Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Предмет, разделы и функции философии

  • 👀 11372 просмотра
  • 📌 11293 загрузки
  • 🏢️ Ижевский государственный технический университет
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Предмет, разделы и функции философии» pdf
Философия_Пилюшенко: Лекция "Предмет, разделы и функции философии" ee.istu.ru 1. Предмет и специфика философского знания. Философия – (от греч. φιλειν – любить, σοφία – мудрость) – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни. Происхождение термина «философия» связано с античной культурной традицией. Древнегреческое слово «φιλειν» широко использовалось со времен Гомера в сочетании с любым существительным и обозначало влечение, любовь, страсть к определенным вещам (влечение к еде, богатству, чести и т.д.). Термин «σοφία» в 5 в. до н.э. применялся для обозначения познания, знания, умения, преданности делу, способности к рассуждению, а также понимался в обобщенном смысле как обозначение высокой степени ума, мудрости. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. Она является теоретическим ядром мировоззрения. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на фантастические представления о мире и веру, базируется на теоретических методах постижения действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений. Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих идей, регулирующих человеческую жизнедеятельность. В развитии общества всегда возникают эпохи, когда ранее сложившиеся мировоззренческие идеи и принципы, (представлениями о природе, обществе, человеке, добре и зле, жизни и смерти, свободе и справедливости и т.д.), перестают быть актуальными и способсвовать продуктивному общественному развитию. Тогда особенно острыми становятся мировоззренческие проблемы, ответ на которые люди пытаются найти, чтобы обрести понимание себя и мира: «Что такое справедливость?», «Как человек должен относиться к природе?», «Что такое добродетельная и недобродетельная жизнь?» и т.п. Вопросы философии – «вечные» вопросы, они появляются в условиях повторяющихся в человеческой жизни проблем, и ответы на них никогда не даются окончательно. Итак, предмет философии – отношение человека к миру, любому его фрагменту, выраженное через всеобщие категории. 2. Разделы философии: содержание и основные исследуемые вопросы. Разделы философии: Онтология - учение о бытие. Онтология изучает: - Проблема генезиса (создания) мира (вселенной), что является первоначалом мира; примеры концепций генезиса мира: - теория большого взрыва (вселенная образовалась в результате взрыва тела максимальной температуры и максимальной плотности); - креационизм (человек и мир созданы Богом); примеры спора о первоначале: - Материализм - онтологическая концепция утверждающая материю первоначалом мира, а идею - производной от материи. Материя - философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях. Материя - все то, что отражается органами чувств человека зрительными, слуховыми, обонятельными, осязательными, вкусовыми. - Идеализм - онтологическая концепция, утверждающая первичность идеи. Идея то что не отражается органами чувств, то что является объектами сознания человека. Сознание - свойственная только человеку, и связанная с речью функция мозга, выражающаяся в целенаправленном самоконтролировании и саморегулировании поведения человека, планирование действий и предвидение их результатов. Идеализм бывает субъективным и объективным. - Субъективный идеализм - истинная реальность - сознание субъекта, то есть человека. Объективный идеализм - истинная реальность, от которой произошёл мир - объективная идея, например Бог. - Что такое мир, как он устроен, структура мира; - Общие законы развития и существования мира (детерминизм, фатализм, индетерминизм) Гносеология - учение о познании Основные вопросы 1. Субъект познания - всегда человек, носитель сознания, способный и осуществляющий познание. Объект познания - то, на что направлена познавательная активность субъекта. 3. Проблема истины. Классическая концепция истины - соответствие знания об объекте самому объекту, тождество явления об объекте в сознании субъекта сущности объекта. Явление об объекте - это то, каким объект представляется нашему сознанию. Сущность объекта - сам объект, сам по себе, такой, какой он есть вне сознания субъекта. 4. Методы познания. Согласно Фрэнсису Бэкону, метод - кратчайший путь к истине. Существует 2 большие группы методов познания - рациональные и чувственное (эмпирическое). Рационализм - учение, утверждающее источником знания и критерием его истинности РАЗУМ. Истинный метод познания, согласно рационализму - дедукция - умозаключение от общего к частному. Пример дедукции: все кошки умеют мяукать, следовательно моя кошка Маруся умеет мяукать. Из общего положения, всеобщего знания выводится частное утверждение о частном объекте. Для рационализма характерен синтез соединение частей в целое. Рациональное познание - познание посредством разума, логическое, теоретическое познание. Эмпиризм - учение, утверждающее источником знания и критерием его истинности - является опыт, в частности научно поставленный опыт - эксперимент. Истинный метод познания согласно эмпиризму - индукция - умозаключение от частного к общему. Пример индукции моя кошка Маруся умеет мяукать, кошка моего соседа умеет мяукать, кошка моей бабушки умеет мяукать, следовательно все кошки умеют мяукать. Для эмпиризма характерен анализ - разделения целого на части. Для эмпиризма характерно чувственное познание - познание посредством органов чувств (зрение, слух, тактильное восприятие, вкусовое и обонятельное восприятие), познание в результате которого появляются ощущения. 5. Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм - вера в познаваемость мира. Агностицизм - утверждение что мир непознаваем. Социальная философия - изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека. Философская антропология - исследование наиболее общих и существенных проблем человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Основные вопросы: сущность и существование человека, биологическое и социальное в человеке, цель и смысл жизни, индивид и личность. Аксиология – учение о ценностях. Основные вопросы: исследование природы ценностей, их место в реальности, структура ценностного мира, проблема соотношения истинных/мнимых ценностей. Этика – учение о морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и так далее. Выработанные этикой понятия — милосердие, справедливость, дружба, солидарность и другие, направляют моральное развитие социальных институтов и отношений. Эстетика – учение о сущности и формах прекрасного. Предметом эстетики является выразительная форма, к какой бы области действительности она ни относилась, практически каждая область общественной жизни может стать источником эстетики. Это наука о созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт её освоения, в процессе и в результате которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, радости. Логика – учение о формах правильного рассуждения. Логика как наука изучает методы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления. Философия истории — раздел философии об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса. Основные вопросы: логику развития человеческого общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы социального детерминизма, истинность или достоверность исторических фактов и событий, возможность, сущность и границы исторического знания и исторической науки в частности. 3. Функции философии. Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях. 1. Мировоззренческая функция, которая связана с абстрактнотеоретическим, понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения. 2. Методологическая функция, о которой также уже шла речь, заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком. 3. Прогностическая функцию философии - формулировка в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку. 4. Критическая функция философии. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельствует о важности критического подхода и наличия определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. 5. С критической функцией философии тесно связана и ее аксиологическая функция (от греч. axios – ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т. п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей. 6. Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача – помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. 7. С социальной функцией тесно связана гуманитарная функция философии. Речь идет о том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни.
«Предмет, разделы и функции философии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot