Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Предмет, задачи и методы социальной психологии

  • 👀 413 просмотров
  • 📌 352 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Предмет, задачи и методы социальной психологии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Предмет, задачи и методы социальной психологии» doc
Лекция 1. Предмет, задачи и методы социальной психологии Составитель А.А.Чекалина Вопросы лекции 1. Предмет СП. 2. Краткая история и основные этапы развития науки. 3. Современное состояние науки. Задачи СП. 4. Методологические основы социальной психологии. Требования к проведению соц-псих. исследования. 1. Социальная психология – отрасль психологической науки, изучающая законо­мерности поведения, общения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Наука изучает социально-психологические явления, в основе которых лежат психическая деятельность и поведение людей, которые взаимодействуют друг с другом в качестве социальных объектов. Речь идет о явлениях, порождаемых взаимодействием как отдельных личностей, так и их объединений (групп). Социально-психологические явления являются сплавом социального и психологического. Поэтому, такие явления как предметное восприятие или темперамент не являются предметом изучения социальной психологии, потому что их функционирование детерминировано организмическими процессами. По мнению ряда авторов, в настоящее время перед СП стоит проблема построения общей теории социального поведения человека. Такой теории пока нет, т.к. поведение че­ловека в социуме – чрезвычайно сложно и в плане изучения и в плане прогнозирования. То, как именно будет чести себя человек или группа в той или иной ситуации, определя­ется большим количеством разнообразных факторов, учесть которые очень сложно. 2. Закономерности развития СП сходны с закономерностями развития преобла­дающего большинства наук. Почти любая наука, в том числе и эта, проходит следующие этапы развития: описательный, объяснительный, эмпирический, а также этап практиче­ского использования и прогнозирования. В предыстории и истории науки можно выделить три периода: Первый период накопления знаний в сферах общей психологии и философии (6 век до н.э.- середина 19 века). К эмпирическим предпосылкам возникновения СП относятся: • стихийно сложившийся опыт использования законов общественной психологии для достижения определенных практических результатов, в частности, история первобытных обществ свидетельствует, что в определенных ситуациях учиты­вался массовидный опыт, настроения, подверженность заражению и другие. Философские истоки СП: • идеи древнегреческих и китайских философов, которые описывали некоторые соци­ально-психологические особенности характеров людей и их предназначение в обществе, устанавливали определенные психологические закономерности социаль­ного поведения индивидов, выявляли мотивы объединения их в группы и т.д. Пла­тон писал об иррациональности поведения масс, присущем демократии, Аристо­тель об общественных инстинктах людей («человек – общественное животное»), Гераклит дал типологию людей (люди делятся на 2 класса – это те, кто руково­дствуется логосом, и те, кто подчиняется своим эмоциям и т.д. и др. философские идеи, теории, концепции. Второй период выделения описательной СП из ряда наук в самостоятельную область знаний (50-60 годы 19 века – 20 годы 20 века); т.е., до 20 века не было опубликовано ни одной книги по социальной психологии. Предпосылки возникновения СП можно обнаружить в системе наук о человеке. Особую роль в становлении СП сыграло развитие психологии и социологии, когда в определенный момент актуальными стали социальные ориентации в объяснении пси­хологических явлений, и психологические – в объяснении социальных фактов. Датой рождения описательной СП большинство исследователей считают 1879 г., когда Х.Штейнталь и М.Лацарус начали издавать журнал «Психология народов и языко­знание». В этот период зарождаются первые социально-психологические концепции. Третий период оформления СП в экспериментальную науку и ее современное раз­витие (с 20–х г. 20 века). Если в начале века интерес исследователей концентрируется на изучении общественной психологии, массовых социальных явлений (толпа, заражение в массах, нация, ее склад), то в середине века все внимание было отдано исследованию ма­лых групп, социальных установок людей способов влияния на микроклимат группы и от­ношения между людьми. 3. Говоря о современном состоянии социально-психологической науки, то ее основы закладывались под влиянием господствующих в начале 20 века направлений психологии: гештальт, психоанализа, бихевиоризма, интеракционизма. В дальнейшем, доминирующую роль начинают играть модификации этих направлений, а также новые социально-психо­логические подходы. В 60-00 годы 20-21 столетия под влиянием интегративных процессов, специализации в науке сформировались новые отрасли социальной психологии: этническая, религии, поли­тическая, управления, социального воздействия, общения, семьи, конфликтология. В настоящее время можно выделить следующие задачи СП: • изучение и осмысление социально-психологических явлений и процессов; • выявление закономерностей проявления социально-психологических и процес­сов в различных условиях; • прогнозирование политических, национальных и других процессов в развитии го­сударства и общества на основе учета социально-психологических закономерностей. 4. Современное СП исследование включает в себя следующее: 1. Изучение состояния проблемы и ее формулирование, разработка программы исследования, формулировка гипотез, выбор методов исследования. Во-первых, анализируются ранее проводимые по этой теме исследования. Во-вторых составляется программа, которая включает в себя: ◦ формулировку проблемы, определение объекта и предмета изучения; ◦ определение цели и задач; ◦ выдвижение рабочих гипотез; ◦ составление стратегического плана изучения; ◦ наброски основных процедур сбора и анализа первичных данных; ◦ подбор методик математической и статистической обработки и интерпретации результатов. 2. Сбор фактических данных. На этом этапе с помощью выбранных методов и методик изучается конкретное социально-психологическое явление, для того, чтобы правильно понять его сущность и своеобразие проявления в изучаемых условиях. 3. Качественная и количественная обработка данных. Качественная обработка предполагает предварительное определение показателей, по которым можно судить о конкретных особенностях исследуемых социально-психологических явлений процессе анализа фактического материала. Впоследствии на их основе осуществляется описание и обобщение результатов исследования. Однако одной качественной обработки результатов недостаточно. Требуется еще и количественная обработка, включающая применение методов корреляционного и других анализов. 4. Интерпретация данных, формулирование выводов, практических рекомендаций, разработка прогнозов развития явлений в будущем. Здесь описывается изучаемое социально-психологическое явление, констатируется наличие его определенных свойств и особенностей, делаются обобщающие умозаключения относительно закономерностей его функционирования и проявления. Возможна выработка практических рекомендаций для других исследований, составляется прогноз развития изучаемого социально-психологического явления в будущем. Каждый метод имеет свою специфику, значимость, эффективность, преимущества и недостатки. Для того, чтобы объяснить эмпирические факты, их нужно сопоставить друг с другом и на основе сопоставления обобщить, найти закономерности, которой они подчиняются. Такая процедура исследования связана со статистическими методами обработки полученной информации. Бессмысленно сопоставлять сотни и тысячи единичных фактов. Их необходимо объединять в группы для обнаружения тенденции, выраженной закономерности. Нахождение средней арифметической величины, или, как говорят математики, математического ожидания, одно из важных правил применения методов в психологическом исследовании. Средняя арифметическая величина может быть либо более, либо менее представительной (репрезентативной), но она всегда надежнее единичного замера. 2. Наблюдение заключается в последовательном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их изменений в определенных условиях. Наблюдение всегда предполагает наличие замысла, системы методических приемов, контроля и осмысления результатов. Психолога исследователя всегда интересует не любое проявление поведения, а лишь такое, которое связано с конкретной задачей исследования. Наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью, которая может создавать установку, благоприятную для фиксации значимого факта, что порождает интерпретацию фактов в духе ожиданий самого наблюдателя. Объективность наблюдения можно повысить, отказавшись от преждевременных обобщений и выводов, при многократном наблюдении изучаемого факта и контроле со стороны других методов. Анекдот про психолога и лягушку. Психолог наблюдает за реакцией лягушки на звон колокольчика. Экспериментатор звонит в колокольчик, лягушка подпрыгивает. Психолог тут же записывает, что лягушка подпрыгнула. Затем ученый отрезает одну из лапок лягушки и снова звонит в колокольчик. Лягушка подпрыгивает. Вторая лапка отрезана и колокольчик опять звенит. Психолог снова отмечает прыжок лягушки. Затем он отрезает третью лапку. Лягушка снова подпрыгивает в ответ на звонок. Экспериментатор регистрирует ее поведение. Наконец психолог отрезает четвертую лапку и опять звонит в колокольчик. Лягушка не двигается. Психолог записывает:»После отсечения четвертой лапки у лягушки слабеет слух». Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо социально-психологический факт. Основное отличие и достоинство данного метода в том, что исследователь может по желанию вызвать какой-то психический процесс или свойство, проследить зависимость проявлений психики от внешних условий, экспериментатор активен, есть возможность повторения, условия эксперимента строго контролируются. Эксперимент может быть применен не ко всякой исследовательской задаче. Пример Эксперименты бывают естественными, лабораторными и формирующими. Естественный эксперимент характеризуется незначительными изменениями обычных условий, например: поздравления учащихся с помощью открыток. Учащийся, получивший максимальное количество открыток, будет эмоциональным лидером. Лабораторный – отличается строгой стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать исследуемое явление, отвлечься от изменяющихся условий окружающей среды. Формирующий эксперимент предусматривает внедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций. Математическая сущность эксперимента выглядит так: АВ=С АК=С АД=С АР=С АЕ=С АО=С Какие-то два элемента дают искомое С. Но, чтобы выявит, какой элемент из этих двух, мы продолжим эксперимент и окажется, что А и Д тоже дают С. Уже на этом этапе исследования можно предположить, что причина С – повторяющийся элемент А. Для подтверждения этого мнения соединяем А с Е. Результат тот же. Наступает стадия проверки предположения. Соединяем А с К – результат отрицательный. То же получаем при соединении А с Е. Результат тот же. Наступает стадия проверки предположения. Соединяем А с К – результат отрицательный. То же получаем при соединении А с другими компонентами (Р, О). Теперь эксперимент позволяет сделать окончательный и проверенный вывод: причина С – повторяющийся элемент А. Таким образом, экспериментатор вмешивается в процесс, изолируя одни условия, исключая другие, усиливая или ослабляя третьи, чтобы вскрыть внутренние закономерности явлений, выявить педагогическую эффективность того или иного метода или приема. Три метода проведения эксперимента: 1. метод единственного различия – здесь используется принцип подравненных групп (экспериментальной и контрольной). Разница в результатах между двумя сдвигами в обеих группах говорит об эффективности или несостоятельности исследуемой программы. Все остальные условия в обеих группах, кроме изучаемого фактора, должны быть одинаковыми. Например, должны быть эффективными количество занятий, объем работы, выполняемый во внеучебное время и т.д. 2. метод единственного сходства – исследователь обеспечивает лишь неизменность одного проверяемого объекта, например новой учебной программы. Условия же воспитания и обучения ничем не обуславливаются и не зависят от желания исследователя. Программа испытывается разными педагогами, в разных группах и условиях. 3. способ сопутствующих изменений – где вводятся новые приемы с целью изучения их влияния на поведение или результаты обучения (например, изучаются влияние на спокойных и взволнованных учащихся, бодрых или утомленных). Результаты эксперимента можно экстраполировать на многие сенсорно-моторные действия, трудовые операции. Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи между переменными. Широко распространены в психологической практике опросные методы, где информация извлекается из словесных сообщений испытуемых. Метод беседы применяется на разных стадиях исследования: как для первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, особенно методом наблюдения. Умелое применение метода беседы может дать весьма ценные результаты. Метод беседы основан на получении информации в процессе двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса. Беседа органично связана с наблюдением. Методическое требование к беседе – «близость», контакт испытуемого с психологом, т.е. взаимность общения. В процессе анкетирования информацию получают в виде письменных ответов опрашиваемых (респондентов). Интервью предполагает получение информации путем устных ответов респондентов на вопросы, задаваемые в устной форме. Еще одним методом исследования является анализ продуктов деятельности. В педагогической практике для анализа продуктов учебной деятельности используются тетради с сочинениями, дневники, альбомы по рисованию, журналы и т.д. Для проведения данного метода необходимо определить категории анализа, например, пропуски занятий, темы выбранного сочинения и т.д. Далее подсчитывается частота встречаемости элемента, содержательная интерпретация результатов статистического анализа. Моделирование – это метод исследования, в основе которого лежит построение моделей изучаемого явления. Модель представляет собой копию интересующего исследователя объекта или явления в каком-либо аспекте. Модель всегда является упрощением исследуемого явления и предназначена для выделения главного в изучаемом объекте. Например, мы можем моделировать процесс взаимодействия в учебной группе, педколлективе на ЭВМ. Метод тестов. Тест – стандартизированные кратковременные испытания свойств личности. Стандартизация подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста: точные указания относительно используемых материалов (стимульный материал), временные ограничения, устные инструкции испытуемому и т.д. Процедура тестирования может проводиться в форме опроса, наблюдения и эксперимента. Хорошо обоснованный тест является результатом большой предварительной экспериментальной проверки. Тесты можно разделить на тесты достижений, критериально-ориентированные, личностные. Тесты достижений (тесты специальных способностей) выявляют степень владения испытуемыми конкретными знаниями, умениями, навыками, уровень овладения каким-либо видом деятельности. Их разделяют на три группы: тесты действия, устные и письма; тесты интеллекта; тесты креативности. Тесты интеллекта – совокупность заданий, выполнение которых не требует специальных знаний, умений, навыков (как правило) и позволяет оценить общий уровень интеллекта. Примеры: ШТУР, шкалы измерения интеллекта Векслера, прогрессивные матрицы Равена. Тесты критериально-ориентированные выявляют, насколько испытуемый владеет знаниями, навыками умственных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных классов учебных или профессиональных заданий. Тесты личностные – методики психодиагностики, с помощью которых исследуется различные стороны личности: мотивационная, эмоциональная, поведенческая. Исходя из теоретических положений, строится предполагаемая модель исследуемого феномена, отбирается ряд диагностических признаков Например, психическая неуравновешенность, мужественность, асоциальность, чувствительность и др), формируется набор вопросов о поведении обследуемого, позволяющих оценить степень выраженности исследуемых признаков. Обычно в вопросниках для подсчета количества баллов используется такой критерий, как частота проявления того или иного признака. Классическими методиками подобного типа принято считать: MMPI, 16PF, ПДО и др. В основе проективных методов лежит принцип психологической проекции, согласно которому испытуемый проектирует, т.е. отражает на достаточно неструктурированный стимульный материал (цвета, сказочные персонажи, пятна неопределенной формы и т.п.) свои неосознаваемые или скрываемые психологические переживания, мотивы, комплексы, потребности. Проектирование проявляется в виде придания стимульному материалу личностного смысла. Наиболее типичными проективными методиками являются: тест на фрустрацию Розенцвейга, тематической апперцепции ТАТ, тест Роршаха, тест цветовых выборов Люшера. Чтобы повышать достоверность прогнозов, исследователи вместо вопросов «согласны ли вы, что» (да-нет) переходят к хитрым косвенным вопросам. Среди них выделяются две большие категории: признаки проективного типа и признаки, основанные на избирательном нарушении психических процессов. Типичным представителем первой группы является тест тематической апперцепцепции (ТАТ), где испытуемый должен интерпретировать рисунки не вполне определенного содержания. Стандартный набор включает 19 карточек с неопределенными по содержанию черно-белыми картинками и одну пустую карточку. Испытуемого просят составить рассказы, объясняя в них, что привело к изображаемому событию, что случилось в данный момент, что герои чувствуют и думают и чем все это кончится. По пустой карточке ему предлагают вообразить какую-нибудь картину и описать ее, а затем рассказать по ней историю. При обработке важен не количественный, а качественный анализ, включающий целый ряд личностных параметров. Обычно используются сокращенные варианты, модифицированные для определенного возраста, пола, профессии и т.д. Может быть изображена, например, школьная обстановка с плачущим учеником в центре. Инструкция напоминает детское: по этой картинке специально для нас придумайте сами подробный рассказ. Выводы делаются на основе представленных сочинений. Естественно, дети объясняют слезы на картинке понятной для них причиной, тем самым обнаруживая свои аттитюды. Тест Розенцвейга по замыслу ориентирован на выявление нервных срывов и агрессивности. В серии условных рисунков один персонаж каким-то образом срывает планы другого. На специально отведенном месте тестовой карточки испытуемый пишет, что мог бы ответить на подобные действия человек, ощущающий фрустрацию. Процедура обработки хорошо структурирована, поддается статистическому анализу и может быть приспособлена для изучения разных проблем: националистических аттитюдов, дисциплинированности, взаимоотношений с родственниками. На работу с младшими школьниками хорошо ориентирован тест «Различение животных». В каждом из заданий представлена пара идентичных животных. Ребенку говорится, что у него есть животное, которое он любит. И это животное любит и делает все то, что любит и делает сам ребенок. Затем экспериментатор по очереди указывает на каждую пару животных, описывая их поведение, и просит ребенка сказать, какое из животных принадлежит ему. Выполнение задания не требует вербальных ответов. В практике учителя – рисуночные тесты, ассоциативные. Метод неоконченных предложений предлагает людям закончить мысль: «У меня каждый раз портится настроение, когда …» Любопытно, что и учителя и ученики часто заканчивают мыслью, «когда я прихожу в школу». Создается представление, что школа – это организация, где собираются люди, портящие друг другу настроение. Упомянутые высказывания свидетельствовали о негативных аттитюдах по отношению к школе. Социометрия – метод, используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий между членами группы и позволяющий выявить: соц-псих структуру взаимоотношений в малых группах, конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений, формальных и неформальных лидеров и «отвергнутых» членов группы; наличие микрогрупп и связей между ними. Социометрия предполагает проведение опроса всех членов группы с последующей математической и статистической обработкой его результатов и построением социограммы (схемы взаимоотношений в группе). Методы обработки и интерпретации данных. Для обработки чаще всего используют статистические методы (нахождение средних значений, отклонений от среднего, значения связи между переменными, уровня достоверности, выявления факторов и т.д.). Такие методы позволяют сделать переход от чисел и закономерностей к психологическим понятиям и суждениям. СП исследования проводятся не только для научных целей, но и для решения каждодневных практических проблем общностей людей, руководителей и т.п. К этим методам относятся методы коррекции и терапии, которые позволяют улучшать различные групповые характеристики, умения, навыки, осуществлять лечение психики людей, разрешать их межличностные проблемы средствами взаимодействия между ними (межличностные взаимодействия). Выделяют группы телесной терапии, встреч, терапию искусством, поведенческие тренинги, психодраму и т.д. Одной из задач, стоящих перед СП, является задача оптимизации личностных и групповых взаимодействий, направленных на достижение целей, улучшение планирования организации, повышения эффективности обмена информацией и т.д. Для решения подобных задач соц.психологи разрабатывают различные методы планирования, управления, мотивирования и контроля, позволяющие побуждать субъектов деятельности обеспечивать оптимальное их функционирование. Методы обучения и развития личности призваны реализовать социально-психологический потенциал межличностного взаимодействия в процессе решения учебных задач. Указанные методы обеспечивают рост уровня межличностной компетентности, развитие межличностных особенностей или самой группы в целом: это дискуссионные методы, деловые игры, тренинги межличностной чувствительности и личностного роста и т.д. Лекция 2. Социальная психология личности Вопросы к лекции 1. Сущность и формирование личности. Понятие о социализации. 2. Социально-психологические характеристики и типы личности. 3. Структура личности. Установки, ценностно-нормативная система личности. Влияние социальных норм на личность. 4. Социальные роли личности. Выполнение социальных ролей. Взаимовлияние личности и социальных ролей. 5. Я - концепция личности. Условия личностной самореализации. 1. Социальная психология личности – неструктурированная область соц-психол. исследований, а потому сложная для какого – либо изложения. Личность – некая модель, с помощью которой мы пытаемся составить представления о внутренней жизни индивида с учетом его родовых признаков, а также объяснить и предсказать его поведение. Основной практический выход науки видится в анализе особенностей социальной адаптации, что непосредственно связанно конкретными общественными реалиями, поэтому изложение социальной психологии личности видится нам через понятие о социализации. Социализация – процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Это понятие характеризуют следующие положения • процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей • не может рассматриваться как простое, механическое отражение личностью непосредственного опыта • усвоение этого опыта субъективно, одни и те же ситуации по-разному воспринимаются и переживаются разными личностями, а потому, из одних и тех ситуаций разные личности выносят разный социальный опыт. Т.е. усвоение социального опыта становится источником индивидуализации личности, которая не только активно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает. Социализация может носить одновременно регулируемый, целенаправленный и нерегулируемый, стихийный характер. Институты социализации. Роль семьи в социализации ребенка. Отмечают следующие механизмы социализации: • подражание, имитация, идентификация, заключающиеся в стремлении человека в воспроизводстве поведения других людей: мы копируем поведение других людей, отождествляем себя в той или иной мере с социальными ролями, перенимаем взгляды других людей; • социальной оценки желаемого поведения, где реакция окружающих является подкрепляющим и формирующим фактором (фасилитация – стимулирующее влияние и ингибиция – негативное, тормозящее влияние одного человека на другого); • конформность – податливость человека реальному и воображаемому давлению группы, проявляющееся в изменении его поведения и установок; негативизм – конформность наоборот - стремление любой ценой утверждать свою точку зрения. 2. Психологи часто характеризуют людей на основании обобщенных характеристик, представляющих собой ряд взаимосвязанных психологических признаков, называемых чертами личности /тест Кеттела/. Личность характеризуют жизненный план, самоактуализация, атрибуция успеха и неудачи, психологическая устойчивость, психологическая защита. Тип – специфические характеристики личности, определяющие установки сознания и проявляющиеся в деятельности. С совр. т.зр. психол. тип определяется через систему признаков и является устойчивым психич. образованием, которое определяет стереотипы и стиль поведения. 3. Диспозиционная структура личности. Отправляясь от факта избирательности поведения, В.А. Ядов логически упорядочил конструкты, с помощью которых психологии объясняли предрасположенность или предуготованность индивида к включению в различные сферы социального общения. В итоге было выделено три уровня регуляции поведения: 1. элементарная фиксированная установка, 2. аттитюд, 3. ценностные ориентации, 4. Я-концепция. Личность живет и действует в определенной социальной структуре, ее поведение обусловлено культурой определенного конкретно-исторического сообщества. Основными аналитическими единицами, позволяющими моделировать поведение индивида в совместной с другими людьми жизнедеятельности, являются социальная роль, социальный статус и его собственное Я. Роль определяется как поведение, ожидаемое от индивида в соответствии с занимаемой им позицией, местом в данной системе социальных взаимосвязей. Человек обладает целым рядом различных социальных позиций, что составляет его статусный набор. Статусный набор предполагает ролевой набор индивида. Между людьми, находящимися в связанных между собой позициях, констатируются соответствующие взаимоотношения, которые называются ролевыми. Разные индивиды выполняют свои роли по-разному, хотя при этом их действия могут характеризоваться как успешные. Что нужно для успешного овладения той или иной социальной ролью и для ее выполнения? • информация о ролевом поведении • интернализация – согласие с требованиями роли, ее осознание • мотивация – внутренняя побудительная сила, которая направляет людей к выполнению соц. ролей Реакции социальной группы на поведение индивида, отклоняющиеся от социальных ожиданий, называются социальными санкциями. Лекция 3. Социальная психология групп Вопросы лекции 1. Понятие группы в социальной психологии. Основные классифика­ции групп. 2. Основные характеристики групп. 3. Структуры малой группы. 4. Групповые процессы. 1. Что изучает социальная психология в группах? Прежде всего в малых! Важнейшее условие существования группы обозначается как психологиче­ское содержание совместной деятельности – совокупность целей, задач, операций, служащих удовлетворению основных мотивов данной деятельности. Одним из важных показателей группы является ее числен­ность. Большинство исследователей, говоря о численности малой группы, начинают с диады - соединения 2 лиц. Взаимоотно­шения в триаде также специфичны. Система групповых ожиданий – некоторая совокупность представле­ний о том, как должен вести себя тот или иной член группы в определенной ситуации. В их основе лежат групповые нормы, которые являются пред­ставлениями, выработанными членами группы в процессе жизнедеятельно­сти, о подобающих в данной группе способах поведения. Для обеспечения со­блюдения норм в каждой группе создается и действует система санк­ций, которые могут носить как поощрительный (знаки внимания, доброжелательные обращения, эмоциональные поглаживания, уважение, открыток признание достоинств), так и наказательный харак­тер («шпильки» и прозвища, подмигивания, иронические взгляды, усмешки, холодность, сплетни, бойкот). Статус личности в группе Групповая роль Композиция группы – совокупность индивидуальных характеристик чле­нов группы, важных для понимания ее целостных свойств. В компози­ци­онные признаки включают показатели возраста, пола, образования, раз­мера. Высокая степень однородности группы (по полу, образованию, воз­расту, уровню квалификации) и наличие на этой основе общ­ности интересов, потребностей, ценностных ориентаций – хоро­шая основа для возникновения эмоциональных отношений между членами группы. В такой группе рождается чувство спаянности, чувство «мы». Групповые структуры определяют положение членов группы в систе­мах отношений, образуемых по различным основаниям. Одновременно в группе существует много подобных структур. Эмоциональная структура малой группы может быть определена как совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе эмоцио­нальных межличностных предпочтений. Место конкретного члена группы в этой системе определяется степе­нью его предпочитаемости другими участниками (его эмоциональным стату­сом), а сама структура обладает еще рядом важных характеристик: • Выделение иерархии эмоциональных статусов – популярные члены группы, непопулярные (пренебрегаемые, отверженные, изолиро­ванные), которые отличаются числом положительных выборов и отвержений и их сочетанием • Взаимность социометрических выборов • Система отвержений в группе • Наличие и взаимоотношения внутри устойчивых микрогрупп. Активность группы направлена на достижение групповых целей благо­даря особому типу отношений в группе – отношений, построенных на психо­логическом влиянии, власти и подчинении. Структура власти в малой группе показывает как организованы процессы управления и подчинения. Руководство выражает исторически сложившуюся потребность людей в организации совместной деятельности. Руководитель выступает как орга­низатор, т.е. центр приема, переработки информации, поступающей с раз­личных блоков управления. Руководство в социальной психологии рассмат­ривается как феномен влияния смешанной природы. Существует несколько источников психологической власти руководителя (принуждение, вознагра­ждение, традиции, харизматическое и экспертное влияние). Важным науч­ным понятием является стиль руководства, который в современной научной литературе чаще исследуется как определенная модель управления, реали­зуемая руководителем (директивная, недирективная, кооперативная). Лидер – это такой член малой группы, который выдвигается в резуль­тате взаимодействия ее членов и организует вокруг себя группу с теми же, что и него нормами и ценностными ориентациями, который ведет группу, ор­ганизует, планирует и управляет ее деятельностью, проявляя более высокий, чем остальные члены группы уровень участия и влияния. Лидер в состоянии осуществлять управление группой лишь опираясь на своих ведомых, которые способствуют претворению в жизнь воли лидера. Роль лидера в малой группе довольно значительна, т.к. он решает главные задачи, поставленные перед группой в данной ситуации (эту роль не столько дают, сколько он ее сам бе­рет; человек – лидер должен желать эту роль и одновременно стремиться ее удержать). В современной психологии существует несколько концепций лидер­ства. Анализ этих теорий показал, что лидерский потенциал – это совокуп­ность психологических качеств, соответствующих потребностям группы и наиболее полезных для разрешения проблемных ситуаций, в которую попала группа. Не существует абсолютных лидеров и абсолютных ведомых. За спо­собностью к лидерству стоят такие интегральные характеристики как настро­енность на опасность» (эффективность действий в стрессе), управленческие способности, высокая личностная активность (от инициативности и контакт­ности до физической подвижности). Коммуникативная структура группы – совокупность позиций чле­нов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой, а также концентрация у них того или иного объема групповой информации. Выделяют централизованные и децен­трализованные коммуникативные сети, отличающиеся своими эффектами и последствиями для делового и эмоционального развития группы. В основе развития межличностных отношений в группе лежат меха­низмы совместимости, сработанности и внутригруппового конфликта. Совместимости формируется в ситуациях неформального контакта в том случае, если общение удовлетворяет важные социальные потребности парт­неров. Субъективно совместимость предстает человеку как удовлетворен­ность отношениями и желание их продолжать. Сработанность формируется в условиях совместной деятельности членов группы как результат общей ус­пешности в работе. Субъективно сработанность представлена в сознании че­ловека удовлетворенностью результатами взаимодействия, собой и отноше­ниями. Внутригрупповой конфликт возникает в ответ на различные виды внутригрупповых напряжений и несет функцию изменения, перестройки групповых структур. Внутригрупповой конфликт имеет множество объективных причин возникновения и разнообразные следствия для группы в целом и ее отдельных членов. Групповые процессы - совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. развитие. Среди наиважнейших – это такие: образование группы, развитие и сплочение, нормативное влияние, групповое давление, принятие решений. Развитие группы проходит ряд этапов (по Уманскому Л.И.). Точка, с которой начинается развитие – это конгломерат – совокупность незнакомых друг с другом людей. Номинальная группа – формальная группа, имеющая название, внешне заданную цель и структуру. Пока только это и объединяет ее членов. Группа-ассоциация - заданные извне цели, способы и виды деятельности приняты членами группы. Возникает первичная межличностная интеграция. Группа – кооперация – здесь хорошо развита структура деловых отношений, члены группы ориентированы на сотрудничество в решении целевых вопросов. Высшая стадия группового развития в отечественной психологии именуется коллективом. Группа – коллектив - внутренняя сплоченность, кооперативность в деловой сфере. Развитие в направлении к коллективу задает ценностная направленность группы. Сплоченность – основана на эмоциональной, ценностной и мотивационной привлекательности группы для человека. Уровень сплоченности определяется целым рядом факторов, среди которых сходство и эмоциональная привлекательность, предпочитаемый способ группового взаимодействия, особенности целей, руководства и стиль принятия решений. Начало исследованиям нормативного влияния были положены работами С.Аша в середине прошлого века серией очень красивых экспериментов по изучению конформизма – нормативного влияния большинства. Конформизм – подчинение суждения или действия человека групповому давлению в ситуации конфликта между его собственным мнением и мнением большинства. Главной целью в экспериментах Аша было выяснить причины, по которым испытуемый проявил независимость или уступку, осознавал ли он давление на себя, отказался ли от суждения осознанно или под принуждением. Личная драма, конфликт между тем, что видят его глаза и слышат его уши… Каковы же результаты основных экспериментов? 1. заметное смещение оценок в пользу большинства. Одна треть всех оценок, сделанными основными испытуемыми, идентична ошибочным суждениям большинства. 2. 68% оценок, сделанных основными испытуемыми, были правильными, несмотря на влияние большинства. 3. существуют значительные индивидуальные различия в уровнях зависимости – полная или частичная зависимость, полная или неполная независимость. В 35 случаях из 100 люди демонстрируют зависимое поведение, колебания в пользу мнения группы характерны многим индивидуумам, у 25% - устойчиво независимое поведение. В других экспериментах, проведенных европейскими учеными был установлен факт существования нормативного влияния меньшинства. Таким образом, высокая конформность членов группы, отсутствие «здорового» меньшинства, не разделяющего общей точки зрения, легко может привести группу к застою, а ее участников – к ригидности. Основные следствия – развитие группы, стимуляция познавательной активности группы. Процесс принятия групповых решений в реальных группах характеризуется определенными феноменами – сдвиг к риску, огруппление мышления. Однако в целом групповые решения обладают рядом преимуществ по сравнению с индивидуальными, чем обусловлен высокий интерес к разработке технологий принятия группового решения. Традиционно к таким технологиям относят групповое интервью, мозговой штурм и групповую дискуссию. Лекция 4 Социальная психология общения Вопросы лекции 1. Место общения в системе общественных и межличностных отношений. 2. Общение и деятельность. Структура общения. 3. Коммуникация, социальная перцепция, интеракция. 1. Соц. пс анализирует прежде всего те закономерности человеческого поведения и деятельности, которые обусловлены фактом общения и взаимодействия людей. Гл. задача, кот. стоит перед соц. пс,- раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности, чтобы понять, каков результат воздействия социальных условий на деятельность личности. Сама личность, с одной стороны, уже «продукт» этих социальных связей, а с другой стороны, - их созидатель, активный творец. Различают два основных вида отношений: общественные и межличностные Структура общ. отношений имеет безличный характер. В их основе лежат производственные, материальные отношения, над ними надстраивается еще целый ряд: социальные, политические, идеологические. Специфика их закл. в том, что в них не просто «встречаются» индивид с индивидом, а «встречаются» индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий, политические партии и т.д.). Такие отношения строятся не на основе взаимодействия конкретных личностей, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Межличностные отношения складываются не где-то вне общ. отн.,а внутри них, нет «чистых» общ.отн. Практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Вводится понятие «межличностная роль» как фиксация положения человека в системе групповых связей на основе индивидуальных психологических особенностей личности (рубаха-парень, свой в доску, козел отпущения и т.д.). Межл. отн. можно рассм. как фактор психологического «климата» группы. Важнейшая специфическая черта межл. отн. –эмоциональная основа. Практические отн. между людьми в группе не складываются лишь на основе непосредственных эмоц. контактов. Здесь важны отношения, опосредованные совместной деятельностью. Когда акт общения должен состояться, даже если группы антагонистичны. 2. Общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент. В то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения. Но ни одна из точек зрения не отрицает главного – несомненной связи между деят. и общением, признает недопустимость их отрыва друг от друга при анализе. В равной степени важен анализ предмета общения и предмета деятельности. Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может «конституировать» общение, и что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельности индивидуальных участников. Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона общения закл. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Все эти термины условны. В общении выделяют три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно- коммуникативная. В реальной действ. каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других. Все обозначенные здесь стороны общения выделяются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми. 3. Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех аспектов межличностного общения, которые связаны прежде всего, с взаимодействием людей. В ходе общения его участникам можно не только обмениваться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий. Единица измерения – обмен действиями. Пример: если по мнению исследователей, некто А совершил действие, потому, что решил, что В думает поступить так то и так то, это социально-психологический анализ ситуации, равно как и утверждение, что А поступил так, потому что В перед этим поступил таким-то образом. Если же наблюдатель исходит из того, что поступок А продиктован некоторыми особенностями его характера, он вышел за пределы социально-психологического анализа ситуации. Так как потерял связь действий А с действиями В. При всем разнообразии действий, которые осуществляет субъект общения, они складываются в определенную систему поведения, наиболее характерную для данного субъекта. Для описания типов поведения была предпринята попытка определить основыне покзатели его специфики с учетом характера взаимодействия в процессе общения субъектов. Было выделено два таких показателя: внимание человека к интересам других людей и внимание к своим собственным интересам. Ч. Макклинток: существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми): 1. Максимизация общего выигрыша (мотив кооперации) 2. –«– собственного выигрыша (индивидуализм); 3. –«– относительного выигрыша (конкуренция); 4. –«– выигрыша другого (альтруизм); 5. Минимизация выигрыша другого (агрессия) 6. –«– различий в выигрышах (равенство). Соответственно перечисленным мотивам - по соотношению направленности на себя и направленности на партнера - можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии. Совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, называется стратегией взаимодействия. Стратегия взаимодействия напрямую связана с ценностями человека. Центральным мотивом в ней выступают либо интересы социальной общности, либо бескорыстия, не предполагающего реальное вознаграждение, либо индивидуальные интересы без учета других людей. 1. Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренция ???) 2. Противодействие предполагает ориентацию на свои цели, без учета целей партнеров по общению (индивидуализм) 3. Компромисс реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства. 4. Уступчивость предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм) 5. Избегание предполагает собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого. Кооперация призвана согласовывать действия партнеров, совместная деятельность - предмет деятельности разделен между участниками и надо как то соотнестисьс другим. Важно оптимально развивать отношения, гармонизировать вклады. Конкуренция – соревновательная активность. Соревновательная конкуренция – нет задачи ликвидации другого. Соперничество – успехи каждого улучшают общие резудьтаты, но проигравший сходит с дистанции Конфликт – столкновение противоположных тенденций • Продуктивная функция - при столкновении позиций оба человека лучше выясняют предмет столкновения, формулируют новую позицию относительно чужого мнения, мы принимаем идею о легитимности чужой позиции • Деструктивная функция – всегда нарастает два качества – ◦ экспансия (расширение за счет увеличенияколичества уцчастников, умножения количествак мотивов по которому не совпадают участники (растет цена за победу) ◦ Экскалация – углубленное развитие (добираются до основ личности оппонента). Из конфликта деятельности перерастает в конфликт личности. Конфликт можно разрешить пока не утрачена возможность обратной связи. Что м. сделать, чтобы способствовать разрешению конфликта? • разобраться в стилях поведения • побудить готовность к компромиссу • использовать посредника Интерактивная сторона общения включает в себя те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Под взаимодействием обычно подразумевается не только обмен знаками, но и организацию совместных действий, позволяющих группе реализовать общую деятельность. Конкретное содержание форм организации совместной деятельности определяется соотношением индивидуальных вкладов участников в общий процесс групповой деятельности. Так Уманский выделил три возможные формы или модели организации совместной деятельности • Каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого • Общая задача выполняется последовательно каждым участником • Имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Итак, взаимодействие –неопределенная категория в социальной психологии. Мы рассмотрели различные подходы к его пониманию и изучению. Взаимодействие м.б. рассмотрено с точки зрения бихевиорального или интеракционистского или аналитического подходов. Взаимодействие м.б. рассмотрено с точки зрения мотивов его осуществления.
«Предмет, задачи и методы социальной психологии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Гафурова Н. В., Лях В. И., Феськова Е. В., Чурилова Е. Ю., Шаипова Т. Б., Осипова С. И.
Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot