Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие менеджмента, его необходимость. Определения понятия «управление»

  • 👀 556 просмотров
  • 📌 529 загрузок
  • 🏢️ УМЦ Иркутск
Выбери формат для чтения
Статья: Понятие менеджмента, его необходимость. Определения понятия «управление»
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие менеджмента, его необходимость. Определения понятия «управление»» pdf
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru 1 Дисциплина №8 Основы управления Тема 1. Основы управления организацией Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой. Руководитель должен понимать и учитывать критические факторы или составляющие организаций (внутренние переменные), а также силы, воздействующие на организацию из вне (внешние переменные), а также учитывать влияние организации на общество. В целях изучения данного вопроса нам необходимо обратиться к понятиям «управление», «менеджмент», «стратегический менеджмент». Понятие менеджмента, его необходимость. Определения понятия «управление». Термин «менеджмент» многие полностью отождествляют с понятием «управление», считая введение слова «менеджмент» лишь данью моде. Появление термина «менеджмент» — необходимое уточнение в русском языке понятия «управление» применительно к хозяйственной сфере, бизнесу. Менеджмент – это управление людьми, работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель. Но менеджмент—не просто управление людьми, организацией, а особая его форма, это управление в условиях рынка, рыночной экономики, т. е. в условиях постоянных изменений, риска. Поэтому менеджмент направлен на создание благоприятных условий (технических, экономических, психологических и др.) функционирования организации, на достижение ею успеха. ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru 2 Основными составляющими успеха являются: 1) выживание организации в долгосрочной перспективе; 2) результативность; 3) эффективность. С этих позиций менеджмент предстает как сложная система данных науки управления, опыта лучших управляющих мира и искусства управления. Как система научных данных менеджмент – это совокупность философий, моделей, стратегий, принципов, методов и стилей управления организацией, производством и персоналом в целях повышения ее эффективности и роста прибыли. Управление как особый вид деятельности, его специфика Управление представляет собой специфический вид трудовой деятельности. Оно выделилось в особую разновидность труда вместе с кооперацией и разделением труда. В условиях кооперации каждый производитель выполняет только часть общей работы, поэтому для достижения согласованию процесса. общего результата деятельности Управление всех требуются усилия участников устанавливает по соединению, совместного согласованность трудового между индивидуальными работами и выполняет общие функции, вытекающие из движения организации в целом. В этом качестве управление устанавливает общую связь и единство действий всех участников совместного процесса производства для достижения общих целей организации. Такова сущность процесса управления. Дать полное определение управлению трудно, так как это очень сложное, многогранное явление. Существует более 300 определений понятия «управление». Приведем лишь некоторые из них: ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru 3 Ли Якокка считает, что управление – не что иное, как «настраивание людей на труд». Акио Морита пишет, что о качестве менеджера можно судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая их труд в единое целое. Питер Друкер определяет управление как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в целенаправленную, результативную и эффективную группу. Вернер Зигерт подчеркивает, что управлять – значит приводить к успехам других. Майкл Мескон считает, что управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации через других людей. Можно дать и такое определение: управление – это подготовка, принятие и реализация решений во всех областях деятельности организации, направленных на достижение запланированных целей. Все приведенные определения управления имеют нечто общее – это воздействие субъекта управления на объект управления с определенной целью. Управление как особая разновидность труда отличается от труда, создающего материальные блага и услуги. Оно не принимает непосредственного участия в создании благ, а находится как бы рядом с этим процессом, руководит им. Специфику управления составляют: 1) предмет труда, которым является труд других людей; 2) средства труда – организационная и вычислительная техника, информация, система ее сбора, обработки и передачи; ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru 4 3) объект труда, в качестве которого выступает коллектив людей в рамках определенной кооперации; 4) продукт труда, которым является управленческое решение; 5) результаты труда, выражающиеся в конечных результатах деятельности коллектива. Стратегический менеджмент. В современной практике управления все большую актуальность приобретает понятие «стратегический менеджмент». Стратегический менеджмент является быстро развивающейся областью науки и практики управления, возникшей в ответ на возрастание динамизма внешней среды бизнеса. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями бизнеса и консультационными фирмами, далее этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного планирования всех развитых стран. В настоящее время существует множество определений стратегии, но всех их объединяет понятие стратегии как осознанной и продуманной совокупности норм и правил, лежащих в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние предприятия, как средства связи предприятия с внешней средой. «Стратегия - это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения». «Стратегическое управление - это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию можно ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru 5 рассматривать как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь: ее целями и линией поведения, выбранной для достижения этих целей». Другое определение стратегического менеджмента - это деятельность по обеспечению реализации целей организации в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды, позволяющая оптимально использовать существующий потенциал и оставаться восприимчивой к внешним изменениям. Термин «стратегическое управление» был введен на стыке 1960-70 гг. для того, чтобы внести различие между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость проведения такого различия была вызвана переходом к новой модели управления развитием организации в меняющейся среде. Выделяют четыре фактора-условия определяющих актуальность стратегического управления: 1. Во второй половине ХХ в. число задач, обусловленных внутрифирменными и внешними изменениями неуклонно возрастало. Многие из них были принципиально новыми и не подлежали решению, исходя из опыта, полученного в первой половине ХХ в. 2. Множественность задач наряду с расширением географических рамок деятельности национальных экономик приводила к дальнейшему усложнению управленческих проблем. 3. Возрастала роль высшего звена управления, в то время как совокупность управленческих навыков, выработанных в первой половине века, все меньше соответствовала условиям решения возникавших задач. 4. Усиливалась нестабильность внешней среды, что повышало вероятность стратегических внезапных изменений, их непредсказуемость. 6 ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru Исключительно важным стало использование гибкого управления, которое обеспечивало бы адаптацию предприятия или учреждения к быстро меняющейся окружающей возникавшие изменения среде. Своевременное достигалось реагирование посредством на стратегического управления развитием предприятия. Быстрые изменения внешней среды отечественных предприятий также стимулируют появление новых методов, систем и подходов к управлению. Если внешняя среда практически стабильна, то нет особой нужды заниматься стратегическим менеджментом. Однако в настоящее время большинство российских предприятий и учреждений работают в быстро изменяющемся и трудно предсказуемом окружении, следовательно, нуждаются в методах стратегического менеджмента. Необходимо отметить, что в бюджетном секторе экономики понятие стратегического менеджмента, как и в целом применение технологий и методов стратегического менеджмента было в значительной степени заторможено в связи с постоянным бюджетированием учреждений и отсутствием подходов к оценке эффективности деятельности бюджетного сектора экономики. Однако, современное развитие учреждений бюджетной сферы и изменяющиеся подходы к организации работы государственных и муниципальных учреждений, а также возрастающая конкуренция в бюджетном секторе создали предпосылки для применения руководителями учреждений бюджетного сектора методов стратегического менеджмента. Необходимость становления системы стратегического менеджмента в отечественной практике интеграционными промышленные предприятия, обусловливается процессами. группы, идет В российском объединяющие активный также процесс происходящими бизнесе возникают технологически связанные образования финансово- промышленных групп (ФПГ), коммерческие компании почти одновременно с созданием основного бизнеса начали организовывать финансово- ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru 7 коммерческие группы. Конкуренция пришла и в бюджетный сектор экономики: за последнее десятилетие на рынке социальных услуг появилось большое количество коммерческих учреждений здравоохранения, образования и социального обслуживания. И. Ансофф (Ansoff) рекомендует рассматривать стратегическое управление как состоящее из двух взаимодополняющих подсистем: анализа и выбора стратегической позиции и оперативного управления в реальном масштабе времени. Таким образом, стратегический менеджмент в отличие от стратегического планирования является действенно ориентированной системой, которая включает в рассмотрение процесс реализации стратегии, а также оценку и контроль. Причем осуществление стратегии - это ключевая часть стратегического управления, так как при отсутствии механизмов реализации стратегический план остается лишь фантазией. Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса: 1. В каком положении предприятие находится в настоящее время? 2. В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет? 3. Каким способом достигнуть желаемого положения? Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Анализу работы учреждений в целях изучения настоящего курса посвящена отдельная лекция. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru 8 необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. В этом вопросе необходимо более подробно рассмотреть вопросы прогнозирования и планирования деятельности учреждений, что также представлено соответствующими лекциями данного курса. Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию. Безусловно, в этом вопросе уместно рассмотреть вопросы организации, управления и администрирования в социальной работе, что также является предметом изучения данного курса. Отличия стратегического менеджмента от стратегического планирования помимо того, что они связаны с процессом реализации стратегии, определяются несколькими важными факторами:  информационное наполнение - в стратегическом менеджменте увеличивается мера неопределенности внешней среды при одновременном ослаблении сигналов об изменениях и, следовательно, уменьшается информационное наполнение системы управления. Это ведет к развитию более чувствительных систем информационного наблюдения за внешней средой;  появление стратегических неожиданностей типа секвестирования российского бюджета, которые вынуждают принимать стратегические решения вне циклов планирования, т.е. стратегический менеджмент характеризуется быстрой реакцией на изменения внешней среды внутри плановых периодов. Для улавливания таких неожиданностей создаются системы сбора, анализа информации и принятия стратегических решений в реальном масштабе времени (система on-line); ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru  9 реакция стратегического менеджмента на внешние изменения является двойственной: долговременной и оперативной одновременно. Долговременная реакция закладывается в стратегические планы, оперативная - реализуется вне планового цикла в реальном режиме времени;  в стратегическом менеджменте внешняя среда не рассматривается как нечто данное и неизменное, к чему фирма должна адаптироваться. Скорее рассматриваются способы и стратегии изменения внешнего окружения;  стратегический предшествующих бюджетов, менеджмент систем управления, использование включает т.е. экстраполяции элементы предполагает для оценки всех составление относительно стабильных факторов, применение элементов стратегического планирования, а также усовершенствования, необходимые для адаптации стратегических решений, осуществляемых в реальном масштабе времени. Выводы: Таким образом управление организацией - это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели. "Управлять - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов", - так охарактеризовал процесс управления Г. Файоль. Тема 2. Организация как объект управления Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимость многочисленных вариаций, заставляющих принимать не банальные решения. Организационно-управленческая деятельность ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru 10 оказывает значительное влияние на эффективность социальной работы. Она позволяет проводить диагностику социальных систем управления, разработку и реализацию мер, направленных на их совершенствование, что в конечном итоге и позволяет решать сложные задачи по обеспечению социальной защиты и поддержке населения. Социальная работа осуществляется в рамках организационных структур, которые мы будем в дальнейшем рассматривать как социальные организации. Социальные организации создаются для определенных общественных целей; в нашем случае — для оказания помощи людям, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить. К социальным объектам термин «организация» употребляется в различных смыслах. Так, во-первых, организацию можно рассматривать как социальный институт с определенным статусом и как стационарный объект. В таком ракурсе можно, например, представить социальную службу, включающую в себя три важнейшие институциональные составляющие: правовой статус, организационную структуру и функции. В 90-е гг. в Российской Федерации сложились такие виды социальных служб, как государственные, коммерческие, смешанные, службы, работающие при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях. Организация может, с одной стороны, проявляться в определенных организационных формах (министерство, департамент, центр и др.), а с другой — в характере специализированной деятельности (благотворительная, финансовая и пр.). Второе значение понятия «организация» используется в смысле совокупности действий, включающей в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию, систематизацию, объединение и другие для достижения целей, выполнения задач. Здесь организация рассматривается как процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и с присутствием фигуры организатора и ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru 11 контингента организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление». Третье значение «организации» отражает уровень (качество) взаимодействия, взаимосвязи, то есть речь идет об определенной структуре, строении и типе связей как способов соединения частей в целое, специфическое для каждого рода объектов. Именно это значение подразумевается в понятиях «формальная» и «неформальная» организация, политическая организация и др. В дальнейшем понятие «организация» будет употребляться во всех трех значениях. Организации возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей признается возможным только при достижении индивидуальных целей или когда достижение индивидуальных целей возможно лишь путем достижения общих целей. Если кратко дать определение организации, то ее надо рассматривать как группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленных целей. Таким образом, определяющим признаком организации является цель; коллективное целедостижение образуют два производственных признака — иерархия и управление. Приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. В качестве таковой могут выступать Центры социального обслуживания населения, центры дневного пребывания пенсионеров, детские дома и пр. К признакам формализации организаций можно отнести:  административно-правовые атрибуты, определяющие статус и компетенцию организации (юридическая ответственность, правовое положение работника и др.);  экономические, плановые, стоимостные и другие показатели;  социокультурные, включающие принятые в данной среде нормы поведения и взаимоотношений. 12 ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru Таким образом, формализация здесь выступает в виде сознательно задаваемых постоянных образцов поведения (статус, режим, связи и т. д.) и в качестве элементов организованности. Существуют также неформальные организации, которые складываются незапрограммированно, из спонтанно возникающих связей. К ним относят институт семьи, не формальные отношения между людьми. В соответствии с общепринятой практикой, говоря о неформальных организациях, мы так и будем их называть. А используя слово «организация», мы всегда будем иметь в виду формальную организацию. Формальные организации редко имеют только одну цель, как правило, это набор взаимосвязанных целей. Такие организации называются еще сложными. В качестве примера можно привести Министерство труда и социального развития РФ. Главной целью министерства является осуществление единой государственной политики в области труда, занятости и социальной защиты населения. Однако его одиннадцать структурных подразделений будут иметь свои специфичные цели. Достаточно в качестве аргумента привести названия некоторых подразделений: департамент по вопросам пенсионного обеспечения, по вопросам государственной службы, по условиям охраны труда и др. Эти цели взаимосвязаны, взаимозависимы, но, чтобы их эффективно реализовать, организации необходимо управление. Организация—это относительно автономная группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Она представляет собой планируемую систему совокупных (кооперативных) усилий, в которой каждый участник имеет свою, четко определенную роль, свои задачи или обязанности, которые необходимо выполнять. Определении организации как Гражданский кодекс Российской Федерации: Статья 48. Понятие юридического лица юридического лица дает ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru 13 1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. 2. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационноправовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом. 3. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (статья 65.1). 4. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяется Конституцией Российской Федерации и законом о Центральном банке Российской Федерации. Новая редакция Гражданского кодекса среди прочего «навела порядок» в списке юридических лиц. Теперь ГК содержит исчерпывающие перечни организационно-правовых форм как коммерческих, так и некоммерческих юридических лиц. Кроме того, появилось более четкое разделение ОФП организаций на виды: коммерческие и некоммерческие юридические лица, корпоративные и унитарные. Это деление пояснил Павел Крашенинников в статье в Российской газете: «У нас кроме деления на коммерческие и некоммерческие организации есть еще деление на унитарные и корпоративные. Унитарные - это те, где имеется руководство, как, например, на госпредприятии - назначенный директор, это религиозная организация или учреждение. А корпоративные ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru 14 там, где коллективно управляют сами граждане, скажем, товарищество собственников жилья или акционерное общество. Там, где есть акционеры, это корпорация. В корпоративной организации независимо от того, коммерческая она или нет, управляют коллективно. Есть высший орган общее собрание. Оно избирает правление, председателя этого правления либо главу самого юридического лица, иногда его называют президентом. А в унитарных предприятиях вопросы руководства решает собственник». Источник: http://regforum.ru/posts/1071_svodnaya_tablica_organizacionno_pravovyh_form_ soglasno_novoy_redakcii_gk/ Обязанности членов организации распределяются между участниками во имя достижения целей, которые ставит перед собой организация, а не во имя удовлетворения индивидуальных пожеланий, пусть те и другие часто совпадают. Организация обусловливаются видами имеет определенные деятельности, границы, численностью которые работающих, капиталом, производственной площадью, территорией, материальными ресурсами и т. п. Обычно они фиксируются, закрепляются в таких документах, как устав, учредительный договор, положение. Организациями являются частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т. п. Любая организация состоит из трех основных элементов. Это люди, входящие в данную организацию, цели и задачи, для решения которых она создается, и управление, которое формирует и мобилизует потенциал организации для решения стоящих задач. Любая организация представляет собой открытую систему, встроенную во внешнюю среду, с которой организация находится в состоянии постоянного обмена. На входе она получает ресурсы из внешней среды, на ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru 15 выходе она отдает во внешнюю среду созданный продукт. Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основных процессов: 1) получение ресурсов из внешней среды; 2) преобразование ресурсов в готовый продукт; 3) передача произведенного продукта во внешнюю среду. При этом ключевую роль выполняет процесс управления, который поддерживает соответствие между этими процессами, а также мобилизует ресурсы организации на осуществление этих процессов. В современной организации основными являются процессы, осуществляемые на входах и выходах, которые обеспечивают соответствие между организацией и ее средой. Осуществление внутренних процессов, производственной функции подчинено обеспечению долгосрочной готовности организации адаптироваться к изменениям внешнего окружения. Современные формы и модели организаций. Выделение моделей организаций выполнено в работах современных ученых-управленцев, таких, как Б. Мильнер, 3. Румянцева, А. Беляев, Э. Короткое, Д. Бодди, Р. Пейтон и др. Настоящее изложение опирается на признанное и достаточно распространенное определение моделей. В теории организаций выделяют четыре типа моделей, определяющих сущность самих организаций, роль и функции менеджмента, а также критерии оценки их деятельности. Первая модель известна под названием «модель механистической конструкции организации», сформировалась в конце XIX в. и получила широкое распространение в первой четверти XX в. Ее теоретической базой являются положения школы научного менеджмента. Согласно механистической модели целями предприятия чаще всего являются максимизация прибыли, рентабельности, капитальных вложений, общего оборота капитала. Для их достижения с максимальной ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru 16 эффективностью и при минимальных затратах ресурсов необходимо оптимально использовать все виды ресурсов. Поэтому менеджмент организации должен быть ориентирован в первую очередь на оперативное управление, с помощью которого оптимизируется структура производственных факторов и всего процесса производства. В итоге оценка эффективности функционирования организации производится по экономическому показателю, определяемому как отношение выпущенной продукции к затраченным ресурсам. Вторая модель. Эта модель построена на определении организации как коллектива, сформированного по принципу разделения труда. Начало ее разработки относится к 30-м годам XX в. и связано с именами таких ученых, как Э. Мэйо, Д. МакГрегор, Ч. Барнард и Ф. Селзник. Модель организации строится исходя из главного положения теории о том, что важнейший фактор производительности на предприятии — человек как социальный деятель. Поэтому элементами модели являются такие составляющие, как внимание к работающим, их мотивация, коммуникации, участие в принятии решений. Система поддержания человеческих отношений моделируется внутри организации. Особое внимание уделяется стилю управления и его влиянию на показатели производительности и удовлетворенности работников своим трудом. Предпочтение отдается демократическому стилю. Главные задачи менеджеров в этих условиях заключаются в организации управления персоналом, что в конечном счете должно приводить к выполнению целей предприятия. Третья модель. В этой модели предприятие представляется в виде сложной иерархической системы, тесно взаимодействующей с окружением. Ее основу составляет общая теория систем (основополагающий вклад в нее за рубежом был сделан А. Чандлером, П. Лоуренсом, Дж. Лоршем; в России эти проблемы исследовались И. В. Блаубергом, Э. Г. Юдиным, В. В. ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru 17 Дружининым, В. Н. Садовским, В. Г. Афанасьевым и другими учеными, работавшими по различным направлениям). Ее главная идея заключается в признании взаимосвязей и взаимозависимостей элементов, подсистем и всей системы с внешней средой. В соответствии с этими теоретическими положениями организация рассматривается в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Ключевые факторы ее успеха находятся в двух сферах: во внешней (из которой она получает все виды ресурсов, включая информацию, т.е. знание) и во внутренней (сильные и слабые стороны которой создают те или иные предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию и услуги). Четвертая модель. Эта модель представляет предприятия как общественные организации, в деятельности которых заинтересованы различные группы как внутри, так и вне их границ. предприятий заключается в том, что они Взаимосвязь используют ресурсы, предоставляемые поставщиками, интересы которых в свою очередь удовлетворяются продукцией предприятий. Основу этой модели (она формируется с 80-х годов XX в.) составляет теоретическая концепция заинтересованных групп, в соответствии с которой организации должны принимать во внимание разные интересы партнеров, круг которых может быть довольно широким. Таким образом, цели предприятий трактуются не столько в плане производства и сбыта каких-либо продуктов и получения прибыли, сколько с позиций удовлетворения различных запросов, связанных с ними групп: потребителей, поставщиков, конкурентов, инвесторов, общества в целом. В качестве границы учета их интересов принимается превышение стоимости приобретаемых организацией услуг по сравнению с ее ресурсными затратами. Все организации вне зависимости от целей, типа и конечного результата имеют общие для всех сложных организаций характеристики. ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru 18 1. Ресурсы. Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация. Цели всякой организации (производственной или обслуживающей) включают преобразование ресурсов. 2. Зависимость от внешней среды. Одной из самых значимых характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Ни одна организация не может быть закрытой системой. Организация зависит от внешней среды как в отношении своих ресурсов, так и потребителей, пользователей результатами ее труда. Внешняя среда включает все силы и институты, с которыми организация сталкивается в своей оперативной или стратегической деятельности: экономические условия, законодательство, систему ценностей в обществе, уровень технологий, конкурентов. Внешняя среда никогда не бывает стабильна, поэтому мало знать свою "среду обитания" и природу ее изменений, надо уметь реагировать на эти изменения. Внешние факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации. 3. Горизонтальное разделение труда. Очевидной характеристикой для любой организации является разделение труда. Разделение всей работы на составляющие компоненты обычно называется горизонтальным разделением труда. Горизонтальное разделение направлено на дифференциацию функций. Классический пример горизонтального разделения труда на предприятии: производство, маркетинг, финансы, контроль. 4. Подразделения. Любая сложная организация состоит из подразделений, которые выполняют конкретные задания и добиваются конкретных специфических целей. Такие подразделения часто называются отделами или службами. Как и целая организация, частью которой они являются, подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru 19 5. Вертикальное разделение труда. Работа организации связана с иерархией управления, она разделяется на составляющие части (кто-то должен координировать работу, чтобы она была успешной). Вертикальное разделение отделяет координацию как самостоятельную функцию. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления организацией. 6. Необходимость управления. Цель организации рассматривается как ориентир для направлений потоков связей, полномочий и ответственности. Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения, иерархии полномочий и ответственности. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для любой организации. Выводы: 1. Организация — это группа людей, деятельность которых координируется для достижения общих целей. 2. Организации преобразуют ресурсы для достижения конечных результатов. 3. Организации должны взаимодействовать с внешней средой для того, чтобы получать ресурсы и находить потребителей для своей продукции. Зависимость от внешней среды, которая постоянно меняется и находится вне влияния менеджера, является основной причиной того, почему в управлении нет абсолютных правил. 4. Все организации осуществляют горизонтальное разделение труда, разбивая всю работу на составные части. Крупные организации осуществляют такое разделение, создавая подразделения. 5. Управление необходимо для координации деятельности всех подразделений и задач организации. ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru 6. 20 Вертикальное разделение труда, создание уровней управления используются для дифференции и координации управленческой работы. Традиционно выделяются три уровня управления: высший, средний и низкий. 7. Чтобы быть успешной, т.е. добиться своей цели, организация должна выжить благодаря результативности и эффективности. 8. Цели — конкретные конечные состояния, или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства. 9. Все организации, за исключением самых маленьких, разделены на горизонтальные специализированные подразделения и вертикальные уровни управления. Структура организации — это логическая взаимосвязь уровней управления и подразделений, построенная в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Таким образом, любая организация как объект управления представляет собой сложную систему, обладающую рядом характерных признаков. Для достижения целей, ради которых организация создается, необходим процесс управления организацией. От эффективности процесса управления организацией зависит не только достижение цели, ради которой организация создается, но и рациональность используемых ресурсов для достижения этих целей, а также развитие организации как социального института. Тема 3. Функции управления Управление – это единый процесс, который представлен разными управленческими работниками или органами. Целью их взаимодействия ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru является выработка единого управляющего воздействия на 21 объект управления. К управленческим кадрам относятся менеджеры (руководители), специалисты и служащие (технические исполнители). Центральное место в управлении занимает менеджер. Он возглавляет определенный коллектив, ему принадлежит право принятия и контроля управленческих решений, именно он несет всю полноту ответственности за результаты работы коллектива. Менеджер – руководитель, профессиональный управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации. Специалисты – работники, выполняющие определенные функции управления. Они анализируют информацию и готовят варианты решений для руководителей соответствующего уровня. Труд названных работников обслуживают технические исполнители: секретари, референты, техники и т. д. Итак, процесс управления включает следующие элементы: управляющую систему (субъект управления), управляемую систему (объект управления), управляющее воздействие в форме управленческого решения, конечный результат, общую цель и обратную связь, которая представляет собой передачу информации о результатах управляющего воздействия от объекта управления к его субъекту. Управление как единый процесс, обеспечивающий согласованность совместного процесса труда, осуществляется в разных формах, через разные функции управления. Они представляют собой форму достижения связи и единства совместного процесса труда и реализуются через определенные виды деятельности. Выделение в управлении отдельных функций – объективный процесс. Он порождается сложностью производства и управления им. Состав функций управления должен обеспечить ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru эффективную реакцию управляющей системы на любое 22 изменение управляемой системы и внешней среды. Прямое управляющее воздействие на объект управления представляет собой взаимодействие трех функций: планирования, организации и мотивации. Обратную связь осуществляет функция контроля. Это основные функции управления, они имеют место на любом, даже небольшом предприятии. Кроме основных, существуют специфические или конкретные функции управления. Их набор и содержание, зависят от специфики управляемого объекта. Эти функции связаны с управлением конкретной сферой, областью организации. К ним относятся: управление основным производством, управление вспомогательным производством, управление человеческими ресурсами, управление финансами, управление маркетингом, управление инновациями и др. В реальной экономической жизни функции процесса управления проявляются в функциях органов управления, а последние в функциях их работников. Поэтому функции управления выступают как целенаправленные виды труда, а само управление – как их совокупность. Труд конкретных управленческих работников – это действия, операции, связанные с подготовкой, принятием и реализацией управленческих решений. Он воплощает в себе воздействие субъекта управления на управляемый объект. Поскольку менеджмент – это специфический вид труда, особая профессия, должны быть и общие характеристики в содержании работы менеджеров. Ими являются кратковременность, разнообразие и фрагментарность. Впервые за отделение управленческих функций от фактического выполнения работы выступила школа научного управления (1885—1920). Процессный подход, предложенный школой административного управления, ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru 23 рассмотрел функции управления как взаимосвязанные. До этого функции рассматривались как независимые друг от друга. А. означает Файоль выделил пять функций управления: «управлять, предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Выделение функций является результатом вертикального и горизонтального разделения труда в организации. Что же такое функция управления? Функция управления - это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами. Выделение функций управления имеет большое значение. Во-первых, функции управления организацией, их распределение по исполнителям определяют структуру и штаты, закрепляют вертикальное разделение труда. Любое воздействие на управляемую систему может быть реализовано только через функции управления. Во-вторых, выделение функций управления помогает совершенствованию управленческого процесса, обобщению и передаче управленческого опыта. В-третьих, изучение функций управления дает понимание сущности управленческой деятельности. Анализ эффективности реализации функций позволяет более четко определить обязанности и права работников аппарата управления и на этой основе спроектировать более рациональную систему менеджмента. В определении функций получил всеобщее распространение подход, направленный на выделение общих и конкретных, или специальных, функций. Первые рассматриваются, как функции, обязательные к исполнению в любой организационной системе, вторые — как функции, отражающие специфику той или иной организационной системы. ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru 24 Общие функции управления Состав общих функций управления не зависит от объекта управления, эти функции выполняются по отношению ко всем объектам управления. Разные авторы выделяют свои перечни общих функций управления. Ряд авторов выделяют пять функций: планирование, организацию, координацию, контроль и мотивацию. Другие авторы называют следующие функции управления – прогнозирование, планирование, организацию, контроль и мотивацию. Анализ существующих перечней функций управления позволяет выделить 4 функции, которые встречаются у всех авторов: планирование, организация, мотивация и контроль. Можно выделить следующие особенности общих функций управления: 1. Общие функции управления всегда применяются комплексно и по всему спектру управленческого действия. В этой связи нельзя говорить о большей или меньшей важности тех или иных функций управления, так как в разных ситуациях различные его функции могут приобретать доминирующий характер; 2. Общие функции управления не зависят от его объекта, так как:  во-первых, они применимы к любым социально-экономическим процессам или системам.  во-вторых, функции управления применимы и к самим функциям управления как специализированным видам деятельности. Имеет место, например, понятие организации контроля производственной деятельности, планирования учета товарных запасов и т. д. В этом случае первое понятие характеризует целеполагание, системообразование, второе — содержательный характер деятельности;  в-третьих, функции управления применимы и к самому процессу управления. Так, например, организация управления предполагает формирование вполне определенных организационных форм управления с 25 ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru закрепленными правами и ответственностью органов управления, исследование и обеспечение свойств целостности, органичности, связности и т. д.; 3. Между функциями управления нет жестких, однозначных границ. Один и тот же вид управленческой деятельности может обнаруживать признаки двух или даже нескольких функций управления, их тесное взаимопереплетение. Владение каждой из функций требует формирования определенных профессиональных качеств руководителя. Так, профессиональное владение функцией контроля требует несколько иных качеств от руководителя, чем организаторская деятельность; 4. функции В структуре деятельности руководителей различных уровней управления имеют раз личный удельный вес. Так, для руководителей высшего звена приоритетными функциями управления является прогнозирование деятельности организации и планирование результатов, в то время, как для руководителей среднего звена приоритет будет отдан функциям организации и контроля. Четыре функции управления — планирование, организация, мотивация и контроль — имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений и для всех необходима коммуникация. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений, называют связующими процессами. Планирование — это непрерывный процесс установления и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения ресурсов. Организация как функция управления нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы в жизнь. Организация непосредственно ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru 26 связана с систематической координацией многих задач и, следовательно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих. Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и/или целей организации. Контроль — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он состоит из установления норм, измерения полученных результатов и проведения необходимых корректирующих мер. Конкретные функции управления Конкретные функции управления связаны со спецификой объекта управления. Выделение конкретных функций управления необходимо для организации управления, формирования штатов и организационной структуры. В качестве объектов управления могут выступать ресурсы, процессы и результаты. Функции управления ресурсами. деятельности используют Организации в процессе своей материальные, трудовые, финансовые, информационные, технологические и другие ресурсы. Соответственно выделяют конкретные функции:  управление ресурсами;  управление финансами;  управление персоналом и т.д. Функции управления процессами. В любой организации протекает множество процессов, начиная от самого общего процесса управления, и до более конкретных: процессы реализации общих функций управления, процессы коммуникаций, принятия решений, производственный процесс. Функции управления результатами. К результатам (выходам системы) относят: прибыль, рентабельность, объемы производства и реализации, ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru 27 затраты, качество продукции и т.д. Соответственно выделяют конкретные функции:  управление качеством;  управление производительностью;  управление затратами и т.д. Выводы: Основными функциями управления целесообразно считать в самом общем виде — планирование, организацию, мотивацию, контроль. 2. Конкретные функции управления, следующие: функции управления ресурсами, функции управления процессами и функции управления результатами. 3. Планирование — один из важнейших процессов принятия управленческих решений в организации. Оно состоит из отдельных этапов и процедур их реализации, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя на предприятии специфический плановый цикл. 4. Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, организации необходимо заниматься стратегическим планированием. Процесс стратегического планирования включает определение миссии организации, установление целей, анализ внутренней и внешней среды, выбор стратегии на основе анализа стратегических альтернатив, планирование реализации стратегии и ее оценку. 5. Средством для достижения нормальных взаимоотношений между уровнями управления является делегирование полномочий, которое заключается в передаче задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение. ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru 28 Ответственность при делегировании полномочий не снимается с руководителя, хотя и распространяется на подчиненного. На практике эффективная реализация делегирования может быть затруднена вследствие многих причин. Для преодоления препятствий необходимо их выявить и предпринять меры по их существу: создать систему стимулирования, контроля, обучения, информирования, обеспечить необходимыми ресурсами и т.п. 6. Чтобы предприятие работало эффективно, необходимо заинтересовать в этом его сотрудников. Для этого руководитель должен овладеть современными теориями мотивации с учетом человеческого поведения и механизмов побуждения к тому или иному действию. 7. Не менее важное значение имеет функция контроля. Главный смысл контроля заключается в создании гарантий выполнения планов и в повышении эффективности управленческого процесса. Инструментами выполнения этой функции являются наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. Процедура контроля состоит из выработки стандартов, сопоставления с ними реальных результатов и принятия необходимых корректирующих действий. Чтобы система контроля была эффективной, ее необходимо периодически оценивать. Предназначением контроля является предупреждение возможных отклонений, а не их ликвидация. Тема 4. Эффективность управления. Эффективность управления следует рассматривать, прежде всего, с позиции эффективности деятельности самой организации, так как именно достижение поставленных целей организации будет являться показателем эффективности управления. Развитие организации носит синусоидальный ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru 29 характер, иными словами все организации подвергаются кризису, спаду производительности. Однако, в одних организациях кризис является для руководителей основой формирования новой, более эффективной систему управления, а в других ведет к ликвидации организации. Несмотря на то, что развитие организации носит синусоидальный характер, в Стадия этом процессе возникновения. выделяется Внешней ряд основных этапов. организацией задаются целевые установки, проектируются и создаются формальная структура организации, органы управления, работниками носит система отчетности неустойчивый и др. характер, Взаимосвязь преобладают между ожидание, настороженность. Стадия формирования. Образование неформальных групп. Внешние воздействия заменяются общественное мнение. подструктуры внутренними Окончательное организации, импульсами. Формируется оформление неформальной определение расстановки сил. Стадии стабилизации. Определенный уровень зрелости организации. Равновесие формальной и неформальной подструктур организации, формального и неформальных лидеров. Сформированы социальные нормы, сформировано общественное мнение. Высокий уровень сопротивляемости внешним отрицательным воздействиям. За стадией стабилизации неизбежно следует либо стадия совершенствования, либо распад организации. Помимо статусно-функционального (должностного) положение каждого сотрудника, для эффективной (конкурентоспособной) организации характерен целый ряд специфических черт:  ресурсов; учет и правильное использование возможностей людских ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru  факторов, 30 системный подход к анализу и оценке многих организационных включающих психологические и социально-психологичен явления;  постоянное развитие и совершенствование организационной структуры и системы управления в соответствии с требованиями современных условий;  руководители и персонал не препятствуют надвигающимся в организации переменам;  в организации преобладает радикальный стиль управления и лидерства;  отработанная система обновления кадров;  положительная корреляция между мотивацией и эффективностью труда;  эффективное руководство людьми и поиск новых подходов к управлению;  инициатива и творчество руководителей и персонала;  работники всех уровней проявляют личностный и интеллектуальный потенциал;  одобрение работы со стороны руководства, предоставление работникам возможности самовыражения;  наличие управленческого консультирования - принятие руководителем ответственности за профессиональное развитие своих работникам возможности самовыражения;  способность сотрудников играть соответствующие социально организационные роли. Наряду организации с признаками следует эффективной выделить ряд неэффективной организации. К ним относят: (конкурентоспособной) признаков, присущих ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru  31 отсутствие или недостаточный уровень сформированности у руководителей индивидуальной управленческой концепции;  рассогласование организационных и личных ценностей и целей персонала;  недостаточная степень наличия управленческих способностей у руководителей;  недостаток знаний, умений и навыков в области управленческой деятельности;  низкий уровень креативности персонала организации;  неумение управлять собой и группой;  недоброжелательное отношение руководства к персоналу;  отсутствие у персонала стремления к личностному росту;  неумение мотивировать персонал;  трудности в организации коммуникативного взаимодействия;  применение неэффективных стилей руководства и лидерства;  ориентация управленцев на себя и свою карьеру;  отсутствие у персонала ориентации на решение профессиональных задач;  недостаточно творческий подход персонала к выполнению своих квалификационных обязанностей;  консервативность управленческого персонала;  преобладание конфликтных способов взаимодействия;  преобладание невротических тенденций поведения персонала. Оценка эффективности управления имеет первоочередное значение для многих аспектов менеджмента, поскольку с ее помощью определяется правильность, обоснованность, действенность работы руководителя. 32 ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru Важность этой проблемы привлекает большое внимание к ней ученых экономистов, которые по-разному представляют сущность и показатели эффективности, порядок и подходы к их определению. Обобщение работ М. И. Баканова, Н. М. Белявской, А. Н. Богатко, А. П. Градова, И. В. Липсица, Ю. А. Львова, М. Л. Разу, Р. А. Фатхутдинова, Б. Б. Хрусталева, А. Д. Шеремета, Ю. В. Якутина и других приведено ниже. Организации существуют для реализации определенных целей и, если эти цели достигнуты, то эта организация может считаться добившейся успеха. Наиболее распространенными целями считаются размер бизнеса (продаж), размер прибыли, устойчивый рост прибыли, высоко е качество продукции, признанное во всем мире, и т.п. цели, которые можно назвать общими словами — результативность и эффективность. Однако если организация, в какое-то время прославившая себя выпуском качественной продукции, просуществовала недолго, затем распалась, обанкротилась, то вряд ли ее можно считать успешной. Поэтому важной целью любой организации (особенно в бизнесе) является выживание, возможность существовать как можно дольше. Вместе с тем выжить организация может только благодаря результативности и эффективности. Таким образом, уровень эффективности управленческой деятельности во многом определяется уровнем рациональной организации управляемой системы и процесса управления. Эффективность проявляется в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности. Основными понятиями эффективности управления являются:  эффективность труда работников аппарата управления;  эффективность процесса управления (функций, коммуникаций, выработки и реализации управленческого решения); 33 ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru  эффективность системы управления (с учетом иерархии управления);  эффективность механизма управления (структурно- функционального, финансового, производственного, маркетингового и др.). Оценка эффективности управления может осуществляться за различные календарные отрезки времени (месяц, квартал, год). Динамика этих показателей, а также сопоставление с аналогичными данными однородных организаций, работающих в подобных природно- географических и экономических условиях, позволяют сделать вывод об эффективности работы аппарата управления. В экономической теории экономическую и различают два вида эффективности: социальную. Экономическая эффективность характеризуется отношением полученного результата к затратам. Социальная эффективность выражает степень удовлетворения спроса населения (потребителей, заказчиков) на товары, услуги. В этой связи рассматривать эффективность работы учреждений социального обслуживания чрезвычайно сложно, так как эффективность работы этих организаций измеряется путем определения степени удовлетворенности прямого получателя социальных услуг – граждан, находящихся на социальном обслуживании в учреждениях и основного заказчика услуги – государства в лице учредителя учреждений социального обслуживания, так как глобальной целью деятельности этих учреждений является не только предоставление социальных услуг конкретному человеку, но и решение социально-значимых проблем общества – демографических, бедность населения, социальные болезни (алкоголизм, наркомания и т.д.). А данные категории в деятельности каждого конкретного учреждения являются трудно измеримыми. Можно оценить лишь совокупную деятельность учреждений на определенной территории по данным показателям. ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru 34 Под эффективностью менеджмента мы будем понимать, сложную многогранную категорию, которая отражает характерные особенности экономических, социальных, организационных и иных явлений. Эффективность управления, как социально-экономическая категория, это результативность использования данной материальных, деятельности, финансовых степень и рационального трудовых ресурсов. Функциональная роль эффективности управления – отражать уровень и динамику его развития, качественную и количественную стороны данного процесса. Эффективность можно различать как потенциальную и реальную. Потенциальная эффективность оценивается предварительно, реальная определяется полученными на практике результатами. Эффективность управления бывает тактической и стратегической. Тактическая эффективность отражает получение эффекта в ближайшем времени, стратегическая в будущем. В достижении высокой эффективности менеджмента большую роль играют характеристики системы, механизма и процесса (технологии) менеджмента. Однако, эффективность менеджмента всегда изменчива и определяется не только внутренними факторами, но и внешними – состоянием экономики, конкуренцией, социально политической обстановки и др. При этом внешняя и внутренняя эффективность менеджмента должны быть сбалансированы. Современная наука выделяет три группы основных принципов, определяющих эффективность менеджмента. Принципы приоритетов в менеджменте. Главными из них являются:  приоритеты человеческого деятельность, профессионализм; фактора – мотивированная 35 ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru  развитие принципы критических факторов – учет фактора времени, информационных технологий, корпоративность, как форма эффективного сотрудничества и партнерства;  основные принципы ориентирования – управленческая деятельность включает в себя разработку цели, миссии и стратегии менеджмента, обеспечение качества, создание условий творчества (система «думай сам») и др. В чем же состоит проблематика оценки эффективности менеджмента? В первую очередь это связано с тем, что результат может быть, как прямым (непосредственным), так и косвенным (отдаленным) либо трудно измеримым, о чем речь шла выше. Во-вторых, результат может принести социально-экономический, социально-психологический и социально- организационный эффект. В-третьих, мы можем получить исключительно экономический, производственный эффект. Социальный и экономический эффект находятся в постоянном противоречии. Рост социального эффекта может вызывать снижение экономического эффекта и наоборот. Факторы оценки эффективности менеджмента. Для обеспечения эффективности менеджмента необходимо учитывать все влияния на ее же факторы. Но это можно сделать только тогда, когда эти факторы систематизированы и выделены основные и определяющие. Что же такое фактор, по каким признакам их можно классифицировать? Фактор - момент, существенное обстоятельство в каком-то процессе, явлении. Эффективность управления формируется под воздействием ряда факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам:  по продолжительности влияния;  по характеру влияния;  по степени формализации; ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru  в зависимости от масштаба влияния;  по содержанию;  по форме влияния; 36 Рассмотрим более подробно основные факторы, оказывающие влияние на эффективность менеджмента. По продолжительности влияния выделяют факторы, влияние которых сказывается на протяжении длительного времени (технический уровень производства, стиль непродолжительное управления время и (прогулы, др.) и простои, которые нарушения действуют трудовой дисциплины и т.п.). По характеру экстенсивные. влияния Первые различают обеспечивают факторы повышение интенсивные и эффективности менеджмента за счет мобилизации внутренних ресурсов, совершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления. Вторые предусматривают привлечение дополнительных ресурсов – увеличение численности управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе и т.д. По степени формализации выделяют количественно измеримые и количественно неизмеримые факторы. В зависимости от масштаба влияния факторы можно подразделить на: народно-хозяйственные, отраслевые, на уровне организаций, на уровне подразделений. По содержанию различают факторы: научно-технические (уровень механизации и автоматизации труда), организационные (рациональная структура аппарата управления, расстановка кадров, документооборот, трудовая дисциплина), экономические (система материального поощрения и материальной ответственности), социально-психологические (мотивация ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru труда, межличностные отношения), технические, 37 физиологические (санитарно-гигиенические условия труда) и др. По форме влияния различают факторы прямые (квалификация персонала, состояние оборудования) и косвенные (психологический климат, групповая динамика). Первые непосредственно влияют на эффективность управленческого труда, вторые - опосредованно. Каждый из перечисленных факторов может воздействовать на систему управления сам по себе, в отдельности, а также в совокупности с другими. При совместном положительном воздействии они обеспечивают существенный рост результативности менеджмента (за счет синергического эффекта), при отрицательном - снижают ее. Роль менеджеров состоит в том, чтобы планомерно эффективности воздействовать должен стать на объектом указанные постоянной факторы. Рост управленческой деятельности на всех уровнях организации. Критерии и показатели эффективности управления В оценке управления наибольшую сложность представляет понимание его результата. Можно оценить ресурсы, легко измерить время, трудно оценить результат. Есть конечный результат, в котором управление проявляется лишь опосредовано, и можно назвать непосредственный результат, который присущ любому виду деятельности человека. Непосредственный результат управления может характеризовать комплекс критериев и показателей эффективности. Что же такое критерий и показатель эффективности управления? Критерий эффективности - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки. 38 ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru Критерий эффективности управления определяется не только оптимальностью функционирования объекта управления, но и качеством труда персонала, социальной эффективностью. Рассмотрим вначале критерии эффективности, относящиеся к объекту управления. Современная наука выделяет общие, локальные и качественные критерии эффективности управления. Общий критерий – экономические результаты деятельности управляемой подсистемы в целом, т.е. осуществление предприятием (или организацией) своей миссии при наименьших затратах. Группа более частных локальных критериев:  затраты живого труда на производство продукции или оказание услуг;  затраты материальных ресурсов;  затраты финансовых ресурсов;  показатели использования основных производственных фондов;  ускорение оборачиваемости оборотных средств;  сокращение срока окупаемости капиталовложений. Группа качественных критериев:  увеличение доли продукции или услуг высшей категории качества;  обеспечение экологической чистоты;  выпуск продукции или предоставление услуг, необходимых обществу;  улучшение условий труда и быта работников;  ресурсоэнергосбережение и др. Критерием эффективности управления, кроме того, при определенных условиях может быть максимум выпуска продукции или максимум услуг. ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru 39 Все эти критерии должны быть отражены в определенной системе показателей экономической эффективности, которые мы рассмотрим во втором вопросе. Показатель эффективности – количественная характеристика работы предприятия, косвенно характеризует эффективность управления. Такие показатели эффективности как производительность труда, материалоемкость, оборачиваемость фондоотдача оборотных основных средств, производственных окупаемость фондов, капиталовложений условно можно объединить в группу частных или локальных показателей. Кроме того, выделяют обобщающие показатели: рентабельность и ликвидность. Они отражают результат хозяйственной деятельности и управления в целом но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами, материальными ресурсами. Показателями, характеризующими работу аппарата управления, являются стратегическая эффективность управления и своевременность принятия и осуществления управленческих решений. При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей. Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность), которые мы рассмотрим во втором и третьем вопросе соответственно. Показатели экономической эффективности На уровне отдельных предприятий в различных отраслях экономики используются разнообразные группы показателей экономической эффективности. Однако на каждом предприятии оценивается экономическая эффективность использования материальных ресурсов, основных ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru 40 производственных фондов и оборотных средств, капитальных вложений, деятельности персонала, а также рассчитывается обобщающий показатель, характеризующий экономическую эффективность предприятия в целом. Показатель эффективности использования материальных ресурсов. Снижение материалоемкости продукции – одно из главных направлений повышения эффективности в промышленности и строительстве, так как затраты на материалы составляют более половины затрат на производство продукции этих отраслей. Как правило, это достигается внедрением новых ресурсосберегающих технологий, заменой дорогостоящих материалов более дешевыми. Показатель производственных эффективности фондов. К использования основным основных производственным фондам относятся: средства труда (производственные здания и сооружения, машины, станки, оборудование, транспортные средства и тому подобные) которые участвуют в производстве. Важнейшими направлениями повышения эффективности использования основных фондов являются: повышение коэффициента сменности работы предприятия, сокращение потерь рабочего времени оборудования и др. Показателем эффективности капитальных вложений. Как известно, оптимальный срок окупаемости капитальных вложений не должен превышать двух лет. Показателем, характеризующим эффективность деятельности персонала. Повышение производительности труда зависит от ряда факторов: технического уровня производства, квалификации работников, качества и наличия в необходимом количестве материалов и т.д. Материалоемкость, фондоотдача, окупаемость капиталовложений – это показатели характеризующие экономическую эффективность использования отдельных ресурсов. Между тем, на каждом предприятии необходимо ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru 41 определить обобщающий показатель, позволяющий оценить эффективность работы предприятия в целом. В условиях рынка таким показателем служит рентабельность, как отношение полученной прибыли к издержкам. Рентабельность качественно характеризует работу предприятия и отражает сопоставление прибыли со всеми затратами. В различных отраслях на уровне отдельных предприятий могут иметь место специфические особенности. Приведенные показатели экономической эффективности менеджмента являются статическими. Достоверность показателей эффективности возрастает, если при анализе форм эффективности менеджмента учитывается ее динамический аспект. В связи с этим показатели эффективности менеджмента целесообразно рассматривать в динамике посредством регистрации и сравнения изменений за два или более периода. Динамический показатель эффективности менеджмента. Динамику экономической эффективности менеджмента характеризует также сравнение этих показателей за два или более периода, дающее показатель относительного изменения эффективности менеджмента. Приведенные динамические показатели целесообразно рассчитывать также при осуществлении коренных изменений системы управления организацией, при сравнении различных вариантов совершенствования системы управления. Оценка реальной взаимосвязи конкретных показателей эффективности менеджмента и перечисленных характеристик системы управления позволяет диагностировать систему управления, вскрывать ее потенциальные возможности, определять пути совершенствования. Все эти показатели положены в основу разнообразных на сегодняшний день моделей оценки эффективности деятельности организаций бюджетной ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru 42 сферы. Как правило, такие показатели разрабатываются учредителями учреждений с целью оценки эффективности деятельности подведомственных учреждений и рациональному направлению ресурсов бюджета для выполнения поставленных перед отраслью задач. Повышение эффективности управления. Каковы основные мероприятия повышения экономической эффективности управления? Улучшение показателей эффективности деятельности организации возможно в технических результате разработки мероприятий, и комплексно реализации организационно- отражающих пути роста экономической эффективности управления. Предлагается следующая классификация мероприятий, связанных с ростом результата и снижением затрат ресурсов: технические, организационные, социально-экономические. Технические технологий, мероприятия оборудования, направлены режимов на переработки совершенствование сырья, качества применяемых ресурсов. Организационные мероприятия направлены на совершенствование организации учета, производства и труда, сокращения цикла производства, ремонта и экономии ресурсов. Социально-экономические мероприятия направлены на улучшение условий труда и отдыха, применение мер стимулирования и ответственности, мотивации роста качества и производительности труда, развития корпоративного духа во имя целей организации. Все эти мероприятия в полной мере нашли свое отражения в тех модернизационных процессах, которые охватили сегодня социальную сферу – повышение качества предоставляемых услуг, нормирование труда ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru персонала учреждений, аттестация и внедрение 43 профессиональных стандартов в работу организаций социального обслуживания. Социальная оценка эффективности. Как же можно характеризовать социальную эффективность? Оценка социальной эффективности отражает социальный результат управленческой деятельности и характеризует степень использования потенциальных возможностей коллектива для осуществления миссии фирмы, ее общественную значимость. Показатели социальной эффективности управления характеризуются только результирующими составляющими, основные из них:  повышение научно-технического уровня управления;  уровень интеграции процессов управления;  повышение квалификации менеджеров;  повышение уровня обоснованности принимаемых решений;  формирование организационной культуры;  управляемость системы;  удовлетворенность трудом;  завоевание общественного доверия;  усиление социальной ответственности организации;  экологические последствия. Каким показателем можно оценить вклад менеджера в деятельность организации? В зависимости от постановки цели при определении результата деятельности менеджера выбираются соответствующие формы ее оценки. В настоящее время наиболее широкое применение получили следующие формы оценки деятельности менеджера: анкетирование, психологический аудит, собеседование, графологический документов, оценочные испытания. анализ, изучение кадровых ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru 44 Исходя из форм, оценку деятельности менеджера, можно разделить на два главных направления. Это оценка эффективности труда менеджера и оценка качеств менеджера. Оценка эффективности труда менеджера, в свою очередь, является комплексным процессом и состоит из следующих этапов:  оценка личного вклада менеджера в деятельность организации;  оценка эффективности использования рабочего времени менеджера;  оценка результатов работы менеджера;  оценка содержания труда менеджера. Личностные и профессиональные качества менеджера являются теми средствами, которые применяются им каждодневно в процессе анализа и принятия управленческих решений, контроля, за их выполнением. При проведении аттестации работников, как правило, оценка проводится по трем группам качеств:  профессионализм и компетентность;  деловые качества;  личные характеристики. Значительное место в оценке деятельности менеджера занимает проблема определения личного вклада менеджера в итогах деятельности организации. В настоящее время существует несколько подходов к решению данной проблемы, а именно: определять личный вклад по удельному весу заработной платы работников аппарата управления в себестоимости готовой продукции или измерять личный вклад с помощью показателя выработки на одного работающего с учетом сложности труда и качества продукции. Но в конечном итоге предлагаемые варианты сводятся к их первоначальному назначению – вычислению затрат предприятия на содержание аппарата 45 ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru управления, что не отвечает поставленной задаче – определению личного вклада управленца. Оценка вклада менеджера в эффективность управления Чем можно измерить персональный вклад менеджера в деятельность организации? Интересный подход к оценке личного вклада нашли в японской корпорации «Сони». Он подразумевает измерение вклада менеджера с помощью управленческой добавленной стоимости. Управленческая добавленная стоимость – это разница между расходами предприятия на содержание менеджеров Управленческая и добавленная ценностью, стоимость которая ими рассчитывается создается. с учетом добавленной бизнесом стоимости и добавленной акционерами стоимости: УДС = ДБС – ДАС – ОИ – УИ где: УДС – управленческая добавленная стоимость; ДБС – добавленная бизнесом стоимость; ДАС – добавленная акционерами стоимость; ОИ – операционные издержки; УИ – управленческие издержки. Добавленная акционерами стоимость – это величина дохода, который могли бы получить акционеры при альтернативном инвестировании собственного капитала. Объем добавленной акционерами стоимости может выражаться банковской процентной ставкой, умноженной на величину собственного капитала. Операционные издержки – это фонд заработной платы, амортизационные исчисления, а так же текущие расходы. Управленческие издержки управленческого персонала. – это расходы на содержание ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru 46 Добавленная бизнесом стоимость – это разница между величиной общего дохода фирмы от реализации товаров и услуг и объемов затрат и налогов. В затраты включаются: расходы на сырье и материалы, запасные части, электроэнергию, услуги, платежи по банковским кредитам. ДБС = ОД – ЗН где: ОД – общий доход фирмы; ЗН – затраты и налоги. Отрицательное значение УДС говорит о неэффективной деятельности менеджера Для более подробного анализа деятельности менеджера вводится показатель рентабельности управления. Рентабельность управления – это отношение управленческой добавленной стоимости к управленческим затратам, аналогичное понятию рентабельности инвестирования. Отрицательная рентабельность управления требует оптимизации структуры управления. В условиях отсутствия единой методики определения личного вклада, данный подход может применяться наиболее результативно в случае, если определяется личный вклад целого подразделения управленческих работников, группы менеджеров. В условиях государственных учреждений с небольшим штатом менеджеров и отсутствием рентабельности в деятельности учреждений применение этой методики невозможно. Поэтому основным показателем эффективности управления учреждением стал показатель эффективности деятельности самого учреждения, что нашло отражение и в соответствующей нормативно-правовой базе. Так, Приказ Минтруда России №287 от 1 июля 2013 г. «О методических рекомендациях по разработке органами государственной власти субъектов Российской ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, тел/факс (395-2) 204-961, E-mail: oumc@bk.ru 47 Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников» устанавливает единые минимальные показатели эффективности как для учреждений, так для работников и руководителей этих учреждений. Конечно, с учетом выше изложенного данные показатели не могут в полной мере служить показателем эффективности деятельности руководителей государственных организаций, а дают лишь приблизительную оценку деятельности руководителя. Выводы: 1. Оценка эффективности управленческого труда является достаточно сложным процессом, так как в ее основе должны лежать большое количество результирующих показателей, которые не всегда легко измеримы 2. Оценка эффективности управления должна носить комплексный характер 3. Существующие частные методики определения эффективности управления в большей мере разработаны как теоретикометодологические и методические приемы оценки эффективности деятельности руководителей конкретных организаций и предприятий.
«Понятие менеджмента, его необходимость. Определения понятия «управление»» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 521 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot