Понятие, цели и сущность проектирования в туризме
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1 (24.06.2020)
1.1 Понятие, цели и сущность проектирования в туризме
Проектирование — это деятельность, направленная на построение образа
создаваемой системы, объекта или процесса в целях его дальнейшего
воплощения в реальность. Проектирование — это всегда деятельность,
связанная с детальным осмыслением того, что задумано и должно быть
выполнено.
Ключевые признаки проекта:
- ограниченность во времени. Проект всегда четко ограничен временными
рамками, так как поставленные цели и задачи должны быть реализованы в
установленные сроки. В отличие от программы, которая может быть
продолжена или отложена на какой-то период, проект обычно носит
законченный
характер;
- новизна разрабатываемого продукта. В ходе реализации проекта обычно
разрабатывается новый (оригинальный) продукт, который в дальнейшем
может производиться серийно или массово в рамках реализации
производственных программ. Процесс проектирования изначально
предполагает формирование нового, а в ряде случаев
- уникального,
продукта;
- последовательность процесса разработки. Проект обычно развивается во
времени
и в рамках определенных этапов. При этом на каждом этапе
формируется содержательная часть проекта. Традиционные проекты
развиваются последовательно, а нетрадиционные носят спонтанный характер,
так как логическая последовательность шагов в них неочевидна.
Цель проекта — создание нового (оригинального или уникального) продукта
или услуги в рамках выделенных ресурсов и в определенные сроки. Используя
экономическую логику мышления, под проектом можно подразумевать
замысел, прототип, идею, образ, которые воплощены в форму описания,
технического обоснования с применением расчетов, чертежей, раскрывающих
сущность предлагаемой проектной идеи и возможность ее практической
реализации.
Под воплощением в реальность создаваемого образа системы, объекта или
процесса принято понимать – разработку проекта (системы, объекта, процесса
и
пр.).
Проект (от лат. project) — план, деятельность, мероприятие, предполагающие
осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение
поставленных
целей.
Используя экономическую логику, под проектом можно подразумевать замысел, идею, образ, воплощенные в форму описания, обоснования, расчеты,
чертежи, раскрывающие сущность замысла и возможность его воплощения.
Проектирование как процесс характеризуется нацеленностью на появление
чего-то принципиально нового в будущем. Неоднозначность и сложность
проектирования как деятельности предполагает наличие следующих видов
проектирования:
техническое
проектирование
и
гуманитарное
проектирование.
Инжиниринг (англ. engineering) – инженерно-консультационные услуги или
работы, которые имеют исследовательский, проектно-конструкторский или
расчетно-аналитический характер. Инжиниринг создает объекты и
продумывает их эксплуатацию, базируясь на научных знаниях. Инжиниринг –
это
подготовка
технико-экономических
обоснований
проектов,
предоставление рекомендаций в области организации производства и
управления. Инжиниринг включает в себя предоставление рекомендаций
относительно путей и приемов реализации продукции (услуг).
Техническое проектирование – действие, организованное посредством
решения задач по имеющимся прототипам и аналогам (например, решение
определенного круга задач при разработке проектно-сметной документации,
разработке реализационных проектов). Обоснованием такого проекта служат
существующие нормативно-правовые акты, условия и правила осуществления
производственных технологий (примером может служить – СНиП –
строительные
нормы
и
правила.).
Гуманитарное проектирование – деятельность, базирующаяся на проблемной
организации мышления и в определенном смысле технология осуществления
изменений в том случае, когда результат проектного решения наперед
неизвестен, что требует проверки проекта на фактическую реализуемость.
Гуманитарное проектирование фактически является идеологией туристской
деятельности и во многом определяет вектор его развития.
Основные
этапы
гуманитарного
проектирования:
первый этап — вычленение и формулирование проблемы, определение
проектной
идеи;
второй этап — последовательная разработка проектного замысла;
третий
этап
—
реализация
проекта.
На первом этапе гуманитарного проектирования необходимо глубоко изучить
проблему и найти оригинальные пути ее решения в форме ключевой
(проектной)
идеи.
Проектная идея — концептуальный взгляд на будущее состояние и развитие
системы, объекта или процесса. Концептуализация — работа (мыслительная
деятельность) по согласованию имеющихся понятий и фактов, на основании
которых формируется собственное представление разработчика. В
определенном смысле это мыслительная конструкция будущего состояния и
развития системы, объекта или процесса. Разработка проектного замысла —
не только описание и обоснование проектной идеи, но и технология создания
проектной базы, включающей методы, технологии и приемы, которые следует
применять.
Реализация проекта есть доведение замысла до проекта, как готового
продукта, представляющего собой согласованный план действий и бюджет,
обоснованный разработанной сметой расходов на реализацию плана
(программы). В системе гуманитарного проектирования именно разработка
креативной идеи имеет решающее значение, так как в информационном
обществе значимость творческого подхода в решении проблемы
исключительно высока. Вместе с тем процесс поиска креативной идеи имеет
свою логику, которую можно проследить, используя пятиступенчатый
процесс поиска идеи, предложенный Джеймсом Вебб Янгом — президентом
агентства J. Walter Thompson (http://nadmozg.com/threads/texnika-rozhdenijaidej-dzhejms-vebb-jang.94/).
Модель
Джеймса
Янга:
Первая
ступень
—
сбор
информации;
вторая ступень — переваривание информации — посмотрите на информацию
под
разными
углами
зрения;
третья ступень — инкубация — отложите дела, переключитесь, посмотрите на
объект
исследования
со
стороны;
четвертая ступень — озарение — мозговой штурм, идея может прийти в любой
момент
(«Идея
появляется
из
ниоткуда!»);
пятая ступень — проверка реальностью «холодный, серый рассвет на
следующее утро» — спросите себя: насколько идея хороша?
Вот
высказывание
Джеймса
Вебб
Янга:
Первое — сбор «сырой» информации, включая как непосредственные
материалы по теме, так и любые другие из вашего багажа общих знаний.
Второе
—
обработка
материала
в
вашей
голове.
Третье — инкубационный период, когда вы даете подсознанию возможность
заняться
анализом.
Четвертое — непосредственное рождение идеи — этап «Эврика! Вот оно!»
И пятое — окончательное формирование и доработка идеи для ее
практического применения.
Джеймс
Вебб
Янг
1886-1974
В 1912 начал работу копирайтером в рекламном агентстве J. Walter
Thompson (JWT), где быстро вырос до поста креативного вице-президента и
продолжал оказывать влияние на дела агентства до 1964, в частности,
отвечал
за
его
международную
экспансию.
В 1931 стал первым и единственным Профессором рекламы и истории
бизнеса Школы бизнеса Чикагского университета. Вел колонку в Advertising
Age, материалы которой были позднее собраны в книгу «Дневник
рекламщика».
Автор
книги
«Как
стать
рекламщиком».
Был первым председателем Рекламного Совета (the Adver tising Council), в
1946
признан
Рекламщиком
года.
Через год после своей смерти, в 1974 году, Джеймс Вебб Янг был включен в
Зал главы рекламистов (Advertising Hall of Fame) — виртуальный музей славы
выдающихся людей, внесших значительный вклад в развитие как рекламного
дела, так и общества в целом.
Ссылка:
Техника
рождения
идей
(Джеймс
Вебб
http://nadmozg.com/threads/texnika-rozhdenija-idej-dzhejms-vebb-jang.94/
28.03.2017
Янг)
Технология и ключевые элементы проектирования: система, объект,
процесс
Проектирование и планирование, как действие, направленное на создание
прообраза будущей деятельности, включает в себя анализ будущего состояния
объекта, системы, процесса, постановку целей и задач, а также подбор
методов, технологий, приемов и иных инструментов достижения
поставленных
целей.
Проектную деятельность принято представлять в форме технологии, выделяя
отдельные этапы, отражающие сущность проектирования. В технологической
цепочке
проектирования
можно
выделить
следующие
этапы:
постановка проблемы — один из самых важных этапов, на котором
определяется актуальность проблемы и ее значение во всей системе
туристско-рекреационной деятельности. Актуализация проблемы важна
еще потому, что любой проект —
это заявка на ресурсы, которые
потребуются для реализации проектной идеи, и в этой связи необходимость
воплощения идеи (реализации проекта) должна быть обоснована;
определение формулировка задачи — осмысление проблематики проекта и
перев в новое качество — проектную задачу. Проектная задача необходима
для конкретизации проектной идеи, которая должна быть донесена до
конкретных исполнителей в доступной для понимания форме;
построение модели проекта (выделение основных этапов проекта) —
предполагает построение алгоритма решения проектной задачи на основе
синергетического
подхода, позволяющего объединить все необходимые
ресурсы,
методы
и
приемы
для
реализации
проекта;
определение ключевых параметров проекта — формирование системы
показателей, позволяющих оценивать не только результаты проектной
деятельности, но и определять эффективность самого процесса
проектирования, включая базовые группы индикаторов проекта (сроки
выполнения проектного задания, использование ресурсов; качество и новизну
полученного
продукта);
формирование системы мониторинга —выработка форм и методов контроля
выполнения
проекта
с
разбивкой
по
этапам;
реализация проекта и его завершение — не только получение, но и
представление полученных результатов в требуемой (заранее оговоренной)
форме, а также защита проекта, которая может включать в себя как
формальные процедуры приемки выполненных работ, так и неформальную
дискуссию в открытых источниках информации: в СМИ, на интернет
форумах, в блогах и социальных сетях. В процессе туристского
проектирования проектные решения и действия направляются на систему,
объект
и
процесс.
В процессе туристского проектирования проектные решения и действия
направляются
на
систему,
объект
и
процесс.
Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях
друг с другом, которое образует определенную целостность, единство.
«Туристские системы» характеризуются совокупностью факторов, прямо
или косвенно вовлеченных в процесс формирования туристского продукта,
отвечающего
запросам
потребителей.
Туристская система состоит из двух составляющих: внешнее окружение;
внутренняя
структура.
Туристское пространство формирует особый подход к изучению проектной
деятельности
в
туризме.
Данный подход учитывает целостность, относительную самостоятельность,
структурность и иерархичность региона, как вида туристского пространства, а
также
его
взаимосвязи
с
внешними
социально-политическими,
экономическими
и
экологическими
системами.
Следовательно, под туристской системой можно понимать совокупность
предприятий способных предлагать туристские продукты и услуги в рамках
определенного
пространства.
В качестве «объекта» при туристском проектировании выступают туристские
продукты, услуги, туристские предприятия и организации, а также их
объединения
(комплексы).
Туристским проектированием охватываются и «процессы» (бизнес- процессы)
как совокупность последовательных действий, направленных на получение
необходимых результатов в системе производственно-сбытовой деятельности.
Бизнес-процесс
представляет
собой
систему
последовательных,
целенаправленных и регламентированных видов деятельности, в которой
посредством управляющего воздействия и определенных технологиях и
ресурсов входы процесса преобразуются в выходы, результаты процесса,
представляющие
ценность
для
потребителей.
Владелец процесса – это должностное лицо или коллегиальный орган
управления, имеющий в своем распоряжении ресурсы, необходимые для
выполнения процесса, и несущий ответственность за результат процесса.
Вход бизнес-процесса– продукт, который в ходе выполнения процесса
преобразуется в выход.
Выход бизнес-процесса (продукт) – материальный или информационный
объект или услуга, являющийся результатом выполнения процесса и
потребляемый внешними по отношению к процессу клиентами.
Задание 1.
Выполните тестовые задания:
1. Проектирование — это построение… создаваемой системы.
А. вектора
Б. аналога
В. образа
Г. способа
Д. цели
Е. метода
2. Проект — это скорее …
А. план
Б. направление
В. образ чего-то
Г. набор мероприятий
Д. способ достижения цели
Е. нет правильного ответа
3. Деятельность, базирующаяся на проблемной организации мышления,
называется…
А. техническое проектирование
Б. формирование концепции
В. формирование стратегии
Г. гуманитарное проектирование
Д. планирование
Е. прогнозирование
4. Действие, организованное посредством решения задач по имеющимся
прототипам
и аналогам, называется…
А. прогнозирование
Б. формирование концепции
В. формирование стратегии
Г. гуманитарное проектирование
Д. планирование Е. техническое проектирование
5. Определение проектной идеи — это…
А. заключительный этап процесса проектирования
Б. начальный этап процесса проектирования
В. этап формирования стратегии
Г. основа гуманитарного проектирования
Д. цель планирования
Е. цель туристского проектирования
6. Обоснование проектной идеи необходимо для…
А. разработки проектного замысла
Б. определения направлений развития
В. формирования стратегии
Г. повышения конкурентоспособности объекта проектирования
Д. планирования
Е. среди ответов нет правильного
7. Объектами туристского проектирования не являются…
А. туристские продукты
Б. туристские услуги
В. туристские предприятия
Г. туристские комплексы
Д. рекреационные учреждения
Е. предприятия транспорта
8. При туристском проектировании…ориентироваться на целевую группу
потребителей.
А. не обязательно
Б. необходимо
В. желательно
Г. не желательно
Д. совершенно излишне
Е. возможно
Литература: Джанджугазова Е. А. Туристско-рекреационное проектирование:
учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ Е. А.
Джанджугазова. —М.: Издательский центр «Академия», 2014.— 272 с.—
(Сер.Бакалавриат) https://дцо.рф/turistsko-rekreatsionnoe-proektirovanie/
Ответ на задания вышлите ФАЙЛОМ.