Предмет, задачи и методы социальной психологии
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Предмет, задачи и методы социальной психологии
Составитель А.А.Чекалина
Вопросы лекции
1. Предмет СП.
2. Краткая история и основные этапы развития науки.
3. Современное состояние науки. Задачи СП.
1. В повседневной жизни мы часто замечаем, что
◦ испытываем на себе влияние других людей,
◦ учитываем их мнение при принятии решений,
◦ находимся под влиянием средств массовой информации, моды.
Обращаем внимание на то, что
• относим людей к определенным типам, начинаем к ним соответственно относиться,
• обмениваемся переживаниями со знакомыми и незнакомыми людьми.
Мы знаем, что
• наша внутренняя и внешняя активность часто меняется в присутствии других людей,
• с одними людьми работать интереснее, а с другими возникают трения.
Эти и многие другие явления относятся к социально-психологическим феноменам, а науку, которая изучает такие явления, причины, закономерности, условия и механизмы их проявлений называют социальной психологией.
Социальная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности поведения, общения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
По мнению Д.Майерса, СП – наука, изучающая, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу.
По мнению ряда авторов, в настоящее время перед СП стоит проблема построения общей теории социального поведения человека. Такой теории пока нет, т.к. поведение человека в социуме – чрезвычайно сложно и в плане изучения и в плане прогнозирования. То, как именно будет чести себя человек или группа в той или иной ситуации, определяется большим количеством разнообразных факторов, учесть которые очень сложно.
СП изучает личность в группе, обществе, специфику протекания психических процессов в связи с системой взаимодействия. Т.е., изучается человек среди людей, его индивидуальные особенности как результат социального развития. С.П. пытается дать ответы на ряд вопросов:
• что происходит с человеком, как меняется его поведение и личностные структуры, когда он вступает в общение с другими людьми, становится членом определенной социальной группы?
• что определяет поведение человека в группе: его внутренние психологические особенности или характеристики той группы, в деятельность которой он включился?
• что такое человеческое общение, в чем его особенности и механизмы?
СП изучает социальные группы: их психологические характеристики, проблемы внутригрупповой динамики, внутригрупповых отношений, межгрупповых отношений и т.д.
• что представляет собой сама группа: является ли она простой суммой составляющих ее людей или целостной системой со своими законами?
• как соотносятся различные группы между собой, что определяет правила и закономерности межгруппового взаимодействия?
СП изучает социальную психику или массовидные явления психики: психологию классов, социальных слоев, массовых настроений, стереотипов и установок, общественное мнение и психологический климат, массовые действия и групповые эмоциональные состояния; изучается социально-психологический аспект моды, обычаев, традиций, нравов и т.д.
Сферы изучения СП:
2. Закономерности развития СП сходны с закономерностями развития преобладающего большинства наук. Почти любая наука, в том числе и эта, проходит следующие этапы развития: описательный, объяснительный, эмпирический, а также этап практического использования и прогнозирования. Как образно сказал один из психологов, СП имеет длинную предысторию и короткую историю, т.е. до сих пор она остается молодой наукой. В предыстории и истории науки можно выделить три периода:
Первый период накопления знаний в сферах общей психологии и философии (6 век до н.э.- середина 19 века).
К эмпирическим предпосылкам возникновения СП относятся:
• стихийно сложившийся опыт использования законов общественной психологии для достижения определенных практических результатов, в частности, история первобытных обществ свидетельствует, что в определенных ситуациях учитывался массовидный опыт, настроения, подверженность заражению…
• ораторское искусство Древней Греции, сформировавшее приемы и технику управления вниманием, эмоциональным состоянием групп людей;
• опыт использования искусства в формировании эмоциональных реакций во время религиозных действ, позволяющих наиболее эффективно осуществить воздействие на личность;
• опыт действ жрецов, шаманов, ведунов, в которых отрабатывались приемы суггестивного воздействия на аудиторию;
• культурно-психологические традиции буддизма, формировавшие приемы психотехники, психотренинга и психорегуляции.
Философские истоки СП:
• идеи древнегреческих и китайских философов, которые описывали некоторые социально-психологические особенности характеров людей и их предназначение в обществе, устанавливали определенные психологические закономерности социального поведения индивидов, выявляли мотивы объединения их в группы и т.д. Платон писал об иррациональности поведения масс, присущем демократии, Аристотель об общественных инстинктах людей («человек – общественное животное»), Гераклит дал типологию людей (люди делятся на 2 класса – это те, кто руководствуется логосом, и те, кто подчиняется своим эмоциям и т.д.
• в средние века и позднее зарубежные и отечественные ученые (Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Н. Маккиавели, М.В.Ломоносов и др) занимались описанием анатомии и патологии общественной жизни с ее характерными социальными взаимоотношениями и традициями,
• выделили и объяснили роль и сущность общения (в трудах Л.Фейербаха);
• дали научный анализ социально-психологических явлений (социальных настроений, общественного мнения, нравов, обычаев и т.д. (в трудах русских философов В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, А.И.Добролюбова, Д.Н.Писарева и т.д.); анализ положения русского крестьянства (в работах Н.К.Михайловского)
• и др. философские идеи, теории, концепции.
Второй период выделения описательной СП из ряда наук в самостоятельную область знаний (50-60 годы 19 века – 20 годы 20 века); т.е., до 20 века не было опубликовано ни одной книги по социальной психологии. Предпосылки возникновения СП можно обнаружить в системе наук о человеке, таких науках, как
• антропология (Тейлор – особенности мышления первобытного человека),
• археология (Морган – первобытная культура и быт индейцев),
• этнография (М.Мид, Болдуин)
• психиатрия (И.И.Мечников),
• криминология (объяснение причин противоправного поведения).
Особую роль в становлении СП сыграло развитие психологии и социологии, когда в определенный момент актуальными стали социальные ориентации в объяснении психологических явлений, и психологические – в объяснении социальных фактов.
Датой рождения описательной СП большинство исследователей считают 1879 г., когда Х.Штейнталь и М.Лацарус начали издавать журнал «Психология народов и языкознание». В этот период зарождаются первые социально-психологические концепции:
◦ психология народов (Штейнталь, Лацарус, Вундт), приоритетными стали анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства;
◦ психология масс (Г.Тард, Г.Лебон), первоначально объяснявшими социальные явления по принципу подражания, затем рассматривались криминальные аспекты заражения. Скопление людей – масса, где человек утрачивает способность к самоуправлению: склонен заражаться настроением массы и действует под ее влиянием, не проявляя своей индивидуальности. «В массе, где чувства доминируют над разумом, исчезает чувство личной ответственности».
◦ теория инстинктов - поведение людей обусловлено сугубо врожденными инстинктами. «Личность действует по инстинктивным, биологическим мотивам» (Мак-Дугалл), из этих мотивов пытались вывести и поведение больших масс людей».
Мак-Дугалл явился автором первого учебника «Введение в социальную психологию» (1908).
Третий период оформления СП в экспериментальную науку и ее современное развитие (с 20–х г. 20 века). В 20-х годах 20 века оформился научный этап развития СП. Огромный импульс развитию социально-психологических исследований и применению результатов их на практике придавали войны и военные конфликты, создание крупных концернов, индустриализация, урбанизация и др. явления. Он отмечен применением экспериментальных методик для изучения личности и групп, техники получения и количественной обработки данных (Меде, Олпорт, Бехтерев). Использование эксперимента позволило исследователям перейти от описания социально-психологических явлений к выявлению их закономерностей. Различными экспериментами, в частности, Бехтеревым, было доказано, что группа способствует увеличению знаний своих членов, исправлению ошибок, дает общие сдвиги в показателях и т.д. Были выявлены половые, возрастные. образовательные и др. различия сдвигов всех психических процессов в условиях групповой деятельности.
Таким образом, если в начале века интерес исследователей концентрируется на изучении общественной психологии, массовых социальных явлений (толпа, заражение в массах, нация, ее склад), то в середине века все внимание было отдано исследованию малых групп, социальных установок людей способов влияния на микроклимат группы и отношения между людьми.
3. Говоря о современном состоянии социально-психологической науки, то ее основы закладывались под влиянием господствующих в начале 20 века направлений психологии: гештальт, психоанализа, бихевиоризма, интеракционизма. В дальнейшем, доминирующую роль начинают играть модификации этих направлений, а также новые социально-психологические подходы.
Психоанализ – одно из наиболее известных направлений психологии за рубежом, возникшее в начале 20 века, основателем которого был З.Фрейд. Он исследовал проблемы бессознательных процессов в личности и ее поведении и пришел к выводу об их огромном значении как для самой личности, так и для ее социальной активности. По Фрейду, центральной, движущей силой человека выступает совокупность влечений, в том числе и половое влечение. Становление психического склада личности происходит в раннем детстве, когда естественные влечения, сталкиваясь с системой социальных норм, запретов вытесняются в подсознание. Позже они влияют на наши решения, предпочтения. Поступки, если не находят адекватного выхода, то обуславливают нарушения психики, соматики вплоть до болезней.
Бихевиоризм – поведенческая психология, закономерности поведения человека в обществе выводятся их закономерностей внешнего стимулирования. Поведение – все поступки человека, которые он совершает от рождения до смерти, включает разные реакции – внешние или внутренние, скрытые. В основном, поведение изучалось в соответствии с формулой: стимул – реакция. Причем реакция – это ответ на внешний стимул, с помощью которого человек приспосабливается к внешней среде.
Гуманистическая школа в психологии исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть личностного роста, самореализации.
Когнитивизм стремится объяснить социальное поведение человека при помощи описания познавательных процессов. Человек принимает решения, активен в социуме исходя из его понятий, образов об окружающем мире, менталитете, интеллекте. Каждый имеет свое собственное объяснение мира и окружающих явлений, которое обусловлено не только социальным опытом, но и особенностями его мышления. Зная когнитивную структуру человека, можно понять его поведение.
Интеракционизм исследовал проблемы социального взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения. Одна из основных идей этого направления – личность всегда социальна и не может формироваться вне общества, развитие личности происходит в результате усвоения ею различных знаковых систем: языка, жестов, аспектов коммуникации.
В 60-00 годы 20-21 столетия под влиянием интегративных процессов, специализации в науке сформировались новые отрасли социальной психологии: этническая, религии, политическая, управления, социального воздействия, общения, семьи, конфликтология.
В настоящее время можно выделить следующие задачи СП:
• изучение и осмысление социально-психологических явлений и процессов;
• выявление закономерностей проявления социально-психологических и процессов в различных условиях;
• прогнозирование политических, национальных и других процессов в развитии государства и общества на основе учета социально-психологических закономерностей.