Понятие управленческого решения
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1.
Тема 1. Понятие, значение и функции управленческого решения.
Тема 2. Типология управленческих решений и предъявляемые к ним
требования.
Понятие управленческого решения. Под решением понимается выбор
альтернативы. Управленческим решением является выбор альтернативы в
процессе реализации основных функций управления. Управленческое
решение – это, прежде всего, творческое и волевое воздействие субъекта
управления, основанное на знании объективных законов функционирования
управляемой системы и анализе управленческой информации о ее
состоянии, направленное на достижение поставленных целей.
Объект управленческого решения – система или операция. Субъектом
управленческого решения могут быть как управляющая подсистема
организационно-производственной системы, так и лицо, принимающее
решение.
Для практического осуществления целенаправленного воздействия на
объект управления принятое решение конкретизируется в виде
соответствующей программы действий. Программа включает перечень
мероприятий, методы их осуществления, сроки и границы действий, круг
исполнителей и необходимые средства, а также необходимые результаты и
критерии их оценки.
Программа определяет место каждой производственной единицы в
процессе достижения поставленных целей. При этом действия и ресурсы
структурных подразделений согласованы и увязаны в пространстве и
времени. Вместе с тем решение, как правило, носит директивный характер
и
становится
как
бы
сигналом,
импульсом,
побуждающим
производственные коллективы к действию.
Понятие альтернативы и варианта. Энциклопедический словарь
определяет альтернативу как каждую из исключающих друг друга
возможностей, необходимость выбора между взаимоисключающими
возможностями.
Под вариантом в данном случае понимается видоизменение, разновидность.
Таким образом, выбор альтернативы – это фактически выбор направления
решения, а выбор варианта – это выбор способа реализации выбранной
альтернативы.
В теории и практике принятия решений используются оба этих термина.
Авторы считают более корректным использование термина «альтернатива».
Особенности и отличия управленческого решения от других видов
решений. Управленческому решению присущи как черты, свойственные
всем решениям, принимаемым человеком независимо от сферы
деятельности, так и особенные черты, характерные именно для решений,
принимаемых в процессе управления. Управленческое решение:
· формирует управляющее воздействие, связывая таким образом субъект и
объект управления;
· становится результатом творческой мыслительной деятельности человека,
в основе которой лежат познание и сознательное использование
объективных законов, привлечение личного опыта;
· определяет круг действий субъекта и объекта управления для достижения
общих целей данной системы, т.е. ведет к действию, практическим
результатам.
Таким образом, управленческое решение – это творческий акт
целенаправленного воздействия субъекта управления на объект,
основанный на знании объективных законов и опыте и ведущий к
практическим результатам.
Определить управленческое решение как творческий акт позволяет то
обстоятельство, что выработка и принятие решения – это оригинальный
процесс даже в случае использования для выработки формальных моделей,
так как полученный с помощью модели вариант решения не окончателен.
Перед утверждением полученного варианта и передачей на исполнение его
обсуждают и анализируют с точки зрения факторов, не учтенных в
формальном описании проблемы. Указывая, что в ходе процесса выработки
и реализации решения менеджер осознанно применяет свои научные знания
и опыт на практике, мы тем самым отмечаем наличие субъективного
момента, от которого не свободно ни одно решение, принимаемое
человеком.
Присутствие субъективного в управленческом решении – не отрицательное
явление при условии преобладания в нем объективного момента, о чем
можно судить по тактическим результатам реализации решения, поскольку
только практикой человек доказывает правильность своих гипотез,
справедливость понятий, точность знаний. Максимальная объективизация
представлений субъекта о решаемой проблеме достигается посредством
использования в ходе ее решения научных методов, поэтому в определении
подчеркивается, что управленческое решение должно быть научно
обоснованным, т.е. приниматься менеджером на основе знания
объективных законов и научного предвидения их действия и развития в
будущем.
Систематизируя многообразие свойств управленческих решений, можно
выделить следующие их аспекты:
1) экономический:
· эффективность использования всех видов ресурсов;
· материальная заинтересованность персонала;
· обоснованность управленческих решений;
· максимизация экономического эффекта;
2) социальный:
· неформальная структура рабочих групп;
· качество трудовой деятельности;
· развитие системы участия в управлении;
· внепроизводственная деятельность неформальных групп;
3) организационный:
· делегирование полномочий;
· локализация и устранение конфликтов;
· разделение труда;
· структуризация функций управления;
4) правовой:
· соблюдение правовых норм при подготовке, принятии и реализации
управленческих решений;
· придание управленческому решению формы нормативного или
распорядительного акта;
· соблюдение и соответствие компетенции персонала по принятию
решения;
· распределение ответственности за выполнение принятого решения;
5) психологический:
· учет инновационной готовности персонала;
· оценка социально-психологического климата;
· профессиональные качества руководителя;
· деловые качества руководителя и психологический склад личности
подчиненных;
6) педагогический:
· воспитательный характер управленческих решений;
· квалификационный рост персонала;
· формирование позитивных моральных установок.
Отличие управленческих решений, например, от инженерно-технических
заключается в объекте управления. Особая роль отводится менеджеру не
только в ходе разработки решения и его принятия, но и при реализации и
контроле исполнения, поскольку на данном этапе осуществляется обратная
связь и менеджер может оказывать корректирующие управляющие
воздействия.
Принятие решений – механизм менеджмента, обеспечивающий выбор
способа достижения его целей. Цели бываю краткосрочными (их
достижение
обеспечивается
принятием
оперативных
решений),
среднесрочными (как правило, гарантируются тактическими решениями) и
долгосрочными (обеспечиваются стратегическими решениями).
Стратегические
решения принимаются
в
случае
возникновения
стратегических проблем, признак которых – отклонение контрольных
параметров системы от запланированных вследствие изменений внешней
среды, влияющих на все организации отрасли. Такие проблемы не
снимаются оперативными и тактическими решениями и требуют
диагностики организации, анализа факторов внутренней и внешней среды и
разработки стратегии.
Тактические проблемы – проблемы среднего уровня, представляют собой
противоречия между среднесрочными целями организации и ее текущим
состоянием. Такие проблемы решаются корректировкой стратегии,
разработкой тактических планов в рамках действующей стратегии,
незначительными изменениями функциональных стратегий.
Оперативные проблемы – это проблемы нижнего уровня, они возникают
постоянно и требуют принятия постоянных решений, ограниченных
временными рамками. Менеджеры среднего звена, а в некоторых случаях и
исполнительный персонал организации могут принимать множество таких
решений в течение одного дня.
Степень ответственности по перечисленным выше уровням, как и
последствия решений (влияние на конечный результат), обратно
пропорциональны уровню их принятия. Схематично это может быть
изображено так, как на рис. 1.6. Чем выше уровень принятия решения, тем
меньше их принимается, но при этом больше и масштаб изменений, и
время, затрачиваемое на его разработку, а также ответственность
руководителя. Специфика разработки управленческих решений различных
уровней рассмотрена ниже.
Управленческое решение означает подготовку совокупности оценок и
выводов о текущем и будущем состоянии объекта управления и принятие
уполномоченным лицом окончательного и обязательного для исполнения
постановления об управляющем воздействии на объект управления.
Решение
рассматривается
с ситуационной и процессной точек
зрения. Управленческое решение – это разрешение проблемной ситуации,
связанной с текущим или ожидаемым состоянием объекта управления. Как
процесс решение означает поиск, идентификацию и анализ управленческих
задач, изучение и прогнозирование состояния объекта управления,
установление (переоценку) целей управления, разработку плана
мероприятий, организации их выполнения и контроль. Организация как
совокупность индивидов является объектом управления, состояние которого
выступает предметом управленческого решения. Управляющее воздействие
оказывается в отношении: внутренней структуры, содержания, взаимосвязей
элементов, состава и взаимосвязи входных и выходных параметров объекта
управления; модели поведения, организации функционирования объекта
управления, а также порядка и способов взаимодействия с субъектом
управления; целей управления – желаемого состояния объекта управления, а
также границ целевых значений его выходных параметров; правил оценки
достижения целей управления и критериев оценки соответствия выходных
параметров целевым значениям; изменения значений входных параметров
объекта управления.
Управленческая проблема характеризуется: множественностью целей,
неопределенностью,
наличием
риска,
сложной
структурой,
множественностью участников. В решении проблем участвует много сторон,
имеющих разные интересы, цели и ценности.
Экономическая сущность УР чаще всего является доминирующей, т.к. для
любого предприятия или организации получение прибыли является основной
целью. Учитывая то, что любое управленческое решение имеет
себестоимость, экономия финансовых средств и любых других материальных
ресурсов на разработку УР приветствуются, а излишние непредполагаемые
траты отвергаются. Эффективные и качественные решения должны принести
предприятию доход, ошибочные приводят к убыткам.
Организационная сущность управленческого решения состоит в том, что для
разработки и реализации УР предприятие должно иметь соответствующие
возможности,
такие
как:
необходимый
профессиональный
квалифицированный персонал; инструкции и положения, регламентирующие
полномочия, права, обязанности и ответственности работников; требуемые
ресурсы, в том числе и информационные; техников и технологии
соответствующие требованиям сегодняшнего дня; систему контроля;
возможности постоянной координации их работы.
Социальная сущность заложена в механизме управления персоналом.
Деятельность всех участников процесса должна быть согласована, при этом
учтены интересы и потребности, представлены мотивы и стимулы,
определены ценностные ориентации, исключены опасения и тревоги.
Правовая сущность проявляется в создании правового поля, в котором
осуществляется управление.
Технологическая сущность проявляется в обеспечении необходимыми
техническими, информационными и технологическими материалами и
ресурсами. Планируя разработку и реализацию УР, руководитель формирует
технологическую основу.
Любое управленческое решение выполняет как минимум три
функции: направляющую, организующую и мотивирующую.
Направляющая функция управленческого решения состоит в том, что оно
принимается исходя из долговременной стратегии развития организации: это
целеполагание, выбор и обоснование стратегии развития, крупномасштабных
структурных изменений.
Организующая
функция управленческого
решения
проявляется
в
необходимости согласования действий исполнители, частей и элементов
управляемой
системы
для
реализации
поставленных
задач
в
запланированные сроки и необходимого качества.
Мотивирующая
функция управленческих
решений
заключается
в
согласовании интересов каждого члена организации и в трансформации их в
единый вектор, единое направление для достижения стратегических целей
организации. Эта функция реализуется через систему организационных мер,
экономических стимулов и социально-психологических оценок.
В процессе управления организациями принимается огромное количество
самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками.
Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это
множество определенным образом классифицировать. Построение любой
классификации определяется, прежде всего, позицией автора и набором
признаков, положенных в ее основу, поэтому существуют различные
подходы к классификации управленческих решений. Важно только
соблюдать несколько общепринятых требований к классификационным
признакам, важнейшими из которых являются:
существенность;
постоянство;
наблюдаемость;
и помнить о логичности и непротиворечивости полученной схемы:
выделенные классы не должны пересекаться, т.е. если объект по какому-либо
признаку отнесен к одной определенной группе, он не может одновременно
относиться и к другой.
Рассмотрим классификацию управленческих решений в зависимости от
разных критериев:
1.
Степень повторяемости проблемы. В зависимости от
повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения
можно подразделить на обычные, рутинные, неоднократно встречавшиеся
ранее в практике управления, когда необходимо лишь произвести выбор из
уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, новаторские решения, поиск
которых связан, прежде всего, с генерацией новых альтернатив.
2.
Значимость цели. Принятие решения может преследовать
собственную, самостоятельную цель или же быть средством, способствовать
достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения
могут быть стратегическими или тактическими.
3.
Сфера воздействия. Результат решения может сказаться на
каком-либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом
случае решение можно считать локальным. Решение, однако, может
приниматься и с целью повлиять на работу организации в целом, в этом
случае оно будет глобальным.
4.
Длительность
реализации. Реализация
решения
может
потребовать нескольких часов, дней или месяцев, т.е. между принятием
решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий
срок — решение будет краткосрочным. В то же время все более возрастает
количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты
осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.
5.
Прогнозируемые последствия. Большинство управленческих
решений в процессе их реализации, так или иначе, поддаются корректировке
с целью устранения каких-либо отклонений или учета новых факторов, т.е.
являются корректируемыми. Вместе с тем имеются и решения, последствия
которых являются необратимыми.
6.
Характер использованной информации. В зависимости от
степени полноты и достоверности информации, которой располагает
менеджер, управленческие решения могут быть детерминированными
(принятыми в условиях определенности) или вероятностными (принятыми в
условиях риска или неопределенности). Эти условия играют чрезвычайно
важную роль при принятии решений, поэтому рассмотрим их более
подробно.
Детерминированные
решения. Решения
принимаются
в
условиях
определенности, когда руководитель располагает практически полной и
достоверной информацией в отношении решаемой проблемы, что позволяет
ему точно знать результат каждого из альтернативных вариантов выбора.
Такой результат только один и вероятность его наступления близка к
единице. Примером детерминированного решения может быть выбор в
качестве инструмента инвестирования свободной наличности облигаций с
постоянным купонным доходом. Финансовый менеджер в этом случае точно
знает, что доходность на вложенный капитал будет равна установленной
эмитентом при выпуске купонной ставке (фактор надежности в данном
примере не учитывается). Подобным образом, принимая решение о запуске в
производство определенного изделия, руководитель может точно определить
(по крайней мере, на ближайшую перспективу) уровень издержек
производства, т.к. ставки арендной платы, стоимость материалов и рабочей
силы могут быть рассчитаны довольно точно.
Однако лишь немногие решения принимаются в условиях определенности.
Большинство управленческих решений являются вероятностными.
Вероятностные
решения. Вероятностными
называются
решения,
принимаемые в условиях риска или неопределенности.
К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты
которых не являются определенными, но вероятность каждого результата
известна. Вероятность определяется как степень возможности свершения
данного события и изменяется от 0 до 1. Сумма вероятностей всех
альтернатив должна быть равна единице. Вероятность можно определить
математическими методами на основе статистического анализа опытных
данных. Например, страховые компании, занимающиеся страхованием
жизни, на основе анализа демографических данных могут с высокой
степенью точности прогнозировать уровень смертности в определенных
возрастных категориях и на этой основе определять страховые тарифы и
объем страховых взносов, позволяющих при наступлении страховых случаев
выплачивать компенсации и, в то же время, получать прибыль. Такая
вероятность, рассчитанная на основе информации, позволяющей сделать
статистически достоверный прогноз, называется объективной.
В ряде случаев, однако, организация не располагает достаточной
информацией для объективной оценки вероятности возможных событий. В
таких ситуациях руководителям помогает опыт, который подсказывает, что
именно может произойти с наибольшей вероятностью. В этих случаях оценка
вероятности является субъективной.
Пример решения, принятого в условиях риска, — решение транспортной
компании застраховать свой парк автомобилей. Менеджер не знает точно,
будут ли аварии и сколько и какой ущерб они причинят. Но из статистики
транспортных происшествий он знает, что одна из десяти машин раз в году
попадает в аварию и средний ущерб составляет $1000 (цифры условные).
Если организация имеет 100 автомашин, то за год вероятны 10 аварий с
общим ущербом 10000 долл. В действительности же аварий может быть
меньше, но ущерб больше, или наоборот. Исходя из этого и принимается
решение о целесообразности страхования транспортных средств и размере
страховой суммы.
В рыночной экономике менеджер обязан учитывать уровень риска как
важнейший фактор принятия решений. Решение принимается в условиях
неопределенности, когда из-за недостатка информации невозможно
количественно оценить вероятность его возможных результатов. Это
довольно часто встречается при решении новых, нетипичных проблем, когда
требующие учета факторы настолько новы и/или сложны, что о них
невозможно получить достаточно информации. Неопределенность
характерна и для некоторых решений, которые приходится принимать в
быстро меняющихся ситуациях. В итоге вероятность определенной
альтернативы невозможно оценить с достаточной степенью достоверности.
Сталкиваясь с неопределенностью, управляющий может использовать две
основные возможности:
1) попытаться получить дополнительную информацию и еще раз
проанализировать проблему с целью уменьшить ее новизну и сложность. В
сочетании с опытом и интуицией это даст ему возможность оценить
субъективную, предполагаемую вероятность возможных результатов;
2) когда не хватает времени и/или средств на сбор дополнительной
информации, при принятии решений приходится полагаться на прошлый
опыт и интуицию.
7.
Метод разработки решения. Некоторые решения, как правило,
рутинные, повторяющиеся могут быть с успехом формализованы, т.е.
приниматься по заранее определенному алгоритму. Другими словами,
формализованное решение — это результат выполнения заранее
определенной последовательности действий. К примеру, при составлении
графика ремонтного обслуживания оборудования начальник цеха может
исходить из норматива, требующего определенного соотношения между
количеством оборудования и обслуживающим персоналом, и если в цехе
имеется 50 единиц оборудования, а норматив обслуживания составляет 10
единиц на одного ремонтного рабочего, значит, в цехе необходимо иметь
пять ремонтников. Точно также, когда финансовый менеджер принимает
решение об инвестировании свободных средств в ценные бумаги, он
выбирает между различными их видами в зависимости от того, какие из них
обеспечивают в данное время наибольшую прибыль на вложенный капитал.
Выбор производится на основе простого расчета конечной доходности по
каждому варианту и установления самого выгодного.
Формализация принятия решений повышает эффективность управления за
счет снижения вероятности ошибки и экономии времени: не нужно заново
разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая
ситуация. Поэтому руководство организаций часто формализует решения для
определенных, регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая
соответствующие правила, инструкции и нормативы.
В то же время в процессе управления организациями часто встречаются
новые, нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, которые не
поддаются формализованному решению. В таких случаях большую роль
играют интеллектуальные способности, талант и личная инициатива
менеджеров.
Конечно, на практике большинство решений занимают промежуточное
положение между этими двумя крайними точками, допуская в процессе их
разработки как проявление личной инициативы, так и применение
формальной процедуры. Конкретные методы, используемые в процессе
принятия решений, будут рассмотрены ниже.
8.
Количество критериев выбора. Под критерием выбора
понимается какой-либо признак, показатель или характеристика, на основе
которых производится сравнение и выбор альтернатив. Если выбор
наилучшей альтернативы производится только по одному критерию (что
характерно для формализованных решений), то принимаемое решение будет
простым, однокритериальным. И, наоборот, когда выбранная альтернатива
должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет
сложным, многокритериальным. В практике менеджмента подавляющее
большинство решений являются многокритериальными, т.к. они должны
одновременно отвечать таким критериям, как: объем прибыли, доходность,
уровень качества, доля рынка, уровень занятости, срок реализации и т.п.
9.
Форма принятия решений. Лицом, осуществляющим выбор из
имеющихся альтернатив окончательного решения, может быть один человек
и его решение будет соответственно единоличным. Однако в современной
практике менеджмента все чаще встречаются сложные ситуации и проблемы,
решение которых требует всестороннего, комплексного анализа, т.е. участия
группы менеджеров и специалистов. Такие групповые или коллективные
усиление профессионализации и углубление специализации управления
приводят к широкому распространению коллегиальных форм принятия
решений. Необходимо также иметь в виду, что определенные решения и
законодательно отнесены к группе коллегиальных. Так, например,
определенные решения в акционерном обществе (о выплате дивидендов,
распределении прибыли и убытков, совершении крупных сделок, избрании
руководящих органов, реорганизации и др.) отнесены к исключительной
компетенции общего собрания акционеров. Каждой форме принятия
решений свойственны как преимущества, так и определенные недостатки.
Единолично принятые решения более оперативны и позволяют реализовать
принцип персональной ответственности за их результаты.
Коллегиальная форма принятия решений, разумеется, снижает оперативность
управления и размывает ответственность руководителей, однако
препятствует грубым ошибкам и злоупотреблениям и повышает
обоснованность выбора.
Способ фиксации. По этому признаку управленческие решения могут быть
разделены на фиксированные, или документированные (т.е. оформленные в
виде какого либо документа — закона, постановления, указа, приказа,
распоряжения, и т.п.), и недокументированные (не имеющие документальной
формы, устные). Большинство решений в аппарате управления оформляются
документально, однако мелкие, несущественные решения, а также решения,
принятые в чрезвычайных, не терпящих промедления ситуациях, или
требующих особой конфиденциальности могут и не фиксироваться
документально.
Классификация решений необходима в следующих ситуациях.
1. Для определения методов решения различных задач, которые возникают
в управленческой практике. Выбор того или иного инструментария при
этом базируется на закономерностях развития объектов того или иного
класса. Например, решение проблемы в ситуации неопределенности
требует более широкого инструментария, нежели при решении
детерминированной задачи.
2. Для обозначения типов ситуаций, или иначе, параметров входа в систему
принятия решений.
3. Для определения того, что можно ожидать на выходе системы принятия
решения при решении различных проблем.
В практике управления существует множество ситуаций, в которых
руководителю приходится принимать решения. Каждая такая ситуация
(хотя бы по некоторым факторам) уникальна. Тем не менее возможна
классификация управленческих решений по некоторым существенным
признакам.
Ниже представлена классификация управленческих решений по наиболее
существенным из них.
По субъекту принятия решения (по числу лиц, принимающих участие
в его разработке):
● индивидуальные (ЛПР);
● групповые (группа, принимающая решение (ГПР)).
Например, директор предприятия может принимать решения сам, а может
поручить это управленческой команде (участвуя или не участвуя в
процессе разработки).
По объекту принятия:
● личные (решения, затрагивающие интересы ЛПР и окружающих его
близких людей, направлены на достижение личных целей);
● деловые (решения, принимаемые в организациях; политические,
экономические, финансовые, юридические и технические).
Личные решения: выбор специальности; выбор места работы; решение
семейных проблем; выбор досуга; выбор друзей, спутника жизни и т. п.
Деловые: выбор стратегии; выбор способов реализации стратегии;
размещение хозяйственных объектов; выбор методов мотивации; подбор
кадров и т. п.
По уровню принятия:
● высший уровень (как правило, стратегические решения, принимаемые
топ-менеджарами);
● средний уровень (как правило, тактические решения, принимаемые
менеджерами среднего звена);
● низший уровень (оперативные решения, принимаемые руководителями
подразделений и служб).
Высший
уровень: руководитель
с
управленческой
командой
разрабатывает стратегию (политики, программы и проекты).
Средний уровень: менеджеры среднего звена детализируют стратегию до
мероприятий, устанавливают их сроки выполнения.
Низший уровень: руководители подразделений и служб изыскивают
необходимые ресурсы,
контролируют
выполнение мероприятий,
докладывают о проблемах, возникающих в процессе реализации
намеченных (стратегических, тактических, оперативных) планов.
По принципу (методам) разработки:
● алгоритмические (разрабатываются по определенному алгоритму и
допускают строгую формализацию);
● шаблонные (допускают частичную формализацию; разрабатываются
методами, которые успешно зарекомендовали себя для решения
существовавших ранее проблем);
● оригинальные (разрабатываются не использовавшимися оригинальными
методами).
Пример алгоритмического решения – прием на работу: установление
должностных требований (критериев выбора); анкетирование, отсеивание
заведомо несоответствующих кандидатур (по ключевым критериям);
собеседование; выбор; принятие решения о приеме на работу.
Шаблонное решение (решение по аналогии). Существует проблема,
например после получения рабочими заработной платы резко падает
производительность труда. Такой случай уже имел место, проблема
решилась тем, что заработную плату начали выдавать накануне выходных
(решение имело положительный результат), следовательно, делаем так же.
Оригинальное решение. Тот же случай, но после введения правила
выдавать заработную плату рабочим накануне выходных рабочие в знак
протеста начали брать в долг, чтобы не нарушать традицию собираться
вместе именно пятого числа каждого месяца. Менеджеры подумали и
решили сделать выходным именно день получения заработной платы.
Проблема была решена.
По уровню решаемых проблем:
● стратегические (решения, обеспечивающие решение стратегических
проблем, достижение стратегических целей и требующие значительных,
зачастую необратимых изменений);
● тактические (подчинены стратегическим целям и решениям, служат их
реализационными этапами);
● оперативные (подчинены стратегическим и тактическим решениям,
служат для решения задач оперативного управления).
Стратегическое решение. Главный конкурент предприятия начал выпуск
продукции нового образца, выпуск продукции, сопоставимой по качеству,
невозможен из-за устаревшего оборудования, да и рыночная ниша уже
занята. Как быть? Руководство предприятия принимает решение
минимизировать издержки и снизить цены на свою продукцию, что
обеспечит конкурентные преимущества именно по выпускаемой
предприятием продукции, при этом налаживает контакты с дилерами и
учреждает свои предприятия-дилеры в нескольких крупных городах.
Тактическое решение. В целях минимизации издержек (в соответствии с
разработанной руководством предприятия стратегией) менеджеры среднего
звена принимают решение приобрести новые технологии, внедрение
которых обеспечит снижение издержек.
Оперативное решение. Руководители подразделений принимают решение
нанять штат высококлассных специалистов, обучать персонал, уже
задействованный на производстве, без отрыва от работы для обеспечения
полного использования возможностей нового оборудования.
По эффективности:
● оптимальные (решения, обеспечивающие максимальную степень
достижения целей управления);
● удовлетворительные (решения, приводящие к достижению цели
управления организацией, но не обязательно в максимальной степени);
● неудовлетворительные (неразумные решения, не приводящие к
достижению целей управления)
Ситуация: выборы директора на хлебном заводе. Акционеры: работники
завода – 60 %, коммерсант, скупивший 30 % акций завода, 10 %
принадлежит государству в лице представителя.
Кандидаты: ныне существующий директор (консерватор, предприятие при
нем работает стабильно); коммерсант (не сведущий в делах завода, но
имеющий свои интересы); главный инженер (специалист в области
деятельности предприятия, новатор). Расстановка сил понятна (все решают
большинство голосов работников).
Оптимальное
решение –
голосовать
за
главного
инженера; удовлетворительное –
за
существующего
директора; неудовлетворительное – за коммерсанта. Большинством
голосов был избран существующий директор. Трудовой коллектив выбрал
минимум риска, хотя выбор главного инженера на должность директора
(сопряженный с некоторым риском для работников, например кадровыми
перестановками) был бы оптимальным для предприятия в целом и для
большинства работников в частности.
По преемственности:
● приемлемые (удовлетворяющие всем ограничениям);
● неприемлемые (решение может быть оптимальным по эффективности, но
личные предпочтения ЛПР, провозглашенные организацией ценности,
сложившийся имидж, особенности внешней среды накладывают табу на его
принятие).
Например, переориентация предприятия на выпуск табачных изделий –
перспективное направление, обеспечивающее успех компании, но кредо
предприятия – не выпускать товары, которые наносят вред здоровью
человека и окружающей среде, не позволяет считать такое решение
приемлемым.
По новизне решаемой задачи:
●
повторяющаяся
задача
(задача,
решаемая
разработанным
инструментарием по разработанной технологии);
● новая (уникальная) задача (задача, для которой не разработаны
инструменты и технология решения).
Примером повторяющейся задачи может быть описанная выше ситуация
найма
работников,
решаемая
стандартными
инструментами
(анкетирование, собеседование, анализ и т. д.). Новая, уникальная задача –
разработка стратегии предприятия, так как ситуация внешней среды
постоянно меняется и требует применения новых технологий разработки
решений.
По структурированности:
● структурированные (задачи, допускающие строгое количественное
описание зависимостей между решаемыми проблемами, факторами
внешней и внутренней среды, альтернативами и последствиями их
реализации);
● неструктурированные (задачи, содержащие лишь качественное описание
элементов проблемы; количественные зависимости между альтернативами,
факторами среды и последствиями решений не определены или определены
в незначительной части);
● частично структурированные (задачи, содержащие как количественные,
так и преобладающие качественные зависимости между основными
элементами проблемной ситуации).
Пример структурированной задачи – задача выбора оптимальных
поставок товаров на склад, когда известны показатели отгрузки, емкость
склада и т. п. Такая задача решается с помощью математического расчета.
Типичная неструктурированная задача – разработка стратегии. Как
оценивать возможный эффект от той или иной модели поведения?
Допустим, определены проблемы, цели, критерии и список альтернатив.
Кто может предсказать, какова будет эффективность той или иной
стратегии? С той или иной достоверностью, опять-таки с точностью,
определяемой разбросом суждений, это могут сделать только эксперты.
Частично структурированная задача – подбор персонала. Можно
определить ряд критериев (возраст, образование, степень владения
требуемым инструментарием, наличие вредных привычек, опыт работы и
даже совместимость по психологическому типу), но большую
неопределенность представляет собой характер человека, воспитание,
латентные (скрытые) особенности личности. Поэтому решающим фактором
при приеме частично структурированных решений является интуиция ЛПР,
его личные предпочтения.
По методам обоснования:
● интуитивные (принимаются ЛПР на основе ощущения того, что они
правильные, вследствие работы подсознательного процесса оценки
альтернатив по доминирующим критериям, которые соответствуют личным
предпочтениям);
● логические (решения, принимаемые на основе знаний, опыта и
логических суждений, здравого смысла);
● рациональные (принимаются на основе объективного анализа
проблемных ситуаций с использованием научных методов и компьютерных
технологий).
Для принятия интуитивных решений требуется минимум времени, их
особенность заключается в том, что ЛПР оценивает альтернативы по тем
критериям, которые считает важными, не сравнивая их по незначительным,
на его взгляд, критериям. Так, шахматист принимает решения, не
рассчитывая всю партию наперед и не перебирая все возможные
комбинации ходов, а выделяя из контекста игры только некую модель
поведения, которая, по его мнению (особенно если он знает соперника, его
стиль игры и т. п.), может привести его к победе (это стратегия), выстраивая
расположение фигур так, чтобы приблизиться к данной модели (это
тактика), и, следя за тем, чтобы ходы (операции) соответствовали
критериям (правилам игры, безопасности для самой фигуры, избегание
угрозы королю, соответствие стратегическому плану и тактическим
комбинациям).
Логические решения – решения, обоснованные логическими суждениями,
например выбор площадки под постройку склада: логично, что склад
должен находиться недалеко от производственного помещения, от средств
коммуникации (автомобильных дорог, железнодорожных путей и т. п.).
Сравнивая различные варианты, пользуясь таким логическим построением,
легко осуществить обоснованный выбор.
Рациональным
решением можно
считать,
например,
решение,
оптимальность которого доказана математическими, экспертными, иными
научными методами, достоверность результатов которых гарантирована с
той или иной точностью и проверена на практике.
По форме представления:
● невербальное (решение, доводимое до исполнителей в виде жестов,
мимики и т. п.);
● звуковое (решение, доводимое до исполнителей в виде речевой модели
того, что необходимо делать);
● письменное (решение, доводимое до исполнителей в виде письменных
распоряжений, указаний, инструкций и т. п.);
● электронное (решение, доводимое до исполнителей по каналам
электронной коммуникации, в виде речевой, письменной или иной формы).
Пример невербального решения – жесты регулировщика, управляющего
автомобильным потоком. Регулировщик видит проблему (скажем, пробка
по одному из направлений движения), принимает решение изменить
направление потока автотранспорта и доводит это решение до водителей
посредством положения своего тела и жестов жезлом.
Звуковые решения доводятся до исполнителей в словесной форме (чаще с
использованием глаголов повелительного наклонения).
Письменные решения – это приказы, распоряжения, постановления, указы
и т. п.
Электронное решение – решение, доводимое до исполнителей средствами
коммуникации (электронной почтой, системой общения сети Интернет,
других глобальных и локальных сетей, факсом, телеграммой и другими
средствами связи).
По способу мотивации:
● принуждающее (решение, невыполнение которого повлечет для
исполнителя неблагоприятные последствия);
● побуждающее (решение, выполнение которого повлечет для исполнителя
благоприятные последствия).
Принуждающим решением можно назвать решение, за неисполнение
которого
исполнители
могут
подвергнуться
взысканию,
административному или иному наказанию, например решение суда в
любом случае принуждающее.
Побуждающее решение предполагает поощрение исполнителя в случае
выполнения в виде бонусов, премий и прочих благ.
По степени определенности информации:
● условия определенности ситуации (детерминированные задачи; наличие
полной и достоверной информации о проблемной ситуации);
● условия неопределенности ситуации (ситуация, когда принятие решения
зависит как от определенных, так и от неопределенных факторов, не
подвластных ЛПР, не известных ему или известных с недостаточной
точностью).
Детерминированной задачей можно считать, например, задачу закупки
нового оборудования. Информацию о предложении всегда можно получить
от поставщиков, оценить альтернативы и выбрать оптимальную.
Принятие решения в условиях неопределенности. Разработка и выпуск
новой продукции – это почти всегда неопределенность, которая связана с
реакцией потребителей, конкурентов, поставщиков (особенно если
поставщик монополист, товар неожиданно начинает пользоваться спросом,
и поставщику это становится известно).
По количеству критериев:
● однокритериальные (решения, принимаемые на основе оценки
альтернатив по одному критерию);
● многокритериальные (решения, по которым критерии выбора альтернатив
не могут быть сведены к одному комплексному критерию, принимаемые на
основе выбора ЛПР, исходя из личных предпочтений или на основе
экспертных оценок).
Пример однокритериальной задачи – выбор поставщика сырья.
Предположим, по критерию качества все альтернативы одинаковы, тогда
выбираем того поставщика, у которого дешевле (выбор альтернативы по
одному критерию называется выбором по скалярному критерию
эффективности).
Если нам необходимо сделать выбор по нескольким критериям, например, у
предприятия нет возможности хранить запас сырья на складе и таким
образом добавляется критерий стабильности поставок, то выбор сделать
гораздо сложнее. В таких ситуациях прибегают к методу экспертных
оценок. Критериям назначаются веса, выводятся оценки по критериям и
получают комплексный (его также называют векторным) показатель
предпочтительности.
Принципы
Единоначалие:
· управленческие решения принимаются руководителем лично;
· зачастую 90% таких решений подвергается критике;
· как правило, такой принцип проявляется у авторитарных
руководителей;
· однако все шире распространяется система вовлечения исполнителей в
процесс принятия решений.
Единогласие:
· безоговорочная поддержка принимаемого решения;
· упор на этот принцип делается в экстремальных ситуациях и
при отсутствии противоборствующих групп и коалиций.
Большинство:
· используется в ситуациях с явно выраженными коалициями и/
или разными взглядами;
· используется система голосования;
•
нет
гарантии
принятия
качественного
решения
Консенсус:
· согласование по всем спорным вопросам и различным мнениям в процессе
выработки решений;
· использование этого принципа обусловлено влиянием следующих
факторов:
а) углублением демократизации, возможностью выразить свое
мнение;
б) ростом информационных потоков и усложнением техникоэкономических условий принятия управленческих решений.
Компромисс:
· соглашение, достигаемое путем взаимных уступок;
· уступки должны быть разумными
Большинство японских компаний славятся тем, что их система разработки
управленческих решений оказывается очень эффективной и живучей. Она
обеспечивает текущую стабильность и вместе стем дает возможность
развития в будущем. В Японии используется метод Ринги (рингисе—
«доработка документа»). Он включает в себя следующие этапы:
1. Формулирование проблемы руководителем (необходимо, чтобы
эту формулировку можно было однозначно понять!).
2. Передача проблемы вниз — в секцию, где организуется работа над
проектом ее решения.
3. Детальное согласование с исполнителями по всем пунктам готовящегося
проекта: сглаживаются все углы, ослабляются разногласия и отсекаются
противоположные точки зрения.
4. Проведение целенаправленного совещания/конференции, на которой
обсуждается предлагаемый вариант решения проблемы.
5. Доработка документа и визирование его исполнителями, утверждение
руководителем.
Несмотря на определенную длительность процесса, отказываться от этой
системы японские компании не собираются.
Требования, предъявляемые к управленческим решениям
Чтобы принимаемое управленческое решение было эффективным,
менеджер должен соблюдать все требования, предъявляемые к управленческим решениям:
Единство целей. Для удовлетворения этому требованию при разработке и
принятии решения должно обеспечиваться условие его непротиворечивости
ранее принятым целям.
Научная обоснованность и правомочность. Заключаются в обеспечении
соответствия прав и обязанностей органов принятия решения. Научная
обоснованность состоит в том, что каждое управленческое решение должно
быть обязательно аргументировано и обосновано. Аргументы должны по
возможности носить формализованный характер (статистические,
экономические и другие данные).
Ясность формулировок — ориентация на конкретного исполнителя.
Краткость формулировок принятого решения. Выполнение этого
требования повышает конкретность, действенность решений и способствует лучшему усвоению задачи исполнителем.
Своевременность и оперативность принятия решений, повышающие
ценность принятого решения.
Объективность. Менеджеры не должны игнорировать фактические условия
или фактическое положение дел при разработке вариантов решений.