Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Политическая власть и ее субъекты

  • 👀 1771 просмотр
  • 📌 1743 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Политическая власть и ее субъекты» pdf
Тема 2. Политическая власть и ее субъекты Власть является основой политики. Политология рассматривает политическую власть как возможность и способность субъектов политики оказывать определяющее воздействие на процесс принятия политических решений, их реализацию, а также на поведение других участников политических отношений. Изучая феномен власти, политическая наука использует два принципиальных подхода:  атрибутивный (субстанциональный), в рамках которого власть рассматривается как неотъемлемое свойство человека, заложенное в его природе,  и социологический (реляционистский), представляющий власть как особый вид отношений, в основе которых — господство и подчинение, возникающие между субъектом и объектом власти. Существует несколько исторических форм власти (по Дюверже):  анонимная, «распыленная» среди членов примитивного общества;  индивидуализированная, возникающая с усложнением процессов разделения труда и появления новых видов деятельности;  институализированная, опирающаяся на деятельность специальных институтов.  В современной политической науке выделяется еще одна форма власти — «надгосударственная» (supranational), представленная законодательными (Европарламент) и исполнительными (Комиссия Европейских Сообществ) институтами, властные полномочия которых распространяются па территорию и население более десятка европейских стран. Отличительными признаками именно ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ являются:  легальность в использовании силы и др. средств властвования в пределах страны;  верховенство, обязательность решений для всего общества и, соответственно, для всех др. видов власти;  публичность, т.е. всеобщность и безличность, обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);  моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений (в отличие, напр., от власти экономической);  многообразие ресурсов 1 Политическая власть выполняет в обществе определенные функции: организации, регуляции, контроля, управления, координации, мобилизации. Политическая власть имеет достаточно сложную структуру (субъекты, объекты, мотивы и ресурсы/источники). Субъектами политической власти являются: государство, политические партии, политические элиты, политические лидеры и др. К объектам политической власти относят: индивидов, социальные группы и общности. Мотивами подчинения могут выступать     страх перед санкциями, привычка, авторитет субъекта, убеждение (рациональный интерес) и др. Ресурсы власти — это совокупность средств и методов, с помощью которых субъект политической власти осуществляет определяющее воздействие на поведение объекта. Выделяют: экономические, социальные, силовые, нормативные, культурно-информационные, а также демографические ресурсы. Функционирование политической власти осуществляется на основе двух основных принципов: суверенности и легитимности. Суверенитет власти характеризуется ее верховенством и независимостью. Легитимность власти — это степень соответствия политической власти ценностным представлением индивидов, социальных групп, общества, убежденность в необходимости подчинения власти. По мотивам подчинения М. Вебер выделил  традиционный,  харизматический  и рационально-легальный типы легитимности власти. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ — процесс усвоения личностью культурных ценностей, политических ориентации, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества. 2 ПСЛ складывается из нескольких этапов. На первом из них — этапе политизации — в раннем детстве у ребенка формируются первые представления о мире политики, которые складываются под влиянием оценок родителей, их отношений и реакций. Второй этап — персонализация. В этот период восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся, к примеру, фигуры президента, премьер-министра или полицейского. На третьем этапе — идеализации — важнейшим политическим фигурам приписываются определенные качества и на этой основе образуются устойчивые;, эмоциональные отношения к политической системе. Четвертый этап, получивший название институционального, характеризуется переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. На этой стадии закладываются представления об институтах власти. В современной России перед обществом встают сложные вопросы: какие цели должна преследовать ПСЛ? Какие ценности могут стать объектом консенсуса различных социальных групп? Другой серьезной проблемой в России является отсутствие преемственности в передаче опыта политического участия и поведения. Старые модели зачастую не подходят к новым политическим реалиям и способны лишь дезориентировать личность. Новые же модели формируются и осваиваются достаточно медленно. Именно поэтому в последние годы актуальной стала проблема политического образования. Среди основных субъектов политической власти особое место занимают политические элиты. Политическая элита — это самостоятельная, немногочисленная, обладающая особыми качествами социальная группа, занимающая наиболее высокую позицию в обществе и принимающая непосредственное участие в осуществлении решений, связанных с использованием политической власти. Концепции элиты, ставшие сегодня классическими, были разработана в начале XX в. В. Парето, Г. Моской и Р. Михельсом. МОСКА (Mosca) Гаэтано (1853-1941) — итальянский экономист, социолог и политолог, один из основоположников элитистского направления в политологии. М. принадлежит заслуга создания и разработки концепции господствующего политического класса, которую он впервые изложил в «Теории правления и парламентского правления»,а затем в книге «Правящий класс» (1896) и двухтомном 3 труде «Основы политической науки» [т. 1 (1896); т. 2 (1923)]. Изучая как историю, так и современное ему общество, М. пришел к выводу, что власть в обществе осуществляется особым организованным меньшинством. Это организованное меньшинство он называл политическим классом. Осуществление власти в обществе во многом зависит от способа сохранения и воспроизводства политического класса. Анализируя структуру и динамику правящего класса, М. отметил две присущие ему тенденции: аристократическую и демократическую. Первая проявляется в том, что стоящие у кормила власти стремятся всячески закрепить свое господство и передать власть по наследству. Наблюдается, по выражению М., «кристаллизация» правящего класса, определенная застылость форм и методов управления, окостенелость и консерватизм. Обновление элиты при этом происходит крайне медленно. Вторая тенденция наблюдается тогда, когда в обществе происходят изменения в соотношении политических сил. Находящиеся у власти отчасти утрачивают свое значение, и тогда изменения в составе правящего класса происходят путем пополнения его рядов наиболее способными к управлению и активными представителями низших слоев общества. Т.о., М. выделяет три способа, с помощью которых правящий класс закрепляет и обновляет себя: наследование власти, выбор политического руководства и кооптацию. Любой политический класс, считал М., стремится к сохранению и воспроизводству своей власти путем наследования. Однако в обществе всегда есть др. политические силы, которые стремятся к власти, используя для этого систему выборов. Политические симпатии М. склонялись к обществу, где два указанных способа обновления политического класса уравновешивают друг друга. ПАРЕТО (Pareto) Вильфредо (1848— 1923) — итальянский экономист, социолог и политолог, один из основоположников теории элит. Исходный тезис П. гласит: люди различаются между собой физически, морально и интеллектуально. Совокупность индивидов, добивающихся высоких результатов в любой области, ученый называл элитой, которую подразделял на правящую и неправящую. К правящей элите относятся, по его мнению, те группы, которые прямо или косвенно принимают участие в управлении. Именно правящая элита осуществляет власть в обществе, захватывая все командные высоты. Она не допускает появления в обществе талантливых людей, угрожающих ее существованию. В «циркуляции» (круговороте) элит П. усматривает главную движущую силу общественного развития. Согласно П., существуют два главных типа элит, которые последовательно сменяют друг друга. Первый тип 4 — «львы», для них характерен крайний консерватизм, грубые «силовые» методы правления. Второй тип — «лисы», мастера демагогии, обмана, политических комбинаций. Стабильная политическая система характеризуется преобладанием элиты «львов», напротив, неустойчивая система требует элиты прагматически мыслящих энергичных деятелей, новаторов, комбинаторов. Общество, в котором преобладает элита «львов», застойно. Элита «лис» придает обществу динамизм. Механизм социального равновесия функционирует нормально, когда обеспечен пропорциональный приток в элиту «лис» и «львов». Прекращение циркуляции приводит к вырождению правящей элиты с преобладанием в ней «лис», которые со временем перерождаются во «львов», сторонников жесткого подавления и деспотизма. Власть, согласно П., осуществляется элитой одним из двух способов — при помощи силы либо при помощи хитрости и искусства «спекуляций». В своей концепции ученый отводил особое место обоснованию необходимости употребления властью силы. Сила — это проявление власти, гуманизм — признак ее слабости. Основной труд: трехтомный «Трактат по общей социологии» (1916). МИХЕЛЬС (Michels) Роберт (1876—1936) — немецкий политолог, один из основателей партологии. Известность ученому принесло исследование «Политические партии: социологическое исследование олигархических тенденций современной демократии» (1911). Анализируя социальные отношения, М. пришел к выводу о невозможности прямой демократии, прямого господства масс. Следствием этого является делегирование от масс отдельных членов в специальные органы для выражения и защиты интересов. С появлением партий, представительных органов власти и др. возникают первые признаки олигархизации — отрыв властвующей верхушки от масс и превращение ее в замкнутую касту. М. указывает на три главные причины, способствующие олигархизации. Первая — узкая специализация в управлении, которая препятствует контролю за управляющими. Эта специализация, усложнение управления растут вместе с расширением организации. Вторая причина состоит в психологических свойствах самой массы — политической индифферентности, паническом страхе и тяге к сильной власти, чувстве благодарности вождю и т.п. Перечисленные свойства создают тягу к сильной власти и к подчинению ей. Третье условие олигархизации — харизматические качества самого вождя, его способность навязывать свою волю подвластным. Совокупность причин и методов возникновения олигархической власти в любой организации М. назвал «железным законом олигархизации». 5 К современным теориям элит относят:  теорию меритократии (< лат. meritus достойный + гр. kratos власть) — власть достойных людей, основанная на заслугах. Основоположником меритократического подхода считается В. Парето. Понятие введено английским мыслителем М. Янгом («Возвышение меритократии: 1870—2033», 1958) как негативная противоположность «аристократии» и «демократии». Позднее неоконсерваторы (Д. Белл, З. Бжезинский и др.) придали понятию позитивное содержание, определив его как власть «новой интеллектуальной элиты». Согласно Д. Беллу, современное общество основано на «принципе достижений», суть которого заключается в потенциальной возможности каждого достигнуть власти только благодаря личным способностям и достоинствам.  демократического (конкурентного) элитизма (элитарной демократии). Ее создатели предприняли попытку объединить, казалось бы, несовместимые в организации политической жизни принципы — принцип элитизма и принцип демократизма. Истоками концепции стали идеи американского политолога Артура Бентли и австрийского социолога и экономиста Йозефа Шумпетера. Элиты выступают как выразители интересов различных социальных групп и, конкурируя друг с другом, способствуют сохранению и развитию демократии. Согласно Шумпетеру, различные элиты выносят на рынок свои политические программы, а массы «покупателей» на выборах принимают или отвергают их. По Манхейму отличительная черта демократии — это не отсутствие элит, а конкурентная борьба между относительно открытыми элитами за власть в контексте «демократического оптимизма» отношений элит и масс. Демократия характеризуется антиэлитической тенденцией, но не требует идти до конца к утопическому уравниванию элиты и масс.  плюрализма элит. Школа американского политолога Гарольда Лассуэлла. Во-первых, отрицание элиты как единой привилегированной, относительно сплоченной группы и одновременно обоснование положения о существовании в современном демократическом обществе множества элит. Вовторых, понимание элит как функциональных групп, обладающих особой квалификацией, необходимой для занятия определенных руководящих позиций в обществе. В-третьих, деление общества на элиту и массу относительно, условно и часто размыто. Между функциональными элитами и социальными группами существуют, скорее, отношения представительства, чем господства или постоянного руководства. В современных демократиях элиты 6 формируются из наиболее компетентных и заинтересованных индивидов, которые весьма свободно могут входить в состав элит и выходить из них. Элиты же находятся под контролем материнских, т. е. более широких, социальных групп. С помощью разнообразных демократических механизмов — выборов, референдумов, опросов, сообщений прессы, деятельности групп давления и т. д. — можно ограничить или вообще предотвратить действие сформированного Михельсом «закона олигархических тенденций» и удержать элиты под влиянием масс. Концепция плюрализма элит широко используется для теоретического обоснования современных западных демократий.  властвующей элиты. Начатую еще Г. Моской интерпретацию феномена элиты как сплоченной и закрытой группы, стремящейся осуществлять власть только в своих собственных интересах, продолжил американский исследователь Чарльз Райт Миллс. Новое в его теории состоит в отходе от защиты элитизма как принципа организации жизнедеятельности общества. Главный элитообразующий признак, считает Миллс, — это обладание командными позициями, руководящими должностями в общественных институтах. Он ввел понятие «властвующая элита», которая «состоит из людей, занимающих такие позиции, которые дают им возможности возвыситься над средой обыкновенных людей и принимать решения, имеющие крупные последствия… Это обусловлено тем, что они командуют важнейшими иерархическими институтами и организациями современного общества… Они занимают в социальной системе стратегические командные пункты, в которых сосредоточены действенные средства, обеспечивающие власть, богатство и известность, которыми они пользуются». Миллс рассматривает элиту как систему специализированных элит: в США, например, он выделяет три такие элиты — промышленную, политическую и военно-бюрократическую. Властвующая элита решает все важнейшие вопросы американского общества, нейтрализуя массы путем обмана, лести и мощной индустрии развлечений. Властвующая элита подвержена коррупции, что Миллс объясняет отсутствием организованной общественности, перед которой элита отвечала бы за свои решения. Принципы демократии и элитизма, по Миллсу противоречат друг другу, и это противоречие может быть разрешено через расширение участия масс в политике. Данную трактовку элиты развивают и другие исследователи. К основным функциям политической управленческую, организационную, интегративную и др. элиты относят: коммуникативную, 7 Типологизировать элиту можно по множеству оснований: по мере владения властью и по способам ее осуществления, по качествам ее представителей, по характеру происхождения и связи с политической системой, по способам ее формирования, по территориальному аспекту и др. Традиционная (аристократия) и модернистская (меритократия). Многие исследователи, вслед за Ч.Р. Миллсом, сходятся в том, что она фактически представляет собой систему функциональных элит (субэлит), т. е. групп людей, обладающих особой квалификацией и занимающих определенные руководящие позиции в различных сферах общества. Основными составляющими правящей элиты признаются политическая, экономическая, административная (бюрократическая) и интеллектуальная (идеологическая) субэлиты. Выделяют две основные системы отбора (рекрутирования) политических элит — антрепренерскую систему, действующую, как правило, в условиях демократии, и систему гильдий, которая складывается в тоталитарных или авторитарных режимах. 8
«Политическая власть и ее субъекты» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 88 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot