Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Предмет философии его содержание и роль в обществе

  • 👀 721 просмотр
  • 📌 638 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Предмет философии его содержание и роль в обществе» doc
Тема 1. Предмет философии его содержание и роль в обществе. Основные вопросы: 1. Предпосылки возникновения философской мысли. Мировоззрение. Философское мировоззрение. 2. Философия как наука. Предмет философии. Философские проблемы. 3. Взаимосвязь философии с другими науками. 4. Роль и задачи философии в обществе. Цель учебного занятия: сформировать целостное представление о содержании курса «Философия», о ее предмете, целях и задачах, функциях философии, о значении философии в духовной жизни общества. Ключевые понятия: предмет философии, мировоззрение, мироощущение, миропонимание, мифологическое, религиозное, научно-философское, частные науки, национальная идея, духовно-нравственное обновление, гармонично развитое поколение. Мир, в котором мы живём, чрезвычайно сложен. Этот мир постоянно развивается, в нём происходят глубокие изменения. Изменения охватывают также все сферы жизни человека и общества, включая в себя отношения между человеком и вселенной (космосом), межгосударственные, межнациональные, отношения между различными классами и группами. Мы живём в такую эпоху, когда судьба общества, судьба человечества выходят на первый план. Изменения в общественной жизни, интенсивность научно-технического прогресса ставят перед людьми всё новые требования. Эти изменения происходят такими быстрыми темпами, что своевременное их осознание становится порой очень сложным. От человека же требуется не только осознать эти изменения, но и непосредственно участвовать в них, своей деятельностью претворять их в жизнь. Сегодня недостаточно того, что специалист является мастером своего дела. Одним из важнейших требований, стоящих перед современным человеком, является правильное понимание мира, происходящих вокруг событий, сознательное отношение к миру. Нам открываются своеобразные, новые грани бытия, мы учимся новому образу жизни, новым социально-экономическим отношениям, отказываться от старых стандартов в данных отношениях, учимся мыслить по-новому, усваиваем новые способы мышления. Всё это вместе во многом является процессом формирования объективного, разумного мировоззрения. Формирование мировоззрения человека – процесс сложный. На него влияют различные факторы: условия социальной жизни, практическая деятельность, нравственная жизнь общества, в том числе, наука, культура, различные взгляды, социальные отношения. Философия считается составной частью общечеловеческой культуры, формой общественного сознания, мировоззрения человека. Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» - любовь и «sophia» - мудрость, что означает любовь к мудрости. Говоря о философии, философском мировоззрении, необходимо прежде найти ответ на следующие вопросы: Что такое мировоззрение? Как оно формируется? Какого вида оно бывает? На протяжении своей жизни человек познаёт окружающий его мир, природу, общество, стремится понять сложный мир. Всё это приводит к конкретным мыслям, взглядам, воззрениям. Схема 1. Связь философии и мировоззрения Мировоззрение отражает обобщённые, целостные знания людей об окружающем мире. Мировоззрение является пониманием мира, важнейшей стороной человеческого мышления. Мировоззрение – это, в первую очередь, обобщённые знания людей о мире. Эти знания могут быть последствием жизненного опыта, могут относиться к профессии, деятельности, могут иметь практическую или теоретическую ценность (значимость). Наряду с этим мировоззрение отражает отношение людей к миру, природе, обществу, к другим людям. Сущность отношения людей составляют цели, которые они ставят перед собой, их надежды, понятия о жизни, бытие, о своём месте в нём. Исходя из этого, мировоззрение включает в себя представления людей о добре и зле, справедливости, человечности, их ценности. Таким образом, мировоззрение – это понятие, отражающее представления отдельных людей, социальных групп и др. к миру. В философском словаре говорится: «Мировоззрение – это целостная система взглядов на мир (т.е. природу, общество, мышление). В развёрнутом виде можно сказать, что мировоззрение – это система экономических, политических, этических, эстетических, экологических и т.д. взглядов людей. Эти взгляды оказывают важное влияние на деятельность человека». Мировоззрению характерно следующее: - оно включает в себя некую совокупность общих взглядов человека на мир и свое место в мире; - эти взгляды представляют собой не просто знания о действительности, а такие знания, которые стали убеждениями; - мировоззрение определяет направленность личности, ее жизненные позиции, цель и смысл ее жизни; оно проявляется в поведении личности. Мировоззрение формируется у людей в процессе практической деятельности, в процессе освоения опыта, накопленного человечеством. Характер мировоззрения, в конечном счёте, определяется уровнем общественного развития, уровнем развития науки, культуры, образования. Мировоззрение, как знания людей о мире обобщённого характера, постоянно меняется, обновляется. В нём отражаются своеобразные стороны развития общества, его особенности. Процесс развития человеческого сообщества находит своё отражение в конкретных исторических типах мировоззрения. Схема 2. Типы мировоззрения Мифологическое мировоззрение а) приходится на более низкие этапы общественного развития. Особенность этой эпохи – возникновение у людей простых представлений о мире, вследствие неразвитости науки; б) неразделённость в этих представлениях жизни и мысли; в) в данном типе мировоззрения мир отражается обобщённо синкретически. Мифология (от греч. сказание, предание) – отражение действительности в устном народном творчестве, в преданиях, легендах. Мифология основана на отражении окружающего человека мира через эмоциональные мифологические образы, аллегории, оживление природных сил и социальных явлений. К примеру, в древнегреческих легендах Зевс олицетворяется как бог грома и молнии, Аполлон, его сын – богом силы. Мифологическое мировоззрение – древнейшая форма мировоззрения человека. В нём человек и мир, мысль и эмоции (чувства), знания и воображение, материальное и духовное отражаются обобщённо, воображение и жизнь, естественность и божество, знание и вера отражаются целостно. Мифология, будучи первым способом осознания мира, имела важную роль в жизни людей. В рамках мифологии люди представляли прошлое, настоящее и будущее, создавали первичную систему ценностей. Позже мифология нашла своё отражение в устном народном творчестве, в письменных памятниках, литературе и искусстве. Несмотря на то, что мифология утратила в определённой мере свою значимость, она служила и служит своеобразной основой для развития культуры, науки и искусства, ибо в мифах (легендах) нашёл своё отражение многовековой опыт народов, и они считаются своеобразным корнем нравственности и духовности народов. В последующем этапе социального (общественного) развития отношение людей к миру нашло своё отражение в религиозном мировоззрении. Религиозное мировоззрение – это объяснение мира через связь его с божественными силами: это мировоззрение основано на вере. Религиозное мировоззрение тесно связано с божеством, религиозным поведением и обычаями. Религиозное мировоззрение необходимо рассматривать не как ограниченное, ошибочное мировоззрение, а как важную составную часть духовной культуры человечества. В этом смысле религиозное мировоззрение: а) отражает своеобразное отношение людей к миру; б) в рамках религиозного мировоззрения сосредоточены общечеловеческие, моральные ценности, наследие наших предков; в) религия, религиозное мировоззрение имело и имеет важное место в общественной жизни, в общественно-политических отношениях; г) на протяжении тысячелетий религиозное мировоззрение призывало людей к единству, сотрудничеству, служению добру. Исходя из вышесказанного, религию, религиозное мировоззрение необходимо рассматривать как составную часть мировой культуры и как национальную, и как общечеловеческую ценность. Религия, религиозное мировоззрение сегодня является особо значимой проблемой. Ибо независимость означает осознание национальной своеобразности, возрождение национальных ценностей. И мифологическое, и религиозное мировоззрения служили основой для формирования философского мировоззрения. Издревле люди стремились познать мир, сущность Вселенной в её целостности. Философское мировоззрение помогло людям понять сущность человека, его отношение к миру и самому себе, научило людей рационально мыслить. Оно позволяет людям понять мир, определить (установить) отношения между предметами и событиями, различать важное и неважное (второстепенное), понять и анализировать своеобразные стороны, противоречия вселенной. Рационально мыслить, мыслить философски означает, в первую очередь, мыслить обоснованно, умение защищать свое видение, умение мыслить свободно. Человека невозможно заставить мыслить философски. Мыслить философски не значит знать наизусть законы диалектики. В основе философского мышления лежит умение понимать действительность объективно, без всяких дополнений, такой, какая она есть и умение анализировать. На первый взгляд философия, оперирующая сложными, абстрактными понятиями, кажется сложной, на самом же деле философия неразрывно связана с реальной жизнью. Философское мировоззрение обращает своё внимание на своеобразные проблемы. Многие из этих проблем волнуют человечество и человека с древних времён. Каждое поколение вынуждено обращаться к ним вновь и вновь. Познание мира – одно из средств, способствующих философскому мышлению, формированию мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от других форм мировоззрения рядом особенностей: 1. Философское мировоззрение – совокупность целостных, систематизированных знаний о мире. 2. В философском мировоззрении мир отражается таким, каким он есть. Мир – единая целостная система. Все предметы и явления окружающего нас мира находятся в движении, изменении, развитии. Понимание мира таким, каков он есть – это понимание, в первую очередь, движения, изменения, развития, перехода одного качества в другое. 3. Все предметы, явления мира находятся во взаимосвязи, движении, развитии. Философское понимание мира – объективное понимание предметов и явлений, связей и отношений. 4. Философское мировоззрение требует определённой подготовки, культуры людей. Усвоение философских категорий, методов, законов, принципов, опора на развитие философии во взаимосвязи с другими науками имеют важное значение. 5. Философское мировоззрение – научное мировоззрение. Оно отражает объективное содержание мира с помощью диалектики относительной и абсолютной истин. 6. Философское мировоззрение является средством формирования духовной культуры людей. 7. Философское мировоззрение означает познание мира умом, сообразительностью. Поэтому философское мировоззрение приобщает человека к наблюдению, изучению, анализу, логическому мышлению и умозаключению. 8. Основу философского мировоззрения составляют мысли о сущности человека и мира, о соотношении мира и человека, смысле жизни, места человека в мире. С этой точки зрения, философское мировоззрение есть осознание сущности человека и мира. Развитие философии имеет давнюю историю. Философия – одна из форм общественного сознания. Термин «философия» впервые употребил древнегреческий мыслитель Пифагор (580-500 гг. до н.э.). Углубил содержание данного понятия древнегреческий мыслитель Платон (428-348 гг. до н.э.). Философия является самой древней наукой, её возникновение приходится на IV-III тысячелетия до н.э. Есть свидетельства о том, что философия формировалась и развивалась в начале в странах Азии, Индии, Китае, Греции. Философия, её предмет, объект исследования, проблемы издревле интересовали учёных. Изначально понятие «философия» употреблялось в широком значении и означало все знания людей об окружающей действительности. В различные времена учёные искали ответ на вопрос: «Что изучает философия?». Изначально философия наряду со знаниями людей, полученных от наблюдений за жизнью, включала и их мысли о себе, о мире. Предмет философии – не какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. Сущность философии – в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир-человек». Мысли о предмете философии изменялись в течение времени, философское понимание мира отражалось в различных формах. Развитие производства и наук, духовной культуры оказывало влияние на развитие философии. В Древней Греции пытались определить предмет философии. Тема спора о предмете философии освещалась и учёными Центральной Азии средневековья. Абу Наср Фараби (873-950 гг.) считал философию наукой, дающей современные и полные знания о сущности Вселенной, содержание всего сущего. Фараби создал много трудов по философии, философским проблемам. «Слово о субстанции» (Калом доил товхар), «Книга о законах» (Китоб доил навомис), «Слово о значении понятия философии» (Камол доил маъноси исм ас-фалсафа), «Книга о надобности философии», «Происхождение и классификация наук» (Инсо-ал-улум) – далеко неполный список этих работ. Абу Али Ибн Сина (Авиценна) (980-1037 гг.) продолжив мысль Фараби, считал задачей философии проанализировать все существующие предметы, их происхождение, сущность, взаимоотношения, переход от одного к другому. Философские взгляды Авиценны нашли своё отражение в его трудах: «Китоб-аш-шифо», «Данишноме», «Рисола ат-тайир», «Саломон и Айса», «Хайит ибн Яксон». Абу Абдуллох ал Хорезми считал, что философия состоит из двух частей теоретической и практической. По его мнению, к теоретической философии относятся естественные науки, божество, т.е. метафизика и логика. В средние века господствовала мысль о том, что философия – наука наук. В своих произведениях учёные пытались выявить проблемы, изучаемые философией: «Трактат о природе предметов» Лукреция, «О необъятности космоса» Д.Бруно, «Система природы» П.Гольбаха, «Законы медицины» Авиценны, «Философия природы» Гегеля посвящены данной проблеме. Таким образом, философия формировалась, прежде всего, как философия природы. В своих трудах философы анализировали общество: «Государство», «Законы» Платона, «Политика» Аристотеля, «О гражданстве» Гоббса, «Философия права» Гегеля – тому подтверждение. Наряду с изменением общественной жизни философы стремились создать теорию справедливого общества, выдвигая идеи справедливости, гуманности, правдивости, человечности, просвещения. Одним из основных объектов изучения философии является человек. Человек, его природа, отношение к миру, язык, мораль, проявление его способностей интересовали философов всегда. Сократ подчёркивал, что философия – это понимание жизни. Ряд трудов Аристотеля, Авиценны, Фараби, Беруни, Декарта посвящены философскому пониманию человека. О чём свидетельствуют произведения «О науках» Авиценны, «Философия мира» Гегеля. Вообще проблемами философии являются мир, его устройство, природа, общество, человек, место человека в обществе, познание человеком мира. Поэтому издревле люди ставили и искали ответ на вопросы: «Что такое мир?», «Как он устроен?», «Есть ли у него границы?», «Почему в мире происходят различные изменения?», «Что такое общество?», «Каково место человека в обществе?». Всё это, в свою очередь, требовало определения: 1. Отношение человека к миру. 2. Отношение человека к самому себе. 3. Отношение мира к человеку. Отношение человека к миру есть познание им мира, отношение же к самому себе проявляется в его понимании себя в качестве личности. Каким бы образом не проявлялись проблемы философии, в основе её понимается человек. Именно поэтому, говоря о предмете философии, мы, прежде всего, подразумеваем человека. Задача философии познать место человека в мире, его сущность, что, в свою очередь, подразумевает рассматривать человека как высший, уникальный, неповторимый результат развития вселенной и изучать его место в обществе. Проблемы философии, с точки зрения человека, можно условно разделить на три группы: 1. Происхождение и сущность вселенной. 2. Каков мир, его свойства и особенности, познаваем ли мир. 3. Проблемы, касающиеся отношений человека к миру и к самому себе. Формирование и развитие философии, философского мировоззрения происходит в неразрывной связи с развитием общества, общественной жизни. Место философии в обществе определяется его предметом. Как говорил великий китайский философ Конфуций: «Познание – это познание человека». С позиций современной науки предметом изучения философии как науки являются всеобщие законы Бытия, т.е. природы, общества, человеческого мышления и познания, места человека в мире. Схема 3. Предмет философии Философия – форма общественного сознания, вид теоретического мировоззрения, в котором в наиболее обобщенной форме отражается отношение человека к миру, система философских дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека. Философия как наука не может развиваться без взаимосвязи с частными науками. При этом философы должны изучать новейшие данные частных наук, выявляемые ими факты, законы, обобщать их и выводить новые всеобщие принципы, законы, категории, положения и постоянно за счёт этого развивать философию. Представители частных наук (физика, химия, астрономия и т.д.) должны изучать философию для того, чтобы, зная наиболее общие, всеобщие законы бытия, расширять свой кругозор, своё мировоззрение и на фоне этого лучше ориентироваться в своём предмете. Частные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы. Философия же делает предметом своего анализа обобщение данных частных наук. Крупнейшие открытия в частных науках способствовали интенсивному развитию философии, утверждению определённых научно-философских выводов. С другой стороны, философия оказывает воздействие на развитие частных наук через научно-философское мировоззрение учёного. Говоря о роли, которую играет философия в обществе, как и для чего используется философское знание, прежде всего, необходимо рассмотреть функции философии. Философия имеет важное значение в правильном понимании человеком сущности Бытия. Мировоззрение человека проявляется, в первую очередь, в его нравственном мире, культуре мышления, правильном понимании действительности. Понимание действительности – это подробный анализ и осмысление природы, общества, сложных общественных, экономических процессов, нравственных событий, происходящих в обществе. Осознание действительности – чувствовать себя частью природы и общества, человечества, проявление своего отношения к ним, деятельность, соответствующая этому. Философское мировоззрение служит воспитанию чувства ответственности человека перед природой и обществом и самим собой. Философия выполняет методологическую функцию. Методологическая функция философии обусловлена тем, что в ней вырабатывается самый общий тип методологического знания, которым можно руководствоваться во всех сферах человеческой деятельности, философия выступает как общая методология деятельности, на которую опираются частные методологии отдельных ее видов. Философия – наука, непосредственно направленная на формирование сознания человека. Что свидетельствует о её воспитательной функции. Говоря о том, что философия является важным фактором воспитания человека, мы имеем в виду её влияние на жизнь, деятельность человека, и то, что она готовит человека занять достойное место в обществе. Такая постановка вопроса позволяет глубоко осмыслить место философии в жизни человека. Философия является важным фактором нравственного возвышения человека. Важный аспект проблемы человека в философии составляет его гармоничное развитие. Такая постановка вопроса особенно прослеживается в философии Востока, в частности, в философии Центральной Азии. Философия через осмысление сложных процессов, протекающих в обществе, его состояние, противоречий, перспектив развития способствует определению и решению проблем его развития, прогресса. Эти проблемы непосредственно вытекают из жизни, анализа общества и имеют общечеловеческий характер. Изучение вопросов, касающихся природы и человека, общества, человечества, решение их с точки зрения времени свидетельствует о значении философии в изучении общественной жизни. Каждому времени, каждому обществу присущи свои философские проблемы, требующие своего разрешения. Книга Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова «Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия стабильности, гарантии прогресса» начинающаяся словами: «Кто мы и что мы в этом мире, куда мы идём, где и каким будет наше место, когда человечество вступит в новый XXI век»1 есть яркий пример философского анализа современного уровня развития общества. В данном труде излагается судьба нашего достижения – независимости, и то, как задачи развития нашего общества в новом тысячелетии зависят от правильного понимания факторов, угрожающих современному развитию. Вопросы, поставленные в ней: «Как сохранить безопасность? За счёт чего можно добиться развития?» и ответы на них зависят от того, насколько правильно мы понимаем наше общество и насколько его члены осознают свою ответственность. Значит, философия формирует общественно-политическое мировоззрение человека, вместе с тем пробуждает его чувство ответственности перед обществом. Философия выполняет также гносеологическую функцию, т.е. подробно разъясняет законы развития предметов и явлений в окружающем мире, диалектику объекта и субъекта в процессе познания. Также философия вооружает представителей частных наук основными формами, методами и принципами научного познания. Вопросы для самопроверки: 1. Каково лексическое значение термина «философия»? Что говорил Фараби по этому поводу? 2. Расскажите о мировоззрении и его основных особенностях. 3. Каковы основные типы мировоззрения и их особенности? Что вы знаете о мифологическом мировоззрении? 4. В чём суть религиозного мировоззрения, и каковы её основные элементы? 5. Что Вы знаете о свободе вероисповедания и отношении к религии и политике? 6. В чём особенность философского мировоззрения? 7. Каково значение философии в формировании культуры мышления, мировоззрения личности? 8. Каковы основные проблемы философии? Темы для самостоятельной работы (рефераты, доклады, презентации) 1. Сущность и структура мировоззрения. 2. Исторические формы мировоззрения. 3. Философия и мировоззрение. 4. Предмет и метод философии как науки. 5. Взаимосвязь философии с другими науками. 6. Мировоззренческое и методологическое значение философии как науки. 7. Личность философа (философия как образ жизни). 8. Современная научная картина мира. 9. Философия и религия. 10. Функции философии. Литература: 1. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. 2. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. Высшее образование -М.: "СЛОВО", 2003. 3. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия.- СПб: Питер Пресс, 2009. 4. Основы философии/ Под ред. М.А.Ахмедовой, В.С.Хана. – Ташкент: Ўзбекистон, 2004.- С.7-30, 203-221. 5. Пулатова Д.А., Иззетова Э.М. Философия. – Ташкент, 2013. 6. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2007.- С.5-16. 7. Туленова К.Ж., Иззетова Э.М., Агаронян Ю.А., Ли Е.В. Основы философской науки. – Ташкент: ТГПУ им. Низами, 2011. 8. Философия. Курс лекций/ Авт.-сост. И.Саифназаров и др.– Ташкент, 2002.- С.6-26.
«Предмет философии его содержание и роль в обществе» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot