Предмет и объект психологии
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате rtf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1. Психология как отрасль научного знания.
2. Познавательные процессы.
3. Психическая регуляция деятельности человека.
4. Психология личности.
Предмет и объект психологии.
Психология в переводе с греческого — учение, знание о душе («псюхе» —
душа, «логос» — учение, знание). Это наука о закономерностях психической
жизни и деятельности человека и различных форм общностей людей. Психология
как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики (А.В.
Петровский). Объектом психологии выступают человек не только конкретный и
отдельный человек, но и различные социальные группы, массы и другие формы
общностей людей и другие высокоорганизованные животные, особенности
психической жизни которых изучает такая отрасль психологии, как
зоопсихология. Однако традиционно основным объектом психологии является
человек. В таком случае психология — это наука о закономерностях
возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений
психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности.
Предметом изучения психологии является психика. В самом общем виде
психика — это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы,
желания и влечения, установки, оценочные суждения, отношения, переживания,
цели, знания, умения, навыки поведения и деятельности и т. п.
Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоциональных
состояниях, мимике, пантомимике, поведении и деятельности, их результатах и
других внешне выражаемых реакциях: например, покраснении (побледнении)
лица, потовыделении, изменениях в ритмике сердца, артериальном давлении и
др. При этом важно помнить, что человек может скрывать свои действительные
мысли, отношения, переживания и другие психические состояния.
Все многообразие форм существования психического обычно объединяют в
следующие четыре группы.
1 . Психические процессы человека:
а) познавательные (внимание, ощущение, восприятие, воображение,
память, мышление, речь);
б) эмоциональные (чувства);
в) волевые.
2. Психические образования человека (знания, умения, навыки, привычки,
установки, взгляды, убеждения и др.).
3. Психические свойства человека (направленность, характер, темперамент,
способности личности).
Психические состояния: функциональные (интеллектуально-познавательные,
эмоциональные и волевые) и общие (мобилизационные, релаксационные)
Основная задача психологии состоит в познании истоков и
особенностей психики людей, закономерностей ее возникновения,
формирования, функционирования и проявлений, возможностей психики
человека, ее влияния на поведение и деятельность человека. Не менее важной
задачей психологии является выработка рекомендаций людям по повышению
их стрессовой устойчивости и психологической надежности при решении
профессиональных и других задач в различных обстоятельствах жизни и
деятельности.
В целом психология как наука выполняет две основные функции: как
фундаментальная наука она призвана разрабатывать психологическую теорию,
выявлять закономерности индивидуальной и групповой психики людей и ее
отдельных феноменов; как прикладная область знаний — формулировать
рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности и
обыденной жизни людей.
Место психологии в системе наук.
Психология — это область гуманитарного, антропологического знания.
Она тесно связана со многими науками. При этом достаточно отчетливо
проявляются два аспекта таких взаимосвязей.
Есть науки, которые выступают своеобразной теоретической основой, базой
для психологии: например, философия, физиология высшей нервной
деятельности человека. Философские науки имеют для психологии прежде
всего теоретико-методологическое значение. Они вооружают человека
пониманием наиболее общих законов развития объективной реальности,
истоков жизни, смысла человеческого существования, формируют у него
определенное видение картины мира, понимание причин происходящих в
живой и неживой материи и в сознании людей процессов и явлений,
объясняют суть реальных событий, фактов. Философия вносит решающий
вклад в формирование мировоззрения человека.
Есть науки, в отношении которых психология выступает одной из базовых,
теоретических основ. К числу таких наук в первую очередь относятся
педагогические, юридические, медицинские, политологические и ряд других.
Разработка своих проблем этими науками в настоящее время не может быть
достаточно полной и обоснованной без учета человеческого фактора, в том
числе и психики человека, психологии возрастных, этнических,
профессиональных и других групп людей.
Как видим, современная психология занимает особое место в системе
научного знания.
Основные направления психологии.
Человек в своем физиологическом и психическом становлении и развитии
проходит различные стадии, участвует во многих сферах социальной жизни,
занимается разными видами деятельности. Разнообразны и формы общностей
людей: малые и большие социальные группы, возрастные, профессиональные,
учебные, этнические, религиозные, семейные, организованные и стихийно
складывающиеся группы и другие общности людей. В связи с этим современная
психологическая наука представляет собой многоотраслевую сферу знаний и
включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей. Общая
психология и социальная психология выступают базовыми по отношению к другим
отраслям психологического знания: психологии труда, спорта, высшей школы,
религии, средств массовой информации (СМИ), искусства, возрастной,
педагогической, инженерной, военной, медицинской, юридической,
политической, этнической и т.д.
Психика и организм.
Понятие о психике. Функции психики.
Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи,
заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в
построении субъектом неотчуждаемой картины эт ого мира и регуляции на
этой основе поведения и деятельности.
Основополагающие суждения о природе и механизмах проявления
психики.
психика это свойство только живой материи, только высоко
организованной живой материи (специфическими органами,
обусловливающими возможность существования психики);
психика имеет возможность отражать объективный мир (получение
информации об окружающем ее мире);
получаемая живым существом информация об окружающем мире служит
основой для регуляции внутренней среды живого организма и
формирования его поведения, что в целом определяет возможность
относительно длительного существования этого организма в условиях
среды обитания.
Функции психики:
отражение воздействий окружающего мира;
осознание человеком своего места в окружающем мире;
регуляция поведения и деятельности.
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.
1). Психологическая характеристика ощущения.
Ощущение – чувственное отображение объективной
действительности. Физиологической основой ощущения является
деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И.П.
Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей:
периферического (рецептора), проводящих нервных путей; корковых отделов
анализатора (центральных, кора головного мозга).
Ощущения могут быть охарактеризованы свойствами:
Качество – характеризует основную информацию, отображаемую данным
О.
Интенсивность – количественная характеристика и зависит от силы
воздействия раздражителя и функционального состояния рецептора.
Длительность – временная характеристика возникшего О. время
воздействия раздражителя и его интенсивность.
Пространственная локализация раздражителя (откуда).
Минимальная величина воздействия раздражителя, при котором
впервые возникает О., называется абсолютным порогом О. (Г.Т. Фехнер)
Верхний абсолютный порог (болевой порог) – значение стимула, при
котором он перестает восприниматься адекватно.
Нижний абсолютный порог – минимальная сила раздражителя, при
котором появляется О.
Основные виды ощущений:
Кожные или тактильные ощущения. Рецепторы в коже и слизистых
оболочках прикосновения, температура (тепла, холода), боль).
Вкусовые и обонятельные ощущения. Рецепторы вкусовые луковицы
(вкусовые клетки) на языке. Обонятельные клетки в слизистой
обонятельной области. В.И О. часто смешиваются.
Слуховые О. различают все звуки на музыкальные и шумы. Речь содержит
характеристики обеих групп. О. имеют три стороны: высоту звука,
громкость звука, тембр звука.
Зрительные О. свет и цвет
Прориоцептивные О. – равновесия и движения. Рецепторы во внутреннем
ухе.
Осязание процесс сочетания кожных и двигательных О. Способность
оценивать свойства предметов – твердость, мягкость, гладкость,
шероховатость.
2). Психологическая характеристика восприятия.
Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций, явлений,
возникающих при непросредственном воздействии физических
раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Все, что человек
воспринимает, предстает перед ним в виде целостных образов. Происходит
синтез О. в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как
в одной модальности (зрительные в образы), так и в пределах нескольких
модальностей. В. Включает в себя О. и основывается на нем. Но помимо О. в
В. задействован и предыдущий опыт человека, процессы осмысления того,
что воспринимается, т.е. в процесс В. включаются психические процессы
более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому В. очень
часто называют перцептивной системой человека.
Физиологической основой В. являются процессы, проходящие в
органах чувств, нервных волокнах ЦНС. Физиологическая основа В.
усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с
эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными
процессами.
Основные свойства восприятия:
Предметность - способность отражать объекты и явления реального
мира не в виде набора не связанных друг с другом О., а в форме отдельных
предметов.
Целостность – восприятие дает целостный образ предмета.
Структурность – В. доводит до нашего сознания структуру предмета
или явления, с которыми мы столкнулись в реальном мире.
Константность – относительное постоянство некоторых свойств
предметов при изменении условий их восприятия.
Осмысленность – хотя В. возникает при непосредственном воздействии
раздражителя на органы чувств перцептивные образы всегда имеют
смысловое значение.
Активность (избирательность) – в любой момент времени мы
воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то
время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего В., т.е.
не отражаются в нашем сознании.
Виды восприятия:
По модальности (анализатор) – слуховое зрительное, осязательное,
кинестетическое, обонятельное, вкусовое. Различные виды В. редко
встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются и в результате
возникают сложные виды восприятия.
3). Психологическая характеристика внимания.
Внимание — это динамическая сторона сознания, психики человека,
выражающая степень ее направленности на тот или иной объект, его
отдельные стороны и степень сосредоточенности сознания на нем. Это
обеспечивает адекватное отражение объекта, он воспринимается более
полно, точно и качественно. Внимание обеспечивает также и успешность
деятельности.
Внимание проявляется как в сенсорных процессах (зрительное,
слуховое, обонятельное, тактильное, осязательное и др.), где его объектами
выступает действительность во всем ее многообразии, так и в
мнемонических, мыслительных. Здесь объектами внимания являются
воспоминания, представления человека, его мысли, переживания.
В зависимости от того, где находится объект внимания — во внешнем
мире, вне субъекта познания и деятельности (материальные процессы,
явления действительности, люди, их действия) или в субъективном мире
личности (собственные мысли, переживания, планирование своего поведения
и т.п.), — различают внимание внешнее (сенсорно-перцептивное) и
внутреннее.
Различают три вида внимания.
1. Непроизвольное. Возникает и поддерживается независимо от
сознательных намерений человека и обусловлено особенностями объекта
(его новизны, неожиданности появления, силы воздействия, степени
значимости для человека и т.д.).
2. Произвольное. Это высшая специфическая человеческая форма
внимания. Она возникает, когда человек ставит перед собой задачи,
сознательные цели, и поэтому неразрывно связана с речью, это внимание
невозможно без волевой регуляции и использования специальных приемов
сосредоточения, поддержания, распределения, переключения внимания. Его
иногда называют волевым вниманием.
3. Послепроизвольное. Возникает на основе произвольного, как бы
вырастает из него и заключается в сосредоточенности на объекте в силу его
ценности, значимости, интереса для личности.
Внимание человека характеризуется рядом качеств, свойств.
Объем внимания определяется максимальным количеством объектов,
которое человек может воспринимать в единицу времени в связи с какой-
нибудь задачей. Объем внимания, как и другие качества психики, можно
развивать специальными упражнениями, деятельностью.
Распределение — способность одновременно держать в поле внимания
несколько объектов, видов деятельности, воспринимать и осуществлять их в
равной степени эффективно. Высокая степень распределения внимания
позволяет человеку осуществлять большой объем разных действий в единицу
времени, создает резерв, запас времени.
Переключаемость — перевод внимания с одного объекта на другой, с
одних видов действий и деятельности на другие. Эти характеристики
внимания связаны с такими особенностями нервной системы, как
мобильность, возбудимость, торможение.
Концентрация — способность человека в деятельности
сосредоточиться на главном с одновременным отвлечением от
второстепенного.
Устойчивость — это умение длительное время задерживать внимание
на избранном объекте. Эта особенность внимания зависит от особенностей
нервной системы человека (чем слабее нервная система и чем более
возбуждена, тем устойчивость внимания ниже), от мотивации, внешних
обстоятельств.
Концентрация и устойчивость внимания зависят от осознания
ответственности за деятельность, чувства долга, понимания смысла
деятельности, интереса к ней, волевых качеств личности.
Колебание внимания — это качество, противоположное устойчивости.
Рассеянность — отрицательное качество внимания. Она выступает
следствием различных причин. Самые существенные из них: низкая
ответственность за порученное дело, отсутствие интереса, состояние
утомления и напряженности, болезнь. В борьбе с рассеянностью необходим
тщательный анализ ее причин.
4). Психологическая характеристика памяти.
Память характеризуется тремя основными процессами: запоминание
(ввод информации в память), сохранение (удержание) и воспроизведение.
Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения
определяет воспроизведение.
Запоминание — первичный процесс. От него во многом зависят
сохранение сведений в памяти и их использование. В процессе запоминания
участвуют многие нервные центры и связи. Чем больше их затронуто,
участвует в этом процессе, тем запоминание надежнее. Различают
преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное)
запоминание. Первое характеризуется сознательно поставленной целью
запомнить что-либо полно, точно, быстро. Второе совершается как бы само
собой. Произвольное запоминание наиболее продуктивно. На него в
основном и опираются при обучении и воспитании.
По особенностям образующихся в процессе запоминания связей
принято различать механическое и смысловое запоминание. При
механическом запоминании образуются преимущественно ассоциации по
смежности, т.е. то или иное событие запоминается потому, что идет тут же за
другим или находится рядом с ним. Внутренние, существенные связи
явлений, событий при этом не вскрываются. Поэтому для прочного
запоминания требуются многократные повторения.
Сохранение — непассивный процесс удержания информации. Особую
роль в сохранении информации, алгоритмов действий играет практическое
их применение, практика. Исследования показали, что все, что, влияя на
органы чувств человека, поступает в его мозг, запечатлевается там.
Воспроизведение — процесс извлечения из памяти сохраненного
материала. Говорят о непроизвольном воспроизведении, когда мысль или
образ всплывает в памяти без намерения личности. Произвольное
воспроизведение может протекать на уровне узнавания, когда
устанавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти.
Забывание — процесс, обратный запоминанию. Подобно запоминанию
забывание — избирательный процесс. Забывание оказывается тем более
глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность, чем
менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных
целей.
Качества памяти определяются через скорость запоминания
(количество повторений, необходимых для удержания материала в памяти) и
скорость забывания (время, в течение которого запомнившееся хранится в
памяти). Оба параметра (время и количество повторений) изменяются по
шкале «быстро—медленно» и получают четыре сочетания, описывающих
особенности памяти по быстроте запоминания и длительности сохранения.
Различают следующие типы памяти: словесно-логический и
образный. Образную память подразделяют на зрительную, слуховую,
двигательную. Уровень их развития у индивидов неодинаков, что позволяет
говорить о словесно-логическом или образном типе памяти и о зрительном,
слуховом, двигательном видах памяти, преобладающих у того или иного
человека. Знание сильных и слабых сторон своей памяти помогает человеку
правильно организовать процесс усвоения знаний.
Большинство людей имеют комбинированный тип памяти —
зрительно-слуховой.
По материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на
когнитивную и эмоциональную. Когнитивная память — это процесс
сохранения знаний. Эмоциональная память — это сохранение в сознании
переживаний и чувств. Эмоциональная память на пережитое — непременное
условие развития способности к сочувствию и состраданию. В зависимости
от установки на длительность сохранения (помнить в течение нескольких
минут или удерживать в сознании длительное время) выделяют
краткосрочную и долговременную память. Различие этих видов памяти
подтверждается различными следами, хранящими информацию.
Краткосрочную память связывают с биоэлектрическими контурами
колебаний в нервной системе, долгосрочную — с изменением структуры
белка рибонуклеиновых кислот. От краткосрочной памяти отличают
оперативную. Оперативная память непосредственно включена в
регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов.
Она предполагает восприятие объектов в момент свершения действий,
краткосрочное удержание в памяти образа и всей ситуации, а также их
изменений.
5. Мышление.
Мышление — опосредованное отражение действительности и всегда
осуществляется с помощью слова, речи, оно невозможно без языка.
Благодаря мышлению человек познает не только то, что может быть
непосредственно воспринято с помощью наших органов чувств, но и то, что
скрыто от прямого восприятия и может быть познано лишь в результате
анализа, сравнения, обобщения и т.д. Анализируя и сравнивая отдельные
наблюдения, опираясь на результаты прошлого опыта, человек в процессе
мышления находит общее в отдельных объектах. Абстрагирование общего
позволяет объединить эти объекты в различные системы знания, тем самым
для человека оказывается доступным обобщенное отражение окружающей
действительности.
Основными формами мышления являются: понятия, суждения и
умозаключения.
Понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и
отличительные (специфические) признаки предметов и явлений
действительности.
Суждение — это отражение связей между предметами и явлениями
действительности или между их свойствами и признаками.
Умозаключение — вывод о тех или иных предметах, явлениях,
процессах.
Различают два основных вида умозаключения: 1) индуктивные
(индукция) и 2) дедуктивные (дедукция).
Индукция есть умозаключение от частных случаев, примеров и т.д. (т.е.
от частных суждений) к общему положению (общему суждению).
Дедукция — это умозаключение, идущее от общего положения
(суждения) к частному случаю.
В психологии различают следующие виды мыслительных операций:
анализ, синтез, сравнение, абстракцию, обобщение, конкретизацию,
классификацию и систематизацию.
Суть операции анализа состоит в разложении целого на составные
части. Синтез прямо противоположен анализу. Способствует соединению
расчлененного в целое на основе вскрытых анализом существенных связей.
Операция сравнения заключается в сопоставлении вещей, явлений, их
свойств и выявлении общности или различий между ними.
Операция абстракции состоит в том, что человек мысленно
отвлекается от несущественных признаков изучаемого предмета, выделяя в
нем основное, главное.
Обобщение сводится к объединению многих предметов явлений по
какому-то общему признаку.
Конкретизация — это движение мысли от общего к частному, нередко
это выделение каких-то определенных сторон предмета или явления.
Классификация предполагает отнесение отдельного предмета, явления
к группе предметов или явлений.
Систематизация — это мысленное расположение множества объектов
в определенном порядке.
В зависимости от характера познавательной деятельности человека в
психологии различают мышление наглядно-действенное, наглядно- образное
и словесно-логическое.
Наглядно-действенное мышление проявляется непосредственно в
процессе деятельности человека.
Наглядно-образное мышление протекает на основе образов,
представлений, которые человек воспринимал и усвоил раньше.
Словесно-логическое, абстрактное мышление осуществляется на основе
понятий, категорий, которые имеют словесное оформление и образно не
представляются.
Мышление связано не только с познавательными психическими
процессам, но и с волей, чувствами, другими психическими феноменами.
Воля влияет на процесс мышления, стимулирует его активность, движение.
Ведь каждому известно, что для решения сложной задачи приходится
прилагать большие усилия воли.
6. Воображение.
Воображение — это психический процесс создания новых образов,
представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки
представлений человека. Воображение тесно связано со всеми другими
познавательными процессами и занимает особое место в познавательной
деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может
предвосхищать ход событий, предвидеть результаты и последствия своих
действий и поступков. Оно позволяет создавать программы поведения в
ситуациях, характеризующихся неопределенностью.
С физиологической точки зрения воображение — это процесс
образования новых систем временных связей в результате сложной
аналитико-синтетической деятельности мозга.
Воображение бывает активным и пассивным. В первом случае оно
выступает условием деятельности личности. В психологии различают два
вида активного воображения: воссоздающее и творческое.
Воссоздающее воображение складывается на основе природы,
городского пейзажа, словесного портрета человека, схемы, чертежа и т.д. В
этом смысле человек как бы наполняет исходный материал имеющимися у
него образами, на основе отдельна фактов, следов: дает достаточно полно
картину.
Творческое воображение — это процесс создания новых образов, т.е.
образов таких объектов, которых вообще нет в действительности.
Изобретательство, рационализаторство, выработка новых форм обучения и
воспитания основываются на творческом воображении.
Творческое воображение способствует развитию инициативности,
самостоятельности человека. Оно носит профессиональный характер.
Воображение может быть и пассивным, уводящим человека от
действительности, от решения практических задач. Человек как бы уходит в
мир фантазии и живет в этом мире, ничего не предпринимая (маниловщина)
и тем самым отдаляясь от реальной жизни
Ценность личности определяется тем, какие виды воображения в ней
преобладают: чем более активные и значимые, тем более зрелая личность.
Воображение бывает непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное воображение есть процесс, при котором новые образы
возникают в сознании человека без заранее поставленной цели, сами собой.
Произвольное воображение осуществляется преднамеренно, в связи с
заранее поставленной целью. Человек, воображая, ищет, отбирает,
комбинирует и преобразует мысленно свои представления, проявляет
сознательные усилия.
Таким образом, воображение — один из познавательных процессов,
характеризующий определенный уровень развития сознания личности, ее
творческого потенциала.
3. ПСИХИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
1). Эмоции и чувства человека.
В психологической литературе и обыденной жизни наряду с понятием
чувства нередко употребляются и другие — эмоции. Под эмоциями
понимают внешние формы проявления, выражения чувств.
В зависимости от того, что выступает предметом потребностей и
интересов человека, источником его переживаний, в психологии различают:
эмоции как исходные, первичные, простые (элементарные) переживания,
связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей
организма (в пище, отдыхе, самосохранении, защите от холода или жажды
и т. п.), а также как формы проявления более сложных эмоциональных
состояний — чувств;
чувства рассматривают как более сложные, преимущественно социально
обусловленные и присущие только человеку переживания: чувства любви,
ненависти, дружбы, коллективизма, ответственности, чувства вины,
одиночества, застенчивости и т.п.
Чувства — это специфически человеческие переживания,
возникающие на основе удовлетворения (неудовлетворения) потребностей
человека как личности (потребности в общении, познании, эстетические,
политические, профессиональные и др.).
По направленности чувства могут быть положительные (радость,
уверенность, оптимизм и т.п.) и отрицательные (угнетенность, страх,
неуверенность и т.п.).
По форме проявления различают:
настроения — небольшой силы кратковременные или относительно
длительно функционирующие эмоциональные состояния человека;
аффекты — большой силы кратковременные чувства, вспышки чувств
(гнев, ненависть, панический страх и т.п.). Они характеризуются
значительными изменениями в сознании, нарушением волевого контроля и
т.д.
страсти — сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания
человека. Страсть, направленная на общественно важные цели, обогащает
личность, ведет к выдающимся достижениям, подвигам. Безмерная любовь к
науке, технике, искусству — это тоже проявление страсти.
Высшие чувства
К морально-политическим чувствам относятся: любовь к своей
Родине, ненависть к врагам, коллективизм, положительное эмоциональное
отношение к труду, честь, достоинство, стыд, совесть и др. Эти чувства
наиболее тесно связаны с мировоззрением, с политическими и
нравственными убеждениями и взглядами, с представлениями о своей
Родине.
В жизни человека известное место занимают правовые чувства, в
которых выражается переживание личностью своего отношения к поступкам
и действиям, регулируемым различными нормами права. Высокоразвитые
правовые чувства выступают существенным мотивом, побуждающим
человека к активному исполнению правовых предписаний и удерживающим
его от правонарушений.
Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной
деятельности человека и обусловливаются этой деятельностью. В них
выражается отношение человека к мыслям, как истинным, так и ложным,
понятным или непонятным, вызывающим недоумение.
Эстетические чувства возникают у человека в связи с
удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей.
Выделяют также чувства: профессиональные, семейно-бытовые,
религиозные и др.
Успешность любой профессиональной деятельности во многом зависит
от воспитания у специалиста адекватных потребностям профессиональной
деятельности чувств и эмоциональных состояний: любви к профессии, своей
специальности, уверенности, коллективизма, любознательности, чести,
личного достоинства и др.
2). Характеристика волевых процессов.
Воля — это психические процессы человека, обеспечивающие его
поведение и деятельность при возникновении трудностей на пути к
достижению осознанно поставленных целей.
Основными признаками волевых (произвольных) действий являются:
• целеполагание (в отличие от непроизвольных, импульсивных
действий);
• преодоление внутренних (борьба мотивов) и внешних трудностей.
В психической деятельности воля выполняет две взаимосвязанные
функции: активизирующую и тормозящую. Воля — это способность
контролировать свою деятельность и активно направлять ее на достижение
своих целей. Она представляет особую форму не только умения чего-либо
добиться, но и умения отказаться от чего-либо, когда это нужно. Воля
обеспечивает переход от познания и переживаний человека к практической
деятельности, к изменению действительности в связи с потребностями,
намерениями, интересами человека. С помощью воли человек организует
деятельность и управляет своим поведением.
В ряде случаев волевая деятельность связана с принятием решений,
определяющих жизненный путь человека, выявляющих его общественное
лицо, раскрывающих его моральный облик. Поэтому в осуществление таких
волевых действий вовлечен весь человек как сознательно действующая
личность.
Волевое действие включает в себя несколько этапов.
Подготовительный этап. Волевой акт начинается с возникновения
побуждения и постановки цели. Кроме этого волевое действие предваряется
еще и обсуждением цели действия и борьбой мотивов, принятием решения,
планированием действий, средств и способов их осуществления.
В результате борьбы мотивов человек принимает решение, что
проявляется в ограничении одних побуждений от других и в окончательном
оформлении цели деятельности, иногда совсем не совпадающей с
первоначальной. Процесс принятия решения выступает как особая стадия
волевого действия, требующая не только максимальной осознанности, но и
решительности, ответственности личности. С принятием решения наступает
разрядка. Она заключается в спаде напряжения, сопровождавшего борьбу
мотивов.
Основной этап — самый важный в волевом акте. Это исполнение
принятого решения. В волевом действии оно сопряжено с преодолением
самых значительных объективных (внешних) и субъективных (внутренних)
трудностей.
К внешним трудностям относятся препятствия, которые не зависят от
действующего человека: затруднения в работе, сопротивление других людей,
разного рода помехи и т.д. К внутренним относятся трудности личного
порядка, зависящие от физического и психического состояния человека
(например, отсутствие знаний, опыта, столкновение укоренившихся старых и
нарождающихся новых привычек, борьба сложившихся в прошлом
отрицательных представлений, желаний, стремлений и чувств: совести,
стыда, долга). Этот этап характеризуется напряжением сил, направленных на
преодоление противоположно направленных мотивов и мобилизацию сил. В
большинстве случаев внешние и внутренние трудности проявляются в
единстве.
Заключительный этап. Его содержанием является анализ и оценка
волевого действия и его результатов. На этом этапе происходит спад общего
напряжения, появляется чувство удовлетворения или неудовлетворения в
зависимости от результатов действия и их оценки.
Воля — это прижизненно сформированная характеристика психики
человека. Воля имеет условно-рефлекторную природу и выступает
результатом суммарной деятельности всей коры головного мозга.
Воля человека проявляется в разнообразных личностных качествах,
волевых чертах.
Целеустремленность — способность личности подчинить свою
деятельность и поведение общественно значимым целям.
Решительность — это волевое качество человека, благодаря которому
он способен своевременно принимать обоснованные решения и без
излишних колебаний выполнять их.
Энергичность и настойчивость — черты, в которых проявляется
степень волевой активности человека. Как правило, люди энергичные
бывают и настойчивыми. Настойчивые люди способны к длительному и
неослабному напряжению энергии.
Выдержка и самообладание — способность человека сдерживать
психическую и физическую активность, мешающую достижению.
Исполнительность — волевое качество, заключающееся в активности,
старательном, систематическом и своевременном выполнении распоряжений
и решений начальников. Исполнительность тесно связана с
инициативностью.
Инициативность — способность человека включать творчество в
выполнение своих обязанностей. Инициативность противоположна
инертности, равнодушию и безразличному отношению к делу.
Смелость и храбрость выражаются в готовности человека бороться и
преодолевать опасности. Храбрость проявляется только в борьбе с врагами, в
бою. Храбрый человек может поддаваться порыву, допустить безрассудство.
Смелость — это способность человека целенаправленно действовать в
условиях риска, опасности и проявляется в различных обстоятельствах не
только военного времени.
Самостоятельность личности проявляется в действиях, совершаемых
в силу твердого убеждения в правильности своего поведения.
Самостоятельность предполагает уверенность в своих силах, критичность
ума, настойчивость в достижении цели, способность взять на себя
ответственность за совершаемые действия.
Дисциплинированность — это сплав личностных черт,
обеспечивающих точное и неуклонное подчинение своих действий и
поступков правилам и требованиям законов, нравственных норм.
В воспитании воли большую роль играют два обстоятельства:
1) формирование мотивов волевого поведения;
2) накопление опыта волевых действий, поведения.
Воспитание воли — это длительный, целенаправленный процесс,
опирающийся на систему внешних воздействий и самовоспитание личности.
4. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.
1). Психологический анализ понятий индивид, личность, субъект
индивидуальность.
Проблема личности — одна из центральных в психологии. Психологию
личность интересует с точки зрения ее внутреннего строения, архитектоники,
закономерностей возникновения, формирования, развития, особенностей
социально-психологических проявлений, роли в этом природных,
биологических (наследственных), социальных и других обстоятельств. Одна
из центральных проблем в психологии личности — выявление
психологических механизмов ее функционирования, проявлений, регуляции
жизнедеятельности человека.
Понимание личности тесно связано с осмыслением таких категорий,
как человек, индивид, индивидуальность, субъект, субъектность.
Человек — понятие видовое и включает в себя две взаимосвязанные
системы: биологическую и психическую, духовную.
Индивид — это отдельный, конкретно взятый человек.
Индивидуальность обычно рассматривается как совокупность
физиологических и психических особенностей конкретного человека,
характеризующих его своеобразие.
Субъект — это человек в совокупности таких психических
характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и
соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в
целом.
Субъектность — это способность человека к тому или иному
целеполаганию и соответствующей поставленным целям активности. Эти
цели могут быть ситуативными, в интересах решения задач текущих дел и
более отдаленного характера: на тот или иной отрезок жизни либо на всю
жизнь.
Под личностью в отечественной психологии понимают сложное,
системное, многоуровневое, иерархически организованное, разноплановое,
полисодержательное, прижизненно сложившееся, сформировавшееся
психическое образование человека, в котором он выступает не только как
объект и продукт, результат педагогических и других воздействий, но и как
сознательный субъект познания и активного преобразования
действительности.
Личность — это конкретный человек в совокупности тех духовных,
психических особенностей, качеств, которые характеризуют его как объекта
(продукт, результат) общественного (и другого) развития и как субъекта
преобразования действительности на основе ее познания и отношения к ней.
Личность — это конкретный человек как носитель сознания (К. К. Платонов)
и самосознания.
Сознание личности имеет общественно-исторический характер.
Самосознание — это высший уровень развития сознания человека, основа
формирования его умственной активности и самостоятельности личности в
ее суждениях, оценках, отношениях, действиях и поступках. По мере того
как у человека формируются и развиваются сознание, осознание и понимание
смысла окружающей его действительности, себя в реальном мире, смысла
своего существования, складывается и развивается личность.
Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе
взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и
духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого
взаимодействия человек и формируется, и раскрывается, и проявляет себя
как личность.
2). Движущие силы развития личности.
Ведущую роль в формировании личности играют социальные
обстоятельства, к числу которых относятся прежде всего следующие:
макросоциосреда — общественный строй, государственное устройство,
особенности идеологического и другого воздействия на них средств
массовой информации, пропаганды, агитации, социально-политическая,
этническая, религиозная обстановка в обществе, место, вес, роль страны в
системах международных связей и отношений и т. д.;
микросоциосреда — это среда непосредственного контактного
взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс,
студенческая группа, производственный, трудовой коллектив, другие
ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с социальной
средой;
воспитание — специально организованный процесс формирования и
развития человека, прежде всего его духовной сферы;
деятельность — игра, учебная, производственно-трудовая, научная.
социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей,
и прежде всего общение с другими людьми.
На психическое (и биологическое также) развитие человека оказывают
влияние и искусственная среда его обитания, современная техника,
технологии ее производства и эксплуатации, использования, побочные
продукты современных производств, та информационно-техническая среда,
которая создается современными радио-, теле- и другими техническими
устройствами.
Наряду с социальными обстоятельствами исключительно большую
роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных
функций играют биологический фактор, физиологические особенности
человека, и в первую очередь особенности общих и специфических типов
ВНД, своеобразие морфологии мозга, развития его отдельных
функциональных структур, наличие тех или иных нарушений, аномалий в
работе мозга, его отделов.
На психическом развитии человека сказывается и своеобразие
функционирования его отдельных физиологических систем, состояние
организма в целом. Связи между психическим развитием человека и
состоянием его организма неоднозначны.
Психическое развитие человека зависит также и от природных
факторов: климатических, географических, геофизических, космических и
других условий жизни и деятельности человека.
Одним из наименее изученных и все более привлекающих внимание
исследователей факторов формирования и развития личности выступает
ноосфера как особое состояние информационно-энергетической среды
Земли.
Особую роль в формировании и развитии личности, ее отдельных сфер
и функциональных структур играет она сама как одно из важнейших условий
проявления всех внешних и внутренних воздействий на человека. При этом
чем более развита личность, ее основные регулятивные структуры (системы
ценностей, потребности, интересы, цели, уровень и характер самооценки,
умения, навыки, установки и т.д.), тем более заметную роль она играет в
коррекции особенностей влияния на нее факторов формирования и развития.
Таким образом, определяющую роль в формировании личностных
структур у человека играют социальная среда, культурологические факторы,
совокупность их воздействий.
3). Психологическая структура личности.
Психологическая структура личности представляет собой целостное
системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств,
позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека,
сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.
В личности также выделяют следующие стороны, сферы:
интеллектуально-познавательную, эмоциональную, волевую, потребностно-
мотивацирнную, психомоторную. Центральное место в психологической
структуре личности занимают потребностно-мотивационная сфера и
направленность.
В психологии существуют и другие подходы к рассмотрению
структуры личности как у отечественных психолотов (К, К. Платонов, А. Г.
Ковалев и др.), так и у представителей зарубежных психологических школ
(З.Фрейд, Э.Фромм, Э.Берн, А.Маслоу, К. Роджерс и др.), Эти подходы
достаточно хорошо представлены в соответствующей психологической
литературе.
Заслуживает внимания разработанная К.К. Платоновым структура
личности, включающая в себя четыре подструктуры, а также систему общих
и специальных способностей личности. К. К. Платонов выделил следующие
основные подструктуры личности:
• направленности личности;
• опыта (профессионального, художественного, поведенческого и т. д.);
• индивидуальных особенностей психических процессов
(познавательных, эмоциональных, волевых);
• биологически обусловленную (темперамент и патологические
изменения личности).
4) Темперамент.
Сангвиник — это живой, подвижный и очень продуктивный, когда у
него есть интересное дело, человек. Он адаптивен в быстро меняющихся
обстоятельствах, работоспособен, уравновешен, сообразителен, устойчив к
стрессу, стремится к смене впечатлений. Неудачи и неприятности
переживает сравнительно легко. Настроения сангвиника изменчивы, но с
преобладанием чувства душевного равновесия, благополучия.
Холерик — чаще порывист, нетерпелив, быстр, психический темп
переживаний быстрый. Отличается высокой реактивностью и активностью с
преобладанием реактивности. Чаще неуравновешен, склонен к резкой смене
настроений, эмоциональным вспышкам, а при недостаточной воспитанности
— к вспыльчивости и резкости суждений, импульсивности действий. При
высокой заинтересованности в деле способен к большой работоспособности
и энергичности в действиях.
Флегматик — склонен к сдержанности и невозмутимости,
спокойствию и уравновешенности, медлительности и неповоротливости.
Внешне свои чувства, душевные состояния выражает лишь в
исключительных случаях. Операции мыслительных действий замедленны,
переключаемость психических функций невысокая, адаптивность низкая,
включаемость в деятельность более длительная, чем у людей с другими
темпераментами.
Меланхолик — это человек с пониженной активностью, с
неустойчивым вниманием, легкораним, мнителен, болезненно реагирует на
малейшие обиды, неуместные шутки, подначки, замкнут, склонен к глубоким
переживаниям, болезненно чувствителен. По мнению К. К. Платонова,
меланхоликам противопоказана деятельность летчика. И. П. Павлов считал,
что это едва ли не самый несчастный среди других людей.
Следует учесть, что с точки зрения социальной полезности «плохих»
людей по темпераменту не существует. Ведь темперамент не несет в себе
социального содержания, это всегда конкретное динамическое проявление
личности.
Темперамент является предпосылкой и основой личностных
образований более высокого порядка, например характера, развития
способностей и др.
5) Характер.
Характер — система относительно устойчивых психических черт,
качеств личности, ее психический склад, который определяет линию
поведения человека и выражается в его отношениях к окружающему миру,
деятельности, другим людям и самому себе.
В каждой черте характера выражаются отношения человека к
конкретным обстоятельствам его жизни и деятельности, а индивидуальное
своеобразие совокупности черт характера личности определяет
индивидуально-типические способы ее реагирования (отношений и
переживаний) на соответствующие ситуации, индивидуальное своеобразие
способов и качеств действии и поведения личности в этих обстоятельствах.
Характер человека — это то, что определяет его типичные формы
поведения и деятельности, его значимые поступки, а не случайные
ситуативные реакции на те или иные обстоятельства. Характер — это
своеобразный духовный строй жизни личности, одно из центральных
психических свойств.
Основу характера составляют ведущие и устойчивые направленности
личности, ее установки, потребности, побуждения, цели и интересы, системы
ценностно-смысловых образований, взгляды и убеждения, в целом ее
потребностно-мотивационная сфера. Физиологическую основу характера
составляют динамические стереотипы, формирование которых у человека и
есть с позиций физиологии высшей нервной деятельности формирование
устойчивых базовых основ характера.
В характере выделяются также и инструментальные, исполнительские
черты, придающие поведению и деятельности человека определенный стиль,
манеру действий и поступков: умения, навыки, привычки, установки.
Особенности характера личности различают в зависимости от
следующих устойчивых ее отношений:
а) к миру, окружающей действительности: характеры могут быть
идейные и безыдейные. Человек с идейным характером имеет сложившуюся
и устойчивую систему взглядов на окружающую его материальную и
духовную, социальную и природную среду жизнедеятельности.
б) к труду, деятельности: у людей складываются деятельный или
бездеятельный характер. При этом важно учитывать, что деятельные
характеры могут быть целеустремленно и нецелеустремленно деятельными.
в) к другом людям: характеры бывают общительные и замкнутые.
Замкнутость как черта характера в современных условиях коммуникативных
связей — явление не совсем типичное. Что же касается общительности, то
она может быть избирательной или беспринципной.
г) к себе: различают альтруистические и эгоистические характеры
людей. Есть люди с достаточно выраженным эгоизмом, себялюбием,
высоким самомнением и есть люди с достаточно выраженной
альтруистической, гуманистической ориентацией. Есть люди с выраженным
чувством гордости, собственного достоинства, уверенности в себе, а есть,
наоборот, люди с приниженным чувством своего «Я», неуверенные в своих
силах и испытывающие большие сомнения при принятии решений и их
исполнении. У одних может преобладать индивидуалистическая ориентация
в жизни, а у других, наоборот, — коллективистская;
д) к вещам, предметам, средствам деятельности: различают такие
черты характера, как аккуратность—неряшливость, бережливость,
мотовство и т. п.
Характеры различают также по силе (сильный и слабый) и
устойчивости (устойчивый и неустойчивый). Степень выраженности силы и
устойчивости (неустойчивости) характера у каждого человека своеобразна. В
целом же целесообразно отметить, что сила характера проявляется в
цельности и единстве составляющих его компонентов. Поступки и действия
человека с сильным характером соответствуют его взглядам, позициям.
Поведение такого человека можно более или менее точно предвидеть, в том
числе и в нестандартных, экстремальных, стрессовых обстоятельствах.
Человек с сильным характером может иметь и отрицательную
направленность в своих действиях и поступках.
Устойчивость характера позволяет человеку проявлять целостность
своей личности и соответствующим образом вести себя в условиях
длительных перенапряжений и отрицательных воздействий социальной и
природной среды.
Характеры различают и по чертам, качествам личности. Выделяют
общие черты характера, в которых выражаются отношения человека к
основным сферам его жизни и деятельности: профессиональные,
нравственные, эстетические, политические и др. Например, коллективизм,
дружелюбие, патриотизм, трудолюбие, лень, отзывчивость, эгоизм,
замкнутость и т.д. В них выражается и своеобразие направленности
личности. Конкретное сочетание общих черт характера у того или иного
человека дает основание говорить о соответствующих типах характеров,
типах личности.
Специфические черты характера обусловлены своеобразием развития
основных сфер личности: интеллектуальной, эмоциональной и волевой.
Соответственно и говорят об интеллектуальных, эмоциональных и волевых
чертах характера. Например, к интеллектуальным чертам характера
относятся любознательность, заинтересованность, аналитичность ума или,
наоборот, тугодумие, инерционность мышления и др.; к эмоциональным
чертам — впечатлительность, горячность, экспансивность, инертность,
мнительность и др.; к волевым чертам — настойчивость, решительность,
самообладание, самостоятельность, целеустремленность и др.
Направленность личности:
Экстраверсия — преимущественная направленность личности на мир
внешних обстоятельств, на других людей, их позиции, интересы и т.п.
Интроверсия — направленность на себя самого, явления субъективного
мира, свои внутренние проблемы, интересы, переживания и т. п. А есть
люди, у которых экстра- и интра-вертированность выражены в одинаковой
либо с незначительной разницей степени (нормовертированный,
амбовертированный тип).
Экстравертам свойственны общительность, высокая социальная и
социально-психологическая адаптивность, инициативность, гибкость
поведения, импульсивность, зависимость от групповых норм, правил,
конформность, повышенная внушаемость, открытость. Они испытывают
дискомфорт при одиночестве, любят бывать на виду, в компании, нуждаются
в повышенном внимании окружающих, в позитивной оценке своих действий,
поступков.
Интроверты склонны к замкнутости, необщительности, социальной
пассивности, самоанализу, им трудно адаптироваться в социальной среде,
они в большей степени ориентированы на себя, свои возможности, чем на
обстоятельства и помощь других людей, проявляют большую
самостоятельность в мыслях, суждениях, действиях и поступках.
Позже в отечественной психологии для обозначения локуса
субъективного контроля стали использоваться и другие понятия.
Интрапунитивный тип личности — для людей с внутренним типом ЛК, а
люди с внешним ЛК были разделены на два типа: экстрапунитивный тип —
те, кто связывают результаты своих действий, поступков с поведением и
деятельностью других людей; импуштивный тип — считают, что
определяющую роль в результатах их действий играют внешние
объективные условия, обстоятельства, случай.
Одной из общих основ характера выступает темперамент, который
определяет своеобразие динамических проявлений свойств характера. К
числу таких характерологических особенностей личности относят:
впечатлительность — степень воздействия на личность различных
обстоятельств, время их сохранения в памяти и сила реакции на них;
эмоциональность — скорость и глубина эмоциональной реакции
человека на те или иные события, степень придания им особой значимости;
импульсивность — степень несдержанности реакций человека на
внешние воздействия, спонтанность их проявления;
тревожность — частота возникновения беспокойства в связи с
эмоциональными переживаниями: боязнь, страх, опасения и др.
Очевидно, что степень выраженности этих особенностей неодинакова у
представителей того или иного темперамента. Так, например, высокая
впечатлительность, тревожность в большей мере проявляются у
меланхоликов, а эмоциональность — у холериков. У последних чаще, чем,
например, у флегматиков и сангвиников, чертой характера становится
импульсивность. У сангвиников и флегматиков нередко в достаточно
выраженной и устойчивой форме проявляются впечатлительность,
эмоциональность, тревожность.
6. Акцентуации характера.
Акцентуация характера — это чрезмерное усиление отдельных его
черт, проявляющееся в избирательном отношении личности к определенного
рода воздействиям при достаточной устойчивости к другим. Различные
комбинации таких черт у человека создают тот или иной тип акцентуации
характера. Знание этих типов, умение выявить их среди окружающих, коллег
по работе может помочь специалисту в решении задач профессионального и
личного плана. Например, «слабыми местами» для так называемого
гипертимного типа являются изоляция от людей, вынужденное безделье,
однообразие, строгий режим. Все это для него может оказаться мощными
психотравмирующими факторами. Для шизоидного типа акцентуации
сильное психогенное воздействие оказывает необходимость быстро
установить глубокие, неформальные, эмоциональные контакты с
окружающими. Истероидный тип болезненно воспринимает удары по его
эгоцентрической позиции, невозможность быть в центре внимания, вызывать
всеобщий интерес к себе.
В зависимости от степени развитости акцентуации характера могут
быть скрытые и явные. Акцентуации характера обладают относительной
устойчивостью и могут переходить друг в друга под воздействием различных
обстоятельств, внешних факторов: семья, социальное окружение,
профессиональная деятельность, учеба, спорт, состояние физического
здоровья и т.п.
Акцентуации характера часто бывают у подростков и юношей
(50—80%). Такие.акцентуации при взрослении часто теряют свою остроту,
но с возрастом могут опять проявиться.
Характер существенно влияет на жизнь и деятельность человека,
определяя линию его поведения. Влияния характера на жизнедеятельность
человека становятся особенно резко выраженными, когда проявляются те
или иные акцентуации характера.
В психологии не только описаны акцентуации характера, но и
разработаны методики их выявления, диагностики.
Раскрывая и понимая своеобразие своего характера, его как
положительные, так и отрицательные черты, человек может
соответствующим образом программировать саморазвитие и
профессиональное становление своей личности при обучении в вузе,
осуществлении своей профессиональной деятельности. Познания в этой
области могут помочь специалисту лучше ориентироваться в окружающей
среде, успешнее осуществлять контактное взаимодействие с ней.
ПЛАН:
1) Понятие философии, предмет, структура.
2) Специфика философской проблематики.
3) Типы мировоззрения.
4) Функции философии.
5) Общественное сознание
1)
Изучение философии призвано помочь преобразовать стихийно
сложившиеся взгляда у человека в более продуманную систему. Разумеется,
можно прожить без философии, но если стремиться выйти за узкие рамки
обыденных представлений, то без философии не обойтись. В ней воплощен
опыт человеческого сознания мира, искания истины, творческих удач.
Философия-это свободное мышление.
Философия («любовь к мудрости» от греч. phileo – любовь и sophia –
мудрость) – особый вид теоретической деятельности (что такое мудрость и
как с ней подружиться).
Сущность философии: философия – это учение о наиболее общих
принципах объяснения мира и человеческой деятельности.
Развитие теоретического мышления и становление философии
представляют длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже
на ранних ступенях человеческого общества. Древнейшие философские
системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о происхождении, сути мира и
места человека в нем, имели длительную предысторию, появились же они на
сравнительной стадии классовых отношений, появились же они на
сравнительно развитой стадии классовых отношений.
Уже в условиях родовой общины, всецело зависимой от природы,
человек стал воздействовать на природный процесс, приобретая опыт и
знания, оказывающие влияние на его жизнь. Окружающий мир постепенно
становится предметом деятельности человека. Свое отношение к миру он не
осознавал и, естественно, не мог выразить в теоретических формах.
Выделение человека из окружающего мира сопровождалось различными
магическими обрядами, символизировавшими его стремление к соединению
с природой. Развитие практической деятельности человека предполагает
совершенствование его способности предвидения, основанную на
наблюдении определенной последовательности событий и, таким образом,
постижении некоторых закономерностей природных явлений. Этот процесс
зависел от многих внешних обстоятельств и внутренних условий,
характерных для определенных областей и общностей.
К важнейшим моментам, влияющим на ход этого процесса, относится
необходимость объяснять и воспроизводить результаты познания. Развитие
языка, и, прежде всего, появление абстрактных понятий, является важным
свидетельством формирования теоретического мышления и складывания
предпосылок для возникновения общих умозаключений, а тем самым и для
философии.
Сложность в том, что философия одновременно является наукой и
мировоззрением.
Философия - это общая наука. Ее отличие от частных в том, что
непосредственно с предметом она не работает. Она лишь описывает предмет,
объясняет закономерность и дает прогнозы на будущее.
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ.
Философия возникла в развитом классовом обществе. Философские
системы Востока и Запада чрезвычайно отличны разным предметом
философии.
Объект философии – объективная действительность вокруг нас,
которая является объектом изучения (природа, общество (человек) и
мышление).
Предмет философии - тот угол зрения, под которым рассматривается
объект исследования (онтология, гносеология, этика, антропология – все это
разные точки зрения на объект философии).
СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ
ОБЪЕКТ
ФИЛОСОФИИ
ПРЕДМЕТ
ФИЛОСОФИИ
ПРИРОДА ОНТОЛОГИЯ - наука о бытие, (теория
возникновения сущего)
ОБЩЕСТВО
(ЧЕЛОВЕК)
ФИЛОСОФ. АНТРОПОЛОГИЯ – учение о
человеке, его сущности и существования
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ – учение об
обществе, о наиболее общих законах
функционирования и развития общества
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ – учение о
направленности исторического процесса
АКСИОЛОГИЯ – учение о ценностях
ЭТИКА – учение о морали
ЭСТЕТИКА – учение о прекрасном и
художественной деятельности человека
МЫШЛЕНИЕ ГНОСЕОЛОГИЯ – теория познания
ЛОГИКА – наука о правильном мышлении
Основные проблемы, которые поднимают эти разделы:
Онтология: 1. Как произошел мир
2. В чем закономерности мира
Социальная фил.: 1. Духовная жизнь общества
2. Проблемы политики, религии, экономики
3. Проблема техники
Гносеология: 1. Познаваем ли мир
2. Методы научного познания
3. Критерии истины
2)
Основной вопрос философии имеет 2 стороны: онтологическую и
гносеологическую. По сути, он решает, что такое мир?
Первая сторона вопроса есть вопрос о первичности отношения сознания
(духа, мышления) к материи (природе, бытию). Что первично, а что
вторично: Материя или Сознание. Исходя из решения этой стороны в
истории философской мысли сформировались три направления:
Материализм, Идеализм и Дуализм.
1) Материализм – направление философии, исходящее из
признания первичности материи по отношению к сознанию. Мир существует
сам по себе по объективным законам, потом появляется человек, наделенный
уже сознанием, благодаря которому он познает мир. Следовательно, материя
первична. А сознание – результат развития материи.
Выделяют три формы материализма:
стихийный (наивный) материализм древней Греции (Представители:
Гераклит, Демокрит и др.); не было естественнонаучных доказательств.
метафизический материализм Нового времени
(Метафизика – метод познания, который требует рассматривать все явления
окружающей нас действительности как неизменные и изолированные друг от
друга. Метафизика «вырывает» объект из окружающего мира и
рассматривает его вне связи с окружающим миром. В целом, как метод
метафизика неприемлема, так как отсутствует представление о развитии
мира, о взаимосвязи явлений. Мир-это часы, возникает механическая картина
мира. Метафизика считает, что источник движения – только извне
приложенная сила, если нет внешнего воздействия, то нет и самого
движения. Метафизика сводит все развитие к изменению только
количественных характеристик. Представители: Бэкон, Спиноза, Декарт и
др.);
диалектический материализм XIX в.
(Диалектика – метод познания, который требует рассматривать все явления
окружающей нас действительности с точки зрения их взаимосвязи,
противоречивости и развития. Диалектика считает, что источник движения
(любого изменения объекта в пространстве или состояния) –
противоречивость самого объекта. Диалектика рассматривает развитие как
совокупность количественных и качественных изменений. Представители:
Маркс, Энгельс, Ленин).
2) Идеализм– направление философии, которое считает первичным
сознание, идеальное, а материя – результат деятельности сознания.
Идеализм делиться на две линии: объективный и субъективный идеализм.
объективный идеализм субъективный идеализм
исходит из признания первичности
сознания, взятого в форме объекта
как сверхъестественного начала.
(Сознание вне мира руководит его
развитием. Оно объективно для всех).
исходит из признания первичности
сознания, взятого в форме субъекта
как индивидуального человеческого
сознания.
3) Дуализм – направление философии, которое считает, что
материальное и идеальное параллельно существуют в мире изначально,
равноправные и независимые два начала в основании мира.
Вторая сторона философского вопроса есть вопрос о познаваемости
мира.
Это вопрос, который звучит так:
Можно ли познать мир?
Может ли сознание правильно отобразить материю?
На этот вопрос в истории философии сформулированы следующие
ответы:
1) точка зрения, что мир познаваем. Такие философы называются
гностиками (от науки гносеология). Гностицизм – философское учение,
признающее возможность познания мира. Такую точку зрения разделяют
материалисты.
2) точка зрения, что мир принципиально не познаваем, это агностики.
Агностицизм – философское учение, полностью или частично отрицающее
возможность познания мира. Такую точку зрения разделяют идеалисты.
(Объективный идеализм говорит, что мир познаваем частично, до тех
пределов, до которых разрешает Сознание(или Бог), а субъективный
идеализм спрашивает: как можно познать мир, если он у каждого в голове?).
3) точка зрения – скептицизм – знание у нас есть, но мы не знаем, являются
ли эти знания истиной.
3)
Основной вопрос философии, отношение человека к миру, смысл его
бытия - это основа мировоззрения. Любой человек рождается в определенной
культуре и впитывает мировоззрение этой культуры.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – общее понимание человеком мира и своего места в
нем, а также понимание смысла своей жизни и деятельности (система
взглядов, представлений, убеждений, концепция человека о самом себе и
своем отношении к миру).
Мировоззрение есть у всех людей на разном уровне. Мировоззрение
связано с ценностно-жизненными позициями. Оно не только совокупный
результат, но и условия для практической деятельности человека, изменения
им внешнего мира. Без мировоззрения человек не может стать личностью,
т.е. социальным существом. Мировоззрение не может развиться вне
духовной и практической деятельности. Что касается субъекта, то им
является каждый мыслящий индивид (как и группа в целом). Никто навязать
свое мировоззрение человеку не может, он сам его формирует.
Мировоззрение – интегративное образование, оно включает в себя
связанные межу собой звенья.
СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ
1. Исходное звено мировоззрения – это знания. Они могут быть
обыденными и научными. Однако в мировоззрения входят только те
знания. которые человек считает нужными для себя.
2. Наличие убеждений является показателем социальной зрелости
личности. Они обозначают твердую уверенность человека в
истинности своего представления.
3. Вера – это духовное состояние человека, психологическая установка.
Чем меньше у человека веры во что – либо, тем труднее он переживает
опасности мира.
4. Мировоззрение человека невозможно представить без надежды
(единство знания и веры) и любви (это аккумулятор человека,
милосердие, долготерпение)
5. Идеал – это образ желаемого будущего как программа действий
(мечты)
6. Принципы – выражаемые идеи, правила поведения человека,
(моральный кодекс).
7. Духовные ценности идеи, с помощью которых люди определяют
предметы мира, как положительные или отрицательные. Они
регулируют динамику соотношения деятельности человека.
В различных формах мировоззрения представлен интеллектуальный и
эмоциональный опыт людей, который формирует познавательный,
интеллектуальный и эмоциональный образ мира. Познавательный формирует
мировосприятие, интеллектуальный – миропонимание, а эмоциональный на
уровне настроения составляет мироощущение.
Возникает формула мировоззрения:
МИРОВОЗЗРЕНИЕ = мироощущение (эмоционально-психологическая
сторона мировоззрения) +миропонимание (это рациональное обоснование)
+мировосприятие (это отношение человека)
Выявить специфику философского знания можно путем сравнения
философии с другими формами общественного сознания, прежде всего с
мифологией, религией, наукой, ибо в каждой эпохе может быть
господствующий тип мировоззрения (например, в средневековье – это
религиозное мировоззрение).
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:
Мировоззрение в истории общества существует в трёх формах:
1) Самое раннее, мировоззрение первобытного общества –
мифологическое мировоззрение. Мифологическое мировоззрение – это
совокупность представлений о мире и человека в форме традиций, эпоса.
Миф выступал как единая синкретичная форма сознания. Мифы – рассказ о
тех взглядах, которые существовали ранее, не являются мифологическим
мировоззрением.
Смысл мифологического мировоззрения:
а) Существует единственный реальный мир;
б) Этот единственный мир – живой, одухотворенный (вместе с
природой).
Основа – эмоциональное отношение человека к миру. Преобладающая
эмоция – страх (например, если дерево падает и задевает человека, значит,
дерево плохо к нему относилось и т.п.).
2) Религиозное мировоззрение складывается в раннеклассовом
обществе. Содержание такого мировоззрения – удвоение мира. Религиозное
мировоззрение пытается объяснить мир опираясь на веру в
сверхъестественные силы, в надмировой разум, склонна к идеализации.
Основа - вера в существование загробного мира (не обязательно в бога).
Форма выражения – образы (в буддизме: нирвана – слепое белое пятно в
яркой радужной оболочке, объект стремления каждого буддиста).
Это мировоззрение называют еще догматическим или мистическим.
Внешним проявлением его – это культ. Религиозные представление
невозможно вывести из чувств, переживаний одного человека, это форма
идеологии. Отличие от философии в том, что на первый план философия
выносит интеллектуальный аспект, для нее характерно свободомыслие.
3) Философское мировоззрение - возникло на стыке предыдущих
типов, для того, чтобы обобщить весь опыт познания мира в целом,
сформировать целостную картину мира. Возникает в развитом классовом
обществе.
Философия – способ познания мира, который стремится к познанию
предельных оснований всего существующего (что такое человек? Чем он
отличается от всего мира? Что такое материя? Каковы предельные основания
этого понятия?).
Основа – логика.
Форма выражения – понятия. Основные понятия – категории.
Философское знание – элитарное (нет сиюминутной
практической значимости).
Философия - теоретическая основа мировоззрения. Философия как
мировоззрение – теоретическое решение мировоззренческих вопросов.
4)
ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ:
методологическая (обусловлена тем, что вырабатывается самый общий
тип методологического знания, которым можно руководить во всех
сферах человеческой деятельности)
мировоззренческая (философия выступает как средство выражения,
систематизации и обоснования мировоззрения, как теория решения
мировоззренческих вопросов)
конструктивная (способность прогнозирования)
идеологическая (выработка идеологии как системы взглядов той или
иной социальной группы)
функция отражения культуры (философия является стержнем
духовной жизни общества)
интеллектуальная (способность к теоретическому мышлению) и др.
5)ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Стержнем духовной сферы является общественное сознание (или как его
иначе называют - сознание общества).
Общественное сознание – субъективно-реальный процесс жизни
общества, сфера духовно-преобразующей деятельности людей, которая в
определенной степени зависит от их воли и желания.
Общественное и индивидуальное (обыденное) сознание связаны друг
с другом, но не тождественны. Индивидуальное сознание складывается на
основе личного опыта, условий жизни человека, в результате общения с
другими людьми, образования, воспитания. Индивидуальное сознание
рождается и умирает вместе с рождением и смертью данного человека. Хотя
общество - это совокупность индивидов, сознание общества не сводится к
простой сумме индивидуальных сознаний. Обыденное сознание –
совокупность социальных стереотипов, то есть стандартизированных
представлений о каких-либо общественных явлений, предопределяющих
восприятие и оценку этих явлений.
Общественное сознание изменяется в связи с изменением социальной
практики, изменением других сфер общественной жизни. На формирование
общественного сознания влияет ряд факторов:
географическая среда, в которой живет социальная общность;
уровень материальной жизни и характер потребления;
формы общественной жизни;
историческое прошлое и т.д.
На определенном этапе развития общественного сознания оно
соответствует характеру общественного строя, общественной жизни.
Объективным основанием является соответствие производительных сил и
производственных отношений. Общественное сознание каждой эпохи
опирается на обычаи, традиции, взгляды и теории предшествующих эпох.
Общественное сознание формируется как отражение социальной
действительности, но оно и обратно влияет на всю общественную жизнь,
стимулируя возникновение и совершенствование различных видов
деятельности.
Закономерности развития общественного сознания раскрывают связь
общественного сознания и общественного бытия:
1) Общественное сознание всегда является отражением общественного
бытия.
2) Общественное сознание обладает самостоятельностью по отношению к
общественному бытию.
3) Общественное сознание обладает обратным воздействием на
общественное бытие. Механизм воздействия: идеи становятся
материальной силой, овладевая сознанием масс.
Система общественного сознания
Общественное сознание представляет собой сложную подсистему
общества. В нее входят типы (кто отражает), сферы и уровни (как
отражается) и формы (что отражается).
1) По субъекту отражения можно выделить следующие типы
общественного сознания:
– семейное;
– этническое;
– сознание конретных народностей;
– классовое;
– национальное (сознание конкретной нации);
– профессиональное (моряков, археологов, железнодорожников,
полярников, космонавтов и т. п.);
– половое (мужское и женское);
– групповое (спортивная команда, группа болельщиков, нумизматов,
театралов, любителей классической или современной музыки и т. п.).
2) В общественном сознании выделяют два уровня: эмпирическое
(обыденное, повседневное) и теоретическое.
Единство отражения и переживаний образует социальные чувства людей:
нравственные, эстетические, религиозные и т.д. Социальные чувства
неразрывно связаны с потребностями людей, социальных групп. В
социальных чувствах проявляется удовлетворение или неудовлетворение
потребности; в них - переживание явлений природной и социальной среды
как полезных или вредных. человек определяет для себя то, что ему «нужно»,
«важно», «интересно» и т.п.
В составе обыденного сознания выделяют 2 сферы: общественную
идеологию и общественную психологию.
Общественная психология - это совокупность чувств, настроений,
привычек, склонностей, направлений воли, переживаний, мыслей,
возникающих на основе социальной группы, в которую входит индивид. В
общественную психологию включаются также мотивы поведения,
привязанность людей к определенному образу жизни. В составе
общественной психологии формируются:
разнообразные интересы (осознанное желание, стремление удовлетворить
потребности);
ценностные ориентации (понимание ценности явлений, понимание того,
где и как можно удовлетворить потребности);
представления о будущем, образ желаемого, того, что нужно достигнуть
(например, чувство возможности достижения благосостояния,
справедливости, свободы и т.п.);
представления о смысле жизни, о том, к каким целям нужно стремиться.
Хотя смысл жизни связан с определенной личностью, но в вопросе о
смысле жизни есть нечто надындивидуальное, связывающее индивида с
целями, интересами определенной группы. К тому же, смысл жизни
осознается на определенной мировоззренческой (религиозной или
философской) основе;
состояние счастья или несчастья (от осознания осуществимости или
неосуществимости цели и смысла жизни);
воля (состояние уверенности в способности достижения цели,
решительность, смелость и т.д.) или безволие (нерешительность, трусость);
убеждения и социальная установка (готовность к практическим действиям
по осуществлению цели).
Общественная психология формируется двумя путями:
стихийно, как переживание условий бытия людей. На их сознание
накладывает отпечаток принадлежности к той или иной социальной группе,
условия жизни в городе и деревне, особенности истории страны, традиции;
целенаправленно, через механизмы «заражения» (внушение и
подражание). При целенаправленном формировании общественного сознания
используются разнообразные приемы, в том числе заслуживающие
порицания с нравственной точки зрения. Отметим некоторые.
* Подлоги - полностью сфабрикованные или частично подделанные
варианты существующих документов, материалов, литературы.
* Дискредитация отдельных лиц, общественных организаций,
политических мероприятий и т.д. (выискиваются теневые стороны, они
гипертрофируются, выдаются за сущность).
* Барраж - отвлечение внимания от каких-то явлений путем шумной
кампании вокруг другого явления.
* Слухи - искаженная информация, не имеющая реального основания.
* Кража лозунгов - в сложившиеся понятия, призывы и т.п. пытаются
вложить иное, чуждое им содержание.
* Наклеивание ярлыков (без всяких доказательств).
Объективный ход событий, особенно в периоды бедствий и лишений
народных масс, не укладывается в рамки навязываемой психологии, требует
иного объяснения. Возникает сомнение в правильности проводимой
политики, падает авторитет существующей власти, появляется стремление
самим разобраться в происходящем, пробуждается активность сознания.
Создаются, таким образом, предпосылки для создания и восприятия массами
новой идеологии.
В обществе, состоящем из различных социальных групп, теоретическое
сознание имеет идеологическую окраску. Идеология – это совокупность
идей, теорий, отражающих и оценивающих явления общественной жизни с
позиции той или иной социальной группы. Идеология включает в себя
представления об идеалах общества, о стратегии и тактике в достижении
идеалов. Пока существуют социальные группы со своими различными
интересами будет существовать идеология.
Идеология создается сознательно теоретически подготовленными и
преданными представителями социальных групп, их идеологами. Они
специально изучают общество, создают концепции общественного развития.
По своей роли в обществе идеология может быть прогрессивной,
консервативной или реакционной.
Господствующий класс в обществе заинтересован в пропаганде так
называемой идеологической иллюзии, согласно которой:
умственный труд представляет собой самостоятельный процесс;
господство класса выдается за господство идей;
интересы господствующего класса выдаются за единственно разумные,
всеобщие и общезначимые;
для разрешения социальных проблем достаточно произвести изменения
в сфере мыслей, идей.
В классовом обществе неизбежна идеология.
Особое место в общественном сознании занимает так называемое
массовое сознание (его еще иногда называют «психологией толпы»). Масса,
«толпа» характеризуется рядом специфических качеств. У людей,
объединенных в «толпу», теряется независимость суждений, резко возрастает
чувство своей силы, падает сознание индивидуальной ответственности,
растет внушаемость. «Толпа» легко поддается влиянию «вожаков».
Интересно, что еще Платон писал, что демос («толпа») - это особое
животное, а демагог («вожак») - дрессировщик, умеющий им управлять. В
толпе не обретается, а теряется свобода.
В формировании массового сознания особую роль играют механизмы
заражения и подражания. Вообще говоря, убеждения человека основаны на
знании и понимании. человек без убеждений легко поддается
манипулированию его сознанием. Известно также, что чем ниже уровень
развития личности, тем выше подражательность, конформизм. Массовое
сознание играет немаловажную роль в формировании общественного
мнения. Так, на собраниях и митингах формируется оценка политической
ситуации, отношение к отдельным личностям и т.д. Иногда инициируются
массовые психозы, приводящие к трагическим последствиям.
В настоящее время развитие средств информации оказывается все более
сильным фактором массовизации общественного сознания. Массовая
информация формирует стандарты мышления, поведения, спрос
потребителей и т.д.
В общественном сознании выделяют формы общественного сознания.
Каждая форма общественного сознания - это некоторый комплекс знаний,
идей, чувств, отличающийся от другого комплекса по ряду параметров.
По предмету отражения. Каждая форма общественного сознания
отражает определенную сторону общественной жизни. Так, мораль
отражает отношение личности к другим личностям, к обществу;
политическое сознание отображает взаимоотношения между классами,
нациями, государствами. И т.д.
По способу отражения. Так, мораль выражена в нравственных нормах,
обычаях, традициях, право - в юридических законах, политическое
сознание - в политических программах. И т.д.
По характеру оценки. В общественном сознании существуют
нравственная, эстетическая, политическая и т.д. оценки.
По характеру обратного воздействия на отдельные стороны
общественной жизни. Так, мы уже говорили о специфическом влиянии
экономического или политического сознания на жизнь общества.
3) По объекту отражения выделяются различные формы сознания:
– экономическое;
– политическое;
– религиозное;
– этическое;
– эстетическое;
– правовое;
– историческое;
– экологическое и тому подобные формы.
Общественное сознание оказывает активное воздействие на все сферы
общественной жизни. На основе своих взглядов и теорий люди
осуществляют свою практическую деятельность в экономике, политике и т.д.
Общественное сознание оказывается духовным стимулом, направляющим
людей на преобразование природы и общества, создание разнообразных
ценностей. Рассмотрим это детальнее.
Экономическое сознание становится стимулом практической деятельности
по созданию продуктов и услуг, необходимых для жизни людей.
Нравственное сознание ориентирует на поступки, поведение,
способствующие достижению общественного порядка, сочетанию личных
и общественных интересов.
Экологическое сознание способствует сохранению природы.
Демографическое сознание влияет на динамику народонаселения.
Эстетическое сознание стимулирует деятельность по созданию
художественных ценностей, обогащению духовного мира людей.
Религиозное сознание способствует преодолению страха, страданий от
зависимости людей от стихийных сил природы и неизвестных им
общественных влияний.
Политическое сознание социальной группы направляет ее политику на
завоевание или сохранение власти с целью осуществления ее интересов.
Правовое сознание ведет к практической деятельности по созданию и
сохранению порядка, законов государства в интересах господствующих
групп.
Историческое сознание способствует сохранению социального наследия.
Таким образом, общественное сознание формируется как отражение
социальной действительности, но оно и обратно влияет на всю
общественную жизнь, стимулируя возникновение и совершенствование
различных видов деятельности. В процессе духовного производства
сформировавшиеся знания и чувства опредмечиваются. Иначе они не станут
достоянием общества. Здесь следует подчеркнуть, что главный продукт
духовного производства – не предметы как таковые, а та информация,
которая воплощена в социальных объектах и процессах.
Духовное производство осуществляется научными, художественными,
идеологическими и другими кадрами, которые объединяются в специальные
институты (научные и идеологические учреждения, коллективы театров и
т.д.). В духовном производстве используются материальные ресурсы,
специальная техника. Между людьми, осуществляющими духовное
производство, устанавливаются свои социальные отношения. Поэтому
можно говорить о производительных силах и производственных отношениях
в духовном производстве.