Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1 часть (Надежда)
Подходы к определению
Культура – есть совокупность духовных ценностей, передаваемых от поколения к поколению по каналам социальной информации и способствующих сохранению общества. Освоение важнейших культурных ценностей, воспитание (самовоспитание) способности к сознанию, языку, поиску Истины, сотворению Добра, восприятию Красоты, к духовно-практической деятельности, социальному, научному и духовному творчеству.
Социолог Михаил Сергеевич Комаров определяет культуру как: «систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность».
Альберт Иванович Кравченко дает следующее определение культуры: «культура есть то, что объединяет аборигенов с самыми цивилизованными народами – система убеждений и ценностей, выраженная через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируется взаимодействие людей… С цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой – духовный мир человека».
Фарид Исламович Минюшев определяет культуру, как «знания, ценности, нормы, социальные образцы и другие атрибуты, определяющие поведение и деятельность социальных групп, общностей и отдельных индивидов». Они могут быть опредмечены и распредмечены в человеческом поведении, деятельности и взаимодействии людей».
Таким образом, культура самодетерминируется (сама определяется) знанием, ценностью, нормой и образцом, ориентирующим человека в его поведении, деятельности и взаимодействии с другими. Эти элементы культуры проявляются в повседневности и в сфере профессиональной трудовой деятельности (экономике, политике, управлении, правосудии, науке, образовании и воспитании, в массовых коммуникациях, в искусстве и литературе), выполняя различные функции.
Основные подходы к определению культуры:
1. Идеалистический взгляд на культуру рассматривает ее как совокупность идей, циркулирующих в обществе, идей о производстве или хозяйственной деятельности, о духовной жизни, поведении и других общепринятых представлениях. Идеи воспринимаются разумом, а передаются извне, через воспитание. В этом подходе выделяются два варианта: объективный и субъективный идеализм. Объективный идеализм не выделяет личность, и даже общество в качестве фактора, оказывающего обратное воздействие на культуру. Человек может только приспособиться к культуре. Субъективный идеализм выделяет особую роль другого класса явлений нематериальной культуры - норм и идеалов поведения, которые созданы человеком и отдельно от него как носителя этих норм не существуют.
То есть культура - это абстрактное обозначение совокупной традиции интеллектуальных и художественных идеалов, достижений человечества, которые становятся доступны каждому человеку в мере, заданной ему этническим и социальным происхождением. Так мыслили О. Шпенглер, А. Кребер.
2. Реалистический подход рассматривает культуру как атрибут социального поведения, выраженного в социальных институтах, традициях, привычках, нравах. В рамках этого подхода культура - это "социальное наследие", обнимающее как материальные артефакты, так и нематериальные (идеи, обычаи, институты), сумма всех исторических достижений человеческой общественной жизни, содержание общественной жизни. Этих взглядов придерживались, например, Э. Тайлор, а позже Р. Бенедикт, Ф. Боас, Б. Малиновский.
3. Материалистический подход, отраженный, в частности, в позициях марксистов, выделяет материальное производство в качестве первичного фактора, который определяет эволюцию культуры. Материальные факторы - фундамент, культура - надстройка. Сторонники этого подхода недооценивают роль человека, представляющего собой не просто носителя и ретранслятора культуры, но и активного агента, самоопределяющегося в культуре и изменяющего ее.
4. Функционалисты, критикуя названные выше подходы, указывают - для элемента культуры вообще несущественно то, что он передается. Например, если сравнить антрополога, усваивающего идеи об аборигенной культуре, с самими аборигенами. Эта культура для временно наблюдающего за ней человека - всего лишь информация, поскольку он не "аккультурирован" и не разделяет идеалов туземной культуры. Так же и музейные экспонаты не являются объектами нашей культуры, хотя они и унаследованы нами. Продукты культуры, если они отделяются от их носителей и от культурного процесса, становятся абстракциями, не более чем символическими проявлениями культурной жизни. С точки зрения функционалистов, природа, или сущность, артефакта связана с его функцией в данной культуре. И если функция какого-либо объекта претерпела изменение, то и объект этот уже другой, даже если форма его осталась прежней. Поэтому функционалисты считают использование термина "материальная культура" некорректным, так как тем самым объект знания отделяется от самого знания, а артефакт - от его использования. Функционалисты подчеркивают роль индивида в модификации и приращении культурного наследия. Многочисленные изменения культуры, получающие общественное признание, - это результат индивидуальных инициатив. То есть люди не только наследуют культуру, но оказывают на нее обратное воздействие.
5. Психоаналитический подход. Здесь прежде всего следует выделить работы З. Фрейда ("Неудовлетворенность культурой" и "Будущее одной иллюзии") и К. Г. Юнга ("Архетип и символ"). З. Фрейд подчеркивал, что, во-первых, понятие культуры обозначает всю сумму достижений, отличающих жизнь человека от жизни его предков из животного мира, а во-вторых, культура служит двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми. Культура, по Фрейду, основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо. Сублимация, т.е. переключение первичных инстинктов человека, дает возможность высшим формам психической деятельности - научной, художественной и идеологической - играть в культуре значительную роль. Фрейд приходит к заключению, что прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины из-за растущих ограничений для реализации природных желаний. Именно в "культурных лишениях" причина враждебности, с которой приходится бороться всем культурам.
К. Г. Юнг ввел понятие "архетипы коллективного бессознательного". Коллективное бессознательное присуще всем людям, передается по наследству и является корнем индивидуальной психики. Оно представляет собой систему установок и типичных реакций, незаметно определяющих жизнь человека, - так называемые праобразы, которые предопределяют восприятие, мышление, воображение. Юнг сравнивал архетипы с системой осей кристалла, невещественным полем, которое распределяет частицы вещества и формирует кристалл в растворе. "Архетипические образы" даются в опыте сновидений, мистических видений, галлюцинаций, когда сознание принимает минимальное участие в их обработке. Однако эти образы всегда сопровождали человека, выступая истоком мифологии, религии, искусства. Постепенно эти образы превращаются в символы, которые Юнг называл "вечными". Так история культуры становится открытой книгой. А поскольку человеческая психика - это саморегулирующаяся система, в которой происходит постоянный обмен между элементами бессознательных и сознательных процессов, то психические нарушения возникают в результате дисгармонии, конфликта в этой системе, что приводит к невротическим явлениям. Юнг придавал большое значение в обретении равновесия религиозным учениям, опирающимся на абстрактные догматы. Они-то и способствуют адаптации человека к идущим из глубин бессознательного архетипическим образам.
6. Аксиологический подход рассматривает культуру через призму категории "ценность", структуру и иерархию ценностного мира. В рамках этого подхода подчеркивается, что каждая сфера культурной деятельности человека обладает внутренне присущим ей ценностным измерением: ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии. Ценности каждой из этих сфер достаточно автономны. Однако каждый тип культуры выстраивает эти ценности в определенную иерархию, соподчинение. Например, эстетический подход к миру в эпоху античности, абсолютизация ценности религии и Бога - в период Средневековья или ценности политической власти в тоталитарных обществах.
7. Структурный (структуралистский) подход связан прежде всего с именем К. Леви-Стросса. В его рамках работали также М. Фуко, Ж. Лакан, Р. Барт, Ж. Деррида, У. Эко. Этот подход формировался в определенной мере как оппозиция объективному идеализму, его последователи стремились к объективно научному познанию культуры посредством сравнительного структурного анализа знаковых систем и культурных текстов. Задачей структурного анализа становится выявление механизмов взаимодействия человека с внешним миром. С одной стороны, процесса преобразования внешних воздействий в индивидуальные представления, или концепты, требующие выделения значимой информации из "шума", оценку этой информации с помощью культурного опыта. С другой - механизма преобразования концептов в знаки и символы, которыми человек отвечает па воздействия среды посредством соотнесения концептов с коммуникативной ситуацией, выбора и использования знаковых средств для формирования символа.
Структура (компоненты) культуры
I. Американский социолог Нейл Смелзер выделил четыре компонента культуры, определяющие ее содержание в социологии:
1. Понятия и концепты — одна из форм отражения мира на ступени познания, содержащаяся в языке и помогающая людям организовать и упорядочить свой опыт.
2. Отношения — момент взаимосвязи всех явлений, через которые человек при помощи понятий определяет, как отдельные факты явления, связанные друг с другом в пространстве, времени и по значению.
3. Ценности — социально-одобряемые и разделяемые большинством людей убеждения, относительно целей, к которым необходимо стремиться. В каждом обществе и в каждой группе общества существует своя система и иерархия ценностей. Ценности отдельных индивидов или групп и их иерархия могут не совпадать с ценностями других групп и общества в целом и их иерархиями.
4. Нормы — элементы культуры, определяющие как должен вести себя человек, чтобы жить в соответствии с устоявшимися ценностями. Нормы включают в себя требования общества к поведению индивида в той или иной жизненной ситуации. Требования общества закрепляются в нормах и установках, содержащихся в морали и обычаях, и нормах-законах, содержащихся в системе законодательства.
Исходя из такого понимания, Смелзер говорит: "Культура — это набор ценностей, представлений о мире и кодов поведения, общих для людей одного стиля жизни".
II. Элементы культуры: Язык — знаковая система для установления коммуникаций. Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру. Язык является ретранслятором культуры. Очевидно, что культура распространяется и жестом, и мимикой, но язык является наиболее емким, доступным ретранслятором культуры.
Ценности — это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то, к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка — отнесение к ценности).
Различают ценности:
1) терминальные (ценности цели);
2) инструментальные (ценности средства).
Ценности определяют смысл целенаправленной деятельности, регулируют социальные взаимодействия. Иными словами, ценности ориентируют человека в окружающем мире и мотивируют. В систему ценностей субъекта входят:
1) смысложизненные ценности — представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;
2) универсальные ценности:
а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, образование, и др.);
б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и др.);
в) межличностного общения (честность, сострадание и др.);
г) демократические (свобода слова, суверенитет и др.);
3) партикулярные ценности (частные):
а) привязанность к малой родине, семье;
б) фетишизм (вера в Бога, стремление к абсолютизму и т. д.).
В наши дни происходит серьезная ломка, трансформация системы ценностей.
Нормы допустимых действий. Нормы — это формы регуляции поведения в социальной системе и ожидания, определяющие круг допустимых действий. Различают следующие виды норм:
1) формализованные правила (все, что официально записано);
2) правила морали (связаны с представлениями людей);
3) образцы поведения (мода).
Возникновение и функционирование норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений. Нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию, распределяясь по степени их социальной значимости.
Убеждения и знания. Важнейшим элементом культуры являются убеждения и знания. Убеждения — это определенное духовное состояние, свойство, в котором соединяются интеллектуальный, чувственный и волевой компоненты. Любые убеждения включают в свою структуру определенные сведения, информацию о данном явлении, норме поведения, знания. Между знаниями и убеждениями связь устанавливается неоднозначно. Причины могут быть различными: когда знания противоречат тенденциям развития человека, когда знания опережают реальную действительность и т. д.
Идеология. Как было отмечено выше, в качестве своей основы убеждения имеют определенную информацию, утверждения, обоснованные на теоретическом уровне. Соответственно, ценности могут быть описаны, аргументированы в виде строгой, логически обоснованной доктрины или в виде стихийно сложившихся представлений, мнений, чувств.
В первом случае мы имеем дело с идеологией, во втором — с обычаями, традициями, обрядами, воздействующими и передающими свое содержание на социально-психологическом уровне.
Идеология предстает как сложное и многоярусное образование. Она может выступать в виде идеологии всего человечества, идеологии конкретного общества, идеологии класса, социальной группы и сословия. При этом происходит взаимодействие разных идеологий, что обеспечивает, с одной стороны, стабильность общества, а с другой — позволяет выбирать, развивать ценности, выражающие новые тенденции в развитии общества.
Обряды, обычаи и традиции. Обряд — это совокупность символических коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы поведения и вызывающие определенные коллективные чувства (например, свадебный обряд). Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей.
Обычай — воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношения людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. Обычай — неписаные правила поведения.
Традиции — социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и сохраняющееся в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии культуры, к утрате ценных достижений прошлого. И наоборот, преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни.
Отличие культуры от цивилизации
Культура – есть творческая деятельность человека. В культуре творчество человека получает свое выражение. Цивилизация же есть переход культуры, от созерцания, от творчества ценностей к самой жизни. И, наконец, культура – религиозна по своей основе, цивилизация – безрилигиозна. Культура происходит от культа, она связана с культом предков, она невозможна без священных преданий. Цивилизация есть воля к могуществу, к устроению поверхности земли. Культура – национальна. Цивилизация – интернациональна. Культура – органична. Цивилизация – механична. Культура основана на неравенстве, на качествах. Цивилизация проникнута стремлением к равенству, она хочет обосноваться на количествах.
Почему цивилизация, несущая человеку социальное и техническое благоустройство жизни вызывает у Шпенглера ощущение гибели культуры? Ведь сохраняются прекрасные произведения искусства, научные достижения, мир культурных символов. Но Шпенглер увидел более глубокую и неочевидную сторону дела. Культура жива до тех пор, пока она сохраняет глубоко интимную, сокровенную связь с человеческой душой. Душа культуры живет не сама по себе, а лишь в душах людей, живущих смыслами и ценностями данной культуры. «Всякое искусство смертно, не только отдельные творения, но и сами искусства. Настанет день, когда перестанут существовать последний портрет Рембрандта и последний такт моцартовской музыки – хотя раскрашенный холст и нотный лист, возможно, и останутся. Так как исчезнет последний глаз и последнее ухо, которым был доступен язык их форм. Преходяща любая мысль, любая вера, любая наука, стоит только угаснуть умам, которые с необходимостью ощущали миры своих «вечных истин» как истинные».
Если культура перестанет притягивать и вдохновлять человеческие души, она обречена. Отсюда Шпенглер видит опасность, которую несёт в себе цивилизация. Нет ничего плохого в благоустройстве жизни, но когда оно поглощает человека целиком, то на культуру уже не остается душевных сил. Он ничего не имеет против удобств и достижений цивилизации, но он предупреждает против цивилизации, вытесняющей подлинную культуру: «Культура и цивилизация – это живое тело душевности и её музыка».
Шпенглер не отрицает цивилизацию, но он и не «человек цивилизации», способный откинуть в сторону старый «культурный хлам» ради того, чтобы уютно чувствовать себя в мире обыденных забот. Отсюда вытекает его двойственное мироощущение, которое охарактеризовал Н. Бердяев: «Своеобразие Шпенглера в том, что ещё не было человека цивилизации… с таким сознанием, как Шпенглер, печальным сознанием неотвратимого заката старой культуры, который обладал бы такой чуткостью и таким даром проникновения в культуры прошлого. Цивилизаторское самочувствие и самосознание Шпенглера в корне противоречиво и раздвоено. В нем нет… цивилизаторского самодовольства, нет этой веры в абсолютное превосходство своей эпохи над предшествующими поколениями и эпохами. Шпенглер слишком хорошо всё понимает. Он не новый человек цивилизации, он… - человек старой европейской культуры». Шпенглер был одним из первых, кто почувствовал эту трагедию, и он первый, на мой взгляд, с изумительной силой и выразительностью выразил её в формах теоретической мысли.
2 часть (Дарья)
функции культуры
Под понятием «функции культуры» в культурологии подразумевается характер и направление воздействия культуры на индивидов и общество, совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в своих интересах. Можно выделить след. функции культур:
1. адаптивную функцию;
2. интегративную функцию;
3. коммуникативную функцию;
4. функцию социализации;
5. компенсаторную и игровую функции.
1. Адаптивная функция культуры
Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде, природным и историческим условиям его обитания. Слово «адаптация» (от лат. adaptatio) означает прилаживание, приспособление. Всякий вид живых существ адаптируется к среде своего обитания. У растений и животных это происходит в процессе биологической эволюции благодаря изменчивости, наследственности и естественному отбору, посредством которых функционируют и генетически передаются из поколения в поколение особенности органов тела и механизмы поведения, обеспечивающие выживание в заданных условиях внешней среды (его экологической нише).
Адаптация человека происходит по-иному. Человек в силу особенностей своей биологической эволюции не имеет закрепленной за ним экологической ниши. У него не хватает инстинктов, его биологическая организация не приспособлена к какой-либо устойчивой форме животного существования. Поэтому он не в состоянии вести, подобно другим животным, естественный образ жизни и вынужден, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную культурную среду.
Биологическая незавершенность, неспециализированность, неприспособленность человеческого рода к определенной экологической нише обернулась способностью осваивать любые природные условия путем формирования искусственных условий своего существования, культуры. Развитие культуры дало людям ту защиту, которой не снабдила их природа: возможность накопления опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (прежде всего обеспечения продовольствием, теплом, жильем, в методах и традициях охраны здоровья и межличностной взаимопомощи людей), обеспечения коллективной безопасности сообщества (оборона) и индивидуальной безопасности членов сообщества, их имущества и законных интересов (правоохранительная система) и т.д. В конечном счете, вся созданная человеком материальная культура, социальная организация, система экономических, социальных и политических отношений выполняют адаптивную роль.
2. Интегративная функция культуры
С адаптивной функцией тесно связана интегративная функция. Культура обеспечивает социальную интеграцию людей. При этом можно говорить о различных уровнях социальной интеграции, которая осуществляется на основе культуры.
Наиболее общим уровнем социальной интеграции является формирование оснований их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирования повышения уровня их групповой консолидированности (устойчивости) и эффективности взаимодействия, накопления социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых сообществ.
Ко второму уровню социальной интеграции следует отнести обеспечение культурой основных форм интегрированного существования сообществ людей. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой, потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, образцов поведения, характерных для данной культуры. На этой основе осуществляется консолидация и самоидентификация людей, формируется чувство принадлежности к данной социальной общности — чувство «мы».
Однако солидарность между «нашими» может сопровождаться настороженностью и даже неприязнью по отношению к «чужим». Формирование групповой солидарности — «мы» — предполагает существование представителей иных культурных кругов — «они». Поэтому функция по интегрированию сообществ имеет своей обратной стороной — дезинтеграцию людей, которая может вести к самым негативным последствиям.
3. Коммуникативная функция культуры
Интеграция людей осуществляется на основе коммуникации. Поэтому важно выделить коммуникативную функцию культуры. Культура формирует условия и средства человеческого общения. Только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, поскольку именно культура дает им средства общения — знаковые системы, оценки.
Развитие форм и способов коммуникации — важнейший аспект культурной истории человечества. На самых ранних этапах антропогенеза наши далекие предки могли входить в контакты друг с другом лишь путем непосредственного восприятия жестов и звуков. Принципиально новым средством коммуникации явилась членораздельная речь. С ее развитием люди получили необычайно широкие возможности передачи друг другу разнообразной информации. Позднее формируется письменная речь и множество специализированных языков, служебных и технических символов: математических, естественнонаучных, топографических, чертежных, нотных, компьютерных и т. д.; складываются системы фиксации информации в графической, звуковой, видовой и иной технической форме, ее тиражирования и трансляции, а также институтов, занимающихся накоплением, сохранением и распространением информации.
4. Функция социализации
Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средства и способы. Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы и учатся жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.
Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом сообщества, занять в нем определенную позицию и жить так, как этого требуют обычаи и традиции данного сообщества. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение сообщества, его структуры и сложившихся в нем форм жизни. В историческом процессе «персональный состав» общества и социальных групп постоянно обновляется, меняются исполнители, так как люди рождаются и умирают, но благодаря социализации новые члены общества приобщаются к накопленному социальному опыту и продолжают следовать зафиксированными в этом опыте образцам поведения. Конечно, общественная жизнь не стоит на месте, в ней происходят определенные изменения. Но всякие новации в общественной жизни, так или иначе, обусловливаются унаследованными от предков формами жизни и идеалами и также транслируются из поколения в поколение благодаря социализации.
5. Компенсаторная и игровая функции
Ряд культурологов в качестве самостоятельной функции культуры называют компенсаторную и игровую функции. Формами компенсации являются досуговая деятельность, туризм, общение с природой и другие формы отвлечения человека от участия в тех или иных видах материальной или духовной деятельности для того, чтобы отдохнуть от жизненных проблем и получить эмоциональную разрядку. Формой компенсации являются праздники, во время которых обыденная жизнь преображается и создается обстановка приподнятого настроения.
Игровая функция культуры проявляется не только в разнообразных видах спорта или развлечениях. Элементы игры постоянно используются в таких сферах, как религия, политика, образование, воспитание, художественная культура. Шуты и скоморохи, клоуны и затейники пользовались спросом во всяком обществе, Развлекательные игры носят характер забавы, преследуя цель отвлечения участников и зрителей от насущных проблем и дать им компенсацию за нереализованные устремления в жизни.
виды культуры
По характеру творений можно выделить культуру, представленную в единичных образцах и массовую культуру. Первая форма по характерным признакам творцов подразделяется на народную и элитарную культуру. Народная культура представляет собой единичные произведения чаще всего безымянных авторов. Эта форма культуры включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы и т. н. Элитарная культура — совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Здесь речь идет о творцах, имеющих высокий уровень образования и хорошо известных просвещенной публике. Данная культура включает изобразительное искусство, литературу, классическую музыку и т. д.
Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Главное для нее — развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основной ее чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков и т. п. Образцы этой культуры нацелены на эмоциональную сферу человека. При этом массовая культура часто использует упрощенные образцы элитарной и народной культуры («ремиксы»). Массовая культура усредняет духовное развитие людей.
Субкультура — это культура какой-либо социальной группы: конфессиональная, профессиональная, корпоративная и т. п. Она, как правило, не отрицает общечеловеческой культуры, но имеет специфические особенности. Признаками субкультуры становятся особые правила поведения, язык, символика. Каждое общество имеет свой набор субкультур: молодежной, профессиональной, этнической, религиозной, диссидентской и т. д.
Доминантная культура — ценности, традиции, взгляды и т. п., разделяемые лишь частью общества. Но эта часть имеет возможность навязывать их всему обществу либо в силу тою, что она составляет этническое большинство, либо в силу того, что располагает механизмом принуждения. Субкультура, которая противостоит доминантной культуре, называется контркультурой. Социальной основой контркультуры являются люди, в определенной мере отчужденные от остального общества. Исследование контркультуры позволяет понять культурную динамику, становление и распространение новых ценностей.
Склонность оценивать культуру своей нации как хорошую и правильную, а другую культуру — как странную и даже аморальную получила название «этноцентризм».
Элитарная культура
Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства».
Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия.
К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.
Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. При этом массовая культура снижает общекультурный уровень ее потребителей, но в то же время сама постепенно поднимается на более высокий культурный уровень. К сожалению, первый процесс пока протекает гораздо интенсивнее, чем второй.
Народная культура
Народная культура признается особой формой культуры. В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор локализован, т. е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.
Массовая культура
Массовая или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура— сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность.
Субкультура
Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культуры называются субкультурами.
Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, причесываться, одеваться, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются своим поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир.
Контркультура
Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 1960-е гг. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.
Точки зрения на многообразие культурных форм: Этноцентризм, Культурный релятивизм, Культурная интеграция, Культурный лаг.
Этноцентризм. Существует известная истина, что для каждого человека земная ось проходит через центр его родного города или деревни. Американский социолог Уильям Саммер назвал этноцентризмом такой взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, и все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней.
Без сомнений мы допускаем, что моногамные браки лучше полигамных; что молодые люди сами должны выбирать партнеров и это лучший способ образования супружеских пар; что наше искусство является самым гуманным и благородным, в то время как искусство, принадлежащее другой культуре, вызывающе и безвкусно. Этноцентризм делает нашу культуру эталоном, с которым мы соизмеряем все другие культуры: они будут хороши или плохи, высоки или низки, правильны или ложны, но всегда по отношению к нашей собственной культуре. Это проявляется в таких позитивных выражениях, как "избранный народ", "истинное учение", "сверхраса", и в негативных -"отсталые народы", "примитивная культура", "грубое искусство".
В какой-то степени этноцентризм присущ всем обществам, и даже отсталые народы в чем-то чувствуют свое превосходство над всеми остальными. Они, например, могут считать культуру высокоразвитых стран глупой и абсурдной. Не только общества, но и большинство социальных групп (если не все) в обществе этноцентричны. Многочисленные исследования организаций, проведенные социологами разных стран, показывают, что люди склонны переоценивать собственные организации и при этом недооценивать все другие. Этноцентризм -всеобщая человеческая реакция, затрагивающая все группы в обществе и почти всех индивидов. Правда, в этом вопросе могут быть исключения, например, евреи-антисемиты, аристократы-революционеры, афроамериканцы, выступающие против афроамериканцев по вопросам ликвидации расизма. Очевидно, однако, что такие явления можно считать уже формами отклоняющегося поведения.
Положительные и отрицательные черты: Прежде всего следует отметить, что группы, в которых существуют явно выраженные проявления этноцентризма, как правило, более жизнеспособны, чем группы, полностью терпимые к другим культурам или субкультурам. Этноцентризм сплачивает группу, оправдывает жертвенность и мученичество во имя ее благосостояния; без него невозможно проявление патриотизма. Этноцентризм - необходимое условие появления национального самосознания и даже обычной групповой лояльности. Конечно, возможны и крайние проявления этноцентризма, например национализм, презрение к культурам других обществ. Однако в большинстве случаев этноцентризм проявляется в более терпимых формах, и его основная установка такова: я предпочитаю мои обычаи, хотя допускаю, что некоторые обычаи и нравы других культур могут быть в чем-то лучше. Итак, мы сталкиваемся с явлением этноцентризма практически ежедневно, когда сравниваем себя с людьми другого пола, возраста, представителями других организаций или других регионов, во всех случаях, когда имеются различия в культурных образцах представителей социальных групп. Всякий раз мы ставим себя в центр культуры и рассматриваем другие ее проявления как бы примеряя их на себя.
Говоря о той значительной роли, которую этноцентризм играет в процессах групповой интеграции, в сплочении членов групп вокруг определенных культурных образцов, следует отметить и его консервативную роль, негативное влияние на развитие культуры. Действительно, если наша культура лучшая в мире, то зачем надо что-то совершенствовать, изменять и тем более заимствовать из других культур? Опыт показывает, что подобная точка зрения может значительно замедлить процессы развития, протекающие в обществе с очень высоким уровнем этноцентризма. Примером может служить опыт нашей страны, когда высокий уровень этноцентризма в довоенный период стал серьезным тормозом развития культуры. Этноцентризм может также быть инструментом, действующим против изменений внутреннего устройства общества. Так, привилегированные группы считают свое общество самым лучшим и справедливым и стремятся внушить это другим группам, поднимая тем самым уровень этноцентризма.
Культурный релятивизм. Если члены одной социальной группы будут рассматривать культурные обычаи и нормы других социальных групп только с точки зрения этноцентризма, то прийти к пониманию и взаимодействию очень сложно. Поэтому существует подход к другим культурам, который смягчает действие этноцентризма и позволяет находить пути к сотрудничеству и взаимному обогащению культур различных групп. Одним из таких подходов считается культурный релятивизм. Его основой служит утверждение, что члены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп, если они анализируют эти мотивы и ценности в свете своей собственной культуры. Для того чтобы достичь понимания, понять другую культуру, нужно связать ее конкретные черты с ситуацией и особенностями ее развития. Каждый культурный элемент должен соотноситься с особенностями той культуры, частью которой он является. Ценность и значение этого элемента может рассматриваться только в контексте определенной культуры. Теплая одежда хороша в Арктике, но нелепа в тропиках. То же можно сказать и о других, более сложных культурных элементах и о комплексах, которые они составляют. Культурные комплексы, касающиеся женской красоты и роли женщины в жизни общества, различны в разных культурах. Важно только подойти к этим различиям не с точки зрения доминирования "нашей" культуры, а с точки зрения культурного релятивизма, т.е. признавая за другими культурами возможности иных, отличных от "наших" интерпретаций культурных образцов и осознавая причины таких модификаций. Эта точка зрения, естественно, не этноцентрична, но помогает сближению и развитию различных культур.
Нужно понять основное положение культурного релятивизма, согласно которому определенные элементы отдельной культурной системы являются правильными и общепринятыми потому, что они хорошо себя зарекомендовали именно в этой системе; другие же считаются неправильными и ненужными потому, что их применение порождало бы болезненные и конфликтные последствия только в данной социальной группе или только в данном обществе. Самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе - сочетание черт и этно-центризма, и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества и высказывая приверженность основным образцам этой культуры, в то же время способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, признавая их право на существование.
Культурная интеграция — глобальный процесс сближения национальных культур и ценностей, укрепления культурных, коммуникационных, цивилизационных связей, в ходе которого достижения науки и искусства, новые формы социальной и политической деятельности быстро распространяются и усваиваются в современном мире, формируя его целостность. Постепенно оформляются элементы новой, интегральной мировой культуры, которая соединяет в себе основные ценностные представления различных регионов, религий, культур. Распространяются ценности, благоприятствующие сближению народов и культур — терпимость и признание равноценности различных культурных систем, отказ от завышенной оценки собственной системы ценностей, признание ценностного многообразия. Вместе с тем культурная интеграция. не означает унификации культурных норм, способов восприятия и осознания мира, культурных генотипов, систем традиций. Всякий этнос, государство, общество воспринимают из глобальной системы общекультурных связей и взаимодействий то, что соответствует традициям, менталитету, психологическому складу. В. Н. Шевелев
(CULTURAL LAG) Идея культурного отставания развивалась У.Ф. Огборном (Ogburn, 1950) в противовес грубому экономическому детерминизму, согласно которому культурные, политические и социальные феномены изменяются непосредственно и немедленно в ответ на изменения в экономической основе общественной жизни. Огборн отмечал, что изменения в культуре не всегда и необязательно соответствуют экономическим изменениям. Он утверждал, например, что экономические изменения, повлиявшие на разделение труда в семье, не сопровождались соответствующим изменением в идеологии, которая по-прежнему утверждала, что «место женщины — дома». Культурное отставание имеет место тогда, когда две или более социальные переменные, некогда согласованные и соответствующие одна другой, разъединяются и перестают соответствовать друг другу вследствие различий в темпах их изменения. Несмотря на то, что проблема социального изменения в том виде, в каком ее сформулировал Огборн, более не актуальна для современной социологии, его гипотеза культурного отставания предвосхитила социологические споры об отношениях между экономическим базисом и культурной надстройкой общества.
Список использованной литературы:
1. Орлова И. Б. Социология культуры Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. академика РАН Г. В. Осипова. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. — 672 с.
2. Комаров М.С. Введение в социологию. – М.: Наука, 1994. – Гл. III. – С. 70.
3. Кравченко А.И. Введение в социологию. – М.: На Воробьевых горах, 1994. - Гл. III. – С. 51-53.
4. Фролов С. С. Социология. – М.: Наука, 1996. – Гл. I,II. - С. 32.
5. Социокультурное исследование /Под ред. Проф. Ф.И. Минюшева. – М.: МГУ, 1994. – С 10, 95.