Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Предмет и метод бухгалтерского учета. Бухгалтерские счета и их структура

  • 👀 414 просмотров
  • 📌 327 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Предмет и метод бухгалтерского учета. Бухгалтерские счета и их структура
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Предмет и метод бухгалтерского учета. Бухгалтерские счета и их структура» pdf
ЛЕКЦИЯ №3. Предмет и метод бухгалтерского учета. Бухгалтерские счета и их структура. Материал данной лекции позволяет познакомиться с предметом и элементами метода бухгалтерского учета, изучить структуру и порядок работы активных, пассивных и активнопассивных счетов. Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность организации, а именно: - имущество (хозяйственные средства) организации; - источники формирования имущества; - хозяйственные операции, вызывающие изменения имущества и источников его формирования. Методом бухгалтерского учета является совокупность способов и приемов ведения бухгалтерского учета на предприятии. Элементы метода бухгалтерского учета: 1) Счета - способ экономической группировки объектов бухгалтерского учета. Для ведения бухгалтерского учета применяется совокупность бухгалтерских счетов, предназначенных для учета отдельных видов имущества и обязательств предприятия; 2) Двойная запись – специфический элемент метода бухгалтерского учета, с помощью которого любой объект учета отражается двумя записями на разных сторонах бухгалтерских счетов (по дебету одних счетов, и по кредиту других); 3) Бухгалтерский баланс (Балансовое обобщение) – способ группировки и обобщенного отражения в денежной оценке имущества организации по видам и времени использования, а также по источникам его образования и целевому назначению на определенную дату; 4) Отчетность предприятия, составление которой является завершающим этапом учетного процесса. Она представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам; 5) Документация (Документирование) – способ первичного отражения (регистрации) хозяйственных операций в специальных документах учета (первичных документах), являющихся основанием для бухгалтерских записей; 6) Инвентаризация представляет собой совокупность приемов и способов проверки соответствия фактического наличия имущества и обязательств предприятия данным бухгалтерского учета. 7) Калькуляция (Калькулирование) группировка затрат и определение себестоимости отдельных видов продукции, выполненных работ и оказанных услуг или заготовленных материальных ценностей. 8) Оценка – совокупность правил стоимостного измерения имущества и обязательств организации. Счета, как элемент метода бухгалтерского учета. Понятие счета и его структура. В пункте 3 статьи 10 ФЗ «О бухгалтерском учете» говорится, что: «Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами.» 1 Счет бухгалтерского учета – это способ экономической группировки, при котором в денежной оценке систематизируется и накапливается текущая (за месяц) информация о состоянии имущества, источниках его образования и хозяйственных операциях организации. По каждому объекту учета открывается отдельный счет, который имеет название и номер в соответствии с «Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94-н. Визуально счет представляет собой двухстороннюю таблицу, состоящую из двух частей (таблица Т-образной формы или так называемый «самолетик»), левая часть счета называется № счета «Название счета» Дебет (Д) Кредит (К) дéбетом (Д), а правая часть – крéдитом (К). Деление схемы счета на две части объясняется тем, что с одной стороны отражается увеличение счета, а с другой – его уменьшение. Дебет и кредит – слова латинского происхождения. Слово «дебет» происходит от латинского глагола «debet», что означает – «он должен», отсюда «дебетóр»- должник или заемщик. Слово «кредит» происходит от латинского глагола «credit» и означает «он верит, доверяет», отсюда «кредитóр» – заимодавец, то есть лицо, давшее деньги или другие ценности другому лицу в долг. Изначально в XIII-XIV веках бухгалтерия охватывала лишь торговые и кредитные операции. Тогда эти слова были нужны в учете для обозначения расчетных взаимоотношений между купцами и банкирами. С течением времени слова «дебет» и «кредит» утратили свое изначальное значение и стали применяться в бухгалтерском учете, обретя статус терминов. 1. Счета могут иметь остатки хозяйственных средств или их источников. Для обозначения остатков на счетах бухгалтерского учета используют термин «сáльдо» (С). Слово «сальдо» - итальянского происхождения (Saldo) и означает «расчет», « остаток». Сальдо может быть на начало отчетного периода – начальное сальдо (Сн) и на конец отчетного периода - конечное сальдо (Ск). Сальдо, записанное по дебету, называется дебетовым, а по кредиту – кредитовым. 2 2. Счета имеют дебетовые и кредитовые обороты. Дебетовый оборот (Од) – итог сумм, записанных по дебету счета (без начального сальдо). Кредитовый оборот (Ок) – итог сумм, записанных по кредиту счета (без начального сальдо). Структура счетов. Бухгалтерские счета в зависимости от порядка отражения на них информации, т.е. по структуре делятся на активные, пассивные и активно – пассивные. А) Активные счета Активные счета предназначены для учета хозяйственных средств предприятия (что имеем и где это находится), на них отражается информация о внеоборотных и оборотных активах (см. пункт 1 «Классификации имущества» предыдущей лекции). К активным счетам относят, например, счет. 10 «Материалы», счет 20 « Основное производство», счет 43 « Готовая продукция», счет 50 « Касса» и т. д. Основные правила ведения активных счетов: 1) Сальдо начальное и конечное (Сн, Ск) активного счета всегда дебетовое или нулевое. 2) Оборот по дебету активного счета (ОД) означает поступление средств, поэтому счет увеличивается по дебету. 3) Оборот по кредиту активного счета (ОК) означает выбытие средств, поэтому счет уменьшается по кредиту. Структура и порядок записей на активном счете представлены на схеме счета: № счета ______ Наименование счета (объекта учета) Дебет Сальдо начальное (Сн) – остаток средств организации на начало отчетного периода Оборот по дебету (ОД) – операции, вызывающие увеличение ( + ) средств организации Сальдо конечное (Ск) – остаток средств организации на конец отчетного периода Кредит Оборот по кредиту (ОК) – операции, вызывающие уменьшение ( - ) средств организации Сальдо конечное активного счета (Ск) либо больше, либо равно нулю и его величина рассчитывается по формуле: Ск = Сн + Од – Ок Б) Пассивные счета 3 Пассивные счета предназначены для учета источников хозяйственных средств предприятия (откуда взяли и для каких целей), т.е. для учета информации о капитале и обязательствах (см. пункт 2 «Классификации имущества» предыдущей лекции). Примером пассивных счетов могут быть счет 80 «Уставный капитал», счет 82 «Резервный капитал», счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и т.д. Основные правила ведения пассивных счетов: 1) Сальдо начальное и конечное (Сн, Ск) пассивного счета всегда кредитовое или нулевое. 2) Оборот по кредиту пассивного счета (ОК) означает увеличение источников средств организации (капитала, обязательств), поэтому счет увеличивается по кредиту. 3) Оборот по дебету пассивного счета (ОД) означает уменьшение источников средств организации (уменьшение капитала, возврат долгов, погашение обязательств), поэтому счет уменьшается по дебету. Структура и порядок записей на пассивном счете представлены на схеме счета: № счета _______ Наименование счета (объекта учета) Дебет Кредит Сальдо начальное (Сн) – остаток источника средств организации на начало отчетного периода Оборот по дебету (Од) – операции, вызывающие Оборот по кредиту (Ок) – операции, вызывающие увеличение уменьшение (-) источников средств (+) источников средств организации организации Сальдо конечное (Ск) – остаток источника средств организации на конец отчетного периода Сальдо конечное пассивного счета (Ск) всегда либо больше, либо равно нулю, его величина определяется по формуле: Ск = Сн + Ок – Од Ключевыми словами в названии пассивных счетов являются слова: фонд, резерв, капитал, прибыль. В) Активно - пассивные счета Активно - пассивных счета - счета, которые имеют структуру и могут работать как активные, так и как пассивные счета. На активно-пассивном счете в зависимости от содержания операции могут отражаться как хозяйственные средства, так и источники хозяйственных средств организации. В подавляющем большинстве к таким счетам относятся счета, на которых учитываются расчеты предприятия с юридическими и физическими лицами, т. е. это счета, предназначенные для учета расчетов (они представлены в 6 разделе Плана счетов). В качестве примеров активно – пассивных счетов можно привести: - счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 4 - счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», - счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», - счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами», - счет 68 « Расчеты по налогам и сборам» и т. д. Основные правила ведения пассивных счетов: В процессе расчетов одно и то же лицо может выступать как в качестве кредитора, так и в качестве заемщика. В первом случае предприятие дает в долг свои средства (средства в расчетах) и возникает дебиторская задолженность, поэтому счет работает как активный. Во втором случае предприятие берет средства в долг и эти средства являются заемным источником, возникает кредиторская задолженность, поэтому счет работает как пассивный. Отсюда, сальдо активно – пассивного счета может быть, как дебетовым, так и кредитовым, т.е., если счет в данной конкретной ситуации работает как активный, то сальдо будет дебетовым, а, если как пассивный, то сальдо будет кредитовым. Сальдо, кроме того может быть односторонним (или дебетовым, или кредитовым) и двусторонним (развернутым) (и дебетовым, и кредитовым одновременно). Примером счета с односторонним сальдо является счет 99 «Прибыли и убытки», в котором прибыль показывается по кредиту счета, а убыток – по дебету. В различные отчетные периоды этот счет бывает либо активным (когда получен убыток и возникает дебетовое сальдо), либо пассивным (когда получена прибыль и появляется кредитовое сальдо), но никогда этот счет не бывает одновременно и активным и пассивным. В качестве примера счета с двусторонним (развернутым) сальдо можно рассматривать счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», на котором по расчетам с разными организациями возникают одновременно и дебетовые и кредитовые обороты и сальдо. Сальдо на этом и подобном ему счетах категорически запрещается сворачивать, так как остатки дебиторской и кредиторской задолженности, как правило, относятся к разным хозяйствующим субъектам. В соответствии с пунктом 40 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (ПБУ№ 34-н), «в бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков». Это означает, что информация о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности должна формироваться в бухгалтерском учете в развернутом виде с обособлением задолженности дебиторов и кредиторов. Структура и порядок записей на активно - пассивном счете представлены в схеме счета: № счета _______ Наименование счета (объекта учета) Дебет Сальдо начальное (Сн) – задолженность дебиторов на начало отчетного периода Оборот по дебету (ОД): 1) увеличение дебиторской задолженности; 2) уменьшение кредиторской задолженности Кредит Сальдо начальное (Сн) – задолженность кредиторам на начало отчетного периода Оборот по кредиту (ОК): 1) увеличение кредиторской задолженности; 2) уменьшение дебиторской задолженности 5 Сальдо конечное (Ск) Сальдо конечное (Ск) – задолженность дебиторов на – задолженность кредиторам на конец отчетного периода. конец отчетного периода. Сальдо конечное дебетовое (Ск) рассчитывается по формуле: Ск = Сн + Од – Ок Сальдо конечное кредитовое (Ск) рассчитывается по формуле: • Ск = Сн + Ок – Од 6
«Предмет и метод бухгалтерского учета. Бухгалтерские счета и их структура» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 400 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot