Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Ответы к 1-й лекции
1. Слово «культура» означает…
В лекции лектор не дает прямого определения понятия «культура.
В «Википедии» термин «культура» определяется следующим образом:
В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).
Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.
Культура — это набор правил, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.
2. Физическая культура представляет собой органическую часть, вид культуры общества и человека, основу которой составляют физическая деятельность, базирующаяся на совокупности ценностей, созданных и функционирующих в обществе в качестве специфических факторов физического совершенствование человека.
Опираясь на это определение, основной целью физического воспитания (самостоятельного или под руководством тренера или преподавателя) является воспитание физической культуры личности, имеющей не только опыт двигательной деятельности, но и знающий теоретические основы данного опыта. Как и всякая другая культура физическая культура имеет совокупность средств и методов, обеспечивающих поступательное положительное движение в физическом совершенствовании человека.
3. Основоположником теории физического воспитания является профессор, доктор педагогических наук Матвеев Лев Павлович.
Л. П. Матвеев родился 22 января 1924 г. После окончания средней школы добровольцем ушел на фронт. Воевал и дважды был ранен. Награжден боевыми орденами и медалями. Является Заслуженным деятелем науки РФ, Кавалер 20 правительственных наград.
Он по праву считается одним из создателей научной и учебной дисциплины «Теория и методика физического воспитания», а также основоположником современных основ теории спорта и современной теории и методики физической культуры. Более шести олимпийских циклов Матвеев непосредственно участвовал в научно-методическом обеспечении подготовки сборных команд страны к Олимпийским играм, на которых наши спортсмены успешно выступали. Многие годы он возглавлял Всесоюзный научно-методический совет по физической культуре и спорту. Научные труды Матвеева пользуются заслуженным в нашей стране и за рубежом. Они вошли в мировой фонд науки о физическом воспитании, физической культуре и спорте; изданы более чем в 40 странах на основных языках народов мира. Его труды отмечены золотыми медалями Спорткомитета СССР и наградами ряда зарубежных стран. Им подготовлено 20 докторов и 80 кандидатов наук, что позволяет говорить о форсированности научной школы Матвеева.
4. Что является основным средством физической культуры:
Основными средствами физической культуры являются физические упражнения, которые можно подразделить на:
1. Гимнастические упражнения;
2. Спортивные упражнения (в соответствии с видом спорта);
3. Игровые упражнения (эстафеты и ролевые игры);
4. Туризм.
Основные методы физической культуры представлены двумя группами:
1. Общепедагогические методы (показ опосредованный и непосредственный, рассказ, для создания внутреннего представления о выполняемом движении), упражнение для создания проприорецептивных и мышечных ощущений от выполнения);
2. Специфические методы (метод целостного обучения и метод расчлененно-конструктивного обучения).
Метод целостного обучения, как правило применяется для простых по своему составу упражнений, не требующих подробного акцентирования на основных составляющих движения. Метод расчлененно-конструктивного обучения используется при разучивании сложнокоординационных упражнений.
5. Формы физической культуры:
Физическая культура имеет несколько форм своей реализации.
1. Базовая или фоновая (детский сад, школа, ВУЗ и т.д.);
К этой форме также относятся утренняя гимнастика, активный туризм, занятия в течении дня для развлечения и рекреации.
2. Оздоровительно-реабилитационная (лечебная физическая культура, адаптивная физическая культура);
3. Профессионально-прикладная (профессионально-прикладная физическая культура, военно-прикладная физическая культура);
4. Спорт (высших достижений, массовый спорт).
6. Лечебная физкультура (сокр. ЛФК)
Понятие лечебная физическая культура (ЛФК) было утверждено еще в 1928 г. как метод лечения, состоящий в строгом применении дозированных физических упражнений и естественных факторов с лечебно-профилактическими целями, в основе которого лежит использование основной биологической функции организма – движения. Она применяется для восстановления нарушенных функций организма (при возможности их восстановления). Основная задача ЛФК состоит в вовлечении человека с ОВЗ в активное участие его самого в борьбе против возникших отклонений посредством использования строго регламентированных упражнений.
7. Основные средства ЛФК – это: гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, специальные упражнения, дыхательные упражнения, идеомоторные упражнения, лучение положением, активные упражнения, пассивные упражнения, активно-пассивные упражнения), спортивно-прикладные упражнения (элементы спорта, подвижные игры), трудотерапия (лечение и восстановление с помощью трудовой деятельности).
8. Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) – это комплекс мер спортивного-оздоровительно характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде, людей с ограниченными возможностями; преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также осознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
Основная задача АФК состоит в формировании у занимающегося осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям; преодолению необходимых для полноценного функционирования человека физических нагрузок, а также потребности в систематических физических упражнениях и в осуществлении задорого образа жизни.
Основными средствами адаптивной физической культуры являются:
1. Активные (комплексы физических упражнений, адаптивные виды спорта, иппотерапия, адаптированные подвижные игры и т.д.);
2. Пассивные (самостоятельные пассивные движения, пассивные движения с помощью. самомассаж, элементы мануальной терапии и т.д.).
3. Психологические (аутогенная тренировка физических состояний).
Основными методами АФК являются:
1. Адаптивная двигательная реабилитация;
Ее содержание направлено на восстановление у людей с ОВЗ временно утраченных или нарушенных функций (помимо тех, которые нарушены на длительный срок в связи с основным заболеванием, являющимся причиной инвалидности) после перенесения различных заболеваний, физических и психических травм, перенапряжений, возникающих в процессе какой-либо деятельной или иных жизненных обстоятельств. Основная задача адаптивной двигательной реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций людей с отклонениями на то или иное заболевание, переориентации их на использование естественных, экологических, оправданных средств, стимулирующих скорейшую адаптацию организма; в обучении их использовать комплекс физических упражнений, приемов самомассажа.
2. Адаптивная физическая рекреация;
Ее содержание направлено на активизацию поддержания или восстановления физических сил, затраченных человеком с ОВЗ во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт); на профилактику утомления, развлечения, интересное проведение досуга и на оздоровление вообще; улучшения кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием. Наибольший эффект от адаптивной физической рекреации, основная идея которой заключается в обеспечении психологического комфорта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора средств, методов и форм занятий, следует ожидать в случае ее дополнения оздоровительными технологиями профилактической медицины. Основная задача адаптивной физической рекреации состоит в привитии личности с ОВЗ проверенных исторической практикой мировоззренческих взглядов Эпикура, проповедовавшего философию гедонизма в освоении инвалидом основных приемов и способов рекреации.
3. Адаптивный спорт.
Содержание адаптивного спорта как базового, так и высших достижений направлено, прежде всего, на формирование у людей с ОВЗ, особенно у талантливой молодежи, высокого профессионального спортивного мастерства и достижения ими наивысших результатов в его различных видах; в состязании с людьми, имеющими аналогичные проблемы со здоровьем. основная задача адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры у человека с ОВЗ; приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере; освоению мобилизационных, технологических, интеллектуальных и др. ценностей физической культуры.
Существует очень большое количество форм организации занятий по физической культуре с людьми с ОВЗ. Условно их можно разделить на 3 основных вида: занятия в условиях и на базах образовательных учреждений (базовая форма), занятия в условиях и на базах спортивных клубов (дополнительные), самостоятельные занятия (рекреативные и социализирующего характера в условиях места жительства.
9. Методы самоконтроля при занятиях физической культурой.
Никакой врач, инструктор или тренер не смогут помочь дать направление для развития, если сам человек не сможет понять что же происходит с его организмом.
Показатели самоконтроля можно разделить на две группы – субъективные и объективные.
Субъективные – это сон, аппетит, работоспособность, дискомфорт в области мышц или внутренних органов. Сон и аппетит при занятиях физической культурой, как правило, хорошие. Самочувствие после занятий должно быть бодрым, не должно быть ощущение разбитости, сильного утомления, головной боли.
К объективным показателям самоконтроля относятся такие показатели, как: частота пульса, артериальное давление, вес.
Для получения достоверной информации о динамике эффекта занятий под ЛФК и АФК в зависимости от отклонения в состоянии здоровья используются и др. методы самоконтроля, отражающие динамику адаптации нарушенной функции.
Отслеживание динамики просто невозможно без дневника самоконтроля. Образец дневника представляет собой таблицу, в который записывается ряд показателей (вид занятия, продолжительность физкультурной активности, объем физкультурной активности, чувство усталости после выполненных упражнений, сон, аппетит, пульс, артериальное давление, вес, а также специализированные показатели, которые будут зависеть от направленности и степени отклонения в здоровье занимающегося. Данный дневник легко вести в электронном варианте.
10. Годы жизни Лесгафта П. Ф. – 20 сентября 1837 – 1909.
Лесгафт Петр Францевич родился в семье ювелира немецкого происхождения. В 1861 г. закончил Медико-хирургическую академию и получил серебряную медаль и звание врача. В 1865 году он получает звание доктора наук, а в 1868 г. – звание доктора наук хирургии. С этого же года он становится профессором Казанского университета, а с 1886 – профессором Санкт-Петербургского государственного университета (преподавал анатомию человека). Лесгафт много занимался вопросами физического воспитания человека. В 1881 г. по его инициативе были открыты курсы преподавателей гимнастки и фехтования для армии. С 1893 г. участвовал в работе Санкт-Петербургского общества содействия физическому развитию. В том же году открыл биологическую лабораторию. В 1896 г. добился открытия при биологической лаборатории курсов воспитательниц и руководительниц физического образования (Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта). Умер он недалеко от Кира. Похоронен в Петербурге на Литераторских мостках.
11. Физическую культуру общества, являющуюся результатом многовековой деятельности человечества в этой области, составляют такие ее ценности как:
Человек развивается, обучаясь и воспитываясь. Одна из главных задач занятий, проводимых по физической культуре, состоит не только в физическом развитии человека, но и в формировании положительных ценностей и черт личности, интеллекта. Психологическая атмосфера занятий способствует подавлению эгоизма. лицемерия, нечестности. При этом акцентируется внимание учащегося на его собственных особенностях и возможностях. Это способствует активизации процессов самопознания как основы воспитания.
12. Перечень противопоказаний для занятия физической культурой:
Перечень противопоказаний к занятиям весьма не большой и касается в основном начального периода острой стадии заболевания при хронических болезнях, острого периода травмы, при показаниях к хирургическому вмешательству и при кровотечениях.
Общие противопоказания к проведению ЛФК и АФК
К общим противопоказаниям к проведению занятий ЛФК и АФК относятся: острые инфекционные и воспалительные заболевания с высокой температурой тела и общей интоксикацией, острый период заболевания и его прогрессирующее течение; злокачественные новообразования до их радикального лечения, злокачественные образования с метастазами; выраженная олигофрения (слабоумие) и психические заболевания с резко нарушенным интеллектом; наличие инородного тела вблизи крупных сосудов и нервных стволов; острые нарушения мозгового и коронарного кровообращения, острые тромбозы и эмболии, нарастание сердечно-сосудистой недостаточности с декомпенсацией кровообращения и дыхания; обильные кровотечения; общее тяжелое состояние больного; значительно выраженный болевой синдром; отрицательная динамика ЭКГ; атриовентрикулярная блокада.
Временные противопоказания к проведению ЛФК и АФК
К временным противопоказаниям к проведению занятий ЛФК и АФК относятся: обострение хронических заболеваний, осложнения в течении заболеваний, сопутствующие заболевания воспалительного или инфекционного характера; острые повреждения, появление признаков, свидетельствующих о прогрессировании заболевания, ухудшении состояния больного; сосудистый криз, нарушение ритма сердечных сокращений; синусовая тахикардия (свыше 100 ударов в минуту) и брадикардия (менее 50 ударов в минуту), признаки мерцательной или пароксизмальной аритмии экстрасистолы с частотой более чем 1:10.
13. Психологические основы занятий физической культурой.
Психология физической культуры – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности развития и проявления психики человека в специфических условиях физического воспитания.
В процессе физического воспитания индивидуум учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля, способность к саморегуляции психических состояний.
В физическом воспитании деятельность человека направлена на самого себя – на совершенствование своих физических и психических качеств, двигательных действий. Основная цель этой деятельности – физическое и психическое совершенство, т. е. достижение гармонии в процессе развития личности путем ежедневных занятий и специальной физической нагрузки.
Обучение двигательным действиям в физическом воспитании опирается на психологические закономерности. Их учет необходим для рациональной и научно обоснованной организации занятий физической культурой. Психология физического воспитания тесно связана с возрастной психологией. Без знания особенностей психологического развития человека в разные возрастные периоды невозможно грамотно строить весь процесс физического воспитания. Психология физического воспитания также связана с педагогической психологией, поскольку физическое воспитание есть педагогический процесс. Психология физического воспитания связана и с социальной психологией, поскольку обучение и воспитание в процессе физического воспитания осуществляется в группе учащихся.
Отечественная психолого-педагогическая наука исходит из выдвинутой в 1930-е годы Выготским идеи развивающего обучения. Оно учитывает не только то, что доступно ребенку в процессе самостоятельной работы (зона актуального развития), но и то, что он может сделать со взрослыми (зона ближайшего развития).
Обучение будет эффективным лишь в том случае, если оно ориентирована на зону ближайшего развития, т.е. как бы забегает вперед. При этом задачи, которые ставятся перед обучаемым должны быть достаточно трудными, но доступными. Принципы развивающего обучения необходимо учитывать и в процессе выполнения физических упражнений на уроках физической культуры, тренировках, при овладении навыкам в конкретном виде спорта.
Процесс физического воспитания оказывает непосредственный эффект на внутренний мир человека, а его сознание и поведение.
Одним из наиболее эффективных психолого-педагогических методов, реализуемых в процессе физической активности, является комплексный метод управления поведением, состоянием и деятельностью, основанный на методе сопряженных воздействий. Суть этого принципа заключается в том, что применяемые средства позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере, который в свою очередь способствуют изменению в психической сфере.