Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие информационно-психологической безопасности

  • 👀 1338 просмотров
  • 📌 1260 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Понятие информационно-психологической безопасности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие информационно-психологической безопасности» docx
Лекция 1. Понятие информационно-психологической безопасности. 1. Источники информации 2. Информационно-психологическая безопасность личности 3. Способы защиты. По данным Всемирной организации здравоохранения, количество людей, нуждающихся в психологической или психиатрической помощи, сейчас растет быстрее, чем число страдающих сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями. Во время психологических консультаций наших бывших соотечественников, обратившихся за помощью в связи с различными проявлениями душевного неблагополучия (неврозы, депрессии, страхи, фобии и пр.), выясняется, что их причиной часто является... информация. Средства массовой информации - телевидение, радио, Интернет, многочисленные печатные издания - ежедневно обрушивают на нас лавину самой различной информации, интересной, познавательной и негативной, внушающей порой страх за нашу жизнь и жизнь наших близких. Не каждый человек может с этим справиться. Источники опасности. В современном мире на первом месте среди источников информации находится телевидение, которое обладает неограниченными возможностями информационного воздействия. Зрительный (визуальный) канал является ведущим каналом получения информации из внешнего мира, более 90% информации получаем мы с его помощью. Десятки европейских, в том числе и русскоязычных, телевизионных каналов и радиостанций в своих выпусках новостей в первую очередь извещают нас о новых человеческих трагедиях и гибели десятков, сотен, а то и тысяч людей, связанных с природными катаклизмами, терактами, техногенными катастрофами и авариями. В многочисленных сериалах и кинофильмах нам показывают ужасные сцены убийства, насилия и жестокости. Политические комментаторы постоянно делают мрачные прогнозы на будущее. Журналисты смакуют жуткие сенсационные подробности различных преступлений. Никто не спорит, что появление компьютера – одно из важнейших достижений ХХ века. Современные компьютерные технологии позволяют знакомиться с мировыми культурными ценностями, пользоваться электронной почтой, получать разнообразные интересующие человека сведения. Компьютер стал в нашей жизни необходимым инструментом получения информации. Но надо научиться правильно пользоваться этим инструментом, чтобы он приносил благо, а не вред. Возникла серьезная проблема влияния компьютеризации на психику человека, на его душевную организацию. Психологи отмечают серьезные изменения в познавательной и коммуникативной сферах личности человека, чья деятельность связана с использованием компьютера. Человек часто не в состоянии проверить достоверность получаемой информации, увлекаясь «знаковой информацией», он теряет т.н. «смысловую чувствительность», у него появляется безучастность к происходящему в мире. Психологи и психиатры всерьез обеспокоены появлением интернет-зависимости, уводящей личность в виртуальный мир, когда человек страдает маниакальным стремлением часами бродить по киберпространству, забывая о сне и еде. Особенно их волнует чрезмерное увлечение компьютерными играми - компьютерная игромания, увлечение общением через Интернет – чатомания, от которых нередко трудно избавиться. Негативную информацию человек получает не только через телевидение или Интернет. На концертах беснующихся поп-звезд и на дискотеках на молодежную, как правило, публику обрушиваются сверхдопустимые для слухового восприятия децибелы, в которых зачастую, кроме ритма и грохота, нет вообще никакой информации. Общаясь с другими людьми, человек получает также не всегда приятную для него информацию. По каналу ОБС - «одна баба сказала» часто распространяются различные сплетни и слухи, волнующие получателя информации. Наши встречи со знакомыми не всегда обходятся без рассказов о болезнях и других неприятностях, произошедших с их родными и знакомыми... Бесконечны потоки негативной информации, от которых многие не знают, как защититься. Современные информационные технологии, широко используемые СМИ, оказывают на человека воздействие, имеющее цель изменить его потребности, взгляды, социальную ориентацию в интересах тех, кто оплачивает эти средства массовой информации, власть, политические силы, коммерческие структуры и пр. При таком информационном воздействии происходит деформация психики человека, затрагивающая не только сферу его сознания, но и область бессознательного. Личность постепенно теряет свою индивидуальность, происходит ее зомбирование, она становится легко управляемой. Изменяются критерии добра и зла. Жестокость и насилие становятся привычными атрибутами жизни. Исчезают такие присущие человеку качества, как сочувствие, сострадание, сопереживание, терпимость. В конечном счете, всё это приводит к тому, что возникает бездуховность, появляется стремление обеспечивать только свое биологическое существование, жить по принципу - «моя хата с краю», пассивность становится нормой жизни. Поэтому неслучайно перед человечеством встала острая проблема обеспечения его информационно-психологической безопасности. Информационно-психологическая безопасность личности – это определенная защищенность сознания и бессознательной сферы психики от вредных информационных воздействий, способных против воли и желания человека изменять его психологические характеристики и поведение. Люди подвержены информационному воздействию по-разному. Это зависит от возраста, индивидуально-психологических особенностей личности, жизненного опыта. Часто СМИ при информационно-психологическом воздействии на человека используют не метод убеждения личности, при котором происходит активное осмысливание получаемой информации и ее принятие или неприятие в зависимости от приводимых аргументов, а метод внушения, при котором информация воспринимается человеком пассивно, при этом она не осмысливается, не перерабатывается. Существуют различные приемы и техники внушения, позволяющие нужной информации проникать в глубины психики (в область бессознательного), минуя защитные барьеры сознания (известный «эффект 25-го кадра», например). Внушению в большей или меньшей мере поддаются все люди, но если человеку присущи такие личностные качества как безответственность, робость, доверчивость, тревожность, мечтательность, суеверность, религиозность, склонность к подражанию, подверженность влиянию мнения группы, толпы и т.п., он становится более внушаемым. Кроме того, физическое напряжение, недосыпание, утомление, сильное эмоциональное возбуждение, ощущение невостребованности, ненужности, оторванности, скука усиливают вероятность внушения. Восприимчивость к внушению со стороны СМИ снижается по мере приобретения жизненного опыта и научных знаний. Для обеспечения информационно-психологической безопасности личности можно рекомендовать различные способы психологической защиты. Они позволяют предотвратить или нейтрализовать негативное воздействие информации в различных ситуациях, например, масс-коммуникационных (получение информации через средства массовой коммуникации - СМК или СМИ), контакт-коммуникационных (получение информации во время массовых зрелищных мероприятий, на митингах, собраниях и пр.) и межличностных (получение информации при общении с людьми, во время бесед, встреч и пр.). Способ защиты 1-й: «Уход» - увеличение дистанции, прерывание контакта, выход за пределы досягаемости информационного воздействия. Действия в различных информационных ситуациях могут быть такими: • отключение определенных каналов СМИ (раздражающего канала телевидения, выход из Интернета и пр.), отказ от просмотра (прослушивания) конкретных теле-радиопрограмм; • отказ от чтения некоторых газет, статей, рубрик и пр.; • уход, под различными предлогомами, с массовых зрелищных мероприятий: театра, концертного зала, кинотеатра и пр., митингов, собраний и др.; • смена неприятной темы беседы, стремление не обострять межличностные отношения во время беседы (обход «скользких тем», «острых углов» и пр.), уклонение от встреч с теми, кто является источником неприятных переживаний, прерывание под различными предлогами встреч, бесед. В некоторых случаях защита может выразиться в более резких формах – «изгнании» или «игнорировании». При использовании способа «изгнание» средство или источник негативного информационного воздействия изгоняется (или вытесняется) из информационной среды (отказ от пользования телевизором или компьютером, отказ посещать театральные постановки или концерты и пр.).  «Игнорирование»предполагает невосприятие информации, которая затрудняет или препятствует определенной деятельности человека, может спровоцировать конфликт, вызвать негативные эмоции. Способ защиты 2-й: «Блокировка» - контроль информационного воздействия, выставление психологических барьеров, ограждение психики от внешнего негативного информационного воздействия. Действия, выполняемые при «блокировке»: • критическое восприятие информации; • эмоциональное отчуждение (восприятие негативной информации «без эмоций»); • увеличение межличностного пространства – «зоны общения» во время беседы; • использование «психологических барьеров» (принижение источника информации, внутреннее осмеяние, развенчание авторитета, несерьезное восприятие информации, недоверие, настороженность, невнимательность, отвлечение и переключение внимания на другие объекты, не связанные с содержанием информационного воздействия и пр.).   Способ защиты 3-й: «Управление» - контроль процесса информационного воздействия, влияние на его характеристики и источник. Выполняемые действия: • использование обратной связи (участие в опросах рейтинга популярности определенных каналов или программ телевидения, популярности периодических изданий и пр.); • выражение в зрелищных мероприятиях своего отношения к происходящему (неодобрения, недовольства выступающими); • использование при беседе принципа «своих не обижают», для чего продемонстрировать желание стать другом, членом одной общности; ослабить или дестабилизировать активность собеседника неожиданным отвлечением (например, сделать комплимент, высказать сочувствие) и др. Способ защиты 4-й: «Затаивание» - контроль своей реакции на внешнее информационное воздействие. Выполняемые действия: •  отсрочка своих реакций, поспешных выводов и оценок, задержка или отказ от действий и поступков, вызываемых информационным воздействием (например, при нахождении в толпе, чтобы не поддаться «эффекту толпы», психическому заражению и не совершить поступков, о которых потом можно будет сожалеть); • маскировка, сокрытие чувств, проявлений эмоций и др.  Умение человека в зависимости от ситуации воспользоваться тем или иным способом психологической защиты от негативного воздействия информации способствует формированию его информационной культуры, которая, в конечном счете, и обеспечит информационно-психологическую безопасность личности. Лекция 2. «Информационно-психологическая безопасность»: 1. Определение 2. Угрозы информационно-психологической безопасности личности и их основные источники. Этот аспект информационной безопасности связан в первую очередь с воздействием недоброкачественной информации на психологическое состояние личности, что несёт угрозу интеллектуальному, духовно-нравственному состоянию человека, а также угрозу его физическому здоровью. Информационно-психологическую безопасность в общем виде можно определить как состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии от разрушительного воздействия на сознание негативных информационных факторов. Применительно к конкретному человеку информационно-психологическая безопасность – это состояние защищенности сознания и психического здоровья человека, обеспечивающее его целостность как социального субъекта, возможность адекватного поведения и личностного развития в условиях неблагоприятных информационных воздействий. Задача обеспечения ИПБ должна решаться на уровне государства, общества и на уровне самой личности. Источников угроз информационно-психологической безопасности существует великое множество, и проявляться они могут через СМИ, разные направления массовой культуры, воспитание, личное общение, образовательные системы и культовые образования. Выделяют несколько видов так называемой «вредоносной» информации, могущей нанести серьёзный вред психике человека. К ней можно отнести: — информацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; — призывы к войне; — пропаганду ненависти, вражды и превосходства; — распространение порнографии; — посягательство на честь, доброе имя и деловую репутацию людей; — рекламу (недобросовестную, недостоверную, неэтичную, заведомо ложную); — информацию, оказывающую неосознаваемое деструктивное воздействие на психику людей. Доктрина информационной безопасности РФ трактует понятие «информационная безопасность» как «состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства». Какие же неблагоприятные информационные факторы привели к тому, что возникли угрозы для личности? Основной из них является так называемый «информационный взрыв» или лавинообразное увеличение всех видов традиционной, печатной информации (научной, научно-технической, экономической, научно-популярной, юридической, коммерческой, эстетической и так далее). Еще большими темпами развиваются электронные информационные ресурсы, масштабы которых трудно поддаются измерению. Количественный рост информации привел к тому, что личность не может воспринять, осмыслить, систематизировать даже те источники информации, которые необходимы ей в профессио­нальной деятельности. Этот фактор породил избыток, перенасыщение информационной среды. Большое количество информации, даже без учета ее качественных характеристик, отрицательно влияет на личность. Крупный зарубежный теоретик информационного общества Э. Тоффлер, описывая это явление, пришел к заключению, что высокие темпы производства и распространения информации приводят к болезни, названной им футорошок или информационным стрессом. Эта болезнь, по его мнению, вызывает снижение способности отбирать, оценивать и сохранять информацию. На уровне принятия решения информационные перегрузки вызывают стресс решений (неспособность личности принимать любые решения). Другим неблагоприятным информационным фактором, который влияет на психику человека и даже на его душевно-нравственные устои, является значительное «загрязнение» информационной среды, получившей название информационной экологии. Зарубежные авторы, изучающие качественную сторону потоков информации, связанную с изучением информационной экологии, считают, что информации не может быть много, и информационный стресс вызывает не обилие информации, а большое количество низкокачественной информации и неумение личности критически отсеивать, отбирать и перерабатывать информацию в интеллектуальный продукт (знания). Представитель данной концепции Б. Мильтон пришел к выводу, что информация — это лишь сырье, которое дает возможность вырабатывать знания, и что решения принимаются не на основе информации, а на основе знаний, мудрости, интуиции, понимания. Угрозы личности, связанные с использованием информации, исходят как от самой личности (внутренние угрозы), основными из которых является низкая культура умственного труда или информационной культуры (неспособность к самостоятельному отбору информации и ее критической оценке), недооценка личностью возможностей обучения методам защиты (нейтрализации) угроз от воздействия на нее недоброкачественной информацией. Гораздо большее количество угроз личности представляет информационная сфера (внешней угрозы), а именно: * отсутствие необходимой личности информации, неполная информация, нарушение прав и свобод человека в области доступа к информации, неправомерное ограничение доступа к открытым информационным ресурсам; * информация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, пропагандирующая культ насилия и жестокости, порнографическая информация; * искаженная, недостоверная, ложная информация, дезинформация; * хаотичность и противоречивость информации и др. Т.о. сейчас существует огромное множество ИУ личности, которые реализуются при помощи определённых средств и способов. Лекция 3. Психологическая защита личности как основной способ обеспечения информационно-психологической безопасности. 1. Средства, виды, способы ИПВ Средства, виды, способы информационно-психологического воздействия В зависимости от применяемой информационной техники можно выделить несколько средств информационно-психологического воздействия: — устное воздействие, в том числе и с применением акустических средств усиления голоса и шумовых эффектов; — воздействие, связанное с применением печатной продукции; — воздействие с использованием телевидения и радиосвязи. У телевидения практически неограниченные возможности формирования сознания масс. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – утверждает русская пословица. Просматривая телевизионные передачи, происходит своеобразное психическое заражение определенными состояниями, реагирование на неосознаваемые воздействия (подкорковые стимулы); — воздействие, основанное на применении компьютерных технологий и Интернета. В данный момент уже не вызывает сомнений тот факт, что воздействие, которое может Интернет оказать на личность пользователя, является более глубоким и системным, чем воздействие любой другой технологической системы. Сюда же относится воздействие компьютерных игр на психику и сознание человека. Различают несколько видов информационно-психологического воздействия: — самопроизвольные воздействия, обусловленные технологическими режимами функционирования тех или иных информационных систем (например, электромагнитные излучения коммуникационной, компьютерной или телевизионной техники); — преднамеренные манипулятивные воздействия на личность с целью явного или скрытого побуждения к определенным действиям (информационно-пропагандистское и др.). Информационно-пропагандистское воздействие – это массированное активное воздействие словом, информацией с целью формирования –определенных взглядов, убеждений. Информационно-психологическое воздействие может осуществляться на двух уровнях: теоретико-идеологическом и обыденно-психологическом. Теоретико-идеологичекий уровень предполагает борьбу мировоззрений, научных концепций, культурных ценностей и здесь в основном идет воздействие на интеллектуальную сферу личности посредством пропаганды, дезинформации, применения логической аргументации, т.е. использывания методов убеждения. На обыденно-психологическом уровне борьба идет за массовые настроения и предпочтения, и здесь используют метод внушения и средства подавления. Если убеждение – это активное осмысливание и принятие информации в зависимости от приводимых аргументов, то внушение в отличие от убеждений проникает в психику человека без активного внимания, без переработки и укрепляется, как предмет пассивного восприятия. Одним из высших способов информационно-психологического воздействия на человека, способом манипулирования является информационная война — согласованная деятельность по использованию информации как оружия для разрушающего воздействия на противника в различных сферах: экономической, политической, социальной и на поле боя. Информационная война – война нового типа, ее основным объектом являются не только информационные системы, но, прежде всего, сознание людей, их поведение и здоровье. То есть информационная война предполагает как воздействие на информационные системы и инфраструктуру противника, так и на психологическую структуру государства, общества и личности. Информационное оружие, воздействующее непосредственно на человека, специалисты делят на два вида: 1) Информационно-психологическое оружие обращенное прежде всего на сознание человека и уже через него воздействующее на поведение, убеждения, мотивы и потребности, нравственные установки, отношение к тому, что происходит в обществе. В качестве такого оружия могут использоваться все средства массовой информации, Интернет, публичные выступления, беседы, внушение, гипноз и т. п. 2) Энергоинформационное оружие воздействующее на физиологию и психофизиологию человека, минуя его сознание. Человек не осознает факта воздействия, но в зависимости от его вида начинает ощущать либо бодрость, уверенность в себе, либо подавленность, тревогу, страх, агрессивность на фоне утраты способности контролировать свои действия. В природе подобное психофизическое воздействие могут оказывать, например, солнечные вспышки, влияющие на биоэлектрическую активность мозга и общее состояние человека. В качестве источников энергоинформационного воздействия могут применяться радиолокационные системы, космические аппараты, низкочастотные и высокочастотные генераторы, биолокационные установки, химические и биологические средства и другие устройства. С помощью энергоинформационного оружия можно изменить поведение людей, например, снизить или «разжечь» накал демонстраций, беспорядков и этим повлиять на текущие социальные процессы. Цели информационных войн и применения информационного оружия – завоевание превосходства над противником и нанесение ему поражения как в конкретном акте противостояния или отдельной боевой операции, так и во внешней и внутренней политике, экономике, обороноспособности страны в целом. Задачи применения информационного оружия: подрыв международного авторитета государства, его сотрудничества с другими странами; манипулирование общественным сознанием внутри страны, создание атмосферы бездуховности и безнравственности, негативного отношения к национальному наследию; провоцирование политической напряженности и хаоса внутри страны, инициирование этнических и религиозных столкновений, забастовок, массовых беспорядков и других акций протеста; дезинформация населения об истории страны, о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредитация всей системы управления; нарушение системы управления войсками, вооружением и военной техникой, объектами повышенной опасности; нанесение серьезного ущерба жизненно важным интересам государства в политической, экономической, социальной и других сферах деятельности. Все перечисленные изменения, происходящие в сфере взаимоотношений человека с естественными, но еще большей степени – с искусственными информационными средами, сводятся в основном к необходимости осмыслить и решить две задачи: 1. Создать систему экологического контроля глобальной информационной среды человека, так как генетически обусловленные механизмы внушаемости не могут обеспечить ему возможности выжить в тех условиях, которые формируются современными средствами информационного воздействия. 2. Возникает задача защитить психику человека с помощью формирования у него информационной культуры. Очевидно, что человек не должен воспринимать получаемую информацию как истину в конечной инстанции, но не должен отгораживаться от нее. Важно научиться интерпретировать информацию, понимать ее суть, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, находить требуемую информацию в различных источниках, систематизировать ее, находить ошибки в получаемой информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы, устанавливать связи, вычленять главное в информационном сообщении. Формирование информационной культуры является первостепенной задачей вузовских библиотек, так как именно они располагают огромным совокупным информационным и научным потенциалом, который уже сейчас позволяет формировать теорию и практику информационно-психологической защиты в рамках ноосферного мышления. Психологическая защита личности – это сложная многоуровневая система социальных, социально-психологических и индивидуально-личностных механизмов, образований и форм поведения, которая должна обеспечивать информационно-психологическую безопасность человека в обществе как личности и активного социального субъекта, его психологическую защищенность в условиях действия многообразных информационных факторов и в различных информационно-коммуникативных ситуациях. Можно выделить три основных уровня организации психологической защиты человека и, соответственно, три основных направления ее формирования и функционирования: 1) социальный (в масштабах общества в целом). На этом уровне в качестве субъектов психологической защиты личности выступают государство и общество. Осуществляется психологическая защита через деятельность определенных социальных институтов (система образования, система распространения социокультурных ценностей, традиций, социальных норм и т.д., система распространения информации — библиотеки). Защита реализуется через регулирование и организацию информационных потоков (систему распространения информации в обществе), создание и распространение способов и средств обработки и оценки информации в процессе социального взаимодействия (от межличностного общения до массовой коммуникации). 2) Социально-групповой – осуществляется в рамках различных социальных групп и разнообразных форм социальных организаций. На этом уровне в качестве субъектов психологической защиты личности выступают группы и организации (семья, производственные структуры, общественные, политические, религиозные и иные объединения и организации). Психологическая защита реализуется посредством распространения и использования внутригрупповых информационных потоков и источников, а также специфических для конкретных социальных групп и организаций способов социального взаимодействия, переработки и оценки информации (групповых норм, ориентации, предпочтений определенных коммуникаторов, регламентация правил и процедур работы и взаимодействия с внешними информационными источниками и т.п). 3) Индивидуально-личностный. На индивидуально-личностном уровне психологическая защита реализуется посредством формирования специфической регулятивной системы и комплекса защитных механизмов и алгоритмов поведения определённой личности, которые образуют индивидуальную психологическую защиту. Осуществляется посредством образования, самообразования, прохождения специальных тренингов под руководством опытных психологов. Обеспечение информационно-психологической безопасности предполагает организацию и осуществление защитных мер, которые в самом общем виде целесообразно выделить в следующие основные группы, характеризующиеся определенной организационной самостоятельностью и используемыми механизмами: 1) регулирование, в частности, ограничение информационных потоков; Первая группа защитных мер обычно используется в ограниченные промежутки времени, в специфических условиях или по отношению к определенным источникам и информационным каналам. Могут, в частности, применяться такие меры, как введение определенных процедур проверки достоверности распространяемой информации (например, влияющей на принятие управленческих решений); ограничение распространения определенных сведений (например, способствующих возникновению агрессивных слухов, паники и т.д.) в чрезвычайных ситуациях; введение военной цензуры в условиях боевых действий и т.п. При отсутствии демократической культуры в обществе эти меры могут использоваться также для манипулирования людьми путем ограничения доступа к информации, ее сокрытия и т.п. На личностном уровне использование защитных мер из этой группы связано обычно инициативным отказом человека от использования определенной информации, источников или каналов ее распространения (например, отказ от рекламной информации и т.п.) или перепроверкой значимой для него информации. 2) организация информационных потоков (в том числе, инициирование распространения определенной информации). Вторая группа связана с организацией информационных потоков, направленных на парирование (в первую очередь, упреждающее) и нейтрализацию воздействия определенных информационных факторов, которые могут психологически негативно воздействовать на людей (так, например, при возникновении слухов используется распространение сведений, нейтрализующих их влияние). На личностном уровне это проявляется в инициативном поиске по определенным темам дополнительной информации из различных источников и в организации ее поступления по иным каналам. 3) распространение способов и средств обработки и оценки информации. Третья группа включает разнообразные формы распространения способов и средств обработки и оценки информации (через системы образования, подготовки и переподготовки кадров, распространения социокультурных ценностей, традиций, социальных норм и т.д.). 4) формирование коллективной или групповой социально-психологической защиты. Четвертая группа связана с формированием коллективной психологической защиты, которая основывается на Механизмах идентификации человека с определенными социальными общностями и объединениями людей и включенности в реальные социальные группы. Это определяет использование личностью при анализе и отборе информации определенных групповых оценок, норм, мнений и т.п., а также ее ориентацией на внутригрупповые информационные потоки и источники. С учетом этого для организации групповой психологической защиты могут применяться: различные приемы и средства формирования соответствующего социально-психологического климата в коллективах, атмосферы корпоративности; создание условий, повышающих эффективность процесса идентификации личности с определенной социальной группой и актуализации чувства принадлежности к конкретной социальной организации, ее деятельности; подготовка неформальных лидеров выступающих, в качестве «медиаторов», авторитетных внутригрупповых источников информации и т.п. 5) формирование индивидуальной психологической защиты или психологической самозащиты личности. Пятая группа связана с формированием у человека в процессе приобретения опыта информационно-коммуникативного взаимодействия (в том числе, обучения с использованием специализированных форм психологической подготовки, проведения тренинговых занятий по специально разработанным методикам) личностных образований, алгоритмов психической деятельности и защитного поведения, которые в своей совокупности образуют индивидуальную систему его психологической защиты или психологической самозащиты личности. Из рассмотренных выше направлений обеспечения информационно-психологической безопасности личности первые четыре зависят от внешних для человека условий, деятельности других социальных субъектов, функционирования различных социальных институтов, других людей. Пятое направление в первую очередь зависит от самой личности. Прилагает и хочет ли человек приложить определенные усилия для обеспечения собственной информационно-психологической безопасности, для формирования эффективной системы психологической самозащиты или он готов быть послушной марионеткой в руках многочисленных манипуляторов и рабом информационных ловушек современного общества. Могут быть написаны хорошие книги и разработаны эффективные методы по обеспечению информационно-психологической безопасности и психологической защите личности, организовано соответствующее обучение, но этого мало. Человек должен сам захотеть научиться обеспечивать собственную, личную информационно-психологическую безопасность, быть постоянно готовым защищать себя и близких ему людей.
«Понятие информационно-психологической безопасности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot