Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 1 «Предмет, задачи и базовые понятия истории предпринимательства. Зарождение и развитие научных взглядов на предпринимательство»
Для современного состояния российского общества характерна тенденция к постепенному восстановлению утраченных традиций, возвращению к ценностям, которые не раз приводили государство к процветанию. Сегодняшние изменения затрагивают прежде всего экономическую и хозяйственную культуру, поэтому изучение экономической истории российского общества представляется весьма актуальной задачей.
История российского предпринимательства является важной составляющей экономической истории России. Без ее изучения невозможно разобраться в современном состоянии хозяйства, трудно видеть направление его движения, представлять последствия тех или иных решений.
История российского предпринимательства - наука о закономерностях предпринимательства и об особенностях предпринимательской деятельности в России.
Эти закономерности и особенности определяются конкретно историческими условиями. Например, крепостная мануфактура могла возникнуть только в условиях крепостничества, а предпринимательская деятельность сельской буржуазии, кулаков, в пореформенной России направлялась преимущественно в сферы торговли и промышленности, так как предпринимательство в сельском хозяйстве как правило сдерживалось сельской общиной.
Российское законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности определяет предпринимательство как инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность.
Предпринимательство распространяется на обширный спектр видов деятельности, таких как производственная, хозяйственная, коммерческая, торгово-закупочная, посредническая, инновационная (связанная с капиталовложениями), консультационная, оказание услуг, финансовая (включая операции с ценными бумагами).
Получение прибыли, составляющее главную цель предпринимательства, также не может служить его отличительным признаком. На получение прибыли ориентированы все предприятия, находящиеся на хозяйственном расчете, функционирующие в условиях самоокупаемости.
В наибольшей степени предпринимательство характеризуется такими признаками как самостоятельность, инициатива, ответственность, риск, активный поиск, динамичность, мобильность. Все это вместе взятое, в совокупности, должно быть присуще экономической деятельности с тем, чтобы ее можно было с полным основанием назвать предпринимательской, бизнесом.
Предпринимательству обычно присуще тактический способ действий, относительная кратковременность бизнес-операций, сделок.
Предприниматель склонен проводить ряд сменяющих друг друга операций не очень большой продолжительности. В одних ему сопутствует успех, в других - неудача, важно чтобы в целом прибыль покрывала, превышала убытки.
Предпринимательство - общедоступный вид деятельности. Согласно российскому закону, предпринимателем может быть любой гражданин, не ограниченный в дееспособности, то есть способный действовать. Могут выступать в качестве российских предпринимателей граждане иностранных государств и лица без гражданства. Коллективными предпринимателями, партнерами могут быть объединения граждан, использующие как собственное, так и другое приобретенное на законном основании имущество.
Таким образом, предпринимательство, в зависимости от организаторов и участников, может быть индивидуальным (частным), групповым (корпоративным), государственным; а по размаху подразделяется на мелкое, среднее и крупное.
Понятия, функции и принципы предпринимательства
Предприниматель – человек, который оценив выгодность дела, берет на себя риск и ответственность, связанные с организацией нового предприятия или разработкой новых идей или услуг, предлагаемых обществу. Он должен знать, что, создавая предприятие несет полную ответственность за его текущее функционирование, развитие, рост, выживание.
Таким образом, суть предпринимательства заключается в умении оценить прибыльность дела и способности наиболее выгодно распределить имеющиеся ресурсы.
Предпринимательские возможности могут проявляться в виде:
поиска более эффективных способов удовлетворения существующих
потребностей
разработка новых технологий, изделий для удовлетворения имеющихся потребностей
использования несовершенства рыночного законодательства для эффективного ведения бизнеса.
Предприниматель – это творческий, изобретательный и энергичный человек, знающий структуру потребностей и способы их удовлетворения.
Функции предпринимательства:
1. Новаторская, содействие процессу генерирования новых идей в осуществлении опытно – конструкторских разработок, создание новых товаров и услуг и т. д.
2. Организационная, внедрение новых форм и методов организации производства и оплаты труда, их оптимальное сочетание с уже существующими
3. Хозяйственная, наиболее эффективное, рациональное использование имеющихся трудовых, финансовых, информационных, интеллектуальных и прочих ресурсов.
4. Социальная, производство товаров и услуг необходимых обществу
5. Личностная, самореализация пред – ля через достижение собственной цели, получение удовлетворения от собственной работы.
Основные принципы ПД.
• Свободный выбор деятельности на добровольной основе
• Привлечение ПД –юридического лица и граждан
• Самостоятельное формирование программы поставщиков, потребителей, установление действующего законодательства
• Свободный найм работников
• Привлечение и использование финансовых, трудовых, природных и иных ресурсов в соответствии с их значением
• Свободное распоряжение прибылью, остающейся после внесения платежей, установленных законом
• Самостоятельное осуществление ВЭД
• Самостоятельное распоряжение частью валютной выручки
Таким образом ПД – это работа индивида, основанная на развитии личностных факторов, расширении знаний о своих возможностях, направленное на получение экономической выгоды и на присвоении дополнительного продукта.
Предмет и цели предпринимательской деятельности (ПД)
Теория ПД изучает основные, последовательные действия предпринимателя с момента зарождения предпринимательской идеи в процессе выбора относительно редких ресурсов для производства, обмена, распределения и потребления различных товаров и услуг.
Теория ПД – это наука в знаниях, которые управляют с одной стороны отношениями экономикой собственности м/у субъектами ПД – и наемными работниками, с другой стороны действиями предпринимателей в процессе выбора ресурсов для производства, обмена, распределения и потребления различных Т и У.
ПД осуществляется в условиях постоянной изменчивости, неопределенности, неустойчивости и риска.
Известный Японский предприниматель Кадзума Татеиси в связи с этим условием в своей деятельности придерживается правила 70/30 – если он уверен в успехе дела на 70%, то он берется за это дело, а 30% сомнений остаются как стимул для принятия мер в случае неудачи.
Цель – идеальное мысленное предвосхищение результата предпринимательской деятельности. Это предмет устремления, заранее намеченный конечный замысел, ожидаемый результат действия предпринимателя. Родоначальник стратегического планирования и управления И. Ансофф определяет цель как критерий успеха или неудачи предпринимателя.
Цели направляют и регулируют предпринимательскую деятельность, поскольку она целиком направлена на их достижение.
Главная цель предпринимательской деятельности, которая обусловлена самой сущностью предпринимательства, заключается в стимулировании и удовлетворении спроса общества на конкретные потребности его членов (региона, страны). Однако это не единственная цель предпринимательства, и помимо нее существует целая система различных целей (в том числе и частных, но не менее важных).
Главная цель предпринимателя – максимизация его возможностей удовлетворять комплекс социально-экономических потребностей предпринимателя в условиях неопределенности, которая конкретизируется под влиянием внешней среды, исходя из возможностей внутренней среды и из его прошлого, а также из выполняемых предпринимательской единицей функций.
Для того чтобы сохранить жизнеспособность и эффективность предпринимательской единицы, предприниматель должен ставить перед собой определенные цели точно так же, как он это делал до ее создания. Эти цели могут быть различны. Наиболее типичными являются:
- цели развития предпринимательских единиц заключаются в изменении количественных параметров и качества функционирования предпринимательских единиц для перевода в желаемое, более благоприятное состояние, характеризуемое лучшими значениями целевых показателей. Цели развития могут состоять в определении финансированного ею уровня качества и эффективного производства, выхода на определенный уровень производства и потребления, удовлетворения потребностей потребителей;
- цели поддержания предпринимательских единиц в достигнутом ею состоянии возникают в условиях, когда надо закрепить это состояние, потому что оно удовлетворяет предпринимателя либо вызвано опасностью ухудшения этого состояния, которое надо предотвратить;
- цель выхода из нежелаемого состояния или цели дальнейшего спада, обеспечение выхода из кризиса характерны для ситуации, когда параметры, показатели функционирования предпринимательских единиц существенно ниже нормативного уровня, не удовлетворяют, целевым установкам предпринимателя и запросам потребителей, значительно хуже состояния аналогичных объектов. Целью предпринимателя в этой ситуации является преодоление спада, недопущение показателей предельно допустимого уровня, стабилизация социально-экономической обстановки и создание предпосылок подъема.
Наряду с этими достаточно общими глобальными целями возможны и вполне реальные более узкие, локальные цели, распространяющиеся на отдельные сферы, виды не только предпринимательской, но и социальной деятельности, связанные с решением частных проблем, осуществлением проектов, программ.
Например, целями могут быть:
- накопление денежных средств для завоевания новых рынков и развития производства;
- улучшение социальных условий сотрудников предпринимательских единиц;
- оптимизация спроса покупателей на продукцию предпринимательских единиц;
- оказание помощи в улучшении этических и моральных норм общества, улучшение культуры потребления и т. д.
Изучая историю предпринимательства в России моно выделить следующие этапы:
1) Истоки предпринимательства (X – XIV вв.);
2) Начальный период предпринимательства (XV– XVII вв.);
3) Мануфактурный период предпринимательства (XVIII в.);
4) Предпринимательство в период кризиса феодально-крепостнической системы (н. XIX в. – 1861 г.);
5) Капиталистическое предпринимательство (1861 – 1900 гг.);
6) Монополистическая стадия предпринимательства (н. ХХ в. – 1917 г.)
7) Советское предпринимательство;
8) Современный этап развития предпринимательства.
Разные этапы предпринимательства имели свою ярко выраженную историческую специфику. Так в средневековье с господством натурального хозяйства в деревне, нерегулярностью внутренних рыночных отношений, широким применением внеэкономического принуждения, зависимостью значительной части населения, свободное предпринимательство не могло сформироваться в целостном виде.
Сословный строй феодального общества не мог обеспечить равные возможности для всех его членов. Для российского предпринимательства было характерно привилегированное положение одних, ограничения и стеснения других. Но именно дворянство, занимая господствующие позиции в государстве, оказалось наименее восприимчивым к предпринимательству и лишь в условиях постепенного упадка феодально-крепостнических отношений стало входить во вкус товарного производства в сельском хозяйстве и промышленности, а также втягиваться в торговлю. Одновременно низшие слои общества – посадские люди и крестьяне стали питательной средой для вызревания предпринимательства разного масштаба.
В наиболее «чистом» виде предпринимательство является порождением буржуазного общества, поэтому его генезис в определенной мере совпадает с периодом генезиса капиталистических отношений.
Промышленное предпринимательство в своем развитии проходит через следующие стадии предприятий:
1. Ремесло. Ремесленник производит изделия по заказам потребителей.
2. Простое товарное производство, которое в России обычно выражалось в кустарных промыслах. Индивидуально кустарь не отличается от ремесленника, но если сто или двести ремесленников работают в одной местности – это уже кустарный промысел. Поэтому в названиях промыслов указывается место их концентрации.
3. Простая капиталистическая кооперация – первая стадия капитализма в промышленности. От простого товарного производства эта стадия отличается лишь тем, что производитель готовит изделия из сырья скупщика, получая от него плату за работу.
4. Мануфактура отличается от простой кооперации разделением труда. Мануфактура, как и простая кооперация, может быть рассеянной, когда рабочие работают у себя дома, или централизованной, когда производство сосредоточено в принадлежащем предпринимателю хозяйственном помещении или при его же производственных агрегатах.
5. Фабрика рождается в результате промышленного переворота, т.е. перехода от ручного труда к машинному производству. Именно переходом от мануфактуры к фабрике завершается формирование капитализма в промышленности.
4.Хозяйство в России развивалось не совсем так, как хозяйство стран Западной Европы. Определенной особенностью экономического развития России было включение в ее хозяйство после монголо-татарского ига элементов т.н. «азиатского способа производства» (К.Маркс и Ф.Энгельс приводили Россию в качестве примера «азиатского способа производства»). Для него характерны: преобладание государственной или государственно-общинной, а не частной, собственности на землю; господствующее положение государства в регулировании экономики; долговременное сохранение общины и общинных традиций; бесправие жителей перед лицом государства.
В России крестьянская община с уравнительным землепользованием сохранилась вплоть до революции. Крестьянин предпочитал иметь землю не в собственности, а в виде общинного надела, который нельзя было потерять даже при самом безалаберном хозяйствовании. Община - «мир» для крестьянина был носителем вековой мудрости, русский крестьянин был общинником, т.е. коллективистом по восприятию мира, в то время как западный сельский хозяин был преимущественно фермером – предпринимателем и вел хозяйство, рассчитанное на сбыт продукции. Поэтому идеи социалистической революции были для него более приемлемы, чем для земледельца запада. И Россия стала единственной из вступивших на путь социализма стран (кроме Монголии), где по требованию крестьян была проведена национализация земли, а не раздел ее в собственность.
Другими элементами «азиатского способа производства» в России были развитое государственное предпринимательство и государственная регламентация хозяйственной жизни. До второй половины XVIII в. верховным собственником земли в России было государство, которое устанавливало нормы обязательств за землю, отнимало землю у одних владельцев и передавало другим. Первые крупные промышленные предприятия XVI – XVII вв. были казенными – Пушечный двор, Оружейная палата, Хамовный двор. В XVII в. появляются первые мануфактуры иностранцев (например, заводы Виниуса (железные изделия, пушки для казны), но и они были полугосударственными – государство привлекало иностранцев для налаживания нужного казне производства и обеспечивало всем необходимым. При Петре I первоначально строились только казенные мануфактуры. Промышленность создавалась внеэкономическими, административными методами. Только в конце царствования Петра стали зарождаться частные предприятия, но правительство не рассматривало их как частные: оно обеспечивало их рабочей силой, иногда сырьем, принимало в казну их продукцию по назначенным ценам, давало конкретные задания мануфактуристам и т.д. Таким образом, государство рассматривало всю промышленность страны как находящуюся в своем ведении и управляло ею административными методами.
Законами Екатерины II эта казенная регламентация была ослаблена, но не ликвидирована. Почти до конца XIX в. (кроме государственных предприятий) значительная часть российской промышленности состояла на посессионном праве, т.е. праве условного владения. И накануне революции, в начале ХХ в., Россия отличалась от стран Запада большим государственным хозяйством, в состав которого входил государственный банк, 2/3 железных дорог, большая часть военной и металлургической промышленности, огромные площади земли, в том числе 60% лесов. После реформ 1860-х гг. царское самодержавие стало анахронизмом: власть оставалась в руках дворянства – отжившего сословия, буржуа рассматривались, как люди второго сорта, а следствием явной реакционности царизма стала оппозиционность всего русского общества. Среди образованных людей хорошим тоном считалось проявлять солидарность с революционерами. Но в оппозиционности буржуазии таилась и ее слабость – она не имела опыта политического руководства страной, политической организации общества, она умела лишь протестовать, произносить речи, устраивать собрания, и, оказавшись в Феврале 1917 г. у власти, она не смогла создать свой буржуазный порядок. И когда перед страной встала альтернатива: реставрация царизма (корниловщина) или дальнейшее развитие революции (большевики), вопрос был решен в пользу новой революционной силы.
Типовое контрольное задание. Семинар. Ответьте на вопросы:
1. На основе изученного материала сформулируйте развернутое определение «предпринимательства»
2. Перечислите характерные черты личности предпринимателя.
3. Меркантилизм и его влияние на предпринимательство.
4. Востребованность знаний о предпринимательстве в современной России.
Эволюция трактовки понятия «предпринимательская деятельность»