Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 9. Учёт материально производственных запасов (МПЗ).
Вопросы:
1. Понятие МПЗ, классификация и оценка материалов.
2. Учёт поступления материалов.
3. Учёт выбытия материалов.
4. Аналитический учёт материалов.
I. Понятие МПЗ, классификация и оценка материалов.
ПБУ 5/01 и методические указания по учёту материалов.
В соответствии с ПБУ 5/01 объекты принимаются в качестве МПЗ при условиях:
1.Используются при изготовлении продукции, работ или услуг;
2.Предназначены для продажи или перепродажи;
3.Используются в управленческих целях.
Таким образом, к МПЗ относят: материалы, товары и готовую продукцию, не относят незавершённое производство.
Учёт ведётся по счётам 10,41,43.
Материалы – это предметы труда, которые используются при изготовлении продукции, работ и услуг, и потребляется в одном производственном цикле полностью, а также это средства труда стоимостью не более 40 000 рублей (в соответствии с учетной политикой).
Товары – это часть МПЗ поступивших от других юридических и физических лиц с целью перепродажи.
Готовая продукция — это изделия и детали прошедшие все стадии технологического процесса отвечающие соответствующим требованиям и сданные на склад.
Материалы классифицируются по двум признакам:
a. По видам;
2.По назначению.
Классификация по видам — используется для построения аналитического учёта по счёту 10.
К счёту 10 открываются следующие суб. счета:
10/1- сырьё и материалы;10/2- полуфабрикаты и комплектующие изделия;
10/3- топливо;10/4- тары и тарные материалы;10/5- запасные части;
10/6- прочие материалы (которые принимаются на учёт при ликвидации основных средств, отходы производства);
10/7- материалы, переданные в переработку на давальческих условиях;
10/8- строительные материалы;
10/9- производственный и хозяйственный инвентарь;
10/10- спецодежда и спецоснастка на складе;
10/11- спецодежда и спецоснастка в эксплуатации.
Классификация по назначению учитывает качественные характеристики и их свойства. Эта классификация необходима для управления запасами и зависит от технологии производства продукции (контролирует заведующий производством и технолог).
Перечень суб. счетов указывается в учётной политике, классификация по назначению представлена в номенклатуре материалов.
Материалы принимаются к учёту по фактической себестоимости и учитываются на сч. 10.
В бухгалтерском балансе материалы также учитываются по фактической себестоимости.
В текущем аналитическом учёте и в местах хранения, материалы могут учитываться либо по фактической себестоимости, либо по учётным ценам с последующим доведением учётной цены до фактической.
Порядок определения учётной цены устанавливается организацией исходя из требований ПБУ 5/01.
Виды учётных цен:
1. Плановая;
2. Планово расчётная;
3. Фактическая себестоимость прошлого периода и другие (договорные цены).
Действуют учётные цены в течение всего отчётного периода. Существует два способа учета поступления материалов.
II. Учёт поступления материалов.
В зависимости от вида оценки материалов различают два способа учета поступления материалов:
I. Используется только счёт 10 — в этом случае учёт материалов по фактической себестоимости.
Фактическая себестоимость состоит:
- стоимость по договору;
- транспортные заготовительные расходы (услуги, таможенные пошлины, расходы связанные с доведением материалов до состояния пригодного к эксплуатации).
Материалы поступают:
• От поставщиков - на основании товарной накладной в наличие сопроводительных документов (счёт-фактура с суммой НДС по приобретённым ценностям) делается запись — Дт 10 Кт 60 (на сумму без НДС), Дт 19 Кт 60 (на сумму НДС).
• В качестве вклада в уставный капитал принимаются на учёт по согласованной стоимости, утверждённой на собрании учредителей — Дт 10 Кт 75/1.
• От подотчётного лица (авансовый отчёт, товарные чеки, кассовые чеки) — Дт 10 Кт 71.
• Безвозмездно — по рыночной стоимости на момент поступления материалов — Дт 10 Кт 98.
При использовании материалов Дт 20,23,25 Кт 10 и одновременно Дт 98/2 Кт 91/1- часто признаётся доходами будущих периодов.
• В случае выявления излишек материалов — Дт 10 Кт 91/1(в оценке рыночной стоимости).
• В случае ликвидации основных средств и возможности использования полученных материалов от ликвидации (на учёт по текущей рыночной стоимости) — Дт 10 Кт 91/1.
• По договору мены — Дт 10 Кт 60, Дт 19 Кт 60.
Учёт транспортно заготовительных расходов (ТЗР).
1. Все ТЗР учитываться на том же суб. счёте, что и приобретаемые материалы — Дт 10/5 Кт 60- расходы по доставке;
Дт 10/5 Кт 60,76- консультационные, информационные, посреднические;
Дт 10/5 Кт 76- таможенные пошлины.
При списании материалов в производство стоимость их определяется исходя из фактической себестоимости.
2. ТЗР учитываться на отдельном суб. счёте счёта 10 с последующим распределением пропорционально стоимости израсходованных материалов.
Материалы принимаются на учёт по договорным ценам — Дт 10/5 Кт 60 (договорная стоимость), Дт 10/ТЗР Кт 76,60.
В конце месяца считается процент ТЗР:
%ТЗР = ТЗР на НП+ТЗР тек.п./ст-ть мат-ов на НП+ст-ть поступивших мат-ов * 100%
При списании материалов — Дт 20,23 Кт 10/5
Сумма ТЗР (подлежащая списанию)= Учетная стоимость использованных мат-ов * %ТЗР / 100%
Дт 20,23 Кт 10/ТЗР
Таким образом, материалы учитываются по фактической себестоимости. Менее 5%, то ТЗР не распределяются, а списываются в полном объёме.
Если процент ТЗР менее 10%, то ТЗР распределяется только на затраты основного производства.
Конкретный способ учёта ТЗР и распределения указываются в учётной политике.
II. Используются счета 10,15,16.
15 – заготовление материальных ценностей;
16 – отклонения.
Применяется, если материалы учитываются по учётным ценам.
Счёт 15 – А. Сальдо может иметь только в том случае, когда материалы находятся в пути, в остальных случаях остаток отсутствует, так как счёт закрывается.
По дебету отражается договорная стоимость поступивших материалов и ТЗР – Дт 15 Кт 60 (договорная стоимость), Дт 19 Кт 60 (сумма НДС), Дт 15 Кт 60,76,71,70,69 (ТЗР).
По кредиту отражается учётная стоимость поступивших материалов в корреспонденции со счётом 10. Дт 10 Кт 15 – учётная стоимость поступивших материалов. В конце месяца путём сопоставления кредитового и дебетового оборота выводится отклонения учётной цены от фактической себестоимости при ДО > КО – перерасход, ДО < КО – экономия.
Для учёта отклонений используется специальный счёт 16 – А/П.
По кредиту – экономия, а по дебету – перерасход.
Дт 16 Кт 15 – перерасход.
Дт 15 Кт 16 – экономия.
Выявленные отклонения распределяются пропорционально стоимости израсходованных материалов - % отклонения = ± отклон. на НП ± отклон. пер. / уч. ст-ть материалов на НП * уч. ст-ть поступ. мат-ов
Дт 20 Кт 16 – перерасход.
Дт 20 Кт 16 – экономия (красное сторно).
Документальное оформление – при поступлении материалов на склад оформляется приходный ордер, если нет никаких расхождений в данных первичных документов.
Если имеются расхождения, то составляется акт о приёмке материалов с указанием количества материалов. Акт составляет комиссия, в которую должен быть включён независимый представитель. После составления акта выставляется претензия поставщику либо к транспортной организации. В учёте делается запись – Дт 10,15 Кт 60 (стоимость по фактически поступившим материалам), Дт 94 Кт 60.
Списание: Дт 91/2 Кт 94
76/2 94- в случае признания претензии поставщиком;
10,15 76/2
51 76/2
10 60
20,23 60- в пределах норм естественной убыли.
III. Учёт выбытия материалов.
Материалы выбывают:
1. При использовании разных видов производств;
2. При продаже материалов, которые нецелесообразно использовать;
3. В случае недостачи материалов, выявленных при инвентаризации;
4. Выбытие при чрезвычайных ситуациях и в других случаях, может быть использованы при монтаже.
Все операции отражаются по кредиту счет 10 на основании первичных документов.
При использовании в производство оформляется требования – накладная и лимитно-заборная карта.
При продаже материалов выписывается накладная на сторону и счет-фактуры.
При недостаче оформляется инвентаризационная опись и акт результатов инвентаризации.
При использовании по другим направлениям оформляется накладная.
Материалы списываются в оценки исходя из рекомендованных способов оценки материалов (ПБУ 5/01).
Способы оценки при выбытии:
По цене каждой единицы (для особых видов материалов и для ценных видов материалов)
По средней себестоимости
- среднеарифметическое
- средневзвешенная
Метод ФИФО
- первый в расход,- последий на приход.
Материалы оцениваются по цене первых по времени приобретения материалов, а на остатке они оцениваются по цене последующих по времени приобретённых материалов. Данный способ целесообразно применять при стабильности цен.
Бухгалтерские записи:
1. материалы используемые в основном производстве Дт 20 Кт 10;
2. материалы используемые в вспомогательном производстве Дт 23 Кт 10;
3. материалы используемые в управленческих целях Дт 26 Кт 10;
4. материалы используемые в обще производственных целях Дт 25 Кт 10;
5. материалы используемые в строительстве и в других случаях Дт 08 Кт 10;
6. материалы используемые при содержании законсервированных объектов, при ремонте Дт 91/2 Кт 10.
При выбытии материалов:
1. в случае недостачи Дт 94 Кт 10;
2. в случае использования при ликвидации основных средств Дт 91/2 Кт 10;
3. в случае чрезвычайных ситуаций Дт 91/2 Кт 10;
4. в случае передачи в совместную деятельность Дт 58 Кт 10.
При продаже материалов:
1. отражена выручка от продажи материалов Дт 76 Кт 91/1;
2. начислен НДС Дт 91/2 Кт 68;
3. списана учётная или фактическая стоимость реализованных материалов Дт 91/2 Кт 10/12,16,10;
4. выявлен финансовый результат от продажи материалов по сч 91 Дт 91/9 Кт 99/1 (прибыль), Дт 99/1 Кт 91/9 (убыток).
Дополнительно по всем бухгалтерским записям отражаются проводки по распределению ТЗР или отклонения.
Недостача ценностей проверяется в ходе проведения инвентаризации. Решение о списании недостачи принимает руководитель на основании рекомендации инвентарной комиссии. Если кроме недостачи были выявлены излишки, то недостача уменьшается на сумму излишек через соблюдение следующих условий, у одного ответственного лица на один вид материалов.
Оставшаяся сумма недостачи может быть списана на затраты производства — Дт 94 Кт 10 (учётная, фактическая себестоимость), Дт 20,23 Кт 94 (списание недостачи в пределах норм естественной убыли и одновременно при учёте по учётным ценам).
Оставшаяся сумма недостачи взыскивается с виновного лица по рыночной стоимости при его согласии — Дт 73/2 Кт 94, Дт 73/2 Кт 98/1 (разница).
Если ответственное лицо не согласно выплатить сумму недостачи, руководитель решает списать на затраты производства — Дт 91/2 Кт 94. При решении суда устанавливается виновное лицо, а в случае если суд не выявил виновное лицо и в случае невозможного взыскания с виновного лица, то расходы относятся на прочие расходы.
Учёт резерва по снижению стоимости материальных ценностей.
Данный резерв должен создаваться обязательно при наличие условий, которые определены ПБУ 5/01 и 21/2008 — информация об оценочных значениях.
Материалы в течении их хранения могут потерять свои свойства или могут морально устареть, то бухгалтер должен оценить их по текущей рыночной стоимости и на сумму разницы создать резерв.
Ежегодно в момент проведения инвентаризации выявляют такие материалы путём отражения в документах фактической себестоимости и текущей рыночной стоимости.
Для учёта резерва используется счёт 14, создаётся по прочим расходам — Дт 91/2 Кт 14.
Эта информация используется для отражения материалов в отчётности. Если материалы по которому был создан резерв, то сумма резерва восстанавливается — Дт 14 Кт 91/1.
Сумма неиспользованного резерва на конец отчётного года зачисляется в прочие доходы.