Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Правовое положение воинских частей и военных организаций

  • 👀 366 просмотров
  • 📌 326 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Правовое положение воинских частей и военных организаций» docx
Раздел 1. Организационно – правовые вопросы защиты РФ Тема 5. Правовая работа при организации и проведении мероприятий, связанных с прохождением военной службы Лекция № 11. Правовое положение воинских частей и военных организаций Обсуждено на заседании кафедры «__ »__________ 20__ года Протокол № СОДЕРЖАНИЕ: Цели занятия: 1) Дать систематизированные основы научных знаний о правовом регулировании войскового хозяйства, раскрывать состояние и перспективы развития правовой отрасли, профессиональной служебной деятельности, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления. 2) Формирование теоретической базы общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций. Данная лекция служит формированию у обучаемых следующих компетенций (в соответствии с рабочими программами специальностей по учебной дисциплине «Правоведение»): Специальность 140801 – ОК-2. Специальность 161101 02 – ОК-1, ОК-2. Специальность 161101 03 – ПК-1, ПК-3. Специальность 190109 – ПК-2, ПК-7. Специальность 200106 – ПК-1, ПК-3. Специальность 210602 01 – ОК-3. Специальность 210602 07 - ОК-3. Специальность 210701 – ОК-2. Специальность 230106 – ОК-2. ВРЕМЯ: 2 часа УЧЕБНО – МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: СИО-11 УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Понятие войскового хозяйства и организация его ведения. 2. Обязанности должностных лиц по организации войскового хозяйства. 3. Организация войскового учета и списания материальных средств ЛИТЕРАТУРА: 1. Руководство по войсковому (корабельному) хозяйству в ВС РФ. Приказ МО РФ № 2222 от 27.08.2012 г. 1. ПОНЯТИЕ ВОЙСКОВОГО ХОЗЯЙСТВА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЕГО ВЕДЕНИЯ Правовое положение воинских частей и военных организаций Военные организации создаются в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, в связи с чем они имеют существенные особенности организации и деятельности, обусловленные указанными целями их создания. Для выяснения сущности и предназначения военной организации необходимо в первую очередь рассмотреть правовое положение военной организации, ее роль и место в деле военного строительства, обеспечения вооруженной защиты Отечества, его безопасности. Под военными организациями принято понимать органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения (включая военные образовательные учреждения профессионального образования), предприятия и другие организационно-правовые образования, действующие в войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба, в совокупности образующих военную организацию государства. Особенности правового положения отдельных видов военных организаций определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами, такими как ГК РФ, Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации", Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, УВС ВС РФ, Положение о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, Положение о войсковом (корабельном) хозяйстве и др. Виды военных организаций Наиболее распространенной и характерной для Вооруженных Сил военной организацией является воинская часть. Воинские части - это состоящие, как правило, на государственном федеральном бюджете России боевые подразделения, являющиеся в тактическом, административном и хозяйственном отношении самостоятельными организационными единицами Вооруженных Сил Российской Федерации, повседневная деятельность которых регламентируется специфическими военно-административными актами - общевоинскими и специальными уставами, положениями, наставлениями и другими нормативными правовыми документами. К воинским частям относятся полки (корабли 1 ранга), бригады, отдельные батальоны, дивизионы и авиаэскадрильи, не входящие в состав полков, корабли 2 ранга, отдельные роты, не входящие в состав батальонов и полков, корабли 3 ранга, а также другие им подобные воинские формирования. Кроме воинских частей, к военным организациям относятся различные военные предприятия, военные комиссариаты, военные учебные заведения, военные представительства, военные суды и военные прокуратуры, военные комендатуры, а также многие другие организации, основным предназначением которых является не столько выполнение боевых задач, как это свойственно для воинских частей, сколько всестороннее обеспечение нормальных условий жизнедеятельности войск, способствующих выполнению ими задач по вооруженной защите Отечества. Особенности организации и деятельности военных организаций обусловлены в первую очередь принципами строительства Вооруженных Сил, такими как максимальная централизация и единоначалие в военном управлении; административно-хозяйственная самостоятельность воинских частей и других военных организаций; подчинение их вышестоящим военным организациям (органам военного управления); поддержание в военных организациях строгой воинской дисциплины и др. Кроме того, на специфику организации и деятельности военных организаций оказывают существенное влияние такие факторы, как система устройства Вооруженных Сил (других войск, органов и воинских формирований), их общая организация; принципы комплектования войск; прохождение в военных организациях военной службы (как по контракту, так и по призыву); правовые основы организации материально-технического снабжения военных организаций, войскового хозяйства, различных видов довольствия военнослужащих; полномочия государственных органов в области обороны, а также функции, обязанности и права центральных, окружных и других органов военного управления и т.п. Следует отметить в качестве особенности также и то обстоятельство, что ряд военных организаций не входят в систему органов военного управления Вооруженных Сил, других войск, военных формирований и органов в силу специфики стоящих перед ними задач. В частности, в их числе можно указать военные суды и военные прокуратуры, которые хотя и создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, однако не подчинены ни руководителям этих военных организаций, ни их вышестоящим начальникам. Правовой режим имущества воинских частей и военных организаций Военное имущество - это состоящие в федеральной собственности материальные средства, находящиеся у военных организаций на праве оперативного управления или хозяйственного ведения для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов (в мирное и военное время) по обеспечению обороны страны и безопасности государства. Правовой режим военного имущества различается в зависимости от того, является это имущество движимым или недвижимым. Под недвижимым военным имуществом принято понимать состоящие на балансе или закрепленные за военными организациями казарменно-жилищные и складские фонды, административные и специальные здания, коммунальные и иные сооружения, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, а также другие объекты, которые в соответствии с действующим гражданским законодательством подлежат государственной регистрации. К движимому военному имуществу относятся все остальные материальные средства военных организаций, переданные им установленным порядком для выполнения их специфических задач в области обороны и безопасности Отечества. Под правовым режимом имущества принято понимать совокупность установленных действующим законодательством и связанных с этим имуществом прав, обязанностей и ответственности субъектов имущественных отношений. Субъектами правоотношений, которые возникают по поводу военного имущества, являются Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации, уполномоченные им органы (Министерство имущественных отношений Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и нижестоящие органы военного управления в соответствии с их полномочиями), военные организации. Военное имущество является собственностью государства, от имени которого права собственника имущества военной организации осуществляет Правительство Российской Федерации и уполномоченные им органы - федеральный орган исполнительной власти по управлению государственным имуществом и соответствующий федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующая военная организация, в пределах предоставленных им прав. В условиях войск можно выделить следующие основания прекращения прав на военное имущество: • в результате использования по целевому назначению как в ходе боевых действий или учений (боеприпасы, ракеты, макеты и т.п.), так и в повседневной деятельности войск (продовольствие, медикаменты, вещевое имущество, топливо и т.п.); • в результате утраты, как в ходе боевых действий, стихийных бедствий, так и по халатности или иной противоправной деятельности; • в результате участия военной организации в гражданском обороте, в случаях, допускаемых законодательством (например, в соответствии со ст. 331 Положения о войсковом (корабельном) хозяйстве (введено в действие приказом министра обороны 1977 г. N 105) в гарнизонах, вблизи которых нет гражданских аптек, членам семей военнослужащих, рабочим и служащим Вооруженных Сил разрешается отпускать медикаменты и другое расходное медицинское имущество за плату из аптек воинских частей или соединений по единым государственным розничным ценам); • в порядке реализации военного имущества по решению вышестоящих органов военного управления; • путем изъятия по решению уполномоченных вышестоящих органов военного управления (при переформировании, передислокации, сокращении, ликвидации, снятии материальных средств со снабжения, наличии в частях (соединениях) излишних материальных средств, сезонной смены имущества и т.п.). К правовым гарантиям правового режима имущества военных организаций относятся следующие: - наличие специальных государственных органов - подразделений юридической службы Вооруженных Сил и других войск, воинских формирований и органов, военной прокуратуры и военных судов; - наличие правовых средств обеспечения сохранности и целевого использования имущества военных организаций - права на обращение в суд общей юрисдикции и арбитражный суд, а также в военную прокуратуру, правовая экспертиза проектов приказов органов военного управления, актов списания материальных средств, проектов договоров и т.п.; - предоставление органам военного управления права осуществлять контроль за соблюдением подчиненными правового режима имущества военных организаций; - преобладание в нормативных актах, регулирующих правовой режим имущества военных организаций, военно-административных норм; - установление специальной ответственности - материальной ответственности военнослужащих за причинение ими при исполнении служебных обязанностей материального ущерба. Понятие войскового хозяйства и организация его ведения Под войсковым (корабельным) хозяйством военных организаций принято понимать материально-техническую базу с запасами материальных средств, включающую объекты хозяйственного, технического, медицинского назначения и учебно-материальной базы боевой подготовки, предназначенную для всестороннего и бесперебойного обеспечения деятельности военных организаций, материально-бытовых и культурных потребностей их личного состава, правильной эксплуатации и сохранности вооружения, боевой и другой техники, боеприпасов, горючего и иных материальных средств. Основные задачи войскового хозяйства: • всестороннее и бесперебойное обеспечение боевой подготовки, • поддержание в постоянной боевой и мобилизационной готовности воинских частей и соединений • создание условий для быстрого их перевода с мирного положения на военное. Другими словами, по своей сути войсковое (корабельное) хозяйство представляет собой систему материального обеспечения реализации целей и задач военных организаций в области обороны и безопасности государства, включающую в себя, помимо материально-технических средств, также и повседневную деятельность всех должностных лиц, принимающих участие в надлежащем функционировании этого хозяйства. Выделяют ряд принципов организации и ведения войскового (корабельного) хозяйства, таких как: • принцип обособленности (проявляется в автономном, относительно самостоятельном существовании хозяйства воинской части относительно других воинских частей или вышестоящих органов военного управления); • принцип единства (выражается в единой стройной иерархически организованной системе хозяйственных отношений всех уровней и подразделений воинской части, во главе которой стоит командир этой части); • принцип организации и ведения хозяйства воинской части по основным видам, материальных средств, поступающим в войска (ракетное вооружение и техника, бронетанковое вооружение и техника и т. п.); • принцип сочетания централизованного и децентрализованного снабжения войск (организация и ведение хозяйства как за счет поставок из центра, так и за счет приобретения продукции, результатов работ и услуг из местных источников); • принцип живучести (заключающийся в способности войскового (корабельного) хозяйства выполнять свои задачи в тяжелых боевых условиях); • принцип законности (означающий организацию и ведение войскового хозяйства в строгом соответствии с требованиями Конституции и законодательства РФ). Содержание организации и ведения войскового хозяйства (хозяйственная деятельность) включает комплекс повторяющихся во времени и постоянно проводимых органами военного управления и должностными лицами военных организаций мероприятий, включающих: 1. планирование и организацию работы служб, подразделений и объектов хозяйственного, технического и медицинского назначения, а также непрерывное управление и осуществление контроля за этой работой; 2. истребование, получение, подвоз, хранение, выдачу и расходование материальных и денежных средств, а также своевременное и полное доведение до личного состава положенного довольствия, удовлетворение его материально-бытовых, культурных потребностей и сохранение здоровья; 3. обеспечение правильной эксплуатации, хранения и ремонта вооружения, боевой и другой техники и имущества, капитальное строительство, эксплуатацию и ремонт казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений, а также других объектов; 4. содержание в надлежащем состоянии, совершенствование и развитие объектов учебно-материальной базы боевой подготовки, воспитательной, культурно-просветительной и патриотической работы; 5. ведение делопроизводства, учета и отчетности по всем видам материальных средств и др. Нормы и особенности обеспечения воинских частей, соединений, а также других военных организаций и органов вооружением, боевой и другой техникой, боеприпасами, горючим и иными материальными средствами, порядок xpaнения, эксплуатации (использования) и ремонта вооружения, боевой и другой техники определяются соответствующими приказами (директивами), положениями, наставлениями, инструкциями и руководствами по соответствующим видам сил, родам войск и службам. Создается войсковое (корабельное) хозяйство одновременно с формированием военной организации, которая должна иметь обособленное имущество для полноценного осуществления своей деятельности в соответствии с установленными ей целями и задачами. Вновь формируемым военным организациям для размещения личного состава, вооружения, боевой и другой техники и материальных средств выделяются казарменно-жилищный фонд и земельные участки, необходимые для размещения в стационарных условиях и организации учебных центров (лагерей), стрельбищ, полигонов, аэродромов, автомобильных дорог, складов, казарм, парков, танкодромов и других нужд. Предоставление помещений для размещения личного состава в указанных случаях производится решением уполномоченного органа военного управления, на которого возложена ответственность за формирование военной организации, через квартирно-эксплуатационные органы исходя из штатной численности, установленной дислокации, действующих норм расквартирования и указаний вышестоящего органа управления. Прием казарменно-жилищного и лагерного фонда, коммунальных сооружений и земельных участков, отводимых для военных организаций, производится их представителями и представителями квартирно-эксплуатационных органов района (гарнизона) по актам и описям, для чего приказом начальника гарнизона назначается комиссия. Кроме того, военная организация в период формирования обеспечивается материальными и денежными средствами частью-формирователем (соединением - формирователем). На самостоятельное обеспечение материальными и денежными средствами вновь формируемая военная организация переходит после окончания формирования ее служб. Зачисление на обеспечение производится управлениями (отделами) военного округа на основании приказа командующего об окончании формирования и донесений этой военной организации о полученных в период формирования материальных и денежных средствах. Для получения необходимых материальных средств распоряжением управлений (отделов) военного округа сформированная военная организация прикрепляется к окружным складам и базам поставщиков. К основным источникам пополнения материальных средств военных организаций относятся: • продукция, доставляемая централизованно или получаемая на местах по планам центральных (вышестоящих) органов военного управления; • поставки из местных ресурсов; • продукция, выпускаемая предприятиями МО, других войск, воинских формирований и органов; • продукция, производимая силами и средствами воинских частей (других военных организаций). Обеспечение в централизованном порядке военных организаций материальными средствами осуществляется, как правило, применительно к устройству и структуре органов военного управления: от центральных органов (через военные округа, соединения, воинские части, подразделения) до конкретных военнослужащих (работников из числа гражданского персонала воинских частей), которым военное имущество выдается для личного пользования либо за которыми оно закрепляется для хранения, технического обслуживания, эксплуатации, использования в служебной деятельности и т. п. Правоотношения, связанные с поставкой имущества, изъятого из гражданского оборота, в рамках оборонного заказа, возникают на основании государственных контрактов - административных договоров, которые заключаются и исполняются по правилам, предусмотренным гражданским законодательством. Эти правоотношения носят административный характер лишь в силу особого правового режима указанного имущества. Для бесперебойного обеспечения материальными средствами в частях и соединениях содержатся запасы текущего снабжения (довольствия) вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия и других материальных средств. При определении размеров запасов текущего снабжения (довольствия) учитываются выполняемые задачи, нормы расхода, особенности расквартирования войск (физико-географические условия, удаленность от складов, условия подвоза), наличие складской базы, возможности хранения материальных средств. Потребность военной организации в материальных средствах определяется в соответствии со списочной численностью личного состава, наличием вооружения и техники, штатами и табелями к штатам, нормами снабжения (расхода), данными о наличии материальных средств, планом боевой подготовки, воспитательной работы и годовым хозяйственным планом. Для получения данных об обеспеченности частей материальными средствами управления военного округа используют их отчеты и донесения, представляемые в соответствии с табелями срочных донесений. Прием материальных средств, поступивших в адрес воинской части под ответственность железной дороги (водного, воздушного транспорта), производится на железнодорожной станции (в порту, аэропорту) назначения комиссией воинской части в присутствии представителя железнодорожного (водного, воздушного) транспорта. Обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности железной дороги (порта, аэропорта), воинской части или поставщика (отправителя) при железнодорожной (водной, воздушной) перевозке, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы, составляемыми представителями транспортных органов, а так же грузополучателем, если он участвовал в проверке груза. В случаях отказа транспортных органов от составления коммерческого акта недостача или повреждение груза должны быть заактированы комиссией войсковой части (соединения) в день принятия материальных средств и обжалован отказ станции (порта, аэропорта) назначения в вышестоящем транспортном органе. Кроме комиссии, акт подписывает представитель незаинтересованной организации (транспортной милиции). Количественный и качественный прием доставленных в военную организацию приемщиком или сдатчиком материальных средств производится начальником склада или другим материально ответственным лицом. При этом определение качественного состояния поступивших вооружения, технического имущества, горючего, продовольствия и других материальных средств производится согласно правилам, установленным соответствующими положениями, руководствами и инструкциями. В случае поставки недоброкачественной или некомплектной продукции вызывается представитель поставщика для участия в приеме материальных средств и составления акта. Для выявления причин недостачи и порчи материальных средств и виновных в этом лиц руководитель военной организации назначает административное расследование и по его результатам принимает решение о наказании виновных и взыскании с них стоимости утраченных материальных средств или истребовании инспекторского свидетельства для списания стоимости утраченных материальных средств за счет государства в установленном порядке, а также принимает меры к устранению причин и условий, способствующих возникновению потерь. При переводе воинских частей или других военных организаций из одного военного округа в другой соответствующие управления или отделы округа выдают этим организациям аттестаты, которые являются основными документами, дающими право зачисления на обеспечение по новому месту дислокации. Основанием для зачисления на обеспечение военных организаций, передислоцируемых из одного пункта в другой, являются также приказ (директива) командования о передислокации (перебазировании) и копии последних отчетов, заверенные вышестоящими органами. Документами, подтверждающими обеспеченность военнослужащего продовольствием, вещевым и другим имуществом, являются аттестаты, выдаваемые ему на эти материальные средства при убытии из состава одной воинской части в другую воинскую часть, а основанием для зачисления на обеспечение подразделений, отдельных команд и отдельных военнослужащих являются аттестат и командировочное предписание (отпускной билет). При передислокации воинской части ее командир до убытия в новый пункт должен: • закончить все расчеты с поставщиками и платными потребителями (за топливо, коммунальные услуги и пр.), гражданским персоналом; • выполнить все необходимые работы по приведению в порядок казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений, оборудования, территории, квартирного имущества, а также по консервации зданий и сооружений; • сдать квартирно-эксплуатационной части района (гарнизона) по актам и описям казарменно-жилищный фонд, коммунальные сооружения, оборудование, земельные участки, мебель и другое квартирное имущество, незаконченные объекты капитального строительства (капитального ремонта), • а также выполнить другие необходимые мероприятия. Поставки из местных ресурсов также являются важным источником пополнения материальных средств, обеспечивающих повседневную деятельность военных организаций, их боеготовность. Материальные средства, которые не отпускаются натурой в порядке централизованного снабжения или заготовка которых поручается воинской части самостоятельно заготавливаются военной организацией путем заключения договоров на их поставку. При этом военные организации могут быть субъектами различных обязательств, возникающих из договоров. В сфере договорных связей наиболее распространены случаи их выступления в качестве покупателей в договорах поставки материальных ценностей, а также заказчиков в договорах на выполнение работ и оказание услуг. Военная организация может заключать гражданско-правовые договоры, создавая для себя гражданские права и принимая гражданские обязанности, но при этом она обязана исходить из доведенных ей в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. Объем таких лимитов ни в коем случае не может быть превышен военной организацией, и обязательства, не учтенные в органах федерального казначейства, исполнению за счет федерального бюджета не подлежат. Важной гарантией возможности участия военной организации в имущественном обороте, обеспечивающей интересы ее кредиторов и ограничивающей возможности со стороны вышестоящих органов военного управления повлиять на осуществление разрешенных ей видов приносящей доход деятельности, является положение, запрещающее вышестоящим распорядителям бюджетных средств (распорядителям кредитов) уменьшать военной организации, находящейся в их ведении, лимиты бюджетных обязательств, если военная организация уже приняла под них обязательства (т. е. заключила договор или договоры, сумма обязательств по которым для военной организации укладывается в сумму выделенных ей лимитов). В то же время участие военных организаций в имущественном обороте не ограничивается ролью покупателя товаров, работ или услуг. Используя выделенные ей по смете из федерального бюджета денежные средства, а также имеющееся у нее на праве хозяйственного ведения и оперативного управления имущество, военная организация может вступать и в иные разрешенные ей создавшим ее собственником гражданские правоотношения, в том числе заниматься и приносящей доход деятельностью. Хозяйственные правоотношения воинской части с другими организациями по поставкам, работам и услугам оформляются договорами и соглашениями, при этом между военными организациями одного ведомства договоры и соглашения, как правило, не заключаются. Взаимное выполнение поставок (услуг, работ) этими частями регулируется начальниками соответствующих служб вышестоящих органов военного управления. Проект договора и все приложения к нему разрабатываются начальником службы части, к ведению которого относится объект договора, и подписываются командиром части. До подписания все договоры и соглашения предварительно проверяются начальником финансовой службы воинской части в отношении соответствия их действующему законодательству, установленным ценам и обеспеченности денежными средствами. Без визы начальника финансовой службы договоры и соглашения командиром части на подпись не принимаются. Представляется важным также до подписания договора представлять его проект на правовую экспертизу в подразделение юридической службы для его тщательной правовой проработки по вопросам наличия и однозначного понимания существенных условий договора (предмета, срока реализации, цены договора и др.), а также санкций — случае его невыполнения контрагентом. Подписанные командиром воинской части договоры, связанные с расходованием денежных средств, передаются финансовой службе воинской части, а после — соответствующим службам, к ведению которых относится предмет договора. Контроль за выполнением договоров осуществляют соответствующие заместители командира и начальники служб части, на которых возлагается вся полнота ответственности за надлежащую реализацию условий договора. Воинская часть (соединение) производит самостоятельные заготовки тех материальных средств, которые не отпускаются натурой в порядке централизованного снабжения или заготовки которых в отдельных случаях поручаются части. Например, строительные материалы для ремонта казарменно-жилищного фонда, лагерных построек, коммунальных сооружений, квартирного имущества и нужд боевой подготовки, кроме получения в порядке централизованного снабжения, могут заготавливаться в пределах потребности, предусмотренной планами и сметами ремонта, через соответствующие гражданские снабжающие и торгующие организации, а разовые покупки в небольших количествах могут производиться на мелкооптовых базах или в специализированных магазинах. Заготовленные воинской частью (соединением) материальные средства должны быть своевременно учтены, показаны в отчетности и засчитаны управлениями (отделами) военного округа в обеспеченность части. Подсобное хозяйство воинской части имеет большое значение в решении вопросов продовольственного обеспечения личного состава. Оно предназначено для получения различных видов продуктов питания: мяса, кроликов и птицы, а также зелени, ранних овощей и картофеля. При наличии возможности и целесообразности в хозяйствах разрешается содержать фруктовые сады и водоемы для разведения рыбы. Хозяйство организуется по решению командира воинской части и оформляется его приказом. Работы по ведению хозяйства в основном выполняются силами и средствами воинской части, при этом руководство хозяйством в целом осуществляет сам командир части через своего заместителя по тылу и начальника продовольственной службы части. Производственно-финансовая деятельность хозяйства осуществляется на основе годового плана развития хозяйства и сметы-расчета денежного фонда части. Продукция хозяйства воинской части используется на плановое обеспечение воинской части в размерах, определяемых вышестоящим органом на дополнительное питание военнослужащих, а также для продажи в случаях, предусмотренных законодательством. Подсобные предприятия военных организаций (портновские и сапожные мастерские, типографии, лаборатории, зубоврачебные и другие медицинские кабинеты, парикмахерские, прачечные, фотографии, столовые, кафе, клубы и т. д.) также вносят значительный вклад в надлежащее функционирование войскового хозяйства. Ротное хозяйство является составной частью войскового хозяйства. Оно предназначается для обеспечения боевой подготовки роты и удовлетворения материально-бытовых и культурных потребностей ее личного состава. Для этого за ротой закрепляются помещения согласно УВС ВС РФ и ей выделяются необходимые материальные средства. Организация и ведение ротного хозяйства должны быть направлены на создание условий, обеспечивающих образцовый внутренний порядок, сохранность, правильное содержание и использование имеющихся в роте вооружения, боевой техники, транспорта и имущества, а также поддержание опрятного внешнего вида военнослужащих. Основными задачами ротного хозяйства являются: • поддержание в постоянной боевой готовности вооружения, боевой техники и транспорта; • своевременное получение и выдача личному составу роты положенных материальных и денежных средств; • создание нормальных бытовых условий, способствующих успешному проведению боевой подготовки личного состава роты; • правильное использование, сбережение, экономное расходование и учет положенных материальных средств, а также казарменного инвентаря и учебных пособий. Ротное хозяйство организует командир роты. Он руководит ротным хозяйством и несет ответственность за его состояние и обеспечение личного состава положенными материальными средствами. Помощниками и исполнителями распоряжений командира роты по ведению хозяйства являются командиры взводов и старшина роты. Порядок приема и передачи должности материально ответственными лицами военных организаций занимает важное место в деле укрепления войскового хозяйства, поэтому в военном законодательстве уделяется большое внимание правовому механизму передачи материальных ценностей, проверке их фактического наличия при приеме и передаче лицом, ведающим войсковым (корабельным) хозяйством. Принимать и сдавать дела обязаны все должностные лица при назначениях и переводах на новые должности, особенно подробно этот вопрос регламентируется в отношении лиц, ведающих войсковым хозяйством, так как это повышает ответственность их за порученный им участок деятельности и способствует в целом обеспечению сохранности федеральной собственности. Для приема и сдачи дел и должности, начиная от начальника службы воинской части и выше (им соответствующими должностными лицами) приказом старшего начальника назначается комиссия. Кроме того, в работе по приему и сдаче дел и должности всеми материально ответственными лицами военной организации обязательно принимает участие внутренняя проверочная комиссия. Прием дел и должности производится лично принимающим от сдающего в присутствий комиссии. Комиссия, назначенная для приема и сдачи дел и должности, или внутренняя проверочная комиссия, в присутствии принимающего и сдающего дела и должность производит инвентаризацию материальных средств, принимаемых вновь назначенным должностным Лицом военной организации, и проверку хозяйственной деятельности служб, складов и других объектов с момента последней проверки, а также сличение учетных данных с данными фактического наличия материальных средств. Прием и сдача дел должностными лицами, ведающими войсковым (корабельным) хозяйством, оформляется актом, к которому прилагаются ведомости наличия и качественного состояния материальных средств с указанием наличия, качественного состояния, излишков и недостач, а также объяснение сдающего дела и должность о причинах образования недостач, излишков и наличия недостатков и недочетов в работе. В тех случаях, когда сдающий или вновь назначенный начальник имеет по отдельным статьям акта возражения, он излагает их в письменном виде в акте при его подписании. Вышестоящий начальник при утверждении акта о приеме и сдаче дел и должности обязан рассмотреть возражения. При необходимости для выявления истинного положения и разбора возражений сдающего или принимающего дела и должность лица распоряжением командира части назначается административное расследование. При этом лицо, сдающее дела и должность, убывает к новому месту службы после утверждения акта о приеме и сдаче дел и должности вышестоящим начальником. Непосредственные начальники несут ответственность за организацию и качественное проведение приема и сдачи дел и должности подчиненными им должностными лицами. Ликвидация войскового (корабельного) хозяйства военной организации также занимает важное место в обеспечении сохранности федерального имущества, в связи с чем подробно регламентируется военным законодательством Она проводится одновременно с расформированием (ликвидацией) самой воинской организации, которое осуществляется на основании директивы (приказа) вышестоящего начальника. В директиве указываются срок расформирования и основные мероприятия по ликвидации военной организации: 1. время закрытия текущего счета и окончания обревизования ликвидируемой военной организации; 2. порядок передачи ее личного состава, вооружения, техники и других материальных средств; 3. порядок передачи казарменно-жилищного фонда коммунальных сооружений, земельных участков и квартирного имущества; 4. порядок сдачи дел и документов, подлежащих хранению, и порядок уничтожения дел и документов на месте; 5. порядок уничтожения печатей и штампов; 6. сроки представления акта ликвидационной комиссии, а также другие вопросы, связанные с проведением ликвидации военной организации. Ликвидация войскового хозяйства расформировываемой военной организации возлагается на ее руководителя, который вместе со своим заместителем по тылу остается в военной организации до завершения ее расформирования и организует охрану освобождаемых зданий и сооружений военных городков со всем оборудованием и квартирным имуществом до передачи их установленным порядком. При этом начальники служб остаются в военной организации до завершения ликвидации своих служб, отчитываются за все числящиеся за ними материальные средства перед вышестоящим органом и представляют заключительный отчет. Для контроля за соблюдением порядка расформирования и точным выполнением приказа или директивы вышестоящего начальника, а также для оказания помощи военной организации при ликвидации войскового хозяйства приказом вышестоящего начальника назначается ликвидационная комиссия, которая: 1. проверяет фактическое наличие и качественное состояние материальных средств в части; 2. составляет ведомость наличия и качественного состояния материальных средств по каждой службе в отдельности и определяет недостачи и излишки; 3. проверяет состояние расчетов с поставщиками и состояние претензионных дел; 4. проверяет правильность погашения записей по книге учета недостач; 5. контролирует правильность обеспечения материальными и денежными средствами и аттестатами убывающих из состава воинской части подразделений, команд и отдельных военнослужащих, 6. а также проверяет заключительные отчеты по всем службам. Войсковое хозяйство считается ликвидированным с момента передачи в другие организации и снятия с войскового учета всех материальных средств расформировываемой военной организации. 2. ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОЙСКОВОГО ХОЗЯЙСТВА Субъектами деятельности по организации и ведению войскового (корабельного) хозяйства выступают все должностные лица, в обязанности которых входит обеспечение сохранности и надлежащего целевого использования военного имущества. Это в первую очередь руководители военных организаций, их заместители, начальники соответствующих служб и довольствующих органов военных организаций, старшины подразделений, кладовщики, начальники складов и т. п. Организует войсковое хозяйство и руководит им командир воинской части (другой военной организации), который осуществляет это руководство непосредственно, так и через штаб, своих заместителей, начальников родов войск и служб. Он должен постоянно осуществлять контроль за обеспеченностью военной организации материальными и денежными средствами, законностью и целесообразностью их расходования, за содержанием в исправном состоянии и правильным использованием вооружения, боевой и другой техники боеприпасов, горючего и иных материальных средств, объектов учебно-материальной базы, казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений, земельных участков и др. Важное место в организации и ведении войскового (корабельного) хозяйства отводится начальнику штаба части (соединения). Он должен знать состояние войскового (корабельного) хозяйства и контролировать выполнение распоряжений командира по вопросам его организации и ведения. Основным организатором войскового (корабельного) хозяйства является заместитель командира части по тылу (заместитель руководителя военной организации по материально - техническому обеспечению). Он отвечает за хозяйство части по подчиненным службам и его указания по общим вопросам планирования хозяйственной деятельности, подвозу материальных средств, торгово-бытовому, квартирно-эксплуатационному обеспечению и противопожарной охране обязательны для всех начальников родов войск, служб и командиров подразделений. Важное место в организации и ведении войскового (корабельного) хозяйства военных организаций отводится складам, которые должны находиться в постоянной готовности к выдаче и приему материальных средств в сроки, определяемые специальными указаниями. Ответственность за хранение и сбережение материальных средств на складах возлагается на соответствующих начальников служб, начальников складов (хранилищ) и кладовщиков. Ротное хозяйство организует командир роты. Он руководит ротным хозяйством и несет ответственность за его состояние и обеспечение личного состава положенными материальными средствами. Помощниками и исполнителями распоряжений командира роты по ведению хозяйства являются командиры взводов и старшина роты. Перечень лиц, ведающих войсковым (корабельным) хозяйством, приводится в различных нормативных правовых документах по соответствующим вопросам финансово-хозяйственной деятельности (положениях, руководствах, инструкциях, наставлениях и т. п.), в которых указываются полномочия и порядок отправления хозяйственных дел. 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЙСКОВОГО УЧЕТА И СПИСАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ Организация учета материальных средств в военных организациях. Учет материальных средств является важной составной частью войскового хозяйства и заключается прежде всего в надлежащем документальном оформлении в военной организации всех операций, связанных с поступлением, движением, изменением качественного состояния вооружения, боеприпасов, боевой и другой техники, а также всех других видов военного имущества и денежных средств. Такой учет принято называть войсковым. Все поступающее в войска имущество подлежит учету в соответствии с требованиями нормативных правовых документов. Выделяют три вида войскового учета: • статистический (дает необходимые количественные данные о наличии, движении и использовании какого-либо одного вида военного имущества); • оперативный (дает данные о наличии различных видов материальных средств, необходимых для выполнения определенной задачи); • бухгалтерский (дает наиболее полную информацию о наличии, движении и качественном состоянии всех материальных средств и каждой хозяйственной операции). Все документы, используемые при ведении бухгалтерского учета в военной организации, принято классифицировать на три основные группы: 1. первичные документы (накладные, наряды, раздаточные ведомости, акты, квитанции, аттестаты); 2. книги и карточки учета; 3. документы вспомогательного характера (доверенности, донесения, сводные ведомости, раскладки). Материальные средства подразделения воинской части получают через соответствующие службы со складов части. Получение (сдача) материальных средств оформляется приходными (расходными) документами. Прием и сдача имущества без учетных документов запрещается. Правильно организованный войсковой учет материальных средств военных организаций позволяет командирам, другим должностным лицам получать достоверные данные о наличии и состоянии военного имущества в подразделениях, а также осуществлять эффективный контроль за его сохранностью и правильным использованием. Списание материальных средств: основания и порядок Порядок списания материальных средств в военных организациях регламентируется различными руководствами, положениями и другими нормативными правовыми актами органов военного управления. В результате списания военное имущество снимается с учета, о чем делается соответствующая запись в книгах и карточках учета военной организации. Военное законодательство предусматривает следующие основания списания материальных средств: • израсходование материальных средств по прямому назначению (когда они законно прекратили свое существование либо изменили свою предназначенную форму существования в результате их использования либо невозвратно убыли из военной организации - списываются с учета на основании первичных расходных документов); • образование недостачи материальных средств в пределах установленных норм естественной убыли (в случае обнаружения недостач в пределах норм естественной убыли при приеме материальных средств, инвентаризациях, ревизиях, проверках - списываются с учета в соответствующих службах решением командира воинской части); • износ материальных средств в процессе их нормальной эксплуатации (когда они сняты с вооружения, пришли в негодность при испытаниях либо по истечении установленных сроков эксплуатации, хранения или годности и если эти материальные средства по своему качественному состоянию не могут быть отремонтированы и использованы по прямому назначению - списываются командиром части или вышестоящим начальником по актам технического состояния, оформленным комиссиями после тщательной проверки их качественного состояния); • утрата, порча или преждевременный износ материальных средств (списание негодного или утраченного военного имущества и денежных средств в воинской части осуществляется в соответствии с Руководством по списанию с учета пришедших в негодное (предельное) состояние или утраченных материальных и денежных средств. Такое списание осуществляется на основании инспекторских свидетельств, выдаваемых командирами воинских частей или прямыми вышестоящими должностными лицами в зависимости от стоимости списываемого имущества или суммы денежных средств. Размер сумм, в пределах которых командиры (начальники) вправе списывать военное имущество по инспекторским свидетельствам, устанавливается на основании указанного выше Руководства (см., например, приказ министра обороны Российской Федерации от 11 апреля 1996 г. № 142 и указание министра обороны Российской Федерации от 19 августа 2000 г. № 205/2/417). Перечень оснований (случаев) выдачи инспекторских свидетельств на списание утраченных и иных преждевременно вышедших из строя средств является исчерпывающим и содержится в вышеназванном Руководстве. При оформлении инспекторского свидетельства следует учитывать, что его выдача производится только после проведения административного расследования обстоятельств утраты, установления причин возникновения ущерба/его размеров, а при наличии виновных лиц — привлечения их к предусмотренной законом ответственности. Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия. Данная мера направлена на то, чтобы командиры использовали все средства для возмещения ущерба государству за счет виновных лиц. К ходатайству на получение инспекторского свидетельства должны прилагаться документы, обосновывающие полную безнадежность взыскания ущерба за счет виновных лиц: • материалы ревизии, проверки, дознания, административного расследования и выписка из приказа о его результатах; • выписка из книги учета недостач; • копии приказов и распоряжений на уничтожение материальных средств при заразных заболеваниях или в целях предотвращения захвата их противником, а также об утрате их в результате стихийных бедствий, катастроф и аварий; • оформленный паспорт или формуляр; • заключения, подтверждающие непригодность материальных средств к дальнейшему использованию; • расчет остаточной стоимости материальных средств, подлежащих списанию, подписанный должностными лицами воинской части, и т. п. Ходатайства о выдаче инспекторских свидетельств, не подтвержденные с ответствующими документами, не принимаются к рассмотрению. Ходатайств о выдаче инспекторского свидетельства на списание материальных и денежных средств, утраченных в ходе военных действий или в результате диверсий, оформляется на средства, утраченные за истекшие сутки, по итогам боя. Днем списания утраченных материальных средств является день принятия правомочным должностным лицом решения о выдаче инспекторского свидетельства.
«Правовое положение воинских частей и военных организаций» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot