Предмет философии
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»
1. Предмет и объект философского знания. Место и роль философии в
культуре.
2. Философия как разновидность мировоззрения: мифология, религия и
философия как основные формы мировоззрения.
3. Основной вопрос философии и две его стороны. Классификация
философских направлений и школ.
4. Специфика обществ Востока. Основные принципы философского
мышления в Древней Индии.
5. Буддизм и его основные идеи.
6. Особенности философской мысли Древнего Китая.
7. Ведущие школы древнекитайской философии.
8. Происхождение, особенности и периодизация античной философии.
9. Первые философские (досократические) школы Древней Греции.
10. Философия софистов и Сократа.
11. Философия киников и стоиков.
12. Философия Платона и Аристотеля.
13. Патристика и схоластика как этапы развития философии средневековья.
А.Блаженный и Ф. Аквинский
14. Основные направления, характерные черты и представители философии
эпохи Возрождения.
15. Философия Дж. Локка и Г.Лейбница.
16. Рационализм философии Нового времени. Философия Р.Декарта.
17. Эмпиризм философии Нового времени. Философия Ф.Бэкона.
18. Философия Дж.Беркли и Д.Юма.
19. Основные направления, характерные черты и представители философии
Французского Просвещения ХVIII в.
20. Немецкая классическая философия ХIХ в. как явление мировой
философии, ее основные направления и идеи.
21. Философия И.Канта.
22. Философия Г.Гегеля.
23 Фихте и Шеллинг: поиск новых основополагающих принципов немецкого
идеализма.
24. Философия Людвига Фейербаха – завершение периода немецкой
классической философии, начало перехода к материализму.
25. Философия марксизма: проблематика, основные понятия.
26. Философия позитивизма: проблематика, основные этапы развития и
представители.
27. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше,
Дильтея.
28. Философия русского Просвещения ( ХVIII – ХIХ вв.). В.Н.Татищев,
Ф.Прокопович, А.Н.Радищев.
29. Русская философия первой половины ХIХ в. Западники и славянофилы.
30. Революционно-демократическое направление русской философии ХIХ в.
2
31. Русская философия всеединства.
32. Русская религиозная философия ХIХ – нач. ХХ вв.
33. Философия русского космизма.
34. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи.
35. Основные направления современной позитивистской философии.
36. Герменевтика как философская система.
37. Феноменология как метод и как философское учение.
38. Экзистенциализм о человеке и его существовании.
39. Диалектика как теория развития. Категории диалектики.
40. Принципы и законы диалектики.
41. Философское учение о бытии. Монистические и плюралистические
концепции бытия.
42. Движение как фундаментальное свойство бытия. Формы движения, их
характеристика и взаимосвязь.
43. Пространство и время как атрибутивные свойства материи.
44. Детерминизм и индетерминизм.
45. Человек, общество и культура.
46. Общество и его структура.
47. Проблема направленности и периодизации истории. Роль народных масс
и личности в истории.
48. Формы исторического развития. Эволюция и революция.
49. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
50. Человек как объект философского осмысления. Проблемы человеческого
бытия в «философской антропологии».
51. Структура, методы и формы научного познания.
52. Сознание, самосознание и личность.
53. Познание, творчество, практика.
54. Рациональное и иррациональное в познании. Знание и вера.
55. Природа заблуждений. Проблема истины.
56. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
57. Научные революции и смены типов рациональности.
58. Глобальные проблемы современности.
59. Понятие современности: социальные изменения, техника и культура.
60. Процессы глобализации и проблема будущего.
Методические указания к выполнению реферата по дисциплине
«Философия»
1. Основные требования, предъявляемые к написанию, оформлению и
защите реферата по дисциплине «Философия»
Одной из основных форм учебной работы студентов заочной формы
обучения является написание реферата по изучаемой дисциплине.
3
Работа должна быть сдана на кафедру истории и философии права (каб.
101
учебного корпуса 10 по ул. Гоголя 2) или непосредственно
преподавателю во время проведения им консультаций не позднее, чем за две
недели до начала очередной экзаменационной сессии. Всего по дисциплине
«Философия» предлагается 30 тем рефератов. Тема работы определяется по
последней цифре шифра зачетной книжки, которая должна соответствовать
порядковому номеру темы реферата по «Тематике рефератов». Например,
если шифр зачетной книжки заканчивается цифрой «5», студент может
выбрать тему № 5, 15, или 25. Если шифр зачетной книжки заканчивается на
«0», то необходимо выбрать одну из следующих трех тем: № 10, 20, или 30.
Тема должна быть раскрыта в соответствии с планом работы,
составленным студентом. В своей работе студент должен раскрыть основные
вопросы темы, продемонстрировать их глубокое знание и понимание. В
конце работы следует сделать краткие выводы, дать самостоятельную оценку
изученных вопросов.
Объем реферата должен составлять 10-15 страниц печатного
текста; страницы нумеруются, оставляются поля для замечаний
рецензента. При компьютерном наборе реферат выполняется на листах
формата А4 (210х297мм) на одной стороне листа. Размеры полей
страницы: левое – 25 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20
мм. Абзац – 15 мм. Текст работы должен быть отпечатан через полтора
межстрочных интервала, 14 шрифтом.
Общие требования к работе: аккуратность оформления, четкость
построения,
логическая
последовательность
изложения
материала,
убедительность аргументации, краткость и точность формулировок,
конкретность изложения результатов работы, доказательность выводов. Для
наглядности целесообразно использовать таблицы, схемы.
На
титульном листе указываются фамилия, инициалы, шифр
студенческого билета, номер и название темы, а на первой странице текста –
название темы и план. Рекомендуется выделять изложение материалов по
каждому вопросу.
В конце реферата необходимо дать список
использованной литературы, оформленный в соответствии с установленными
правилами (указываются автор, название работы, издательство, год издания,
количество страниц в книге или ссылка на определенные страницы).
Нумерация страниц в тексте и приложений в работы должна быть
сквозной. Первая страница - титульный лист, и последующая страница с
изложением названия темы и плана не нумеруются. Последующие страницы
нумеруются арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки.
Материал, дополняющий текст реферата, допускается помещать в
приложениях. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте
документа. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с
указанием наверху посредине страницы слова «Приложение» и его
обозначение заглавными буквами русского алфавита.
Реферат проверяется преподавателем и после краткой письменной
рецензии рекомендуется или не рекомендуется к защите. В случае
4
отрицательного отзыва студент обязан реферат переработать и вновь сдать
преподавателю. Работы, выполненные не по своему варианту или не в
полном объёме, рецензированию не подлежат.
Перед защитой реферата необходимо внимательно ознакомиться с
содержанием рецензии преподавателя и в случае необходимости исправить
отмеченные в работе недостатки. Защита реферата в форме устного
собеседования с преподавателем проводится в межсессионный период или в
первые дни экзаменационной сессии.
К сдаче зачета или экзамена по дисциплине «Философия»
допускаются студенты, выполнившие и защитившие реферат.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»
ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
ПЛАН:
1 Философия, её предмет и значение в современном обществе. Каковы
основные типы самоопределения современной философии?
2 Какова структура философского знания?
3 Чем философия отличается от других форм мировоззрения?
4 Что объединяет и что разделяет философию и религию?
5
ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ И
ЭТАПЫ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПЛАН:
1. Какие периоды можно выделить в античной философии.
2. Какие идеи доминируют на различных этапах философии
Возрождения?
3. Чем примечательна философия Просвещения?
4. Существует ли особый стиль русской философской мысли?
ТЕМА 3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
ПЛАН:
1. В чем своеобразие философии Древней Индии?
2. Какие школы были в древнеиндийской философии и на какие периоды
она делится?
2. Зарождение философской мысли в Египте.
3. Дайте краткую характеристику основным школам и периодам
древнекитайской философии.
ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ
ПЛАН:
1. Какие периоды можно выделить в античной философии и на каких
основаниях?
2. Что отличает натурфилософский период в развитии античной философии?
3. Кого и почему считают первым философом Запада?
4. Философия Анаксимандра.
5. Философия Анаксимена.
ТЕМА 5. ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА. ГЕРАКЛИТ
ПЛАН:
1.Что объединяет всех античных философов?
2. Философия Элейской школы: Парменид, Ксенофан, Зенон.
3. Апории Зенона.
4. Философские воззрения Гераклита.
ТЕМА 6. АТОМИЗМ. ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА
6
ПЛАН:
1. Какие философские школы представляют этический период в развитии
античной философии?
2. В чем проявляется античная специфика материализма и идеализма
древних греков?
3. Философия Демокрита и Эпикура.
4. Пифагорейская школа.
ТЕМА 7. СОКРАТ И ЭТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
ПЛАН:
1.
Благодаря деятельности каких философов философская рефлексия
античности смещается на проблему человека?
2. Философия Сократа.
3. Этические школы Древней Греции.
ТЕМА 8. ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬ:
РАСЦВЕТ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
ПЛАН:
1. Какие принципы лежат в основании линии Платона в философии?
2. Учение Платона об «идее».
3. Что характеризует линию Аристотеля в философии?
ТЕМА 9. СВОЕОБРАЗИЕ ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ПЛАН:
1. Что относится к важнейшим принципам средневековой христианской
философии?
2. Какие проблемы выделяются в качестве наиболее спорных для философов
христианского средневековья?
3. Что характеризует Августина как виднейшего философа патристики?
ТЕМА 10. ЗАПАДНО - ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
7
ПЛАН:
1. Философия П. Абеляра.
2. Философия Ф. Аквинского.
3. Почему философия Фомы Аквинского считается вершиной зрелой
схоластики?
ТЕМА 11. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
ПЛАН:
1. В чем состоит рационализм философии ХV11 века?
2. Что нового внес Фрэнсис Бэкон в философию?
3. Учение Ф.Бэкона и Р.Декарта: общее и различное.
ТЕМА 12. ФИЛОСОФИЯ Р. ДЕКАРТА
ПЛАН:
1. Что делает Декарта ключевой фигурой философии Нового времени?
2. Метафизика Р. Декарта: субстанции и их атрибуты.
3. Психофизиологический дуализм Р. Декарта. Учение о врожденных идеях.
ТЕМА 13. ФИЛОСОФИЯ Б. СПИНОЗЫ
ПЛАН:
1. Предмет философских исследований Б.Спинозы.
2. Теория Спинозы о «единой субстанции».
3. Три ступени познания в философии Спинозы.
4. Проблемы соотношения свободы и необходимости в философских
воззрениях Б.Спинозы.
ТЕМА 14. ФИЛОСОФИЯ ЛЕЙБНИЦА
ПЛАН:
1. Теория о множественности субстанций – монадология Лейбница.
2. Гносеология Лейбница – попытка примирить рационализм и эмпиризм.
3. Психофизиологическое учение Лейбница. Учение Лейбница о врожденных
идеях.
ТЕМА 15. ФИЛОСОФИЯ ДЖ. ЛОККА
8
ПЛАН:
1. Английский сенсуализм ХVII – первой половины ХVIII в.в.
2. Учение Дж.Локка о первичных и вторичных качествах.
3. Какие образы человека и общества предстают в концепции общественного
договора в философии Джона Локка?
4. Источники познания в философии Дж. Локка.
ТЕМА 16. ФИЛОСОФИЯ ИММАНУИЛА КАНТА
ПЛАН:
1.Естественно-научная философия Канта докритического периода.
2. Гносеология Канта. Открытие границ познавательной способности
человеческого разума. Антиномии. Априорное и апостериорное знание,
«вещь в себе».
3. Стадии познавательного процесса в философии И.Канта.
4. «Критика практического разума» Канта. Моральный закон
(категорический императив).
5. «Критика способности суждения». Всеобщая целесообразность.
ТЕМА 17. ФИЛОСОФИЯ Г. ГЕГЕЛЯ.
ПЛАН:
1. Как сочетаются система абсолютного идеализма и диалектический метод
Гегеля?
2. Отождествление Гегелем бытия и мышления. Абсолютная идея – высшая
субстанция и ее отчуждение.
3. Философия природы, философия духа и философия истории в
исследованиях Г.Гегеля.
4. Логика Гегеля.
ТЕМА 18. ФИЛОСОФИЯ Л. ФЕЙЕРБАХА
ПЛАН:
1.Каким образом девиз «Ничто человеческое мне не чуждо» выражает суть
философии Фейербаха?
2. Критика Фейербахом гегелевской философии.
3.Антропологический материализм Л. Фейербаха.
4. Проблема Бога в философии Фейербаха.
5.Гносеология в философских воззрениях Л. Фейербаха.
9
ТЕМА 19. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XV111-X1XВВ.
ПЛАН:
1. Русское евразийство: философия или идеология?
2.Есть ли различие в понимании русской идеи у Вл. Соловьева и
славянофилов?
3. Как связаны идеи всеединства и софийности в философии В.С. Соловьева?
4. Почему для Н.А. Бердяева ценность личности абсолютна?
5.В чем заключается специфика материалистических и позитивистских идей
в русской философии?
TEMA 20. ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ - XX ВВ.
ПЛАН:
1. "Философия жизни" (Ф. Ницше, А. Бергсона, В.Дильтея).
2. Неклассическая идеалистическая философия.
3. Возникновение и распространение прагматизма (Пирс, Джеймс, Ю. Дьюи).
ТЕМА 21. БЫТИЕ
ПЛАН:
1. Первая теория бытия.
3. Причины и модусы бытия.
2. Основные формы бытия.
4. Бытие и небытие.
ТЕМА 22. МАТЕРИЯ
ПЛАН:
1. Материальное бытие и основные подходы к понятию «материя».
2. Структура материи: ее элементы и уровни.
3. Характерные черты (свойства) материи.
ТЕМА 23. ДВИЖЕНИЕ - ФОРМА БЫТИЯ МАТЕРИИ
ПЛАН:
1. Движение – всеобщий, универсальный способ существования Бытия.
2. Классификация форм движения материи и их взаимосвязь.
3. Современная наука о формах движения материи.
10
ТЕМА 24. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ – ФОРМЫ БЫТИЯ МАТЕРИИ
1.
2.
3.
4.
ПЛАН:
Пространственно-временные уровни бытия.
Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени.
Диалектика конечного и бесконечного.
Понятия бесконечного и безграничного в естествознании.
ТЕМА 25. ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ
ПЛАН:
1. Сознание как качество высокоорганизованного субъекта.
2. Сознание в антропосоциогенезе.
3. Основные подходы к проблеме сознания в философии – физикализм,
солипсизм, объективный идеализм, умеренный (классический) материализм.
4. Уровни сознательной организации, сознание и подсознание.
ТЕМА 26. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ДИАЛЕКТИКИ
ПЛАН:
1. Сущность диалектики как учения о всеобщей связи и развитии.
2. Идея развития и понимание диалектики в истории философии.
3. Структура диалектики и ее основные функции.
4. Диалектика как логика познания.
ТЕМА 27. ПОЗНАНИЕ. МЕТОДЫ И ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.
ПЛАН
1. Структура знания.
2. Гностицизм и агностицизм – основные подходы к проблеме познания.
3. Формы познавательной деятельности.
4. Классификация и взаимосвязь методов и форм научного познания.
ТЕМА 28. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ
ПЛАН:
1. Постановка проблемы человека в истории философии.
2. Основные проблемы философской антропологии.
3. Человек в ХХI-м веке и ХХI-й век о человеке.
11
4. Человек, индивид, индивидуальность, личность.
5. Загадка происхождения человека.
ТЕМА 29. ОБЩЕСТВО КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
ПЛАН:
1. Проблема направленности истории.
2. Проблема периодизации истории.
3. Субъекты - движущие силы развития общества. Роль народных масс и
личности в истории.
4. Формы исторического развития. Эволюция и революция.
ТЕМА 30. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
ПЛАН:
1. Понятие современности: социальные изменения, техника и культура.
2. Философские проблемы техники.
3. Информационное общество.
4. Теория современности.
5. Процессы глобализации и проблема будущего.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп.М., Изд-во : Проспект, 2003. – 608 с.
2. Алексеев П.В. Наука и мировоззрение. – М.: Высшая школа, 1983 –387с.
3. Вольф Р.Г. О философии. – М.: Аспект Пресс, 1996 - 415 с.
4. Введение в философию. Учебник. М.: 1989. Ч. 1. С. 20-58.
5. Горелов А.А. Древо духовной жизни. – М.: Аргус, 1994.- 360c.
6. Гриненко Г.В. История философии : Учебник.-М.: Юрайт-Издат, 2004.688с
7. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов.
М.: 1994.
8. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991 - 464с.
9.История философии. Учебник для высших учебных заведений. Изд.2-е,
перераб. и доп. Под ред. проф.В.П. Кохановского, проф. В.П.Яковлева.
Ростов-на-Дону. Изд-во: «Феникс».-2004.
12
10. Кохановский В.П., Матяш Т.П. и др. Философия. Учебник. - Ростов-наДону: «Феникс», 2009.
11. Коган Л.А. О будущем философии // Вопросы философии. – 1996. - №7С. 17-30.
12. Кувакин В.Д. Что такое философия. М.: 1993
13. Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс-Энциклопедия,
2002. - 574с.
14. Кун Н.А. Боги Древней Греции. М.: 1992.
15. Кессиди К.X. От мифа к Логосу. – М., 1972.
16. Мамардашвили М.Н. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 1998 –
201с.
17. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. // Маркс К.,
Энгельс Ф. Полн. собр. соч.: В 30 т. -2-е изд. - Т.1. - М.: Наука, 1976 - С. 6-9. .
18. Мир философии. Книга для чтения в 2 частях. Часть 1. Раздел 1. §1 С. 10129.
19. Мифы народов мира. В 2 т. М.: 1991.
20. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М.: Греколатинский кабинет, 1996 – 231с.
21. Огородников Ю.Л., Давыдов Г.Г. Философия: взгляд в начале XXI века //
Социально-гуманитарные знания. – 2002. - №4 - С. 316-320.
22. Основы философии: Учебник /Под ред. акад. Файзуллина Ф.С.- Уфа.:
УГАТУ, 1997. – 375с.
23. Радугин А.А. Философия. – М., 2004.
24. Современный философский словарь. – М.:Политиздат,1998.- 1250с.
25. Сознание и теория мировоззрения. – М.: Мысль,1992- 403с.
26. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2005.- 736
с.
27. Философия и политика (Материалы "Круглого стола") //Вопросы
философии. -1996. -№ 1.- С.3-41.
28. Философия. Учебник для вузов. Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е
изд., испр. и доп. – М.: Юрист.2004.- 505 с.
29. Философия: Учебное пособие для ВУЗов./Под редакцией проф.
Кохановского – 9-е изд. – Ростов н /Д: Феникс, 2005 – 576 с.
30. Философия. Хрестоматия/ Сост. проф.П.С.Гуревич.- М.: Гардарики, 2002.
-543с.
31. Философия для бакалавров. Учебное пособие. Под ред. проф.
Пржиленского.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007.
32. Философия. Учебник для вузов. Под общ. ред. В.В. Миронова. - М.,
Норма, 2005. - 928 с.
33. Философия. Учебник. Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.,
Гардарики, 2002. - 655 с.
34. Хапчаев И.А. Основы философии. Учебник. Кисловодск: 1995. Гл.1.
35.Что такое философия?
(Материалы «Круглого стола») //Вестник
Московского университета. -1995. – С.3-18.
13
Лекция 1. Понятие философии, ее функции и роль в обществе.
Философия - это предельно обобщенное, теоретическое
видение мира. Она отличается и от религиозного и от научного
способа постижения действительности. От религиозного она
отличается своей рациональностью, научностью построения и
опорой на науку. От научного она отличается тем, что являет собой
обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к
миру.
Философское мировоззрение - это теоретический взгляд на
мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя,
так и то, с чем ему приходится взаимодействовать. Это
совокупность фундаментальных идей о человеке, мире и об
отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям
сознательно ориентироваться в мире и обществе, а также
мотивировать свои поступки. Их специфика - в том, что
позволяют
предельно
широко,
в
рамках
они
определенной
цивилизации, воспринимать происходящие события и при этом
руководствоваться в своих действиях краеугольными для данной
цивилизации ценностями.
Философия разрабатывается отдельными людьми, но не является
их произволом и капризом. «Что касается отдельных людей, то уж,
конечно, - отмечает Гегель, - каждый из них сын своего времени; и
философия есть также время, постигнутое в мысли».
14
Аристотель называл философию «главной и главенствующей
наукой, которой все другие науки, словно рабыни, не смеют
прекословить». Для Сенеки
философия основное средство
развития гражданских качеств личности, нравственно-духовной
доблести и интеллектуальной силы.
При всем преувеличении значимости философии
в жизни
общества и Аристотель, и Сенека правильно отмечали лидирующее
положение философской мысли в духовной культуре, а замечания
Сенеки о нравственной пользе философии, сохраняют свое
значение и по сей день.
Не будучи оракулом, философия, постигая историческую
эпоху, опережающее отражает направления и пути
развития
человечества, предупреждает о скрытых опасностях, Так было на
всех крутых поворотах истории, во все переломные исторические
эпохи. К этому сводится задача и современной философии.
Исследуя мир в целом и положение человека в нем, философия
выполняет мировоззренческую функцию, Общество требует от
философии ответа на вопросы: Каким должен быть мир, чтобы он
соответствовал человеку? Каким должен быть сам человек, чтобы
соответствовать миру? Достоин ли мир того, чтобы в нем жить?
Достоин ли сам человек того, чтобы выступать от имени жизни,
понимает ли он ее ценность?
Отвечая на эти вопросы, философия выступает как теоретическая
основа
мировоззрения,
Она
предлагает
систему
категорий,
выражающих фундаментальные принципы бытия, в том числе и
специфику существования человека. К таким мировоззренческим
15
принципам относятся утверждения: Мир «не создан никем из
богов, никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем»;
«Мир не бессмыслен и абсурден, но находится в бессмысленном
состоянии»; и т.д.
Мировоззренческие
принципы
различаются
как
идеалистические и материалистические в зависимости оттого, что в
них ставится на первое место: сознание или материя. Их же можно
классифицировать как диалектические и антидиалектические в
зависимости от того, признается в них развитие или отрицается.
Мировоззренческие принципы тесно связаны с практической
жизнью, с жизненными установками познающего человека. Так
мировоззренческий
оправдывает
принцип:
бесчеловечность
«Бога
и
нет,
все
аморализм,
дозволено»
беззаконие
и
преступность. Утверждение «Ничто в мире не совершается помимо
воли богов» порождает безволие, примиренческое отношение к
происходящему. Леворадикальный лозунг: «Кто был никем, тот
станет
всем»
отношении.
опасен
Овладение
произволом
в
достижениями
социально-культурном
мировой
культуры
-
длительный процесс, и чудес здесь не бывает.
Несомненной заслугой современной философской мысли
является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним
относятся
общегуманистические,
ценности
качества
жизни.
экологические
Ценность
ценности
качества
и
жизни
противопоставляется уровню жизни, массовому производству и
потреблению. Для человека, его здоровья и счастья не так важен
уровень жизни, как ее качество. Оно определяется не столько ее
16
комфортом, сколько добрыми и гуманными отношениями в
обществе, социальным равенством и близостью к природе.
Лекция 2. Предмет философии. Проблема происхождения
философии. Основные философские направления и специфика
философского знания
Философия - это такая область духовной деятельности,
которая основывается на особом, философском типе мышления,
лежащем в основе философского познания, и на самостоятельности
предмета философии. Философия не обладает таким же предметом
как, например естественные науки, в том смысле, что предмет
философии не локализован в пределах той или иной конкретной
области знания как, например биология, геология... Однако предмет
у философии есть, и принципиальная невозможность указанной его
локализации составляет его специфическую особенность.
Эта та область духовной деятельности человека, в основании
которой
лежит
рефлексия
над
самой
деятельностью
и,
следовательно, над ее смыслом, целью и формами и, в конечном
счете, над выяснением сущности самого человека как субъекта
культуры, то есть сущностных отношений человека к миру.
Философия возникла с перенесением основного внимания на
человека в его отношении к миру, т.е. на человека, познающего,
преобразующего и творящего мир. С течением истории конкретное
наполнение этой
общей
специфики философского предмета
неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми
нюансами, но всегда в основе философского знания лежала
17
установка на выяснение связи между человеком и миром, т.е. на
выяснение внутренних целей, причин и способов познания и
преобразования мира человеком.
Философия – это, таким образом, не просто новая дисциплина, а
еще и специфический тип мышления и даже своего рода
философский, эмоциональный настрой, система мировоззрения
чувств.
Имеется ли внутреннее деление философской проблематики, в
целом ориентированной на выявление отношений человека с
миром? Еще в античности такое деление было намечено, хотя оно и
не совпадает с современной структурой философского знания, и,
прежде всего потому, что античная философия включала в себя тот
состав знания, который в последствии отошел к естественным
наукам.
И все же уже в античности говорилось о ОНТОЛОГИИ учении о бытии и о ГНОСЕОЛОГИИ или ЭПИСТЕМОЛОГИИ учении о познании, и о ЛОГИКЕ - учении о формах мышления.
Философские вопросы. Является ли сладость объективным
свойством сахара или это лишь субъективное ощущение человека?
Принадлежит ли красота предмету природы, людям... или она
продиктована чувством прекрасного, человеческой способностью
воспринимать красоту? Вопрос о человеческой свободе. Связан ли
прогресс общества лишь с объективными показателями темпов
экономического развития или же включает и субъективные,
человеческие аспекты? Все эти вопросы затрагивают одну общую
18
проблему: соотношение бытия и сознания, объективного и
субъективного, мира и человека.
Бертран Рассел: “разделен ли мир на дух и материю, а если да,
то, что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи,
или
он
обладает
независимыми
способностями?
Имеет
ли
Вселенная, какое либо единство или цель? Развивается ли
Вселенная, по направлению к какой либо цели? Действительно ли
существуют законы природы, или мы просто верим в них благодаря
лишь присущей нам склонности к порядку? Нужно ли добру быть
вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру нужно
стремиться, даже если вселенная неотвратимо движется к гибели?
Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, - дело
философии”.
Большая многоплановая проблема “ мир-человек”, по сути,
выступает как универсальная и может рассматриваться как
всеобщая формула, абстрактное выражение практически любой
философской
проблемы.
Вот
почему
она
может
быть
в
определенном смысле названа основным вопросом философии.
Философия имеет ряд аспектов. Прежде всего, ее интересуют
проблемы
бытия.
Что
такое
сущее
и
имеет
ли
смысл,
существующий мир? Можно ли, изучая человека, выйти на тайны
бытия? Раскрываются ли в человеке истоки существования?
Для Аристотеля бытие - главная философская проблема, и ею
должна заниматься метафизика. Поскольку для него первичен
божественный разум, форма форм, постольку проблема бытия
приобретает умозрительный характер.
19
Первый аспект философии - онтологический. Под влиянием
естествознания в XVIII веке Кант доказал, что метафизика как
учение о потустороннем (трансцендентном) невозможна. С этого
момента учение о бытии разрабатывается онтологией. Проблему
бытия самым тесным образом связывают с научным и жизненным
опытом, с границами и возможностями познания действительности.
Второй аспект философии - антропологический. Он формировался
за счет осознания особенностей бытия человека, его особой
предметности. Для него характерно активное отношение к природе,
на базе которого формируются только ему присущие потребности и
способности. Потребности должны быть удовлетворены. И для их
удовлетворения служат способности.
В конце XIX века немецкий философ Р. Лотце выделяет
ценность как особую сферу реальности. Ценности нужны обществу
для удовлетворения его потребностей. Ценностный подход был
ранее прерогативой религии, но уже античные мыслители, не
выделяя понятия «ценность», в рамках этических размышлений
задумывались о природе и происхождении основных ценностей и
об их содержании.
С момента своего становления философия обращает внимание
на
соотношение
материально-вещественных
и
нравственно-
религиозных ценностей, материального богатства и научных
знаний. Один из древнегреческих мудрецов Аристипп говорил:
«Лучше быть нищим, чем невеждой: если первый лишен денег, то
второй лишен образа человеческого».
20
Для древнегреческих философов особое значение в качестве
ценностей имели истина, добро и красота. Их интересовали основы
этих ценностей.
Религиозно-христианская мысль в качестве незыблемой
основы ценностей предложила Бога, а главной ценностью спасение души.
Философия Нового времени должным образом оценила эту
ориентацию
на
вымышленный,
сверхъестественный
мир.
Стремление людей спасти свои души имеет оборотной стороной
презрение
к
материальным
ценностям,
своему
здоровью,
продолжению рода, труду и познанию.
Конечно, мы не можем свести философию только к теории
ценностей - аксиологии, но следует признать, что ценностный
аспект философии и в частности - этика - ценностная ее сторона,
которую никак не следует отдавать на откуп религии.
Третий аспект философии - познавательный (гносеология).
Как человек может познавать мир, с помощью каких методов и
средств?
Еще в античном мире сформировался скептицизм. Его
сторонники сомневались в возможности познания реальности и
призывали к пассивности. К счастью, скептики не составляют
большинства в философском сообществе. Философия содействует
познанию природы и общества, пробуждая в исследователях
любопытство и заинтересованность в истине. Но еще большее
значение философии для научного познания в том, что она
анализирует познавательные возможности ученого, его методы
21
исследования.
Важнейшим
средством
познания
является
мышление.
Итак, в философии различают ряд дисциплин: метафизику
(онтологию), аксиология и гносеология. Каждая из этих дисциплин
располагает своим набором понятий и характеризуется своей
проблематикой.
Кроме
перечисленных
философских
дисциплин,
различают
философию природы (натурфилософию) и общества (социальную
философию), философию науки и техники, философию права и
религии и т.д. Все эти теоретические построения - продукт
взаимодействия философии с другими формами общественного
сознания.
Они
вопросами,
а
не
занимаются
являют
собственно
собой
философскими
использование
логико-
гносеологических средств для решения мировоззренческих и
методологических проблем науки, религии, искусства и т.д.
Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека (и
общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем,
понимание
и
оценка
человеком
смысла
совей
жизни
и
деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных
научных,
философских,
социально-политических,
правовых,
нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций,
верований, убеждений и идеалов людей.
Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к
окружающему миру или самому себе.
Таким образом, мировоззрение есть определенная форма
духовного освоения действительности под углом зрения отношения
22
субъекта к ней. Мировоззрение, в конечном счете, направлено на
осознание, осмысливание места, роли человека в окружающем
мире, чтобы конкретизировать понятие мировоззрения стоит
рассмотреть его структуру. Возможны различные срезы в структуре
мировоззрения
в
зависимости
от
того,
с
каких
позиций
анализируется подход:
1. Учитывая
различия
субъектов
мировоззрения,
можно
говорить о мировоззрении индивидуально - личностном и
мировоззрении общества на определенной ступени его развития
(культура).
2. Можно
различать элементы мировоззрения, исходя из
особенностей того вида отношений человека к миру, результатом
которых эти компоненты структуры и являются:
Познавательная компонента мировоззрения, в которую
входят разнообразные знания о мире, предметные (вера,
чувственно- эмоциональные знания).
Ценностная компонента, т.е. цели, идеалы, оценки и их
критерии ценностные ориентации и установки.
Этот
элемент мировоззрения является ядром мировоззрения.
Нормативно-регулятивная
компонента
включает
различные нормы, правила деятельности и поведения
человека, которые регламентируют деятельное поведение
человека и опираются на предшествующие компоненты
(знания, ценностные компоненты).
Эмоционально-волевая, которая возникает как синтез
предшествующих
компонент
с
волевым
настроем,
23
готовности действовать в соответствии с определенными
ценностями.
Наиболее
яркий
элемент
убеждения.
Убеждение самый активный элемент мировоззрения.
Исторически существуют различные типы М: мифологическое,
религиозное, философское, научное.
М играет активную роль в ЖД человека: выражает смысл
жизни, степень осознания им себя и своей жизни, определяет
идеалы, выбор тех или иных норм, методов, средств поведения
человека.
Лекция 3. Исторические условия и основные
принципы возникновения средневековой
европейской философии
Исторически
философия
Средневековья
открывает период времени, длившийся примерно
тысячу лет – от крушения Римской империи (476 н.э.)
до становления эпохи Возрождения в Западной
Европе (ХIV –ХV вв.).
В конце V века н.э. Западная Римская империя
была завоевана вторгшимися с севера германскими
племенами, которые создали на ее территории свои
самостоятельные государства. С этого времени в
Западной Европе зарождается и развивается новый
общественный
строй
–
феодализм,
главным
24
признаком
которого
является
феодальная
собственность на землю. Постепенно происходит
закрепощение
свободных
крестьян
и
полное
подчинение их классу земельных собственников –
феодалов.
Официальной идеологией феодального общества
становится христианская религия. К этому времени
уже сложилось официальное христианское учение и
официальная церковь во главе с папой Римским.
Развертывается
светскими
и
ожесточенная
духовными
борьба
между
феодалами
за
доминирующую роль в обществе.
Таким образом, главными
этого периода являются:
характеристиками
1. Становление и расцвет эпохи феодализма.
2. Господство религии и церкви в общественном
сознании. Христианство становится государственной
религией. Ф. Энгельс: «догматы церкви стали
одновременно и политическими аксиомами,
а
библейские тексты получили во всяком суде силу
закона».
25
3. Церковь монополизировала все процессы развития
образования и научного знания.
Большинство учёных было представителями
духовенства, а монастыри являлись очагами культуры
и науки.
Это
определило
характер
философии
Средневековья:
-движение философской мысли было пронизано
проблемами религии;
-церковная догма являлась исходным пунктом и
основой философского мышления;
-философия
довольно
часто
пользовалась
религиозным понятийным аппаратом;
-любая философская концепция, как правило,
приводилась в соответствие с учением церкви;
-философия сознательно ставит себя на службу
религии «Философия служанка богословия».
Две тенденции в Средневековой философии:
1-я - сакрализация - сближение с религиозным
учением;
26
2-я - морализация - сближение с этикой, т.е.
практическая
направленность
философии
на
обоснование правил поведения христианина в мире.
Черты Средневековой философии
1.Теоцентричность Теоцентризм - (греч. theos - Бог),
такое понимание мира, в котором источником и
причиной всего сущего выступает Бог. Он центр
мироздания,
Принцип
активное
теоцентризма
и
творящее
его
распространяется
начало.
и
на
познание, где на высшую ступеньку в системе знания
помещается теология; ниже ее - находящаяся на
службе у теологии философия; еще ниже - различные
частные и прикладные науки.
Теоцентричность
проявляется
в
следующих
главных принципах миропонимания:
а) креационизм - (или творение) - т.е. принцип
сотворения мира Богом из ничего.
Бог вечен, неизменен, ни от чего не зависит, он
источник всего сущего и недоступен для познания.
Бог - это высшее благо. Мир изменчив, непостоянен,
27
преходящ, совершенен и хорош постольку, поскольку
сотворён Богом
б) принцип Откровения - будучи в принципе
недоступным
для
познания
христианский
Бог
Сам
смертным
открывал
себя
людям,
через
откровение, которое зафиксировано в священных
Книгах - Библии. Основным инструментом познания
выступала
вера
как
особая
способность
души
человека.
Задача теолога-философа раскрыть тайны и загадки
библейских текстов и тем самым приблизиться к
познанию высшей реальности.
2.Ретроспективность - средневековая философия
обращена в прошлое, ибо максима средневекового
сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее,
чем подлиннее, тем истиннее» (а самым древним
документом была Библия).
3.Традиционализм - для средневекового философа
любая форма новаторства считалась признаком
гордыни, он должен был постоянно придерживаться
установленного образца, канона. Совпадение мнения
философа с мнением других было показателем
истинности его взглядов.
28
4.Дидактизм
(учительство,
назидательство)
-
установка на ценность обучения и воспитания с точки
зрения к спасению, к Богу. Форма философских
трактатов заключается в
диалоге
авторитетного
учителя и скромного поддакивающего ученика.
Качества учителя:
-виртуозное знание Священного Писания
-знание правил формальной логики Аристотеля.
Перечень основной литературы:
1.Балашов, Л.Е. Философия : учебник / Л.Е. Балашов. - 4-е
изд., испр. и доп. - Москва : Издательско-торговая корпорация
«Дашков и К°», 2017. - 612 с. : ил. - Библиогр.: с. 594-597. - ISBN
978-5-394-01742-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453870 (12.02.2018).
2.Батурин, В.К. Философия : учебник для бакалавров / В.К.
Батурин. - М. : Юнити-Дана, 2016. - 343 с. - Библиогр. в кн. - ISBN
978-5-238-02753-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426490 (28.03.2016).
3.Кузнецова,
Е.В. Философия [Электронный ресурс] :
практикум / Е.В. Кузнецова. — Электрон. текстовые данные. —
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 58 c. — 978-5-4486-0334-1. —
29
Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74556.html
Перечень дополнительной литературы:
1. Бучило, Н. Ф. Философия [Текст] : учеб. пособие / Н. Ф.
Бучило, А. Н. Чумаков. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : ТК Велби :
Проспект, 2013
2. Философия [Текст] : учеб. пособие для высших учеб.
заведений / ред. В. П. Кохановский. - 18-е изд. - Ростов н/Д :
Феникс, 2014.
Перечень
ресурсов
информационно-
телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для
освоения дисциплины
1. ЭБС
«Университетская
библиотека
онлайн»
-
http://biblioclub.ru
2. Ассоциация региональных библиотечных консорциумов
(АРБИКОН) – www.arbicon.ru
3. Научная электронная библиотека e-library – www.elibrary.ru
4. Электронная библиотека и электронный каталог научной
библиотеки СКФУ – www.library.stavsu.ru