Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Предмет и задачи экономического анализа. Классификация видов экономического анализа

  • 👀 3255 просмотров
  • 📌 3174 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Предмет и задачи экономического анализа. Классификация видов экономического анализа
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Предмет и задачи экономического анализа. Классификация видов экономического анализа» doc
Тематика лекций Тема 1. Предмет и задачи экономического анализа. Классификация видов экономического анализа. Анализ (греч. analysis — разложение, разделение) в узком плане — это разложение объекта на составные части с целью изучения их самостоятельного функционирования, а в широком — метод научного исследования, способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. Цель и задачи экономического анализа направлены на решение внутрихозяйственных задач организации для увеличения результативности ее деятельности, а также на повышение эффективности использования ее экономического потенциала: ресурсов, активов, капитала, доходов, расходов и прибыли для наращения стоимости компании, повышения доходности акций акционеров. Основной целью экономического анализа хозяйственной деятельности является получение ключевых характеристик финансово-хозяйственного состояния организации для принятия оптимальных управленческих решений различными пользователями информации. Каждая наука имеет свой предмет. Под предметом комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности понимаются хозяйственные процессы организаций, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации. Объектами комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности могут быть отдельные подразделения предприятия, отдельные стороны и сегменты деятельности, центры затрат и центры ответственности. Основным объектом комплексного экономического анализа является организация в целом. Предмет комплексного экономического анализа определяет стоящие перед ним задачи. Задачи комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности вытекают из его сущности и могут быть следующими. 1. Оценка качества, обоснованности и достоверности планов и нормативов. 2. Определение базовых показателей для планирования на предстоящий период. Эти две задачи тесно взаимосвязаны. Усиление научной обоснованности планов достигается путем осуществления полного и достоверного комплексного анализа хозяйственной деятельности за предшествующие периоды, что позволяет выявить определенные экономические закономерности в развитии категорий и показателей. Здесь же изучаются основные факторы, которые оказывают существенное влияние на деятельность предприятия и которые должны быть учтены при составлении планов на следующий период. Можно провести анализ ожидаемого выполнения заданий за истекший период и внести уточнения в плановые показатели. 3. Контроль за выполнением планов и оценка их выполнения. Используя данные бухгалтерского и статистического учета, а также другие источники информации, комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности характеризует выполнение плана на текущий момент и за отчетный период. Здесь же дается оценка эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. 4. Определение влияния отдельных факторов и их количественная оценка. При комплексном анализе очень важно выделить и измерить влияние внутренних (зависящих от деятельности предприятия) и внешних (отраслевых) факторов. От этого будет зависеть правильность оценки деятельности организации, подсчет резервов и перспектив развития. 5. Выявление резервов роста эффективности производства. Анализ лишь тогда действен, когда приносит организации реальную пользу. Она заключается в выявлении неиспользованных возможностей на всех участках производства. 6. Обоснование управленческих решений и их оптимизация. Решение этой задачи — важнейшее условие обеспечения эффективности производства. Виды анализа: 1. Горизонтальный анализ основан на сопоставлении отчетных финансовых показателей с показателями деятельности за предыдущий период путем определения абсолютных и относительных изменений данных показателей в динамике. Горизонтальный анализ позволяет выявить отклонения, требующие дальнейшего изучения, и определить общие направления оптимизации баланса. 2. Вертикальный анализ — это структурный анализ итогового финансового показателя. Он определяет сложившиеся пропорции между показателями в отчетном периоде и выявляет влияние каждого из них на общий результат. Таким образом определяется влияние каждого показателя на конечный финансовый результат. Дефицит влияния одного показателя замещается влиянием другого. Вертикальный анализ показывает лишь величину этого замещения, не указывая при этом допустимый лимит этих вариаций. Финансовое положение во многом определяется соотношением финансовых показателей, а допустимые предельные изменения этих соотношений являются ее ключевым элементом. Именно их и не учитывает вертикальный анализ. 3. Трендовый анализ — сравнение отчетных показателей с соответствующими показателями за ряд предшествующих периодов и определение динамики анализируемых показателей, очищенных от случайности влияния и индивидуальных особенностей отдельных периодов. На основе тренда формируются возможные значения показателей в будущем. Эти возможные значения являются перспективным прогнозом при условии сохранения в будущем прошлых тенденций. 4. Факторный анализ устанавливает влияние отдельных факторов, являющихся причиной результативного показателя, с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным. В первом случае он основывается на разбиении результативного показателя на составные части. Во втором случае факторный анализ соединяет отдельные элементы их влияния на результативный показатель. Методы факторного анализа показывают элиминированное влияние финансовых элементов на финансовое положение. Точность этого влияния зависит от того, какие факторы включены в модель исследуемой функциональной зависимости. Многие факторы могут быть просто неизвестны, а по другим сложно получить информацию. В модели факторной зависимости есть слагаемое — свободный член, который определяет процент неучтенных факторов. Этот процент может иметь минимальное значение и на первый взгляд не учитывать допустимое множество факторных признаков. Однако среди этих факторов могут оказаться главные, которые окажут первостепенное влияние на будущее финансовое положение. 5. Сравнительный анализ характеризуется пространственными характеристиками финансового результата. Он представляет собой анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям организации, ее дочерних фирм, подразделений, а также межхозяйственный анализ показателей данной организации с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными. Для финансовых результатов сравнение полезно в случаях, если есть образцовая организация-двойник. Однако такое в реальности встречается крайне редко. В каждой организации существует своя специфика идеального финансового результата. Она определяется как условиями функционирования, так и целями ее создания. 6. Анализ относительных показателей (коэффициентов) рассчитывает соотношение отдельных показателей отчетности с целью их взаимосвязи и взаимозависимости. Его суть заключается в сопоставлении коэффициентов, рассчитанных по данным отчетности организации, с общепринятыми стандартами, среднеотраслевыми нормативами. Безусловным преимуществом данного вида анализа является то, что он исключает влияние инфляции, искажающей данные отчетности. Именно это важно для долговременного анализа, одной из основных его целей. Система относительных показателей анализа финансового состояния должна решать другую составляющую общей задачи — оценку уровня стабильности деятельности хозяйствующего субъекта в краткосрочной и долгосрочной перспективе, его целесообразности как делового партнера. Этой глобальной цели служат четыре укрупненные группы показателей, характеризующие финансовое состояние хозяйствующего субъекта: коэффициенты платежеспособности и ликвидности; показатели финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности Тема 2. Роль экономического анализа в деятельности организации. Место и роль стратегического анализа в деятельности организации Экономический анализ хозяйственной деятельности (ЭА) любой коммерческой организации проводится прежде всего с целью оценки динамики и структуры выпуска продукции, оказания услуг, выполнения различных работ для получения прибыли, являющейся финансовым ресурсом дальнейшего развития любого экономического субъекта, действующего (работающего) в рыночной системе хозяйствования. ЭА является одним из самых эффективно действующих инструментов в осуществлении управленческой деятельности организации, направленных на: - анализ и оценку эффективности управления производством; разработку бизнес-плана; - всеобъемлющий контроль за выполнением плана; - выявление комплексной величины резервов; - разработку обоснованных управленческих решений, направленных на повышение результативности и эффективности хозяйственной деятельности как организации в целом, так и каждого структурного подразделения в отдельности. Система управления состоит их двух главных подсистем: - управляющей (субъект управления); - управляемой (объект управления). ЭА является одним из элементов управляющей подсистемы в системе управления организацией Раскроем назначение и экономическое содержание наиболее важных функций управления: 1. Планирование определяет направление и содержание деятельности организации в целом и его структурных подразделений на краткосрочную или долгосрочную перспективу. 2. ЭА способствует осмыслению учетной информации, а также раскрытию характера и тенденций экономики организации. ЭА является связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений. 3. Управленческие решения разрабатываются и обосновываются на основе результатов анализа. ЭА подготавливает данные, необходимые для научного обоснования и оптимизации управленческих решений; обеспечивает объективность и эффективность управления производством. Стратегический анализ является одним из ключевых аналитических элементов стратегического управления, поскольку в значительной мере определяет стратегические возможности и перспективы развития компании, позволяет частично снять неопределенность при принятии стратегических решений. Стратегический анализ обеспечивает эффективность стратегических решений и действий, что напрямую отражается на конкурентоспособности компании. Стратегический анализ – это средство преобразования базы данных, полученных в результате анализа среды, в базу данных для принятия стратегических решений. Стратегический анализ можно рассматривать с двух сторон: в первом случае «стратегический» – это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, во втором случае под «стратегическим» понимается долгосрочное качественно определенное направление развития. Основная цель стратегического анализа – оценка ключевых воздействий на нынешнее и будущее положение организации и определение их специфического влияния на стратегический выбор. Цель анализа состоит в том, чтобы разработать общую картину внутренних воздействий и ограничений, накладываемых на стратегический выбор. Внутренний анализ сосредотачивается на двух областях: выявление сильных и слабых сторон организации и определение ожиданий и возможностей влиять на процесс стратегического планирования владельцев (акционеров) и персонала. Объектами стратегического анализа на разных его этапах являются состояние и изменения внутренней и внешней среды организации (отраслевое окружение и макросреда косвенного воздействия), модели будущего и эволюция организации в прошлом, стратегическая позиция и потенциал в текущий момент, реализуемые стратегии и стратегические альтернативы. К инструментам стратегического анализа относятся: -формальные модели и количественные методы; -самостоятельный творческий анализ, основанный на специфике данной организации, аналитических и интуитивных способностях менеджеров и плановиков. Тема 3. Основные методические приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности Наибольшее использование при осуществлении финансового анализа получили следующие методические приемы (способы) экономического анализа: способ абсолютных величин; способ относительных величин; способ средних величин; сравнение; группировка; графический способ; табличный способ; балансовый способ; способ цепных подстановок; способ абсолютных разниц. Способ абсолютных величин. Абсолютные величины при осуществлении финансового анализа могут использоваться в двух направлениях: во‑первых, в качестве информационной базы (показатели финансовой отчетности) для исчисления относительных и средних величин; во‑вторых, как расчетные показатели, характеризующие те или иные аспекты финансового состояния организации (например, абсолютные показатели финансовой устойчивости и абсолютные показатели оценки ликвидности бухгалтерского баланса). Способ относительных величин. В общем понимании относительные величины (показатели) отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого‑либо другого явления или того же явления, но взятого за другое время или по другому объекту. В данном случае относительные величины получают делением одного абсолютного показателя финансовой отчетности на другой, который принимается за базу сравнения. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100). В анализе финансовой отчетности наибольшее применение получили три вида относительных величин: относительные величины структуры; относительные величины динамики; финансовые коэффициенты. Относительная величина структуры — это доля (удельный вес) части в общем, выраженная в процентах или коэффициентах (например, доля оборотных активов в имуществе или доля краткосрочных обязательств в заемных средствах). Относительные величины структуры составляют основу вертикального (структурного) анализа — определения структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Относительные величины динамики (темпы роста) используются для характеристики изменения показателей за какой‑либо промежуток времени. Их определяют путем деления величины показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде и выражают обычно в процентах или коэффициентах. Темпы роста делятся на базисные и цепные. В первом случае каждый следующий уровень динамического ряда сравнивается с базисным периодом, а во втором — каждый следующий период относится к предыдущему. Относительные величины динамики составляют основу двух видов анализа динамики: горизонтального и трендового. Горизонтальный анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ. Финансовые коэффициенты — относительные показатели, характеризующие различные аспекты финансового состояния, рассчитываемые как отношения показателей финансовой отчетности и бухгалтерского финансового учета. Способ средних величин. Существует достаточно большое количество форм средних величин, но в анализе наибольшее применение получили две из них: средняя арифметическая и средняя хронологическая. Сравнение. Сравнение — это научный метод познания, в процессе которого изучаемое явление сопоставляется с уже известными явлениями в целях выявления общих черт и различий между ними. Перечислим основные виды сравнений, наиболее широко применяемых при выполнении анализа деятельности организации: сопоставление плановых и фактических показателей (если выполняется внутренний финансовый анализ); сопоставление фактических показателей с нормативными (рекомендуемыми); сравнение фактических показателей с показателями прошлых периодами; межхозяйственные сравнения; сравнение показателей анализируемой организации со средними данными (по региону, отрасли и т. д.); сопоставление результативных показателей до и после изменения какого‑либо фактора. Группировка. Группировка информации — деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. В финансовом анализе группировка помогает разъяснить смысл средних величин, показать роль отдельных единиц в них, выявить взаимосвязь между изучаемыми показателями. Графический способ. Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно‑художественных фигур. Для анализа графики имеют три значения: ·иллюстративное (благодаря им изучаемый материал становится бо‑ лее доходчивым и понятным); ·аналитическое (поскольку график дает обобщающий рисунок изменения изучаемого показателя, позволяет зрительно заметить те закономерности, которые содержит числовая информация, отражает тенденции и связи изучаемых показателей); ·методологическое (построение разнообразных схем для наглядного изображения внутреннего строения изучаемого показателя, изображение взаимосвязей между результативным и факторными показателями). Табличный способ. Как правило, результаты финансового анализа излагаются в виде таблиц, поскольку это наиболее удобная для восприятия форма представления аналитической информации о финансовых результатах и финансовом состоянии организации при помощи цифр, расположенных в определенном порядке. Балансовый способ. Балансовый способ служит главным образом для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. Способ цепных подстановок. Способ цепных подстановок используется для исчисления влияния отдельных факторов на отклонение определяемого ими результативного показателя в том случае, если между ними имеется строгая функциональная зависимость (аддитивная, мультипликативная, кратная, смешанная). Методика расчета состоит в последовательной замене базисной величины одного из факторов фактической величиной. Способ абсолютных разниц. Способ абсолютных разниц используется для исчисления влияния отдельных факторов на отклонение определяемого ими результативного показателя в том случае, если между ними имеется, как правило, мультипликативная зависимость. При его применении величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на базисную величину факторов, находящихся справа от него, и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него в формуле (модели). Тема 4. Анализ технико- организационного уровня производства Под организационно-техническим уровнем производства понимается состояние и степень совершенствования его технической базы, технологических приемов, организационных методов, обусловливающих эффективность использования трудовых, материальных ресурсов и качество готового продукта. Организационно-технический уровень производства включает: · уровень техники и технологии производства; · уровень организации производства и труда. Понятие организационно-технического уровня предприятия шире. Оно охватывает уровень управления предприятием, совершенствование методов хозяйственного руководства, организационно-технический уровень производства. Анализ организационно-технического уровня предприятия – это анализ конкретного проявления научно-технического прогресса на данном предприятии. Целью его должно стать изучение совершенства применяемых методов управления, технической базы предприятия, прогрессивности технологических и организационных методов, обусловивших рациональное использование материальных и трудовых ресурсов. Задачами анализа организационно-технического уровня является: · изучение достигнутого уровня техники, технологии и организации управления, производства и труда по системе показателей ОТУ; · оценка степени прогрессивности достигнутого ОТУ путем сравнения с нормативами, показателями лучших предприятий, достижениями науки и техники, выбранными за эталоны сопоставления; · сводная оценка состояния ОТУ предприятия; · анализ эффективности достигнутого ОТУ; · выяснение степени влияния ОТУ производства на показатели эффективности предприятия в целом; · разработка конкретных путей совершенствования ОТУ и повышения его эффективности. Анализ организационно-технического уровня предприятия включает следующие основные направления: 1) анализ управления коммерческой организацией; 2) оценку уровня организации производства; 3) изучение уровня организации труда; 4) анализ уровня техники производства; 5) оценку уровня технологии производства; Организационный уровень определяет степень соответствия организационных форм и методов современным требованиям технического развития и обеспечения оптимального сочетания материальных и трудовых факторов производства. Показатели организационного уровня производства характеризуют прогрессивность применяемых форм и методов организации производства, их изменения и влияние совершенствования организации производства на конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности. Показатели организационного уровня включают: 1) показатели уровня организации производственных процессов; 2) показатели уровня организации труда. Первая группа показателей подразделяется на показатели специализации и рационализации производства и показатели уровня организации, обслуживания и обеспечения производства. Вторая группа показателей подразделяется на показатели специализации и рационализации труда и показатели напряженности и нормирования труда. К показателям специализации и рационализации производства относятся: уровень специализации и кооперирования производства; длительность и структура производственного цикла;пропорциональность и непрерывность производственных процессов; равномерность и ритмичность производства; уровень реализации производственной активности. Результат повышения ОТУ проявляется в процессе использования производственных ресурсов (трех основных элементов производства: труда, средств и предметов труда). Качественными показателями использования производственных ресурсов являются производительность труда, фондоотдача, материалоемкость, оборачиваемость оборотных средств. Показатели интенсивности использования ресурсов одновременно являются и индикаторами экономической эффективности организационно-технического уровня. В основе методики комплексного анализа организационного уровня лежит изучение трех групп аналитических показателей: состояния уровня техники и технологии; организационного уровня производства; показателей прочих условий производства. Для повышения эффективности производства необходима сбалансированность этих показателей. Система показателей ОТУ зависит от специфики деятельности организации и отраслевой принадлежности. Тема 5. Анализ эффективности использования основных и оборотных средств Экономические ресурсы — это факторы производства, используемые в процессе производства товаров и услуг. В экономической теории их различают на первичные и вторичные. Первичные факторы производства, т.е. существующие изначально,— это земля (природные ресурсы) и труд (трудовые ресурсы). Вторичным фактором производства является капитал, поскольку для его формирования как производственного ресурса требуется предварительное использование первичных факторов. Для оценки эффективности использования ресурсов предприятия применяются различные показатели, характеризующие интенсивность использования всех ресурсов (ресурсоотдачу) и их видов: основных, нематериальных и оборотных активов. Задачи экономического анализа зависят от отраслевой особенности организации и состоят в том, чтобы определить, насколько организация обеспечена основными средствами; выявить изменения в их объеме, составе и структуре; оценить динамику показателей технического состояния и темпов обновления основных средств; степень использования основных средств на основе изучения обобщающих показателей (фондоотдачи и фондоемкости) и факторов, влияющих на них. Эффективность использования основных фондов измеряется показателями фондоотдачи и фондоемкости. Фондоотдача основных фондов устанавливается отношением объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) к среднегодовой стоимости основных фондов. Фондоемкость продукции есть величина, обратная фондоотдаче. Она характеризует стоимость основных средств (в копейках), приходящаяся на один рубль выручки от реализации продукции (работ, услуг). Показатель фондоотдачи тесно связан с производительностью и фондовооруженностью труда. Взаимосвязь между этими показателями выразим следующей формулой: WЄ = Qp/R Ф = F/R F= Qp/F где WR - средняя выработка продукции на 1 работника, руб.; Qp - объем реализации продукции, тыс. руб.; R - среднесписочная численность работников, чел; Ф - фондовооруженность труда, руб. Основным показателем эффективности использования оборотных средств является коэффициент оборачиваемости. Поскольку производственные запасы учитываются по стоимости их приобретения, для расчета коэффициента оборачиваемости или скорости оборота запасов используется не выручка от продажи, а себестоимость реализованной продукции. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств демонстрирует скорость оборота данной категории активов за исследуемый период: KOoa =BP / OAcp где KOoa – коэффициент оборачиваемости оборотных средств; BP – выручка от реализации; OAcp – средняя стоимость оборотных средств. Подобным способом выполняется расчет оборачиваемости отдельных структурных элементов или групп оборотных активов. Вместо величины средней стоимости оборотных средств в знаменателе подставляется величина конкретного элемента. Отсюда легко определяется и показатель средней продолжительности одного оборота в днях. В практике финансовых расчетов при исчислении показателя оборачиваемости для некоторого упрощения принято считать продолжительность любого месяца, равную 30 дням, любого квартала — 90 дням и года — 360 дням. Коэффициент закрепления — это величина, обратная коэффициенту оборачиваемости. Она характеризует долю запасов, приходящихся на 1 руб. себестоимости реализованной продукции Коэффициент загрузки показывает, сколько необходимо затратить оборотных средств, чтобы получить 1 руб. объема реализации Коэффициент использования материальных ресурсов — отношение суммы фактических материальных затрат к величине материальных затрат; рассчитывается по плановым калькуляциям и фактическому выпуску, а также ассортименту продукции. Если коэффициент использования материальных ресурсов больше 1, это означает перерасход материалов; если меньше 1, это свидетельствует об экономии материальных ресурсов. Обобщающими показателями эффективности использования материальных ресурсов является прибыль на 1 руб. материальных затрат. Определяется этот показатель делением полученной прибыли от основной деятельности на сумму материальных затрат (рентабельность материальных затрат Тема 6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия Анализ финансовых результатов деятельности организации включает следующие основные этапы. 1 Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ), 2 Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ). 3 Изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ). 4 Следующий важный этап анализа финансовых результатов это исследование влияния факторов на прибыль (факторный анализ). Анализ финансовых результатов организации начинается с изучения объема, состава, структуры и динамики прибыли (убытка) до налогообложения в разрезе основных источников ее формирования, которыми являются прибыль (убыток) от продаж и прибыль (убыток) от прочей деятельности, т. е. сальдо всех остальных доходов и расходов. Аналитические расчеты оформляются в виде таблицы. По итогам расчетов делается вывод по поводу изменения объема, состава и структуры прибыли до налогообложения, а также о влиянии на отклонение суммы прибыли (убытка) до налогообложения изменений величин ее источников: прибыли (убытка) от продаж и прибыли (убытка) от прочей деятельности, рассматриваемых как факторы, определяющие прибыль до налогообложения. Поскольку качество прибыли (убытка) до налогообложения определяется ее структурой, то целесообразно обратить особое внимание на изменение удельного веса прибыли от продаж в прибыли до налогообложения. Его снижение рассматривается как негативное явление, свидетельствующее об ухудшении качества прибыли до налогообложения, так как прибыль от продаж является финансовым результатом от текущей (основной) деятельности предприятия и считается его главным источником средств. Далее анализируются основные источники формирования прибыли (убытка) до налогообложения: прибыль (убыток) от продаж и прибыль (убыток) от прочей деятельности — в отдельности. Анализ прибыли (убытка) от продаж начинается с изучения ее объема, состава, структуры и динамики в разрезе основных элементов, определяющих ее формирование: выручки, себестоимости продаж, управленческих расходов и коммерческих расходов По итогам аналитических расчетов делается вывод по поводу изменения объема состава и структуры доходов и расходов, а также о влиянии изменения суммы связанных с прочей деятельностью доходов и расходов в целом и отдельных их элементов на отклонение величины прибыли (убытка) от прочей деятельности. Анализ чистой прибыли (убытка) ведется в разрезе определяющих ее элементов, которыми являются прибыль (убыток) до налогообложения, текущий налог на прибыль, изменение отложенных налоговых обязательств, изменение отложенных налоговых активов и прочее. В ходе анализа изучается ее объем, состав, структура и динамика. По итогам расчетов делается вывод по поводу изменения объема, состава и структуры чистой прибыли (убытка), а также о влиянии на отклонение суммы чистой прибыли (убытка) изменений величин определяющих ее элементов: текущего налога на прибыль, изменения отложенных налоговых обязательств, изменения отложенных налоговых активов и прочего. Тема 7. Анализ финансового состояния предприятия 1. Анализ состава, структуры имущества и источников его формирования Анализ имущественного положения организации предполагает изучение изменений в составе и структуре, а также динамику ее имущества в учет‑ ной оценке. Источник - данные бухбаланса. Анализ начинается с изучения объема, состава, структуры и динамики имущества в разрезе двух его основных составляющих: внеоборотных и оборотных активов. Как хорошо известно, общая стоимость имущества предприятия в учетной оценке соответствует итогу актива бухгалтерского баланса. По итогам расчетов делается вывод по поводу изменения объема, состава и структуры имущества организации в целом, а также о влиянии изменений величин внеоборотных и оборотных активов на отклонение общей сто‑ имости имущества организации. Кроме того, целесообразно в ходе анализа сопоставить темпы роста оборотных и внеоборотных активов. Далее анализируются объем, состав, структура и динамика реальных активов организации, если она является промышленным предприятием. Реальные активы характеризуют производственный потенциал промышленного предприятия и включают в свой состав нематериальные активы (по остаточной стоимости), основные средства (по остаточной стоимости), производственные запасы (сырье, материалы и другие аналогичные ценности), затраты в незавершенном производстве. Уменьшение общей стоимости реальных активов, как правило, свидетельствует о снижении производственного потенциала промышленного пред‑ приятия и рассматривается как негативное явление. Показатель динамики имущества характеризует темп роста имущества организации в учетной оценке. Превышение значения показателя 1 говорит о расширении масштабов хозяйственной деятельности организации и, как правило, заслуживает позитивной оценки. Доля внеоборотных активов в имуществе отражает удельный вес внеоборотных активов в имуществе организации. Доля оборотных активов в имуществе показывает удельный вес оборотных активов в имуществе организации. Рост доли оборотных активов и снижение доли внеоборотных активов в имуществе организации говорит о повышении уровня его мобильности и в целом оценивается положительно. Доля денежных средств и краткосрочных финансовых вложений в обо‑ ротных активах показывает удельный вес наиболее мобильных активов (денежных средств и денежных эквивалентов, а также остальных краткосрочных финансовых вложений, не являющихся денежными эквивалентами) в оборотных активах организации. Чем выше значение этого показателя, тем выше степень ликвидности оборотных активов. Доля запасов в оборотных активах отражает удельный вес запасов в оборотных активах организации. Доля дебиторской задолженности в оборотных активах показывает удельный вес дебиторской задолженности в оборотных активах организации. Увеличение значения этого показателя, как правило, рассматривается как негативное явление, поскольку говорит о том, что все большая доля оборотных активов временно отвлекается из оборота и не участвует в процессе текущей деятельности организации. Однако крайне низкое значение показателя может являться признаком достаточно жесткой кредитной политики, ведущей к снижению объемов продаж. Доля нематериальных активов во внеоборотных активах показывает удельный вес нематериальных активов во внеоборотных активах организации. Доля результатов исследований и разработок во внеоборотных активах показывает удельный вес результатов исследований и разработок во внеоборотных активах организации. Ее рост может быть обусловлен активизацией инновационной деятельности и обычно рассматривается в качестве позитивного явления. Доля основных средств во внеоборотных активах отражает удельный вес основных средств во внеоборотных активах организации. Доля нематериальных поисковых активов во внеоборотных активах по‑ казывает удельный вес нематериальных поисковых активов во внеоборотных активах организации. Доля материальных поисковых активов во внеоборотных активах показывает удельный вес материальных поисковых активов во внеоборотных активах организации. Доля доходных вложений в материальные ценности во внеоборотных активах отражает удельный вес доходных вложений в материальные ценности во внеоборотных активах организации. Доля долгосрочных финансовых вложений во внеоборотных активах отражает удельный вес долгосрочных финансовых вложений во внеоборотных активах организации. По поводу оценки изменения этого показателя будет сказано ниже. Доля отложенных налоговых активов во внеоборотных активах показывает удельный вес отложенных налоговых активов во внеоборотных активах организации. По поводу оценки изменения этого показателя будет сказано ниже. Поскольку практически все рассмотренные выше финансовые коэффициенты имеют отраслевую специфику, то у них отсутствуют универсальныерекомендуемые значения. Выработка рекомендуемых значений для этих показателей возможна лишь в рамках конкретных отраслей. По окончании анализа имущественного положения организации на основе систематизации промежуточных результатов анализа делается обобщающий вывод о рациональности структуры имущества организации (наиболее рациональная, в целом рациональная, наименее рациональная), причинах ее изменений и взаимосвязи этих изменений с инвестиционной политикой данной организации. 2. Анализ финансовой устойчивости Финансовая устойчивость организации определяется соотношением за‑ емных и собственных средств в структуре ее капитала и характеризует степень независимости организации от заемных источников финансирования. По итогам анализа финансовой устойчивости может быть сделано заключение о величине финансового риска (риска неплатежеспособности), связанного с хозяйственной деятельностью организации. Прежде чем приступить собственно к рассмотрению содержания анали‑ за финансовой устойчивости, необходимо ввести ряд следующих понятий: собственный капитал (СК), краткосрочные обязательства (КО), заемный капитал (ЗК) и инвестированный (перманентный) капитал (ИК), то есть капитал, вложенный в организацию на продолжительное время. В практике выделяют 4 типа финансовой устойчивости организации: 1. абсолютная устойчивость финансового состояния ЕЗ < СК+ДК-ВА, (1) 2. нормальная устойчивость финансового состояния ЕЗ = СК+ДК-ВА, (2) 3. неустойчивое финансовое состояние ЕЗ = СК+ДК-ВА+ИО, (3) где ИО - источники, ослабляющие финансовую напряженность: • величина нераспределенной прибыли, остающейся в распоряжении организации; • привлеченные средства (превышение кредиторской задолженности над дебиторской); • кредиты банка и прочие займы на временное пополнение оборотных средств. 4. кризисное финансовое состояние ЕЗ > СК+ДК-ВА+ИО (4) Таблица 1 Сводная таблица показателей по типам финансовых ситуаций Тип финансовой ситуации Показатели Абсолютная независимость Нормальная независимость Неустойчивое состояние Кризисное состояние Фс= СК –ВА –ЕЗ Фс ≥ 0 Фс < 0 Фс < 0 Фс < 0 Фт= СК +ДК –ВА –ЕЗ Фт ≥0 Фт ≥0 Фт < 0 Фт < 0 Фо= СК +ДК +КК–ВА –ЕЗ Фо ≥0 Фо ≥0 Фо ≥ 0 Фо < 0 Таблица 2 Оценка финансовой устойчивости организации тыс.руб. Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. Общая величина запасов и затрат (ЕЗ) 7529 9450 12405 Наличие собственных оборотных средств (СК –ВА) 294 340 -4478 Функционирующий капитал (СК +ДК –ВА) 294 340 -4478 Общая величина источников (ВИ) (СК +ДК +КК+ КЗ–ВА) 8852 11297 13898 Расчетные данные Излишек (+) или недостаток (-) СОС (Фс= СК –ВА –ЕЗ) −7235 −9110 −16883 Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников (Фт= СК +ДК –ВА –ЕЗ) −7235 −9110 −16883 Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников (Фо= СК +ДК +КК+ КЗ –ВА –ЕЗ) 1323 1847 1493 Завершающим этапом анализа финансовой устойчивости организации является расчет и анализ относительных показателей (финансовых коэффициентов) финансовой устойчивости, которые иногда называют коэффициентами рыночной устойчивости предприятия. 3. Анализ ликвидности Ликвидность – это способность организации превращать свои активы в деньги для покрытия всех необходимых платежей по мере наступления их срока. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении активов, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности с обязательствами по пассиву, сгруппированными по сроку их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков. Активы по степени ликвидности разбивают на 4 группы: А1 Наиболее ликвидные активы: денежные средства, краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги. А2 Быстрореализуемые активы: дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. А3 Медленнореализуемые активы: запасы, налог на добавленную стоимость, дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, прочие оборотные активы. А4 Труднореализуемые активы: внеоборотные активы. Группировка пассивов (финансовых обязательств) по степени срочности их оплаты: П1 Наиболее срочные обязательства: кредиторская задолженность, задолженность участникам по выплате доходов, прочие краткосрочные пассивы. П2 Краткосрочные обязательства: краткосрочные кредиты и займы. П3 Долгосрочные обязательства: долгосрочные кредиты и займы, прочие долгосрочные пассивы. П4 Постоянные пассивы: статьи из раздела «Капитал и резервы», доходы будущих периодов и резервы предстоящих платежей. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения: Анализ ликвидности баланса дополняется расчетом ряда финансовых коэффициентов ликвидности. Коэффициенты платежеспособности, приведенные ниже, отражают возможность предприятия погасить краткосрочную задолженность за счет тех или иных элементов оборотных средств. 1. Общий показатель ликвидности (Кобщ). Он характеризует отношение суммы всех ликвидных средств предприятия к сумме всех платежных обязательств. , (5) 1;0,5; 0,3 – весовые коэффициенты значимости данной группы. 2. Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия) (Ктл). Он характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств. , (6) 3. Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал). Он характеризует способность предприятия погасить краткосрочные обязательства за счет наиболее ликвидных активов. , (7) 4. Коэффициент быстрой ликвидности (коэффициент критической оценки, коэффициент промежуточного покрытия) (Кбл). Он характеризует способность погасить краткосрочные обязательства за счет наиболее ликвидных активов. , (8) 4. Анализ деловой активности Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Анализ активности проводится с целью выявления эффективности использования средств организации и заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия. 1. Коэффициент оборачиваемости капитала (К1). Он показывает количество оборотов капитала за анализируемый период или количество реализованной продукции на 1 руб. имеющихся активов. , (9) Вр - выручка-нетто от реализации продукции, работ, услуг, Кср - средняя величина общего капитала организации. 2. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала (К2). Он характеризует скорость оборота вложенного собственного капитала. , (10) СКср- средняя величина собственного капитала. 3. Коэффициент оборачиваемости оборотного кап итала (К3). Он характеризует скорость оборота оборотных активов за анализируемый период. , (11) ОАср- средняя величина оборотного капитала. 4. Коэффициент оборачиваемости запасов и затрат (К4). Он характеризует скорость оборота запасов и затрат предприятия за анализируемый период. , (12) - средняя стоимость запасов и затрат. 5. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (К5). Он характеризует скорость оборота дебиторской задолженности. , (13) ДЗср- средняя величина дебиторской задолженности. 6. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (К6). Он характеризует скорость оборота кредиторской задолженности. , (14) 7. Коэффициент оборачиваемости готовой продукции (К7). Он характеризует скорость оборота готовой продукции за анализируемый период. , (15) ГПср – средняя величина готовой продукции. Поскольку данные по готовой продукции в балансе отсутствуют в силу специфики деятельности данного предприятия, то последний показатель рассчитывать не будем. В анализе следует также определить продолжительность одного оборота актива данного вида в днях (Д). , (16) Т – количество дней в календарном периоде (в год - 360 дней). В странах с развитой рыночной экономикой по наиболее важным показателям деловой активности установлены нормативы по народному хозяйству в целом и по отраслям.
«Предмет и задачи экономического анализа. Классификация видов экономического анализа» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 85 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot