Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Планирование организаций

  • 👀 407 просмотров
  • 📌 348 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Планирование организаций» docx
Планирование и проектирование организаций Лекция 2. Министр экономического развития РФ с 21 января 2020 – Решетников Максим Геннадьевич Министерство экономического развития (МЭР) — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное административно-правовое регулирование в экономической сфере. Министерство регулирует деятельность хозяйствующих субъектов через выработку нормативных актов, мониторинг и контроль, ведение регистров учета. Также в его функции входит планирование всей экономики в целом, как единого народно-хозяйственного комплекса. Вышестоящий орган — Правительство Российской Федерации, министр экономического развития назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ. Главные задачи Министерства экономического развития: • обеспечение стабильности российской экономики, • ее устойчивости в долгосрочной перспективе, • снижение зависимости от внешней конъюнктуры. В составе Министерства 29 департаментов, оно регулирует деятельность более 50 направлений экономической жизни страны. В его компетенцию входят: 1. Сектор реальной экономики: промышленный, строительный, агрокомплексы и обслуживающие их отрасли. Его субъекты — предприниматели, организации, и их производственно-хозяйственная деятельность. 2. Финансовый рынок: банковская, страховая, аудиторская, оценочная, инвестиционная деятельность кредитных и финансовых организаций. 3. Рынок ценных бумаг: профессиональная предпринимательская деятельность, связанная с акциями, облигациями и другими ценными бумагами. К ней относятся брокерская, дилерская, депозитарная, клиринговая и другие разновидности. Функции министерства Министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию по следующим направлениям: • макроэкономика, • финансовые рынки международный финансовый центр, • стратегическое планирование: Фед. целевые программы, ФАИП-Фед. адресные инвестпрограммы, и Ведомственные целевые программы;, • поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства, • внешнеэкономическая деятельность, • инвестиционная политика, • антикоррупционная политика, • особые экономические зоны, • государственные гарантии, • недвижимость, • административная реформа, • оценка регулирующего воздействия, • «Электронное правительство», • корпоративное управление, • регулирование госзакупок, • энергоэффективность, • инновации, • природопользование, • реструктуризация секторов монополий, • приватизация федерального имущества, • эффективное управление имуществом, • экономика социальной сферы, • подготовка управленческих кадров, • развитие экономики регионов, • развитие конкуренции, • геодезия и картография, • формирование Единого пространства. История создания Минэкономразвития является преемником Госплана СССР, существовавшего до 1990 года. Первоначальными задачами ведомства были общегосударственное планирование развития народного хозяйства СССР и контроль за выполнением народнохозяйственных планов. После распада СССР, и, следовательно, окончательного перехода от плановой к рыночной экономике, потребовалось переориентировать деятельность ведомства. Первое преобразование было осуществлено в 1990 году. Вместо упраздненного Госплана РСФСР был создан Государственный комитет РСФСР по экономике. Спустя год, 30 июля 1991 года, комитет был преобразован в Министерство экономики РСФСР. С этого момента и до настоящего времени, ведомство сохраняет за собой позиции федерального министерства. При министерство неоднократно меняло название и сферу компетенции: • 11 ноября года - Министерство экономики РСФСР было объединено с Министерством финансов РСФСР под названием Министерство экономики и финансов РСФСР; • 19 февраля 1992 года - министерства снова разделены на два независимых ведомства: Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации; • май 2000 года - образовано Министерство экономического развития и торговли РФ, которому переданы часть функций упразднённых Министерства экономики РФ, Министерства РФ по делам СНГ, Министерства торговли РФ, Госкомитета РФ по делам Севера, Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю и преобразуемого Министерства РФ по физической культуре, спорту и туризму; • май 2008 года - функции по регулированию вопросов торговли переданы в образованное Министерство промышленности и торговли РФ. В связи с этим, МЭРТ переименован в Министерство экономического развития Российской Федерации. В подчинении минэкономразвития 4 федеральные агентства, осуществляющие разрешительные и регистрационные функции. Росимущество: • ведет учет государственного недвижимого имущества; • организует продажу госсобственности (приватизация); • осуществляет права акционера в банках с госучастием; Росреестр: • проводит кадастровую оценку недвижимых объектов; • ведет государственный кадастр недвижимости (ГКН); • регистрирует права собственности на недвижимые объекты; • ведет единый государственный реестр недвижимости (ЕГРП). Росаккредитация: • проводит аккредитацию организаций и ИП, выдает свидетельства; • выдает бланки соответствия на продукцию, подлежащую сертификации; • ведет реестр выданных деклараций о соответствии продукции. Роспатент: • регистрирует изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и выдает патенты; • ведет государственный реестр объектов, на которые зарегистрированы исключительные права. Министерство, призвано выступать главным идеологом всех экономических реформ. В истории России такой период отмечается лишь однажды — во время руководства Германа Грефа, когда ВВП увеличивался на 7,5% в год. (2007-2012) Экономисты связывают успех с его эффективной работой в связке с Алексеем Кудриным (Минфин). И в то же время, не стоит забывать, что это был период высоких цен на нефть. Правительство и Президент, определяют следующие ключевые задачи Министерства экономического развития: 1. занять главную роль в составлении макроэкономических прогнозов, так как по факту эти вопросы сейчас решают Минфин и ЦБ. 2. Сосредоточить усилия на поддержке эффективных отраслей промышленности, и сократить инвестиции в убыточные. 3. Усилить влияние на региональные власти с целью переориентировать их на поддержку предпринимательства. 4. Создать инструменты активизации торговых представительств за рубежом с целью расширения экспорта, и продвижения российских товаров. 5. Провести реформирование налоговой системы в ближайшие 2 года. 6. Прекратить споры с Минфином по поводу федеральных целевых и инвестиционных программ, законодательно оформив последние как инструмент бюджетного механизма. ???? По мнению многих экономистов за последние годы роль и авторитет МЭР существенно снизились. Развитие экономики всегда требует инвестиций, а начиная с 2012 года, дефицит государственного бюджета ежегодно увеличивается. Соответственно, урезается финансирование многих целевых инвестиционных программ. Стремление Минфина сохранить оставшиеся резервы и макроэкономическую стабильность перевешивает чашу весов за счет снижения темпов экономического роста. Понятие, сущность и содержание госзаказа. Государственный заказ в Российской Федерации — заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных фондов, направленный на удовлетворение потребностей Российской Федерации, её субъектов или муниципальных образований для осуществления необходимых функций и полномочий. В узком смысле — это оферта государственного заказчика поставщику в предусмотренных законом случаях. В широком смысле — основание заключения государственного контракта, односторонняя сделка по предоставлению заказчиком права удовлетворить публичные Функции Основная функция — удовлетворение государственных нужд. Вторичные же функции института государственного заказа включают: • стимулирование и стабилизацию экономической системы в целом и в разрезе отраслей, регионов; • Ценовое регулирование; • Поддержка и стимулирование национальных производителей; • Реализация социально-экономической политики государства; ◦ в том числе привлечение частного предпринимательства к решению актуальных социально-экономических задач; • Стимулирование инноваций за счет соответствующих закупок. Нормативно-правовая база Сферу закупок регулируют два закона: • Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» • Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Законодательство, регулирующее порядок формирования, механизмы размещения государственного заказа в РФ, основывается также на Гражданском и Бюджетном кодексах Российской Федерации, Постановлениях Правительства РФ и целом ряде федеральных законов, в том числе Федеральном законе № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[5], Федеральном законе № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»[6]. Предполагается, что рынок закупок уже готов к тому, чтобы все виды закупок проходили в электронном виде. Часть торгов проходит на площадках — лидерах рынка электронных закупок — Сбербанк-АСТ и РТС-тендер. Законодательство РФ предусматривает 2 типа процедур: • конкурентные способы определения поставщиков • закупки у единственного поставщика Конкурентными способами определения поставщиков являются: • конкурсы: ◦ открытый конкурс; ◦ конкурс с ограниченным участием; ◦ двухэтапный конкурс; ◦ закрытый конкурс; ◦ закрытый конкурс с ограниченным участием; ◦ закрытый двухэтапный конкурс; • аукционы: ◦ аукцион в электронной форме; ◦ закрытый аукцион; • запрос котировок; • запрос предложений. Размещение заказа путём проведения конкурса предполагает проведение торгов, победителем которых признаётся участник, предложивший лучшие условия выполнения заказа. Участники торгов оцениваются по ряду критериев, помимо непосредственно стоимости контракта и качественным характеристикам товара, в том числе оценивается деловая репутация участника, наличие опыта, сроки поставки товара и т. д. Конкурс проводится в открытой форме во всех случаях, кроме тех, что связаны с товарами или услугами, составляющими государственную тайну, с оказанием услуг "по страхованию, транспортировке и охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение[6]. Размещение заказа путём проведения аукциона предполагает торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Аукцион, как и конкурс, может проводиться в открытой или закрытой форме. Особенностью аукциона является обязательное составление протокола аукциона. Размещение заказа путём проведения открытого аукциона в электронной форме предполагает аукцион, «проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“»[7]. Размещение заказов путём запроса котировок предполагает «способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путём размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта»[8]. Особенностью запроса котировок является обязательная видео- или аудиозапись и составление протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок. Размещение заказа путём запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера предполагает запрос котировок у поставщиков, прошедших предварительный отбор, «квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые могут в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг»[9]. Запрос предложений. Способ определения поставщика, при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путём размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге. К не конкурентным процедурам относится размещение заказа у единственного поставщика (см. пар. 6. № 44-ФЗ). Например, размещение заказа у единственного поставщика осуществляется в случае, если выполнение государственного заказа относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий, если в рамках государственного заказа осуществляются поставки культурных ценностей, предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и аналогичных фондов;если выполняются работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации и т. д. Государственный заказ является одной из областей деятельности государственных органов власти, которая во всех странах связана с высоким уровнем коррупции. Подавляющее число коррупционных действий сводится к лоббированию чиновниками интересов конкретных поставщиков. Самыми распространенными схемами коррупции в этой сфере являются откаты, махинации с тендерными предложениями и использование подставных или фиктивных компаний[10 Во время кризиса как никогда стало актуальным участие в тендерах, запросах котировок и аукционах, проводимых различными государственными заказчиками. На Госзаказ обратили внимание не только крупные предприятия, но и субъекты малого и среднего предпринимательства. Госзакупки - это всегда стабильные выплаты в указанный срок, а это очень важно во время кризиса, когда у других потенциальных заказчиков либо нет денег, либо платежи осуществляются не регулярно Особенно важным, в рамках закона, стал переход от понятия «государственного заказа» к понятию «государственных закупок». Термин «заказ» носит больше планово-административный характер, что является негативным фактором в развитии элементов рыночной экономики, в то время как «закупки» подразумевают отношения между поставщиком и заказчиком, выстроенные на принципах совершенной конкуренции. В соответствии с положением статьи 1 Закона, его действие распространяется на отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, а также на повышение эффективности и качества осуществления закупок. В этой же статье Закона выделены основные этапы, которые являются ключевыми факторами повышения качества государственных закупок. В их числе выделен этап планирования закупок. Планирование является отправной точкой в обеспечении государственных и муниципальных нужд. Качественно спланированные потребности заказчиков, закрепление этих потребностей в утвержденной форме, заблаговременное планирование объемов и сроков закупок являются залогом успешного функционирования контрактной системы. Через планирование реализуются основные принципы, закрепленные Законом. Для понимания заявленной темы необходимо определить, какими способами и при помощи каких механизмов осуществляется непосредственно деятельность заказчиков в рамках планирования. Во 2 главе Закона определены инструменты, элементы планирования, а также требования, предъявляемые к заказчику на этапе планирования. Среди инструментов планирования Законом предусмотрены: -        план закупок; -        план-график закупок. Однако необходимо отметить, что план закупок станет обязательным для заказчиков только с 2015 года при планировании закупок на 2016 год. В переходный период (2014–2015 гг.) планирование происходит только посредством формирования план-графиков закупок в порядке, действовавшем до вступления в силу 44-ФЗ. На федеральном уровне Правительством РФ утверждаются: -        требования к форме планов закупок, планов-графиков закупок; -        порядок размещения планов закупок, планов-графиков закупок в единой информационной системе (далее — ЕИС); -        общие требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок, планов графиков закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд. Такой комплекс требований позволяет унифицировать систему государственных закупок, систематизировать работу поставщиков и заказчиков, а также ликвидировать злоупотребление в сфере закупок, делая процесс их осуществления более прозрачным уже на стадии планирования. При построении плана определяющим показателем является временной аспект — конкретный момент времени, в который продукция должна быть получена заказчиком. Безусловно, существует комплекс проблем на этапе планирования: - это методика планирования, - объем подготовительных работ, - особенности документации. Методика планирования является ключевым элементом и заслуживает более детального изучения. Перед заказчиком возникает глобальная проблема — «как планировать свои закупки?». В теории планирования выделяются такие методы, как: -        программно-целевой; -        балансовый; -        нормативный; -        вариантный. Все эти методы интегрируются в систему планирования государственных закупок. Программно-целевой метод — это основа осуществления государственных закупок. В системе планирования Законом выделяется обоснование закупок, т.е.формулирование заказчиком цели закупки. Балансовый метод планирования означает, составление балансовой ведомости, в которой предварительно определяются потребности заказчика и допустимый объем источника удовлетворения этих потребностей, а затем выявленные ресурсы увязываются с расчетными потребностями, т. е. балансируются. Стоимостной метод — статьей 22 Закона закреплены положения относительно начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком. Более того, пункт 2, части 1, статьи 22 закрепляет нормативный метод как метод определения начальной (максимальной) цены. Нормирование в данном случае означает закрепление четких требований к закупкам, а также нормативные затраты, связанные с осуществлением закупки. Вариантный метод планирования не находит своего отражения в существующей системе планирования, поскольку вариативность в планах закупок и план-графиках становится деструктивным элементом в рамках обеспечения принципа единства контрактной системы. Однако вариативность в существующей модели закупочной деятельности отражается в возможности внесения изменений в документацию закупок по части планирования в установленных случаях. Особое внимание планированию в системе государственных закупок уделяет и зарубежная практика. Федеральная контрактная система США берет свое начало с 1921 года и нормативно регулируется Федеральными правилами планирования, размещения и исполнения государственного заказа FAR (Federal Acquisitions Regulations), которые содержат более четырех с половиной миллионов норм и правил, детально регулирующих единый цикл планирования, размещения и исполнения государственного заказа Система планирования в ФКС США включает два этапа: прогноз закупок и составление индивидуального плана закупки. Данные документы готовит каждый государственный заказчик в США. Прогноз закупок (процент экономии, процент заключенных контрактов и т. д.) основывается, в первую очередь, на план-графике размещения государственного заказа. В рамках российского законодательства о контрактной системе также предусмотрено составление план-графиков государственными заказчиками. Основная задача такого плана — сформировать и предоставить поставщикам агрегированную информацию об объеме, способе торгов, стоимости планируемых государственных закупок в органах власти и т. д. Тем не менее, оказалось недостаточным составление только план-графиков, и в новом Законе предусмотрено четкое нормирование этапа планирования. На всероссийском форуме «ГОСЗАКАЗ 2014» в г. Москве администрацией города было отмечено, что за счет системы государственных закупок «для Москвы сберегается каждый четвертый рубль и, благодаря этой системе, Правительство г. Москвы способно инвестировать в инфраструктуру города десятки, сотни миллиардов рублей, сэкономленных на государственном заказе». Соответственно, можно сделать вывод о том, что местные власти заинтересованы в развитии инструментов качественных закупок. Школы стратегического планирования Впервые, термин стратегическое управление был введен в обиход на стыке 1960-70 гг. для того, чтобы обозначать разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемом на высшем уровне. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов как Frankenhofs и Grager (1971), Ansoff (1972), Shcendel и Hathen (1972), Irwin (1974) и др. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом своевременно реагировать на изменения. В процессе развития стратегической мысли сформировался ряд направлений (школ), которые были систематизированы Генри Минтцбергом Проанализировав почти 1500 статей, он выделил десять основных школ, занимающихся формированием стратегии. Три первых описывают, как стратегия должна формироваться, шесть следующих пытаются описать, как она формируется на практике. Десятая и последняя школа объединяет тех, кто рассматривает стратегию, как нечто непостоянное, зависящее от обстоятельств. Работа Г. Минтцберга предлагает хорошую иллюстрацию разрозненности мышления при рассмотрении объекта стратегии. По Г. Минтцбергу существуют следующие школы: школа дизайна, школа планирования, школа позиционирования, школа предпринимательства, когнитивная школа, школа обучения, школа власти, школа культуры, школа окружающей среды и школа конфигурации. Школа дизайна. Школа Модели, как он ее называет, считает, что "большая стратегия" получается в результате сознательного и тщательного мыслительного процесса. Текущие цели и задачи проверяются в свете SWOT анализа (силы, слабости, возможности и угрозы), после чего определяются стратегические альтернативы. Затем эти альтернативы оцениваются, принимая во внимание ценности высшего руководства и потребность в социальной ответственности, и выбирается единственная "лучшая" стратегия. Генеральный директор не только контролирует процесс, он или она сам "выстраивает" стратегию. В этой модели, конечный продукт уникален для конкретной организации и появляется в форме подробной "полной" стратегии, которая только и ждет, чтобы ее применили на практике. Минтцберг считает, что хотя это и не совсем не правильно, данная модель не только устаревает, но и имеет ряд внутренних ограничений. Так, она предполагает, что факторы рынков и организации можно учесть, понять и правильно оценить в одной голове стратега. Это может работать для простых систем, но вряд ли подойдет для более сложных ситуаций. Такое понимание стратегии также явно отделяет "мысль" от "дела Школа планирования. Основателем данной школы принято считать одного из самых известных в области стратегического управления и планирования экономистов – Игоря Ансоффа. Основные идеи школы планирования были опубликованы в работе Ансоффа «Планирование для высшего руководства» в 1969 году. Девиз школы планирования – предвидеть и готовиться. Как считают представители данной школы, «в основе всех действий компании лежит механическое по своей сути допущение: поработай, как предписано, с каждой из составных частей, затем собери их по инструкции – и вот он результат – корпоративная стратегия». Последователями данной школы формирование стратегии является неотъемлемой частью процесса планирования. Поэтому это очень формализованный, рациональный процесс, обычно разделяемый на конкретные шаги, каждый из которых сопровождается аналитической работой и поиском ответов на ряд вопросов. Стратегия является чертежом, содержащим конкретные цели, бюджеты, программы и планы деятельности. Школа позиционирования. Основные идеи изложены в книге Майкла Портера «Конкурентная стратегия», которая была опубликована в 1980 году. В своей книге Портер утверждает, что для каждой отрасли имеется ограниченное число стратегий. Стратегии, в свою очередь, формируются исходя из аналитических расчетов, посредством занятия определенной позиции по отношению к остальным участникам рынка. Задачей разработчика стратегии становится, используя анализ, выбрать лучшую из возможных для его организации (по отношению к конкурентам и отрасли, в которой его компания работает), чтобы менеджеры могли ее внедрить.  Минтцберг указывает на ряд проблем. Потребность в больших объемах информации, необходимой для эффективного использования этой модели, делает ее подходящей только для традиционных, зрелых отраслей, потому что только эти отрасли достаточно стабильны, чтобы предоставить необходимый объем исторической информации. Она также ограничивает выбор стратегии списком рецептов, "набором позиций", из которых нужно выбрать. Школа предпринимательства. Основатель школы П. Друкер. С точки зрения представителей школы, стратегия существует в сознании руководителя в виде перспективы. Таким образом, данная школа полагала, что выбор стратегии основан на интуиции, а успешность выбора зависит от предпринимательского таланта. Контролируя и разработку, и внедрение, видение лидера может меняться с учетом окружающих обстоятельств и больше всего подходит для предпринимательских старт-апов или реструктуризации крупных организаций. Минтцберг предполагает, что это может являться важной частью процесса оживления организации. Школа власти. Формирование стратегии, с точки зрения представителей школы, представляло собой процесс ведения переговоров. Минтцберг различает два направления, признающих политику частью стратегического процесса. На микро уровне внутренняя политика возникает, когда влиятельные индивиды (или коалиции индивидов, обладающих властью) используют политические средства для достижения своих целей Второе направление рассматривает политику отдельно от стратегии, когда компании используют политическое влияние на внешние организации для достижения своих целей. Такая "макро политика" имеет место, например, когда крупная организация сталкивается с угрозой банкротства и убеждает национальное правительство бросить ей спасательный круг. Школа культуры. Представители данной школы представляли процесс формирования стратегии как результат усилий большого количества сотрудников компании, т.е. как коллективный процесс. По мнению ее сторонников, общепринятые убеждения, традиции и история или культура создают ожидания. Ожидания затем формируют поведение. Это приводит конкретному набору взглядов и намерений, которые формируют активные стратегии. Преимущество такой культурной или идеологической стратегии в том, что консенсус и общие интересы делают ее очень интегрированной и прочной. Опасность заключается в том, что чем сильнее и богаче культура, тем сложнее будет изменить существующую стратегию в будущем. Школа обучения. Формирование стратегии рассматривалось представителями данной школы как развивающий процесс. Минтцебрг считает опасным упрощением трех предписывающих школ, что они предлагают "статичный процесс, не совместимый с динамикой и сложностями разработки стратегии", - Обучающая Школа предлагает другое решение: учиться со временем. Когнитивная школа. Представители данной школы рассматривали выработку стратегии как ментальный процесс. Минтцберг использует термин Когнитивная Школа, не потому, что таковая реально существует, а потому, что "ее важность может привести к созданию такой школы". Указывая на то, что стратегия является продуктом человеческого разума, индивидуально или коллективного, он подчеркивает необходимость понять, "как разум обрабатывает информацию и разрабатывает стратегию. Школа окружающей среды. В то время как большинство других школ рассматривают внешнее окружение, как нечто, что нужно учитывать при разработке стратегии, в Школе Окружающей Среды (определение Минтцберга) внешние обстоятельства диктуют стратегию. Минтцберг предполагает, что эта школа "выросла из теории непредвиденных обстоятельств, постулирующей, что окружающая среда навязывает организации конкретные характеристики Школа конфигурации (Структурная школа). Структурная школа концептуально отличается от всех девяти. Вместо того, чтобы смотреть на писателей, предписывающих идеал, или исследователей, описывающих существующую практику, главное здесь – перспектива, взгляд на эпизоды в истории организаций. Как считали представители данной школы, формирование стратегии – это процесс трансформации. Этот подход означает, что исследование концентрируется на определенных периодах в истории организаций (рост, перемены, стабильность), стадии жизненного цикла (рост, зрелость, упадок), а также типе и форме организации, чтобы понять, если ли видимая логика или система. Эта школа, как указывает Минтцберг, может объяснить феномен революционных изменений, т.е то, чего не способны сделать описательные школы. Радикальные перемены означают смену как стратегии, так и организационной структуры и процессов, т.е. являются противоположностью "постепенного" подхода. Вместе с тем следует отметить что, подход, предложенный И. Ансоффом, получил более широкое распространение в мире. Стратегическое планирование внедряется сейчас на многих как зарубежных, так и отечественных предприятиях. Классификация планов предприятия Для того чтобы рассмотреть систему планов на предприятии, определить роль и место каждого из них в этой системе, необходима классификация видов планов по различным признакам. В литературе приводится достаточно много признаков классификации видов планов. Выделим в качестве важнейших из них следующие: •  По масштабности целей выделяют планы: ◦ стратегические, ◦ тактические, ◦ оперативные. •  По периоду планирования планы подразделяются на: ◦ долгосрочные (свыше 5 лет), ◦ среднесрочные (с 1 года до 5 лет), ◦ краткосрочные (на год и менее). •  По уровню управления внутрифирменные планы подразделяют на: ◦ общефирменные; ◦ крупных подразделений (например, дочерних компаний и филиалов фирмы); ◦ цеховые; ◦ вну трицеховые (бригад, участков); ◦ индивидуальные (отдельных работников). •  По функциям (сферам) деятельности разрабатывают планы: ◦ маркетинга, ◦ производства, ◦ материально-технического обеспечения, ◦ труда и персонала, ◦ финансов, ◦ НИОКР, ◦ инвестиций и др. •  По степени неопределенности плановой деятельности выделяют планы: ◦ детерминированные, которые разрабатываются и осуществляются в полностью предсказуемой среде и не имеют недостатка в информации; ◦ вероятностные (стохастические) - соответственно непредсказуемая среда и недостаток информации при разработке. • 6. По методам реализации планов внутрифирменные планы подразделяются на: ◦ • директивные - имеющие обязательный характер для объектов планирования; ◦ • индикативные - имеющие направляющий, рекомендательный характер; задания индикативного плана так и называются - индикаторами Система планов предприятия и их взаимосвязь В хозяйственной практике отечественных предприятий общепризнано выделяются две основные системы или вида рыночного планирования: технико-экономические и оперативно-производственные. Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п. Оперативно-производственное планирование является следствием технико-экономического и представляет собой его последующее развитие и завершение. На данном этапе: - устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехам, участкам и рабочим местам, - осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства. Основные задачи развития системы планирования организации: • обеспечение высокой прибыльности и роста производительности труда, максимальное использование ресурсов • четкая взаимная увязка деятельности отдельных подразделений, ее согласованность • выявление потребности в ресурсах, необходимых для процесса производства • своевременное и равномерное выполнение плановых заданий. Отдельные планы организации чётко ограничены друг от друга по различным направлениям деятельности, подразделениям, имеют разные цели, задачи, временные рамки. Вместе с тем, образуют единую систему, в которой каждый план занимает определенное место и играет определенную роль. Стратегические планы Стратегические планы, как правило, ориентированы на длительную перспективу и определяют основные направления развития хозяйствующего субъекта. Выступают основой, фундаментом, на котором строится вся система планирования предприятия. В основе стратегического плана – стратегия, т.е. совокупность генеральных целей и средств их достижения. Цель стратегического планирования – создание потенциала для выживания и развития предприятия при динамичной внешней и внутренней среде. В отличие от долгосрочного планирования, основывающегося преимущественно на экстраполяции сложившихся тенденций и соответствующей оценке состояния объекта в будущем, стратегическое планирование – это планирование от будущего к настоящему, исходя из генеральных целей. Стратегия – не функция времени, а функция поставленной цели. Объектами стратегических решений могут быть: рыночная стоимость, выпуск новых видов продукции, изменение производственной структуры, повышение финансовой устойчивости и др. Функциями стратегического плана являются: • адаптация к внешней среде • распределение ресурсов • координация и регулирование • организационные изменения Стратегический план не имеет четкого алгоритма разработки и больше носит концептуальный характер, сопряжен со значительным риском. Результатом стратегического планирования является совокупность планов развития предприятия на длительную перспективу. Тактические планы Если стратегическое планирование рассматривается как поиск новых возможностей предприятия, то тактическое – процесс создания предпосылок для реализации этих возможностей. В процессе тактического планирования принимаются решения о том, как должны быть распределены ресурсы предприятия для достижения стратегических целей. Можно сказать, что стратегический план – это цели, стоящие перед предприятием, а тактический план – средство их достижения. Тактический план – план экономического и социального развития предприятия, представляющий комплексную, развернутую программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности на соответствующий период. Тактическое планирование начинается с глубокого технико-экономического анализа, позволяющего оценить достигнутый уровень и выявить внутрипроизводственные резервы – возможности лучшего использования всех ресурсов. На основе тактических планов: • устанавливаются связи между структурными подразделениями • достигаются научно-обоснованные пропорции в производстве • разрабатываются бюджеты (сметы) по основным видам деятельности, осуществляется контроль за их выполнением Тактическое планирование, как правило, охватывает среднесрочный и краткосрочный период – 3-5 лет. Тактические планы направлены на решение отдельных самостоятельных проблем. Очень часто на практике из тактического планирования выделяют оперативное планирование. Оперативные планы Оперативное (календарное, производственное) планирование – завершающий этап в хозяйственной деятельности предприятия. С помощью оперативного планирования осуществляется конкретизация показателей тактических планов с целью обеспечения повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его подразделений. Оперативные планы обычно применяются для планирования отдельных операций (производство, маркетинг). По сферам планирования выделяют следующие функциональные планы: • план маркетинга (сбыта) • план производства (производственная программа, подготовка производства и др.) • планирование персонала (потребности, переподготовки) • план издержек производства и обращения • план финансов • план материально-технического обеспечения Содержание рыночного планирования на предприятиях определяется такими взаимосвязанными внешними и внутренними факторами, как потребители и поставщики, объект и система показателей, методы и технология составления планов и т.п. Функции и структура плановых служб предприятия Организационная структура плановых органов предприятия зависит от многих факторов, таких как: размер предприятия, динамичность рынка продукции, количество и состав подразделений предприятия, особенности выпускаемой продукции. Внутрифирменное планирование, как составная часть процесса управления предприятием, может иметь следующие организационные формы: 1) с централизованными функциями планирования; 2) с децентрализованными функциями планирования. В фирме с централизованными функциями планирования при высшем руководстве создается специальная служба планирования. Служба подчинена непосредственно директору или заместителю директора и занимается разработкой перспективных и текущих планов, а также следит за их выполнением. При централизованной системе планирования легче координировать работу всех подразделений. Однако, с расширением масштабов деятельности предприятия, планировать работу с одного центра становится сложно. При децентрализованной системе внутрифирменного планирования плановая работа осуществляется на следующих уровнях: 1) на уровне высшего руководства выделяется специальная служба планирования, которая занимается разработкой только перспективных планов; 2) в каждом производственном подразделении выделяется свой плановый отдел, который составляет текущие планы для своего подразделения. В этом варианте, когда сочетается централизованное и децентрализованное планирование, повышается инициатива подразделений предприятий. Основная работа по планированию строится с учетом специфики работы подразделений. Степень децентрализации функций по планированию на предприятиях может быть различным. В отечественной практике планирование носит децентрализованный характер и рассредоточено практически по всем функциональным отделам предприятия. Разработка бизнес-плана Бизнес - план - документ, определяющий тактическое действия организации, как правило, на ближайший год и развитие его стратегии. Бизнес-план разрабатывается с разбивкой по месяцам.  Цель разработки бизнес - плана - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.  Задачами бизнес - плана является:  - сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения;  - определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;  - выбрать ассортимент и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям;  - оценить производственные и непроизводственные издержки;  - определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, стимулированию продаж, ценообразованию и т.п.;  - оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей и т.д.  Принципы:  • гибкость, предусматривающая постоянную адаптацию к изменениям среды функционирования организации. Его соблюдение требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды;  • непрерывность, предполагающая скользящий характер планирования, прежде всего в части систематического пересмотра планов, «сдвигая» период планирования (например, после завершения отчетного месяца, квартала, года);  • коммуникативность, под которой понимается координация и интеграция усилий (или принцип холизма по Р. Акофу). Все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо;  • участие, предполагающее важность вовлечения в него всех возможных участников процесса функционирования организации;  • адекватность, т.е. отражение реальных проблем и самооценки в процессе планирования. Адекватность предполагает, что реально происходящие процессы с рациональной точностью должны моделироваться при составлении плана предприятия;  • комплексность как взаимосвязь и отражение в плане всех направлений финансово-хозяйственной деятельности организации;  • многовариантность, позволяющая выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки различных сценариев будущего развития предприятия исходя из вероятностных сценариев развития окружающей среды.    Бизнес-план развития базируется на анализе текущего состояния коммерческой организации, основных факторов экономического роста и оценке их влияния на развитие коммерческой организации и развитие отрасли народного хозяйства в прогнозном периоде. При анализе особое внимание уделяется выявлению положительных тенденций развития организации, а также установлению причин, негативно влияющих на результативность производства товаров, продукции, работ, услуг (далее - продукция).  Бизнес-план развития включает:  - оценку текущего состояния коммерческой организации с определением закономерностей и тенденций ее развития во взаимосвязи с тенденциями и приоритетами развития отрасли народного хозяйства;  - обоснование целей и задач, важнейших направлений экономического развития коммерческой организации на очередной год;  - определение внутренних и внешних факторов и условий эффективного развития коммерческой организации;  - установление конкретных параметров и приоритетных направлений развития коммерческой организации на очередной год;  - определение и описание, конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение целевых параметров развития коммерческой организации.  Бизнес-планы развития разрабатываются с учетом особенностей и специфики отраслей народного хозяйства в соответствии с отраслевыми рекомендациями по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год.  В состав бизнес-плана развития входят: титульный лист, содержание, описательная часть бизнес-плана развития, приложения, справочные и иные материалы, подтверждающие исходные данные.  Бизнес-план развития состоит из следующих основных разделов:  "Резюме";  "Характеристика организации и стратегия ее развития";  "Описание продукции. Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга";  "Производственный план";  "Организационный план";  "Инвестиционный и инновационный план; "Энергосбережение";  "Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности";  "Показатели эффективности деятельности организации".  С учетом отраслевой специфики и особенностей финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации описательная часть может быть дополнена другими разделами по решению соответствующего органа управления.  Резюме отражает основные цели, задачи и важнейшие направления экономического развития коммерческой организации на очередной год. В данном разделе в сжатой и доступной форме излагается суть стратегии развития коммерческой организации на очередной год. Целесообразно привести информацию о новых направлениях развития коммерческой организации. Раздел "Резюме" составляется на завершающем этапе разработки бизнес-плана развития, когда имеется полная ясность по остальным разделам.  В разделе "Характеристика организации и стратегия ее развития" приводится краткое описание отрасли и определяются место и роль в ней коммерческой организации. Даются характеристики формы собственности и указания на основных собственников.  В сжатой форме представляются основные достижения и проблемы в деятельности коммерческой организации за последние 3-5 лет, приводится анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации за три года, предшествующих планируемому.  В разделе "Описание продукции. Анализ рынка. Стратегия маркетинга" приводятся данные о продукции, рынках сбыта и стратегии маркетинга коммерческой организации. При описании продукции кратко излагаются, отдельно приводится план мероприятий по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, ее усовершенствованию, разработке новых видов (модификаций) продукции  Раздел "Производственный план" содержит характеристику имеющихся основных производственных фондов, загрузку производственных мощностей, анализ соответствия существующих производственных мощностей объемам производственной программы в планируемом периоде, обоснование потребности в дополнительном оборудовании, выбора поставщиков оборудования и другие мероприятия.  В разделе "Организационный план" приводится описание организационно-штатной структуры коммерческой организации, ее кадровой политики, списочной численности работников, в том числе производственного и административно-обслуживающего персонала, планируемых фонда оплаты труда и среднемесячной заработной платы работников, в том числе производственного персонала. Отдельно отражаются планируемые организационные мероприятия по выбору рациональной системы управления производством, персоналом, снабжением, сбытом и организацией в целом. Раскрывается комплекс мер по стимулированию труда специалистов, их переподготовке и обучению, подбору и расстановке кадров. При необходимости обосновывается потребность в проведении реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование).  В разделе "Инвестиционный и инновационный план" приводятся: краткая характеристика инвестиционных проектов, реализация которых будет продолжена или начата в планируемом периоде, результаты реализации проекта (выпуск новой продукции, повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, увеличение объемов производства, улучшение условий труда, снижение энерго- и материалоемкости продукции, замена активной части основных производственных фондов, внедрение новых и высоких технологий и иные результаты), описание основных средств, планируемых к приобретению. В случае необходимости разработки бизнес-плана инвестиционного проекта в соответствии с действующим законодательством приводится информация о наличии такого бизнес-плана и принятых решениях по нему. По реализуемым (намеченным к реализации инвестиционным проектам) указывается взаимосвязь с существующими приоритетами развития отрасли, включая участие в государственных и межгосударственных инвестиционных программах. Отражаются направления прикладных исследований и разработок, планируемые результаты инновационной деятельности.  Важным моментом в этом разделе является определение и обоснование источников финансирования всех намеченных инвестиционных мероприятий. При привлечении в качестве источников финансирования кредитов банков, мер государственной поддержки указываются имеющиеся кредитные соглашения, решения органов государственного управления. Целью раздела "Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности" является обоснование оптимального варианта организации производства, позволяющего получить наилучший финансовый результат. Назначение финансового планирования состоит в определении на предстоящий период величины источников поступлений доходов, сумм расходов и отчислений, сбалансирование, а также активное воздействие на выработку реальной стратегии бизнеса на основе глубокого анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на его развитие и сокращение длительности оборота капитала.  Убыточные организации, планирующие реструктуризацию кредиторской задолженности, включают в бизнес-план развития раздел "Реструктуризация кредиторской задолженности.  При подготовке раздела "Показатели эффективности деятельности организации" необходимо использовать комплексную систему показателей, включающую основные финансовые показатели работы коммерческой организации), а также показатели, характеризующие финансовое состояние и платежеспособность коммерческой организации.  Организация реализации бизнес-плана предусматривает: разработку, согласование и утверждение программы реализации стратегических планов; организацию учета и контроля выполнения планов; мотивацию выполнения планов в установленные сроки, требуемого качества и с намеченными затратами; регулирование процесса реализации стратегических планов при появлении изменений во внешней и внутренней среде предприятия Законодательные основы по разработке бизнес-плана Нормативные требования к разработке бизнес-плана содержат: Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 23 марта 2006 г. N 75 "Об утверждении форм бизнес-планов, представляемых для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, критериев оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам" С изменениями и дополнениями от: 2 ноября 2012 г., 5 апреля 2018 г. Приказ Минэкономразвития России от 19.12.2016 N 813 "Об утверждении формы заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории Российской Федерации, за исключением территории Дальневосточного федерального округа, примерной формы бизнес-плана, критериев и методики оценки заявки и бизнес-плана" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.01.2017 N 45258) Приложение Таблица 1 Потребность в капитальных вложениях согласно проектно-сметной документации млн. рублей (в среднегодовых ценах года проведения конкурса) Наименование показателей Всего по проектно-сметной документации Выполнено Подлежит выполнению до конца строительства на начало текущего года на момент подачи заявки на конкурс 1 2 3 4 5 Капитальные вложения по утвержденному проекту, всего в том числе: строительно-монтажные работы оборудование прочие затраты Таблица 2 Инвестиции (в период строительства и эксплуатации) (млн. рублей) Статьи затрат 1 год 2 год 3 год Всего по кварталам Всего по кварталам Всего I II III IV I II III IV 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1.Капитальные вложения по утвержденному проекту, подлежащие выполнению (таблица 1) 2. Капитальные вложения в объекты сбыта 3. Приобретение оборотных средств 4. Другие инвестиции в период освоения и эксплуатации производственных мощностей 5. Итого - объем инвестиций (сумма показателей пунктов 1-4) Таблица 3 Источники средств (на начало реализации проекта) (млн. рублей) Наименование источников Средства на начало реализации проекта 1 2 СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА 1. Выручка от реализации акций (взнос в уставный капитал в денежной форме) 2. Нераспределенная прибыль (фонд накопления) 3. Неиспользованная амортизация основных средств 4. Амортизация нематериальных активов 5. Результат от продажи основных средств 6. Собственные средства, всего (сумма показателей пунктов 1-5) ЗАЕМНЫЕ И ПРИВЛЕЧЕННЫЕ СРЕДСТВА 7. Кредиты банков (по всем видам кредитов) 8. Заемные средства других организаций 9. Долевое участие в строительстве 10. Прочие 11. Заемные и привлеченные средства, всего (сумма показателей пунктов 7-10) 12. Предполагаемая государственная поддержка проекта 13. Итого (сумма показателей пунктов 6, 11, 12) Таблица 4 Программа производства и реализации продукции Показатели Единица измерения год 2 год З год Всего Всего по кварталам Всего по кварталам I II III IV I II III IV 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 1. __________________ (вид продукции*) Объем производства: в натуральном выражении в стоимостном выражении Объем реализации в натуральном выражении, всего в том числе: на внутреннем рынке на внешнем рынке Цена реализации за единицу, продукции: на внутреннем рынке на внешнем рынке (в иностранной валюте) Выручка от реализации продукции Общая выручка от реализации (в рублях) в том числе: НДС акцизы пошлины 2. Общая выручка от реализации продукции, итого (в рублях) в том числе: НДС акцизы пошлины * Заполняется по каждому виду продукции или по типовым представителям отдельно Таблица 5 Численность работающих, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды Показатели Единица измерения год 2 год З год Всего Всего по кварталам Всего по кварталам I II III IV I II III IV 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Численность работающих по проекту, всего в том числе: 1. рабочие, непосредственно занятые производством продукции 2. рабочие, служащие и ИТР, не занятые непосредственно производством продукции 3. сотрудники аппарата управления на уровне цехов и организации 4. сотрудники, занятые сбытом продукции нужды Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды 5. Расходы на оплату труда рабочих, непосредственно занятых производством продукции, всего в том числе: заработная плата отчисления на социальные нужды 6. Расходы на оплату труда рабочих, служащих и ИТР, не занятых непосредственно производством продукции, всего в том числе: заработная плата отчисления на социальные нужды 7. Расходы на оплату труда сотрудников аппарата управления на уровне цехов и организации, всего в том числе: заработная плата отчисления на социальные нужды 8. Расходы на оплату труда сотрудников службы сбыта продукции, всего в том числе: заработная плата отчисления на социальные 9. Расходы на оплату труда, всего в том числе: заработная плата отчисления на социальные нужды Глоссарий: Прогнозирование — это предвидение (предсказание), которое предполагает состояние или описание возможных или желательных аспектов, состояний, решений, проблем будущего. Прогноз — это результат процесса прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической или другой форме суждения о возможном состоянии объекта и его среды в будущий период времени. Метод – это сложный прием, упорядоченная совокупность простых приемов, направленных на разработку прогноза в целом; путь, способ достижения цели, исходящий из знания наиболее общих закономерностей. Методика – определенное сочетание приемов (способов) выполнения прогностических операций, получение и обработка информации о будущем на основе однородных методов разработки прогноза. Методология прогнозирования – область знания о методах, способах, системах прогнозирования. Система прогнозирования – это упорядоченная совокупность методик, технических средств, предназначенная для прогнозирования сложных явлений или процессов.
«Планирование организаций» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 251 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot