Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Предмет, объект, задачи психологии

  • 👀 3776 просмотров
  • 📌 3719 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Предмет, объект, задачи психологии» doc
Лекция. Введение в психологию I. Предмет, объект, задачи психологии Психология – это наука о психике, закономерностях ее проявления, формирования и развития. Психология – это наука о психических явлениях: - психических процессах: познавательных (ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память, мышление, речь); эмоциональных (возникновение чувств, их динамика в зависимости от удовлетворения потребности и т. д.) и волевых процессах (потребность, мотив, воля, принятие решения, цель и т.д.); - психических свойствах (темперамент, характер, задатки, способности, направленность и т.д.); - психических состояниях (стресс, аффект, горе, монотония, выученная беспомощность, сон, бодрствование, измененные состояния сознания и т.д.) Предмет: психика Объект: человек, животное (зоопсихология), малые и большие группы (социальная психология). Задачи психологии: 1. Научиться понимать суть психических явлений и их закономерности. 2. Научиться управлять психическими явлениями. 3. Использовать полученные знания с целью повышения эффективности практики. 4. Быть теоретической базой практики психологической службы. История развития представлений о предмете психологии: 1 этап. Психология как наука о душе (VI в д.н.э. – XVI н.э.) Первые представления носили анимистический характер, т.е. каждый предмет наделялся душей. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы и выделил растительную, животную и разумную душу. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику: материалистическая (Демокрит) и идеалистическая (Платон). Демокрит считал психику, как и всю природу, материальной, а душу состоящей из атомов более тонких, чем атомы физических тел. Познание мира – это взаимодействие психики с внешним миром и оно возможно благодаря органам чувств, улавливающим атомы. Платон считал душу идеальной. 2 этап. Психология как наука о сознании (XVII-XIXвв.). Возникновение и развитие психологии как научного знания в рамках учения о сознании. Проникновение в психологию экспериментального метода. Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздействия извне. Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. В XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека. 1879 – психология оформилась в самостоятельную науку (открытие первой экспериментальной психологической лаборатории Вильгельмом Вундтом) 3-й этап. Выделение психологии в самостоятельную науку. Открытый кризис. Возникновение различных школ и направлений (бихевиоризм, психоанализ=психодинамическая школа, гештальт-психология) Психоанализ (З.Фрейд). Психология – это наука о бессознательном и его влиянии на сознание человека.В психике выделяются три сферы: бессознательное, предсознательное и сознание. Бихевиоризм (Д.Уотсон). Психология – это наука о поведении человека и животных. Д. Уотсон заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека. Понятия и терминология: стимул S – раздражитель, воздействие внешней среды, реакция R – все объективно наблюдаемые реакции организма. Задача психологии, по мнению бихевиористов, должна состоять в выявлении закономерностей связей между стимулами и реакциями (S ->R), цель — в предсказании поведения субъекта и управлении им. Гештальтпсихология. Основные ее представители — М.Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка. Гештальтпсихология не отказывалась от изучения феноменов сознания и метода феноменологического самонаблюдения, однако само сознание ею понималось как некое динамическое целое, как «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными. 4-й этап (современный). Затухание кризиса, эволюция научных школ. Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека. Место психологии в системе наук Поскольку предметом психологии является психика, то основной задачей науки становиться изучение процесса отражения объективного мира. Психология изучает роль психики в деятельности человека и его развитии. В связи с этим Б.М. Кедров отводит психологии центральное место в системе наук, как связующего звена. Психология интегрирует данные всех наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний. А. Психология и философия. Психология зародилась в недрах философии и стала самостоятельной наукой в 1879 году. В психологии сохраняется разделение на 2 направления: материалистическое и идеалистическое. Материализм стал основой для разработки проблемы деятельности и происхождения высших психических функций. Психологическая методология научного исследования (т.е. как психология получает знания) опирается на мировоззренческие теории и концепции философии. Б. Психология и социология. Социология заимствует из психологии: методы изучения личности, человеческих отношений, малых групп и теории личности, теории построения малой группы. Психология заимствует из социологии: приемы сбора научной информации (опрос, анкетирование, интервью), концепции социального научения. Общие проблемы: взаимоотношения между людьми, взаимодействие больших групп (этническая психология, политическая психология, экономическая психология и др.), социализация (идентификация, социальная фасилитация и ингибиция и др.) В. Педагогика и психология. Педагогика заимствует: идея обучения в зоне ближайшего развития, основы новых систем обучения, понятие сенситивного периода развития способностей. Совместно с другими науками образовали новое направление – педология. Педология – это комплексная наука о детях, их развитии, обучении, воспитании. Г. Другие направления: история (создание культурно-исторической теории развития, принцип развития, биографический метод), медицина (здоровье, психосоматика, влияние состояния организма на психические явления и наоборот), технические науки (нормативы работы с техникой, дизайн, эргономика). Научные и житейские психологические знания. Житейское знание приобретается отдельным человеком и обществом стихийно, путем накопления отдельных наблюдений и обобщается индуктивным путем. Житейские психологические знания Научные психологические знания Конкретны, фрагментарны, противоречивы т.к. приурочены к конкретным ситуациям, людям, задачам. Стремиться к обобщению, использует научные понятия, в которых отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, их связи и отношения. Интуитивный характер, т.к. приобретаются путем проб и ошибок. Рациональный, осознанный характер. Сначала формулируется гипотеза, затем проверяется. Сложно передаются и усваиваются другими людьми. Относительно легко усваиваются другими в процессе обучения и самообразования, т.к. знания содержаться в понятиях, законах и закономерностях, зафиксированных в литературе. Основной метод: наблюдение, размышление Основные методы: наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, социометрия, анализ продуктов деятельности, моделирование. Ограничена памятью отдельного человека, группы людей. Сохраняет огромный материал в научной литературе. Ограниченные возможности в плане обобщения данных, переноса знаний в новые сферы деятельности, передачи знаний другим людям. Большие возможности в обобщении, систематизации, расширении знаний и передачи их другим. Вывод: 1. Житейская психология является основой научной психологии; 2. Научная психология дает больше возможностей по сравнению с житейской психологии. Житейская психология ставить цели и задачи научной психологии, а также проверяет ее на достоверность. Направления научных психологических знаний. Академическая психология изучает психические явления характерные для человека и животных в целом, общие психологические закономерности. Прикладная психология - особое направление научной психологии, изучающее общие психологические закономерности и проблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей. Практическая психология – часть психологического знания, непосредственно связанная с удовлетворением практических запросов широкого круга людей Академическая психология Прикладная психология Практическая психология Предмет Психика, закономерности ее проявления, формирования и развития в целом, во всех сферах психической жизни. в определенной сфере профессиональной деятельности человека у конкретного индивида Задачи 1. на основе отдельных наблюдений придти к пониманию общих закономерностей 2. выдвижение и проверка теоретических предположений, гипотез 3. прогнозирование определенных психических фактов, явлений и их динамики. 1. на основе понимания общих закономерностей придти к пониманию наблюдаемых психических явлений 2 изучение путей прикладного применения знаний для решения практических задач 3. прогнозирование развития отрасли, направления человеческой деятельности 1.придти к пониманию индивидуальности конкретного человека или группы людей. 2. применение знаний для решения практических задач психодиагностики, консультирования, развития, профилактики и коррекции. 3. Прогнозирование поведения и развития отдельного человека, группы. Методы наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, социометрия, анализ продуктов деятельности, моделирование. То же что и в академической психологии + методы отдельных отраслей профессиональной деятельности То же что и в академической психологии + частные психотерапевтические модели. Направления Общая психология Возрастная психология Психология аномального развития Психология личности Социальная психология Зоопсихология Психофизиология и др. Педагогическая психология Медицинская Юридическая Экономическая Политическая Психология труда Психология спорта и др. Психоанализ, гештальт-терапия, НЛП, психодрама, когнитивно-эмотивная терапия, провокативная терапия и др.
«Предмет, объект, задачи психологии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot