Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие и сущность логистики

  • 👀 2403 просмотра
  • 📌 2379 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие и сущность логистики» docx
1. Понятие и сущность логистики Логистика – искусство рассуждать, вычислять. В экономике логистика – это научная и практическая деятельность, связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных, информационных и финансовых потоков от источника до конечного потребителя. В начале ХХ века в России профессора Петербургского института путей сообщения издали труд «Транспортная логистика», на его базе были построены модели перевозки войск, которые получили практическое применение при проведении и планировании военных действий Первой мировой войны. В ходе Второй мировой войны логистика имела широкое применение в материально-техническом снабжении армии. Активное применение логистики в экономике относится к 60–70 годам прошлого века. До середины прошлого века не придавалось большого значения созданию схем поставки товара. Этот период характеризуется развитием производства. Однако к середине прошлого века возникла необходимость поиска путей создания конкурентных преимуществ. На этом этапе денежные вложения в систему распределения влияют на положение поставщика на рынке сильнее, чем капиталовложения в сфере производства. Отслеживание всех этапов движения сырья, деталей и конечной продукции позволяет увидеть потери, допускаемые в привычных схемах управления материальными потоками. В логистически организованных цепях себестоимость товара в конечном пункте оказывается ниже, чем себестоимость того же товара при отсутствии логистического подхода. Этот мониторинг показывает явный экономический выигрыш от применения логистики в экономике. Именно поэтому логистику стали применять для более эффективного управления материальными потоками. Активному применению логистики помог научно-технический прогресс, который сделал компьютерные технологии и моментальную связь более доступными. Это позволило следить за материальными и информационными потоками, управляя ими на всех этапах перемещения. 2. Функции и задачи логистики Различают два вида функций логистики: оперативные и координационные. Оперативные функции связаны с управлением движением материальных ценностей в области снабжения производства и распределения. В сфере снабжения – это управление движением сырья, материалов, запасов готовой продукции от поставщика до производственного предприятия, склада или торгового хранилища. На уровне производства логистика – это управление, включающее контроль движения полуфабриката через все стадии производства, а также движения товара на склады и рынки сбыта. Управление распределением охватывает организацию потоков конечной продукции от производителя к потребителю. К функциям логистической координации относятся: выявление и анализ материальных потребностей различных частей производства, анализ области рынков, на которых действует организация, прогнозирование развития потенциальных рынков, обработка данных потребностей клиентуры. Сущность перечисленных функций заключается в координации спроса и предложения. Базируясь на соответствующей информации, логистика занимается состыковыванием предъявляемого рыночной ситуацией спроса и разработанного организацией предложения. Из координационной функции логистики сформировалось еще одно ее направление – оперативное планирование. На основании прогноза спроса разрабатывается график перевозок и порядок управления запасами готовой продукции, в итоге определяется планирование производства, разработка программ снабжения сырьем и комплектующими изделиями. Из основополагающих позиций выделяют следующие функции логистики: системообразующая, интегрирующая, регулирующая, результирующая. Системообразующая логистика – это система эффективных технологий обеспечения управления ресурсами. Интегрирующая функция – это обеспечение логистикой синхронности процессов сбыта, хранения и доставки с привязкой к рынку средств производства и оказание посреднических услуг потребителям. Регулирующая функция заключается в реализации управления материальными, информационными и финансовыми потоками для сокращения затрат. Результирующая функция подразумевает деятельность по доставке товара в нужном количестве в определенное время и место с необходимым качеством при минимально возможных издержках. Критерием для определения эффективности реализации логических функций является достижение конечной цели логистической деятельности. Задачи, стоящие перед логистикой, можно разделить на общие, глобальные и частные. Достижение максимального эффекта с минимальными затратами – это главная глобальная задача логистики. Моделирование логистических систем и факторов их функционирования также относят к глобальным задачам. К общим задачам относятся: 1) создание системы регулирования материальных и информационных потоков; 2) прогнозирование возможных объемов производства, перевозок, складирования; 3) определение несостыковки между необходимостью и возможностью реализовать ее на производстве; 4) выявление спроса на продукт, выработанный и продвигаемый в рамках логистической системы; 5) организация предпродажного и послепродажного обслуживания. На основании решений общих задач создается сеть складских систем для организации обслуживания заказчиков и оптимального прикрепления их к пунктам производства. Частные задачи имеют более узкое направление и включают: 1) создание минимальных запасов; 2) максимальное сокращение времени хранения готовой продукции; 3) сокращение времени перевозок. Основные правила логистики можно сформулировать так: нужный товар необходимого качества в нужном объеме поставляется в определенное время и место с минимальными затратами. Основным объектом исследования в логистике является материальный поток. Прилагаемые к материальному потоку действия называются логистическими операциями, или логистическими функциями. Материальные ресурсы, находящиеся в состоянии движения, незавершенное производство, выпущенная продукция, к которым применяются логистические операции или функции, определяют материальный поток. Логистическая операция – это движение, согласованное с возникновением, поглощением и преобразованием материального и сопутствующего ему информационного, финансового и сервисного потока. Логистическая функция – это автономная составляющая логистических операций, нацеленных на решение выдвинутых перед логистической системой и звеньями задач. От вида логистической системы зависит объединение логистических операций и функций. 3. Основные понятия логистики Понятие логистической системы является главным в логистике. Сложная организационная система, состоящая из фрагментов звеньев, объединенных в одном процессе управления материальными и сопутствующими процессами, является логистической. Задачи функционирования звеньев системы объединены внутренними задачами структуры бизнеса или внешними целями. Между элементами-звеньями логистической системы установлены определенные функционные связи и отношения. Некоторый экономический и функциально обособленный объект называется логистическим звеном системы. Он выполняет свою узкую роль, определенную логистическими операциями и функциями. Существует несколько типов звеньев логистической системы: генерирующие, преобразующие и поглощающие. Часто встречаются смешанные звенья логистической системы, в которых представлены сразу три основных типа, скомбинированные в различных сочетаниях. Материальные потоки в звеньях логистической системы могут сходиться, дробиться, разветвляться, изменять свое содержание, параметры и интенсивность. Предприятия-поставщики материальных ресурсов, сбытовые, торговые, посреднические организации разного уровня, предприятия информационно-торгового сервиса и связи могут выступать в виде элементов логистической системы. Еще одним понятием логистики является логистическая цепь. Большое количество звеньев логистической системы представляют логистическую цепь. Звенья в логистической цепи линейно упорядочены по материальному, информационному, денежному потоку с задачей проведения анализа или проектирования определенного набора логистических функций или издержек. Следующее понятие в логистике – логистическая сеть. Логистическая сеть – это большое количество звеньев логистической системы, находящихся во взаимосвязи между собой по материальным или сопутствующим им информационным и денежным потокам в границах логистической системы. Логистическая сеть является более узким понятием в отличие от логистической системы, которая характеризуется наличием высшего логистического менеджмента, реализующего целевую функцию системы. Концепцию общих издержек обычно связывают еще с одним понятием в логистике – логистическим каналом. Логистическим каналом считается упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающее в себя полный объем логистических цепей или их участников, проводящее материальные потоки от поставщика материальных ресурсов, нужных для изготовления конкретного типа товара, до непосредственных потребителей. Под понятие логистического канала подпадают внешние, внутрипроизводственные и макрологистические группы в пределах определенных рамок каждой логистической операции. Поэтому принципиально важным является понятие об общих логистических издержках. Кейс1. В г. Орел работает небольшое частное производственное пред­приятие, выпускающее пластиковые горшки и кашпо для комнат­ных растений. Система распределения этого предприятия строится следую­щим образом. На предприятии существует отдел сбыта, который работает в двух направлениях: розничные и оптовые продажи. Розничные продажи осуществляются собственными силами по­средством продажи в трех магазинах промтоваров в г. Орел и в магазине промтоваров г. Ромны Орловской области. Товар скла­дируется на территории предприятия и доставляется в магазины арендованным транспортом по мере необходимости.  Оптовые продажи осуществляются мелкооптовым дилерам в города Курск, Брянск, Тулу и Подольск Московской области. Дилеры доводят товар до конечных потребителей через собственные роз­ничные продажи или через розничных торговых агентов. Товары купленные дилерами, складируются на площадях их торговых то­чек и доставляются к местам продажи посредством собственных сил. Так, курский и тульский дилеры имеют собственные автомо­били для перевозки товаров, а остальные — пользуются арендой. Задание. Определите субъект, объект и границы логистической системы распределения орловского предприятия. Используя раз­личные методы анализа каналов распределения, обозначьте и про­комментируйте каналы распределения. Задача 1. У фирмы есть три варианта создания системы распределения своей продукции. Для реализации каждого из этих вариантов необходим собственный распределительный центр. Капитальные вложения в строительство распределительных центров для систем, годовые эксплуатационные и транспортные затраты, а также прогноз начала получения и размера прибыли от внедрения систем на основе анализа будущего сбыта с учетом специфики каждой системы представлены в табл. Какую из систем распределения следует внедрить? Сделать вывод по каждой таблице. Таблица 1. Данные по затратам 1 Вариант РС 2 Вариант РС 3 Вариант РС Капитальные вложения 43 530,00 45 750,00 54 810,00 Годовые эксплуатационные затраты 6 040,00 5 780,00 4 320,00 Годовые транспортные затраты 5 430,00 4 570,00 5 560,00 Прибыль от внедрения 5 010,00 4 800,00 3 900,00 Начало получения прибыли С 8 месяца С 8 месяца С 8 месяца Таблица 2. Данные по затратам 1 Вариант РС 2 Вариант РС 3 Вариант РС Капитальные вложения 43 520,00 46 750,00 54 810,00 Годовые эксплуатационные затраты 6 040,00 4 780,00 4 320,00 Годовые транспортные затраты 5 630,00 4 570,00 5 560,00 Прибыль от внедрения 4 010,00 4 800,00 4 700,00 Начало получения прибыли С 6 месяца С 6 месяца С 6 месяца Таблица 3. Данные по затратам 1 Вариант РС 2 Вариант РС 3 Вариант РС Капитальные вложения 43 520,00 30 570,00 51 140,00 Годовые эксплуатационные затраты 6 040,00 5 780,00 4 320,00 Годовые транспортные затраты 5 430,00 4 570,00 5 560,00 Прибыль от внедрения 4 015,00 4 800,00 4 700,00 Начало получения прибыли С 14 месяца С 14 месяца С 14 месяца Таблица 4. Данные по затратам 1 Вариант РС 2 Вариант РС 3 Вариант РС Капитальные вложения 43 520,00 32 570,00 41 380,00 Годовые эксплуатационные затраты 4 100,00 5 180,00 4 320,00 Годовые транспортные затраты 5 430,00 4 570,00 5 560,00 Прибыль от внедрения 4 015,00 4 800,00 4 700,00 Начало получения прибыли С 9 месяца С 9 месяца С 9 месяца
«Понятие и сущность логистики» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 89 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot