Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Правовое обеспечение экономической безопасности в РФ

  • 👀 3995 просмотров
  • 📌 3939 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Правовое обеспечение экономической безопасности в РФ
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Правовое обеспечение экономической безопасности в РФ» docx
Тема 1 Правовое обеспечение экономической безопасности в РФ Понятие, предмет, содержание и субъекты экономической безопасности в РФ. Историко-правовой аспект реформ России в свете обеспечения экономической безопасности РФ. Развитие экономики и Государственная стратегия экономической безопасности РФ. Критерии и специфика обеспечения экономической безопасности РФ. Международно-правовые нормы об обеспечении безопасности. Российская Федерация испытывает непростой исторический период становления новейших социально-экономических взаимоотношений. Переход к новым формам государственного управления совершается в условиях постоянного недостатка и двойственности правовой основы, регулирующей экономические отношения, отставания законодательства от реально происходящих в мире действий. В международных отношениях Российская Федерация встречается со стремлением промышленно развитых государств, больших зарубежных корпораций использовать обстановку в Российской федерации и странах – участниках Содружества Независимых Государств (СНГ) в своих финансовых и политических интересах. Все это без исключения создает особо значительную целеустремленную деятельность по обеспечению финансовой защищенности государства и еѐ граждан на основе общей государственной стратегии. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации является сложной составляющей государственной безопасности Российской Федерации в целом. Она нацелена на реализацию экономических переустройств в ближайшие три-пять лет. Государственная стратегия формирует и конкретизирует соответствующие утверждения разрабатываемой концепции национальной безопасности России с учетом государственных заинтересованностей в области экономики. Стратегия экономической безопасности и государственная экономическая политика – категории и инструменты государственного регулирования экономики – должны находиться во взаимозависимости и взаимодействии друг с другом. С одной стороны, стратегия экономической безопасности – часть экономической политики – отражает ее стратегические целевые ориентиры, желаемое качество регулируемой макроэкономической системы. С другой стороны, оценки количественных параметров, характеризующие желаемое состояние экономики, определяют ограничения на использование тех методов проведения экономической политики, возможные результаты применения которых способны снизить уровень экономической безопасности. В предшествующие годы наша страна находилась в экономическом кризисе, аналитики предрекают нестабильность экономики, связывая это с ожидаемыми колебаниями мировых цен на нефть от 20 до 100 долларов за баррель, при значительном перепроизводстве нефти в мире. Нестабильности способствуют быстро изменяющиеся политические ситуации, борьба с ИГИЛ (террористическим Исламским государством организация запрещена в РФ), создание коалиций, иногда противоречивых, множественность интерпретаций экономических и военных ситуаций, инертность международных организаций, опасность военных конфликтов ядерных держав, смещение эпицентров экономических и политических событий. Существует множество и других проблем, о которых будет сказано далее, которые влияют на экономическую безопасность. Безопасность личности, безопасность деятельности, безопасность государства, предприятия – важнейшие критерии стабильности и поступательного развития общества. Экономическая безопасность характеризуется уровнем развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности, общества, государства, наличием полезных ископаемых , развитой инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы и системы ее подготовки, а также характером интеграции в систему мировых хозяйственных связей. Объектами экономической безопасности являются экономическая система страны: производители и продавцы продукции , работ и услуг, природные богатства страны – с/х угодья, леса, реки, озера, моря, шельф, полезные ископаемые. Субъектами экономической безопасности являются: функциональные и отраслевые министерства и ведомства, налоговые и таможенные службы, банки, биржи, фонды и страховые компании, производители и продавцы работ и услуг; общества защиты прав потребителей. Этапы формирования системы национальной безопасности Первый этап развития национальной безопасности России можно обозначить в период с 1991–1996 гг.: от момента появления независимого государства «Российская Федерация» и, соответственно, проблемы безопасности России, до конца 1996 г., когда началось формирование системного представления о концептуальных основах национальной безопасности Российской Федерации. Этот начальный период имеет исключительное значение для становления российской модели национальной безопасности, так как именно в эти годы были сформированы законодательные основы обеспечения безопасности в России. В марте 1992 г. был принят Закон Российской Федерации № 2446-I о безопасности, который действовал с изменениями и дополнениями до конца 2010 г. Первый российский Закон о безопасности связал безопасность с состоянием защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, хотя при этом сам термин «национальная безопасность» в законе еще не употребляется, но по смыслу состояние защищенности интересов личности, общества и государства подразумевало национальную безопасность. В Законе о безопасности 1992 г. указывалось, что достижение безопасности обеспечивается проведением единой государственной политики с помощью системы мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства . Основные характеристики Основные документы 1 этап 1991–1996 гг. Формируются законодательные основы безопасности. Приоритетное внимание вопросам восстановления и подъема российской экономики. В центре внимания внутренние проблемы. Особое значение имеет вопрос регионального устройства федеративного государства, преодоление сепаратистских настроений. Сохранение государственного централизованного подхода к решению большинства внутренних проблем, в т. ч. и проблем безопасности. Все документы принимаются для решения существующих проблем, урегулирования текущей ситуации Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-I о безопасности (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г.). Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) — одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608. Основные положения региональной политики в Российской Федерации (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 803). Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909). Основы пограничной политики Российской Федерации (утверждены Президентом Российской Федерации 5 октября 1996 г.). 2 этап 1997–1999 гг Сформированы концептуальные основы государственной политики обеспечения в стране безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности общества, хотя главная угроза все еще связывается с состоянием экономики. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-I о безопасности (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г.). Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ о борьбе с терроризмом. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300). 3 этап 2000–2008 гг. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-I о безопасности (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г.). Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ о борьбе с терроризмом (с изменениями от 7 августа 2000 г., 21 ноября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г.). Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300) — в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662- р) 4 этап 2009 по наст время Стратегический характер принимаемых решений по реализации мер национальной безопасности России. Принятие нового Закона о безопасности. Принятие Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., отразившей появление новых вызовов и угроз. Разработка доктрин и стратегий по отдельным направлениям национальной безопасности, которые конкретизируют и дополняют Стратегию национальной безопасности. Сохранение преемственности базовых положений Концепции и их развитие в Стратегии национальной безопасности РФ. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. ( распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р в редакции распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 г. № 1121-р). Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ о безопасности. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. ( Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537). Военная доктрина Российской Федерации (Указ Президента РФ от 05.02.2010 г. № 146). Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации ( Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120). Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. ( Указ Президента РФ № 690 от 09.06.2010 г.). Поскольку основные угрозы того времени были связаны с состоянием российской экономики, на первом этапе национальная безопасность России связывалась, в первую очередь, с экономической безопасностью и, по сути, отождествлялась с нею. Достаточно отметить, что Концепция национальной безопасности России была утверждена в декабре 1997 г., а Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) — почти на два года раньше: в апреле 1996 г. (кстати, формально эта стратегия остается в силе до сих пор). Во многом методологические основы разработанной ранее Стратегии экономической безопасности России послужили фундаментом при разработке Концепции национальной безопасности. На первом этапе формирования системы национальной безопасности приоритетное внимание уделяется проблеме восстановления и подъема российской экономики, ее перевода на рыночные механизмы функционирования; особое значение отводится вопросам регионального устройства федеративного государства, преодоления сепаратистских тенденций. Поэтому в центре внимания в эти годы находятся внутренние проблемы социально-экономического развития российского общества, каждая из которых в то время могла представлять реальную угрозу национальной безопасности. При этом в рассматриваемый период можно отметить доминирование сохранившегося с советских времен централизованного государственного подхода к решению большинства проблем, включая социально-экономические и проблемы национальной безопасности. С этих позиций необходимым базисом национальной безопасности страны представлялось сохранение единого экономического пространства. В определенной степени о роли экономической безопасности в процессе укрепления национальной безопасности России того времени можно судить по критериям экономической безопасности, которые были представлены в Постановлении Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений), одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608». Всего критериев было представлено одиннадцать, в их числе:  способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства;  зависимость экономики от импорта важнейших видов продукции и продовольствия, производство которых может быть организовано в стране;  уровень внешнего и внутреннего долга и возможности его погашения;  обеспеченность экономики стратегическими ресурсами и эффективность государственного контроля их обращения;  устойчивость финансовой системы;  рациональная структура внешней торговли; - уровень бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы, максимально допустимых с позиции социально-экономической стабильности общества; - доступность для населения образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг; - поддержание научного потенциала страны и сохранение отечественных научных школ, функционирования особо важных объектов науки; - сохранение единого экономического пространства и межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций; - обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики. В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ по всем представленным критериям ответственным министерствам и ведомствам следовало разработать пороговые значения различных показателей, своего рода индикаторов, способных отразить состояние каждого критерия, несмотря на то что многие из них не имеют количественного выражения. И хотя это предписание не было выполнено, индикативный принцип был в последующем реализован при разработке «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», в виде основных характеристик состояния национальной безопасности. Анализируя первый этап формирования национальной безопасности России, следует отметить значительное количество принятых в 1996 г. документов, регулирующих национальные и региональные отношения: «Основные положения региональной политики в Российской Федерации»; «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации»; «Основы пограничной политики Российской Федерации». Эти документы были необходимы для обеспечения внутренней и внешней безопасности с точки зрения государственного устройства и территориальной целостности страны, сохранения и укрепления единства и правового пространства Российского государства, определения ориентиров для органов государственной власти при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, совершенствования федеративных отношений. Все указанные документы 1996 г. разрабатывались одновременно с разработкой базовых положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации, которая была принята годом позже. Об этом свидетельствует, в частности, некоторое хронологическое несоответствие. В «Основах пограничной политики Российской Федерации» (утверждены Президентом РФ 5 октября 1996 г.) указывается, что Основы пограничной политики являются составной частью Концепции национальной безопасности Российской Федерации и представляют собой систему официально принятых взглядов на цель, задачи, принципы, основные направления и механизм реализации пограничной политики Российской Федерации, направленной на обеспечение суверенитета, неприкосновенности и целостности территории, реализацию и защиту национальных интересов и безопасности Российской Федерации в ее пограничном пространстве, в то время как сама Концепция национальной безопасности была утверждена в декабря 1997 г. Таким образом, на первом этапе было обеспечено создание необходимой исходной нормативно-правовой базы, регулирующей сферу безопасности и получила начало разработка фундаментальных концептуальных положений уже не просто безопасности, а национальной безопасности, с позиций единства интересов всех объектов национальной безопасности — личности, общества и государства. Второй этап охватывает период с 1997 по 1999 гг. В эти годы сформировались концептуальные основы государственной политики обеспечения в стране безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности общества, закрепленные в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г.№ 1300). Этот документ содержит первое нормативное определение национальной безопасности: «Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации», а многие базовые тезисы Концепции актуальны и в настоящее время. В частности, это относится к положению России в мировой экономике и мировом сообществе. Следует учитывать, что Концепция национальной безопасности РФ разрабатывалась в период трансформации международных отношений после окончания многолетнего противостояния двух мировых систем, что ставило вопрос о месте России в мировом сообществе, и именно этот вопрос обозначен как исходный в рассматриваемом документе. В тексте Концепции национальной безопасности РФ отмечено, что после распада СССР и социалистического лагеря наметилась ярко выраженная тенденция сформировать структуру международных отношений, основанную на ведущей роли развитых стран Запада, лидерстве США в решении ключевых мировых проблем с позиций силы. В этих условиях Россия определяет собственную позицию о необходимости формирования многополярного мира на основе совершенствования механизмов многостороннего управления международными процессами с учетом растущего значения экономических, политических, научно-технических, экологических и информационных факторов. Особо отмечена актуальность проблемы терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что требует объединения усилий всего международного сообщества для принятия безотлагательных мер по нейтрализации этой угрозы. Исходя из этих положений, в Концепции национальной безопасности сформулированы национальные интересы России как совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах, а также обозначены внутренние и внешние угрозы национальной безопасности страны. По сравнению с первым этапом в эти годы спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны расширяется, однако по-прежнему основные угрозы связываются с состоянием отечественной экономики, а также несовершенством системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политической поляризаций российского общества и криминализацией общественных отношений, что тем или иным образом обусловлено недостатками и просчетами в сфере экономики. По сути, при перечислении внутренних и внешних угроз национальной безопасности в Концепции национальной безопасности обозначаются существующие социально-экономические, научно-технические, правовые, внутриполитические, демографические, национальные, внешнеполитические и международные проблемы, проблемы в военной и пограничной сферах и дается их оценка по отношению к возможности утраты страной демократических завоеваний, свободы и независимости. Вместе с тем в Концепции национальной безопасности было подчеркнуто главное — в своей совокупности внутренние и внешние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимосвязаны, что требует их комплексного выявления, предупреждения и нейтрализации. Однако главный тезис Концепции национальной безопасности образца 1997 г. – это все-таки не обеспечение защищенности интересов личности и общества, хотя эти интересы декларируются в документе, а сохранение российской государственности и демократических завоеваний. Тем не менее «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», принятая в 1997 г., является не просто декларацией, это действенный нормативно-правовой документ, регулирующий одну из наиболее приоритетных сфер деятельности государства — сферу национальной безопасности. В тот период реализация Концепции национальной безопасности при совместном участии созданных правовых демократических институтов, органов государственной власти РФ, политических партий и общественных объединений представлялась залогом динамичного развития России в XXI в. Однако действительная реализация Концепции национальной безопасности началась в 2000-е гг. Третий этап — 2000–2008 гг. Этот этап характеризуется значительными внутриполитическими и социально-экономическими изменениями. Так, Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX в.; введение системы назначения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации устранило угрозу территориальной целостности России; комплекс системных мер государственной экономической политики позволил преодолеть последствия кризиса 1998 г. и обеспечить условия для стабильных темпов экономического роста, высокая динамика которого сохранялась до 2008 г.; существенно снизилась экономическая и политическая зависимость России от Запада; система мер социальной поддержки всех менее защищенных слоев населения позволила снять социальную напряженность и смягчить остроту социальных противоречий в обществе; постепенно были минимизированы последствия военных действий на Северном Кавказе; укрепились позиции России в международных отношениях и т. д. Таким образом, во всех сферах были созданы предпосылки для начала реализации основных положений Концепции национальной безопасности. Все изменения тех лет обусловили необходимость корректировки основных документов по обеспечению национальной безопасности, прежде всего, «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», новая редакция которой была утверждена Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24. Для рассматриваемого периода развития национальной безопасности России характерно появление стратегической направленности мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства; понимание растущего значения глобальных вызовов и угроз социально-экономическому развитию страны и национальной безопасности России, особенно в связи с развертыванием с середины 2008 г. глобального финансово-экономического кризиса. Таким образом, мы можем отметить переход к доминирующему учету внешних факторов влияния на общий уровень национальной безопасности и расширение временных горизонтов разработки мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Еще одной важной особенностью третьего этапа, которая имеет, на наш взгляд, принципиальное значение для всего последующего развития системы национальной безопасности России, является наметившийся переход от позиций обороны, отражения внешних и внутренних угроз объектам национальной безопасности (этот принцип характерен при разработке, как общей Концепции национальной безопасности РФ, так и доктрин, программ, стратегий, политик в отдельных сферах национальной безопасности) к пониманию и формированию системы взглядов на национальную безопасность как необходимого условия стабильного долгосрочного социально-экономического развития страны, результаты которого, в свою очередь, определяют безопасность личности, общества и государства в целом. Этот принципиально новый подход был реализован при разработке в течение 2006‒2008 гг. по поручению президента РФ «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р). Поэтому мы ограничиваем третий этап в развитии национальной безопасности России принятием «Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.», а начало следующего — четвертого этапа отсчитываем с 2009 г., когда данная Концепция вступила в силу на основании распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 г. № 1121-р. Четвертый этап — с 2009 г. по настоящее время. Этот период характеризуется сохранением прежних и появлением новых вызовов и угроз национальной безопасности России. В их числе: сохранение общей нестабильности мировой экономики, большая вероятность новых волн глобального финансово-экономического кризиса, развертывание политических и военных конфликтов в разных регионах мира, усиление глобального информационного противоборства, обострение мировой демографической ситуация и проблем окружающей природной среды, рост угроз, связанных с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, другими формами транснациональной организованной преступности. Эти новые условия коренным образом отличаются от условий выделенного нами второго этапа развития национальной безопасности, когда разрабатывалась Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Поэтому динамика изменений, происходящих в России и в мире, возникновение новых вызовов и угроз потребовали не просто очередной корректировки Концепции национальной безопасности РФ, а разработки Стратегии национальной безопасности на достаточно продолжительный период — до 2020 г. Причем, разработка Стратегии национальной безопасности осуществлялась в рамках принципиально иного подхода, как развитие соответствующих положений «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.» В числе задач по формированию качественно нового образа России к концу 2020 г. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития» выделена «Безопасность граждан и общества». Целевые ориентиры этой задачи определены следующим образом: «Будет обеспечено поддержание высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая экономическую и продовольственную безопасность, безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что создаст благоприятные условия для высвобождения инновационного потенциала населения и динамичного развития бизнеса. Будет достигнут высокий уровень боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации (соответствующий уровню ведущих в военном отношении стран), позволяющий эффективно осуществлять политику сдерживания, в т. ч. на основе экономического и социального развития военной организации государства». Конкретные направления достижения этих целевых ориентиров, заданных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития, определены в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», которая представляет официально признанную систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. Таким образом, концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности и Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г. В свою очередь, Стратегия национальной безопасности стала основой принятия Военной доктрины; Доктрины продовольственной безопасности; Стратегии государственной антинаркотической политики и других документов, углубляющих положения стратегии по соответствующим направлениям национальной безопасности страны. Благодаря этому достигается преемственность общих целей, сохранение единых подходов и общая упорядоченность правовых основ национальной безопасности России. Понятие «экономическая безопасность» является комплексным, оно включает в себя состояние многих видов и сфер общественной жизни. Понятие «безопасность» употреблялось в конце ХII века в трудах английского философа Роберта Гроссетеста в таком аспекте как «спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности». Дальнейшее использование этого понятия и его трансформирование на более высоком, государственном уровне проходило в разных странах в ХIII – ХIХ веках, и было связано с государственным управлением, возникновением полиции и даже с государственными преступлениями и политическим сыском. Законодательное понятие «экономическая безопасность» в Российской Федерации долгое время отсутствовало, и существовало только в научной литературе как комплексное понятие. 31 декабря 2015 года Указом Президента России № 683 «О стратегии национальной безопасности РФ» утверждена обновленная Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. После принятия Стратегии национальной безопасности РФ понятие экономической безопасности стало возможным определить через понятие «национальной безопасности», сформулированное в Стратегии национальной безопасности РФ. Правовую основу Стратегии национальной безопасности составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. N 390‑ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. N 172‑ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации. Признаны утратившими силу Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» и Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. №608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)». Принят Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», которым утверждена прилагаемая Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. В этом важном документе дано понятие экономической безопасности и многие другие определения в данной сфере правового регулирования. «Экономическая безопасность» – состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Правительству Российской Федерации было дано поручение разработать в 3‑месячный срок меры организационного, нормативно‑правового и методического характера, необходимые для реализации Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, и обеспечить их выполнение; а также обеспечить мониторинг и оценку состояния экономической безопасности Российской Федерации; осуществлять контроль за реализацией Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года; представлять Президенту Российской Федерации ежегодно доклад о состоянии экономической безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению. Указ вступил в силу со дня его подписания, 13.05.2017. В новой Стратегии экономической безопасности России на период до 2030 г. определены основные вызовы и угрозы экономической безопасности. Это, в частности, стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции; усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг; использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики России, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям; повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ; усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков; изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления, и т. д. К основным вызовам и угрозам экономической безопасности относятся: 1) стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции; 2) усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг; 3) использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики Российской Федерации, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям; 4) повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ; 5) усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков; 6) изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий и снижение материалоемкости, развитие "зеленых технологий"; 7) деятельность создаваемых без участия Российской Федерации межгосударственных экономических объединений в сфере регулирования торгово-экономических и финансово-инвестиционных отношений, которая может нанести ущерб национальным интересам Российской Федерации; 8) подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала), а также уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы; 9) исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития, резкое снижение роли традиционных факторов обеспечения экономического роста, связанное с научно-технологическими изменениями; 10) отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики; 11) недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса, избыточными административными барьерами, неэффективной защитой права собственности; 12) слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий (в том числе технологий цифровой экономики), недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов; 13) истощение ресурсной базы топливно-сырьевых отраслей по мере исчерпания действующих месторождений; 14) ограниченность масштабов российского несырьевого экспорта, связанная с его низкой конкурентоспособностью, недостаточно развитой рыночной инфраструктурой и слабой вовлеченностью в мировые "цепочки" создания добавленной стоимости; 15) низкие темпы экономического роста, обусловленные внутренними причинами, в том числе ограниченностью доступа к долгосрочным финансовым ресурсам, недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры; 16) несбалансированность национальной бюджетной системы; 17) недостаточно эффективное государственное управление; 18) высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере; 19) сохранение значительной доли теневой экономики; 20) усиление дифференциации населения по уровню доходов; 21) снижение качества и доступности образования, медицинской помощи и, как следствие, снижение качества человеческого потенциала; 22) усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации; 23) недостаточность трудовых ресурсов; 24) неравномерность пространственного развития Российской Федерации, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития; 25) установление избыточных требований в области экологической безопасности, рост затрат на обеспечение экологических стандартов производства и потребления. Установлены цели государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности. В их числе укрепление экономического суверенитета России; повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз; обеспечение экономического роста; поддержание научно‑технического потенциала развития экономики и повышение ее конкурентоспособности; поддержание потенциала отечественного оборонно‑промышленного комплекса на необходимом уровне, повышение уровня и улучшение качества жизни населения. Определены направления государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности. Приведена оценка состояния экономической безопасности. Определены этапы и основные механизмы реализации Стратегии. Стратегия экономической безопасности РФ призвана консолидировать усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, Центрального банка РФ и институтов гражданского общества по обеспечению экономической безопасности в целях защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов России. Экономическая безопасность РФ является частью ее национальной безопасности. Обновленная Стратегия национальной безопасности является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. Стратегия национальной безопасности, как сказано в документе, призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Этот документ основан на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально‑экономического развития страны. Реализация Стратегии национальной безопасности призвана способствовать развитию национальной экономики, улучшению качества жизни граждан, укреплению политической стабильности в обществе, обеспечению обороны страны, государственной и общественной безопасности, повышению конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации используются следующие основные понятия. Национальная безопасность Российской Федерации (далее – национальная безопасность) – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально‑экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией РФ и законодательством РФ, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности. (Стратегия национальной безопасности РФ, ч.1, п.6). Таким образом, четко определено, что экономическая безопасность – один из видов национальной безопасности, предусмотренный Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Правовое обеспечение экономической безопасности РФ следует понимать как систему правовых актов, обеспечивающих экономическую безопасность, а также как комплексное направление правового регулирования, как систему знаний и учебную дисциплину. Таким образом, существуют различные аспекты понятия «правовое обеспечение экономической безопасности». Это направление правового регулирования является комплексным, т.к. в нем используются нормы из разных отраслей права, например, из конституционного права, административного права, уголовного права, гражданского права. В последние десятилетия в правоведении утвердилась концепция о существовании многочисленных комплексных отраслей права – хозяйственного, медицинского, транспортного, пенсионного, сервисного и др. Их классификация, разграничения предметов и методов правового регулирования зачастую являются дискуссионными. Если идти по пути постоянного увеличения отраслей права без ограничений, то у нас появятся в дальнейшем право студентов, домохозяек, лиц, освободившихся из мест лишения свободы и др. Разумеется, у всех этих категорий есть свои права, и необходимы научные публикации, книги для изучения и разъяснения правового положения этих категорий граждан. Но является ли все вышеперечисленное комплексными отраслями права? Думается, что нет. Несомненно, что правовое обеспечение экономической безопасности является комплексным направлением правового регулирования и комплексной учебной дисциплиной. Более того, являясь юридической, данная дисциплина связана с другими, как юридическими, так и иными дисциплинами – политологией, теорией управления, теорией государства и права, экономикой. Данная дисциплина основана на ряде программных документов, федеральных законов, указов Президента РФ. Говоря о системе учебной дисциплины «Правовое обеспечение экономической безопасности», следует учитывать, что учебников и учебных пособий с таким названием практически нет, вероятно, некоторые находятся в стадии создания, издавались учебные пособия отдельных авторов в объеме нескольких тем дисциплины и до обновления законодательства. Если исходить из общих юридических подходов, данную учебную дисциплину следует рассматривать состоящей из двух частей – общей и особенной. В общей части излагаются вопросы, относящиеся ко всем направлениям правового обеспечения экономической безопасности – учения о предмете, методах, системе, принципах, источниках, субъектах правового обеспечения экономической безопасности. Также очень важно поднимать вопросы об объектах исследования, проблемах в данной области, о понятийном аппарате, концепциях, научных исследованиях. В особенной части учебной дисциплины «Правовое обеспечение экономической безопасности» следует рассматривать отдельные направления и сферы обеспечения экономической безопасности, например, борьбу с экономической и организованной преступностью, коррупцией. Не следует игнорировать тему обеспечения экономической безопасности интеллектуальной собственности, поскольку все чаще мы сталкиваемся с грубыми посягательствами в этой сфере правового регулирования. Важными являются темы о правовом обеспечении экономической безопасности регионов России, предприятий, личности. В Стратегии национальной безопасности РФ выделяют в качестве отдельных видов безопасности государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности (ч.1 п.6.). Поэтому в данном учебном пособии рассматривается только правовое обеспечение экономической безопасности как одного из видов безопасности. В качестве основного понятийного аппарата в Стратегии национальной безопасности РФ используются, помимо понятия национальной безопасности, следующие: национальные интересы Российской Федерации (далее – национальные интересы) – объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития; угроза национальной безопасности – совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам; обеспечение национальной безопасности – реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально‑экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов; стратегические национальные приоритеты Российской Федерации – важнейшие направления обеспечения национальной безопасности; система обеспечения национальной безопасности – совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов. С точки зрения вышеперечисленного, правовое обеспечение национальной безопасности следует понимать как реализацию правовых мер органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества в системе различных иных мер – политических, военных, организационных, социально‑экономических, информационных, и др., направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов (согласно п. 6 ч. 1 Стратегии национальной безопасности РФ). В Стратегии экономической безопасности РФ используются следующие основные понятия: 1) «экономическая безопасность» – состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации; 2) «экономический суверенитет Российской Федерации» (далее – экономический суверенитет) – объективно существующая независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики с учетом международных обязательств; 3) «национальные интересы» Российской Федерации в экономической сфере – объективно значимые экономические потребности страны, удовлетворение которых обеспечивает реализацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации; 4) «угроза экономической безопасности» – совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере; 5) «вызовы экономической безопасности» – совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы экономической безопасности; 6) «риск в области экономической безопасности» – возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере в связи с реализацией угрозы экономической безопасности; 7) «обеспечение экономической безопасности» – реализация органами государственной власти, органами местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации во взаимодействии с институтами гражданского общества комплекса политических, организационных, социально‑экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности и защиту национальных интересов Российской Федерации в экономической сфере. В системе курсов учебных дисциплин принято выделять принципы в качестве основных положений правового регулирования отдельных направлений деятельности. Выделим принципы правового обеспечения экономической безопасности. Большинство их зафиксировано в Конституции Российской Федерации, в федеральных законах, кодексах, других правовых актах. В качестве принципов эти положения в нормативных правовых документах не всегда называются, в Конституции РФ, например, они декларируются, выступают в качестве основных положений. Принципами их зачастую именуют авторы научных исследований и учебных изданий. Но важность этих положений несомненна, и юристы, в первую очередь, обращают внимание на их знание и соблюдение. Принципы правового обеспечения экономической безопасности: – Законность. В Конституции РФ, ст. 1 сказано, что Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны. В ст.15 Конституции РФ сказано, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы РФ. В гражданских правоотношениях, если они прямо не урегулированы законодательством, в соответствии со ст. 5,6 Гражданского кодекса РФ широко применяются обычаи делового оборота, аналогия закона и аналогия права. – Приоритет прав и свобод человека и гражданина, охрана труда и здоровья. В ст.2 Конституции РФ сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В с. 7 Конституции РФ сказано, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Некоторые права подробно рассматриваются в отдельных законодательных актах, в Трудовом кодексе РФи иных кодексах. – Свобода, личная неприкосновенность и достоинство личности. Об этом сказано в статьях 21–24 Конституции РФ и др. статьях и нормативных актах. Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. К этим правам близки право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ), право на свободу передвижения, выезд из РФ и возвращение в РФ (ст.27 Конституции РФ), также право на получение и распространение информации любым законным способом, запрещение цензуры (ст. 29 Конституции РФ). Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Согласно ст. 30 Конституции РФ граждане имеют право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое‑либо объединение или пребыванию в нем. Согласно ст.31 Конституции граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. По ст. 32. Конституции они имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. – Недопустимость злоупотребления правом, действия с намерениями причинить кому‑либо вред (ст. 10 ГК РФ). – Государственная защита прав и свобод граждан. В ст. 45 Конституции РФ сказано, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Согласно Гражданского кодекса РФ, ст.11, существует судебная защита гражданских прав, защита их в административном порядке, досудебное урегулирование споров и др. – Государственная защита потерпевших от преступлений. Ст. 52 Конституции РФ гласит, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Существуют многочисленные способы защиты гражданских прав, перечисленных в ст.12. Гражданского кодекса РФ. – Право граждан на самозащиту. В ст. 45 Конституции РФ сказано, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. О самозащите гражданских прав см. ст. 14 ГК РФ. – Право каждого на обращение в суд для защиты своих законных интересов. Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В Гражданском кодексе РФ и др. кодексах также указано право на обращение в суд. – Равенство граждан перед законом и судом. В ст. 19 Конституции РФ сказано, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Участники экономических отношений равны. В Гражданском кодексе, ст.1 также сказано о равенстве участников отношений. – Право на получение квалифицированной юридической помощи. В ст. 48 Конституции РФ сказано, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. А в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. – Неприкосновенность законно приобретенной собственности. Многообразие форм собственности. В ст. 8 Конституции РФ сказано, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В ст. 35 Конституции РФ сказано, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Право наследования гарантируется. По наследству могут переходить разнообразные объекты собственности, в том числе и предприятия. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Право собственности связано с обязанностями по оформлению, содержанию имущества, с рисками утраты и повреждения имущества. – Свобода экономической деятельности и свобода труда. В ст. 34 Конституции РФ сказано, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В с. 37 Конституции РФ сказано, что труд свободен, принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Признается право на трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. О свободе предпринимательской деятельности говорится в ст. 23 ГК РФ. Признаки предпринимательской деятельности названы в ст. 2 ГК РФ. – Свобода договора (ст. 1 Гражданского кодекса РФ). Договоры заключаются на добровольной основе, условия их определяются сторонами, никто не может быть принужден к заключению договора. – В предпринимательской деятельности применяются самостоятельность, направленность на систематическое получение прибыли, допускаются коммерческие риски, в соответствии со ст. 2 ГК РФ. Прибыль получают от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица должны быть зарегистрированы в качестве предпринимателей. – Недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства, а также одностороннего изменения условий обязательства (ст. 309, 310 ГК РФ). Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. А при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. – Права, связанные с имуществом, могут переходить к другим лицам на основании сделки или на основании закона, по ст.382 ГК РФ. – Недопустимость перехода прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, согласно ст.383 ГК РФ. Например, требования по алиментам, по возмещению вреда жизни, здоровью. – Недопустимость произвольного вмешательства кого‑либо в частные дела (ст.1. Гражданского кодекса РФ). – Единство экономического пространства. Этот принцип установлен с. 8 Конституции РФ, и ст. 74 Конституции РФ, где сказано, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Ограничение этого принципа может устанавливаться только в соответствии с федеральным законом, при необходимости обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, согласно ст. 74 Конституции РФ и ст. 1 ГК РФ. – Поддержка конкуренции и ограничение монополий. В ст. 8. Конституции РФ, а также в ряде федеральных законов гарантируется поддержка конкуренции. В Федеральном законе от 26.07.2006 №135‑ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Там же даны понятия конкуренции, монополий. – Запрет на создание объединений, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Об этом сказано в ст.13 Конституции РФ. Признаются политическое и идеологическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной. Эти положения связаны с экономикой и экономической безопасностью. – Принадлежность государственной власти народу, разделение властей. В с. 3 Конституции РФ сказано, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В с. 10. Конституции РФ сказано, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, они самостоятельны. Государственную власть осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. В ст. 12 Конституции РФ сказано, что в РФ признается и гарантируется местное самоуправление, оно самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. – Государственное регулирование экономики. Ст. 71 Конституции РФ относит к исключительным полномочиям федеральных органов власти установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование, осуществление денежной эмиссии, определение основ ценовой политики. В ведении государства находятся федеральные экономические службы, федеральные банки. К направлениям государственного регулирования относят вопросы лицензирования, квотирования, стандартизации, сертификации и другие. В Стратегии национальной безопасности РФ (п.58) сказано, что важнейшими факторами обеспечения экономической безопасности являются повышение эффективности государственного регулирования экономики, в целях достижения устойчивого экономического роста, повышение производительности труда, освоение новых ресурсных источников, стабильность функционирования и развития финансовой системы, повышение ее защищенности, валютное регулирование и контроль, накопление финансовых резервов, сохранение финансовой стабильности, сбалансированности бюджетной системы, совершенствование межбюджетных отношений, преодоление оттока капитала и квалифицированных специалистов, увеличение объема внутренних сбережений и их трансформация в инвестиции, снижение инфляции. – Презумпция невиновности в совершении преступления. Презумпция добросовестности субъектов экономической деятельности. Об этом говорится в ст. 49 Конституции РФ. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Согласно ст. 50 Конституции РФ, никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление. Согласно ст. 51 Конституции РФ, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания. Субъект экономической деятельности считается добросовестным, действия его предполагаются разумными, согласно ст. 10 Гражданского кодекса РФ. – Презумпция вины применяется к имущественным отношениям и обязательствам в гражданском праве. Об этом говорится в статьях 401, 1064, 1069 Гражданского кодекса РФ. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательства или причинившим вред и др. случаи. Иначе гражданин считается виновным в нарушении права, связанного с имуществом (но не в преступлении). – Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, в том числе прав, установленных договором. Этот принцип следует из ст. 46 Конституции, гарантируется судебная защита прав и свобод. В Гражданском кодексе РФ также закреплена судебная защита прав и свобод (ст.11 ГК), перечислены способы защиты гражданских прав (ст.12 ГК), например, признание права, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда, прекращение или изменение правоотношения и др. – Ограничение прав и свобод могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения. Согласно ст. 56 Конституции РФ в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Не подлежат ограничению ряд конституционных прав и свобод. – Обеспечение восстановления нарушенных прав, согласно ст. 1 ГК РФ. Возмещение вреда в полном объеме. Возмещение убытков, включая реальный ущерб и упущенную выгоду лицу, чьи права были нарушены. Убытки возмещаются и в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления, а также компенсируются в результате правомерных действий этих органов, если они причинили вред личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица (ст.15, 16, 16.1, ст. 1064 ГК РФ). Причинитель вреда может быть обязан выплатить компенсацию сверх причинения вреда (ст.1064 ГК РФ). Учитываются имущественное положение причинителя вреда имуществу другого лица, если вред причинен не умышленно (ст.1083 ГК РФ). Обязанность возместить вред может быть возложена на другое лицо, не являющееся причинителем вреда, (например, родитель, опекун, попечитель, (ст.1068 ГК РФ). Также возмещать вред может по закону организация‑юридическое лицо, государство РФ в целом, субъект федерации, муниципальное образование (ст.1069 ГК РФ). Независимо от возмещения имущественного вреда, в необходимых случаях подлежит возмещению моральный вред (ст.1099 ГК РФ). – Запрет деятельности, создающей опасность причинения вреда, может осуществляться в судебном и административном порядке (ст.1065 ГК РФ). – Социальная ответственность бизнеса и предпринимательства. Ст. 39 Конституции, ряд других законодательных актов говорят о том, что поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. – Обязанность граждан, предприятий платить налоги и сборы (ст.57 Конституции РФ) является важнейшей в плане обеспечения экономической безопасности государства и личности. – Право на благоприятную окружающую среду и обязанность сохранения природы, бережного отношения к природным богатствам (ст. 42, 58 Конституции РФ). В том числе, это относится и к экономической деятельности. – Свобода творчества и преподавания, охрана интеллектуальной собственности (ст.44 Конституции РФ) – Развитие промышленно‑технологической базы и национальной инновационной системы, модернизация и развитие приоритетных секторов национальной экономики, повышение инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшение делового климата и создание благоприятной деловой среды. Об этом сказано в Стратегии национальной безопасности РФ, п.58. Также о развитии высоких технологий и наукоемкого производства идет речь в п. 70 этого же документа. – Борьба с коррупцией, теневой и криминальной экономикой. Об этом сказано в Стратегии национальной безопасности РФ, п.58 и ряде федеральных законов. – Экономическая безопасность страны и защита внутреннего рынка. Об этом сказано в Стратегии национальной безопасности РФ, п.58, это положение проявляется в мерах по государственной защите российских производителей, осуществляющих деятельность в области военной, продовольственной, информационной и энергетической безопасности и др. вопросах. – Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства. Например, в производственной сфере, путем снижения расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, ее поддержку на этапе становления за счет снижения налоговой нагрузки, создания бизнес‑инкубаторов, промышленных парков и технопарков, формирования спроса на продукцию малых и средних предприятий, расширения доступа к закупкам государственных компаний, участия в реализации крупных проектов. Об этом сказано в Стратегии национальной безопасности п. 62. – Научный, плановый и долгосрочный характер экономики в целом и правового обеспечения экономической безопасности. Это положение основано на Конституции РФ, Стратегии экономической безопасности РФ. – Учет норм нравственности в экономической деятельности. Об этом говорится и в Конституции РФ, в статьях о правах граждан, и в Гражданском кодексе РФ, например, в ст.6 ГК РФ, о необходимости руководствоваться требованиями добросовестности, разумности и справедливости. Развитие экономики и Государственная стратегия экономической безопасности РФ. Государственная стратегия экономической безопасности РФ заключается в восстановлении в России экономического роста на новой основе и с помощью новых институтов рыночной экономики, обеспечения гарантированной защиты национальных интересов, социальной направленности политики, достаточного оборонного потенциала даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации обусловливается тем, что она и на сегодняшний день владеет высокоразвитым производственным потенциалом, но развитие ее зависит от того пути, по которому она пойдет. Первый курс наиболее тяжелый, ведущий к прогрессу. Он подразумевает политическое предвидение, административную свободу, потребует применения абсолютно всех внутренних ресурсов (это обозначает неминуемое повышение общественной напряженности). Этот курс связан с непростой перестройкой элементов финансового контроля, приведением их в соответствие со структурой гражданского сообщества. Второй курс подразумевает применение ресурсов, поступающих извне. Неизбежное следствие (и условие) – ослабление контроля, пренебрежение интересами экономической безопасности страны. Такой конкретизации способствует классификация угроз экономической безопасности Российской Федерации, которая представлена в разделе о государственной стратегии экономической безопасности Закона РФ «О безопасности», где говорится об отсутствии иллюзий относительно общего характера этих угроз у субъектов государственно-политического управления [1]. На первый план ставятся трудности, сопряженные с ростом общественных отклонений (девиаций) и социально-политических явлений. В ситуациях упадка к давним противоречиям, рождающим социальные девиации, прибавилось большое число новейших. Современная Российская Федерация представляет собой безупречную совокупность абсолютно всех условий: состояния экономики, резкой общественной дифференциации и поляризации, экономического упадка, общественной дезорганизации, «смены вех» в идеологии и т. п. Цель Государственной стратегии экономической безопасности России – это предоставление такого формирования экономики, при котором организовались бы приемлемые требование для существования и формирования личности, социально-экономической и военно-политической устойчивости сообщества и сбережения единства страны, эффективного противоборства воздействию внутренних и внешних угроз. Почти ни один из вопросов, стоящих перед государством, как внутри государства, так и в международном плане, нельзя разрешить без обеспечения экономической безопасности. Реализация Государственной стратегии обязана сформировать требуемые условия с целью достижения единых целей государственной безопасности. В частности, гарантировать: 1) защиту гражданских прав жителей, увеличение уровня и качества жизни населения, гарантирующих социальное общество в государстве и умиротворение в мире; 2) эффективное разрешение внутренних политических, финансовых и общественных вопросов, отталкиваясь от государственных интересов; 3) активное воздействие на движения в обществе, касающиеся в том числе государственные интересы Российской Федерации. Объектами экономической безопасности Российской Федерации считаются: личность, социум, правительство и ключевые компоненты экономической концепции, в том числе и концепция институциональных взаимоотношений при муниципальном регулировании финансовой деятельности. Государственная стратегия экономической безопасности включает: 1. Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности факторов и условий, формирующих угрозу для жизненно значимых экономических интересов личности, сообщества и страны. 2. Установление критериев и параметров, определяющих государственный круг интересов в сфере экономики и соответствующих условиям экономической безопасности РФ. 3. Развитие экономической политики, институциональных переустройств и требуемых элементов, ликвидирующих либо смягчающих воздействие условий, которые подрывают стабильность государственной экономики. 4. Установление и наблюдение условий, подрывающих стабильность социально-экономической концепции страны, в краткосрочную и среднесрочную (три-пять лет) перспективу [2]. В целях противодействия угрозам экономической безопасности органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества реализуют государственную социально-экономическую политику, предусматривающую: • обеспечение устойчивости макроэкономической ситуации, стимулирование темпов роста экономики, превышающих аналогичные показатели развитых государств, поддержку реального сектора экономики; • повышение эффективности и качества государственного управления экономикой, снижение издержек и неэффективных бюджетных расходов, борьбу с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией, повышение эффективности управления принадлежащими государству активами; • укрепление финансовой системы, обеспечение ее суверенитета, устойчивости валютного курса рубля, оптимизацию валютного регулирования и контроля, снижение инфляции, развитие национальной инфраструктуры финансовых рынков, снижение банковских ставок, повышение уровня прямых инвестиций, доступности кредитования за счет «длинных» денег, привлечение внутренних накоплений, деофшоризацию экономики, возврат российского капитала и сокращение его вывоза за рубеж; • обеспечение сбалансированности бюджетной системы и совершенствование межбюджетных отношений в Российской Федерации; • повышение привлекательности российской юрисдикции, совершенствование условий для предпринимательской деятельности, развитие конкуренции, выработку новых подходов к деятельности органов государственного контроля (надзора), обеспечение стабильности налоговой и правовой систем, гарантированную защиту права частной собственности и выполнения договоров; осуществление рационального импортозамещения, снижение критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции, ускоренное развитие агропромышленного комплекса и фармацевтической промышленности; • развитие новых высокотехнологичных отраслей, укрепление позиций в области освоения космоса, ядерной энергетики, возвращение лидерства в традиционных промышленных отраслях (тяжелое машиностроение, авиа- и приборостроение), восстановление электронной и легкой промышленности, судо- и станкостроения, а также системы статистической оценки уровня технологического состояния отраслей экономики; развитие оборонно-промышленного комплекса страны как двигателя модернизации промышленного производства, обновление производственной базы организаций оборонно-промышленного комплекса на новой технологической основе, совершенствование их кадрового потенциала и выпуск ими востребованной продукции гражданского назначения; • создание стратегических резервов минерально-сырьевых ресурсов, достаточных для гарантированного обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации и потребностей экономики страны на долгосрочную перспективу; формирование единого транспортного пространства на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры и роста уровня транспортной связности Российской Федерации, создание транспортных коридоров и мультимодальных транспортнологистических узлов, увеличение объема и повышение качества дорожного строительства; • расширение использования инструментов государственно-частного партнерства для решения стратегических задач развития экономики, завершения формирования базовой транспортной, энергетической, информационной, военной инфраструктур, особенно в Арктике, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, развития Северного морского пути, Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей; стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в производственной сфере путем снижения расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, ее поддержку на этапе становления за счет снижения налоговой нагрузки, создания бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков, формирования спроса на продукцию малых и средних предприятий, расширения доступа к закупкам государственных компаний, участия в реализации крупных проектов; • сокращение неформальной занятости и легализацию трудовых отношений, повышение инвестиций в развитие человеческого капитала; обеспечение баланса интересов коренного населения и трудовых мигрантов, в том числе иностранных граждан, с учетом их этнических, языковых, культурных и конфессиональных различий, совершенствование миграционного учета, обоснованное территориальное распределение трудовых мигрантов исходя из потребностей регионов в трудовых ресурсах; • развитие международных деловых контактов, привлечение иностранных инвестиций и технологий, реализацию совместных проектов, расширение рынков сбыта российской продукции, противодействие попыткам иностранных государств регулировать мировые рынки исходя из их политических и экономических интересов. Государственная стратегия экономической безопасности России должна разрабатываться, приниматься и реализовываться в соответствии с принципами структурирования элементов экономической безопасности на основе метода системного подхода; • консолидированности; • эффективности государственного регулирования в сфере обеспечения экономической безопасности; • долгосрочности; • внутренней непротиворечивости элементов системы экономической безопасности. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации должна устанавливать (или предполагать) систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, направленных на обеспечение экономической безопасности [6]. Экономическая безопасность – это положение экономики, при котором поддерживается надежный экономический рост, удовлетворяются нужды населения и существует результативное руководство. Обеспечение экономической безопасности государства должно иметь характер государственной политики и предполагать совокупность, концепцию граней общественно-политического, экономического, административно-режимного, пропагандистского и особого нрава, связанных хитрым планом, едиными мишенями и проблемами/ Показателями состояния экономической безопасности являются: ( Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года") 1) индекс физического объема валового внутреннего продукта; 2) валовой внутренний продукт на душу населения (по паритету покупательной способности); 3) доля российского валового внутреннего продукта в мировом валовом внутреннем продукте; 4) доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте; 5) степень износа основных фондов; 6) индекс промышленного производства; 7) индекс производительности труда; 8) индекс денежной массы (денежные агрегаты М2); 9) уровень инфляции; 10) внутренний государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской Федерации и муниципальный долг; 11) внешний долг Российской Федерации, в том числе государственный внешний долг; 12) чистый ввоз (вывоз) капитала; 13) уровень экономической интеграции субъектов Российской Федерации; 14) коэффициент напряженности на рынке труда; 15) энергоемкость валового внутреннего продукта; 16) доля инвестиций в машины, оборудование и транспортные средства в общем объеме инвестиций в основной капитал; 17) доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг; 18) доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в валовом внутреннем продукте; 19) доля организаций, осуществляющих технологические инновации; 20) дефицит федерального бюджета, в том числе ненефтегазовый дефицит федерального бюджета; 21) отношение золотовалютных резервов Российской Федерации к объему импорта товаров и услуг; 22) индекс физического объема экспорта; 23) индекс физического объема импорта; 24) сальдо торгового баланса; 25) доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого экспорта; 26) доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения; 27) доля граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума; 28) индекс производства по виду экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых"; 29) доля прироста запасов полезных ископаемых (по стратегическим видам полезных ископаемых) в общем объеме погашенных в недрах запасов; 30) баланс производства и потребления энергоресурсов (на душу населения); 31) индекс предпринимательской уверенности предприятий обрабатывающих производств; 32) дефицит консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации; 33) доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме импорта; 34) доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг предприятий промышленного производства; 35) доля импорта в объеме товарных ресурсов продовольственных товаров; 36) оборот розничной торговли; 37) распределение численности занятых в экономике по уровню образования; 38) децильный коэффициент (соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименее обеспеченного населения); 39) доля работников с заработной платой ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения; 40) уровень преступности в сфере экономики. Международно-правовые нормы об обеспечении безопасности. Национальная безопасность сегодня приобрела статус глобальной проблемы, актуальной не только для России, но всего мирового сообщества. Противоречивость взаимосвязи, например, обеспечения национальной и техногенной безопасности, естественно, нельзя не учитывать при определении мер, способствующих стабильному и устойчивому развитию человеческой цивилизации на нынешнем этапе ее существования. Обеспечение национальной безопасности России — это систематическая деятельность государственных органов, общественных институтов и отдельных граждан, направленная на надежную защиту национальных интересов РФ от внешних и внутренних угроз и эффективное противодействие им. Обеспечение безопасности личности, общества и государства (национальной безопасности) достигается государственным управлением системой обеспечения национальной безопасности. Положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. После окончания эры биполярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие тенденции. Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе. Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права. Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным. Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах. Важную роль в системе правового обеспечения безопасности Российской Федерации играют также международно-правовые договоры, соглашения и т.д. К таким документам можно отнести: – Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г.; – Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма от 9 декабря 1994 г.; – Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора от 27 мая 1997 г.; – Договор о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 г. и ряд др. [1. Т. 1. С. 213–217; 2. С. 491–492, 1090– 1098; 1. Т. 2. С. 581–598, 601–610]. Нормы международного права, провозглашенные в них, легли в основу положений Конституции и законов Российской Федерации относительно основных прав граждан и их ограничений в области безопасности государства [2. С. 508–511, 1099–1103]. Любое государство всегда проявляет заботу об укреплении своей безопасности, цель которой — сохранить себя как суверенное образование среди других государств. Однако характер современного оружия не оставляет ни одному государству надежды обеспечить свою безопасность лишь военно-техническими средствами, наращиванием вооружений и вооруженных сил. В ядерной войне, если она будет развязана, под угрозу будет поставлено существование человеческой цивилизации, и в ней победителей не будет. Стало очевидным, что в обеспечении безопасности государств акценты должны быть смещены в сторону приоритетного использования политико-правовых рычагов. Одним из самых мощных средств поддержания международного мира во второй половине ХХ в. стало международное право. Обеспечение безопасности как одно из направлений внешнеполитической деятельности государств должно осуществляться в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Еще составители библейских книг мечтали о тех временах, когда племена и народы «перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы». И. Кант полагал, что если не удастся предотвратить войну путем международного договора, то нашу цивилизацию ожидает вечный мир на «гигантском кладбище человечества» после истребительной войны [3. С. 21]. Принципы международного права — это руководящие правила поведения государств, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права. Они являют собой наиболее общее выражение устоявшейся практики международных отношений, особенно в укреплении международной безопасности и стабильности. Принцип международного права — это норма международного права. Основные из них зафиксированы в Уставе ООН [1. Т. 2. С. 11–35]. Они являются обязательствами высшего порядка и не могут быть отменены государствами не индивидуально, не по взаимному соотношению. Принципы международного права регулируются обычным и договорным путем. В ходе процесса обеспечения безопасности государства они выполняют одновременно две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками; закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений, чем способствуют их развитию. Наиболее авторитетными документами, раскрывающими содержание принципов международного права, являются: Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г. [1. Т. 2. С. 36–42]; Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, содержащаяся в заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. [1. Т. 2. С. 43–47], где они были юридически закреплены. Эти принципы включают: – неприменение силы или угрозы силой; – нерушимость границ; – территориальную целостность государств; – суверенное равенство; – мирное урегулирование споров; – невмешательство во внутренние дела; – уважение прав человека и основных свобод; – равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; – сотрудничество между государствами; – добросовестное выполнение международных обязательств. Международным сообществом накоплен большой опыт в разработке стандартов в области прав человека и создании механизма по их соблюдению. В ходе повышения эффективности функционирования механизма обеспечения безопасности государства гарантом их обеспечения является само государство в лице его органов законодательной, исполнительной и судебной властей, а также государственного управления. Международно-правовые основы национальной безопасности органически связаны с международным правовым порядком, которого должны придерживаться все государства независимо от того, вступили ли они в дипломатические отношения или нет. На развитие международно-правовых основ национальной безопасности объективно влияют две тенденции в позиции государств — это их стремление к взаимному сотрудничеству и естественная забота об охране собственного суверенитета, политико-экономической независимости от внешних угроз. В этой связи в международно-правовом порядке также прослеживаются тенденции социально-политического и собственно юридического вектора, что, в свою очередь, образует теоретико-методологическую основу для разработки и закрепления на международно-правовом уровне модели нового порядка, отвечающего интересам всех государств, а по существу интересам их национальной безопасности. Можно согласиться с тем фактом, что сегодня получает всеобщее признание такие объективные тенденции развития международных отношений, как появление новейших жизненно важных национальных интересов и связанных с ними глобальных проблем. Наряду с обществом и государством к основным объектам безопасности государства относится личность — ее права и свободы. В связи с этим соблюдение прав человека в каждом государстве и во всем мире является важнейшим условием в ходе обеспечения как национальной, так и международной безопасности. В Конституции Российской Федерации (1993 г.) правовому статусу личности посвящена глава 2, озаглавленная «Права и свободы человека и гражданина». На международном уровне защита прав человека находит выражение в Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (Пактах о правах человека), Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., а также в документах, принятых в рамках ОБСЕ, Совета Европы и СНГ [1. Т. 1. С. 218–290; 2. С. 221–250]
«Правовое обеспечение экономической безопасности в РФ» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot