Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие мультимедиа технологии

  • 👀 779 просмотров
  • 📌 753 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие мультимедиа технологии» docx
Лекция 1. Понятие мультимедиа технологии 1.1. Составляющие части мультимедиа Слово «мультимедиа» прочно вошло в наш лексикон, и без него уже трудно представить современный компьютерный мир. Как и всякое удач- ное понятие, оно многообразно. Пожалуй, наиболее точная формулировка принадлежит одному из пионеров мультимедиа в нашей стране Сергею Новосельцеву: «Мультимедиа (англ. multimedia от лат. multum – много и media, medium – средоточие, средства) – это комплекс аппаратных и про- граммных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео и анимацией), организованными в виде единой информационной среды». Как видим, мультимедиа объединяет несколько типов разнородных данных (текст, звук, видео, графическое изображение и анимацию) в еди- ное целое. И это понятие само по себе имеет три лица. Во-первых, мультимедиа – как идея, т. е. новый подход к хранению информации различного типа в единой цифровой форме. Во-вторых, мультимедиа – как оборудование для обработки и хране- ния информации, без него мультимедиа-идею реализовать невозможно. В-третьих, это программное обеспечение, позволяющее объединить четыре элемента информации в законченное мультимедиа-приложение. Мультимедиа технологии являются одним из наиболее перспектив- ных и популярных направлений информатики. Они имеют целью создание продукта, содержащего «коллекции изображений, текстов и данных, со- провождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эф- фектами (Simulation), включающего интерактивный интерфейс и другие механизмы управления». Данное определение сформулировано в 1988 го- ду крупнейшей Европейской Комиссией, занимающейся проблемами вне- дрения и использования новых технологий. Интерактивность – свойство реагировать на действия пользователей, в том числе и управлять пользо- вателем. Идейной предпосылкой возникновения технологии мультимедиа счи- тают концепцию организации памяти «МЕМЕХ», предложенную еще в 1945 году американским ученым Ваннивером Бушем. Она предусматрива- ла поиск информации в соответствии с ее смысловым содержанием, а не по формальным признакам (по порядку номеров, индексов или по алфави- ту и т. п.). Эта идея нашла свое выражение и компьютерную реализацию сначала в виде системы гипертекста (система работы с комбинациями тек- стовых материалов), а затем и гипермедиа (система, работающая с комби- нацией графики, звука, видео и анимации), и, наконец, в мультимедиа, со- единившей в себе обе эти системы. Однако всплеск интереса в конце 80-х годов XX в. к применению мультимедиа технологии в гуманитарной области (и, в частности, в исто- рико-культурной) связан, несомненно, с именем выдающегося американ- ского компьютерщика-бизнесмена Билла Гейтса, которому принадлежит идея создания и успешной реализации на практике мультимедийного про- дукта на основе служебной музейной инвентарной базы данных с исполь- зованием в нем всех возможных «сред»: изображений, звука, анимации, гипертекстовой системы («National Art Gallery London»). Именно этот продукт аккумулировал в себе три основные принципа мультимедиа: − представление информации с помощью комбинации множества восприни- маемых человеком сред; − наличие нескольких сюжетных линий в содержании продукта (в том числе и выстраиваемых самим пользователем на основе «свободного поиска» в рамках предложенной в содержании продукта информации); − художественный дизайн интерфейса и средств навигации. Несомненным достоинством и особенностью технологии являются следующие возможности мультимедиа, которые активно используются в представлении информации: − возможность хранения большого объема самой разной информации на од- ном носителе; − возможность увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим «лупа») при сохранении качества изображения. Это особенно важ- но для презентации произведений искусства и уникальных исторических документов; − возможность сравнения изображения и обработки его разнообразными про- граммными средствами с научно-исследовательскими или познавательны- ми целями; − возможность выделения в сопровождающем текстовом или другом визу- альном материале «горячих слов (областей)», по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации (технологии гипертекста и гиперме- диа); − возможность осуществления непрерывного музыкального или любого дру- гого аудиосопровождения, соответствующего статичному или динамично- му визуальному ряду; − возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т. д., функции «стоп-кадра», покадрового «пролистывания» видеозаписи; − возможность включения в содержание диска баз данных, методик обработ- ки образов, анимации (к примеру, сопровождение рассказа о композиции картины графической анимационной демонстрацией геометрических по- строений ее композиции) и т. д.; − возможность подключения к глобальной сети Internet; − возможность работы с различными приложениями (текстовыми, графиче- скими и звуковыми редакторами, картографической информацией); − возможность создания собственных «галерей» (выборок) из представляе- мой в продукте информации (режим «карман» или «мои пометки»); − возможность «запоминания пройденного пути» и создания «закладок» на заинтересовавшей экранной «странице»; − возможность автоматического просмотра всего содержания продукта («слайд-шоу») или создания анимированного и озвученного «путеводителя- гида» по продукту («говорящей и показывающей инструкции пользовате- ля»), включение в состав продукта игровых компонентов с информацион- ными составляющими; − возможность «свободной» навигации по информации и выхода в основное меню (укрупненное содержание), на полное оглавление или вовсе из про- граммы в любой точке продукта. Итак, мультимедийный продукт – наиболее эффективная форма пода- чи информации в среде компьютерных информационных технологий. Он позволяет собрать воедино огромные и разрозненные объемы информа- ции, дает возможность с помощью интерактивного взаимодействия выби- рать интересующие в данный момент информационные блоки, значитель- но повышая эффективность восприятия информации. 1.2. Классификация мультимедиа приложений Мультимедиа – это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения. Мультимедиа – комбинация текста, графических изображений, звука, анимации и видео- элементов. Согласно представленным выше определениям, мультимедиа можно классифицировать с разных точек зрения: − на основе поддержки взаимодействия, − на основе использования различных мультимедийных телекоммуникаци- онных технологий. 1.3. Области применения мультимедиа приложений Области применения: − Обучение с использованием компьютерных технологий (научно- просветительская или образовательная сфера); − Видеоэнциклопедии, интерактивные путеводители, тренажеры, ситуацион- но-ролевые игры и др.; − Информационная и рекламная служба; − Популяризаторская и развлекательная сферы; − Интернет-вещание; − Развлечения, игры, системы виртуальной реальности; − Презентационная (витринной рекламы), СМИ; − Творчество (станция мультимедиа становится незаменимым авторским ин- струментом в кино и видеоискусстве. Автор фильма за экраном такой на- стольной системы собирает, «аранжирует», создает произведения из зара- нее подготовленных – нарисованных, отснятых, записанных и т. п. – фраг- ментов; − Военные технологии; − Промышленность и техника (сенсорные экраны); − Торговля. − В научно-исследовательской области – это электронные архивы и библио- теки – для документирования коллекций источников и экспонатов, их ката- логизации и научного описания, для создания «страховых копий», автома- тизации поиска и хранения, для хранения данных о местонахождении ис- точников для хранения справочной информации, для обеспечения доступа к внемузейным базам данных, для организации работы ученых не с самими документами, а с их электронными копиями и т. д.). − Медицина: базы знаний, методики операций, каталоги лекарств и т. п. − Искусственный интеллект – внедрение элементов искусственного интел- лекта в системе мультимедиа. Они обладают способностью «чувствовать» среду общения, адаптироваться к ней и оптимизировать процесс общения с пользователем: они подстраиваются под читателей, анализируют круг их интересов, помнят вопросы, вызывающие затруднения и могут сами пред- ложить дополнительную или разъясняющую информацию. − Системы распознавания речи, понимающие естественный язык, еще более расширяют диапазон взаимодействия с компьютером. 1.4. Аппаратные средства мультимедиа технологии Технологию мультимедиа составляют специальные аппаратные и программные средства. Для построения мультимедиа системы необходима дополнительная аппаратная поддержка: аналого-цифровые и цифроаналоговые преобразо- ватели для перевода аналоговых аудио- и видеосигналов в цифровой экви- валент и обратно, видеопроцессоры для преобразования обычных телеви- зионных сигналов к виду, воспроизводимому электронно-лучевой трубкой дисплея, декодеры для взаимного преобразования телевизионных стан- дартов, специальные интегральные схемы для сжатия данных в файлы до- пустимых размеров и т. д. 1.4.1. Аппаратные средства Все оборудование, отвечающее за звук, объединяется в звуковые кар- ты, а за видео – в видеокарты. Аппаратные средства мультимедиа: − Средства звукозаписи (звуковые платы, микрофоны); − Средства звуковоспроизведения (усилитель, колонки, акустические систе- мы, наушники и гарнитуры); − Манипуляторы (компьютерные мыши, джойстики, миди-клавиатуры); − Средства «виртуальной реальности» (перчатки, очки, шлемы виртуальной реальности, используемые в играх); − Носители информации (CD, DVD и HDD); − Средства передачи (мини видеокамеры, цифровые фотоаппараты); − Средства записи (приводы CD / DVD-ROM , CDRW / DVD+RW, TV- и FM- тюнеры); − Средства обработки изображения (платы видеомонтажа, клавиатуры, гра- фические акселераторы). − Компьютер, телевизор, средства для получения и удобного восприятия ин- формации и др. 1.5. Программные средства мультимедиа технологии Программные средства мультимедиа складываются из трех компонентов: 1. Системные программные средства. 2. Инструментальные программные средства. 3. Прикладные программные средства. 1.5.1. Системные программные средства Системные программные средства – это набор программ, входящих в состав операционной системы компьютера и осуществляющих управление устройствами мультимедиа, причем это управление на двух уровнях – фи- зическое управление вводом-выводом информации на низком уровне с помощью машинных команд и управление пользователем характеристи- ками устройств с помощью графического интерфейса, изображающего пульт управления устройством, например регулировки громкости звука, тембра, стереобаланса и т. д. Как правило, программы физического управ- ления устройствами называют драйверами устройств. 1.5.2. Инструментальные программные средства Инструментальные программные средства – программы позволяющие модифицировать мультимедийные файлы и создавать мультимедийные приложения. Инструментальные программные средства – это пакеты программ для создания мультимедийных приложений: − редакторы неподвижных графических изображений, − средства создания анимированных GIF-файлов, − средства аудио- и видеомонтажа, − средства создания презентаций, − средства распознавания текстов, введенных со сканера, − средства создания обучающих программ, − системы распознавания голоса и преобразования звуковых файлов в тек- стовые, − системы создания приложений виртуальной реальности и другие. Инструментальные средства существенно расширяют возможности управления мультимедийными устройствами по сравнению с теми, кото- рые предоставляют системные средства, но это всегда платные продукты и некоторые из них стоят очень дорого, например профессиональные сис- темы видеомонтажа. 1.5.3. Прикладные программные средства Прикладные программные средства – это готовые и, как правило, продаваемые программные системы на CD или DVD дисках – фильмы, учебники, энциклопедии, игры, книги, виртуальные музеи, путеводители, рекламные материалы и т. д.
«Понятие мультимедиа технологии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Ю. Ю. Громов, И. В. Дидрих, О. Г. Иванова, М. А. Ивановский, В. Г. Однолько.
Смотреть все 30 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot