Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Политическая система общества

  • 👀 733 просмотра
  • 📌 712 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Политическая система общества» pdf
Лекция 3. Политическая система общества Политическая власть не существует сама по себе, а представляет собой особую форму и результат общественных отношений. Формирование, организацию, функционирование власти невозможно понять вне сложной связи со множеством разнообразных явлений и процессов, в своей совокупности определяющих и характеризующих политическую жизнь. Осмысление и описание их взаимообусловленности привело к появлению в 50-60-е годы прошлого века категории «политическая система». Политическая система: сущность, структура Элементы системного подхода к исследованию политики формировались давно. О связанности различных слагаемых власти и политики говорили ученые во все времена. Однако только в XX веке эта связь была подвергнута специальному анализу в ряде теорий:  элит (Г. Моска, В. Парето),  бюрократии и бюрократизации (М. Вебер, Р. Михельс),  социальной революции (В.И. Ленин). В их представлении власть есть образование, составные части которого – институты и учреждения, идеологии, силы и средства принуждения, воля личностей и групп. В середине XX века Т. Парсонс применил складывавшуюся общую теорию систем к исследованию общества как сложного социального организма, состоящего из относительно автономных экономической, политической и духовной систем. По его мысли, каждая из них осуществляет специфические функции; при этом политическая система обеспечивает интеграцию, выработку и реализацию общих целей. Идеи Т. Парсонса основательно углубил Д. Истон, которого считают основателем теории политических систем. Он представил политическую систему как развивающийся и саморегулирующийся организм, активно реагирующий своими решениями на поступающие извне импульсы (требования и поддержка). Разработанная им теоретическая модель была призвана выразить целостный характер политики. Под политической системой он понимал совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе. Политическая система, по Истону, взаимодействует с окружающей средой. Последняя подразделялась им на внутреннюю и внешнюю. К внутренней системе относились экологическая, биологическая, социальная и другие системы. К внешней — международные экономические, политические и социальные системы. От окружающей среды исходят импульсы, на которые реагирует политическая система. Эти импульсы воспринимаются политической системой и преобразуются в политические решения и действия. Существуют два типа импульсов, воздействующих на политическую систему: требования и поддержка. Без требований, поступающих из окружающей среды, политическая система не смогла бы функционировать. Однако одни требования, без поддержки, способны разрушить политическую систему. Поэтому системе необходимы как требования, так и поддержка. Требования могут быть подразделены на несколько видов: 1) касающиеся распределения благ и услуг (например, требования принятия законов о заработной плате, о рабочем времени, об образовании и др.); 2) касающиеся регулирования поведения (например, требования обеспечения безопасности, проведения протекционистской политики по отношению к национальным кампаниям и др.); 3) касающиеся коммуникации и информации (например, требования обеспечения (свободного и равного доступа к информации и др.). Поддержка политической системы выражается в: • соблюдении законов; • участии в политической жизни (например, участие в выборах); • лояльном отношении к власти и во внимании к официальной информации; • оказании услуг и материальном финансировании политической системы (например, исполнение воинской повинности, уплата налогов и др.). Поступающие импульсы перерабатываются политической системой, на основе чего принимаются решения и осуществляются политические действия. Содержанием исходящих импульсов выступают: 1) регулирование поведения и взаимодействия в обществе; 2) распределение ценностей и услуг; 3) создание законов и норм. Попадая в политическую систему, требования и поддержка превращаются в политические решения. Развивая его идеи, а отчасти и критикуя их за умозрительность, политическую систему исследовали Г. Алмонд, У.К. Митчелл, А.В. Этциони, К. Дойч, Д. Дивайн и др. Значительный вклад в разработку теории политической системы внес Г. Алмонд. Американский политолог понимал под политической системой особый тип социальной системы такой, которая задействована в принятии властных публичных решений. «Политическая система, — отмечает он, — представляет собой совокупность институтов (таких как парламенты, бюрократии и суды), которые формулируют и воплощают в жизнь коллективные цели общества и существующих в них групп». Основное внимание он сосредоточил на функциях «входа» и «выхода» политической системы. К функциям «входа» он отнес:  артикуляцию и агрегирование интересов,  политическую социализацию и рекрутацию,  а также политическую коммуникацию. Артикуляция интересов — процесс формулирования и выражения требований, предъявляемых к политическим структурам, принимающим властные решения. Агрегирование интересов — придание однородности множеству разнохарактерных требований и интересов и их иерархизация, соединение требований в партийные программы. Политическая социализация представляет собой процесс приобщения индивидов к нормам и ценностям политической системы. Политическая рекрутация сводится к отбору лиц для осуществления властных функций в политической системе. Под политической коммуникацией понимается распространение и передача политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой. Перечисленные функции выполняют ряд политических структур: группы интересов, партии, законодательные органы власти. В функции «выхода» были включены:  нормотворчество,  исполнение законов правил и норм, а также  контроль за их соблюдением. Эти функции реализуются законодательными, исполнительными и судебными органами власти. К началу 60-х годов прошлого века теория политических систем стала составной частью политической науки. С начала 80-х годов XX века эта категория стала применяться в советской философской, политической литературе. Правда, ее объем и содержание истолковывались иначе, чем в зарубежной политической науке, так как в соответствии с марксистским подходом, господствовавшим в то время в отечественной науке, она жестко связывалась с определенным типом общественно-экономической формации. К началу XXI века сложилось разделяемое – пусть с некоторыми особенностями или оговорками – большинством специалистов понимание политической системы. Она определяется как совокупность политических институтов, норм, ценностей, идей и отношений, в которых реализуется политическая власть, и имеет двоякое значение. В узком смысле понимается любое искусственно созданное образование, будь то  материальное (государство,партия, профсоюз) или  идеальное (право, политическая культура),  вещное (средства массовой коммуникации) или  духовное (идеи и ценности). Все эти образования рассматриваются как целостные структуры, находящиеся в сложном взаимодействии с окружающей средой. Они являются политическими в той мере, в какой включаются во властные отношения и властную деятельность. В широком смысле политической системой называют реальный механизм формирования и функционирования власти в обществе. Социальную основу этого механизма составляют люди, социальные общности, группы интересов, институты. Именно они выступают субъектами, с существованием и активностью которых связано возникновение, развитие и функционирование политической системы. Субъекты политики не являются механической суммой однородных и однопорядковых величин. Они обладают разной политической силой и находятся в состоянии перманентного конфликта, предметом которого является власть государства и власть в государстве, возможность распоряжаться ею или быть независимой от нее. Скажем, Л.С. Санистебан полагает, что в любой политической системе имеет место неравное распределение власти:  между элитой (относительно организованные меньшинства, осуществляющие политическую власть над обществом в целом),  контрэлитой (все те, кто активно борется за свое включение в элиту или за создание новой элиты), бюрократией (чиновническая администрация, профессионально и постоянно занимающаяся ведением государственной политики) и  массами (огромное большинство населения, в повседневной жизни отчужденное от власти). Массы могут  выступать в качестве нерасчлененного конгломерата разных групп, а также  четко дифференцироваться по классовому, национальному, религиозному, профессиональному, территориальному и другим признакам. В марксистско-ленинской интерпретации действующими акторами политики выступают массы – классы – партии – вожди. Такое деление естественно для теоретиков, которые единственной движущей силой истории рассматривают классовую борьбу. Однако классовое противоборство («классовый антагонизм», говоря марксистским языком) является реальным и действенным фактором политики далеко не во всяком обществе. Противоборствующие группы могут возникать также на этнической, религиозной, территориальной и других основах. Но как бы ни объяснялось политическое расслоение общества, оно становится причиной разнонаправленных устремлений и воль, в ходе и вследствие взаимодействия которых складывается политическая система. Д. Истон считал, что она призвана предотвращать конфликты, возникающие из-за присущего политике авторитарного распределения ценностей. Такой эффект достигается тем, что в отличие от политики, решения которой всегда однозначны, политическая система плюралистична. Не только названные выше коллективные субъекты политики, но и разные группы внутри них имеют отличные от других ценности, интересы, позиции. Их согласование в той или иной форме и осуществляет политическая система, составными частями которой являются  политические отношения,  политическая организация,  политические нормы,  политическое сознание. Политические отношения – это взаимосвязь и взаимодействие субъектов политической жизни по поводу формирования, организации и функционирования государственной власти. Они концентрируются вокруг вопросов  состава и структуры властных органов,  механизмов их образования,  целей власти и  методов властвования и т. д. При этом граждане своей позицией и действиями посылают в систему импульсы-требования к власти и импульсы-поддержки ее. Власть, в свою очередь, тем или иным способом реагирует на них, своими решениями подавляя или удовлетворяя требования и реальными делами или демагогическими посулами стимулируя поддержку своего курса со стороны масс. Политические отношения могут иметь различный характер –  социального партнерства, межнационального согласия, гражданского мира или, наоборот,  острого соперничества, вражды и конфронтации, крайними проявлениями которого являются мятеж, восстание, гражданская война. Политические акторы, вступая во взаимодействие по поводу власти, в стремлении повысить эффективность собственных усилий, предпринимают меры к институционализации своей деятельности. Это находит отражение в политической организации. Политическая организация представляет собой совокупность различного рода учреждений, органов, объединений, корпораций и других институтов, специально создаваемых для артикуляции, защиты и реализации политических интересов определенных общностей и групп. Политическую организацию составляют  государство,  политические партии,  массовые общественные объединения и движения,  группы давления, другие структуры гражданского общества,  средства массовой информации и др. При этом выделяются  учреждения, созданные в сугубо политических целях;  организации, призванные защищать экономические, профессиональные, экологические, культурные и другие интересы различных социальных групп, но вступающие в активный диалог с государственной властью;  ассоциации, в деятельности которых политический момент проявляется лишь эпизодически. Дискуссионным является вопрос о включении в политическую организацию образований, созданных в обход или в нарушение действующих норм права и преследующих  узкоэгоистические, а то и откровенно антиобщественные цели. По мысли одних, политическая система есть конституированное (предусмотренное конституцией и законами страны) образование, все звенья которого служат реализации воли политической власти. Другие считают, что частями реально действующей политической системы общества являются и те политические институты, которые ориентированы на борьбу с существующей властью. Интрига заключается в том, что сами государственные структуры порой приобретают дисфункциональный характер и действуют против государства. Например, в случае государственного (военного) переворота, деятельности антиобщественных сил – организованной преступности, международного терроризма, наркобизнеса. По своей сути они – антисистемные факторы, но по происхождению, сфере действий, а в определенных случаях и в результатах деятельности (коррумпированная власть, криминализация политики и т. п.) они являются патологическим образованием политической системы. Еще одним слагаемым политической системы общества являются политические нормы. Политические нормы - совокупность различного рода установлений, которые определяют порядок и правила функционирования политической системы, жизнедеятельности людей в политической сфере. Речь идет о писаных и неписаных требованиях, своего рода «правилах политической игры», которые определяют разрешенные и допустимые формы, методы политической деятельности и борьбы. Разумеется, эти правила не имеют абсолютной силы: история знает немало фактов, когда и власть (государство) и оппозиция используют нелегитимные, а то и нелегальные средства борьбы со своими оппонентами. Политические нормы формируются под влиянием разных факторов и имеют многообразные источники и формы. К ним относятся:  нормы национального законодательства и международного права,  уставные нормы общественных объединений,  национальная мораль,  политические традиции и этика,  религиозные каноны и др. Неотъемлемую часть политической системы общества составляет политическое сознание. Это форма идеального отражения и освоения окружающего мира сквозь призму власти, способ понимания и объяснения власти и всего, что с ней связано. Как таковое, оно охватывает совокупность представлений и чувств, взглядов, оценок и установок, выражающих отношение людей к осуществляемой и желаемой политике, а также определяющих способность и готовность человека к участию в управлении делами общества и государства. Существуют и другие подходы к раскрытию структуры политической системы общества: выделяются  институциональная,  идеологическая,  нормативная (регулятивная),  коммуникативная,  культурная,  функциональная, а также  ценностная,  информационная подсистемы, которые перекликаются с делением, предложенным выше. Изучение внутренней структуры политических систем – не самоцель. Оно создает основу для выявления и характеристики ее свойств и функций, а вместе с тем и ее роли в жизни общества в целом и составляющих его индивидов и групп. Признаки и функции политических систем Углубленный анализ политической системы предполагает выявление тех ее сторон и граней, которые, с одной стороны, придают ей самой качественную определенность, а с другой – обеспечивают ее возможности по организации общества. Политическую систему характеризуют следующие признаки. – Целостность. Она означает принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств элементов, ее составляющих, и невыводимость из последних свойств целого. Другой признак целостности выражается в зависимости каждого элемента, свойства и отношения от его места в системе, выполняемых функций в ней. Целостность проявляется и в наличии у системы всех необходимых частей и ее способности собственными средствами компенсировать или заменять недостающие. Наконец, целостность предполагает соразмерность частей системы. Все слагаемые политической системы неразрывно связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. Они никогда не существовали и не могут существовать сами по себе, изолированно от других слагаемых. – Структурность. Выражается в наличии связей и отношений между элементами системы и обусловливает характер ее функционирования не столько поведением отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры. Скажем, как бы ни менялся персональный состав правительства, его функции, задачи в своей основе сохраняются. Кроме того, и сами люди в политической системе часто действуют не в личном качестве, а выполняют предписанную им роль. Так, в войне солдаты противоборствующих армий убивают друг друга не из-за личной ненависти, но потому, что поставлены в определенные политические условия и подчинены им. Структурность проявляется и в том, что части системы оказываются взаимозависимыми: изменение одной из них влечет за собой заметную перестройку всех остальных и системы в целом. Так, советская политическая система рухнула отчасти потому, что в ней была подорвана руководящая роль коммунистической партии. – Взаимозависимость системы и среды. Политическая система не только характеризует внутренние механизмы властеотношений, но и вскрывает их обусловленность внешними по отношению к ней факторами, а также ее возможности адаптироваться к этим факторам или изменять их. Внешние факторы условно можно разделить на две группы.  Первую группу составляют те, что образуют грани социума, создавшего данную политическую систему – экономическую, социальную, культурную подсистемы: ▪ уровень развития производительных сил общества, ▪ природные богатства страны и степень их освоения, ▪ характер господствующих форм собственности, ▪ численность и демографическая структура населения, его социальный и этнический состав. ▪ исторический опыт, традиции, образ жизни народа, национальный характер и национальная мораль, ▪ состояние науки, общая культура и образовательный уровень людей и т. д. Они создают специфическое пространство, которое придает каждой политической системе собственное своеобразие, в чем-то сохраняющееся даже при смене политического режима.  Вторая группа охватывает явления, которые лежат вне данного социума: ▪ географическая среда и геополитическое положение страны, ▪ международное право и международные правительственные, общественные, коммерческие и другие объединения, включая ООН, ОБСЕ, СНГ, Движение неприсоединения и т. д. ▪ Влияют также ТНК, ▪ международная обстановка, ▪ политика отдельных государств, ▪ место страны в системе международного разделения труда и другое. Так, в современных условиях под влиянием глобализации в жизни большинства стран происходят столь глубокие изменения, что многие специалисты начинают говорить о размывании национального и государственного суверенитета, исчерпании национальным государством своих функций. – Иерархичность. Каждый компонент политической системы может рассматриваться как относительно самостоятельная система (подсистема), в то же время представая в качестве одного из компонентов более широкой системы. Именно таков характер взаимосвязи трех ветвей государственной власти: функционально они независимы друг от друга, будучи организационно неразрывными частями государственной власти как единого целого. Другой пример: вооруженные силы государства, его военно-силовые структуры выступают как достаточно автономный институт, имеющий четкую организацию и органы управления, внутреннюю дисциплинарную систему и др. Вместе с тем они выступают органом государства, инструментом его политики. – Динамизм. Границы и внутренняя организация политических систем подвижны. Они изменяются как под влиянием внутреннего развития общества, так и вследствие изменений внешних условий его жизнедеятельности. Даже те системы, которые сохраняют привычные характеристики и выглядят вполне устоявшимися, претерпевают изменения – хотя бы и незаметные для обыденного сознания. Сами эти изменения являются следствием сосуществования в обществе множества социальных групп (классов, этносов и т. д.) с различными интересами, каждая из которых собственным политическим участием стремится внести в политическую систему свои ценности, приоритеты, структуры. В зависимости от того, кем и в каких формах осуществляются изменения, они могут иметь  реформистский,  революционный или  контрреволюционный характер. Процесс и результат развития современных обществ и их политических систем в науке называют трансформацией, модернизацией, постмодернизацией, транзитологией. – Многогранность. В силу принципиальной сложности политической системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект. Так, политическую систему изучают  политическая психология и  политическая социология,  политический менеджмент и маркетинг,  партология и многие другие дисциплины. Каждая политическая система уникальна. Тем не менее все они имеют и нечто общее. Это делает возможным, необходимым и целесообразным их сравнительно-политологический анализ. Его результатом являются различные классификации политических систем. Их предтечами были разнообразные типологизации государств. Со времен Платона известна классификация в зависимости от форм правления:  монархия – правление одного человека и ее искаженная форма – тирания;  аристократия – правление нескольких достойных людей и ее искаженная форма – олигархия;  демократия – правление многих или всего народа и ее искаженная форма – охлократия. С тех пор появилось еще огромное множество различных «кратий», каждая из которых предстает как особый тип организации и отправления политической власти в обществе, особый тип политической системы:  теократия,  этнократия,  плутократия,  милитократия,  технократия и т. д. Для собственно политических систем одной из первых стала разработанная в марксизме классовая типологизация, в основе которой лежало разделение политических систем по тому, какому классу принадлежит господство в обществе и интересы какого класса выражает и реализует та или иная политическая система. Так выделялись политические системы  буржуазные (в их рамках империалистические),  социалистические и  политические системы освободившихся стран (в прошлом говорили о национальных демократиях). Л.С. Санистебан, используя исторический подход, описал в качестве существовавших в различные эпохи  империи,  конфедерации,  современное национальное государство. По формам административно-государственного устройства он и другие исследователи разделяют политические системы на  унитарные и  федеральные. Другое основание классификации использовал М. Вебер. Он учитывал формы и способы функционирования политических систем, доминирующий тип властвования, принципы легитимности, на которых они основаны. Под влиянием веберовской классификации легитимности и господства получило признание деление систем на  традиционные, в которых механизмы и способы властвования определяются обычаем;  рациональные, или бюрократические, в которой политическая жизнь зиждется на признании права человека и роли государства в установлении и поддержании разумного порядка;  харизматические, власть в которых основывается на личности лидера, кому приписываются исключительные черты. Достаточно часто типологизация политических систем проводится по формам политического режима. В этом случае выделяют  тоталитарные,  авторитарные и  демократические типы. В зависимости от наличия политических партий, их роли в политической жизни страны и взаимоотношений между ними выделяются  беспартийные,  однопартийные,  двухпартийные и  многопартийные политические системы. Политические системы основываются не только на воле власти, но и на согласии всего населения с существующим порядком властвования. Это согласие зиждется на обычае, безразличии, страхе или убеждении людей в том, что власть адекватно выражает интересы государства и общества. Поэтому управление и подчинение являются взаимодополняющими аспектами любой политической системы и ее функции не сводятся только к отправлению власти. К функциям политических систем относятся: 1. Политическая социализация членов общества, в процессе и результате которой люди на всех этапах своей жизни усваивают, поддерживают, меняют основные нормы политической культуры и политического поведения. Она включает в себя все виды политического обучения:  государственного,  общественного и  религиозного,  формального и неформального,  стихийного и управляемого. Политическая социализация на протяжении более или менее длительного исторического периода обеспечивает относительное единообразие политикокультурных норм и стандартов поведения членов политической общности. 2. Обеспечение политического участия граждан, под которым понимаются все виды добровольных действий, прямого или опосредованного включения в дела государства, его организацию, направления его деятельности и тем самым формирования публичной политики. В предельно широком значении политическое участие масс (от случайных разговоров о политике до активных целенаправленных действий политических партий и других образований) становится возможным благодаря наличию многогранной и диверсифицированной политической системы. Именно она обеспечивает мобилизацию ресурсов общества на достижение общественно значимых целей. 3. Артикуляция и манифестация политических интересов различных групп населения. Политическая система создает пространство, в котором организации различного типа – от семьи, профессионального объединения или национальнокультурной автономии до социальной, конфессиональной или территориальной общности получают возможность заявить о своих чаяниях, предъявить свои требования к власти. 4. Согласование разнообразных интересов государства и социальных групп общества, хотя и взаимосвязанных, но относительно самостоятельных. Не только из теории известны ситуации, когда защита интересов, укрепление безопасности одного субъекта ослабляет или подрывает безопасность других. Так, реализация права народа на самоопределение находится в противоречии с сохранением территориальной целостности государства, а усиление в общественной жизни государственных начал или национальной солидарности нередко ведет к ущемлению прав человека и гражданина. Между тем, всякая власть стремится к абсолютизации, следствием которой возможна ситуация, когда, по словам В.О. Ключевского, «государство пухло, а народ хирел». Предупреждению такой ситуации как раз и способствует демократическая политическая система, в рамках которой государство перестает быть самодовлеющим и единовластным демиургом истории. В ней группы интересов получают реальную возможность влиять на власть, участвовать в выработке решений, затрагивающих их. 5. Выработка и утверждение легитимных принципов распределения материальных и духовных ценностей. Д. Истон рассматривал политическую систему как совокупность взаимодействий по поводу распределения ценностей. По его мысли, политика заключается в авторитарном распределении ценностей, а политическая система, реагируя на поступающие к ней импульсы, предотвращает возникающие по этому поводу конфликты. Таким образом, именно политическая система утверждает в обществе согласие с существующим порядком принятия решений и необходимостью следовать решениям, принятым в соответствии с этим порядком. 6. Обеспечение диалога между государством и гражданским обществом. Эта функция выступает как продолжение и развитие двух предыдущих. Ее смысл и значение состоят в том, что гражданское общество, не подменяя государство, берет на себя часть его функций, например в областях образования, благотворительности, экологии. В то же время, создавая структуры, независимые от власти, оно осуществляет контроль над государством и его органами. В свою очередь, государство в процессе диалога с гражданским обществом получает возможность усилить собственную легитимность, получить общественную поддержку своей политики, а следовательно, повысить ее эффективность. 7. Внедрение определенных правил политического поведения людей. Здесь уместно напомнить, что есть разные способы социальной регламентации и регулирования общественной жизни. Право и государственное принуждение – одни из них. Другие (политическая мораль, политические традиции, политические идеалы и др.) вырабатываются невластными, негосударственными механизмами политической системы. Но все они служат средством обеспечения контроля за соблюдением законов и правил, пресечения действий, нарушающих политические нормы. В целом всеми своими функциями политическая система служит сплочению, консолидации общества и поддержанию его стабильности. Функции относительно самостоятельны, но и взаимосвязаны, дополняют друг друга. Они достаточно динамичны, обновляемы, как и сама политическая жизнь. Действенность каждой из них зависит от степени реализации всех других. В то же время возможна гипертрофия отдельных функций, что может привести к перерождению, дисбалансу политической системы. Так, в современных индустриально развитых странах системы все более слабо обеспечивают функцию привлечения граждан к политическому участию. Это проявляется в устойчивом массовом абсентеизме, нарастающем неприятии политики и отчуждении от нее, уходе значительной части населения из публичной в частную жизнь и т. д., что говорит о кризисе западной демократии в целом. Познавательное и методологическое значение категории «политическая система» состоит в следующем. 1. Во-первых , она позволяет вычленить политическую сферу из всей гаммы социальных процессов, выявить ее специфику и раскрыть взаимодействие с другими сферами жизни. 2. Во-вторых , она дает возможность упорядочить описание политических процессов и анализировать возможности и пределы государственной власти, государственной политики в регулировании жизни социума. 3. В-третьих , системный подход важен для сравнительного анализа различных типов политических систем, определения общих факторов их развития, возможности и целесообразности их конвергентного сближения. 4. В-четвертых , системный подход раскрывает внутренние закономерности развития политических структур, историческую преемственность в функционировании механизмов властвования в отдельных странах на протяжении длительного времени и на этой основе помогает вырабатывать оптимальные направления их модернизации. Эффективность политической системы — это ее способность быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, регулировать социальные и политические отношения. Критериями эффективности политической системы можно считать уровень развития ее способностей, к которым относятся: 1) способность к мобилизации ресурсов, 2) способность контролировать поведение индивидов и групп, 3) способность распределять дефицитные ресурсы, услуги и статусы, 4) способность к сохранению и воспроизводству ценностей. Г. Алмонд в работе «Политика в развивающихся странах» (1971) сформулировал основные условия эффективности политической системы. К ним он отнес: • политическую социализацию; • рекрутацию; • артикуляцию и агрегацию интересов; • политическую коммуникацию; • введение, применение и контроль за применением правил (законодательную, исполнительную и судебную функции). Для того чтобы политическая система была эффективной, ей необходима развитая (сильная) структурная дифференциация. Политическая стабильность — это устойчивое состояние политической системы, основанное на способности реагировать на поступающие в нее требования, принимать эффективные решения и воплощать их в жизнь. Важнейшими условиями политической стабильности считаются легальность и эффективность власти. С. Липсет предложил различать политические системы на основе двух критериев: легитимности и эффективности власти.  Стабильными С. Липсет называет политические системы, являющиеся одновременно эффективными и легитимными (1);  системы, в которых отсутствует хотя бы один из указанных критериев: эффективные, но нелегитимные (2) или  легитимные, но неэффективные (3), он относит к относительно стабильным системам;  системы неэффективные и нелегитимные характеризуются им как нестабильные (4). Факторами, обусловливающими политическую стабильность, выступают:  наличие значительной доли в социальной стратификации среднего класса;  институционализация классовых, религиозных и других конфликтов;  консенсус основных политических сил относительно базовых ценностей и правил игры;  отсутствие в политической системе антисистемных партий;  политическая культура участия, предполагающая ориентацию граждан на отстаивание и защиту своих интересов;  законность и правопорядок;  политическая конкуренция;  свободный доступ к институтам политической системы групп, ранее не участвовавших в политике. Г. Алмонд решает вопрос о стабильности политической системы исходя из таких факторов, как эффективность: • политической социализации; • рекрутации элиты и • осуществления экстраординарной, дистрибьютивной и процедурной политики. А. Лейпхарт, характеризуя стабильность/нестабильность демократии, указывает на два фактора, способные дестабилизировать демократическую политическую систему:  раскол политических элит и  наличие глубокого социального, религиозного или этнического раскола в обществе
«Политическая система общества» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 88 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot