Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3. Поведение потребителя. Эластичность спроса и предложения. Типы предприятий
Вопросы:
3.1. Равновесие потребителя. Первый и второй законы Госсена.
3.1.1. Выбор и теория полезности.
3.1.2. Количественный подход к анализу полезности и спроса.
3.1.3. Кривые безразличия и оптимум потребителя.
3.1.4. Оптимум потребителя.
3.2. Эффект дохода и эффект замещения. Потребительский излишек и излишек продавца
3.2.1. Эффекты дохода и замещения
3.2.2. Экономический излишек
3.3. Эластичность спроса по цене. Перекрестная эластичность. Эластичность спроса по доходу.
3.4. Природа фирмы и организационно-правовые формы бизнеса
3.4.1. Природа фирмы.
3.4.2. Организационно-правовые формы предприятий.
3.4.3. Корпорация.
3.1. Равновесие потребителя. Первый и второй законы Госсена.
Согласно взглядам классика Давида Рикардо ценность (стоимость) товара определяется не только затратами труда, но и редкостью благ.
Редкость благ не абсолютна. Она относительна потребности. При повышении потребности то же количество благ оказывается более редким, а поэтому и относительно более полезным. По сути, полезность есть степень желания потребителя.
Теория полезности призвана показать, как потребитель выбирает вещи.
Парадокс Адама Смита (Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. Т.I. - СПб.: Тип. И.И. Глазунова, 1866. - С. 132.) «Предметы, имеющие чрезвычайно высокую ценность в потреблении, нередко вовсе не имеют или имеют весьма ничтожную меновую ценность. Ничего не может быть необходимее воды, но за нее едва ли можно что получить».
Здесь полезность берется не относительно потребности, а как абсолютная величина, что и приводит А.Смита к парадоксу, которого в действительности не существует. Существует не противоречие, а точное соответствие потребительной ценности с учетом редкости блага.
Потребительная ценность блага есть оценка степени потребности в нем. Рост производства снижает ценность благ, а рост населения увеличивает ценность благ.
Полезность товарного набора total utility
TU = F(QA, QB, ..., QZ),
где TU — общая полезность данного товарного набора;
QA, QB, ...,QZ— объёмы потребления товаров A, B, ..., Z в единицу времени.
Количественный (кардиналистский) подход к равновесию потребителя
Количественные оценки полезности того или иного товара или товарного набора имеют исключительно индивидуальный, субъективный характер. Выразить общую полезность TU количественно пытались в единицах измерения - ютилях.
Но реально нас интересует: 1) то, как изменяется общая полезность благ в процессе роста их потребления; 2) то, как при этом меняется поведение потребителя, уравновешивая его желания.
Предельная полезность и ее изменение
. Предельная полезность MU есть приращение общей полезности товарного набора TU при приращении количества Q потребления данного товара на одну единицу.
Таблица 3.1
Первый закон Госсена: предельная полезность в непрерывном акте потребления снижается, а общая полезность растёт убывающим темпом. (1854 г.)
Количество потребленных благ Q
Общая полезность TU
Предельная полезность MU
1
5
-
2
9
4
3
12
3
4
14
2
5
15
1
6
15
.
Второй закон Госсена.
«Человек получает максимум жизненного наслаждения, если он распределяет заработанные деньги между различными удовольствиями таким образом, что последний потраченный на каждое удовольствие атом денег приносит одно и то же количество наслаждения».
Потребитель с фиксированным доходом при данных рыночных ценах на товары достигнет максимума удовлетворения потребностей или потребительского равновесия, когда предельная полезность каждого последнего рубля, потраченного на тот или иной товар, является в точности такой же, как и предельная полезность последнего рубля, потраченного на любой другой товар.
Потребитель достигает максимума, если для всех реально покупаемых товаров A, B, C... имеет место равенство:
Отношение представляет собой предельную полезность на рубль цены на товар А. Согласно второму закону Госсена, потребитель стремится к равновесию, когда все подобные отношения для реально покупаемых товаров равны друг другу.
Порядковый подход к анализу полезности и спроса
Неудачная попытка измерить количество полезности в ютилях привела к попытке измерить не саму полезность, а ее место в ряду полезностей.
Ординалистский (порядковый) подход основан на сравнительной оценке и поэтому из сферы субъективных вкусов переносит нас в сферу статистически объективных мнений многих.
От потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах.
При порядковом подходе достаточно указать, что один товарный набор предпочтительнее другого, т.е. ранжировать наборы. Система предпочтений потребителя графически изображается с помощью кривых безразличия и карт безразличия.
Кривая безразличия показывает все комбинации двух товаров с одинаковым уровнем полезности Ui.
Так, кривая U1 показывает все комбинации товаров X и Y, представляющих U1 единиц полезности.
Карта кривых безразличия показана на рис 3.1.
Свойства кривых безразличия
1. Большее количество предпочтительнее меньшего (U2 > U1 > U0).
2. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.
3. Кривые безразличия выпуклы к началу координат. Когда продукт Y в избытке, от него легко отказаться для получения единицы товара Х, но когда продукта Y мало, то, наоборот, ради него легко отказаться от большого количества товара Х (верхняя и нижняя части кривой безразличия соответственно).
Наклон кривой безразличия измеряется предельной нормой замены MRSхy товаром X товара Y, (является тангенсом угла наклона касательной к кривой безразличия). Она показывает число единиц товара Y, от которых потребитель готов отказаться, чтобы получить взамен единицу товара X, оставаясь на той же кривой безразличия (том же уровне полезности набора).
На рис. 3-2 показаны предпочтения двух потребителей А и Б в отношении масла и сыра: А предпочитает масло. Он готов отказаться от большого количества сыра ради небольшого кусочка масла, в то время, как потребитель Б предпочитает сыр.
Рис. 3-2. Различие предпочтений потребителей
Бюджетное ограничение
Потребитель стремится приобрести товарный набор, принадлежащий наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Но он ограничен своим бюджетом. Для изображения множества доступных потребителю по деньгам товарных наборов используется линия бюджетного ограничения. Допустим, что месячный доход потребителя равен I. Потребитель весь доход расходует на приобретение только двух товаров в количествах X и Y с соответствующими ценами Px и Py. То есть I = Px X+PyY. Приведем его к виду, соответствующему стандартному уравнению прямой. Преобразовав последнее уравнение относительно Y, получим уравнение линии бюджетного ограничения или уравнение линии цен:
Коэффициент при Х показывает, что угол наклона прямой бюджетного ограничения определяется отношением цен товаров PХ и PY.
Приравнивая в этих уравнениях поочередно X и Y к нулю, получаем точки пересечения линии бюджетного ограничения с осями.
Рис. 3-3. Бюджетное ограничение
Все товарные наборы, соответствующие точкам на линии бюджетного ограничения стоят ровно I и являются доступными для потребителя. Все товарные наборы, расположенные выше и правее линии бюджетного ограничения стоят более I и недоступны для потребителя.
На рис. 3-3 представлен график бюджетного ограничения. Точки пересечения линии бюджетного ограничения с осями координат получены следующим образом.
Если потребитель израсходует весь свой доход I только на покупку товара Х, (Y=0), то он сможет приобрести I/Px единиц этого товара; аналогично - если весь доход будет потрачен только на покупку товара Y, (X=0), то потребитель приобретет I/Py единиц товара Y.
Таким образом, линия бюджетного ограничения ограничивает сверху множество доступных для потребителя наборов. Наклон линии бюджетного ограничения равен - Рx/Py. Он показывает от какого количества товара Y потребитель должен отказаться для покупки одной дополнительной единицы товара Х. Если доход потребителя сокращается с I до I’ при неизменных ценах на товары, то происходит сдвиг линии бюджетного ограничения внутрь к началу координат (см. рис. 3-3). Если Рy уменьшается от Рy до Рy’, то товара Y можно купить больше, точка линии бюджетного ограничения из положения I/Рy сдвигается вверх в положение I/Py’. Положение точки I/Px остается неизменным. Если Рy возрастет, то точка переместиться вниз. Подобные перемещения совершит и точка I/Px при изменении цены Рx.
Из всех доступных наборов товаров Х и Y потребитель выберет тот, который дает ему максимальную полезность. На рис. 3-4 это происходит в точке (А), расположенной на наиболее удаленной, доступной для потребителя кривой безразличия. В точке (А) получен набор товаров с максимальной полезностью (на наиболее удаленной кривой безразличия). Одновременно истрачен весь доход I.
В точке А кривая безразличия касается линии бюджетного ограничения. В этой точке наклон касательной к кривой безразличия совпадает с наклоном линии бюджетного ограничения: MRSxy = Рx /Рy. Это точка равновесия потребителя при бюджетном ограничении.
В точке (В) MRSxy > Px /Py, а в точке (С) MRSxy < Px /Py. В этих двух точках потребитель не достигает максимальной полезности при полном расходовании своего бюджета. Это объясняется тем, что при движении вдоль линии бюджетного ограничения вправо вниз из точки B и влево вверх из точки С потребитель может перейти к комбинациям товаров, лежащим на более удаленных от начала координат кривых безразличия.
3.2. Эффект дохода и эффект замещения. Потребительский излишек и излишек продавца
Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход или покупательскую способность потребителя. Снижение цен равносильно росту реального дохода. Номинальный доход при снижении цен остается прежним, а реальный, выраженный в количестве покупаемых товаров, растет. Следовательно, при снижении цены покупатель способен купить больше данного товара, а также и других товаров. Это отражено законом спроса: чтобы продать больше товара, нужно снижать на него цену.
Снижение реального дохода домохозяйств ведет к сокращению спроса как на количество продовольственных товаров, так и к сокращению спроса на все непродовольственные товары, хотя цены на них не успели вырасти.
Эффект замещения возникает в результате изменения относительной цены товара. Если цена на товар падает, то цены всех других товаров относительно нее повышаются, они кажутся дороже, оставаясь прежними. Поэтому покупатель замещает их подешевевшим товаром, покупает его больше, а другие товары покупает в меньшем количестве. Это соответствует падающей кривой спроса на товар.
Наоборот, при росте цены товара покупатель начнет больше покупать заменителей, хотя цены на них не менялись.
Например: при росте цен продовольствия на 50% ежедневные траты семейного бюджета на них выросли с 800 до 1200 руб. Однако все непродовольственные товары, на которые цены не успели повыситься, кажутся покупателям подешевевшими, что увеличивает спрос на них. Рост покупок товаров длительного пользования при инфляции можно также объяснить и стремлением запастись ими, пока они не подорожали вслед за продовольствием.
Экономический излишек
Рисунок 3.5. Потребительский излишек и излишек продавца
Рента (излишек) покупателя. Понятие пришло с аукциона.
Разница между готовностью заплатить больше и рыночной ценой.
0AEQe - сумма, которую готовы уплатить потребители за равновесное количество товара (сумма цен спроса).
0PeEQe - фактические расходы потребителей (Pe·Qe).
Излишек покупателя = 0AEQe - 0PeEQe , т. е. PeAE - сумма, которую выигрывают покупатели, готовые больше заплатить.
Рента (излишек) продавца. Разница между издержками и рыночной ценой.
0BEQe - сумма, за которую производители готовы предложить свой товар (сумма цен предложения).
0PeEQe - фактическая выручка продавцов (Pe·Qe).
Излишек продавца = 0PeEQe - 0PEQe = PeBE – сумма выигрыша продавцов.
Суммарный излишек покупателя и продавца составляет их общий выигрыш от обмена.
3.3. Эластичность спроса по цене. Перекрестная эластичность. Эластичность спроса по доход. Эластичность предложения
Формула ΔQ : ΔP (на сколько изменится спрос при изменении цены на 1 рубль) не позволяет сравнивать эластичность при использовании разных систем мер и весов и валют. Использование процентов позволяет и в числителе и в знаменателе использовать безразмерные величины.
Эластичность спроса по цене: на сколько процентов изменится спрос Q при изменении цены P на один %.
Спрос эластичен если Е > 1.
Неэластичным спросом отличаются товары, удовлетворяющие потребности в еде. Эластичен спрос на путешествия, например: рост курса доллара в 2014-15 гг. вдвое привел к сокращению его на 30%.
На рис 3.6. Слева - абсолютно жесткий спрос; справа - абсолютно эластичный спрос.
Перекрестная эластичность
позволяет оценить, насколько чувствителен потребительский спрос на один продукт Qx к изменению цены другого продукта Py, в процентах.
Продукты X и Y являются взаимозаменяемыми товарами, если рост цены на один из них вызовет рост спроса на другой, например, рост цены авиабилетов ведет к росту покупок железнодорожных билетов.
Товары X и Y являются взаимодополняющими, когда они входят в комплект, например, лодка и лодочный мотор. Перекрестная эластичность в этом случае отрицательная, т.е. рост цены на один товар ведет к сокращению спроса на другой товар.
Эластичность предложения
Ценовая эластичность предложения товаров ES характеризует чувствительность поставщиков к изменению цен. Она показывает, насколько процентов изменится количество предлагаемого товара при изменении цены на один процент.
,
где % DQs - процент изменения объема предложения; % DP - процентное изменение цены.
Ценовая эластичность предложения имеет аналогичный интервал значений с ценовой эластичностью спроса: 1. ES < 1 - неэластичное предложение. 2. ES =1 единичная эластичность. 3. ES > 1 - эластичное предложение. 4. Теоретически можно представить крайний случай нулевой эластичности предложения, т. е. отсутствия реакции предложения на изменение цены.
Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является время, которое необходимо поставщикам, чтобы отреагировать на рост или падение цены, то есть время, нужное для перераспределения ресурсов в пользу производства данного товара.
Чем продолжительнее время, которым располагает поставщик для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем больше изменится объем производства и тем эластичнее предложение.
А. Маршалл ввел понятие “операционного времени” в отличие от реального времени. Соответственно, он различал: 1. Рыночный период, когда предложение S не меняется или несколько меняется за счет складских запасов. 2. Краткосрочный период, когда рост предложения Q осуществляется при постоянных производственных мощностях за счет расширения поля труда и его интенсивности. 3. Долгосрочный период, когда производственные мощности переменны, но ресурсы, доступные отрасли, постоянны.
Долгосрочный период представляет собой последовательность краткосрочных периодов эксплуатации производственного потенциала и инвестиций в его обновление.
На рисунке 3-7 изображены эти периоды. В рыночном периоде (левый график) рост спроса с D0 до D1 вызывает только рост цен (инфляцию) с Р0 до Pm, а предложение Q0 остается постоянным. В краткосрочном периоде происходит рост предложения с Q0 до QS и цены растут в меньшей степени, чем в первом случае. В долгосрочном периоде предложение эластично, предприятия способны вводить новые производственные мощности, и рост спроса с D0 до D1 вызывает незначительный рост цен с Р0 до PL при существенном росте предложения с Q0 до QL (правый график).
Рисунок 3-7. Эластичность предложения в рыночном, краткосрочном и долгосрочном периодах
Такая ситуация с предложением возможно при двух допущениях. 1) в долгосрочном периоде есть незадействованные дополнительные факторы производства для расширения выпуска продукции. Например, предложение земли в густонаселенном районе крайне ограничено и невозможно увеличить выпуск сельхозпродукции ни в краткосрочном, ни в долгосрочном периоде вне зависимости от динамики цен. В малонаселенном районе рост предложения сельхозпродукции возможен. 2) Нет притока товаров из других регионов или стран. Торговля делает предложение эластичным за счет подключения сторонних поставщиков.
3.4. Поведение производителя в рыночной экономике.
3.4.1. Природа фирмы.
Фирма и рынок – конкурирующие механизмы общественной координации.
◦ Рынок ↔ трансакционные издержки – издержки рыночного механизма координации (издержки заключения контрактов и обеспечения их исполнения, защиты прав собственности и т.д.)
◦ Организация ↔ агентские издержки – издержки контроля над соблюдением трудовых контрактов, измерения результатов, мотивации.
Когда агентские издержки больше трансакционных издержек, фирма делится на самостоятельно торгующие части для снижения агентских издержек. В обратном случае выгодно объединит мелкие производства в более крупные.
Классическая работа Рональда Коуза по этой теме: Coase R.H. The Nature of the Firm // Economica, New Series, Vol. 4, No. 16 (Nov., 1937), pp. 386-405; http://www.jstor.org/stable/2626876
По поводу агентской проблемы подробнее см.: Dvorak P. Poor Year Doesn't Stop CEO Bonuses //The Wall Street Journal, March 18th, 2009, p.B1; http://online.wsj.com/article/SB123698866439126029.html
Здесь, как и везде в экономике, существует некий баланс (trade off) между трансакционными и организационными издержками. Получив одно, теряем другое и наоборот.
3.4.2. Организационно-правовые формы предприятий
Предприятие это экономический субъект, который занимается предпринимательской деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью. Понятие предпринимательской деятельности включает: 1) мотив систематического получения прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг; 2) ведение дела на свой риск.
Рыночное хозяйство отличается многообразием видов предприятий. Это многообразие придает рыночной системе гибкость, служит решающим условием ее эффективного функционирования. Все многообразие предприятий принято классифицировать по ряду признаков: по виду хозяйственной деятельности; по величине предприятия; по формам собственности.
Гражданский кодекс в части 1, гл.4 «Юридические дица» содержит их различные названия: коммерческие корпоративные организации (хозяйственные товарищества – полные и на вере, крестьянские (фермерские) хозяйства), общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, некоммерческие корпоративные организации (потребительский кооператив, общественная организация, общественное движение, ассоциация и союз, товарищество собственников недвижимости, казачье общество, община коренного малочисленного народа, адвокатская полата). Некоммерческие унитарные организации (фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации).
По формам собственности различают предприятия государственные и частные. Граждане могут заниматься предпринимательской деятельностью и без образования юридического лица, в качестве индивидуального предпринимателя. (ГК РФ Статья 23. Предпринимательская деятельность гражданина). При этом гражданин несет ответственность по обязательствам всем своим имуществом.
Индивидуальное предприятие – принадлежит одному человеку, который несет ответственность всем своим имуществом по обязательствам фирмы.
• Индивидуальное предприятие – форма существования малого бизнеса.
• расширение собственного капитала за счет публичного размещения акций – невозможно.
Собственники хозяйственного общества выбирают органы оперативного управления фирмой – совет директоров и органы контроля над деятельностью менеджмента. Вследствие разрыва между функцией собственника и функцией управления в хозяйственных обществах существует противоречие интересов собственников и менеджеров. Собственники заинтересованы в доходе от собственности, в распределении большей доли прибыли. Им выгодна также продажа предприятия или его части. Менеджеры заинтересованы в том, чтобы меньшую долю прибыли отдавать собственникам.
Государственные коммерческие предприятия
Акционерные общества с участием государства в капитале:
◦ 100% – ОАО РЖД, ОАО «ТВЭЛ» и т.д.;
◦ Более 50% – «Газпром», РАО ЕЭС, «Сбербанк, «Аэрофлот» и т.д.;
◦ Суммарная рыночная стоимость государственного пакета акций торгуемых компаний на начало 2007 г. превышала USD 350 млрд.
Государственные и муниципальные предприятия (ГУП и МУП):
Имущество унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Некоммерческие корпоративные организации (НКО)
Их прибыль расходуется на цели уставной деятельности и не распределяется между собственниками. Частные НКО, финансируемые из-за рубежа, должны зарегистрировать статус «Иностранного агента». Основная деятельность НКО – социальный контроль и благотворительность.
3.4.3. Корпорация (Акционерное общество)
◦ Принцип ограниченной ответственности;
◦ Отделение собственности от управления;
◦ Корпорация – юридическое лицо, существующее отдельно от своих акционеров или участников.
Преимущества:
◦ Привлечение капитала за счет публичного размещения ценных бумаг;
◦ Отделение управления от собственности позволяет привлекать наиболее квалифицированный менеджерский труд и обновлять менеджмент;
◦ Возможность перехода собственности при сохранении корпорации;
◦ Оценка эффективности корпорации рынком через краткосрочные показатели эффективности – прибыль, и долгосрочные – капитализация компании.
Агентская проблема:
◦ Оппортунизм менеджеров:
• Злоупотребления (вывод финансовых потоков и активов, искажение информации, потребление за счет фирмы и т.д.);
• Потери в связи с несовпадением интересов (повышенные риски, слияния, поглощения, масштабные инвестиционные проекты)
◦ Оппортунизм работников (отлынивание)
Дополнительно: примером последствий «агентской проблемы» является ипотечный кризис в США. Подробнее см.: Pleven L., Craig S. Deal Fees Under Fire Amid Mortgage Crisis//The Wall Street Journal, , Thursday, January 17, 2008, Page One, p.A14
Предприятие является имущественным комплексом и его стоимость кроме стоимости его зданий, станков и др. имущества включает такие нематериальные активы, как имидж (благосклонность), торговые марки, патенты и лицензии, ноу-хау на организацию производства, интеллектуальную собственность, промышленные права (на аренду земли, природных ресурсов, зданий).
Балансовая стоимость компании или нетто-стоимость компании (Book value или Carrying value) — это суммарные активы компании за вычетом нематериальных активов и обязательств.
Рыночная стоимость компании (Enterprise value (EV) — аналитический показатель, включает рыночную стоимость обыкновенных и привилегированных акций, долговых обязательств, инвестиции в ассоциированные компании, денежные средства и их эквиваленты.
Коэффициент q Тобина:
Служит для оценки инвестиционной привлекательности компании.
Представляет собой отношение совокупной рыночной цены акций и облигаций к стоимости активов за минусом краткосрочных обязательств.
q– коэффициент Тобина;
P – капитализация компании;
А – величина ее чистых активов.
Если коэффициент Тобина q>1, то участники фондового рынка положительно оценивают перспективы развития компании. Рынок учитывает (в числителе) неучтенные в знаменателе активы и оценивает ее стоимость выше стоимости ее чистых активов.
Если q<1, есть вероятность что компания испытывает финансовые трудности.
Goodwill - часто может возникнуть, когда одна компания приобрела другую компанию, гудвилл это добровольная переплата выше балансовой стоимости фирмы за ее деловую репутацию. Гудвилл – учетная запись нематериального актива на балансе фирмы. В отличие от стоимости физических активов, таких, как здания и оборудование, гудвил отражает стоимость сильного бренда, добрых отношений с клиентами, хороших отношений работников и любых патентов или запатентованной технологии.
Полезно почитать к семинару по лекции 3
• Менгер К. Основания политической экономии. Гл. 3. Учение о ценности //Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер: Пер. с нем.- М.: Экономика, 1992. - С.94 - 148.
• Визер Ф. Теория общественного хозяйства. §16 Предельная полезность в изолированном хозяйстве и основной закон экономического исчисления полезностей //Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер: Пер. с нем.- М.: Экономика, 1992. - С.428 - 439.