Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Философия_Пилюшенко: Лекция "Предмет,
разделы и функции философии"
ee.istu.ru
1.
Предмет и специфика философского знания.
Философия – (от греч. φιλειν – любить, σοφία – мудрость) – особая форма
общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об
основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее
общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе,
обществу и духовной жизни.
Происхождение термина «философия» связано с античной культурной традицией.
Древнегреческое слово «φιλειν» широко использовалось со времен Гомера в
сочетании с любым существительным и обозначало влечение, любовь, страсть к
определенным вещам (влечение к еде, богатству, чести и т.д.). Термин «σοφία» в 5
в. до н.э. применялся для обозначения познания, знания, умения, преданности
делу, способности к рассуждению, а также понимался в обобщенном смысле как
обозначение высокой степени ума, мудрости.
Философия стремится рациональными средствами создать предельно
обобщенную картину мира и места человека в нем. Она является теоретическим
ядром мировоззрения. В отличие от мифологического и религиозного
мировоззрения, опирающихся на фантастические представления о мире и веру,
базируется на теоретических методах постижения действительности, используя
особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих
положений.
Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной
жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих
идей, регулирующих человеческую жизнедеятельность.
В развитии общества всегда возникают эпохи, когда ранее сложившиеся
мировоззренческие идеи и принципы, (представлениями о природе, обществе,
человеке, добре и зле, жизни и смерти, свободе и справедливости и т.д.),
перестают быть актуальными и способсвовать продуктивному общественному
развитию. Тогда особенно острыми становятся мировоззренческие проблемы,
ответ на которые люди пытаются найти, чтобы обрести понимание себя и мира:
«Что такое справедливость?», «Как человек должен относиться к природе?», «Что
такое добродетельная и недобродетельная жизнь?» и т.п.
Вопросы философии – «вечные» вопросы, они появляются в условиях
повторяющихся в человеческой жизни проблем, и ответы на них никогда не
даются окончательно.
Итак, предмет философии – отношение человека к миру, любому его фрагменту,
выраженное через всеобщие категории.
2.
Разделы философии: содержание и основные исследуемые вопросы.
Разделы философии:
Онтология - учение о бытие.
Онтология изучает:
- Проблема генезиса (создания) мира (вселенной), что является первоначалом
мира; примеры концепций генезиса мира: - теория большого взрыва (вселенная
образовалась в результате взрыва тела максимальной температуры и
максимальной плотности); - креационизм (человек и мир созданы Богом);
примеры спора о первоначале:
- Материализм - онтологическая концепция утверждающая материю
первоначалом мира, а идею - производной от материи. Материя - философская
категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его
ощущениях. Материя - все то, что отражается органами чувств человека зрительными, слуховыми, обонятельными, осязательными, вкусовыми.
- Идеализм - онтологическая концепция, утверждающая первичность идеи. Идея то что не отражается органами чувств, то что является объектами сознания
человека. Сознание - свойственная только человеку, и связанная с речью функция
мозга, выражающаяся в целенаправленном самоконтролировании и
саморегулировании поведения человека, планирование действий и предвидение
их результатов. Идеализм бывает субъективным и объективным.
- Субъективный идеализм - истинная реальность - сознание субъекта, то есть
человека. Объективный идеализм - истинная реальность, от которой произошёл
мир - объективная идея, например Бог.
- Что такое мир, как он устроен, структура мира;
- Общие законы развития и существования мира (детерминизм, фатализм,
индетерминизм)
Гносеология - учение о познании
Основные вопросы
1. Субъект познания - всегда человек, носитель сознания, способный и
осуществляющий познание. Объект познания - то, на что направлена
познавательная активность субъекта.
3. Проблема истины. Классическая концепция истины - соответствие знания об
объекте самому объекту, тождество явления об объекте в сознании субъекта
сущности объекта. Явление об объекте - это то, каким объект представляется
нашему сознанию. Сущность объекта - сам объект, сам по себе, такой, какой он
есть вне сознания субъекта.
4. Методы познания. Согласно Фрэнсису Бэкону, метод - кратчайший путь к
истине. Существует 2 большие группы методов познания - рациональные и
чувственное (эмпирическое). Рационализм - учение, утверждающее
источником знания и критерием его истинности РАЗУМ. Истинный метод
познания, согласно рационализму - дедукция - умозаключение от общего к
частному. Пример дедукции: все кошки умеют мяукать, следовательно моя кошка
Маруся умеет мяукать. Из общего положения, всеобщего знания выводится
частное утверждение о частном объекте. Для рационализма характерен синтез соединение частей в целое. Рациональное познание - познание посредством
разума, логическое, теоретическое познание. Эмпиризм - учение, утверждающее
источником знания и критерием его истинности - является опыт, в частности
научно поставленный опыт - эксперимент. Истинный метод познания согласно
эмпиризму - индукция - умозаключение от частного к общему. Пример индукции моя кошка Маруся умеет мяукать, кошка моего соседа умеет мяукать, кошка моей
бабушки умеет мяукать, следовательно все кошки умеют мяукать. Для эмпиризма
характерен анализ - разделения целого на части. Для эмпиризма характерно
чувственное познание - познание посредством органов чувств (зрение, слух,
тактильное восприятие, вкусовое и обонятельное восприятие), познание в
результате которого появляются ощущения.
5. Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм - вера в
познаваемость мира. Агностицизм - утверждение что мир непознаваем.
Социальная философия - изучение наиболее общих вопросов функционирования и
развития общества. Именно общество оказывает основное влияние на развитие
личности, формирует социальные качества человека.
Философская антропология - исследование наиболее общих и существенных
проблем человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для
философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом
философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Основные
вопросы: сущность и существование человека, биологическое и социальное в
человеке, цель и смысл жизни, индивид и личность.
Аксиология – учение о ценностях. Основные вопросы: исследование природы
ценностей, их место в реальности, структура ценностного мира, проблема
соотношения истинных/мнимых ценностей.
Этика – учение о морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос
было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием,
нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности.
По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра
и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и так далее.
Выработанные этикой понятия — милосердие, справедливость, дружба,
солидарность и другие, направляют моральное развитие социальных институтов
и отношений.
Эстетика – учение о сущности и формах прекрасного. Предметом эстетики
является выразительная форма, к какой бы области действительности она ни
относилась, практически каждая область общественной жизни может стать
источником эстетики. Это наука о созерцательном или творческом отношении
человека к действительности, изучающая специфический опыт её освоения, в
процессе и в результате которого человек ощущает, чувствует, переживает в
состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, радости.
Логика – учение о формах правильного рассуждения. Логика как наука изучает
методы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из
чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно
определить как науку о способах получения выводного знания. Одна из главных
задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное
рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы
глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с
другими аспектами рассматриваемого явления.
Философия истории — раздел философии об объективных закономерностях и
духовно-нравственном смысле исторического процесса. Основные вопросы:
логику развития человеческого общества, единство и многомерность
исторического процесса, проблемы социального детерминизма, истинность или
достоверность исторических фактов и событий, возможность, сущность и
границы исторического знания и исторической науки в частности.
3. Функции философии.
Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно,
не затрагивая вопроса о ее функциях.
1.
Мировоззренческая функция, которая связана с абстрактнотеоретическим, понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и
уровней мировоззрения.
2.
Методологическая функция, о которой также уже шла речь, заключается
в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность
наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.
3.
Прогностическая функцию философии - формулировка в ее рамках
гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При
этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше
философия опирается на науку.
4.
Критическая функция философии. Она распространяется не только на
другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все
сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, как раз
и свидетельствует о важности критического подхода и наличия определенной
доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным
ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии.
5.
С критической функцией философии тесно связана и ее аксиологическая
функция (от греч. axios – ценный). Любая философская система содержит в себе
момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей:
социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т. п. Особенно остро
эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда
возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует
отбросить, а что сохранить из старых ценностей.
6.
Социальная функция философии является довольно многоплановой по
своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни:
философия призвана выполнить двуединую задачу – объяснять социальное
бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. Именно
философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций
интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача – помочь
осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на
организацию коллективных действий по их достижению.
7.
С социальной функцией тесно связана гуманитарная функция
философии. Речь идет о том, что философия должна играть адаптационную и
жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать
формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного
смысла и цели жизни.