Понятие письменной речи и закономерности ее развития
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 1. Понятие письменной речи и закономерности ее развития
Лекция 1
План:
1. Краткие сведения об этапах становления письменности: картинно-синтетическое, логографическое, слоговое, альфабетическое (буквенно-звуковое) письмо.
2. Алфавиты. Старославянский алфавит (кириллица). Форма письменных знаков. Особенности букв русского алфавита. Основные современные системы письменности: на латинской основе, на славяно-кирилловской основе, на арабской консонантно-звуковой основе, на индийской слоговой основе.
1. Краткие сведения об этапах становления письменности: картинно-синтетическое, логографическое, слоговое, альфабетическое (буквенно-звуковое) письмо.
Пиктографическое письмо (картинно-синтетическое) является наиболее древним типом письма. Термин происходит от латинского - pictus - писанный красками, рисованный и греческого – grapho - пишу. Пиктография - рисуночное, картинно-синтетическое письмо. Оно возникло из первобытной живописи эпохи палеолита. В результате постепенной схематизации и упрощения первобытной живописи появилась пиктография. Возникновение ее относится к эпохе неолита около 8-6 тыс. до н.э.
Пиктографическое письмо характеризуется обобщенностью запечатления информации. Цель пиктографии - коммуникативная, т.е. передача сообщений для закрепления их во времени и пространстве. Она передает целые сообщения посредством рисунка - пиктограммы. Это были уже не только сцены охоты, но и военные сообщения, ритуальные символы, любовные письма.
Некоторые народы в течение длительного времени использовали пиктографическое письмо. Например, индейцы Северной Америки пользовались им до конца 19 в.
Особенность пиктографического письма заключается в его доступности, поскольку оно не связано с конкретным языком и может быть прочитано носителем любой языковой культуры.
Язык рисунков нельзя читать. Информацию, записанную пиктограммой, можно лишь толковать, понимая общий смысл. Примеры использования пиктографического письма можно привести и из нашей повседневной жизни. Это различного рода эмблематика: товарные знаки фирм, знаки воинского отличия, изображения на гербах, геральдическая символика.
Пиктограммы соответствовали синтетическому способу познания людьми окружающей действительности. В процессе развития человечества приоритетным стал синтетический способ познания мира. Это отразилось и на графической форме отражения и представления информации.
В основе логографического письма лежит логограмма (логограф) - это графема (графическое изображение), соответствующая слову, морфеме или прочим семантическим единицам.
Эсперанто = «вселенная» + язык = (поколение/мир/эра + граница/территория) + язык.
Отношения между графемами и морфемами в логографической письменности. «世界» это заимствование из санскрита, его значение туманно для современных носителей языка.
Логограммы применяются в составе вспомогательных подсистем (цифры, алгебраические и химические формульные знаки и т.п.). Недостатки: многочисленность знаков в системе (от нескольких сот до многих тысяч), трудность (громоздкость) при освоении чтения.
Важнейшей социальной предпосылкой перехода от пиктографии к более развитому типу письма явилось зарождение частной собственности, учета материальных ценностей, а также фиксации их отчуждения и перераспределения. Пиктографическое письмо перестало удовлетворять возраставшие социальные потребности. На его основе возникло более совершенное идеографическое письмо.
Термин «идеографическое письмо» происходит от греческого – idea - понятие и - grapho - пишу. С идеографического письма собственно и начинается отсчет письменности, характеризующейся постоянным составом знаков. С этого момента появляются и первые документы.
В идеографическом типе письма в виде отдельных знаков передаются целые слова по схеме: знак равен слову. Рисунки древних писцов постепенно упрощались и превратились в условные знаки – идеограммы, имеющие определенные начертания и передающие звуковую речь, а не образы.
Высшим этапом развития идеографии стало иероглифическое письмо, появление которого относится к 4 тыс. до н.э. в Древнем Египте и Двуречье.
Обнаруженные недавно во время археологических раскопок в Китае панцири черепах с изображенными на них знаками отодвигают границы появления иероглифического письма к приблизительно 7 тыс. лет до н.э. Традиции древнего иероглифического письма сохранились в Китае до сих пор.
Идеограммы широко используются в настоящее время. Например, знаки денежных единиц: доллар. Достоинством идеографического письма является его большая емкость (компактность), так как знак - это целое слово. Недостаток - в трудности передачи абстрактных понятий и имен собственных.
Третьей стадией в развитии письма стало слоговое или силлабическое письмо. Термин происходит от греческого слова sullabe – слог. Появление о силлабического письма относится ко 2-1 тыс. до н.э. В этой системе письма каждый графический знак равен слогу. Древнейшими слоговыми системами являются шумерская, критская письменность, письменность майя, более поздними – японская слоговая азбука и корейское письмо. В настоящее время силлабические система письма распространены в Индии и Юго-Восточной Азии.
Из слогового письма во 2 тыс. до н.э. возникло буквенно-звуковое (алфавитное письмо) письмо. В этой системе письма каждый графический знак обозначает отдельный звук – фонему. Поэтому буквенно-звуковое письмо еще называют фонемографическим.
Родоначальником всех систем алфавитного письма стало финикийское письмо. Будучи активными мореплавателями финикийцы быстро распространили свой алфавит среди многих народов Средиземноморья.
От финикийцев алфавит заимствовали греки. Греческий классический алфавит возник к 403 г. до н.э.
На основе греческого алфавита возникло латинское письмо, послужившее в свою очередь основой для большинства алфавитов западноевропейских народов. В настоящее время алфавитами на основе латинского письма пользуется более 1/3 населения планеты.
В скорописной форме финикийский алфавит получил распространение в странах Ближнего и Среднего Востока, положив начало восточным алфавитам.
Славянское письмо прошло в своем развитии следующие этапы:
- знаковое письмо периода формирования у славян племенного строя;
- глаголическое письмо, заимствованное у греков;
- кириллическое письмо с 9 в. – до наших дней.
Греческий алфавит лег в основу славянской азбуки. Ее создание во второй половине 9 в. связано с именами православных просветителей Кирилла и Мефодия.
Древнеславянское письмо имело две графические разновидности: глаголицу и кириллицу. Глаголица считалась основным алфавитом, а кириллица – вспомогательным средством греческой транскрипции глаголицы. Однако впоследствии кириллица из вспомогательного средства превратилась в основное и вытеснила глаголицу.
Русское кириллическое письмо прошло несколько форм развития письменной графики.
Древнейшим первоначальным типом почерка был устав, при котором каждый буквенный знак как бы рисовался, буквы имели четкие квадратные архитектурно-геометрические формы, писались перпендикулярно строке.
В 14 в. возникает новая форма письма полуустав. В полууставе много сокращений, выносных букв. Появление полуустава – результат стремления ускорить процесс написания документов.
На смену полууставу приходит скоропись, для которой характерно совмещенное изображение соседних букв и пропуски гласных.
С начала 18 в. стихийный процесс развития русской письменности прекращается, и дальнейшее ее развитие осуществляется в законодательном порядке.
В результате первой государственной орфографической реформы 1707-1710 г.г. из русского алфавита были исключены буквы, заимствованные из греческого алфавита и ненужные при передаче славянской речи: «пси», «кси», «омега» и др.
Введение нового гражданского алфавита сопровождалось переходом от скорописи к гражданскому шрифту. Процесс этот был постепенным, затянувшимся на целое столетие. Документы 18в. являются образцом переходной форма письменности от скорописи к гражданскому шрифту.
Следующая орфографическая реформа русского языка была проведена в 1917-1918 гг. Было введено новое правописание и орфография, исключены буквы - «i» и «фита» и др. и русское письмо приняло тот современный вид, которым мы пользуемся в настоящее время.
Самыми ранними границами возникновения тюркской письменности сегодня принято считать 7-9 в.в. К этому времени относятся памятники древнего тюркского рунического письма. Такими памятниками являются каменные таблички, обнаруженные в конце 19 в. в долинах рек Орхон и Енисей.
В 19 в. Волжская Булгария принимает ислам и вместе с ним арабскую письменность. Впоследствии арабское письмо перешло вместе с исламом в Золотую Орду и сохранилось в Казанском Ханстве. Арабское письмо просуществовало в качестве национальной татарской письменности до 1927 г.
В 1920 начале 1930 гг. в СССР в ожидании мировой революции разрабатывались проекты перевода языков народов страны на латинскую основу. Учеными было сконструировано около 70 алфавитов, в том числе и русская латиница.
В 1927 г. начался процесс по переводу татарской письменности с арабской на латинскую графику. Новый татарский алфавит «Яналиф» просуществовал 10 лет, и в 1939 г. был заменен кириллическим письмом. Сегодня мы наблюдаем обратный процесс.
В настоящее время письмом на кириллической основе, пользуются народы, говорящие более чем на 50 языках.
2. Алфавиты. Старославянский алфавит (кириллица). Форма письменных знаков. Особенности букв русского алфавита. Основные современные системы письменности: на латинской основе, на славяно-кирилловской основе, на арабской консонантно-звуковой основе, на индийской слоговой основе.
Алфавит [греч. alphábētos, от названий первых двух букв греческого А. — альфа и бета (новогреч. — вита); аналогично: азбука — от аз и буки], совокупность графических знаков — букв (например, латинский, русский А.) или слоговых знаков (например, индийский А. деванагари), расположенных в традиционно установленном порядке. А. возникли в конце 2-го тыс. до н. э. в древнейших звуковых системах письма — угаритской и финикийской; ранее, видимо, существовала система перечисления египетских иероглифов. Большинство современных буквенных и некоторых слоговых А. происходит от финикийского А. через посредство арамейского (еврейский, арабский А.), греческого А. (латинский, грузинский, армянский, славяно-кирилловский А.) и др. Большинство современных национальных систем письма базируется на алфавитах:
1) латинском — системы письма всех народов Америки и Австралии, большинства народов Европы и некоторых стран Азии и Африки (например, Турция, Индонезия);
2) славяно-кирилловском— системы письма большинства народов СССР (кроме Литвы, Латвии, Эстонии, использующих латинский А., и Армении, Грузии, имеющих свои национальные А.), болгарское и сербское письмо;
3) арабском — системы письма всех арабских стран, а также Ирана, Афганистана, Пакистана и китайской провинции Синьцзян;
4) индийских слоговых, применяемых многими народностями Индии.
Русский алфавит - последовательный ряд особых графических знаков -букв («а», «б», «в», «г», «д»... и т.д.), передающих звуковой состав русской речи и создающих письменную и печатную формы национального русского языка. Современный Р. а. (азбука) содержит 33 буквы. Из них 20 букв передают согласные звуки («б», «п», «в», «ф», «д», «т», «з», «с», «ж», «ш», «ч», «ц», «щ», «г», «к», «х», «м», «н», «л», «р»). 10 букв передают гласные звуки, из них «а», «э», «о», «ы», «и», «у» служат для передачи главным образом гласных звуков, а буквы «я», «е», «ё», «ю» передают не только гласные, но и сочетания: «звук йот (j) + гласный» («яма», «ехать», «ёлка», «юный»), а также «мягкость предыдущего согласного + а, о, э, у» («пять», «люк», «лёд»). Буква «и» («и краткое») передаёт «и неслоговое» и в некоторых случаях согласный звук «йот». Буквы «ъ» (твёрдый знак) и «ь» (мягкий знак) не обозначают отдельных самостоятельных звуков, «ь» указывает на мягкость предшествующего согласного («кон» — «конь»), а «ъ» употребляется в функции так называемого разделительного знака.
Современный русский алфавит по составу и основным начертаниям букв восходит к кириллице. Его употребление было введено реформой Петра I, которая заключалась в изменении (сближении с печатной латиницей) начертаний букв и в исключении из состава алфавита некоторых устаревших знаков. Были исключены буквы «омега», «от», «юс большой», йотированные «а», «е», «кси», «ней», знаки ударения и придыхания (силы), знаки сокращения (титлы) и др.; вместо и была закреплена буква «я», возникшая из ; буква «у» стала заменять g («ук»).
В течение 2-й половины 18 в. были введены «э» и несколько позже «ё». Эти изменения были вызваны необходимостью приспособить церковно-славянские шрифты для светских «гражданских» изданий (отсюда одно из названий современного алфавита — так называемая «гражданка»).
Кириллица – одна из двух славянских азбук. Названа по имени славянского просветителя середины 9 в. Кирилла (до принятия монашества — Константин), который в 863 создал первую славянскую азбуку и с помощью брата Мефодия перевел с греческого на славянский язык христианские богослужебные книги. Древнейшие памятники Кириллицы возникли, вероятно, одновременно с древнейшими памятниками глаголицы. Старейшие кириллические памятники: древнеболгарские — надпись Мостича (10 в.), надпись царя Самуила (993), надпись Ивана-Владислава (1016); рукописи 11 в. — Саввина книга, Супрасльская рукопись, Енинский апостол, а также более многочисленные восточнославянские, среди которых особенно важны датированные — Остромирово евангелие (1056—57), Сборники Святослава (1073 и 1076), Служебные минеи (1095, 1096 и 1097).
О происхождении Кириллицы существует ряд гипотез. Большинство учёных, ссылаясь на Моравско-паннонскую и Охридскую глаголические традиции, связанные с деятельностью Кирилла и Мефодия большую архаичность многих глаголических памятников и на новгородский памятник 11 в., в котором глаголическое письмо называется К., считают, что Кирилл создал глаголицу, а К. была составлена в Восточной Болгарии в конце 9 в. (в Преславе) для приближения славянского письма к торжественному византийскому. В древней К. — 24 буквы греческого унциального устава и специально созданные буквы, отсутствующие в греческой азбуке и необходимые для передачи соответствующих славянских звуков и некоторых других, первоначальный состав их окончательно не установлен). До 11—12 вв. К. и глаголица употреблялись параллельно, впоследствии К. вытеснила глаголицу. Состав и форма букв К. изменялись. В 1708—10 Петр I ввёл вместо полуустава близкий к современному «гражданский» шрифт. На основе Кириллицы построены алфавиты не только южных и восточных славян, но и большинства народов СССР и монгольская азбука (через русский алфавит).
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы особенности картинно-синтетического письма?
2. Где применяются логограммы?
3. Какое письмо возникло на основе пиктографического письма?
4. Охарактеризуйте третью стадию развития письма.
5. Кто был родоначальником всех систем алфавитного письма?
6. На основе какого алфавита возникло латинское письмо?
7. Перечислите гипотезы о происхождении Кириллицы.
8. Каковы особенности букв русского алфавита?
9. Охарактеризуйте основные современные системы письменности.
Список использованных источников
1. Китик Е.Е. Основы логопедии: учеб. пособие. - М.: Флинта, 2017. - 192 с.
2. Основные этапы развития письма [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.niro.nnov.ru/?id=17604
3. Селиверстов В.И. История логопедии. Медико-педагогические основы: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003.— 384 с.
4. Чтение в цифровую эпоху: Сборник материалов VIII Международной научнопрактической конференции Российской ассоциации дислексии, 15 мая 2018 г. / Под общ. ред. О. А. Величенковой и А. В. Лагутиной. – М., 2018. — 172 с.
Тема 1. Понятие письменной речи и закономерности ее развития
Практическое занятие №1
Задание 1. Схематически изобразите процесс становления письменности. Охарактеризуйте каждый этап.
Задание 2. Приведите примеры основных современных систем письменности.
Задание 3. Составьте кластер на тему «Особенности букв русского алфавита».
Список использованных источников
1. Китик Е.Е. Основы логопедии: учеб. пособие. - М.: Флинта, 2017. - 192 с.
2. Основные этапы развития письма [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.niro.nnov.ru/?id=17604
3. Селиверстов В.И. История логопедии. Медико-педагогические основы: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003.— 384 с.
4. Чтение в цифровую эпоху: Сборник материалов VIII Международной научнопрактической конференции Российской ассоциации дислексии, 15 мая 2018 г. / Под общ. ред. О. А. Величенковой и А. В. Лагутиной. – М., 2018. — 172 с.