Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие лингвистической школы

  • 👀 655 просмотров
  • 📌 621 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие лингвистической школы» doc
Лекция №13: «Понятие лингвистической школы». Цель: выявить хронологию деятельности и основные направления научных исследований лингвистических школ, внесших заметный вклад в историю мирового языкознания. Основные вопросы: 1. Периодизация истории языкознания. 2. Лингвистические школы. Структурализма. Копенгагенский лингвистический кружок. Американская школа структурной лингвистики. Пражский лингвистический кружок. Казанская лингвистическая школа. 1. Периодизация истории языкознания. Периодизация истории языкознания предполагает выделение основных этапов: – от филологии древности к языкознанию 18 века; – возникновение сравнительно-исторического языкознания и философии языка (конец 18 века – начало 19 века); – логическое и психологическое языкознание (середина 19 века); – неограмматизм и социология языка (последняя треть 19 века – начало 20 века); – современное языкознание и социология языка. 2. Лингвистические школы. Структурализм. Копенгагенский лингвистический кружок. Американская школа структурной лингвистики. Пражский лингвистический кружок. Казанская лингвистическая школа. Казанская лингвистическая школа (КЛШ). Возникла в условиях общественного и научного подъёма в России конца 19 века. Возникновение КЛШ связано с работой в Казанском университете в 1875-1883 гг. И.А. Бодуэна де Куртенэ. Наиболее известными работами этого языковеда являются следующие: – «Некоторые общие замечания о языковедении и языке»; – «Опыт теории фонетических альтернаций»; – «Языкознание, или лингвистика, 19 века»; – «Лингвистические заметки и афоризмы»; – «Введение в языковедение». Представителями КЛШ также были Н.В. Крушевский («Очерк науки о языке», «Очерки по языковедению»), В.А. Богородицкий («Очерки по языковедению и русскому языку», «Лекции по общему языковедению», «Общий курс русской грамматики»). Идеи Казанской лингвистической школы были подхвачены учёными Петербурга и Варшавы, оказали они влияние и на Ф. де Соссюра. Положения КЛШ получили всеобщее признание и дальнейшее развитие в современной лингвистике: – понимание языковой деятельности как социально-психической; – признание принципа заместительности языковых единиц и потенциальности языковой системы, динамизма языка и хронологического расслоения его явлений; – разграничение звукового и графического аспектов; – выделение лингвистических атомов – фонем и морфем, их строевое и функциональное изучение; – введение эксперимента и повышение значения теоретических обобщений. Структурализм. 30-60-е годы XX века характеризовались бурным развитием всех наук, в том числе и языкознания. Развивается теоретическое языкознание, расширяется и углубляется его практическое применение. Возникают новые лингвистические школы и направления, появляются новые аспекты лингвистики, новые лингвистические дисциплины, уточняются и совершенствуются методики лингвистических исследований и преподавания языка. Сложный процесс развития лингвистики сопровождался многочисленными дискуссиями о структурализме, особенно в советском языкознании. Термин структурализм впервые употреблён в статье Ч. Поса в 1939 г., хотя само лингвистическое направление возникло раньше, сначала как развитие идей, высказанных Ф. де Соссюром. Общим для работ структурального направления является признание следующих постулатов: – язык является знаковой (семиотической) системой; – структурность языка, его уровневое членение оцениваются как его существенное свойство, а внутренние отношения единиц одного и того же функционального образования и иерархия уровней абстракции признаются более важными, чем их связи с внеструктурной действительностью, которые проявляются лишь при функционировании языка, при его вхождении в текст и ситуацию речи; – основными единицами языка считаются фонемы и морфемы. Фонемы и морфемы рассматриваются как наборы дифференциальных признаков или типовых окружений. Парадигматические и синтагматические отношения истолковываются как основные формы существования структурных единиц языка; – синхроническому описанию языка отдаётся предпочтение по сравнению с изучением его истории и диахронии: «Лучший способ для познания сущности и характера языка – это синхронный анализ современных фактов» («Тезисы Пражского лингвистического кружка»); – методика лингвистического описания структурных единиц языка занимает первостепенное место в структуральных исследованиях, оттесняя на второй план изучение реальности языковых единиц и категорий, которые трактуются как дедуктивные построения и противопоставляются тексту как единственной реальности. Методическая общность структуральных школ проявляется в разграничении уровней наблюдения и конструктов (или иначе – речи и языка, текста и системы, поведения и модели), в применении приёмов оппозиций в парадигматике и дистрибутивных приёмов в синтагматике. Структурализм как лингвистическое направление имеет свою историю: ранний структурализм (30-40-е годы XX века), поздний структурализм (60-70-е годы XX века). Основными школами структурализма являются: – Пражская лингвистическая школа (функциональная лингвистика); – Йельская лингвистическая школа (дескриптивная лингвистика); – Копенгагенская лингвистическая школа (глоссематика). Функциональная лингвистика. Пражский лингвистический кружок (ПЛК) был основан в 1926 году В. Матезиусом. В него входили Р.О. Якобсон, Н.С. Трубецкой, С.И. Карцевский, Б. Гавранек, В. Скаличка. Идеи Пражского кружка поддерживали и развивали К. Бюлер, В.В. Виноградов, Р.И. Аванесов и др. В 1929 году в связи с I съездом славистов были опубликованы «Тезисы Пражского лингвистического кружка». Девиз ПЛК выражают двумя словами: система и функция. Требования структурно-системного и функционально-целевого изучения языка являются основными. Бесспорной заслугой Пражского кружка признают создание фонологии. Представители ПЛК разрабатывали теорию литературного языка, его нормы кодификации, стилей языка, особенно поэтического, теорию культуры речи. Классификация функциональных стилей и языков дана Б. Гавранком в статье «Задачи литературного языка и его культура». В ПЛК были разработаны «Общие принципы культуры языка». Дескриптивная лингвистика, или Йельская школа американского языкознания, возникла в США. Расцвет дескриптивизма пришёлся на 1933-1957 гг. Представители дескриптивной лингвистики направили свои усилия на разработку и усовершенствование методики лингвистического описания и уточнение лингвистической терминологии. Основным приёмом лингвистического анализа текста является его сегментация и инвентаризация сегментов. Отрезки речевого потока (текста) выделяются путём подстановки, или субституции, позволяющей выявить повторяющиеся сегменты. Они становятся единицами наблюдения и анализа. Идентификация сегментов осуществляется при помощи дистрибутивной методики. Уточнение методики описания сопровождалось созданием новой терминологии, которая была настолько разнообразна, что возникла необходимость в специальном терминологическом словаре. В 1957 г. вышел «Словарь американской лингвистической терминологии» Э. Хэмпа. Копенгагенский кружок структуралистов возник в начале 30-х годов XX века. В Копенгагенский кружок входили В. Брёндаль, Х. Ульдалль, Л. Ельмслев. Глоссематика (термин введён в 1936 г.). Рассматривая соссюровское противопоставление языка и речи, понимая речь как индивидуальный акт, Ельмслев противопоставил речи схему, норму и узус. Схема понимается как чистая форма, независимая от её социального осуществления и материальной манифестации. Она противостоит норме и узусу. Нормой называется материальная форма, определяемая в данной социальной реальности, но независимая от деталей. Узусом называется совокупность навыков, принятых в данном социальном коллективе и определяемых фактами наблюдаемых манифестаций. Ельмслев выдвинул три основных требования к глоссематическому описанию языка: непротиворечивость, исчерпанность, простота описания.
«Понятие лингвистической школы» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 138 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot