Понятие «Безбарьерная среда» и исторические вехи защиты инвалидов.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1
Лекция 1. Понятие «Безбарьерная среда» и исторические вехи
защиты инвалидов.
Цель занятия:
1. Понятие «Безбарьерная среда».
2. Определения и история процесса защиты инвалидов.
Литература:
1. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической
культуре и спорте в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 23 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический
регламент о безопасности зданий и сооружений».
4. Методические рекомендации по обеспечению соблюдения
требований доступности при предоставлении услуг инвалидам и другим
маломобильным группам населения, с учетом факторов, препятствующих
доступности услуг в сфере спорта и туризма, 2011.
5. Постановление правительства РФ от 01.12.2015 №1297 «Об
утверждении
государственной
программы
Российской
Федерации
«Доступная среда» на 2011-2020 годы».
6. Федеральный закон от 21 ноября 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по
вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции
о павах инвалидов».
7. Свод правил 59.13330.2016. «Доступность зданий и сооружений для
маломобильных
групп
населения».
Актуализированная
редакция
СНиП 35-01-2001.
2
1. Понятие «Безбарьерная среда».
По данным статистики 2,5% наших граждан, использующих для
передвижения кресла-коляски, костыли, другие специальные средства или
постороннюю
пользования
помощь,
объектами
лишены
социального
возможности
назначения
беспрепятственного
в
силу
различных
заболеваний опорно-двигательной системы или травм нижних конечностей.
В связи с этим, понятие «Безбарьерная среда» - это среда, в которой все виды
преград для осуществления продуктивной жизнедеятельности людей с
ограниченными возможностями максимально устранены.
Объекты социальной инфраструктуры представлены на рис. 1, и они
представлены двумя направлениями: обеспечение бытовых потребностей и
обеспечение духовных и физических потребностей населения.
Рисунок 1. Структура объектов социальной инфраструктуры.
Объекты физкультурно-спортивного назначения (далее – объект ФСН)
3
входят в группу зданий и сооружений социальной инфраструктуры, которая
включает:
-
жилье,
его
строительство,
объекты
социально-культурного
назначения;
-
предприятия
и
организации
сферы
жилищно-коммунального
хозяйства, систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания;
- розничная торговля, общественное питание, пассажирский транспорт
и связь по обслуживанию населения;
- организации сферы услуг, связанные с отдыхом и досугом, в том
числе физкультурно-спортивные организации (далее – ФСО);
- система учреждений, оказывающих услуги правового и финансовокредитного характера (юридические консультации, нотариальные конторы,
сберегательные кассы, банки) и др.
Как видно из представленного перечня деятельность людей связана с
обращением в различные организации по поводу решения жизненных
проблем и удовлетворения потребностей. Каждое такое обращение связано с
выходом на улицу и от того насколько доступен выход на лестничную
клетку, выход из подъезда и, например, путь к магазину, вход в магазин и
движение между стеллажами и обратный путь. Если для человека, который
не имеет каких-либо физических отклонений, то этот путь не покажется не
доступным, и даже ступени входа в магазин не будут являться «барьером».
Совершенно по-другому такой путь будет пройден инвалидом на коляске.
Порог двери квартиры покажется первым барьером, выход и проход по
лестничной клетке потребует посторонней помощи, движение по улице,
тротуарные бордюры, ступени в магазин и другие преграды нарушают
комфорт такого человека. Другие люди с природными недугами или
полученными в результате травм, также требуют повышенного внимания и
помощи со стороны окружающего мира.
Именно для решения данной проблемы, государством принимаются
комплексные меры по созданию условий, в которых каждый гражданин
4
нашей страны и граждане других стран, посещающие нашу страну с
различными целями, могли свободно передвигаться и посещать различные
объекты социальной инфраструктуры без ограничений. Создание на объектах
социальной инфраструктуры доступной среды для всех категорий граждан,
включая инвалидов и маломобильные группы населения, в настоящее время
является приоритетной задачей исполнительных органов государственной
власти и каждого руководителя организаций и учреждений.
Для будущих работников сферы физической культуры и спорта знание
основ
и
практики
создания
доступной
среды
для
инвалидов
маломобильных групп населения является одним из направлений обучения.
и
5
2. Определения
и
история
процесса
социальной
защиты
инвалидов.
Определения:
Инвалид: человек, имеющий нарушение здоровья со стойким
расстройством той или иной функции организма (слуха, зрения, осязания и
др.), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами и
приводящее
к
ограничению
его
жизнедеятельности,
вызывающее
необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности: полная или частичная утрата лицом
способности
или
возможности
осуществлять
самообслуживание,
самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать
свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Маломобильные группы населения (МГН): люди, испытывающие
затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги,
необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К
маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с
временным
нарушением
здоровья,
беременные
женщины,
люди
преклонного возраста, люди с детскими колясками и т.п.
Доступные для МГН здания и сооружения: здания и сооружения, в
которых реализован комплекс архитектурно-планировочных, инженернотехнических,
мероприятий,
эргономических,
отвечающих
конструкционных
нормативным
и
организационных
требованиям
обеспечения
доступности и безопасности МГН.
Потребитель услуги: гражданин (организация), имеющий намерение
заняться (занимающийся) физическими упражнениями и спортом для
поддержания
и
укрепления
здоровья,
профилактики
заболеваний,
поддержания высокой работоспособности, а также принять участие в
различных видах активного отдыха и проведения досуга при посещении
спортивно-зрелищных,
мероприятиях.
культурно-массовых
и
развлекательно-игровых
6
Система средств информации (информационные средства) (здесь):
совокупность
своевременное
носителей
информации,
ориентирование
в
обеспечивающих
пространстве,
для
МГН,
способствующих
безопасности и удобству передвижения, а также информирующих о
свойствах среды жизнедеятельности.
Тактильные
передаваемой
средства
инвалидам
по
информации:
зрению
и
носители
информации,
воспринимаемой
путем
прикосновения.
Шрифт Брайля: специальный рельефный шрифт для лиц с полной
потерей зрения (незрячих) и слабовидящих. Здесь: Одно из основных
средств адаптации среды для данной категории маломобильных лиц.
Реабилитация инвалидов: система и процесс полного или частичного
восстановления
способностей
инвалидов
к
бытовой,
общественной,
и
процесс
формирования
профессиональной и иной деятельности.
Абилитация
инвалидов:
система
отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной,
профессиональной и иной деятельности.
Потребность в социальной помощи и защите, а в связи с этим и в
людях, профессионально или на общественных началах занимающихся этим
делом, была всегда и у всех народов. Эта потребность зародилась у истоков
первобытной культуры и в той или иной степени удовлетворялась на всех
ступенях развития цивилизации.
До начала правления Петра 1 социальная деятельность в России
фактически существовала в форме помощи нуждающимся со стороны
частных лиц и церкви. История говорит больше всего о милостыне и о
богадельнях (т.е. богоугодных заведениях для призрения и содержания лиц,
неспособных к труду), реже упоминается о выкупе пленных, о госпиталях и
школах. Ещё в 996 году великий князь Владимир, проявляющий большую
милость по отношению к сиротам, поручил попечение и надзор за
7
оставшимися без родителей детьми духовенству. С этого времени
государство, и церковь развивали систему призрения сирот, бедных и убогих.
Но все эти меры носили эпизодический характер.
В середине XVI в. впервые формулируется идея оказания помощи
нуждающимся, и создаются реальные предпосылки для формирования
системы государственного призрения. В 1551 году Стоглавый собор Русской
православной церкви постановил просить, чтобы "благочестивый царь"
повелел "всех прокаженных и престарелых описати по всем градам" и в них
"устроити богадельни", поместив в последние "не могущих нигде главы
преклонити".
Постепенно
выделяются
в
системе
органов
специализированные
государственного
структуры,
управлении
оказывающие
помощь
нуждающимся. При царе Михаиле Федоровиче все дела, относящиеся к
призрению бедных, были сосредоточены в патриаршем приказе, который
одновременно осуществлял контроль за содержанием богаделен, сиротских
домов и других благотворительных учреждений; выделяя для этих целей
остатки от патриарших и монастырских доходов. Вопросами оказание
медицинской помощи ведал в то время особый аптекарский приказ. К этому
периоду времени относятся первые попытки законодательного оформления
остальных программ. При царе Алексее Михайловиче в 1650 году была
издана Кормчая книга; имевшая законодательную силу и поручавшая церкви
и духовенству заботиться о вдовах и сиротах.
К концу XVII в. на Руси исторически сложились и развивались три
основные направления благотворительности и оказания социальной помощи
нуждающимся: государственная, земско-церковно-приходская и частная
(личная).
Значительный вклад в создание системы государственного призрения
внес Пётр I. К числу его многочисленных заслуг перед Россией надо отнести
и то, что он впервые признал обязанность государства по призрению бедных,
больных, увечных, сирот и других категорий нуждающихся. Уже к 1718 году
8
только в Москве было устроено более 90 богаделен, в которых проживало до
4500 нищих, слабых и увечных, получавших содержание от казны.
При Екатерине II впервые были созданы специализированные типы
благотворительных заведений, которые до учреждения приказов практически
не существовали. Прежде госпитали нередко служили и богадельнями, и
домами для неизлечимо больных, и больницами одновременно. Богадельни
пополнялись и взрослыми, и детьми, здоровыми и больными, И только в
последней четверти ХVIII века в нашей стране сформировались так
называемые чистые типы благотворительных заведений: сиротских домов и
детских приютов, богаделен и домов для неизлечимо больных, больниц,
домов работных, смирительных и для умалишенных.
Для оказания влияния на общественное мнение в отношении инвалидов
и разработке рекомендаций правительствам по этой проблеме Организацией
Объединенных Наций 1981 год был провозглашен Годом инвалида, а период
1983 - 1992 гг. - Десятилетием инвалидов. В начале отмеченного Десятилетия
ООН также была принята "Всемирная программа действий в отношении
инвалидов".
В 1991 году в нашей стране был принят Закон "Об основных началах
социальной защищенности инвалидов в СССР", в котором были закреплены
основные принципы и направления решения проблемы инвалидов.
В нашей стране были разработаны и приняты законодательные акты по
проблемам инвалидов, адаптированные к новым реалиям. В Указах
Президента Российской Федерации 1992 - 1996 гг. изложена программа
действий, направленных на поэтапное решение проблемы инвалидов. В 1995
году принят Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в
Российской
Федерации",
законодательстве
в
приоритетом
котором
впервые
социальной
в
политики
отечественном
государства
в
отношении инвалидов становится реабилитация, т.е. система медицинских,
психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий,
направленных на устранение и возможно более полную компенсацию
9
ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со
стойким расстройством функций организма. Направлениями реабилитации
являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им
материальной независимости и его социальная адаптация.
Во исполнение этого Закона Правительством Российской Федерации,
Министерством труда и социального развития Российской Федерации,
Министерством
здравоохранения
Российской
Федерации
приняты
постановления по вопросам об учреждении органов медико-социальной
экспертизы, о признании лица инвалидом, об индивидуальной программе
реабилитации инвалида, образовательных аспектах инвалидов и др.
В настоящее время действующее законодательство разработано в
создании всех условий и обеспечении жизни, реабилитации и абилитации
инвалидов, закреплении прав и доступной среды МГН, ответственности
руководителей разных уровней за невыполнение требований создания
«Безбарьерной среды».