Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция как форма профессионального обучения
Содержание
Содержание……………………………………………………………………..
Введение………………………………………………………………………..
Глава 1 Лекция как активный метод обучения………………………………
1.1. Понятие и специфика лекции как формы учебного занятия…………
1.2. Виды лекций……………………………………………………………..
Глава 2 Методика подготовки и проведения лекций………………………...
2.1. Методика подготовки к проведению лекции…………………………….
2.2. Методика чтения лекций………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………….
Введение
В настоящее время в подавляющем большинстве учебных заведений – и высшего образования, и среднего профессионального, используются такие формы проведения занятий, как лекции. Лекция – такой способ доведения материала, который предусматривает устное изложение материала обучаемым, дискуссии, опросы сведены к минимуму. Обучаемые, как правило, воспринимают информацию либо со слов лектора, либо со слайдового сопровождения лекции, где обозначаются основные вопросы, доводимые преподавателем.
В настоящее время широко распространена проблема преподавания лекций преподавателями, особенно, если они – «вчерашние» выпускники. К лекциям необходимо тщательно готовиться каждому преподавателю, желающему, чтобы обучаемые не просто конспектировали его «сухие» и монотонные фразы, а понимали предмет и проявляли к нему интерес. Для того, чтобы уметь грамотно проводить лекцию, каждый преподаватель должен в совершенстве владеть знаниями по подготовке к изучению материала, уметь их применять на практике. Огромное значение в том, чтобы грамотно излагать материал, необходимо, прежде всего, грамотно изучать его. По лекциям, как правило, существует огромное количество материала, который преподавателю необходимо обработать в течение короткого периода времени, подготовить слайдовое сопровождение, конспект. И доводить информацию до обучаемых не просто, читая конспект, а получая обратную связь из лектория, делая остановки, паузы и поясняя доведенный материал.
Подготовка к лекциям очень сложна преподавателям, которые начинают преподавать в учебной группе первый год. Умение быстро структурировать материал, отбирать лишь нужный, правильно конспектировать его, выделяя лишь основу и запоминая мелочи, порой выводит из гомеостаза основную массу новых преподавателей. Да, этот труд очень сложен и неблагодарен, но очень важен, ведь студенты, как правило, готовятся к занятиям именно по конспектам, по записям, сделанным со слов преподавателя. И каждый лектор, независимо от того, какой у него опыт работы с обучаемыми, какими он обладает профессиональными данными, должен уметь быстро изучать материал и максимально понятно его доводить. Это и будет являться показателем хорошего преподавания, показателем хорошего уровня знаний у студентов.
Глава 1 Лекция как активный метод обучения
Понятие и специфика лекции как формы учебного занятия
Лекция – один из методов устного изложения материала. При работе с обучающимися старшего возраста учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20–30 мин урока, а иногда и весь урок. Изложение подобного материала осуществляется с помощью лекции. Слово «лекция» имеет латинское происхождение и в переводе на русский язык означает «чтение». Традиция изложения материала путем дословного чтения заранее написанного текста восходит к средневековым университетам.
Под лекцией следует понимать такой метод обучения, когда учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя при этом приемы активизации познавательной деятельности учащихся. Поскольку лекция – это один из методов устного изложения знаний учителем, возникает вопрос о ее отличии от рассказа и объяснения.
Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос.
Лекция отличается от рассказа тем, что изложение здесь не прерывается обращением к учащимся с вопросами. Лекция, сравнительно с рассказом и объяснением, характеризуется большей научной строгостью изложения. Лекция не перестает быть лекцией от того, что учитель по ходу изложения (объяснения) материала обращается к учащимся с вопросом. Наоборот, иногда полезно поставить перед учащимися вопрос, заставить их подумать, чтобы активизировать их внимание и мышление. С другой стороны, нельзя признать правильным и утверждение, что лекция отличается от рассказа большей научной строгостью или точностью, так как научность изложения является важнейшим требованием ко всем методам обучения. Точный и верный ответ на этот вопрос все же существует. [4, с. 13]
Единственное отличие лекции от рассказа и объяснения состоит в том, что лекция используется для изложения более или менее объемистого учебного материала, и поэтому она занимает почти весь урок. Естественно, что с этим связана не только определенная сложность лекции как метода обучения, но и ряд ее специфических особенностей.
Важным моментом в проведении лекции является предупреждение пассивности учащихся и обеспечение активного восприятия и осмысления ими новых знаний.
Определяющее значение в решении этой задачи имеют два дидактических условия:
1) во-первых, само изложение материала учителем должно быть содержательным в научном отношении, живым и интересным по форме;
2) во-вторых, в процессе устного изложения знаний необходимо применять особые педагогические приемы, возбуждающие мыслительную активность школьников и способствующие поддержанию их внимания.
Один из этих приемов – создание проблемной ситуации. Самым простым в данном случае является достаточно четкое определение темы нового материала и выделение тех основных вопросов, в которых надлежит разобраться учащимся.
Основные требования к лекции:
• научность,
• идейность,
• доступность,
• единство формы и содержания,
• эмоциональность изложения,
• органическая связь с другими видами учебных занятий — семинарами, лабораторными работами, учебной и производственной практикой и другими занятиями.
Доводимый материал при проведении лекции должен излагаться научным языком, материал должен быть строго по научной теме.
Лекция должна помимо научности, быть идейной. Идейность заключается в том, чтобы доводимый материал был не просто бесцельно конспектирован обучаемыми, а нес в себе идею важности получения образования, важности практического применения знаний в жизнедеятельности. [6, с. 23-25]
Материал должен быть научным, но в то же время и доступным. Одной из проблем преподавателей при изложении материала, особенно тех, кто долгое время занимается преподаванием и владеет широким терминологическим аппаратом, является оперирование терминами, которыми обучаемые не владеют. Вследствие этого проявления формируется тенденция у студентов к снижению мотивации в самообразовании по предмету, снижении уровня знаний (так как снижается понимание предмета) и, как следствие, оценки по предмету. Поэтому этот аспект при ведении лекций имеет очень большое значение, а пренебрежение доступностью, как важной частью грамотного доведения материала, крайне негативно сказывается на обучаемых и уровне их знания.
Виды лекций
Лекции делятся на виды по множеству аспектов доводимого материала.
Виды лекций бывают следующими:
◦ Вводная лекция
◦ Лекция - информация
◦ Обзорная лекция
◦ Проблемная лекция
◦ Лекция – визуализация
◦ Бинарная лекция
◦ Лекция с заранее запланированными ошибками
◦ Лекция – конференция
Лекция – консультация[8, с. 29]
Вводная лекция представляет собой доведение материала, который подразумевает собой формирование представления студентов о изучаемом предмете, ориентирует студентов в будущей работе по учебной дисциплине. Оглашаются задачи, решение которых будет происходить на всем протяжении изучения курса предмета, его место и роль среди других дисциплин, практическое применение в жизни. Объявляется перечень тем, которые будут доведены до обучаемых, оглашаются этапы развития науки, достижения на сегодняшнее время, важных ученых, сделавших вклад в развитие науки, раскрываются перспективные направления будущих исследований. Кроме того, дается под запись литература по всему курсу обучения, которую студенты будут изучать на всем периоде подготовки к занятиям по учебным темам, уточняется наличие контрольных, самостоятельных работ по предмету, наличие курсовых работ и других форм проверки знаний студентов. Вводная лекция, что подразумевает название, проводится один раз по каждому предмету обучения в самом начале его изучения.
Лекция – информация. Этот вид лекции чаще всего встречается при изложении материала лекторами. Она предусматривает собой изложение и объяснение научной информации, которую студенты должны законспектировать, понять и быть готовы рассказать на других видах занятия по предмету. В ходе лекции – информации лектор просто–напросто дает информацию обучаемым в ходе прочтения конспекта, акцентирует внимание на самых важных аспектах материала, выделяет основу, дает под запись.
Обзорная лекция встречается далеко не так часто, как лекция –информация, но невозможно также не заметить важность этого вида доведения материала. Он представляет собой систематизацию научных знаний, четкую структурированность материала, также может допускаться множество ассоциативных связей при осмыслении информации, раскрытие межпредметных и внутрепредметных связей, которые играют основную роль для определения местонахождения предмета в области общенаучных знаний. Основой излагаемых теоретических положений является научно-понятийная основа важных разделов курса.
Проблемная лекция несет в себе важную специфику взаимодействия преподавателя и студента. Новое знание студентов формируется через проблемную сторону вопроса, важности задач, стоящими перед обучаемыми по решению проблемы предмета. При этом деятельность по изучению и обсуждению проблемного содержания лежит в основе взаимодействия каждого студента в сотрудничестве с остальными, в диалоге с преподавателем. Сущность проблемы раскрывается через организацию поиска путей ее решения или получения каких-либо данных на основе анализа традиционных и современных точек зрения на проблему. [2]
Лекция – визуализация во многом схожа с другими видами проведения лекций, но основное ее отличие от других состоит в том, что помимо устного доведения материала используются еще технические средства обучения. Чтение такой лекции представляет собой комментирование слайдового сопровождения, что активизирует и зрительное восприятие информации, и слуховое. Это обеспечивает большую запоминаемость материала обучаемыми, возможность чертить графики, схемы и таблицы, наглядно отражаемые в конспектах, что невозможно при устном доведении материала преподавателем. Лекция – визуализация, как правило, намного более продуктивна, чем ряд лекций без слайдовых сопровождений, без картинок, видео-материала, который особенно помогает обучаемым в получении знаний и запоминания основных аспектов доводимого материала.
Бинарная лекция представляет собой такой способ доведения материала, как доведение материала двумя преподавателями. Как правило, для особого практического значения, для особого качества обучения, бинарная лекция должна включать в себя два мнения на проблему, две научные школы, которые в ходе доведения материала дискуссируют друг с другом. Обучаемые в ходе взаимодействия двух сторон наглядно видят различия между школами, между научными знаниями, что помогает структурировать материал каждым обучаемым.
Следующий вид лекции – лекция с заранее запланированными ошибками. Этот вид доведения материала представляет собой основное направление деятельности обучаемых – постоянный контроль доводимой преподавателем информации. В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор ошибок, которые сделал преподаватель в ходе лекции. Ошибки могут быть и в содержании, и в методике, методологии, орфографии – практически во всех аспектах проведения лекции. [5, с. 71]
Лекция – конференция проводится в форме научно-практического занятия, где заранее обусловлена проблема, система выступлений, длительностью до десяти минут. Каждое выступление – логически завершенный материал, который подготовлен заблаговременно в рамках изучаемой темы. Совокупность докладов помогает осветить изучаемую тему с разных сторон, а в конце лекции подводятся итоги выступления, правильности доведения материала, наличие предметов, преподаватель дополняет упущенные в ходе докладов данные, уточняет информацию, формулирует основные выводы по теме.
Лекция – консультация представляет собой следующую особенность проведения занятия – она организуется по двум основным вариантам: «вопросы - ответы» или «вопросы – ответы - дискуссии». При первом варианте взаимодействие между лектором и обучаемыми проводится следующим образом: преподаватель отвечает на вопросы студентов на протяжении всего времени лекции по всему разделу или курсу предмета. Второй вариант является более сложным, а его структура состоит из изложения преподавателем учебного материала, постановка вопросов обучаемыми и организация дискуссии лектором для поиска ответов на вопросы студентов. Данная форма проведения занятий является очень продуктивной при «включенности» каждого студента в образовательный процесс: каждый обучаемый слышит вопросы, которые непонятны основной массе его коллег, видит практическое обсуждение материала, в ходе которого решается проблемный вопрос.
В настоящее время преподавателями применяется широкий комплекс видов лекций для того, чтобы обучаемые могли разносторонне изучить доводимый материал.
Глава 2 Методика подготовки и проведения лекций
Методика подготовки к проведению лекции
Очень важным этапом проведения лекции является подготовка к ее проведению. Что же включает в себя подготовка к проведению лекции?
1. Поиск материала для изучения
2. Выделение основной информации из источников по изучаемой студентами теме
3. Анализ информации и выделение важных аспектов, которые будет необходимо довести под запись
4. Анализ полученных сведений
5. Составление конспекта
6. Изучение конспекта, определение способа доведения и порядок доведения каждой части материала
7. Создание презентации
Поиск материала для изучения представляет собой сборник электронных ресурсов, печатных изданий, которые необходимо изучить преподавателю для того, чтобы подготовиться к проведению занятия. При поиске материала очень большое значение стоит уделить тому факту, что литературы по рассматриваемой теме может быть огромное количество, всю ее не изучить никогда, основное внимание следует обратить на основу той информации, по которой нужно проводить занятие и, исходя из основы, подбирать и структурировать информацию на дальнейших этапах подготовки к проведению лекции. [1, с. 102]
Следующим пунктом подготовки к проведению лекции является выделение информации по изучаемой теме. В ходе действий преподавателя по этому пункту необходимо выявить основу, тщательно изучить все аспекты информации, которые необходимо будет довести для полноценного изучения.
Третий пункт представляет собой тщательное изучение аспектов, доводимых в ходе лекции. Аспекты необходимо проанализировать, структурировать для более понятного восприятия их обучаемыми. Этот пункт очень важен, так как именно по нему студенты будут получать основную информацию в большом объеме.
В ходе анализа полученных сведений преподаватель изучает дополнительные данные, которые не были включены в список основных аспектов, результаты изучения этих данных могут не вноситься в конспект, а запоминаться преподавателем и устно доводиться в форме объяснения, подтверждения каких-либо гипотез, фактов и особенностей материала.
Составление конспекта представляет собой структурирование информации по изученной преподавателем теме, представляет собой выделение основной информации, ее аспектов и прочей информации для того, чтобы во время лекции можно понятно изъясняться, пользуясь конспектом. При составлении конспекта важно обращать внимание на то, что всю лекцию проводить, не отрываясь от конспекта, нельзя, нужно подкреплять информацию из подручного материала собственными словами, знаниями, без его использования. Поэтому не всю информацию, которую знает преподаватель, необходимо заносить в конспект, но вся информация, которая занесена, обязательно должна быть познана в совершенстве для того, чтобы сам педагог мог свободно раскрывать содержание темы и без опоры на конспект. [6, с. 29-30]
После того, как конспект составлен, преподавателю необходимо досконально его изучить, выделить для себя то, на что нужно акцентировать внимание обучаемых, в каких местах сделать паузы для того, чтобы заинтересовать студентов, понятно изложить тему, сформировать у обучаемых потребность в полноценном изучении тех аспектов, которые не были освещены. Также в этой части необходимо выделить части текста, которые нужно будет довести под запись, какая информация может служить только в качестве дополнительной, а какую необходимо обязательно довести.
Презентация создается после того, как готов текстовой материал проведения занятия, составление слайдов производится в таком порядке, чтобы они отражали информацию, которую доводит преподаватель. Очень важно составить слайдовое сопровождение так, чтобы студенты могли конспектировать то, что доводит преподаватель, но в виде наглядных таблиц и схем.
При анализе методики подготовки лекции особое внимание следует обращать на решение следующих организационно-методических вопросов:
1. Определение основной цели лекции, ее главной идеи. Она (цель) задается требованиями учебной программы, местом лекции в изучаемом курсе (дисциплин) и самим названием. Цель и содержание лекции, даже при одной и той же формулировке темы, могут и должны различаться при чтении слушателям разного уровня обучения:
1.1. первоначальная подготовка,
1.2. переподготовка,
повышение квалификации и др. [8, с. 18-20]
Поэтому целесообразно начинать подготовку лекции с постановки перед собой вопроса о том, для какой категории слушателей необходима данная лекция и какой конкретно материал необходимо вложить в ее текст. Ответив на поставленные вопросы, преподаватель конкретизирует содержание лекции.
2. Уточнение объема материала, входящего в содержание лекции. Практика показывает, что у преподавателя, готовящегося к написанию текста лекции, как правило, материала бывает значительно больше значительно больше, чем его можно изложить за отведенное время. Следовательно, надо отобрать самое важное для достижения поставленной цели. В этом случае следует экономить время для раскрытия главного – таково правило наиболее опытных лекторов. Нехватка времени из-за чрезмерного объема материала – частый недостаток многих начинающих преподавателей, которые еще не научились рассчитывать время, необходимое для изложения того или иного вопроса. Здесь им поможет простой методический прием: нужно прочитать вслух подготовленный текст, заметив время, а затем увеличить это время примерно на 20-30%.Как показывает практика, столько времени будет затрачено при чтении лекции в аудитории. Безусловно, при определении объема содержания лекции необходимо ориентироваться на требования учебной программы. Молодым преподавателям полезно вслух прочитать лекцию, записать ее на магнитофон (видеомагнитофон), а затем детально ее проанализировать с более опытным лектором.
3. Детальная проработка структуры лекции способствует уточнению содержания, его лучшему подчинению главной цели и выполнению основных требований. Практика показывает, что опытные преподаватели не ограничивают проработку структуры определением основных вопросов, а продумывают их структуру. Каждый вопрос они разбивают на подвопросы и формулируют название последних. Это обеспечивает более строгое подчинение материала теме и цели лекции, позволяет лучше отобрать материал и логичнее его расположить.
4. Написание текста лекции. По любой теме в фонде кафедры целесообразно иметь полный текст лекции. При ее написании преподаватель должен работать над тем, как повысить научность и практическую значимость лекции, реализовать все ее функции, как лучше скомпоновать материал. После того как написан первый вариант текста лекции, в него вносятся коррективы, продолжается работа над точностью и яркостью фраз и выражений. Придание тексту наглядности облегчает пользование им, однако нельзя превращать лекцию в чтение текста. Текст лекции должен вести, направлять изложение материала. [9]
5. Специальная подготовка средств наглядности и решение других организационно-методических вопросов – важный элемент в подготовке лекции. Тот факт, что использование в лекции средств наглядности является обязательным, не вызывает сомнений. Тем не менее, часто возникают дискуссии по вопросу об их количестве и характере. По нашему мнению, трудно назвать количественную норму применения средств наглядности, пригодную на все случаи чтения лекции. Практика показывает, что 5-7 обращений лектора к использованию средств изобразительной наглядности бывает вполне достаточно.
6. Непосредственный психологический настрой преподавателя на чтение лекции
При оформлении конспекта лекции титульный лист должен включать следующую информацию:
◦ Указание высшего учебного заведения и кафедры, где проводилась лекция;
◦ тему;
◦ курс и факультет студентов, для которых предназначена лекция;
◦ фамилию, имя, отчество исполнителя; отметку об утверждении темы лекции на заседании кафедры.
План лекции должен быть развернутым, с указанием страниц каждого пункта, а лекционный материал должен излагаться подробно, в соответствии с планом и ссылкой на мнения разных авторов.
Методика чтения лекций
За каждой хорошей лекцией – огромный труд. Специалист собирает материал в области своей науки всю жизнь. Минимальный срок подготовки -неделя. Необходимо знать тему, назначение, место и характер аудитории, ее подготовленность к восприятию темы. Лекция состоит из трех частей: вступление, изложение и заключение. Вступление призвано заинтересовать и настроить аудиторию на слушание лекции, поэтому надо начать с главной и ведущей мысли, которая затем займет центральное место. Изложение -основная часть лекции, в которой реализуется вся тема.
Вбирая в себя весь фактический материал, его анализ и оценки, центральная часть лекции воплощает ее идеи и раскрывает теоретические положения.
В ходе изложения используются все формы и способы суждения, аргументации доказательств. Имеет значение ораторский стиль.
Заключение имеет целью обобщить в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая ее как целостное творение, а также направить дальнейшую самостоятельную работу студентов, заложить основу для следующих лекций. Основная часть лекции разбивается на главные логические узлы – основные учебные вопросы. Требования к лекции предъявляются следующие:
◦ Вопросы должны совпадать с учебной программой.
◦ Количество вопросов в двухчасовой лекции составляет 2-3.
◦ План сообщается слушателям.
◦ Вопросы плана порой совпадают с будущим семинаром или экзаменом.
Отбор материала определяется планом лекции. [12]
Отбирая материал, преподаватель должен соблюдать принцип экономного отбора. Не следует рассказывать слушателям все, что известно о каком-то явлении, событии, процессе. Следует дать слушателю лишь основы знаний, чтобы студенты сами эту основу расширили, дополнили собственным трудом, используя учебную и научную литературу. Экономный отбор материала требует отсекать все частности, выделять главные идеи, не загромождать их примерами или обилием доказательств. Лекцию не следует загромождать цитатами. Как правило, слушатели лучше усваивают те теоретические абстракции, которые имеют практическое применение. Цифры должны приводиться с большим ограничением. Они плохо воспринимаются аудиторией. Нельзя злоупотреблять пословицами, поговорками или забавными историями.
Проведение (чтение) лекции включает в себя:
◦ объявление темы лекции и ее плана,
◦ определение целей и краткую характеристику плана и проблем,
◦ показ связи с прошлой лекцией,
◦ краткую характеристику литературы.
Нетрадиционное вступление ставит целью привлечь особое внимание аудитории к данной лекции. Это могут быть, например, проблемный вопрос, случай из жизни, демонстрация наглядного пособия и так далее. Раскрытие темы лектор может осуществлять как на ряде примеров, фактов, постепенно подводя слушателя к научным выводам, т.е. следуя индуктивным путем, так и дедуктивно, т.е. начиная с разъяснения и истолкования общего положения с последующим показом возможности его приложения на конкретных примерах. По каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его интонацией и повторением. В конце лекции полезно подвести итог тому, что студенты узнали на данной лекции. В заключение необходимо сформулировать выводы и определить направления для самостоятельной работы студентов.
Методические приемы чтения лекции:
1. четкая структура лекции и логика изложения;
2. ознакомление с литературой по теме лекции;
3. доступность и разъясненность всех новых терминов и понятий, используемых в лекции;
4. выделение главных мыслей и выводов;
5. использование приемов закрепления (повторение, вопросы на проверку понимания, усвоения; подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце лекции и т.п.);
6. использование наглядных пособий, технических средств обучения(ТСО), средств компьютерных и информационных технологий;
7. применение опорных материалов при чтении лекции. Управление работой студентов включает:
8. требование вести запись и контроль над выполнением этого требования;
9. обучение студентов методикам ведения записей;
10. использование приемов поддержания внимания;
11. ответы на вопросы.
Форма проведения лекции предполагает:
◦ эмоциональность;
◦ владение голосом,
◦ хорошую дикцию;
◦ ясность, правильность речи;
◦ соответствующий внешний вид;
◦ умение держаться перед аудиторией и установить с ней контакт;
◦ поддержание дисциплины.
Работа над материалом лекции после прочтения. [4, с. 55-56]
В процессе чтения лекции возникают идеи по поводу ее структуры, распределения времени, более точные формулировки. После прочтения их следует взять на заметку.
После лекции анализируются результаты лекции и вносятся коррективы:
◦ ее информационная ценность;
◦ воспитательное воздействие;
◦ достижение дидактических целей
Для любого лектора, даже самого знающего и опытного, методика чтения каждой лекции выступает как своеобразная творческая задача, так как это не просто хороший пересказ известной ему теории, а умелая ее адаптация к запросам и возможностям конкретной аудитории. Употребив слово «адаптация», хочется подчеркнуть то важнейшее обстоятельство, которое приходится учитывать в преподавании: научная теория и учебный предмет не одно и то же.
В преподавании учебного предмета, имеющего своим содержанием ту или иную теорию, ставится задача сделать последнюю доступной пониманию неподготовленной аудитории, адаптировать ее к уровню научной компетенции данных слушателей. Эту задачу преподаватель решает уже при отборе материала лекции. Однако встают вопросы, какими приемами и методами, способами и средствами добиться того, чтобы содержание лекции по психологии человека было доходчиво и интересно для студента, близко к его повседневной жизни, помогало лучше в ней ориентироваться и, главное, побуждало к размышлению над проблемами реального бытия.
Методика чтения лекции и решает эту непростую задачу. Один из первых вопросов, который необходимо решить в процессе чтения лекции, — это доведение до сознания аудитории научного содержания основных понятий темы. И не только основных понятий науки, но и вообще любых незнакомых терминов. Если что-то непонятно в приводимой лектором дефиниции какого-нибудь важного для темы понятия, то не будет студентом усвоено не только содержание данного понятия, но и, возможно, вся тема.
К примеру, возьмем дефиницию понятия «педагогическая психология» из «Психологического словаря»: «...отрасль психологической науки, изучающая закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности». В этом определении студенту-первокурснику могут быть непонятны слова «социальный опыт» (что под ним подразумевается?) и «в условиях учебно-воспитательной деятельности» (где же еще, в каких других условиях может быть усвоен этот опыт и не будет относиться к педагогической психологии?).
Таким образом, содержание данной дефиниции должно быть разъяснено преподавателем. Требует соответствующего толкования и другой вариант определения этого же понятия, содержащийся в «Кратком психологическом словаре»: «...отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания». [7, с. 41]
Несмотря на всю кажущуюся простоту данной дефиниции, многое в ней может быть понято учащимися превратно, упрощенно, неточно или остаться и вовсе непонятым. Практика преподавания психологии показывает, что студенты не всегда различают понятия «учение», обозначающее как организованную, так и неорганизованную учебу, и «учебную деятельность» как организованную учебу (учение в условиях «учебно-воспитательной деятельности», как сказано в приведенной выше дефиниции из «Психологического словаря»).
Поэтому на лекции ни в коем случае нельзя оставлять неразъясненными и непонятыми студентами не только содержание понятий, но и отдельные слова, входящие в их определение. В данном случае речь идет лишь о разъяснении не совсем понятного содержания дефиниций, смысла входящих в них слов и терминов, но еще не о формировании понятий в сознании студента.
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что огромное значение в проведении лекции играет ее подготовка. Подготовка к проведению лекционного занятия должна начинаться не менее чем за неделю до непосредственного начала мероприятия для того, чтобы у преподавателя было достаточно времени для полноценного изучения материала, для подготовки конспекта проведения, для подготовки слайдового сопровождения, сравнения его с текстом конспекта для максимального достижения учебных целей занятия.
Само проведение лекционных занятий очень важно, но в то же время и очень сложно, ведь в процессе доведения материала лектор должен учитывать огромное количество разнообразных аспектов, которые влияют на то, как воспринимает доводимую информацию обучаемые. От тембра, быстроты изложения, наличия слайдового сопровождения, усвоение материала может быть как отличным, так и ужасным, все зависит от того, насколько развиты профессиональные способности лектора, насколько он замотивирован в доступном изложении материала.
Лекция сегодня является очень важной частью в учебном процессе. Именно на ней студенты получают основную часть информации, заносят ее в конспект и готовятся к контрольным и проверочным работам. В ходе лекции информация, получаемая студентами, будет усваиваться студентами именно так, как ее доводит лектор: если сам он методически подготовлен, обладает практическими навыками в грамотном изложении материалов и использует эти навыки – за знания обучаемых беспокоиться не придется.
Заключение
Таким образом, преподавателю высшей школы, находящемуся на кафедре, необходимо сочетать качества ученого, педагога и достаточно искусного лектора. Настоящий ученый-педагог излагает свой предмет с убежденных позиций, с характерной увлеченностью, что является одним из непременных условий возбуждения интереса у слушателей.
Не менее существенным условием квалифицированного чтения лекций является знание предмета и его жизненного преломления в объеме значительно большем, чем в излагаемом курсе. Однако не только знание предмета требуется для лекции, необходимое педагогическое и психологическое понимание путей превращения сообщаемых сведений в знания слушателей, нужна также и достаточно развитая речь, излагающая научные положения без терминологических затруднений, с достаточной образностью и эмоциональностью. Студенты должны знать язык науки, уметь понимать его и объясняться на нем, изучая соответствующую область знания. Поэтому на лекциях всегда требуется язык взаимного понимания, иначе материал лекции просто не будет восприниматься. Очень многое на лекции зависит от эффективности педагогического общения. Известный психолог А.А. Леонтьев определил следующие условия, при которых достигается полноценное лекционное общение:
1) быстрая и верная ориентировка в обстановке выступления;
2) правильное планирование содержание лекции;
3) нахождение точных средств, позволяющих без потерь донести содержание материала до слушателей;
4) обеспечение четкого контакта со слушателями.
Контакт преподавателя со студентами бывает логический, психологический и нравственный. Логический контакт–это контакт мысли преподавателя и студентов. Психологический контакт заключается в сосредоточении внимания студентов, в восприятии и понимании ими излагаемого материала, а также во внутренней мыслительной и эмоциональной активности в ответ на действия преподавателя и поступающую от него информацию. Нравственный контакт обеспечивает содружество преподавателя и студентов.
Список литературы
1. Бойко, В.В. Диалог лектора со слушателями: психологические аспекты [Текст] / В.В. Бойко - СПб.; 1987. – 66 c.
2. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А.А. Вербицкий - М.; 1991. – 316 с.
3. Гузеев, В.В. Методы и организационные формы обучения [Текст] / В.В. Гузеев – М.; 2006. –128 с.
4. Карамян, Г.Г. Теория и мастерство лекционного преподавания в высшей школе [Текст] / Г.Г. Карамян - Ереван, 1983. – 232 с.
5. Карклина, Л.Д. Методика подготовки к лекции [Текст] / Л.Д. Карклина – М.; 1977. –18 с.
6. Качалова, Л.П. Педагогические технологии [Текст] / Л.П.Качалова, В.И.Телеева. - Шадринск, 2001. – 77 с.
7. Кожевников, К.П. Методика подготовки лекций [Текст] / К.П. Кожевников – М.; 1976. –30 с.
8. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Г.И.Кругликов. – М.: Издательский центр "Академия", 2002.- 480 с.
9. Лавриненко-Омецинская, Е.Д. Рецензия лекции… Нужна ли? И какая? [Текст] / Е.Д. Лавриненко-Омецинская – М.; 1990. – 65 с.
10. Настольная книга учителя технологии [Текст]: справ. - метод. пособие /Сост. А.В. Марченко.- М.:АСТ: Астрель, 2005.- 430 с.
11. Смольянинов, И.Ф. Советы начинающему лектору [Текст] / И.Ф. Смольянинов – Л.; 1980. – 23 с.
12. Столяренко, А.М. Курс лекций [Текст] / А.М. Столяренко - М.; 2006.13. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе [Текст] / Ю.Г. Фокин. - М.; 2006 – 285 с.