Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3. Политическая система общества
Политическая власть не существует сама по себе, а представляет собой
особую форму и результат общественных отношений. Формирование,
организацию, функционирование власти невозможно понять вне сложной связи
со множеством разнообразных явлений и процессов, в своей совокупности
определяющих и характеризующих политическую жизнь. Осмысление и
описание их взаимообусловленности привело к появлению в 50-60-е годы
прошлого века категории «политическая система».
Политическая система: сущность, структура
Элементы системного подхода к исследованию политики формировались
давно. О связанности различных слагаемых власти и политики говорили ученые
во все времена. Однако только в XX веке эта связь была подвергнута
специальному анализу в ряде теорий:
элит (Г. Моска, В. Парето),
бюрократии и бюрократизации (М. Вебер, Р. Михельс),
социальной революции (В.И. Ленин).
В их представлении власть есть образование, составные части которого –
институты и учреждения, идеологии, силы и средства принуждения, воля
личностей и групп.
В середине XX века Т. Парсонс применил складывавшуюся общую
теорию систем к исследованию общества как сложного социального организма,
состоящего из относительно автономных экономической, политической и
духовной систем.
По его мысли, каждая из них осуществляет специфические функции; при
этом политическая система обеспечивает интеграцию, выработку и реализацию
общих целей.
Идеи Т. Парсонса основательно углубил Д. Истон, которого считают
основателем теории политических систем. Он представил политическую
систему как развивающийся и саморегулирующийся организм, активно
реагирующий своими решениями на поступающие извне импульсы (требования
и поддержка).
Разработанная им теоретическая модель была призвана выразить
целостный характер политики.
Под политической системой он понимал совокупность взаимодействий,
посредством которых происходит властное распределение ценностей в
обществе.
Политическая система, по Истону, взаимодействует с окружающей
средой. Последняя подразделялась им на внутреннюю и внешнюю.
К внутренней системе относились экологическая, биологическая,
социальная и другие системы.
К внешней — международные экономические, политические и
социальные системы.
От окружающей среды исходят импульсы, на которые реагирует
политическая система. Эти импульсы воспринимаются политической системой
и преобразуются в политические решения и действия.
Существуют два типа импульсов, воздействующих на политическую
систему: требования и поддержка.
Без требований, поступающих из окружающей среды, политическая
система не смогла бы функционировать. Однако одни требования, без
поддержки, способны разрушить политическую систему. Поэтому системе
необходимы как требования, так и поддержка.
Требования могут быть подразделены на несколько видов:
1) касающиеся распределения благ и услуг (например, требования принятия
законов о заработной плате, о рабочем времени, об образовании и др.);
2) касающиеся регулирования поведения (например, требования обеспечения
безопасности, проведения протекционистской политики по отношению к
национальным кампаниям и др.);
3) касающиеся коммуникации и информации (например, требования
обеспечения (свободного и равного доступа к информации и др.).
Поддержка политической системы выражается в:
• соблюдении законов;
• участии в политической жизни (например, участие в выборах);
• лояльном отношении к власти и во внимании к официальной информации;
• оказании услуг и материальном финансировании политической системы
(например, исполнение воинской повинности, уплата налогов и др.).
Поступающие импульсы перерабатываются политической системой, на
основе чего принимаются решения и осуществляются политические действия.
Содержанием исходящих импульсов выступают:
1) регулирование поведения и взаимодействия в обществе;
2) распределение ценностей и услуг;
3) создание законов и норм.
Попадая в политическую систему, требования и поддержка превращаются
в политические решения.
Развивая его идеи, а отчасти и критикуя их за умозрительность,
политическую систему исследовали Г. Алмонд, У.К. Митчелл, А.В. Этциони, К.
Дойч, Д. Дивайн и др.
Значительный вклад в разработку теории политической системы внес Г.
Алмонд. Американский политолог понимал под политической системой
особый тип социальной системы такой, которая задействована в принятии
властных публичных решений.
«Политическая система, — отмечает он, — представляет собой
совокупность институтов (таких как парламенты, бюрократии и суды), которые
формулируют и воплощают в жизнь коллективные цели общества и
существующих в них групп».
Основное внимание он сосредоточил на функциях «входа» и «выхода»
политической системы.
К функциям «входа» он отнес:
артикуляцию и агрегирование интересов,
политическую социализацию и рекрутацию,
а также политическую коммуникацию.
Артикуляция интересов — процесс формулирования и выражения
требований, предъявляемых к политическим структурам, принимающим
властные решения.
Агрегирование интересов — придание однородности множеству
разнохарактерных требований и интересов и их иерархизация, соединение
требований в партийные программы.
Политическая социализация представляет собой процесс приобщения
индивидов к нормам и ценностям политической системы.
Политическая рекрутация сводится к отбору лиц для осуществления
властных функций в политической системе.
Под политической коммуникацией понимается распространение и
передача политической информации как между элементами политической
системы, так и между политической системой и окружающей средой.
Перечисленные функции выполняют ряд политических структур: группы
интересов, партии, законодательные органы власти.
В функции «выхода» были включены:
нормотворчество,
исполнение законов правил и норм, а также
контроль за их соблюдением.
Эти функции реализуются законодательными, исполнительными и
судебными органами власти.
К началу 60-х годов прошлого века теория политических систем стала
составной частью политической науки.
С начала 80-х годов XX века эта категория стала применяться в советской
философской, политической литературе. Правда, ее объем и содержание
истолковывались иначе, чем в зарубежной политической науке, так как в
соответствии с марксистским подходом, господствовавшим в то время в
отечественной науке, она жестко связывалась с определенным типом
общественно-экономической формации.
К началу XXI века сложилось разделяемое – пусть с некоторыми
особенностями или оговорками – большинством специалистов понимание
политической системы.
Она определяется как совокупность политических институтов, норм,
ценностей, идей и отношений, в которых реализуется политическая власть,
и имеет двоякое значение.
В узком смысле понимается любое искусственно созданное
образование, будь то
материальное (государство,партия, профсоюз) или
идеальное (право, политическая культура),
вещное (средства массовой коммуникации) или
духовное (идеи и ценности).
Все эти образования рассматриваются как целостные структуры,
находящиеся в сложном взаимодействии с окружающей средой. Они являются
политическими в той мере, в какой включаются во властные отношения и
властную деятельность.
В широком смысле политической системой называют реальный
механизм формирования и функционирования власти в обществе.
Социальную основу этого механизма составляют люди, социальные
общности, группы интересов, институты.
Именно они выступают субъектами, с существованием и активностью
которых связано возникновение, развитие и функционирование политической
системы.
Субъекты политики не являются механической суммой однородных и
однопорядковых величин. Они обладают разной политической силой и
находятся в состоянии перманентного конфликта, предметом которого является
власть государства и власть в государстве, возможность распоряжаться ею или
быть независимой от нее.
Скажем, Л.С. Санистебан полагает, что в любой политической системе
имеет место неравное распределение власти:
между
элитой
(относительно
организованные
меньшинства,
осуществляющие политическую власть над обществом в целом),
контрэлитой (все те, кто активно борется за свое включение в элиту или
за создание новой элиты),
бюрократией (чиновническая администрация, профессионально и
постоянно занимающаяся ведением государственной политики) и
массами (огромное большинство населения, в повседневной жизни
отчужденное от власти).
Массы могут
выступать в качестве нерасчлененного конгломерата разных групп, а
также
четко дифференцироваться по классовому, национальному, религиозному,
профессиональному, территориальному и другим признакам.
В марксистско-ленинской интерпретации действующими акторами
политики выступают массы – классы – партии – вожди. Такое деление
естественно для теоретиков, которые единственной движущей силой истории
рассматривают классовую борьбу.
Однако классовое противоборство («классовый антагонизм», говоря
марксистским языком) является реальным и действенным фактором политики
далеко не во всяком обществе.
Противоборствующие группы могут возникать также на этнической,
религиозной, территориальной и других основах.
Но как бы ни объяснялось политическое расслоение общества, оно
становится причиной разнонаправленных устремлений и воль, в ходе и
вследствие взаимодействия которых складывается политическая система.
Д. Истон считал, что она призвана предотвращать конфликты,
возникающие из-за присущего политике авторитарного распределения
ценностей.
Такой эффект достигается тем, что в отличие от политики, решения
которой всегда однозначны, политическая система плюралистична.
Не только названные выше коллективные субъекты политики, но и разные
группы внутри них имеют отличные от других ценности, интересы, позиции.
Их согласование в той или иной форме и осуществляет политическая система,
составными частями которой являются
политические отношения,
политическая организация,
политические нормы,
политическое сознание.
Политические отношения – это взаимосвязь и взаимодействие
субъектов политической жизни по поводу формирования, организации и
функционирования государственной власти.
Они концентрируются вокруг вопросов
состава и структуры властных органов,
механизмов их образования,
целей власти и
методов властвования и т. д.
При этом граждане своей позицией и действиями посылают в систему
импульсы-требования к власти и импульсы-поддержки ее.
Власть, в свою очередь, тем или иным способом реагирует на них,
своими решениями подавляя или удовлетворяя требования и реальными делами
или демагогическими посулами стимулируя поддержку своего курса со стороны
масс.
Политические отношения могут иметь различный характер –
социального партнерства, межнационального согласия, гражданского
мира или, наоборот,
острого соперничества, вражды и конфронтации, крайними проявлениями
которого являются мятеж, восстание, гражданская война.
Политические акторы, вступая во взаимодействие по поводу власти, в
стремлении повысить эффективность собственных усилий, предпринимают
меры к институционализации
своей деятельности.
Это находит отражение в политической организации.
Политическая организация представляет собой совокупность
различного рода учреждений, органов, объединений, корпораций и других
институтов, специально создаваемых для артикуляции, защиты и реализации
политических интересов определенных общностей и групп.
Политическую организацию составляют
государство,
политические партии,
массовые общественные объединения и движения,
группы давления, другие структуры гражданского общества,
средства массовой информации и др.
При этом выделяются
учреждения, созданные в сугубо политических целях;
организации, призванные защищать экономические, профессиональные,
экологические, культурные и другие интересы различных социальных
групп, но вступающие в активный диалог с государственной властью;
ассоциации, в деятельности которых политический момент проявляется
лишь эпизодически.
Дискуссионным является вопрос о включении в политическую
организацию образований, созданных в обход или в нарушение действующих
норм права и преследующих
узкоэгоистические, а то и откровенно антиобщественные цели.
По мысли одних, политическая система есть конституированное
(предусмотренное конституцией и законами страны) образование, все звенья
которого служат реализации воли политической власти.
Другие считают, что частями реально действующей политической
системы общества являются и те политические институты, которые
ориентированы на борьбу с существующей властью.
Интрига заключается в том, что сами государственные структуры порой
приобретают дисфункциональный характер и действуют против государства.
Например, в случае государственного (военного) переворота,
деятельности антиобщественных сил – организованной преступности,
международного терроризма, наркобизнеса.
По своей сути они – антисистемные факторы, но по происхождению,
сфере действий, а в определенных случаях и в результатах деятельности
(коррумпированная власть, криминализация политики и т. п.) они являются
патологическим образованием политической системы.
Еще одним слагаемым политической системы общества являются
политические нормы.
Политические нормы - совокупность различного рода установлений,
которые определяют порядок и правила функционирования политической
системы, жизнедеятельности людей в политической сфере.
Речь идет о писаных и неписаных требованиях, своего рода «правилах
политической игры», которые определяют разрешенные и допустимые формы,
методы политической деятельности и борьбы.
Разумеется, эти правила не имеют абсолютной силы: история знает
немало фактов, когда и власть (государство) и оппозиция используют
нелегитимные, а то и нелегальные средства борьбы со своими оппонентами.
Политические нормы формируются под влиянием разных факторов и
имеют многообразные источники и формы.
К ним относятся:
нормы национального законодательства и международного права,
уставные нормы общественных объединений,
национальная мораль,
политические традиции и этика,
религиозные каноны и др.
Неотъемлемую часть политической системы общества составляет
политическое сознание.
Это форма идеального отражения и освоения окружающего мира сквозь
призму власти, способ понимания и объяснения власти и всего, что с ней
связано.
Как таковое, оно охватывает совокупность представлений и чувств,
взглядов, оценок и установок, выражающих отношение людей к
осуществляемой и желаемой политике, а также определяющих способность и
готовность человека к участию в управлении делами общества и государства.
Существуют и другие подходы к раскрытию структуры политической
системы общества: выделяются
институциональная,
идеологическая,
нормативная (регулятивная),
коммуникативная,
культурная,
функциональная, а также
ценностная,
информационная подсистемы,
которые перекликаются с делением, предложенным выше.
Изучение внутренней структуры политических систем – не самоцель. Оно
создает основу для выявления и характеристики ее свойств и функций, а вместе
с тем и ее роли в жизни общества в целом и составляющих его индивидов и
групп.
Признаки и функции политических систем
Углубленный анализ политической системы предполагает выявление тех
ее сторон и граней, которые, с одной стороны, придают ей самой качественную
определенность, а с другой – обеспечивают ее возможности по организации
общества.
Политическую систему характеризуют следующие признаки.
– Целостность.
Она означает принципиальную несводимость свойств системы к сумме
свойств элементов, ее составляющих, и невыводимость из последних свойств
целого.
Другой признак целостности выражается в зависимости каждого
элемента, свойства и отношения от его места в системе, выполняемых функций
в ней.
Целостность проявляется и в наличии у системы всех необходимых
частей и ее способности собственными средствами компенсировать или
заменять недостающие. Наконец, целостность предполагает соразмерность
частей системы.
Все слагаемые политической системы неразрывно связаны между собой и
взаимодействуют друг с другом. Они никогда не существовали и не могут
существовать сами по себе, изолированно от других слагаемых.
– Структурность.
Выражается в наличии связей и отношений между элементами системы и
обусловливает характер ее функционирования не столько поведением
отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
Скажем, как бы ни менялся персональный состав правительства, его
функции, задачи в своей основе сохраняются. Кроме того, и сами люди в
политической системе часто действуют не в личном качестве, а выполняют
предписанную им роль.
Так, в войне солдаты противоборствующих армий убивают друг друга не
из-за личной ненависти, но потому, что поставлены в определенные
политические условия и подчинены им.
Структурность проявляется и в том, что части системы оказываются
взаимозависимыми: изменение одной из них влечет за собой заметную
перестройку всех остальных и системы в целом.
Так, советская политическая система рухнула отчасти потому, что в ней
была подорвана руководящая роль коммунистической партии.
– Взаимозависимость системы и среды.
Политическая система не только характеризует внутренние механизмы
властеотношений, но и вскрывает их обусловленность внешними по
отношению к ней факторами, а также ее возможности адаптироваться к этим
факторам или изменять их.
Внешние факторы условно можно разделить на две группы.
Первую группу составляют те, что образуют грани социума, создавшего
данную политическую систему – экономическую, социальную,
культурную подсистемы:
▪ уровень развития производительных сил общества,
▪ природные богатства страны и степень их освоения,
▪ характер господствующих форм собственности,
▪ численность и демографическая структура населения, его
социальный и этнический состав.
▪ исторический опыт, традиции, образ жизни народа, национальный
характер и национальная мораль,
▪ состояние науки, общая культура и образовательный уровень людей
и т. д.
Они создают специфическое пространство, которое придает каждой
политической системе собственное своеобразие, в чем-то сохраняющееся даже
при смене политического режима.
Вторая группа охватывает явления, которые лежат вне данного социума:
▪ географическая среда и геополитическое положение страны,
▪ международное право и международные правительственные,
общественные, коммерческие и другие объединения, включая ООН,
ОБСЕ, СНГ, Движение неприсоединения и т. д.
▪ Влияют также ТНК,
▪ международная обстановка,
▪ политика отдельных государств,
▪ место страны в системе международного разделения труда и другое.
Так, в современных условиях под влиянием глобализации в жизни
большинства стран происходят столь глубокие изменения, что многие
специалисты начинают говорить о размывании национального и
государственного суверенитета, исчерпании национальным государством своих
функций.
– Иерархичность.
Каждый компонент политической системы может рассматриваться как
относительно самостоятельная система (подсистема), в то же время представая
в качестве одного из компонентов более широкой системы.
Именно таков характер взаимосвязи трех ветвей государственной власти:
функционально они независимы друг от друга, будучи организационно
неразрывными частями государственной власти как единого целого.
Другой пример: вооруженные силы государства, его военно-силовые
структуры выступают как достаточно автономный институт, имеющий четкую
организацию и органы управления, внутреннюю дисциплинарную систему и
др. Вместе с тем они выступают органом государства, инструментом его
политики.
– Динамизм.
Границы и внутренняя организация политических систем подвижны. Они
изменяются как под влиянием внутреннего развития общества, так и вследствие
изменений внешних условий его жизнедеятельности.
Даже те системы, которые сохраняют привычные характеристики и
выглядят вполне устоявшимися, претерпевают изменения – хотя бы и
незаметные для обыденного сознания. Сами
эти
изменения
являются
следствием сосуществования в обществе множества социальных групп
(классов, этносов и т. д.) с различными интересами, каждая из которых
собственным политическим участием стремится внести в политическую
систему свои ценности, приоритеты, структуры.
В зависимости от того, кем и в каких формах осуществляются изменения,
они могут иметь
реформистский,
революционный или
контрреволюционный характер.
Процесс и результат развития современных обществ и их политических
систем
в
науке
называют
трансформацией,
модернизацией,
постмодернизацией, транзитологией.
– Многогранность.
В силу принципиальной сложности политической системы ее адекватное
познание требует построения множества различных моделей, каждая из
которых описывает лишь определенный аспект.
Так, политическую систему изучают
политическая психология и
политическая социология,
политический менеджмент и маркетинг,
партология и многие другие дисциплины.
Каждая политическая система уникальна. Тем не менее все они
имеют и нечто общее.
Это делает возможным, необходимым и целесообразным их
сравнительно-политологический анализ.
Его результатом являются различные классификации политических
систем.
Их предтечами были разнообразные типологизации государств. Со
времен Платона известна классификация в зависимости от форм правления:
монархия – правление одного человека и ее искаженная форма – тирания;
аристократия – правление нескольких достойных людей и ее искаженная
форма – олигархия;
демократия – правление многих или всего народа и ее искаженная форма
– охлократия.
С тех пор появилось еще огромное множество различных «кратий»,
каждая из которых предстает как особый тип организации и отправления
политической власти в обществе, особый тип политической системы:
теократия,
этнократия,
плутократия,
милитократия,
технократия и т. д.
Для собственно политических систем одной из первых стала
разработанная в марксизме классовая типологизация, в основе которой лежало
разделение политических систем по тому, какому классу принадлежит
господство в обществе и интересы какого класса выражает и реализует та или
иная политическая система.
Так выделялись политические системы
буржуазные (в их рамках империалистические),
социалистические и
политические системы освободившихся стран (в прошлом говорили о
национальных демократиях).
Л.С. Санистебан, используя исторический подход, описал в качестве
существовавших в различные эпохи
империи,
конфедерации,
современное национальное государство.
По формам административно-государственного устройства он и другие
исследователи разделяют политические системы на
унитарные и
федеральные.
Другое основание классификации использовал М. Вебер. Он учитывал
формы и способы функционирования политических систем, доминирующий
тип властвования, принципы легитимности, на которых они основаны. Под
влиянием веберовской классификации легитимности и господства получило
признание деление систем на
традиционные, в которых механизмы и способы властвования
определяются обычаем;
рациональные, или бюрократические, в которой политическая жизнь
зиждется на признании права человека и роли государства в установлении
и поддержании разумного порядка;
харизматические, власть в которых основывается на личности лидера,
кому приписываются исключительные черты.
Достаточно часто типологизация политических систем проводится по
формам политического режима.
В этом случае выделяют
тоталитарные,
авторитарные и
демократические типы.
В зависимости от наличия политических партий, их роли в политической
жизни страны и взаимоотношений между ними выделяются
беспартийные,
однопартийные,
двухпартийные и
многопартийные политические системы.
Политические системы основываются не только на воле власти, но и на
согласии всего населения с существующим порядком властвования. Это
согласие зиждется на обычае, безразличии, страхе или убеждении людей в том,
что власть адекватно выражает интересы государства и общества.
Поэтому управление и подчинение являются взаимодополняющими
аспектами любой политической системы и ее функции не сводятся только к
отправлению власти.
К функциям политических систем относятся:
1. Политическая социализация членов общества, в процессе и результате
которой люди на всех этапах своей жизни усваивают, поддерживают, меняют
основные нормы политической культуры и политического поведения.
Она включает в себя все виды политического обучения:
государственного,
общественного и
религиозного,
формального и неформального,
стихийного и управляемого.
Политическая социализация на протяжении более или менее длительного
исторического периода обеспечивает относительное единообразие политикокультурных норм и стандартов поведения членов политической общности.
2. Обеспечение политического участия граждан, под которым понимаются
все виды добровольных действий, прямого или опосредованного включения в
дела государства, его организацию, направления его деятельности и тем самым
формирования публичной политики.
В предельно широком значении политическое участие масс (от случайных
разговоров о политике до активных целенаправленных действий политических
партий и других образований) становится возможным благодаря наличию
многогранной и диверсифицированной политической системы. Именно она
обеспечивает мобилизацию ресурсов общества на достижение общественно
значимых целей.
3. Артикуляция и манифестация политических интересов различных
групп населения.
Политическая система создает пространство, в котором организации
различного типа – от семьи, профессионального объединения или национальнокультурной автономии до социальной, конфессиональной или территориальной
общности получают возможность заявить о своих чаяниях, предъявить свои
требования к власти.
4. Согласование разнообразных интересов государства и социальных групп
общества, хотя и взаимосвязанных, но относительно самостоятельных.
Не только из теории известны ситуации, когда защита интересов,
укрепление безопасности одного субъекта ослабляет или подрывает
безопасность других.
Так, реализация права народа на самоопределение находится в
противоречии с сохранением территориальной целостности государства, а
усиление в общественной жизни государственных начал или национальной
солидарности нередко ведет к ущемлению прав человека и гражданина.
Между тем, всякая власть стремится к абсолютизации, следствием
которой возможна ситуация, когда, по словам В.О. Ключевского, «государство
пухло, а народ хирел».
Предупреждению такой ситуации как раз и способствует демократическая
политическая система, в рамках которой государство перестает быть
самодовлеющим и единовластным демиургом истории. В ней группы интересов
получают реальную возможность влиять на власть, участвовать в выработке
решений, затрагивающих их.
5. Выработка и утверждение легитимных принципов распределения
материальных и духовных ценностей.
Д. Истон рассматривал политическую систему как совокупность
взаимодействий по поводу распределения ценностей. По его мысли, политика
заключается в авторитарном распределении ценностей, а политическая система,
реагируя на поступающие к ней импульсы, предотвращает возникающие по
этому поводу конфликты.
Таким образом, именно политическая система утверждает в обществе
согласие с существующим порядком принятия решений и необходимостью
следовать решениям, принятым в соответствии с этим порядком.
6. Обеспечение диалога между государством и гражданским обществом. Эта
функция выступает как продолжение и развитие двух предыдущих.
Ее смысл и значение состоят в том, что гражданское общество, не
подменяя государство, берет на себя часть его функций, например в областях
образования, благотворительности, экологии.
В то же время, создавая структуры, независимые от власти, оно
осуществляет контроль над государством и его органами.
В свою очередь, государство в процессе диалога с гражданским
обществом получает возможность усилить собственную легитимность,
получить общественную поддержку своей политики, а следовательно, повысить
ее эффективность.
7. Внедрение определенных правил политического поведения людей.
Здесь уместно напомнить, что есть разные способы социальной
регламентации и регулирования общественной жизни. Право и государственное
принуждение – одни из них. Другие (политическая мораль, политические
традиции, политические идеалы и др.) вырабатываются невластными,
негосударственными механизмами политической системы.
Но все они служат средством обеспечения контроля за соблюдением
законов и правил, пресечения действий, нарушающих политические нормы.
В целом всеми своими функциями политическая система служит
сплочению, консолидации общества и поддержанию его стабильности.
Функции относительно самостоятельны, но и взаимосвязаны, дополняют
друг друга. Они достаточно динамичны, обновляемы, как и сама политическая
жизнь. Действенность каждой из них зависит от степени реализации всех
других.
В то же время возможна гипертрофия отдельных функций, что может
привести к перерождению, дисбалансу политической системы.
Так, в современных индустриально развитых странах системы все более
слабо обеспечивают функцию привлечения граждан к политическому участию.
Это проявляется в устойчивом массовом абсентеизме, нарастающем неприятии
политики и отчуждении от нее, уходе значительной части населения из
публичной в частную жизнь и т. д., что говорит о кризисе западной демократии
в целом.
Познавательное
и
методологическое
значение
категории
«политическая система» состоит в следующем.
1. Во-первых , она позволяет вычленить политическую сферу из всей
гаммы социальных процессов, выявить ее специфику и раскрыть
взаимодействие с другими сферами жизни.
2. Во-вторых , она дает возможность упорядочить описание политических
процессов и анализировать возможности и пределы государственной
власти, государственной политики в регулировании жизни социума.
3. В-третьих , системный подход важен для сравнительного анализа
различных типов политических систем, определения общих факторов их
развития, возможности и целесообразности их конвергентного
сближения.
4. В-четвертых , системный подход раскрывает внутренние закономерности
развития политических структур, историческую преемственность в
функционировании механизмов властвования в отдельных странах на
протяжении длительного времени и на этой основе помогает
вырабатывать оптимальные направления их модернизации.
Эффективность политической системы — это ее способность быстро и
адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей,
регулировать социальные и политические отношения.
Критериями эффективности политической системы можно считать
уровень развития ее способностей, к которым относятся:
1) способность к мобилизации ресурсов,
2) способность контролировать поведение индивидов и групп,
3) способность распределять дефицитные ресурсы, услуги и статусы,
4) способность к сохранению и воспроизводству ценностей.
Г. Алмонд в работе «Политика в развивающихся странах» (1971)
сформулировал основные условия эффективности политической системы. К
ним он отнес:
• политическую социализацию;
• рекрутацию;
• артикуляцию и агрегацию интересов;
• политическую коммуникацию;
• введение, применение и контроль за применением правил (законодательную,
исполнительную и судебную функции).
Для того чтобы политическая система была эффективной, ей необходима
развитая (сильная) структурная дифференциация.
Политическая стабильность — это устойчивое состояние политической
системы, основанное на способности реагировать на поступающие в нее
требования, принимать эффективные решения и воплощать их в жизнь.
Важнейшими условиями политической стабильности считаются
легальность и эффективность власти.
С. Липсет предложил различать политические системы на основе двух
критериев: легитимности и эффективности власти.
Стабильными С. Липсет называет политические системы, являющиеся
одновременно эффективными и легитимными (1);
системы, в которых отсутствует хотя бы один из указанных критериев:
эффективные, но нелегитимные (2) или
легитимные, но неэффективные (3), он относит к относительно
стабильным системам;
системы неэффективные и нелегитимные характеризуются им как
нестабильные (4).
Факторами, обусловливающими политическую стабильность, выступают:
наличие значительной доли в социальной стратификации среднего класса;
институционализация классовых, религиозных и других конфликтов;
консенсус основных политических сил относительно базовых ценностей
и правил игры;
отсутствие в политической системе антисистемных партий;
политическая культура участия, предполагающая ориентацию граждан на
отстаивание и защиту своих интересов;
законность и правопорядок;
политическая конкуренция;
свободный доступ к институтам политической системы групп, ранее не
участвовавших в политике.
Г. Алмонд решает вопрос о стабильности политической системы исходя
из таких факторов, как эффективность:
• политической социализации;
• рекрутации элиты и
• осуществления экстраординарной, дистрибьютивной и процедурной
политики.
А. Лейпхарт, характеризуя стабильность/нестабильность демократии,
указывает на два фактора, способные дестабилизировать демократическую
политическую систему:
раскол политических элит и
наличие глубокого социального, религиозного или этнического раскола в
обществе