Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Дисциплина:
Математические методы
в решении профессиональных задач
Лекция № 1
Понятия управления и принятия решений
Тема 1
Основы теории принятия решений
3. Литература:
1. Беляков, С. А., Борисов, В. И., Шумов, В. В. Введение в погранометрику. – М.: Пограничная академия ФСБ России, 2012.
2. Кучков А.Ф., Лукашевич Н.Ф., Попов Г.П., Шумов В.В. Математическое моделирование служебно-боевых действий пограничных войск: Учебник. В 3-х томах. – М. Академия ФПС России, 1997.
3. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также хроника Событий в Волшебных Странах: Учебник. Издание второе. – М.: Логос, 2002.
4. Орлов А.И. Теория принятия решений Учебное пособие. – М.: Издательство "Март", 2004.
4. Учебные вопросы и расчет времени
Содержание
Время, мин
Вступительная часть
5
Учебные вопросы (основная часть)
80
1. Предмет дисциплины
20
2. Понятие управления
40
3. Понятие о принятии решений
20
Заключительная часть
5
Текст лекции № 1
1. Предмет дисциплины
Математические методы в решении профессиональных задач – наука, изучающая применение математических методов в процессе решения профессиональных задач для принятия рационального (оптимального) решения.
Учебная дисциплина «Математические методы в решении профессиональных задач» имеет своей целью формирование у курсантов знаний основных принципов и методов применения математических моделей в управленческой деятельности и при решении профессиональных задач с применением современных информационных технологий.
Дисциплина относится к части "Дисциплины по выбору" математического и естественнонаучного цикла программы подготовки специалистов по специальности «Пограничная деятельность».
Дисциплина базируется на знаниях и умениях, приобретенных обучающимися по дисциплинам «Математика и информатика», «Основы информатизации профессиональной деятельности» и общеобразовательной программы средней школы.
Дисциплина обеспечивает логическую взаимосвязь с дисциплинами: «Математика и информатика», «Основы информатизации профессиональной деятельности», «Информационные технологии в пограничной деятельности», «Основы информационно-аналитической деятельности», «Информационная безопасность» и дисциплинами профессионального цикла, применяющими информационные технологии.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
• способность применять математический аппарат, в том числе с использованием вычислительной техники, для решения профессиональных задач
(ОК-12);
• способность применять современные методы прикладных научных исследований (ПК-39).
В результате освоения дисциплины курсант должен:
1) Знать:
• базовые понятия, связанные с принятием решений, классификацию и суть математических моделей и методов, применяемых при принятии решений;
• методы математического моделирования управленческой деятельности;
• математические методы оптимизации различных видов профессиональной деятельности;
2) Уметь:
• применять математические модели при решении профессиональных задач;
• ставить, формализовать и решать с использованием компьютерной техники различные служебные задачи;
3) Владеть:
• теорией и практикой применения математических методов для обоснования решений в ОСД пограничных подразделений;
• понятиями и положениями теории принятии решений, общими принципами моделирования и оптимизации различных задач.
Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Курс дисциплины предусматривает изучение пяти тем, выполнение трех контрольных работ, трех лабораторных работ и сдачу зачета в шестом семестре. Структура дисциплины:
5 семестр
Тема 1. Основы теории принятия решений – 12 часов.
Тема 2. Методы получения оптимальных решений – 39 часов.
6 семестр
Тема 3. Основы исследования операций в принятии решений – 15 часов.
Тема 4. Модели и методы сетевого планирования – 15 часов.
Тема 5. Математические методы управления в условиях неопределенности – 21 час.
Зачет – 9 часов.
Контрольные работы выполняются по темам 2, 3 и 5, лабораторные работы – по темам 2 и 4. К зачету, который проводится в конце изучения дисциплины, курсантами должны быть успешно выполнены все контрольные и лабораторные работы.
По дисциплине осуществляется рейтинговый контроль знаний, содержащая входной, рубежные и итоговый контроли. На всех видах контроля обучаемые оцениваются по 10-бальной системе и получают рейтинги в долях от максимального по данному виду контроля. При оценке в 10 баллов курсант получает максимальный рейтинг. Распределение максимальных рейтингов по видам контроля приведено в таблице 1.
Таблица 1 – Рейтинговая система оценки знаний по дисциплине
Пятый семестр
Шестой семестр
Номер темы
1
2
3
4
5
Учебное занятие
номер
4
9
12
17
22
26
33
34
вид
С
ЛЗ
ЛЗ
КР
КР
ЛЗ
КР
Зачет
Этапы контроля
1
2
3
4
5
6
7
8
Вид контроля
Текущий
Текущий
Текущий
Рубежный
Рубежный
Текущий
Рубежный
Итоговый
Форма контроля
Тестирование
Отчет ЛР
Отчет ЛР
КР
КР
Отчет ЛР
КР
Зачет
Максимальная рейтинговая оценка за этап
6
6
6
12
12
6
12
48
Максимальный рейтинг
6
12
18
30
42
48
60
108
Доля рейтингов текущих контролей знаний в общем рейтинге составляет 56%, промежуточной аттестации (зачета) – 44% от максимального рейтинга по дисциплине. Поощрительные баллы за активное участие в кружке ВНО состав-ляют не более 10 баллов (10% от максимального рейтинга по дисциплине).
1.3. Учебная литература
По дисциплине для ее изучения рекомендуется следующая литература:
А) Основная
1. Зайцев М.Г., Варюхин С.Е. Методы оптимизации управления и принятия решений: примеры, задачи, кейсы: учебное пособие. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011.
2. Кучков А.Ф., Лукашевич Н.Ф., Попов Г.П., Шумов В.В. Математическое моделирование служебно-боевых действий пограничных войск: Учебник. В 3-х томах. – М. Академия ФПС России, 1997.
3. Орлов А.И. Теория принятия решений Учебное пособие. - М.: Издательство "Март", 2004.
Б) Дополнительная
4. Беляков, С. А., Борисов, В. И., Шумов, В. В. Введение в погранометрику. – М.: Пограничная академия ФСБ России, 2012.
5. Вентцель Е.С. Исследование операций: Задачи, принципы, методология. - М.: Дрофа, 2004.
6. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также хроника Событий в Волшебных Странах: Учебник. Издание второе. – М.: Логос, 2002.
7. Врачинская Т.В. Математические методы в управленческой деятельности: Курс лекций. Калининград, ФГКОУ ВПО «КПИ ФСБ России», 2012.
8. Черняховская Л.Р. Методология систем и принятие решений. Краткий конспект лекций. – ФГОУ ВПО УГАТУ, 2007.
2. Понятие управления
В широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). Существует более десятка определений понятия «управление».
Наиболее близко к сфере профессиональной деятельности по специальности «пограничная деятельность» подходит следующее определение.
Управление – это процесс воздействия субъекта на объект, направленный на упорядочение, сохранение, разрушение или изменение системы объекта в соответствии с поставленной целью1.
Необходимость в управлении возникла с развитием производства, увеличения его масштабов. Оно позволяет упорядочить и согласовать деятельность многих людей, занятых в производстве.
В военном деле задачи управления носят некоторый специфический характер в соответствии с выполняемыми задачами. Так, в книге «Тактика»2, выпущенный в Воениздате, приводится следующее определение.
Управление войсками представляет собой целенаправленную деятельность командиров, штабов и других органов управления по поддержанию боевой готовности и боеспособности войск, подготовке их к бою и руководству ими при выполнении поставленных задач.
От качества управления войсками всегда зависел успех боя: умелое руководство подразделениями и частями способствовало разгрому противника с наименьшими потерями и достижению победы в короткие сроки.
Цель управления во всех случаях заключается в эффективном использовании личного состава (рабочей силы) и ограниченных ресурсов для достижения желаемого результата. При управлении всегда возникают вопросы: что, кому, где, когда, сколько, из чего? Число таких вопросов все время растет. Растет и плата за ошибку.
Управление предприятием (воинской частью) призвано решать две основных задачи:
1. Поддерживать нормальный ход производства, обеспечивать его цикличность и стабильность;
2. Обеспечивать развитие производства, совершенствование продукции, введение технических и технологических новшеств.
Управление предполагает наличие знаний и данных о состоянии производства. Оно представляет собой совокупность информационных процессов и воздействий на поведение персонала предприятия, порядок выполнения которых регламентируется определенными правилами и инструкциями. На основе анализа информации вырабатываются управленческие решения о переводе производства в новое, заранее определенное состояние.
Суть управления заключается в следующем:
1. Сбор, хранение, обработка и передача информации.
2. Разработка и принятие управленческих решений.
3. Выработка управляющих воздействий и выдача их объекту управления.
4. Контроль исполнения принятых решений.
Это можно представить следующей формулой:
У = И + Р + В + К
Управление равно: информация плюс решение, плюс воздействие, плюс контроль.
Таким образом, процесс управления заключается в том, чтобы собирать, хранить и обрабатывать информацию; вырабатывать и принимать управленческие решения; выдавать воздействия на объект управления; контролировать исполнение управленческих решений.
Все составляющие процесса управления являются необходимыми для достижения конечного результата. Однако, если первый, третий и четвертый составляющие управления определяются организационными и личностно-волевыми качествами руководителя, то для принятия правильного решения (вторая составляющая процесса управления) требуются знания методов и приемов решения профессиональных задач.
Изучению основ метода принятия решений задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и посвящена учебная дисциплина «Математические методы в решении профессиональных задач». Первым в списке стоящих задач стоит изучение основ теории принятия решений.
3. Понятие о принятии решений
3.1. Пример задачи принятия решения 3
Рассмотрим упрощенный пример задачи принятия решений при управлении организацией, а потом введем основные понятия теории принятия решений.
Совет директоров фирмы "УралАвто" должен принять решение. Какой образец автомобиля запускать в серию - маленького "Киру" или представительного "Тигра"? Отличаются эти типы автомобилей прежде всего расходом бензина на 100 км пробега - "Тигра" больше, тяжелее, а потому и бензина ему надо больше, чем "Кире". Зато "Тигра" гораздо солиднее и вместительнее. При дешевом бензине потребители предпочтут "Тигра", при дорогом - "Киру". Будущая цена бензина неизвестна, это – фактор риска для фирмы "УралАвто".
Итак, каждый из двух вариантов решения имеет плюсы и минусы. Для принятия решения явно не хватает следующей количественной информации:
• насколько вероятна к моменту выхода продукции на рынок низкая цена бензина и насколько - высокая;
• каковы будут финансовые результаты работы фирмы при различных вариантах сочетания цены бензина и типа выпускаемого автомобиля (а таких сочетаний четыре: низкая цена бензина - автомобиль "Кира", низкая цена бензина - автомобиль "Тигра", высокая цена бензина - автомобиль "Кира", высокая цена бензина - автомобиль "Тигра")
На эти вопросы генеральный директор фирмы заранее поручил ответить соответствующим специалистам. Перед началом заседания члены Совета директоров получают нужные для принятия решения количественные данные, сведенные в табл.1.
Таблица 1. Прибыль фирмы "УралАвто" при выпуске автомобилей двух типов (млн. руб.)
Цена бензина
Тип "Кира"
Тип "Тигр"
Низкая (60 %)
750
1000
Высокая (40 %)
500
200
На заседании Совета директоров началась дискуссия.
- Полагаю, надо получить максимум в самом плохом случае, - сказал осторожный Воробьев. - А хуже всего будет при высокой цене бензина, прибыль фирмы по сравнению со случаем низкой его цены уменьшается при любом нашем решении. Выпуская "Киру", заработаем 500 миллионов, а "Тигра" - 200 миллионов. Значит, надо выпускать "Киру" - и как минимум 500 миллионов нам обеспечены.
- Нельзя быть таким пессимистом, - заявил горячий Лебедев. - Скорее всего, цена бензина будет низкой (за это - 60 шансов из 100), а высокой - лишь как исключение. Надо быть оптимистами - исходить из того, что все пойдет, как мы хотим, цена бензина будет низкой. Тогда, выпуская "Тигра", получим миллиард в бюджет фирмы.
- На мой взгляд, и пессимист Воробьев, и оптимист Лебедев обсуждают крайние случаи - самую худшую ситуацию и самую лучшую. А надо подходить системно, обсудить ситуацию со всех сторон, учесть обе возможности, - начал свое выступление обстоятельный Чибисов, когда-то изучавший теорию вероятностей. - Рассмотрим сначала первый вариант - выпуск "Кири". Мы получим 750 миллионов в 60% случаев (при низкой цене бензина) и 500 миллионов в 40% случаев (при высокой его цене), значит, в среднем 750 х 0,6 + 500 х 0,4 = 450 + 200 = 650 миллионов. А для варианта "Тигра" аналогичный расчет дает 1000 х 0,6 + 200 х 0,4 = 600 + 80 = 680 миллионов, т.е. больше. Значит надо выпускать "Тигра".
- Предыдущий оратор рассуждает так, как будто мы будем выбирать тип автомобиля на каждом заседании Совета директоров, да и все данные в табл.1 лет сто не изменятся, - вступил в дискуссию экономист Куликов. - Но нам предстоит принять решение только один раз, и сделать это надо так, чтобы потом не жалеть об упущенных возможностях. Если мы решим выпускать "Тигра", а к моменту выхода на рынок цена бензина окажется высокой, то получим 200 миллионов вместо 500 миллионов при решении, соответствующем будущей цене бензина. Значит, упущенная выгода составит 500 - 200 = 300 миллионов. При выпуске "Кири" в случае низкой цены бензина упущенная выгода составит 1000 - 750 = 250 миллионов, т.е. будет меньше. Значит, надо выпускать "Киру".
- Подведем итоги, - сказал председательствующий Медведев. - Выступили четверо, каждый привел убедительные доводы в пользу того или иного решения, каждый исходил из той или иной теоретической концепции. При этом за выпуск "Кири" выступили Воробьев и Куликов, а за выпуск "Тигра" - Лебедев и Чибисов. Будем голосовать.
Результаты голосования - 15 членов Совета директоров за выпуск "Тигра", 8 (в основном более осторожные представители старшего поколения) - за выпуск "Кири". Большинством голосов решение принято - фирмы "УралАвто" будет выпускать "Тигра".
Экспертные оценки - один из методов принятия решений. Какие выводы может извлечь менеджер из хода заседания Совета директоров фирмы "УралАвто"? Критерии принятия решения, выдвинутые четырьмя выступавшими, противоречили друг другу, два из них приводили к выводу о выгодности выпуска автомобиля "Кира", а два - "Тигра". И Совет директоров решил вопрос голосованием. При этом каждый из голосовавших интуитивно оценивал достоинства и недостатки вариантов. Т.е. выступал как эксперт, а весь Совет в целом - как экспертная комиссия. По-английски expert - это специалист, в русском языке эти два слова имеют несколько различающийся смысл: под экспертом обычно понимают весьма опытного высококвалифицированного специалиста, умеющего использовать свою интуицию для принятия решений.
Голосование - один из методов экспертных оценок
Голосование - один из методов принятия решения комиссией экспертов. Организация голосования, в частности, на собрании акционеров, имеет свои подводные камни. Многое зависит от регламента (т.е. правил проведения) голосования. Например, традиционным является принятие решений по большинству голосов: принимается то из двух конкурирующих решений, за которое поданы по крайней мере 50% голосов и еще один голос. А вот от какого числа отсчитывать 50% - от присутствующих или от списочного состава? Каждый из вариантов имеет свои достоинства и недостатки.
Если от присутствующих - то одно из двух решений будет почти наверняка принято (исключение - когда голоса разделятся точно поровну). Однако те, кто не был на собрании, могут быть недовольны. Если исходить из списочного состава, то возникает проблема явки на заседание. При слабой явке решения присутствующими должны приниматься почти единогласно, следовательно, в ряде случаев ни одно из конкурирующих решений не будет принято. А если придет меньше 50% от утвержденного списочного состава, то принятие решений станет вообще невозможным. Перечисленные сложности увеличиваются, если регламентом предусмотрено квалифицированное большинство - 2/3 и еще один голос.
Еще одна проблема - как быть с воздержавшимися? Причислять ли их к голосовавшим "за" или к голосовавшим "против"? Рассмотрим условный пример - результат голосования по трем кандидатурам в Совет директоров (табл.2). Наиболее активным и результативным менеджером является И.И. Иванов. У него больше всего сторонников, но и больше всего противников. Его соперник П.П. Петров меньше себя проявил, у него меньше и сторонников, и противников. Третий - С.С. Сидоров - никому не известен, и относительно его кандидатуры все участники голосования воздержались.
Таблица 2. Результаты голосования при выборах в Совет директоров
Кандидатура
За
Против
Воздержались
Иванов И.И.
200
100
100
Петров П.П.
150
50
200
Сидоров С.С.
400
Пусть надо выбрать одного человека в Совет директоров. Если председатель заседания спрашивает: "Кто за?", то проходит И.И. Иванов. Если он, видя усталость зала от обсуждения предыдущих вопросов, спрашивает: "Кто против?", то выбирают "темную лошадку" С.С. Сидорова, поскольку активные противники остальных менеджеров "выбивают" их из соревнования. При выборе двух членов Совета директоров вопрос "Кто за?" приводит к выборам И.И. Иванова и П.П. Петрова, а вопрос: "Кто против?" - к выборам С.С. Сидорова и П.П. Петрова. Поэтому, желая избавиться от И.И. Иванова, председатель может при выборах ставить вопрос так: "Кто против?".
Нетрудно видеть, что вопрос: "Кто за?" автоматически относит всех воздержавшихся к противникам данного кандидата, а вопрос "Кто против?" - к сторонникам. Успех никому не известного С.С. Сидорова связан именно с этим - он не нажил себе врагов.
Теория и практика экспертных оценок - развитая научная и практическая дисциплина с большим числом подходов, идей, алгоритмов, теорем и способов их практического использования. Подробнее о ней пойдет разговор в одной из следующих глав. Однако необходимо подчеркнуть - менеджер отвечает за принятие решений и не имеет права переложить ответственность на специалистов.
3.2. Основные понятия теории принятия решений
Теория принятия решении – это один из наиболее эффективных интеллектуальных инструментов менеджера.
3.2.1. Основные определения теории принятия решений
Ключевыми понятиями ТПР являются: альтернатива, решение, принятие решения и лицо, принимающее решение (ЛПР).
Альтернативы
Альтернативы – любые допустимые и взаимоисключающие варианты действий. Под альтернативой будем понимать возможный вариант (решения задачи, действий, проекта, бизнес-плана и т.п.), являющийся объектом выбора.
Решение
Необходимость принятия решений разъясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента.
Мы ежедневно принимаем множество решений: что одеть, как доехать, что купить и т.п. Если мы отказываемся от выбора какой-либо альтернативы, то отказ от выбора – это тоже наш выбор, решение.
Все решения, принимаемые людьми, можно разделить на личные и деловые. Личные решения направлены на достижения личных целей и затрагивают интересы только одного человека и, возможно, нескольких близких ему людей. К деловым решениям относятся политические, экономические, юридические, технические, военные и другие решения, которые принимаются в организациях.
Принятие решения
В узком смысле, принятие решения - это заключительный акт деятель-ности по выявлению, анализу различных вариантов решения, направленный на выбор и утверждение лучшего варианта решения.
Под принятием решения будем понимать также деятельность по выбору одной из альтернатив – альтернативы, наиболее выгодной.
В данном случае решение рассматривается как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым (коллективным) ЛПР с помощью определенных правил.
В широком смысле, принятие решения - это процесс, протекающий во времени, осуществляемый в несколько этапов. Принятие решения - это совокупность всех этапов и стадий по подготовке (выработке) решения, включая заключительный этап непосредственного принятия решения.
Лицо, принимающее решение
Понятие «лицо, принимающее решение» (ЛПР) является собирательным. Это может быть одно лицо - индивидуальное ЛПР - или группа лиц, вырабатывающих коллективное решение, - групповое ЛПР.
Лицо, принимающее решение (ЛПР) – субъект управления, осуществляющий выбор одной из альтернатив; это человек (или группа лиц).
Поскольку в управленческой практике чаще используется термин «руководитель», то далее этот термин будет использоваться чаще, чем более научный термин «лицо, принимающее решение». Индивидуальное ЛПР и руководитель в управлении, по сути дела, являются однотипными понятиями.
Понятие управленческого решения
Все деловые решения, принимаемые в организациях, можно разделить на два вида: экспертные и управленческие.
Экспертные решения носят рекомендательный характер и принимаются экспертами, аналитиками, консультантами, т.е. лицами, которые не обладают линейными полномочиями.
В отличие от них управленческие решения принимаются непосредственно руководителями и представляют собой управляющие воздействия, направленные на достижение цели управления.
Управленческое решение – это выбор наилучшей альтернативы из числа возможных, который должен сделать руководитель в рамках его должностных полномочий и компетентности и направленный на достижение целей организации (предприятия).
Управленческие решения предназначены для изменения управляемых факторов, влияющих на организацию.
Принятие управленческого решения – сознательный выбор лицом, принимающим решение, из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации.
Субъект принятия управленческого решения – лицо или группа лиц (руководителей), принимающих решения.
Решения делятся на индивидуальные и коллективные (групповые). Существуют специальные методы принятия индивидуальных и групповых решений.
Объект исполнения управленческого решения – лицо или группа лиц в организации, выполняющих решение. В организации все сложнее: Кроме руководителей и исполнителей к процессу принятия и реализации управленческого решения причастны: владелец проблемы (собственник или подчиненный), эксперты (собственные или внешние), активная группа (заинтересованный круг лиц).
3.2.2. Задачи принятия управленческого решения
Задача принятия решений (ЗПР) – это ситуация, в которой необходимо принимать решение.
Пример 1. Группа лиц, решивших организовать собственное «дело», должна выбрать возможный вид своей деятельности и месторасположение организуемого ими предприятия. При этом число возможных вариантов невелико и все они, на первый взгляд, неразличимы по экономической эффективности.
Пример 2. Акционерам необходимо выбрать президента акционерного общества из нескольких кандидатов. Каждый выборщик располагает одним голосом и имеет свое представление о «предпочтительности» кандидатов. Требуется организовать процедуру выборов, обеспечивающую выбор наиболее подходящего кандидата, и выбрать его.
Для существования задачи принятия решения (ЗПР) необходимы следующие условия:
• Наличие целей (цели), стоящих перед ЛПР;
• Наличие альтернативных линий поведения.
• Необязательными, но чрезвычайно важными элементами ЗПР являются ограничения.
Параметры решения
Следует учитывать, что результат, к которому приводит каждая альтернатива, зависит от факторов двух типов:
А) факторов, контролируемых ЛПР,
Б) факторов, неконтролируемых ЛПР.
Для факторов, контролируемых ЛПР, используются термины-синонимы «решение», «альтернатива», «вариант», «способ действия», «стратегия», «управление». Большая часть факторов не зависит от решений ЛПР, т.е. он не в силах изменять значения этих факторов и должен лишь учитывать их возможное влияние.
Неконтролируемые факторы в зависимости от информированности ЛПР об их характере и величине обычно подразделяются на три группы:
• определенные (детерминированные) – факторы, значения которых известны при принятии решения;
• случайные (вероятностные, стохастические) - факторы, для которых известны вероятностные характеристики;
• неопределенные - факторы, значения которых неизвестны при принятии решения. При этом могут быть известны интервалы изменения этих факторов или их отдельные значения.
Примеры параметров:
Параметры (факторы)
Определенные
Вероятностные
Неопределенные
Внутренние
Объем производства
Процент брака
Аварии, несчастные случаи
Внешние
Налоговые ставки
Объем продаж
Стихийные бедствия
Ограничения
Ограничения связывают параметры задачи и сокращают число допустимых вариантов решения.
Ограничения могут быть сформулированы количественно (математически в виде равенств и неравенств) и качественно (при помощи слов, фраз и предложений).
Критерии эффективности (качества) решения
Критерии эффективности решения – показатели, по которым оценивается качество решения. Это показатели привлекательности (или непривлекатель-ности) альтернатив для участников процесса выбора решения, в частности, для ЛПР. Оценка критериев служит базой для выбора наилучшей альтернативы.
Критерии могут быть:
1) количественными. Например, критерии, связанные с показателями цены, прибыли или затрат (рубли), времени (часы, дни и т.д.), размеры (метры), площади (м2) и подобные им;
2) качественными. Его в этом случае можно лишь охарактеризовать терминами сравнения: «лучше - хуже», «дальше - ближе», «больше - меньше».
Критерии могут быть:
• определенными;
• вероятностными (вероятность достижения определенного результата, наиболее вероятный результат (математическое ожидание), риск (дисперсия, среднеквадратичное отклонение), худший, лучший и средний результат, гарантированный результат);
• неопределенными (худший, лучший и средний результат, гарантированный результат).
Типовая задача принятия решения заключается в следующем: Найти наилучшее в некотором смысле решение (контролируемый фактор), удовлетворяющее ограничениям задачи.
3.2.3. Основные характеристики управленческих решений
Виды решений
По числу критериев решения делятся на однокритериальные и многокритериальные.
По числу субъектов принятия решения делятся на индивидуальные и коллективные.
В зависимости от информированности ЛПР о ситуации принятия решения (степень полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер) различают:
1) решения в условиях определенности; в них имеют место только определенные контролируемые факторы. Самые простые решения – определенные, но они почти не встречаются в управленческой практике;
2) решения в условиях риска (вероятностные); в них присутствуют определенные (не обязательно) и случайные неконтролируемые факторы;
К решениям, принимаемым в условиях риска, относят такие, результаты которых не являются определенными, но возможность (вероятность) каждого результата можно найти математическими способами на базе статистического анализа опытных данных.
Например, компании по страхованию жизни могут с высокой степенью точности предсказывать уровень смертности в определенных возрастных категориях (на базе анализа демографических данных). Это позволяет страховым компаниям определять страховые тарифы и размер страховых взносов, позволяющих выплачивать страховые премии и получать прибыль.
3) решения в условиях неопределенности (информации); в них обязательно присутствуют неопределенные неконтролируемые факторы.
Из-за недостатка информации нереально количественно оценить возможность его вероятных результатов. Это часто встречается:
◦ при решении новейших, нетипичных проблем, когда требующие учета причины новы и/или сложны и невозможно получить о них информацию;
◦ в решениях, которые приходится воспринимать в скоро меняющихся ситуациях.
Наличие хотя бы одного вероятностного параметра делает решение вероятностным, а наличие хотя бы одного неопределенного – неопределенным («ложка дегтя в бочке с медом»).
Типы решений
С учетом стереотипности ситуации выделяются программируемые и непрограммируемые решения.
К программируемым решениям относятся стандартные и повторя-ющиеся решения (до 90%). Они хорошо изучены, легко формализуются, процедура их принятия известна. К таким решениям относятся решения по закупке товаров, формированию ассортимента, подбору кадров, многие решения в области управления производством.
К непрограммируемым решениям относятся решения, принимаемые в новых ситуациях. Они могут носить разовый, творческий характер (например, разработка новых технологий, изделий, формирование новой структуры организации).
3.2.4. Этапы в принятии управленческих решений
Принятие решений происходит во времени, поэтому процесс принятия решений состоит из последовательности этапов и процедур и направлен на разрешение проблемной ситуации.
Руководители на практике придерживаются различных схем. Схема разработки и реализации решения ( личного, и делового):
1. Выявление проблемной ситуации и постановка целей.
2. Сбор информации, анализ параметров и ограничений.
3. Разработка альтернатив и выбор альтернативы.
4. Реализация решения – организация выполнения принятого решения.
5. Контроль выполнения решения.
Выявление проблемной ситуации и постановка целей.
Проблема в переводе с греческого буквально означает преграду, трудность, задачу.
При анализе проблемы важно отличать ее симптомы, причины и следствия.
Симптомы – видимые проявления проблемы.
Причины – исходные движущие силы, породившие проблему.
Следствия – результаты, к которым приводит проблема.
Воздействовать надо на причины, а не на симптомы. Следствия обуславливают необходимость решения проблемы. Например, симптомы – прогулы и конфликты, причины – плохие условия труда, низкая заработная плата, следствия – снижение производительности труда, ухудшение качества продукции.
Проблему можно поставить, ответив на такие вопросы:
• в чем суть проблемы (описание одним предложением);
• каковы характерные факторы проблемы (симптомы, причины и следствия);
• что дает решение проблемы;
• что будет, если проблему не решать (может решать проблему и не стоит).
Сбор информации, анализ параметров и ограничений.
Необходимо собирать только так называемую релевантную информацию, т. е. информацию, имеющую отношение к рассматриваемой проблеме.
Разработка альтернатив и выбор альтернативы.
Формируется множество альтернатив, формулируются критерии эффективности, осуществляется оценка альтернатив и выбор одной альтернативы.
Реализация решения – организация выполнения принятого решения.
Решение оформляется в виде письменного приказа или распоряжения или сообщается исполнителям в устной форме. В решении обязательно должны быть указаны сроки исполнения, ответственные лица.
Контроль выполнения решения.
Контроль понимается в широком смысле: это не только итоговая проверка по истечении сроков выполнения решения, это и предупреждение отклонений, срывов выполнения решений, которое может предусматривать корректировку решения или принятие новых решений.
Следует отметить, что в зависимости от сложности ситуации принятия решения отдельные этапы могут детализироваться или, наоборот, совмещаться.
3.2.5. Методы принятия управленческих решений
Основные методы принятия решений
Метод – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Методы принятия решений делятся
по видам:
а) методы получения информации, б) методы прогнозирования,
в) методы моделирования, г) методы генерации альтернатив,
д) методы выбора альтернативы и др.;
по содержанию:
а) количественные (линейное и динамическое программирование, теория игр,
сетевые модели и т. п.),
б) качественные (экспертные, мозговой штурм и т. п.),
в) неформальные (использование газет, журналов, шпионаж и т. п.);
по числу лиц, принимающих решение:
а) индивидуальные, б) коллективные (групповые).
Методы оптимизация управленческих решений
Наиболее распространенными методами оптимизации управленческих решений являются:
1. Математическое моделирование;
2. Метод экспертных оценок;
3. Метод мозгового штурма (мозговая атака);
4. Методы теории игр.
Математическое моделирование применяют в тех случаях, когда управленческое решение принимается на основе обширной цифровой информации, которая может быть легко формализована. Основными этапами оптимизации управленческого решения с помощью математических методов являются:
1. Постановка задачи.
2. Выбор критерия эффективности, который должен выражаться однозначно, например определенным числом, и отражать меру соответствия результатов решения поставленной цели.
3. Анализ и измерение переменных величин (факторов), влияющих на величину критерия эффективности.
4. Построение математической модели.
5. Математическое решение модели.
6. Логическая и экспериментальная проверка модели и полученного с ее помощью решения.
7. Разработка рекомендаций по практическому использованию полученных результатов.
Методы экспертных оценок применяются в тех случаях, когда задача полностью или частично не поддается формализации и не может быть решена математическими методами.
Метод экспертных оценок представляет собой исследование сложных специальных вопросов на стадии выработки управленческого решения лицами, обладающими специальными знаниями и опытом, с целью получения выводов, мнений, рекомендаций и оценок.
Наиболее эффективно применение метода экспертных оценок при анализе сложных процессов, имеющих в основном качественные характеристики, при прогнозировании тенденций развития торговой системы, при оценке альтернативных вариантов решения.
Метод мозгового штурма (мозговая атака) применяется в тех случаях, когда имеется минимум информации о решаемой проблеме и установлены сжатые сроки для ее решения. Тогда приглашаются специалисты, имеющие отношение к данной проблеме, им предлагается участвовать в форсированном обсуждении ее решения. При этом строго соблюдаются следующие правила:
• все высказываются по очереди;
• говорят лишь тогда, когда могут предложить новую идею;
• высказывания не критикуются и не осуждаются;
• все предложения фиксируются.
Обычно этот способ позволяет быстро и правильно решить возникшую проблему. Разновидностью метода мозгового штурма является мнение жюри. Суть этого метода состоит в том, что к обсуждению проблемы привлекаются специалисты различных сфер деятельности, взаимодействующие между собой.
Методы теории игр
Одним из методов оптимизации управленческих решений в условиях рыночной конкуренции является использование методов, используемых в теории игр.
Суть этих методов состоит в моделировании воздействия принятого решения на конкурентов. Например, если с помощью теории игр руководство торговой фирмы приходит к выводу, что в случае повышения цен на товары конкуренты не сделают того же, то, вероятно, целесообразно отказаться от решения повысить цены, чтобы не попасть в невыгодное положение в конкурентной борьбе.
Выбор методов оптимизации управленческих решений в значительной мере зависит от информационного обеспечения менеджмента.
3.2.6. Современный этап развития теории принятия решений
Теория принятия решений – быстро развивающаяся наука. Задачи, которыми она занимается, порождены практикой управленческих решений на различных уровнях – от отдельного подразделения или малого предприятия до государств и международных организаций. Рассмотрим только несколько проблем, активно обсуждающихся на современном этапе развития теории принятия решений. Это - системный подход при принятии решений, современные методы принятия решений.
Системный подход при принятии решений. При обсуждении проблем принятия решений часто говорят о системном подходе, системе, системном анализе. Речь идет о том, что надо рассматривать проблему в целом, а не "выдергивать” для обсуждения какую-нибудь одну черту, хотя и важную. Так, при массовом жилищном строительстве можно "выдернуть" черту - стоимость квадратного метра в доме. Тогда наиболее дешевые дома - пятиэтажки. Если же взглянуть системно, учесть стоимость транспортных и инженерных коммуникаций (подводящих электроэнергию, воду, тепло и др.), то оптимальное решение уже другое – девятиэтажные дома.
Различных определений понятия «система» - десятки. Общим в них является то, что о системе говорят как о множестве, между элементами которого имеются связи. Целостность системы и ее "отделенность" от окружающего мира обеспечиваются тем, что взаимосвязи внутри системы существенно сильнее, чем связь какого-либо ее элемента с любым элементом, лежащим все системы. По определению действительного члена Российской академии наук Н.Н.Моисеева: "Системный анализ - это дисциплина, занимающаяся проблемами принятия решений в условиях, когда выбор альтернативы требует анализа сложной информации различной физической природы".
Современные методы принятия решений. Кроме упомянутых или кратко рассмотренных выше методов, прежде всего экспертных, при принятии решений применяют весь арсенал методов современной прикладной математики. Они используются для оценки ситуации и прогнозирования при выборе целей, для генерирования множества возможных вариантов решений и выбора из них наилучшего.
Прежде всего надо назвать всевозможные методы оптимизации (математического программирования). Для борьбы с многокритериальностью используют различные методы свертки критериев, а также интерактивные компьютерные системы, позволяющие вырабатывать решение в процессе диалога человека и ЭВМ. Применяют имитационное моделирование, базирующееся на компьютерных системах, отвечающих на вопрос: “Что будет, если...?", метод статистических испытаний (Монте-Карло), модели надежности и массового обслуживания. Часто необходимы статистические (эконометрические) методы, в частности, методы выборочных обследований. При принятии решений применяют как вероятностно-статистические модели, так и методы анализа данных.
Особого внимания заслуживают проблемы неопределенности и риска, связанных как с природой, так и с поведением людей. Разработаны различные способы описания неопределенностей: вероятностные модели, теория нечеткости, интервальная математика. Для описания конфликтов (конкуренции) полезна теория игр. Для структуризации рисков используют деревья причин и последствий (диаграммы типа "рыбий скелет"). Менеджеру важно учитывать постоянные и аварийные экологические риски. Плата за риск и различные формы страхования также постоянно должны быть в его поле зрения.
Вопросы и задания для проверки
1. Назовите цели изучения дисциплины ММРПЗ.
2. На формирование каких компетенций направлена дисциплины ММРПЗ?
3. Что должен знать и уметь обучаемый в результате изучения дисциплины?
4. Приведите определения термину «управление».
5. Назовите задачи управления.
6. Назовите составляющие элементы управления.
7. Что понимается под принятием решения?
8. Назовите методы принятия решений.
9. Перечислите составляющие элементы принятия решений.
10. Что понимается под оптимальным решением?