Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Межкультурные коммуникации в условиях глобализации

  • 👀 810 просмотров
  • 📌 730 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Межкультурные коммуникации в условиях глобализации
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Межкультурные коммуникации в условиях глобализации» pdf
Лекционные занятия. Тема 1. Межкультурные коммуникации в условиях глобализации Межкультурные коммуникации – это взаимодействие людей С РАЗНЫМИ СИСТЕМАМИ ЦЕННОСТЕЙ. Любой процесс является управляемым, в том числе и межкультурное взаимодействие. Две оси процесса управления межкультурными коммуникациями: - формирование управляющей идеологии; - управление конфликтами. Рекомендуемая дополнительная литература: 1. Перкинс Дж. Новая исповедь экономического убийцы / Пер. с англ. М.: Претекст, 2016. 268 с. 2. Соколов Д. Черные буйволы бизнеса. Как на самом деле работают западные корпорации? М.: Патриотика, 2015, с.111. 3. Миловзорова М.Н. Устойчивое развитие и корпоративная социальная ответственность: идеологии управления глобальным обществом: монография. СПб.: ГУАП, 2017. 121 с. 1. Обусловленность востребованности навыков межкультурных коммуникаций спецификой деятельности транснациональных корпораций. Транснационализация — перемещение капитала из стран с его относительным избыточным количеством в страны, где он находится в дефиците, но в избытке имеются другие факторы производства (труд, земля, полезные ископаемые), которые не могут быть рационально использованы в воспроизводственных процессах из-за нехватки капитала. Транснационализация хозяйственной жизни — процесс усиления роли транснациональных корпораций (ТНК) в мировой экономике. Состояние мировой экономики зависит от деятельности гигантских компаний, которые называют «мультинациональными», «глобальными» или «транснациональными» корпорациями. Если в 1982 году в мире было 318 корпорации, годовой товарооборот которых превышал 2 млрд долларов, то к 1994 г. их уже насчитывалось 2177. У 50 крупнейших ТНК годовой товарооборот 31 -175 млрд.долларов, что сопоставимо или превышает ВНП государств. (см. таблицу Морган Г., стр.360-361) Крупнейшие транснациональные корпорации, транснациональные банки образуют союзы и объединения, а также заключают стратегические альянсы со многими государствами по вопросам, связанным с разделом глобальных рынков и определением правил игры на них. Широко распространяется мнение о том, что в рамках глобальной экономики ни одна страна уже не способна существовать и обеспечивать эффективную жизнедеятельность в условиях экономической автаркии. Современное развитие системы международных экономических отношений проходит под воздействием ускоряющейся глобализации экономики, и главной движущей силой этого процесса, по мнению экспертов, выступают транснациональные корпорации (ТНК), представляющие собой наиболее мощную часть корпоративного бизнеса и играющие ведущую роль в укреплении связей мировой экономики. Исторически развитие ТНК прошло ряд этапов. Деятельность первого поколения ТНК была в значительной мере связана с разработкой сырьевых ресурсов бывших колониальных стран. Постепенно сфера внимания ТНК переместилась на производство промышленной продукции. Если в середине 70-х годов в мире насчитывалось около 7 тыс. ТНК, то к середине 90-х годов – 40 тыс. Более половины ТНК мира приходится на Германию (7100), Японию (3650), Швецию (3550), Швейцарию (3000), США (3000), Великобританию (2800). ТНК часто делятся на три больших группы:  Горизонтально интегрированные ТНК — управляют подразделениями, расположенными в различных странах, производящих одинаковые или подобные товары.  Вертикально интегрированные ТНК — управляют подразделениями в определенной стране, которые производят товары, поставляемые в их подразделения в других странах.  Раздельные ТНК — управляют подразделениями, расположенными в различных странах, которые вертикально или горизонтально не объединены. Для определения транснациональных компаний существует специальный индекс транснационализации. Расчет индекса транснационализации ведется по следующей формуле: I T = 1/3 ( A I /A + R I /R + S I /S) x 100% , где I T - индекс транснационализации, %; A I - зарубежные активы; A - общие активы; R I - объем продаж товаров и услуг зарубежными филиалами; R - общий объем продаж товаров и услуг; S I - зарубежный штат; S - общий штат работников компании. Если сравнить ТНК родом из США с Европейскими ТНК, то мы можем заметить закономерность: в связи с объемами рынка США, степень транснационализации их ТНК будет значительно ниже, чем у европейских ТНК, рынок родной страны которых сильно ограничен. Кроме того, важное значение имеет налоговая система США и Европы. Намного рентабельнее для европейских, например, немецких, выносить производство на восток. Объективные требования экономической глобализации ведут к тому, что практически любая по-настоящему крупная национальная фирма вынуждена включаться в мировое хозяйство, превращаясь тем самым в транснациональную. Поэтому списки крупнейших компаний можно рассматривать и как списки ведущих ТНК. Отличительными чертами глобальных ТНК (Microsoft,General Motors, Ford, BMW, Fiat, Shell и др.) являются: - глобальное исследование рынков; - осуществление конкуренции в мировом масштабе; - раздел мировых рынков с немногими такими же глобальными ТНК; - координация деятельности своих филиалов на основе новейших информационных технологий; гибкая организация каждого отдельного производственного узла; - адаптивность структур корпорации; - единообразная организация бухгалтерского учёта и аудита; - объединение филиалов, заводов, совместных предприятий в единую сеть управления; - преимущественное участие в высокотехнологичных отраслях; - своевременное изменение географического распределения и отраслевой структуры интегрированного в масштабе ТНК бизнеса с целью повышения рентабельности; - интеграция глобальных ТНК между собой в форме стратегических соглашений или альянсов. Стратегические альянсы создаются, как правило, в высокотехнологичных областях, таких как: аэрокосмическая, авиационная, автомобилестроительная промышленность, телекоммуникации, информационные технологии, биотехнологии, химическая промышленность. Транснациональные корпорации стали устойчивым историческим феноменом, а их количество, потенциал, влияние, способность распоряжаться не только ресурсами, но и лояльностью своих сотрудников, постоянно возрастают. Интерес правительств, несущих ответственность за состояние экономики и уровень занятости населения, все более привлекает деятельность ТНК. Например, президент Ford Motor Corporation имеет большое влияние на любого британского премьер-министра, поскольку инвестиционная политика и производственные мощности корпорации были и остаются одним из важнейших компонентов экономики Великобритании. Неудивительно, что ТНК сравнивают с империями. Сторонники ТНК полагают, что данные корпорации благотворно влияют на эекономику, дают людям работу, делятся опытом, развивают новые технологии в тех государствах, где они присутствуют. Противники ТНК сравнивают их с «авторитарными чудовищами», деятельность которых противоречит национальным интересам государств. ТНК активно вмешиваются в том числе и государственную политику вплоть до нарушения национальной безопасности. ТНК истощают ресурсы (природные, земельные, дешёвая рабочая сила. Частые перемещения производств из одного государства в другое гибельно сказываются на экономико-социальном положении этих государств. Таким образом, дилемма, поставленная присутствием ТНК на чужих территориях, пока не поддаётся решению. Дж. Перкинс вводит понятие «корпоратократия» – это «саморазрушительная экономика смерти», основанная на войне, долгах и расхищении природных ресурсов. На рисунке 1 ниже представлены результаты ежегодного анализа Global Wealth Report, выполненного транснациональным банком Credit Suisse 1 в ноябре 2016 года. Рисунок 1 – Распределение богатства среди взрослого населения Земли, ноябрь 2016 года Наверху пирамиды – 0,7% населения планеты, которые сосредоточили в своих руках 45,6% мирового богатства. Далее следуют те, кто непосредственно обслуживает «золотых элитариев», в том числе и оглашает обществу концепции, востребованные элитой – это 7,5% населения Земли, владеющие 40,6% богатства. Суммируя значения «элитариев» и их Credit Suisse официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.creditsuisse.com/corporate/en/research/research-institute/global-wealth-report.html Дата обращения: 27.08.2018. 1 ближайшую обслугу, мы получаем следующее значение: 8,2% населения Земного шара владеют 86,2% мирового богатства. Этот колоссальный показатель для них недостаточен, а генеральной целью становится желание его увеличить, беспредельное стремление к максимизации прибыли любой ценой. Возвращаясь к пирамиде мирового богатства, увидим следующую страту – «средний класс» – это 18,5% взрослого населения, владеющих 11,4% мирового богатства. И, наконец, остается 73,2% населения планеты, которые делят между собой оставшиеся 2,4% мирового богатства. Причем, по мнению «золотой элиты», требуется радикальное сокращение этой части, так как 73 % слишком неуправляемы для 0,7%, по выражению Э. Гидденса, «мир ускользает» из рук глобального управления 2. Цифры сокращения были определены, в частности, в 1995 на совещании мировых олигархов в отеле «Фермонт» в Сан-Франциско – в модели «20%/80%», согласно которой 80% населения планеты были объявлены лишними, а в отношении России количество лишнего населения декларировано в конце 1980-х годов М. Тэтчер – оставить только 15 миллионов рабов 3. Также следует учесть содержание одной из надписей, высеченных на монументе Georgia Guidestones (Скрижали Джорджии), возведенном в 1980 году в округе Элберт в штате Джорджия, США: «Maintain humanity under 500,000,000 in perpetual balance with nature». Таким образом, очевидны выводы о том, что, во-первых, чуть меньше половины богатства (измеряемого в долларах ФРС США) находится у 0,7% представителей человечества, во-вторых, разрыв между самыми богатыми и самыми бедными жителями планеты продолжает тенденцию к углублению 4 и, в-третьих, концепция «золотого миллиарда» постоянно корректируется в сторону значительного уменьшения доли населения планеты с исключительно высоким уровнем потребления, всё чаще раздаются тезисы о сокращении «миллиарда» до «золотого полумиллиона» избранных. К этому следует еще добавить признания И. Валлерстайна в его работе «После либерализма» относительно экономически неимоверно поляризованной миросистемы: «Если в 1945 – 1990 гг. для поддержания высокого уровня доходов у половины нашего населения мы должны были усилить эксплуатации другой половины, представьте, что потребуется для поддержания на разумно высоком уровне дохода 90% нашего населения. Это означает еще большую эксплуатацию, и главным образом это будет эксплуатация народов третьего мира» 5. Дж. Перкинс, показавший в своих работах все детали механизма «экономических убийц», привел в 2015 году следующий показатель: в глобальных масштабах 85 человек владеют бОльшими ресурсами, чем половина населения мира 6. Культурный шок: причины, пути преодоления. Нередко контакт с иной культурой приводит к разнообразным проблемам и конфликтам, связанным с непониманием чужой культурной среды. Иногда используются сходные понятия — «шок перехода», «культурная утомляемость». В той или иной степени стресс, или культурный шок, переживают практически все иммигранты, оказывающиеся в чужой культурной среде. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь / Пер. с англ. М. : Весь мир, 2004. С.18. 3 Цит. по: Субетто А.И. Капиталистическая эсхатология (принципы возможного экологического самоуничтожения строя капиталократии) / Под науч. ред. Л. А. Зеленова. СПб.: Астерион, 2016. С.12. 4 В 2005 году 1,3 млрд человек существовали менее чем на 1 доллар в день и 1,6 млрд – менее, чем на 2 доллара в день, эти люди составляли чуть меньше половины населения планеты. Если в 1960 году разрыв в доходах между 20% самых богатых и 20% самых бедных людей на планете оценивался в 30 раз, то в 1991 году – уже в 60 раз, в 1998 году – в 78 раз. Источник: Лосев К. С., Мнацаканян Р. А., Дронин Н. М. Потребление возобновляемых ресурсов: экологические и социально-экономические последствия (глобальные и региональные аспекты) М.: ГЕОС, 2005. С.3 5 Валлерстайн И. После либерализма / Пер.с англ. М.: Едиториал УРСС, 2003. С.192. 6 Перкинс Дж. Новая исповедь экономического убийцы / Пер. с англ. М.: Претекст, 2016. С.198. 2 Термин «культурный шок» был введен в научный оборот американским исследователем К. Обергом в 1960 г. Он отметил, что вхождение человека в чужую культуру сопровождается неприятными ощущениями. В наше время считается, что причины этого кроются, с одной стороны, в неожиданности столкновения с опытом чужой культуры, а с другой — в возможности (также неожиданной) негативной оценки собственной культуры. Обычно выделяют шесть форм культурного шока: · • напряжение из-за усилий, прилагаемых для достижения психологической адаптации; · • чувство потери старых друзей, положения в обществе, профессии, собственности; · • чувство одиночества (отверженности) в новой среде, которое может трансформироваться в отрицание чужой культуры; · • нарушение ролевых ожиданий и чувства самоидентификации; · • тревога, переходящая в негодование и отвращение после осознания культурных различий; · • чувство неполноценности из-за неспособности справиться с ситуацией. Главной причиной культурного шока является различие культур. Симптомы культурного шока могут быть самыми разными: от преувеличенной заботы о чистоте посуды, белья, качестве воды и пищи до психосоматических расстройств, общей тревожности, -бессонницы, страха. Они могут вылиться в депрессию, алкоголизм или наркоманию и даже привести к самоубийству. Разумеется, культурный шок имеет не только негативные последствия. Современные исследователи рассматривают его как нормальную реакцию, как часть обычного процесса адаптации к новым условиям. Более того, в ходе этого процесса личность не просто приобретает знания о новой культуре и о нормах поведения в ней, но и становится более развитой культурно, хотя испытывает при этом стресс. Степень выраженности культурного шока и продолжительность межкультурной адаптации зависят от очень многих факторов: внутренних (индивидуальные) и внешних (групповые). В первой группе факторов важнейшими являются индивидуальные характеристики человека: пол, возраст, черты характера. Поэтому в последнее время исследователи считают, что более важным для адаптации оказывается фактор образования. Чем оно выше, тем успешнее проходит адаптация. Образование, даже без учета культурного содержания, расширяет внутренние возможности человека. Чем сложнее картина мира у человека, тем легче и быстрее он воспринимает новации. В связи с этими исследованиями учеными были предприняты попытки выделить некий универсальный набор личностных характеристик, которыми должен обладать человек, готовящийся к жизни в чужой стране с чужой культурой. Обычно называют следующие черты личности: профессиональная компетентность, высокая самооценка, общительность, экстравертность, открытость для разных взглядов, интерес к окружающим людям, склонность к сотрудничеству, терпимость к неопределенности, внутренний самоконтроль, смелость и настойчивость, эмпатия. Если культурная дистанция слишком велика, адаптация не будет протекать легче. К внутренним факторам адаптации и преодоления культурного шока относятся также обстоятельства жизненного опыта чел века. Здесь важнее всего — мотивы к адаптации. Наличие знаний языка, истории и культуры, безусловно, облегчает адаптацию. Среди внешних факторов, влияющих на адаптацию и культурный шок, прежде всего нужно назвать культурную дистанцию, то есть степень различий между родной культурой и той, к которой идет адаптация. В этом случае важно отметить, что на адаптацию влияет даже не сама культурная дистанция, а представление человека о ней, его ощущение культурной дистанции, которое зависит от множества факторов: наличия или отсутствия войн или конфликтов, как в настоящем, так и в прошлом, знание чужого языка и культуры и т.д. В ходе культурного шока идет личностный рост, ломка существующих стереотипов, для чего требуется огромная затрата физических и психологических ресурсов человека. Но результаты стоят того: новая картина мира, основанная на принятии и понимании культурного многообразия, снятие дихотомии «мы — они», устойчивость перед новыми испытаниями, терпимость к новому и необычному. Стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации Представления людей о мире всегда относительны, разнообразны и зависят от того, в какой культуре человек родился и воспитывался. Чтобы понять, почему представитель другой культуры ведет себя именно так в определенном социокультурном контексте, следует разобраться, как он воспринимает этот мир, увидеть ситуацию его глазами, представить себе, как работает его восприятие. В процессе интерпретации поведения носителя чужой культуры многое объясняется стереотипными представлениями каждой из сторон. Стереотипы — это устойчивые, обобщенные представления об образе жизни, обычаях, нравах, привычках, т.е. о системе этнокультурных свойств того или иного народа. Они основываются на многократно повторяющихся однообразных жизненных ситуациях, которые закрепляются в сознании человека в виде стандартных схем и моделей. Тот же механизм работает и при восприятии различных категорий людей, когда преувеличиваются сходные качества между ними и игнорируются различия. Иными словами, стереотипы помогают человеку дифференцировать и упрощать окружающий мир, навести в нем порядок. Реальным носителем стереотипов является группа, и поэтому именно в опыте группы следует искать корни стереотипа. Стереотипы отражают общественный опыт людей, общее и повторяющееся в их повседневной практике. Они формируются в результате совместной деятельности путем акцентирования сознания человека на тех или иных свойствах, качествах явлений окружающего мира, которые хорошо известны, видны или понятны по крайней мере большому числу людей. По своему содержанию стереотипы представляют собой концентрированное выражение этих свойств и качеств, наиболее схематично и понятно передающих их сущность. Психологический механизм возникновения стереотипов основывается на принципе экономии усилий, свойственном повседневному человеческому мышлению. Иными словами, люди стремятся не реагировать на происходящие явления каждый раз со всей полнотой ощущений и переживаний, а подводят их под известные им категории. Постоянно меняющийся мир просто перегружает человека новой информацией и психологически вынуждает его классифицировать эту ин­формацию в наиболее удобные и привычные модели, которые и получили название стереотипов. В этих случаях познавательный процесс остается на уровне обыденного сознания, ограничиваясь житейским опытом, основанным на обобщении типичных для данной области представлений. В то же время окружающий человека мир обладает известными элементами единообразия и повторяемости, на которые вырабатываются устойчивые реакции и способы действия, носящие также стереотипный характер. Отказ от стереотипов потребовал бы от человека постоянного напряжения внимания и превратил бы весь процесс его жизни в бесконечную череду проб и ошибок. Они помогают человеку дифференцировать и упрощать окружающий мир. Стереотипы являются определенными убеждениями и «привычными знаниями» людей относительно качеств и черт характера других индивидов, а также событий, явлений, вещей. По этой причине стереотипы существуют и широко используются людьми. В зависимости от характера объекта и его места в социальной структуре существуют различные виды стереотипов, например групповые, профессиональные, этнические, возрастные и т.д. В качестве объектов стереотипизации выступают чаще всего обобщение и упрощенные образы этих групп. Основой этнического стереотипа обычно является какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос, рост и т.д.). Основой стереотипа может также служить и какая-либо черта в характере и поведении человека. Представления о типичных чертах других народов зависят от форм и разнообразия контактов с ними. При этом результатом контактов являются не только стереотипы, но и предрассудки. Психология рассматривает предрассудок как психологическую установку предвзятого и враждебного отношения к чему-либо без достаточных на то оснований или причин. Главным фактором в возникновении предрассудков выступает неравенство в социальных, экономических и культурных условиях жизни различных этнических общностей. Этот же фактор определяет и такую распространенную форму предрассудка, как ксенофобия — неприязнь ко всем иностранцам. Предрассудки возникают как следствие неполного или искаженного понимания объекта. Возникая на основе ассоциации, воображения или предположения, психологическая установка с искаженным информационным компонентом оказывает тем не менее стойкое влияние на отношение людей к объекту. В процессе межкультурной коммуникации следует различать стереотип и предрассудок. Стереотип, как обобщенный, собирательный образ группы или ее представителя, как правило, без ярко выраженных эмоциональных оценок, содержит возможность позитивных суждений. Для предрассудков характерно бездумное негативное отношение ко всем членам группы или большей ее части. В практике человеческого общения объектом предрассудков обычно становятся люди, резко отличающиеся от большинства какимилибо чертами, отрицательно оцениваемыми другими людьми. Предрассудки, как и стереотипы, являются элементами культуры, поскольку порождены общественными, а не биологическими причинами. Однако предрассудки представляют собой устойчивые и широко распространенные элементы обыденной, повседневной культуры, которые передаются их носителями из поколения в поколение и сохраняются при помощи обычаев или нормативных актов. Чаще всего предрассудки включены в культуру в виде нормативных заповедей, т.е. строгих представлений — «что и как должно быть», например, как следует относиться к представителям тех или иных этнических или социокультурных групп. Механизм формирования предрассудков позволяет людям эмоционально реагировать на человека, причинно не связанного с возникновением этой реакции. Этот особый механизм чаще всего используется в культивации этноцентризма, стереотипов и предрассудков и называется психологическим процессом перемещения Суть этого процесса сводится к переносу выражения эмоций в иную ситуацию, где это можно осуществить либо безопасно, либо с большой выгодой. Психологическое перемещение используется людьми или бессознательно — в качестве защитного механизма психики, или преднамеренно — в поисках «козла отпущения», за собственные неудачи или ошибки. При этом психологическое перемещение есть атрибут не только индивидуальной психической деятельности, но и коллективных психических процессов и способно охватывать значительные массы людей. Механизм перемещения позволяет направить гнев и враждебность людей на объект, не имеющий отношения к причинам этих эмоций. Развиваясь на почве неполного или искаженного знания, предрассудки могут возникать по поводу объектов самого различного рода — вещей и животных, людей и их ассоциаций, идей и представлений. Самые распространенные — это этнические предрассудки. Сохранению и широкому их распространению способствуют некоторые социально-психологические причины, вытекающие из социально-экономических условий жизни людей. Одна из них — попытка представителей доминирующей этнической группы найти источник психического удовлетворения от чувства мнимого превосходства, находясь при этом у подножия социальной лестницы из-за сложного материального положения. Отсутствие действительного престижа среди господствующей этнической группы компенсируется иллюзорным престижем от сознания принадлежности к «высшей расе». В зарубежной психологии существует довольно много теорий происхождения предрассудков. Одна из них — теория фрустрации и агрессии. Ее суть заключается в том, что в человеческой психике в силу определенных причин, вызванных отрицательными эмоциями; создается состояние напряжения — фрустрация. Это состояние требует разрядки, и ее объектом может стать любой человек. Когда причины трудностей и невзгод видятся в какой-либо этнической группе, раздражение направляется против этой группы, причем, как правило, против нее уже накопилось враждебное предубеждение. Формирование предрассудков объясняется потребностью людей определить свое положение по отношению к другим, основываясь на превосходстве своей этнической группы и тем самым своего индивидуального Я над другими. В процессе такого самоутверждения уничижаются достижения другой группы и подчеркивается неприязненное отношение к ней. В данном случае, по мнению Г. Тэджфела, можно говорить о социально-экономическом, культурном и политическом контекстах межгрупповых отношений, которые, в свою очередь, связаны с этнической и культурной идентификацией взаимодействующих групп. Причем позитивная идентификация связывается в основном со своей культурной группой, а к чужой культурной группе демонстрируется негативная идентификация или даже открытая дискриминация. Предрассудки усваиваются каждым отдельным индивидом в процессе социализации и кристаллизуются под влиянием культурно-групповых норм и ценностей. Их источником служит ближнее окружение человека, в первую очередь родители, учителя, приятели. Таким образом, индивидуальные предрассудки в большинстве случаев возникают не из личного опыта межкультурного общения, а в результате усвоения сложившихся ранее предрассудков. В повседневной жизни человека предрассудки играют весьма значительную роль. Во-первых, наличие того или иного предрассудка серьезно искажает для его носителя восприятие людей из других этнических или социокультурных групп — он видит в них то, что хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. Во-вторых, в среде людей, зараженных предрассудками, возникает неосознанное чувство тревоги и страха: они видят потенциальную угрозу, исходящую будто бы от объектов, подвергнутых ими же дискриминации, что порождает еще больше недоверия к ним. В-третьих, предрассудки и основанные на них традиции и практики дискриминации, сегрегации, ущемления гражданских прав в конечном счете искажают самооценку объектов этих предрассудков. Значительному числу людей навязывается чувство социальной неполноценности, и как реакция на это чувство возникает готовность к утверждению личностной полноценности через межэтнические и межкультурные конфликты. Различного рода негативные формы взаимоотношений возникают в результате влияния какого-то одного предрассудка или группы предрассудков. Все зависит от того, к какому типу принадлежит соответствующий предрассудок. В психологии принято выделять шесть основных типов предрассудков: • яркие необоснованные предрассудки открыто декларируют: члены чужой группы (по тем или иным признакам) хуже членов собственной группы; • символические предрассудки предполагают наличие негативных чувств к членам чужой группы, которые якобы угрожают культурным базовым ценностям собственной группы; • токенизский тип предрассудков выражается в предоставлении социальных преимуществ этническим или социокультурным группам в обществе, чтобы создать видимость справедливости. Предрассудки этого типа предполагают наличие негативных чувств по отношению к чужой группе, однако члены собственной группы не хотят себе в этом признаваться; • предрассудки типа «длинной руки» подразумевают позитивное поведение при общении с членами чужой группы только в определенных обстоятельствах (например, случайное знакомство, формальные встречи). В ситуации более близкого контакта (например, соседство) демонстрируется недружелюбное поведение; • фактические антипатии как тип предрассудков предполагают наличие открыто негативного отношения к членам чужой группы в случае, если их поведение действительно не устраивает членов собственной группы; • предрассудки типа «знакомое и незнакомое» подразумевают отказ от контактов с членами чужой группы, поскольку общение с чужаками якобы заставляет в той или иной мере испытывать неудобства Носители этих предрассудков предпочитают взаимодействовать с людьми собственной группы, поскольку это общение не вызывает у них нервных и эмоциональных переживаний. В процессе жизнедеятельности каждый человек подвержен влиянию друзей, знакомых, которые бессознательно или осознанно пытаются скорректировать предрассудки в «лучшую» сторону. На самом деле, если предрассудки однажды были усвоены, то от них очень нелегко отказаться. Особой живучестью отличаются этнические предрассудки. Так, человеку не трудно отказаться от предрассудка, направленного против автомобилей той или иной марки, и гораздо сложнее — от негативного мнения о какойлибо этнической группе. Наивно полагать, что отказ от стереотипов и предрассудков — дело простое, легко осуществимое при помощи социальных технологий или других методик. Фактически люди склонны помнить ту информацию, которая поддерживает предрассудки, и игнорировать информацию, которая им противоречит, и если предрассудки были когдалибо усвоены человеком, то они сохраняются в течение длительного времени. Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что стереотипы позволяют строить предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов человек наделяется теми или иными чертами характера и качествами, и на этой основе можно прогнозировать его поведение. Таким образом, как в коммуникации вообще, таки в ситуации межкультурных контактов стереотипы играют очень важную роль. Стереотипизация помогает людям понимать ситуацию и действовать в соответствии с новыми обстоятельствами. Поэтому стереотип может не только быть препятствием в коммуникации, но и приносить определенную пользу. Но нельзя путать понятия стереотип и предрассудок. Термин предрассудок носит негативный характер и подразумевает враждебный настрой по отношению к представителю «чужой» культуры. Поэтому одной из задач руководителя является отказ от предрассудков и грамотное использование знаний о стереотипах. 2. Глобальное общество как объект управления За последние два десятилетия практически в любом исследовании на социальные темы мы встречаем использование авторами терминов «глобализм», «глобализация», «глобальное общество», «глобальное поле». Однако вопрос об однозначном определении данных понятий остаётся дискуссионным. В целом наблюдается неопределённость и размытость, односторонний характер изучения проблемы. Многие исследователи либо сознательно избегают дефиниций, либо пытаются определить сущность явления или процесса лишь посредством описания каких-либо отдельных его аспектов и тенденций, таких как, например: 1. Становление экономической системы, функционирующей по единым правилам в масштабе всей планеты. Даже наиболее развитые государства вынуждены учитывать эти правила при разработке и реализации своих внешнеэкономических, внешнеполитических и внутренних стратегий. Так, аналитики Всемирного банка, исходя из приоритета экономических факторов, определяют глобализацию как «рост экономической взаимозависимости стран мира, вызванный как увеличением объёма и многообразия трансграничных сделок в сфере товаров и услуг, а также международных потоков капиталов, так и ускоряющимся и расширяющимся распространением технологий» 7. 2. Нарастание финансовых и информационных трансграничных потоков, неподвластных государственному регулированию и контролю. 3. Постепенное разрушение национально-государственного суверенитета в результате возрастающей проницаемости межгосударственных границ и ослабление традиционных функций государства, особенно в сфере национальной безопасности и социальной защиты населения. 4. Взаимозависимость между внутренними и внешними политическими, экономическими, информационными, культурными и иными процессами. 5. Насаждение в мире западных ценностей и стандартов поведения. 6. Формирование идеологии «глобализма», необходимой для обоснования неизбежности происходящих изменений, их позитивного характера, для обеспечения согласия общественного мнения и активного участия социально-политических сил в формировании нового мирового порядка.8 Автор термина «глобализация» Р. Робертсон настаивает на многомерности этого понятия, наделяя его экономическим толкованием и не отрицая возможности политического, социального и культурного измерений 9. Широко пропагандируется мнение, что современные глобальные процессы характеризуются прежде всего взаимозависимостью, которая проявляется в двух основных аспектах: 1) взаимозависимость внутренней и внешней политики государства, т. е. принципиальная значимость внутренних дел для выработки внешнеполитической линии, и непосредственное влияние международной ситуации на определение внутренней политики; 2) взаимозависимость государств между собой: все меньше остается сфер, в которых правительство могло бы принимать чисто национальные решения, не оказывая в той или иной степени влияния на внутреннюю политику других государств, и зачастую благополучие граждан зависит от решений и действий, осуществляемых за пределами их собственных стран другими правительствами или международными организациями. Глобализация означает также рост взаимозависимости и взаимопроникновения человеческих отношений. Это не только экономический фактор.10 Кроме того, государства взаимосвязаны необходимостью совместного решения глобальных проблем современности, связанных с защитой человечества от негативных последствий научно-технической революции. Р. Робертсон формулирует идею о глобальном поле, в котором усматривает четыре элемента: - отдельные государства; - системы государств; - человечество; - индивиды. Причем он объясняет, что индивидов он упоминает в последнюю очередь потому, что их невозможно исключить из мира и «глобализация происходит на межличностном уровне» 11 . Он показывает, что, с одной стороны, глобализация заключается «в растущей Цыганков П. А. Глобальные политические тенденции и социология международных отношений // Международные отношения: социологические подходы. Под ред. П. А.Цыганкова. М., 1998. С.219. 8 Цыганков П. А. Глобальные политические тенденции и социология международных отношений. С.219-220. 9 Робертсон Р. «Возвращение» религии и конфликтная ситуация мироустройства // Век глобализации. Выпуск №1(5). 2010. С.34. 10 Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Пер. с англ. М. В. Арапова, Н. В. Малыхиной. Под ред. Е. Л. Вартановой. М. : Аспект Пресс, 2004. С.93. 11 Робертсон Р. «Возвращение» религии и конфликтная ситуация мироустройства // Век глобализации. Выпуск №1(5). 2010. С.37. С.36. 7 связанности мира в целом, иногда выражающейся в «сжатии» всего мира», с другой стороны, она включает «растущее глобальное осознание – лучше сказать, самосознание – в том смысле, что с периодическим замедлением мир все более становится «единым пространством»12 . Вырабатывается новая оценка роли национальных государств и межправительственных международных организаций в мировой политике. С точки зрения неореалистов решающее влияние на развитие международных отношений по-прежнему принадлежит государству, а формирующаяся глобальная международная система представляет собой, подобно экономическим рынкам, равнодействующую поведения составляющих их элементов, каждый из которых руководствуется личной выгодой. Многие государственные руководители, обеспокоенные проблемами безопасности, придерживаются мнения о том, что такой подход лучше всего способствует мобилизации национального общественного мнения в пользу правительства, защищающего национальные интересы. Это способствует не только укреплению существующей власти, но и усилению национального единства перед лицом внутренних и внешних противоречий. Неореалисты трактуют глобализацию либо в духе «столкновения цивилизаций» (С. Хантингтон), либо как процесс распространения гегемонии единственной сверхдержавы на остальной мир в результате падения СССР (Г. Киссинджер), либо как геополитическое переустройство мира, включающее, в частности, пересмотр политики союзов, когда принадлежность к одному и тому же региону утрачивает первостепенную роль (Ф. Сашвальд). Сторонники транснационализма предлагают принципиально иное понимание процесса глобализации, размышляя об утрате государствами монополии на принятие важнейших решений как в собственной внутренней политике, так и на международном уровне. Глобализация понимается ими как взаимозависимость, имеющая тенденцию неограниченного распространения, преодоления границ национальных государств, нарушения их территориального суверенитета, изменения содержания понятия «национальная безопасность». По мнению А. Печчеи, концепция взаимозависимости прямо противоположна принципу суверенитета 13: «конфликты между все еще национальным государством и уже многонациональной корпорацией совершенно неминуемы»14. А высказывание Э. Гидденса: «есть основания надеяться, что космополитическая точка зрения победит»15 указывает на ожесточенную борьбу между национальными и наднациональными силами в первую очередь на мировоззренческом уровне, а затем на политическом, экономическом и других. 3. Информация как ресурс управления. В условиях глобализации экономики и культуры как комплексного объективного процесса информация как никогда играет роль ключевого ресурса управления. Качество управления детерминировано содержанием и оптимальным распределением внутренних и внешних информационных потоков. Содержание понятия «информационный поток» определим как организацию движения информации по определённым каналам коммуникации с заданной траекторией от субъекта управления (создателя контента) к объекту управления (потребителю контента, целевой аудитории) с целью управленческого воздействия. То есть – информационный поток – это динамическая, «работающая» информация. Там же. С.35. Печчеи А. Человеческие качества. Пер. с англ. М. : Прогресс, 1980. С. 235. 14 Там же. С.73. 15 Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь / Пер. с англ. М. : Весь мир, 2004. С.20. 12 13 Современное общество принято называть информационным обществом, в котором большинство работающих занято производством, хранением, защитой, переработкой и реализацией информации, в особенности знаний как высшей формы информации. Информация стала рассматриваться как производственный ресурс наряду с другими ресурсами. В управлении транснациональными корпорациями именно информация играет ключевую роль 16. Толкование содержание понятия «информация» варьируется в следующих основных направлениях: 1) снятая неопределённость, связанная со случайными процессами, а также с превращением возможности в действительность; 2) свойство объекта уменьшать неопределённость процесса изменения его состояния во времени; 3) степень модификации структуры входными данными; 4) сведения о лицах, предметах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления, используемые в целях получения знаний, принятия решений; 5) степень изменения знания об объекте. Анализом информации как основы социальной коммуникативности занимается аналитика. Сущность аналитики связана с выявлением неявных, а иногда и сознательно скрываемых элементов в содержании информации. Стадия развития в любой динамической системе предполагает её адекватное реагирование на изменения в окружающей среде, выявление факторов риска и возможностей для роста. В структуре системы должны быть элементы, функциональное предназначение которых – максимально быстро и верно осуществлять такое реагирование. В случае нарушения каналов управления или ухудшения селективных свойств элементов управления это приводит к потере устойчивости по отношению к внешним воздействиям среды 17. Аналитика – это целостная совокупность принципов методологического, организационного и технологического обеспечения индивидуальной и коллективной мыслительной деятельности, позволяющая эффективно обрабатывать информацию с целью совершенствования качества имеющихся и приобретения новых знаний, а также принятия оптимальных управленческих решений 18. Для перевода функционирующей системы в систему развивающуюся, в самой системе должен обязательно присутствовать элемент, специально отвечающий за эту работу. Он может называться информационно-аналитическим отделом, подразделением стратегического инновационного управления и т.п. Главные функции этого структурного элемента – стратегирование развития во всех его аспектах. Она должна видеть стратегическую перспективу (включая конкурентную среду), быстро и верно реагировать на любые изменения во внешней среде, обеспечивание полноту видения проблемного поля, своевременную переориентацию на новые актуальные цели и задачи, запуск механизмов их достижения. Если при этом также будет обеспечиваться работа на опережение, то система будет устойчивой и это станет основой подлинного развития. Важным элементом обеспечения эффективных управленческих коммуникаций является использование единого управленческого языка, позволяющего существенно повысить качество понимания информации при взаимодействии людей. Управление может осуществляться структурным и бесструктурным способами. При структурном способе управления информация передаётся адресно по определённым элементам сформированной заранее структуры. Качество управления обеспечивается при этом как архитектурой структуры (набором и взаимосвязями образующих её элементов), так и степенью пригодности самих элементов для осуществления возлагаемых на каждый Соколов Д. Черные буйволы бизнеса. Как на самом деле работают западные корпорации? М.: Патриотика, 2015, с.111. 17 Курносов Ю.В. Азбука аналитики. – 2-е изд. М.: Концептуал, 2015, с.52. 18 Там же, с.10-11. 16 из них функций. При этом ошибка в построении архитектуры могут сделать структуру полностью неработоспособной даже в том случае, если она собрана из наилучших по параметрам своей функциональности элементов. В ряде случаев возможно осуществление бесструктурного управления. Для этого должно быть сформировано множество элементов, обладающих следующими свойствами: - все элементы самоуправляемы на основе хранящегося в их памяти информационноалгоритмического обеспечения (обычно это называют ценностями организационной культуры); - каждым из этих элементов можно управлять извне, т.к. они способны принимать информацию и алгоритмику в память; - эти элементы могут управлять другими элементами, поскольку могут выдавать информацию из памяти другим элементам множества. То есть бесструктурное управление возможно в системах, состоящих из аналогичных в некотором смысле друг другу элементов. Требование аналогии (способности элементов к взаимозаменяемости друг друга в разных процессах) – дополнительное требование. Чем ниже показатели взаимозаменяемости, тем ниже способность системы к бесструктурному управлению. В ряде случаев структуры, возникающие в процессе бесструктурного управления, могут стабилизироваться и впоследствии стать носителями структурного управления. На рисунке 1 ниже показан алгоритм работы с информацией в процессе управления. Рисунок 1 – Алгоритм структурирования информации, характеризующей процесс управления Если данная схема не может быть заполнена метрологически состоятельной информацией, то осуществление управления либо невозможно, либо начатый процесс управления может непредсказуемо потерять качество управления или потерпеть крах. Под качеством управления следует понимать оценку вектора ошибки управления. В основе управления любым объектом лежит решение задачи об устойчивости этого объекта в смысле предсказуемости его поведения в определённой мере под воздействием внешней среды, внутренних изменений и управления. Решение этой задачи – составная часть этапов полной функции управления, на которых осуществляется выработка концепции управлении и внедрение ее в жизнь. Рассмотрим этапы полной функции управления, принимая во внимание, что первый и последний из них присутствуют всегда: 1) Выявление фактора среды, который «давит на психику», чем и вызывает субъективную потребность в управлении. Осуществимость этого этапа предполагает предварительное накопление некоторого минимума информации о среде, с которой взаимодействует субъект управления. Управлять можно только объективно существующими процессами или объективно осуществимыми проектами. Важно понимать, выявлен реальный фактор либо иллюзия? 2) Формирование навыка распознавания фактора среды на будущее и распространение его в культуре общества. Необходимо выявить и проанализировать перечень параметров, характеризующих наличие фактора, требующего управления, и определиться с метрологией в отношении каждого из параметров. 3) Целеполагание в отношении выявленного фактора. Целеполагание представляет собой формирование вектора целей управления в отношении данного фактора и внесение этого вектора целей в общий вектор целей субъекта управления. Вектор целей – совокупность целей управления, иерархически упорядоченная по критерию обратной очерёдности отказа от целей при невозможности полной совокупности. Целеполагание может включать в себя решение задачи об устойчивости частных целей и вектора целей в целом в смысле предсказуемости, хотя это может быть отнесено и к этапу 4 полной функции управления. Следует проводить анализ структуры вектора целей на отсутствие в нём дефектов (объективно неосуществимых целей, взаимно исключающих друг друга целей, нарушения порядка следования целей по приоритетности, повторение одних и тех же целей на разных приоритетах и т.п.) 4) Формирование генеральной концепции управления и частных концепций управления в отношении каждой из целей в составе вектора целей на основе решения задачи об устойчивости в смысле предсказуемости поведения объекта (процесса) под воздействием: внешней среды, собственных изменений объекта, управления. Решается задача прогностики в отношении воздействия выявленного в этапе 1 фактора и возможностей достижения поставленных целей в отношении него. 5) Внедрение генеральной концепции управления в жизнь – организация новых или реорганизация существующих управляющих структур, несущих целевые функции управления. Распределение персональной единоличной ответственности за разные этапы проекта между разными людьми, распределение полномочий между ними, распределение разнородных ресурсов. 6) Контроль (наблюдение) за деятельностью структур в процессе управления, осуществляемого ими, координация взаимодействия разных структур. 7) Совершенствование действующей концепции в случае выявленных ошибок происходит аналогично 1 – 4 этапам. 8) Ликвидация существующих структур и высвобождение используемых ресурсов в случае ненадобности либо поддержание их в работоспособном состоянии до следующего использования . Итак, под качеством управления понимается оценка вектора ошибки управления. Качество управления детерминировано содержанием и оптимальным распределением внутренних и внешних информационных потоков. Профессиональный уровень организации движения информационных потоков в конечном итоге непосредственно влияет на эффективность управления.
«Межкультурные коммуникации в условиях глобализации» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot