период оформления СП в экспериментальную науку и ее современное раз­витие (с 20–х г. 20 века). В 20-х годах 20 века оформился научный этап развития СП. Ог­ромный импульс развитию социально-психологических исследований и применению ре­зультатов их на практике придавали войны и военные конфликты, создание крупных кон­цернов, индустриализация, урбанизация и др. явления. Он отмечен применением экспери­ментальных методик для изучения личности и групп, техники получения и количествен­ной обработки данных (Меде, Олпорт, Бехтерев). Использование эксперимента позволило исследователям перейти от описания социально-психологических явлений к выявлению их закономерностей. Различными экспериментами, в частности, Бехтеревым, было дока­зано, что группа способствует увеличению знаний своих членов, исправлению ошибок, дает общие сдвиги в показателях и т.д. Были выявлены половые, возрастные. образова­тельные и др. различия сдвигов всех психических процессов в условиях групповой дея­тельности. Таким образом, если в начале века интерес исследователей концентрируется на изучении общественной психологии, массовых социальных явлений (толпа, заражение в массах, нация, ее склад), то в середине века все внимание было отдано исследованию ма­лых групп, социальных установок людей способов влияния на микроклимат группы и от­ношения между людьми. 3. Говоря о современном состоянии социально-психологической науки, то ее основы закладывались под влиянием господствующих в начале 20 века направлений психологии: гештальт, психоанализа, бихевиоризма, интеракционизма. В дальнейшем, доминирующую роль начинают играть модификации этих направлений, а также новые социально-психо­логические подходы. Психоанализ – одно из наиболее известных направлений психологии за рубежом, возникшее в начале 20 века, основателем которого был З.Фрейд. Он исследовал проблемы бессознательных процессов в личности и ее поведении и пришел к выводу об их огромном значении как для самой личности, так и для ее социальной активности. По Фрейду, цен­тральной, движущей силой человека выступает совокупность влечений, в том числе и по­ловое влечение. Становление психического склада личности происходит в раннем детстве, когда естественные влечения, сталкиваясь с системой социальных норм, запретов вытес­няются в подсознание. Позже они влияют на наши решения, предпочтения. Поступки, если не находят адекватного выхода, то обуславливают нарушения психики, соматики вплоть до болезней. Бихевиоризм – поведенческая психология, закономерности поведения человека в обществе выводятся их закономерностей внешнего стимулирования. Поведение – все по­ступки человека, которые он совершает от рождения до смерти, включает разные реакции – внешние или внутренние, скрытые. В основном, поведение изучалось в соответствии с формулой: стимул – реакция. Причем реакция – это ответ на внешний стимул, с помощью которого человек приспосабливается к внешней среде. Гуманистическая школа в психологии исследовала человека как полноценно разви­вающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть личностного роста, самореализации. Когнитивизм стремится объяснить социальное поведение человека при помощи описания познавательных процессов. Человек принимает решения, активен в социуме ис­ходя из его понятий, образов об окружающем мире, менталитете, интеллекте. Каждый имеет свое собственное объяснение мира и окружающих явлений, которое обусловлено не только социальным опытом, но и особенностями его мышления. Зная когнитивную струк­туру человека, можно понять его поведение. Интеракционизм исследовал проблемы социального взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения. Одна из основных идей этого направления – личность всегда социальна и не может формироваться вне общества, развитие личности происходит в результате усвоения ею различных знаковых систем: языка, жестов, аспек­тов коммуникации. В 60-00 годы 20-21 столетия под влиянием интегративных процессов, специализации в науке сформировались новые отрасли социальной психологии: этническая, религии, поли­тическая, управления, социального воздействия, общения, семьи, конфликтология. В настоящее время можно выделить следующие задачи СП: • изучение и осмысление социально-психологических явлений и процессов; • выявление закономерностей проявления социально-психологических и процес­сов в различных условиях; • прогнозирование политических, национальных и других процессов в развитии го­сударства и общества на основе учета социально-психологических закономерностей.
«Предмет, задачи и методы социальной психологии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot