Политическая власть и ее субъекты
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 2. Политическая власть и ее субъекты
Власть является основой политики. Политология рассматривает
политическую власть как возможность и способность субъектов
политики оказывать определяющее воздействие на процесс принятия
политических решений, их реализацию, а также на поведение других
участников политических отношений.
Изучая феномен власти, политическая наука использует два
принципиальных подхода:
атрибутивный (субстанциональный), в рамках которого власть
рассматривается как неотъемлемое свойство человека, заложенное в
его природе,
и социологический (реляционистский), представляющий власть как
особый вид отношений, в основе которых — господство и
подчинение, возникающие между субъектом и объектом власти.
Существует несколько исторических форм власти (по Дюверже):
анонимная, «распыленная» среди членов примитивного общества;
индивидуализированная, возникающая с усложнением процессов
разделения труда и появления новых видов деятельности;
институализированная, опирающаяся на деятельность специальных
институтов.
В современной политической науке выделяется еще одна форма
власти — «надгосударственная» (supranational), представленная
законодательными
(Европарламент)
и
исполнительными
(Комиссия Европейских Сообществ) институтами, властные
полномочия которых распространяются па территорию и население
более десятка европейских стран.
Отличительными признаками именно ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
являются:
легальность в использовании силы и др. средств властвования в
пределах страны;
верховенство, обязательность решений для всего общества и,
соответственно, для всех др. видов власти;
публичность, т.е. всеобщность и безличность, обращение ко всем
гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);
моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия
решений (в отличие, напр., от власти экономической);
многообразие ресурсов
1
Политическая власть выполняет в обществе определенные функции:
организации, регуляции, контроля, управления, координации,
мобилизации.
Политическая власть имеет достаточно сложную структуру (субъекты,
объекты, мотивы и ресурсы/источники).
Субъектами
политической
власти
являются:
государство,
политические партии, политические элиты, политические лидеры и др.
К объектам политической власти относят: индивидов, социальные
группы и общности.
Мотивами подчинения могут выступать
страх перед санкциями,
привычка,
авторитет субъекта,
убеждение (рациональный интерес) и др.
Ресурсы власти — это совокупность средств и методов, с помощью
которых субъект политической власти осуществляет определяющее
воздействие на поведение объекта. Выделяют: экономические,
социальные, силовые, нормативные, культурно-информационные, а
также демографические ресурсы.
Функционирование политической власти осуществляется на основе
двух основных принципов: суверенности и легитимности.
Суверенитет
власти
характеризуется
ее
верховенством
и
независимостью.
Легитимность власти — это степень соответствия политической власти
ценностным представлением индивидов, социальных групп, общества,
убежденность в необходимости подчинения власти.
По мотивам подчинения М. Вебер выделил
традиционный,
харизматический
и рационально-легальный типы легитимности власти.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ — процесс усвоения
личностью культурных ценностей, политических ориентации,
освоения форм политического поведения, приемлемых для данного
общества.
2
ПСЛ складывается из нескольких этапов. На первом из них — этапе
политизации — в раннем детстве у ребенка формируются первые
представления о мире политики, которые складываются под влиянием
оценок родителей, их отношений и реакций.
Второй этап — персонализация. В этот период восприятие власти
персонифицируется. Образцами власти становятся, к примеру, фигуры
президента, премьер-министра или полицейского.
На третьем этапе — идеализации — важнейшим политическим
фигурам приписываются определенные качества и на этой основе
образуются устойчивые;, эмоциональные отношения к политической
системе.
Четвертый этап, получивший название институционального,
характеризуется переходом от персонифицированного восприятия
политики к более абстрактному. На этой стадии закладываются
представления об институтах власти.
В современной России перед обществом встают сложные вопросы:
какие цели должна преследовать ПСЛ? Какие ценности могут стать
объектом консенсуса различных социальных групп?
Другой серьезной проблемой в России является отсутствие
преемственности в передаче опыта политического участия и
поведения. Старые модели зачастую не подходят к новым
политическим реалиям и способны лишь дезориентировать личность.
Новые же модели формируются и осваиваются достаточно медленно.
Именно поэтому в последние годы актуальной стала проблема
политического образования.
Среди основных субъектов политической власти особое место
занимают политические элиты. Политическая элита — это
самостоятельная,
немногочисленная,
обладающая
особыми
качествами социальная группа, занимающая наиболее высокую
позицию в обществе и принимающая непосредственное участие в
осуществлении решений, связанных с использованием политической
власти.
Концепции элиты, ставшие сегодня классическими, были разработана
в начале XX в. В. Парето, Г. Моской и Р. Михельсом.
МОСКА (Mosca) Гаэтано (1853-1941) — итальянский экономист,
социолог и политолог, один из основоположников элитистского
направления в политологии. М. принадлежит заслуга создания и
разработки концепции господствующего политического класса,
которую он впервые изложил в «Теории правления и парламентского
правления»,а затем в книге «Правящий класс» (1896) и двухтомном
3
труде «Основы политической науки» [т. 1 (1896); т. 2 (1923)]. Изучая как
историю, так и современное ему общество, М. пришел к выводу, что
власть в обществе осуществляется особым организованным
меньшинством. Это организованное меньшинство он называл
политическим классом. Осуществление власти в обществе во многом
зависит от способа сохранения и воспроизводства политического
класса.
Анализируя структуру и динамику правящего класса, М. отметил две
присущие ему тенденции: аристократическую и демократическую.
Первая проявляется в том, что стоящие у кормила власти стремятся
всячески закрепить свое господство и передать власть по наследству.
Наблюдается, по выражению М., «кристаллизация» правящего класса,
определенная застылость форм и методов управления, окостенелость и
консерватизм. Обновление элиты при этом происходит крайне
медленно. Вторая тенденция наблюдается тогда, когда в обществе
происходят изменения в соотношении политических сил.
Находящиеся у власти отчасти утрачивают свое значение, и тогда
изменения в составе правящего класса происходят путем пополнения
его рядов наиболее способными к управлению и активными
представителями низших слоев общества. Т.о., М. выделяет три
способа, с помощью которых правящий класс закрепляет и обновляет
себя: наследование власти, выбор политического руководства и
кооптацию. Любой политический класс, считал М., стремится к
сохранению и воспроизводству своей власти путем наследования.
Однако в обществе всегда есть др. политические силы, которые
стремятся к власти, используя для этого систему выборов.
Политические симпатии М. склонялись к обществу, где два указанных
способа обновления политического класса уравновешивают друг друга.
ПАРЕТО (Pareto) Вильфредо (1848— 1923) — итальянский экономист,
социолог и политолог, один из основоположников теории элит.
Исходный тезис П. гласит: люди различаются между собой физически,
морально и интеллектуально. Совокупность индивидов, добивающихся
высоких результатов в любой области, ученый называл элитой,
которую подразделял на правящую и неправящую. К правящей элите
относятся, по его мнению, те группы, которые прямо или косвенно
принимают участие в управлении. Именно правящая элита
осуществляет власть в обществе, захватывая все командные высоты.
Она не допускает появления в обществе талантливых людей,
угрожающих ее существованию.
В «циркуляции» (круговороте) элит П. усматривает главную движущую
силу общественного развития. Согласно П., существуют два главных
типа элит, которые последовательно сменяют друг друга. Первый тип
4
— «львы», для них характерен крайний консерватизм, грубые
«силовые» методы правления. Второй тип — «лисы», мастера
демагогии, обмана, политических комбинаций.
Стабильная политическая система характеризуется преобладанием
элиты «львов», напротив, неустойчивая система требует элиты
прагматически
мыслящих
энергичных
деятелей,
новаторов,
комбинаторов. Общество, в котором преобладает элита «львов»,
застойно. Элита «лис» придает обществу динамизм. Механизм
социального равновесия функционирует нормально, когда обеспечен
пропорциональный приток в элиту «лис» и «львов». Прекращение
циркуляции приводит к вырождению правящей элиты с
преобладанием в ней «лис», которые со временем перерождаются во
«львов», сторонников жесткого подавления и деспотизма.
Власть, согласно П., осуществляется элитой одним из двух способов —
при помощи силы либо при помощи хитрости и искусства
«спекуляций». В своей концепции ученый отводил особое место
обоснованию необходимости употребления властью силы. Сила — это
проявление власти, гуманизм — признак ее слабости.
Основной труд: трехтомный «Трактат по общей социологии» (1916).
МИХЕЛЬС (Michels) Роберт (1876—1936) — немецкий политолог, один
из основателей партологии. Известность ученому принесло
исследование «Политические партии: социологическое исследование
олигархических тенденций современной демократии» (1911).
Анализируя социальные отношения, М. пришел к выводу о
невозможности прямой демократии, прямого господства масс.
Следствием этого является делегирование от масс отдельных членов в
специальные органы для выражения и защиты интересов. С
появлением партий, представительных органов власти и др. возникают
первые признаки олигархизации — отрыв властвующей верхушки от
масс и превращение ее в замкнутую касту.
М. указывает на три главные причины, способствующие
олигархизации. Первая — узкая специализация в управлении, которая
препятствует контролю за управляющими. Эта специализация,
усложнение управления растут вместе с расширением организации.
Вторая причина состоит в психологических свойствах самой массы —
политической индифферентности, паническом страхе и тяге к сильной
власти, чувстве благодарности вождю и т.п. Перечисленные свойства
создают тягу к сильной власти и к подчинению ей. Третье условие
олигархизации — харизматические качества самого вождя, его
способность навязывать свою волю подвластным. Совокупность
причин и методов возникновения олигархической власти в любой
организации М. назвал «железным законом олигархизации».
5
К современным теориям элит относят:
теорию меритократии (< лат. meritus достойный + гр. kratos власть)
—
власть
достойных
людей,
основанная
на
заслугах.
Основоположником меритократического подхода считается В.
Парето. Понятие введено английским мыслителем М. Янгом
(«Возвышение меритократии: 1870—2033», 1958) как негативная
противоположность «аристократии» и «демократии». Позднее
неоконсерваторы (Д. Белл, З. Бжезинский и др.) придали понятию
позитивное содержание, определив его как власть «новой
интеллектуальной элиты». Согласно Д. Беллу, современное
общество основано на «принципе достижений», суть которого
заключается в потенциальной возможности каждого достигнуть
власти только благодаря личным способностям и достоинствам.
демократического
(конкурентного)
элитизма
(элитарной
демократии). Ее создатели предприняли попытку объединить,
казалось бы, несовместимые в организации политической жизни
принципы — принцип элитизма и принцип демократизма.
Истоками концепции стали идеи американского политолога Артура
Бентли и австрийского социолога и экономиста Йозефа Шумпетера.
Элиты выступают как выразители интересов различных социальных
групп и, конкурируя друг с другом, способствуют сохранению и
развитию демократии. Согласно Шумпетеру, различные элиты
выносят на рынок свои политические программы, а массы
«покупателей» на выборах принимают или отвергают их. По
Манхейму отличительная черта демократии — это не отсутствие
элит, а конкурентная борьба между относительно открытыми
элитами за власть в контексте «демократического оптимизма»
отношений
элит
и
масс.
Демократия
характеризуется
антиэлитической тенденцией, но не требует идти до конца к
утопическому уравниванию элиты и масс.
плюрализма элит. Школа американского политолога Гарольда
Лассуэлла.
Во-первых,
отрицание
элиты
как
единой
привилегированной,
относительно
сплоченной
группы
и
одновременно обоснование положения о существовании в
современном демократическом обществе множества элит. Вовторых, понимание элит как функциональных групп, обладающих
особой квалификацией, необходимой для занятия определенных
руководящих позиций в обществе. В-третьих, деление общества на
элиту и массу относительно, условно и часто размыто. Между
функциональными элитами и социальными группами существуют,
скорее, отношения представительства, чем господства или
постоянного руководства. В современных демократиях элиты
6
формируются из наиболее компетентных и заинтересованных
индивидов, которые весьма свободно могут входить в состав элит и
выходить из них. Элиты же находятся под контролем материнских,
т. е. более широких, социальных групп. С помощью разнообразных
демократических механизмов — выборов, референдумов, опросов,
сообщений прессы, деятельности групп давления и т. д. — можно
ограничить или вообще предотвратить действие сформированного
Михельсом «закона олигархических тенденций» и удержать элиты
под влиянием масс. Концепция плюрализма элит широко
используется для теоретического обоснования современных
западных демократий.
властвующей элиты. Начатую еще Г. Моской интерпретацию
феномена элиты как сплоченной и закрытой группы, стремящейся
осуществлять власть только в своих собственных интересах,
продолжил американский исследователь Чарльз Райт Миллс. Новое
в его теории состоит в отходе от защиты элитизма как принципа
организации
жизнедеятельности
общества.
Главный
элитообразующий признак, считает Миллс, — это обладание
командными
позициями,
руководящими
должностями
в
общественных институтах. Он ввел понятие «властвующая элита»,
которая «состоит из людей, занимающих такие позиции, которые
дают им возможности возвыситься над средой обыкновенных людей
и принимать решения, имеющие крупные последствия… Это
обусловлено тем, что они командуют важнейшими иерархическими
институтами и организациями современного общества… Они
занимают в социальной системе стратегические командные пункты,
в которых сосредоточены действенные средства, обеспечивающие
власть, богатство и известность, которыми они пользуются». Миллс
рассматривает элиту как систему специализированных элит: в
США, например, он выделяет три такие элиты — промышленную,
политическую и военно-бюрократическую. Властвующая элита
решает все важнейшие вопросы американского общества,
нейтрализуя массы путем обмана, лести и мощной индустрии
развлечений. Властвующая элита подвержена коррупции, что
Миллс объясняет отсутствием организованной общественности,
перед которой элита отвечала бы за свои решения. Принципы
демократии и элитизма, по Миллсу противоречат друг другу, и это
противоречие может быть разрешено через расширение участия
масс в политике. Данную трактовку элиты развивают и другие
исследователи.
К основным функциям политической
управленческую,
организационную,
интегративную и др.
элиты относят:
коммуникативную,
7
Типологизировать элиту можно по множеству оснований: по мере
владения властью и по способам ее осуществления, по качествам ее
представителей, по характеру происхождения и связи с политической
системой, по способам ее формирования, по территориальному аспекту
и др. Традиционная (аристократия) и модернистская (меритократия).
Многие исследователи, вслед за Ч.Р. Миллсом, сходятся в том, что она
фактически представляет собой систему функциональных элит
(субэлит), т. е. групп людей, обладающих особой квалификацией и
занимающих определенные руководящие позиции в различных сферах
общества. Основными составляющими правящей элиты признаются
политическая, экономическая, административная (бюрократическая)
и интеллектуальная (идеологическая) субэлиты.
Выделяют две основные системы отбора (рекрутирования)
политических элит — антрепренерскую систему, действующую, как
правило, в условиях демократии, и систему гильдий, которая
складывается в тоталитарных или авторитарных режимах.
8