Понятие и сущность права. Роль государства и права в жизни общества
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 1
Понятие и сущность права
План лекции
1. Происхождение, сущность и признаки права
2. Право в системе социального регулирования
3. Источники (формы) права.
4. Источники права Российской Федерации
Вопрос №1
Право как особая сислекция юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин, что и государство. Процессы возникновения государства и права идут параллельно.
Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается в определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью правил поведения или социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества и возникновение групп (слоев, классов, каст) с противоположными интересами привело к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Экономический базис требовал новых обязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством.
Коренной исторической задачей нового, сменившего родовые обычаи, регулирования было создание общего порядка отношений между людьми, соответствующего потребностям производящего хозяйства - скотоводства и земледелия.
Обычаи, сложившиеся в период становления древних цивилизаций, освещаемые религией и охраняемые государством, были тогда одним из важнейших источников права (правовой обычай). В них еще сохранились остатки обычаев родового строя, но все большее звучание приобретали нормы патриархального быта сельской общины, запрещающие неравенство членов «большой семьи», привилегии высших сословий и обязанности низших.
Правовые обычаи содействовали укреплению царской власти, утверждая ее божественное происхождение и устанавливая «страшную» кару за бунт, покушение на правителей и чиновников.
Большую роль в формировании права сыграли судебные органы, защищавшие, прежде всего интересы имущих и привилегированных классов. Они содействовали разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях нормы, которые соответствовали новым порядкам. Постепенно возникает прецедентное право, т.е. решение суда по конкретному делу превращается в общую норму (судебный прецедент).
С развитием письменности появляются и первые писанные законы.
Древнейшие памятники права закрепили имущественное неравенство, привилегии богатых, бесправное положение рабов, ограниченные права и повинности низших слоев населения. Собственность и личность знати пользовались несравненно большей защитой.
Возникающее право опиралось на принудительную силу публичной власти, иначе ему не удалось бы вытеснить родовые обычаи.
Однако роль права нельзя сводить только к закреплению классового (кастового, сословного) государства. Нормы права устанавливали и поддерживали единый для всего населения страны порядок общественных отношений, условия владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, обеспечивали единство государственной власти, без чего невозможна нормальная мирная жизнь любого общества.
Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном обществе регулируются все наиболее значимые общественные отношения -экономические, политические, социально-культурные и др. В отличие от иных видов социальных норм нормы права носят общеобязательный характер, формально определены, устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой. Опираясь на право, государство формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о дозволенном и запрещенном. Нормы права определяют также и систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма, устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства и граждан.
Таким образом, право представляет собой систему общеобязательных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством (а иногда и непосредственно народом) и обеспеченных его авторитетом и принудительной силой.
Право характеризуется следующими признаками:
1) нормативностью: право состоит из норм, т. е. правил поведения общего характера, адресованных персонально неопределенному кругу лиц, попадающих в ситуацию, регулируемую данными нормами;
2) общеобязательностью: правовые нормы обязательны для исполнения любыми лицами и организациями, которым они адресованы, - вне зависимости от того, как те к ним относятся;
3) формальной определенностью: правовые нормы выражаются в словесно-письменной форме в текстах различных источников права и благодаря этому отличаются большой степенью определенности и ясности;
4) системностью: все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они вытекают друг из друга, образуя целостную систему законодательства;
5) гарантированностью государством: реализация правовых норм обеспечивается авторитетом государства и возможностью применения принуждения к лицам, которые нарушают правовые нормы или уклоняются от их исполнения;
6) многократностью применения: нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.
Функции права
Право призвано быть стабилизирующим фактором общественного развития. В соответствии со своим предназначением правовые нормы выполняют в обществе следующие функции:
1) регулятивную, которая проявляется в способности воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами;
2) охранительную, заключающуюся в способности охранять положительные, общественно полезные и вытеснять вредные отношения;
3) гуманистическую, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты;
4) воспитательную, отражающуюся в подготовке подрастающего поколения к восприятию существующих в обществе ценностей и идеалов;
5) идеологическую, в рамках которой право способствует формированию в общественном сознании представлений о необходимых и желательных принципах и правилах поведения.
Все функции права находятся во взаимодействии и дополняют друг друга.
Вопрос №2
Под социальным регулированием понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности.
Такое упорядочение осуществляется с помощью норм, которые подразделяются на технические и социальные.
Технические нормы - это правила использования технических средств и предметов природы в процессе их использования, эксплуатации. Данные нормы выступают как средства организации производственных и иных процессов в режиме безопасности и наибольшей эффективности. Эти нормы регулируют отношения типа “человек-машина (природа)”, т.е. субъект-объект.
Социальные нормы представляют собой средства организации общественных отношений, т.е. поведение людей в обществе. Они упорядочивают отношения типа “человек-человек”, т.е. субъект-субъект.
При посредстве указанных средств осуществляется социальное нормативное регулирование. Однако в обществе кроме сугубо нормативного регулирования существует и ценностное регулирование, которое опирается на традиции исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.
Выявление места и роли правовых норм в системе социального нормативного регулирования означает соотношение правовых норм с точки рения их единства и различия, взаимодействия и противоречия. Наиболее значимыми среди последних является нормы морали, обычаи, корпоративные и религиозные нормы.
Нормы морали - правила поведения, сложившиеся в обществе в соответствии с общепринятыми представлениями о добре и зле, справедливости и несправедливости, выполняемые в силу внутреннего убеждения.
Обычаи - это правила поведения, сложившиеся под воздействием обстоятельств и выполняемые в силу привычки.
Корпоративные нормы - это правила поведения, установленные общественными организациями для своих членов, охраняемые от нарушений уставными мерами.
Религиозные нормы - это правила поведения, сложившиеся в соответствии с духовными потребностями человека, выполняемые в силу внутреннего убеждения.
Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.
Общие черты:
а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности;
б) являются основными регуляторами поведения;
в) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества как целого;
г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;
д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.
Различия:
1. Мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право - с государством. Хотя мораль тоже имеет свой исторический период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества.
2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая сислекция. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе существует сислекция общепринятых моральных взглядов (так называемая господствующая мораль).
3. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категориях этики.
4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. И в этом плане даже трудно различить мораль как форму общественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор, в отличие от права, где достаточно четко можно провести границу между правовым сознанием и правом
5. Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали. Однако они могут пересекаться. То есть у них есть общий предмет регулирования и есть социальные сферы, которые регулируются только правом или только моралью.
6. С точки зрения внутренней организации та или иная моральная сислекция, будучи относительно целостным нормативным образованием, не обладает такой логически стройной и достаточно жесткой структурой (закономерности связи элементов) как сислекция права.
7. Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реализации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможностью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения, негативной реакцией общества на нарушение норм морали
Обычаи - это правила поведения, складывающиеся исторически, в силу данных фактических отношений и в результате многократного повторения, вошедшие в привычку. Для них характерны следующие черты:
а) живут в общественном сознании (а именно - в общественной психологии);
б) с точки зрения регулятивных особенностей им в наименьшей степени присуще внешнее, то есть предписывающее регулирование; они проникают в сферу индивидуального сознания даже глубже, чем нормы морали;
в) складываются спонтанно, в результате многократного повторения одних и тех же актов поведения;
г) представляют собой точные модели (“слепки”) тех отношений и актов поведения, которые обычаи нормативно обобщают. Отсюда их конкретность, детализированность;
д) каждый обычаи имеет социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть и утрачено. Однако обычай и в этом случае может продолжать действовать в силу привычки;
е) имеют, как правило, локальную (по кругу субъектов, по местности) сферу действия;
ж) в качестве средств обеспечения выступают сила привычки и общественное мнение;
з) в масштабе общества не представляют собой целостного образования системы, что обусловлено стихийностью, спонтанностью их формирования, а также длительностью этих процессов.
Среди других социальных норм обычаи выделяются, прежде всего, особенностями формирования и действия. Поэтому чаще всего они выступают формой иных социальных норм (норм морали, политических норм, правил гигиены и др.). Могут они быть и формой юридических норм (правовой обычаи). Вместе с тем та или иная социальная норма, переходя в обьгааи, утрачивает свой собственный механизм действия, свои регулятивные особенности и действует, опираясь на силу привычки (например, у моральной нормы в этом случае ее оценочный характер как бы отходит на второй план). Обычаи морального содержания называют еще нравами.
. Характер взаимодействия норм права и религиозных норм в системе социальной регуляции того или иного общества определяется связью правовых и религиозных норм с моралью и связью права с государством. Так, государство посредством правовой формы может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус в данном конкретном обществе. Статья 14 Конституции Российской Федерации гласит: “1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом”.
Правовые и религиозные нормы могут совпадать с точки зрения своего морально-нравственного содержания. Например, такие заповеди Нагорной проповеди Христа - “не убий” и “не укради”. При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы - мощный внутренний регулятор поведения. Поэтому они - необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе.
Рассмотренные социальные нормы, а также право представляют собой те основные формы и средства, с помощью которых осуществляется регуляция поведения и общественных отношений людей. Они в концентрированном виде выражают объективную потребность любого общества в упорядочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их поведения социально необходимом ситуациям. Тем самым социальные нормы выступают в качестве мощного фактора сознательного и целенаправленного воздействия социальной общности на образ, способ и формы жизнедеятельности людей.
Вопрос № 3
Для того чтобы правило поведения стало юридической нормой, оно должно быть облечено в определенную правовую форму. Это происходит в результате правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя находит свое выражение в том или ином правовом акте и становится обязательной для исполнения.
Под источниками права понимают внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, т.е. акты компетентных органов, устанавливающих нормы права.
Источникам права присущ официальный характер, они признаются государством, что и предопределяет поддержку содержащихся в них норм со стороны государства, их государственную обеспеченность.
Официальный характер источникам права придается двумя путями:
1)путем правотворчества, когда нормативные документы принимаются компетентными государственными органами, т.е. прямо исходят от государства;
2)путем санкционирования, когда государственные органы в том или ином виде одобряют социальные нормы
В мировом юридическом пространстве известны следующие виды источников права: правовой обычай, нормативный акт государственного органа; юридический прецедент; договор нормативного содержания; общие принципы права; идеи и доктрины; религиозные тексты.
Выделяют три основных вида источников права.
1) Правовой обычай. Правовым обычаем называется санкционированное государством правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилась как устойчивая норма. Государство санкционирует только такие обычаи, которые отвечают его интересам. Санкционированные обычаи приобретают характер общеобязательных правил поведения.
2) Юридический прецедент (судебная практика) - более распространенный источник права в современном мире. Под юридическим прецедентом понимается судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение. Различаются судебный и административный прецедент. Суть юридического прецедента состоит в том, что ранее состоявшееся решение государственного органа (судебного или административного) по конкретному делу имеет силу правовой нормы и при последующем разрешении подобных дел.
3). Нормативно-правовой акт - это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. К нормативно-правовым актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти.
Вопрос №4
К источникам права в Российской Федерации относятся прежде всего законы. Закон - это нормативно правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства и обладающей высшей юридической силой.
Законы в Российской Федерации по своему значению делятся на:
а) основные (это Конституция РФ, Конституции республик в составе РФ);
б) федеральные конституционные законы, которые принимаются согласно Конституции РФ по предметам ведения РФ;
в) федеральные законы, принимаемые по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам;
г) законы, принимаемые законодательными органами субъектов РФ. Законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией РФ.
Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Среди законов выделяются кодифицированные законы: основы законодательства, кодексы.
Законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими актами государства. Высшая юридическая сила законов выражается в том, что отдельные государственные акты издаются на их основе и должны им соответствовать. Они - суть подзаконные акты.
Значительное место среди подзаконных актов как источников права, занимают указы Президента РФ. Нормы права могут содержаться также в различных постановлениях и иных актах, принимаемых палатами Федерального Собрания Совета Федерации и Государственной Думой, Правительством РФ.
На территории субъектов РФ, кроме перечисленных выше актов, действуют также нормативные акты, принимаемые органами государственной власти и управления субъектов РФ. Это уставы краев, областей, др. правовые акты.
К источникам права РФ относятся также договоры: Федеративный договор, подписанный 31.03.92 г. субъектами РФ, международные договоры, договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоры между органами государственной власти субъектов РФ.
Конституция является основным законом государства и общества. Само понятие Конституция в переводе с латыни означает установление, учреждение, устройство.
Как основной закон государства и общества Конституция в отличие от других законодательных актов имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан.
Конституция есть основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер.
Конституция обладает. Верховенство Конституции как Основного Закона проявляется в том, что все законы и иные нормативные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней. Строгое и точное соблюдение Конституции - это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений.
Конституция - как Основной Закон характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что она закрепляет устои общественного и государственного строя.
Стабильность Конституции - как Основного Закона обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения.
Лекция № 2. Роль государства и права в жизни общества
План лекции:
1) возникновение государства, понятие и признаки государства
2) функции государства
3) форма государства.
а) форма государственного правления;
б) форма государственного устройства;
в) политический режим государственной власти.
Вопрос№1
Существуют множество теорий происхождения государства. Традиционно выделяются теологическая, патриархальная, договорная (теория общественного договора) теории, теория насилия.
Теологическая теория основывается на божественном происхождении государства, согласно которой государство предписано человеку богом, утверждается тезис "вся власть от бога. Патриархальная теория рассматривает возникновение государства непосредственно из разросшийся семьи, где власть отца перерастает во власть монарха. Патриархальная теория была направлена на обоснование неограниченной власти царя, монарха, истоки этой власти виделись в тех формах семьи, где существовала неограниченная власть главы семьи, патриарха.
Теория договорного происхождения получила свое распространение в ХУП - ХУШ веках. По этой теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном", догосударственном состоянии, при этом заключающие договор объединяются в одно государство и подчиняются тут же устанавливаемой власти. Договорная теория была большим шагом вперед в познании государства, т.к. порывала религиозные представления о происхождении государства и государственной власти.
Теория насилия основой происхождения государства полагает акт насилия, т.е. завоевание одного народа другим. Государство создается для закрепления власти победителя над завоеванным народом, для насилия над ним. По мнению представителей этой теории, государство возникало из силы, навязанной обществу извне.
Понятие и признаки государства
Государство является одной из необходимых, важнейших организационных форм существования и воспроизводства человечества, возникшая органически в определенной экономической, социальной и духовной среде, играющая весьма значительную политическую роль и имеющая большую социальную ценность.
Государство выступает как организация для управления обществом, как механизм властвования. Смысл такой организации - обеспечить нормальное, естественное развитие общества на основе экономических и духовных факторов.
Государство - это политико-территориальная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.
Такое краткое определение является общим. Оно охватывает и несовершенное, неразвитое государство и развитое государство, которое имеет широкий комплекс институтов, позволяющих ему обеспечивать в обществе народовластие, экономическую свободу, свободу личности. В данном определении государства суммированы и его общие признаки и особенности власти в нем,
Основными особенностями государственной власти являются:
• публичная власть, которая выступает от имени всего общества
всего народа;
• аппаратная власть, она воплощается в аппарате, системе органов
государства и через эти органы осуществляется;
• власть, поддерживаемая законом, она способна делать свои веления обязательными для населения всей страны;
• суверенная власть, она самостоятельна и независима ни от какой другой власти;
• легитимированная власть, т.е. получившая юридическое обоснование и общественное признание, в том числе и со стороны мирового сообщества.
Признаки государства тесно переплетаются с особенностями государственной власти, ими являются;
- наличие особой публичной масти, которая, воплощаясь в государственных органах, выступает как государственная власть, ее осуществляет особый слой людей, выполняющих функции правления и принуждения - аппарат государства;
- территория как признак государства фиксирует принадлежность данному обществу определенной части земли, поверхности планеты - суши, моря, воздушного пространства;
• государственный суверенитет, т.е. независимость;
• правотворчество - государство является единственной организацией, которая издает законы и иные правовые акты, обязательные для всего населения;
• сбор налогов с населения, которые взыскиваются в принудительном, порядке.
Вопрос№2
Функции государства
Социальное назначение государства, характер и содержание его деятельности в достаточной степени выражается в функциях государства, которые предопределяются основными направлениями его деятельности.
Функция государства – это деятельность государства, взятого в своей целостности, с единой политической, структурной, территориальной организацией.
Наиболее распространено деление функций на внутренние и внешние, т.е. на определение деятельности государства по отношению к обществу (внутренняя функция) и по отношению к другим государственно-организованным обществам, другим государствам (внешняя функция).
Внутренние функции государства проявляются в экономической, политической, социальной сферах жизни общества. К их числу относятся охранительные и регулятивные.
Охранительные функции предполагают деятельность государства по обеспечению и защите всех закрепляемых и регулируемых правом общественных отношений: соблюдение законности и правопорядка, равная защита всех форм собственности, охрана окружающей среды, восстановления нарушенных прав и др.
Регулятивные функции предполагают роль государства в организации общественного производства, развитии экономики страны, в создании необходимых предпосылок для формирования личности: регулирование хозяйственной деятельности, забота о материальном состоянии людей, их духовное развитие, развитее образования, науки и др.
К регулятивным функциям можно отнести такие функции, как экономическая, социальная, информационная, функция налогообложения и др.
Экономическая функция предполагает выработку единой экономической политики, развитие хозяйственных связей между предприятиями, поощрение конкуренции, свободное передвижение товаров, финансовая стабильность, свобода экономической деятельности и др.
Социальная функция предполагает создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: охрана труда, материнства, развитие социальных служб, гарантированная минимальная заработная плата, установление пенсий, пособий и др.
Информационная функция характеризует деятельность средств массовой информации: информированность населения, передача различной информации, свобода печати и т.д.
Функция налогообложения является одной из важных функций государства. Это связано, прежде всего, с тем, что бюджет государства состоит из различного рода налогов, сборов, иных обязательных платежей. Сбор налогов является главным источником финансирования всей государственной деятельности.
Внешние функции характеризуют деятельность государства во взаимоотношениях с другими странами. К их числу относятся такие функции как внешнеэкономическая, внешнеполитическая, оборона страны от внешнего нападения, экологическая функция и др.
Внешнеэкономические функции предполагают взаимовыгодное сотрудничество с другими странами в различных областях их деятельности: импорт и экспорт товаров, обмен технологиями и т.д.
Внешнеполитическая функция предполагает признание и уважение государственного суверенитета всех стран, невмешательства в их внутренние дела уважении территориальной целостности и нерушимости существующих границ, добросовестного выполнения обязательств, принципов и норм международного права, уважения прав и свобод человека.
Функция обороны страны основана на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности, обеспечения целостности и неприкосновенности границ государства.
Экологическая функция в настоящее время приобрела важное международное значение. Радиоактивные отходы, промышленное загрязнение водных и воздушных ресурсов, иные неблагоприятные последствия - все это настоящая реальность современного человеческого существования. В том случае, если каждое современное государство не возьмет на себя обязанность - поддерживать условия существование людей на собственной территории, не станет взаимодействовать с другими государствами в сохранении окружающей среды, может наступить экологическая катастрофа.
Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства.
Для обеспечения выполнения функций в любом государстве формируется специальная структурная организация, называемая государственным аппаратом.
Вопрос№3
Форму государства можно определить как устройство /строение/ государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, методы, приемы и способы осуществления государственной власти, территориальную организацию населения,
Для полного понимания формы государства необходимо более подробно рассмотреть три основных, взаимосвязанных блока, составляющих форму государства: форму государственного правления, форму государственного устройства, политический режим.
Классификация государств по трем блокам, позволяет не только упорядочить по определенным критериям множество различных политико-правовых явлений и процессов, но и позволяет выделить самое типичное, сущностное в этих явлениях и процессах.
Хотелось бы отметить, что термины "форма правления", "форма государственное устройство" и "политический режим" имеют строго определенный смысл и требуют точного их использования,
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
Под формой государственного правления понимается сисЛекция, порядок образования и соотношения полномочий высших органов государственной власти, т.е. организация высшей власти в государстве.
Выделяются два основных устройства /строения/ государственной власти, которые характеризуют содержание формы государственного правления: монархия и республика.
Монархическая форма правления - форма правления в соответствии с которой высшая власть в государстве объединяет функции главы государства и функция других властей - законодательной и исполнительной - и которая принадлежит одному лицу - монарху - представителя правящей династий, обретающему власть в порядке наследования.
Монархии подразделяются: на абсолютисткие /неограниченные/ и ограниченные /конституционные/ монархии.
Для абсолютистской монархии характерно полное бесправие народа, отсутствие каких-либо представительских учреждений, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. В своей высшей власти монарх не ограничен законом, он единодержавно осуществляет законодательство, назначает чиновников, собирает и расходует налоги, контролирует правосудие, местное самоуправление.
Конституционной монархии свойственно законодательное ограничение власти монарха в области как законодательной, так и исполнительной деятельности. Власть монарха ограничена законом, прежде всего основным законом - конституцией, и сосредоточена на функциях главы государства. Хотя монарх формально назначает главу правительства и министров, правительство несет ответственность не перед нам, а перед парламентом. Все исходящие от монарха нормативные акты приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом. В конституционной монархии монарх является своего рода символом, представителем нации, государства.
В настоящее время насчитывается немало государств с монархической формой правления например, Великобритания, Швеция, Япония. Монархия, традиционная у многих народов сисЛекция организации и осуществления власти, к которой привыкли, которую уважают, которая может быть полезна до такой степени, что может реставрироваться неоднократно после революционных перемен, устраняющих монархию.
Республиканская форма правления также является древней формой государственного развития общества.
Республиканское правление - это коллективное правление. Высшие органы власти имеют сложную структуру, наделяются определенными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение. Республиканское правление основано на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную.
Республика это такая форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам - парламенту, Президенту, они же осуществляют контроль над правительством.
Республиканская форма правления знает два основных вида республик: президентскую и парламентскую и различаются в зависимости от того, какой из органов высшей власти - Президент или парламент - формирует правительство, осуществляет прямое руководство им и перед кем правительство непосредственно несет ответственность.
Парламентская республике характеризуется тем, что правительство в республике формируется парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, избирается или назначается должность премьер-министра. Участие президента в формировании правительства номинально, хотя президент и обладает большими полномочиями, любые его действия могут быть реализованы только с согласия правительства, а исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них ответственность.
Основное распространение данная форма получила в таких странах как ФРГ, Турция, Финляндия, Индия и др.
Президентская республика характеризуется тем, что избрание президента осуществляется внепарламентским способом /всенародным голосованием/, при этом президент непосредственно, при известном парламентском контроле формирует правительство, и оно несет ответственность за свою деятельность перед президентомПрезидентская республика является весьма гибкой формой правления, поэтому она получила довольно широкое распространение, например США, Россия, Мексика, Бразилия, Аргентина.
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
Необходимость изучения данной формы государства, возникает из потребности рассмотрения территориальных образований государства, а также полномочий между центральными и местными органами власти и управления.
Форма государства - это структура государства, соотношение государства, как целого, так и частей государства.
Выделяется несколько видов /национально-государственного и административно-территориального/ устройства государства.
Унитарная форма государственного устройства характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Все административно-территориальные единицы имеют юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам, но они не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью, население унитарного государства имеет единую государственную принадлежность,
. Федеративное государство - это союзное государство, части которого обладают государственностью, осуществляемой при сохранении целостности государства. В федеративном государстве существует правовая системе, построенная на принципе централизации, хотя субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему, им предоставляется право принятия собственной конституции, законов, при этом законы субъектов федерации не должны противоречить основным федеральным законам. Субъекты федераций могут иметь собственную судебную систему, используется двухканальная сислекция налогов: федеральные и налоги субъектов федерации.
Федерации делятся на два вида: национально-государственные и административно-территориальные.
Конфедеративная форма государственного устройства - это объединение государств на договорной основе, для достижения определенных целей /экономических, военных, политических, социальных и др./, позволяющая создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эта цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Каждое из государств входящих в конфедерацию выступает в роли самостоятельного государства, обладающего самостоятельным суверенитетом.
Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и согласии всех ее членов. Примером конфедерации могут служить Объединенные Арабские Эмираты, а также страны Европейского экономического сообщества.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
Политический режим — содержание власти, выраженное в средствах и способах властвования, в ее характере — демократическом, или недемократическом.
Таким образом, при употреблении понятия «политический режим» речь идет не о монархии или республике, президентской или парламентской форме, а о самом существе власти, о средствах, о средствах и способах властвования.
Существуют два основных типа политических режимов:
а) демократический;
б) недемократический, авторитарный. Его разновидность, супернедемократический режим, — тоталитарная власть, ставит под свой императивный, тотальный контроль, не ограниченный законом, все общество и человека, все сферы материальной, социальной и духовной жизни людей.
Такое же деление, соответствующее особенностям политического режима, можно провести и в отношении государства.
Демократическое государство — государство, в котором соблюдаются и гарантируются права и свободу всех граждан. Права и свободы, особенно политические, имеют конституционные гарантии, т.к. они находят свое отражение в Конституции страны. Все граждане имеют защищенные судом неотъемлемые права и свободы.
Авторитарное государство - государство, в котором права человека не имеют независимого статуса и верховенства в обществе. Граждане в авторитарном государстве фактически не могут пользоваться конституционными правами и свободами, в связи с отсутствием механизма их реализации, гарантий. Они лишены гарантий своей безопасности во взаимоотношениях с существующей властью, их функции ограничиваются требованием соблюдения действующих законов.
Государственная власть, не имеющая непосредственного мандата народа, хотя и определяется законом, но произвольно осуществляется ограниченным кругом властвующих органов или лиц, особенно в части привилегий, льгот.
Управление в авторитарном государстве осуществляется, как правило, централизованно. При этом зачастую не учитываются экономические, национальные, географические и другие особенности тех или иных групп населения.
Тоталитарное государство - государство, в котором осуществляется беспрепятственное подавление личности, ограничиваются политические права и свободы, контролируется сфера личной жизни людей. Тоталитарное государство выступает против экономически и соответственно политически свободного человека, всячески ограничивает предприимчивость человека, при этом используется полицейский сыск, поощряется и
Лекция № 3. Правовые нормы и их сислекция
План лекции
1) Понятие и признаки норм права;
2) Структура норм права.
3) Изложение норм права в нормативно-правовых актах;
4) Классификация норм права.
Вопрос №1
Назначение нормы права (правовые нормы) — это установление правил поведения, устойчивых взаимосвязей между субъектами права (гражданами, юридическими лицами, государством). Соблюдение норм права является необходимым условием улучшения жизни людей.
Нормы права в РФ закрепляются в нормативно-правовых актах органов власти.
Все нормы права обладают рядом общих признаков:
1) общая обязательность. Заключается в том, что норма адресуется всем субъектам права, её неисполнение влечёт применение мер принуждения.
2) формальная определённость (письменная форма). Нормы права сформулированы в официальных документах чётко и недвусмысленно, как чёткие предписания.
3) норма права — это двустороннее (многостороннее) правило поведения. Исполнение обязанностей одной стороной даёт возможность использовать права в другой стране.
4) системность. Норма права регулирует общественные отношения в совокупности с другими нормами права как элемент системы.
5) властность. Нормы права устанавливаются властью государства. Их неисполнение или ненадлежащее исполнение влечёт применение мер ответственности. Население принуждается повиноваться велениям органов государственной власти.
Норма права — это властное, письменно закреплённое, общеобязательное, представительно обязывающее правило поведение людей в обществе, установленное государством и охраняемое им от нарушений.
Вопрос №2
Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов - гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если - то следует - иначе»). Правоприменительность норм права достигается при условиях наличия взаимосвязи:норм фиксирующих наличие юридического факта; норм, фиксирующих разнообразие процесса применения; норм права фиксирующих процессы исполнения и исполнения наказания.
Гипотеза (если…) — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.
В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:
Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма. Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма. Например, гипотеза нормы, выраженной в статье 674 ГК РФ: «Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме».
Если гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий, то она называется сложной. Такова, к примеру, гипотеза нормы, изложенной в статье 130 Семейного кодекса Российской Федерации: «Не требуется согласия родителей ребенка на его усыновление в случаях, если они: неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими; признаны судом недееспособными; лишены судом родительских прав...; по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания».Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий.
Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств. Так, норма, сформулированная в статье 132 ГПК РСФСР, устанавливает, что судья принимает встречный иск в трех случаях: если встречное требование направлено к зачету первоначального требования; если удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска; если между встречным и первоначальным иском имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению спора. При наличии любого из указанных условий судья принимает встречный иск
В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические:
Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объёма и стабильности нормативного материала. Например, норма, выраженная в ч. 1 ст. 130 УК РФ, которая содержит запрет совершать преступление, заключающееся в оскорблении, т. е. унижении, чести и достоинства другого лица, выраженном в неприличной форме, и определяет наказание за его нарушение. Гипотеза этой нормы носит абстрактный характер. Это проявляется в том, что данная гипотеза не указывает на частные обстоятельства, конкретные формы и способы унижения чести и достоинства личности, которое может быть совершено как в устной, так и в письменной форме, либо действием в присутствии или даже в отсутствие потерпевшего и т. п., не детализирует возможные проявления «неприличной формы выражения».
Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.
Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.
По характеру предписания диспозиции подразделяются на:
1. управомочивающие - предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;
2. обязывающие - устанавливающие обязанность совершать определённые действия;
3. запрещающие - устанавливающие запрет совершать определённые действия.
По способу выражения в нормативно-правовых актах диспозиции делятся на:
абсолютно-определенные
относительно-определенные
Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).
По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые - категорическое значение санкции, относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы) и альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).
Санкции юридических норм различаются, прежде всего, по их отраслевой принадлежности:
• уголовно-правовые санкции представляют собой меру государственного принуждения, применяемую только судом к лицам, совершившим преступление;
• административно-правовые санкции могут применяться административными органами и судом к лицам, совершившим административные правонарушения;
• дисциплинарно-правовые санкции применяются администрацией предприятия, учреждения, организации за нарушение трудовой дисциплины;
• гражданско-правовые санкции применяются за совершение гражданских правонарушений (причинение имущественного вреда, нарушение договорных обязательств и т. д.).
Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму.
В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).
Вопрос № 3
Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.
Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.
Излагая правило поведения, законодатель может:
все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;
в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;
элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;
элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.
Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативных правовых актов: прямой, бланкетный и отсылочный. При прямом способе изложения элемент нормы права прямо излагается в статье. При отсылочном способе изложения в статье элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативного правового акта. При бланкетном способе изложения элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативным правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к «действующему законодательству» (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым).
Вопрос №4
1)По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу.
2)По отраслям права: нормы гражданского, финансового, уголовного права, трудового, административного, экологического права и т. д.
3)По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью).
4)По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества). Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить законно установленные налоги). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев).
5)Существуют также «специализированные нормы», которые направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся:
дефинитивные — содержат определения юридических понятий;
декларативные — содержат правовые принципы, цели и задачи;
оперативные — отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия и т. д.
коллизионные — решают противоречия между нормами, указывают какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае.
По кругу лиц (сфере действия): общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные — на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.)
6)По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определённым сроком, то есть до их официальной отмены, временные — в пределах определённого промежутка времени.
7)По сфере действия: общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах.
Лекция 4. Конституционные основы правовой системы.
План лекции
1.Понятие и источники конституционного права.
2.Основы конституционного строя в РФ.
3.Правовое положение человека и гражданина.
4.СисЛекция органов государственной власти.
Вопрос №1
Конституционное право среди всех отраслей системы права занимает ведущее положение. Это объясняется тем, что оно регулирует главные стороны жизнедеятельности общества и государства, а также содержит исходные принципы для всех других правовых отраслей.
Конституционное (государственное) право – это совокупность правовых норм, охраняющих права и свободы человека и закрепляющих определенную систему государственной власти.
Предметом конституционного права являются две основные сферы общественных отношений:
• отношения между человеком и государством (охрана основных прав и свобод человека и гражданина);
• устройство государства и государственной власти (основы конституционного строя РФ, федеративное устройство РФ, органы власти и т. д.).
• Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. К источникам конституционного права относятся только действующие в настоящее время нормативно-правовые акты.
• Нормы конституционного права находят свое выражение в различных источниках. Источники конституционного права образуют две основные сферы: естественное право и позитивное право.
• Естественное право было положено в основу концепции правового государства. В нынешней Конституции РФ четко закреплены все основные (естественные) права (на жизнь, неприкосновенность личности, частную собственность, свободу слова).
• Позитивное право – писаное право, право, созданное государством. среди его источников важнейшее место занимает Конституция РФ. Конституция устанавливает наиболее важные нормы и принципы правового регулирования, Федеральная Конституция имеет верховенство на всей территории РФ (ст. 4), все остальные правовые акты не должны ей противоречить.
• Следующим звеном в иерархии источников конституционного права являются законы (федеральные конституционные и федеральные). Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ.
• Все остальные акты государственных органов являются подзаконными и должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам.
• Указы и распоряжения Президента РФ, правовые акты президентов и глав администраций республик и других субъектов РФ также являются источниками конституционного права, но они относятся к числу подзаконных актов и могут быть отменены законом.
Вопрос №2
Понятие основ конституционного строя в литературе оценивается по-разному. Нередко под основами подразумевается кодифицированный нормативно-правовой акт, который содержит основы правового регулирования в той или иной сфере. С этой позиции под основами конституционного строя можно понимать Конституцию.
Одной из важнейших категорий любой демократической конституции является народный суверенитет.
Ст. 1 Конституции РФ характеризует Россию как демократическое государство. Для современной демократии характерны следующие черты: равенство всех перед законом, народовластие, широкий спектр прав и свобод, уважение интересов и мнений меньшинства, периодическая выборность основных органов государства, подчинение меньшинства большинству при принятии и осуществлении решений.
Ст. 7 Конституции РФ характеризует российское государство как социальное государство. Конституция РФ закрепляет основные направления социальной политики, – это:
• охрана труда и здоровья людей;
• государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства;
• выплата государственных пенсий и социальных пособий;
• создание системы социальных служб занятости, призванных принимать действенные меры по трудоустройству лиц, не имеющих постоянной работы; выплату пособий по безработице;
• установление гарантированного минимального размера оплаты труда.
Пока деятельность государства в социальной сфере не является достаточно действенной. Национальным позором является появление «новых бедных», имеющих работу, обладающих должной квалификацией, но в течение длительного времени получающих унизительно низкую заработную плату или не получающих ее вообще.
Ст. 1 Конституции РФ закрепляет в России республиканскую форму правления. Республикой принято считать такую форму правления, при которой верховная государственная власть осуществляется органами, избираемыми населением на определенный срок.
В Конституции Российской Федерации нет термина «рыночная экономика», но содержащиеся в ней нормы не оставляют сомнений в том, что государство охраняет основные принципы рыночной экономики.
Конституционные гарантии, определяющие принципы рыночной экономики, состоят в следующем:
• единство экономического пространства;
• свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
• свобода экономической деятельности;
• поддержка конкуренции;
• признание и защита разных форм собственности.
Единство экономического пространства определяется установлением единых правовых основ рынка. Свободное же перемещение товаров, услуг и финансовых средств означает устранение таможенных и иных препятствий в субъектах РФ для свободной торговли и банковской деятельности. Поддержка конкуренции и свободы экономической деятельности обеспечивается антимонопольным законодательством, приватизацией и акционированием предприятий.
Рыночные отношения невозможны без многообразия форм собственности. В ч. 2 ст. 8 Конституции РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Причем все формы собственности защищаются равным образом.
Вопрос№3
Под правовым статусом человека и гражданина обычно понимается совокупность его прав и обязанностей. Права и обязанности граждан устанавливаются многими отраслями права, но особое значение в закреплении положения человека в обществе имеет государственное право, прежде всего Конституция Российской Федерации, устанавливающая основы правового статуса человека и гражданина (гражданство, конституционные принципы правового положения человека и гражданина, основные права и свободы (гражданские, политические, экономические, социальные и культурные), их гарантии, обязанности).
Для положения человека в обществе важен принцип равенства перед законом и судом. Равенство прав и свобод гарантируется государством независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Особо следует подчеркнуть важнейший аспект равноправия – равенство прав и свобод мужчин и женщин, которые имеют одинаковые возможности для их реализации.
Среди основ конституционного строя закреплен такой принцип правового положения личности, как полнота прав и свобод граждан Российской Федерации. Все граждане на территории России обладают равными правами и свободами и несут равные конституционные обязанности. Иностранные граждане и лица без гражданства также пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Например, иностранцы не имеют избирательного права, не могут занимать определенные должности и т. д. Правами, свободами и обязанностями в полном объеме обладают только граждане Российской Федерации.
Неотчуждаемость основных прав и свобод и запрет на их незаконное ограничение – еще одно важнейшее начало, на котором базируется конституционное закрепление основ правового статуса человека. Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Конституция Российской Федерации предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в государственных и общественных интересах, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Вопрос №4
Основным принципом организации государственной власти в РФ является принцип разделения властей. Порядок формирования и полномочия органов государственной власти определяются Конституцией и федеральными законами.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Главная цель принципа разделения властей – не допустить узурпации, монополизации власти в рамках одного органа или ведомства, неизбежно ведущей к деспотии, подавлению прав и свобод человека.
Государственный орган – структурный элемент государственного аппарата, наделенный государственно-властными полномочиями.
Признаки государственного органа:
• является частью единой государственной системы, хоть и обладает определенной автономией;
• состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и государственным органом. Права и обязанности (компетенция) служащих строго определены законом. Бремя содержания государственных служащих лежит на обществе;
• имеет внутреннюю структуру, различные подразделения, ведомства, но все они связаны единой целью;
• обладает определенной компетенцией – властными правомочиями, которые складываются из совокупности прав и обязанностей. Компетенция обусловлена предметом ведения (задачами и функциями);
• обладает властными полномочиями, которые выражаются в:
◦ возможности издания нормативно-правовых актов или актов применения права;
◦ возможности обеспечения выполнения нормативно-правовых актов путем использования методов принуждения;
• имеет определенную материальную базу, финансы, бюджет, источники финансирования;
• активно участвует в реализаций функций государства.
Классификация органов государства:
1) по способу возникновения:
• первичные органы – никакими другими органами не создаются и получают властные полномочия непосредственно от избирателей (Президент, Федеральное Собрание);
• производные органы – создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями (Правительство);
2) по месту в иерархической структуре государственного аппарата:
◦ центральные;
◦ региональные;
◦ местные;
3) по объему компетенции:
▪ органы общей компетенции – решают широкий круг вопросов (Правительство);
▪ органы специальной (отраслевой) компетенции – специализируются на выполнении какой-либо одной функции, одного вида деятельности (министерства и ведомства);
4) по способу формирования:
• избираемые – характеризуются выборностью и сменяемостью;
• назначаемые – должны соответствовать определенным требованиям, для них характерно отсутствие ограничений на сроки пребывания в должности;
5) по порядку принятия решений:
◦ единоличные – принимают решения путем самостоятельного императивного волеизъявления;
◦ коллегиальные – принимают решения большинством граждан, уполномоченных на то законом.
Лекция 5. Основы административного права.
План:
1.Понятие и сислекция административного права.
2. Понятие административного правонарушения (проступка), его состав и виды составов.
3. Основания и порядок привлечения к административной ответственности. Виды административной ответственности.
4.Административное принуждение.
Вопрос № 1
Административное право — самостоятельная отрасль в системе права, так как отличается собственным предметом и специфическим методом правового регулирования общественных отношений, которые складываются в сфере государственного управления.
СисЛекция административного права состоит из общей и особенной части. Первая включает в себя нормы, регулирующие отношения управления в целом, вторая — отношения в пределах конкретных сфер управления.
Административное право регулирует общественные отношения возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в сфере государственного управления, которые связаны с процессом осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного и муниципального управления (исполнительных органов) по руководству экономическим, социально-культурным и административно-политическим строительством. Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления осуществляется через нормы права (правила поведения) обязательные для всех субъектов регулируемых отношений, если в них участниками являются соответствующие органы государственного управления (должностные лица), осуществляющие управленческую деятельность.
Источниками административного права выступают федеральные законы и законы субъектов федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства Российской Федерации, многочисленные подзаконные акты органов управления — министерств, ведомств, государственных комитетов, служб и других государственных органов, полномочных издавать административно-властные предписания. Особое место занимают нормативные акты органов местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации содержит базовые правовые нормы других отраслей права, в том числе и административного права, поэтому ее с полным основанием можно отнести к главному источнику норм административного права.
Таким образом, административное право есть совокупность правовых норм, регулирующих, во-первых, взаимоотношения исполнительно-распорядительных органов государственного управления с гражданами, государственными и негосударственными организациями, во-вторых, внутриаппаратные управленческие отношения (систему органов исполнительной власти, их компетенцию, принципы, формы и методы внутриаппаратной деятельности в государственных органах .и органах местного самоуправления).
Вопрос №2
Административное правонарушение — это поведение людей, противоречащее правовым нормам и наносящее вред обществу. Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, все виды собственности, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (если она не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности).
Административное правонарушение характеризуется следующими
признаками:
— во-первых, административное правонарушение есть акт поведения, выражающий действие или бездействие;
— во-вторых, административным правонарушением признается только противоправное поведение, т.е. поведение, нарушающее нормы административного права;
— в-третьих, административное правонарушение всегда наносит определенный вред обществу;
— в-четвертых, противоправностью, которая выражается в запрещении административным законодательством Российской Федерации предусмотренных законом деяний;
— в-пятых, виновностью, т.е. совершением противоправного деяния умышленно или неосторожно;
— в-шестых, общественной вредностью,
— в-седьмых, привлечением правонарушителя к административной ответственности, т.е. применением за совершенное административное правонарушение установленных законодательством мер ответственности, т.е. соответствующих административных взысканий.
Состав административного правонарушения:
Объектом административного проступка являются общественные отношения, охраняемые законом, то есть то, на что направлено посягательство.
Объективная сторона состава проявляется в акте внешнего поведения нарушителя нормы административного права. Сюда включается действие или бездействие (время, место и способ совершения правонарушения, обстановка), его последствия, причинная связь между совершенным деянием и наступившим противоправным результатом. Объективная сторона административного проступка — это сисЛекция предусмотренных нормами административного права признаков, характеризующих его именно как акт внешнего проявления.
Деяние — ключевой признак, который может дополняться иными чертами объективной стороны (способ, время, место и др.). Очень часто в составе проступка содержатся признаки места и времени, например, распитие спиртных напитков на производстве (статья 161 КоАП), общественное место — мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах (статья 158 КоАП).
Субъективная сторона административного правонарушения состоит в психическом отношении нарушителя к содеянному. Центральным элементом выступает вина, которая может проявляться в форме умысла (прямого или косвенного) или неосторожности (противоправная самонадеянность и противоправная небрежность). Иных признаков субъективной стороны законодатель чаще всего не называет, а форма вины крайне редко включается в состав административного проступка как обязательный элемент.
Административное правонарушение может совершаться в двух формах: (умышленно и по неосторожности). Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего действия или бездействия; предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий (ст. 11 КоАП РФ).
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможностей наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 12 КоАП РФ).
Субъектом административного правонарушения являются физические лица, достигшие 16-летнего возраста, физические лица, граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица), а также юридические лица (организации, учреждения, предприятия).
Признаки, характеризующие субъектов, можно разделить на две группы: общие, включающие вменяемость гражданина и достижение лицом, совершившим административное правонарушение, 16-летнего возраста, и специальные, включающие профессиональную деятельность, должностное положение, факты правонарушений в прошлом, особенности правового статуса (военнообязанный, иностранец и т.п.).
Вопрос № 3
Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административных санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения (проступки). Административная ответственность — это форма юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершенное ими административное правонарушение. К административной ответственности виновные привлекаются на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения.
Как правило, административная ответственность наступает в случае нарушения (неисполнения или ненадлежащего исполнения) норм административного права, норм других отраслей права (финансового, трудового, земельного и др.).
Административные взыскания налагаются специально уполномоченными на это органами и должностными лицами, народными судами (народными судьями).
Для административной ответственности характерно то, что между органом (должностным лицом), налагающим административное взыскание, и лицом, совершившим административное правонарушение, отсутствуют отношения подчиненности по службе или работе.
Наряду с признаками, характеризующими административную ответственность как разновидность юридической ответственности, ей присущи также специфические особенности, позволяющие отграничить административную ответственность от других разновидностей ответственности, установленных государством.
1. Административная ответственность устанавливается как законом, так и подзаконными актами, т.е. она имеет собственную нормативную базу:
2. Основанием административной ответственности является административное правонарушение.
3. Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования.
4. За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания.
5. Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями).
6. Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им по службе или работе лиц — правонарушителей.
7. Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.
8. Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, административная ответственность обладает общими и особенными чертами, характеризующими ее как разновидность юридической ответственности.
Вопрос № 4.
Административное принуждение является особым видом государственного принуждения, имеющим своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Меры административного принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, что является результатом проявления их государственно-властных полномочий. Всем мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер.
Административное принуждение по своему содержанию заключается во внешнем государственно-правовом психическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений личного, организационного или имущественного характера, т.е. тех или иных неблагоприятных последствий.
Все меры административного принуждения применяются для того, чтобы заставить субъекта совершить те или иные действия, или воздержаться от них, или подчиниться установленным правоограничениям.
Меры административного принуждения могут устанавливаться только правовыми актами. Следовательно, административное принуждение является правовым принуждением, направленным на реализацию правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления.
Административное принуждение применяется лишь органами и должностными лицами, на то уполномоченными.