Предмет, объект, задачи психологии
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция. Введение в психологию
I. Предмет, объект, задачи психологии
Психология – это наука о психике, закономерностях ее проявления, формирования и развития.
Психология – это наука о психических явлениях:
- психических процессах: познавательных (ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память, мышление, речь); эмоциональных (возникновение чувств, их динамика в зависимости от удовлетворения потребности и т. д.) и волевых процессах (потребность, мотив, воля, принятие решения, цель и т.д.);
- психических свойствах (темперамент, характер, задатки, способности, направленность и т.д.);
- психических состояниях (стресс, аффект, горе, монотония, выученная беспомощность, сон, бодрствование, измененные состояния сознания и т.д.)
Предмет: психика
Объект: человек, животное (зоопсихология), малые и большие группы (социальная психология).
Задачи психологии:
1. Научиться понимать суть психических явлений и их закономерности.
2. Научиться управлять психическими явлениями.
3. Использовать полученные знания с целью повышения эффективности практики.
4. Быть теоретической базой практики психологической службы.
История развития представлений о предмете психологии:
1 этап. Психология как наука о душе (VI в д.н.э. – XVI н.э.)
Первые представления носили анимистический характер, т.е. каждый предмет наделялся душей. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы и выделил растительную, животную и разумную душу.
Позже сложились две противоположные точки зрения на психику: материалистическая (Демокрит) и идеалистическая (Платон). Демокрит считал психику, как и всю природу, материальной, а душу состоящей из атомов более тонких, чем атомы физических тел. Познание мира – это взаимодействие психики с внешним миром и оно возможно благодаря органам чувств, улавливающим атомы.
Платон считал душу идеальной.
2 этап. Психология как наука о сознании (XVII-XIXвв.).
Возникновение и развитие психологии как научного знания в рамках учения о сознании. Проникновение в психологию экспериментального метода.
Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздействия извне. Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.
В XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека.
1879 – психология оформилась в самостоятельную науку (открытие первой экспериментальной психологической лаборатории Вильгельмом Вундтом)
3-й этап. Выделение психологии в самостоятельную науку. Открытый кризис.
Возникновение различных школ и направлений (бихевиоризм, психоанализ=психодинамическая школа, гештальт-психология)
Психоанализ (З.Фрейд). Психология – это наука о бессознательном и его влиянии на сознание человека.В психике выделяются три сферы: бессознательное, предсознательное и сознание. Бихевиоризм (Д.Уотсон). Психология – это наука о поведении человека и животных. Д. Уотсон заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека. Понятия и терминология: стимул S – раздражитель, воздействие внешней среды, реакция R – все объективно наблюдаемые реакции организма. Задача психологии, по мнению бихевиористов, должна состоять в выявлении закономерностей связей между стимулами и реакциями (S ->R), цель — в предсказании поведения субъекта и управлении им.
Гештальтпсихология. Основные ее представители — М.Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка. Гештальтпсихология не отказывалась от изучения феноменов сознания и метода феноменологического самонаблюдения, однако само сознание ею понималось как некое динамическое целое, как «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными.
4-й этап (современный). Затухание кризиса, эволюция научных школ.
Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека.
Место психологии в системе наук
Поскольку предметом психологии является психика, то основной задачей науки становиться изучение процесса отражения объективного мира. Психология изучает роль психики в деятельности человека и его развитии. В связи с этим Б.М. Кедров отводит психологии центральное место в системе наук, как связующего звена.
Психология интегрирует данные всех наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.
А. Психология и философия.
Психология зародилась в недрах философии и стала самостоятельной наукой в 1879 году. В психологии сохраняется разделение на 2 направления: материалистическое и идеалистическое. Материализм стал основой для разработки проблемы деятельности и происхождения высших психических функций. Психологическая методология научного исследования (т.е. как психология получает знания) опирается на мировоззренческие теории и концепции философии.
Б. Психология и социология.
Социология заимствует из психологии: методы изучения личности, человеческих отношений, малых групп и теории личности, теории построения малой группы.
Психология заимствует из социологии: приемы сбора научной информации (опрос, анкетирование, интервью), концепции социального научения.
Общие проблемы: взаимоотношения между людьми, взаимодействие больших групп (этническая психология, политическая психология, экономическая психология и др.), социализация (идентификация, социальная фасилитация и ингибиция и др.)
В. Педагогика и психология.
Педагогика заимствует: идея обучения в зоне ближайшего развития, основы новых систем обучения, понятие сенситивного периода развития способностей.
Совместно с другими науками образовали новое направление – педология. Педология – это комплексная наука о детях, их развитии, обучении, воспитании.
Г. Другие направления: история (создание культурно-исторической теории развития, принцип развития, биографический метод), медицина (здоровье, психосоматика, влияние состояния организма на психические явления и наоборот), технические науки (нормативы работы с техникой, дизайн, эргономика).
Научные и житейские психологические знания.
Житейское знание приобретается отдельным человеком и обществом стихийно, путем накопления отдельных наблюдений и обобщается индуктивным путем.
Житейские психологические знания
Научные психологические знания
Конкретны, фрагментарны, противоречивы т.к. приурочены к конкретным ситуациям, людям, задачам.
Стремиться к обобщению, использует научные понятия, в которых отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, их связи и отношения.
Интуитивный характер, т.к. приобретаются путем проб и ошибок.
Рациональный, осознанный характер. Сначала формулируется гипотеза, затем проверяется.
Сложно передаются и усваиваются другими людьми.
Относительно легко усваиваются другими в процессе обучения и самообразования, т.к. знания содержаться в понятиях, законах и закономерностях, зафиксированных в литературе.
Основной метод: наблюдение, размышление
Основные методы: наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, социометрия, анализ продуктов деятельности, моделирование.
Ограничена памятью отдельного человека, группы людей.
Сохраняет огромный материал в научной литературе.
Ограниченные возможности в плане обобщения данных, переноса знаний в новые сферы деятельности, передачи знаний другим людям.
Большие возможности в обобщении, систематизации, расширении знаний и передачи их другим.
Вывод: 1. Житейская психология является основой научной психологии; 2. Научная психология дает больше возможностей по сравнению с житейской психологии. Житейская психология ставить цели и задачи научной психологии, а также проверяет ее на достоверность.
Направления научных психологических знаний.
Академическая психология изучает психические явления характерные для человека и животных в целом, общие психологические закономерности.
Прикладная психология - особое направление научной психологии, изучающее общие психологические закономерности и проблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей.
Практическая психология – часть психологического знания, непосредственно связанная с удовлетворением практических запросов широкого круга людей
Академическая психология
Прикладная психология
Практическая психология
Предмет
Психика, закономерности ее проявления, формирования и развития
в целом, во всех сферах психической жизни.
в определенной сфере профессиональной деятельности человека
у конкретного индивида
Задачи
1. на основе отдельных наблюдений придти к пониманию общих закономерностей
2. выдвижение и проверка теоретических предположений, гипотез
3. прогнозирование определенных психических фактов, явлений и их динамики.
1. на основе понимания общих закономерностей придти к пониманию наблюдаемых психических явлений
2 изучение путей прикладного применения знаний для решения практических задач
3. прогнозирование развития отрасли, направления человеческой деятельности
1.придти к пониманию индивидуальности конкретного человека или группы людей.
2. применение знаний для решения практических задач психодиагностики, консультирования, развития, профилактики и коррекции.
3. Прогнозирование поведения и развития отдельного человека, группы.
Методы
наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, социометрия, анализ продуктов деятельности, моделирование.
То же что и в академической психологии + методы отдельных отраслей профессиональной деятельности
То же что и в академической психологии + частные психотерапевтические модели.
Направления
Общая психология
Возрастная психология
Психология аномального развития
Психология личности
Социальная психология
Зоопсихология
Психофизиология и др.
Педагогическая психология
Медицинская
Юридическая
Экономическая
Политическая
Психология труда
Психология спорта и др.
Психоанализ, гештальт-терапия, НЛП, психодрама, когнитивно-эмотивная терапия, провокативная терапия и др.