Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Планирование и прогнозирование как стадии управления

  • 👀 391 просмотр
  • 📌 333 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Планирование и прогнозирование как стадии управления
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Планирование и прогнозирование как стадии управления» pptx
Лекция 4. Планирование и прогнозирование как стадии управления Дисциплина «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» Планирование – это процесс подготовки управленческого решения, основой которого является всесторонняя обработка исходной информации и который включает в себя выбор целей, определение средств и направлений их достижения. Уровни планирования Народное хозяйство страны – макроэкономическо е планирование Регионы – региональное (территориальное) планирование Предприятия (фирмы) – микроэкономическо е планирование Система планов по уровням управления экономикой Макроэкономическое планирование – это научное предвидение развития и результатов функционирования общественного воспроизводства, основанное на установлении его закономерностей, тенденции социального и научно-технического прогресса, объективных зависимостей и причинно-следственных связей в народном хозяйстве. К функциям макроэкономического планирования относятся • Формирование рациональной структуры национального хозяйства и проведение политики, обеспечивающей равновесие экономики; • Обеспечение социальной направленности развития экономической системы и социальной защиты населения и др. Плановое регулирование – влияние органов государственной власти в процессе составления и реализации экономических планов. Влияние государст ва на развит ие экономики осуществляется различны ми методами: 1. Косвенные методы – финансовое и денежно-кредитное регулирование налоговая политика, амортизационная политика, кредитная политика, таможенная политика). 2. Прямые методы – государственного финансового регулирования. Это распределение бюджетных инвестиций, субсидий, дотаций. 3. Методом регулирования материальных потоков и производственной деятельности. Это государственные заказы на поставку продукции и выполнение работ для государственных нужд, квотирование и лицензирование. 4. Методом государственного предпринимательства, обеспечивающего управление хозяйственной, экономической и социальной деятельностью государственных предприятий, а также участие в управлении предприятиями смешанной формы собственности с долей государственных акций. 5. Программно-целевым методом планирования и управления, который охватывает разработку и осуществление государственных программ развития секторов экономики, имеющих приоритетное значение, а также решения актуальных социально-экономических проблем. Типы макроэкономического планирования 1. Директивный (административно-командный); 2. Индирективный; 3. Индикативный; 4. Системный; 5. Протекционистский; 6. Аполитичный; 7. Стратегический; 8. Тактический; 9. Договорный; 10.Регулятивный. • Директивное планирование – выражается в установлении адресных заданий и распределении ресурсов среди исполнителей плана, необходимых для выполнения задания. • Индирективное планирование также предполагает государственную собственность на средства производства, государственная власть реализует свою стратегию, учитывает свои приоритеты. • Индикативное планирование — это метод экономического планирования, основанный на системе индикаторов. • Системное планирование - при котором пытаются формулировать проблемы планирования на языке множества участвующих сил и отношений между ними. Здесь поиск сходимости между идеализированными, оптимальными и возможными, инкрементальными откликами базируется на совокупности качественных и количественных методов. • Аполитичное планирование - рассматривается как чисто техническая деятельность органов государственной власти, направленная на поиск баланса интересов, определенных компромиссов для обеспечения поступательного развития экономики, достижения необходимого результата. • Ст ратегическое планирование — процесс определения целей и значений экономических показателей по основным, наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (отрасли, объединения, предприятия и др.) на средний срок и длительную перспективу и формирование механизма по их реализации. • Такт ическое планирование является механизмом достижения стратегических целей и решения стратегических задач. При таком планировании предусматриваются совокупность мероприятий, порядок и сроки их осуществления, необходимые ресурсы и т.д. • Договорное планирование регулирует коммерческие отношения субъектов рынка, которые строятся на добровольной и взаимовыгодной основе. Договорные отношения формируют устойчивые производственноэкономические связи, взаимные обязательства и создают гарантирующий хозяйственный механизм поддержания планомерности в условиях рынка. • Регулят ивному планированию соответствует смешанный тип экономики. Это значит, что, либо одинаково существенны доли государственной и частной собственности, либо доминирующая доля собственности значительно ограничена (или государственная собственность функционирует на частной основе, или частную собственность ограничивают государственные преференции и приоритеты). К конкретным целям планирования здесь относятся не только распределение государственных ресурсов, не только управление и согласование деятельности предприятий в рамках государственного сектора, но и активное воздействие на функционирование частного сектора. В условиях данного типа планирования субъект государственного управления выполняет функции главного координатора национальной экономики. Регулятивное планирование опирается на весомый государственный сектор и имеет сильно выраженный нормативный характер. Характеристика директивной и индикативной плановых систем Признак Формы планирования Директивное Индикативное Формирование целей и задач развития субъектов хозяйственной деятельности Определяется партийными документами и решениями центральных органов исполнительной власти без учета возможностей субъектов хозяйствования и рынка Определяется самостоятельно с учетом внутреннего и внешнего положения субъектов хозяйствования Обеспечение процедуры составления планов Строгая регламентация процесса планирования, установление контрольных цифр, лимитов, норм и нормативов, заказчиков, поставщиков ресурсов, цен и тарифов Самостоятельная инициатива предприятия о целесообразности составления планов, их структуры, исходных данных и планируемых результатов деятельности Ответственность за результаты плановой Жесткая административная за невыполнение плановых показателей Отсутствует, акцентируется внимание на анализе причин Характеристика директивной и индикативной плановых систем (продолжение) Признак Формы планирования Директивное Индикативное Использование производственных ресурсов Наиболее полное Оптимизация использования в соответствии с производственными заданиями Учет конкуренции Конкуренция отсутствует, а деятельность однородных субъектов хозяйствования регулируется в централизованном порядке Самостоятельно определяется влияние конкуренции, предусматриваются средства на повышение конкурентных преимуществ и расходы на риски, связанные с конкурентами Стимулирование выполнения задач Активные формы материального и морального стимулирования Добровольная инициатива предприятия Формы собственности Государственная Смешанная Василий Васильевич Леонтьев (1905 — 1999) американский экономист российского происхождения, создатель теории межотраслевого анализа, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1973 год «за развитие метода „затраты — выпуск“ и за его применение к важным экономическим проблемам» Меж от раслевой баланс (МОБ, метод « зат рат ы вы пуск» ) — экономико-математическая балансовая модель, характеризующая межотраслевые производственные взаимосвязи в экономике страны. Характеризует связи между выпуском продукции в одной отрасли и затратами, расходованием продукции всех участвующих отраслей, необходимым для обеспечения этого выпуска. МОБ составляется в денежной и натуральной формах. • Цель балансового анализа-ответить на вопрос: каким должен быть объем производства каждой из n отраслей, чтобы удовлетворить все потребности в продукции этой отрасли? • При этом каждая отрасль выступает, с одной стороны, как производитель некоторой продукции, а с другой - как потребитель продукции и своей, и произведенной другими отраслями. Разновидности индикативного планирования • Индикативное планирование – это макропланирование при самостоятельности предприятий (Китай) • Индикативное планирование – это ориентирование частных предприятий на выполнение задач, формулируемых государством (Япония) • Индикативное планирование – это механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики (Франция) • Индикативный план содержит обязательные задания для государства и госсектора (Россия) Сущность индикативного планирования Индикативное планирование можно определить как механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой. Оно сочетает госрегулирование с рыночным и нерыночным ее саморегулированием и основано на разработке системы показателей (индикаторов) социальноэкономического развития. Механизм включает определение общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, концентрацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо- и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана. Толкование термина индикативное планирование • Рамочное планирование, как планирование институционально-правовых условий рыночного хозяйства без намерения осознанно влиять на показатели его деятельности. • Рамочное планирование, как планирование институционально-правовых условий рыночного хозяйства с учетом воздействия на количественные параметры. • Рамочное планирование с помощью государственных финансов. • Рамочное планирование, как частнохозяйствующих соглашений. организованная государством система • Рамочное планирование органами централизованного управления, регулирующими рынок (централизованно-административная экономика с государственным регулированием рынка). Методы индикативного планирования • Сценарный прогноз краткосрочных и долгосрочных тенденций социально-экономического развития; • Расчет сбалансированных пропорций объемных и ценовых показателей; • Сбалансированное целеполагание; • Комплексное оценивание, оптимальный выбор и принятие решений; • Программно-целевые индикативные методы. Этапы индикативного планирования 1. Анализ ситуации и построение моделей объектов планирования 2. Определение сценарных значений показателей хозяйственной деятельности, соответствующих гипотезе позитивного развития 3. Последующие их использование участниками экономического процесса в своей практической деятельности Индикативное регулирование • Участнику сообщаются не значения индикативных показателей, а индикативные (рекомендуемые) правила проведения хозяйственных операций. Выполнение этих правил гарантирует в долгосрочном плане выход на оптимальные показатели экономической деятельности Организация процесса индикативного управления (планирования и регулирования), сводится к сбору, вводу, обработке информации для: • Расчета индикативных показателей по направлениям деятельности; • Получению комплексных оценок регионального развития; • Определения чувствительности комплексной оценки к изменениям индикативных показателей; • Выбора предпочтительных вариантов плана, управленческих решений и механизмов. Мат рица БКГ инструмент стратегического портфельного анализа положения на рынке товаров, компаний и подразделений исходя из их рыночного роста и занимаемой доли на рынке. В теоретическое обоснование заложены две концепции: жизненного цикла товара и эффекта масштаба производства или кривой обучения. Доля ры нка Возмож ны е ст ратегии Вид ст ратегии единицы бизнеса Рост Инвестирование «Звезды», «Дикие кошки» Удержание «Снятие сливок» «Дойные коровы» Отступление Деинвестирование «Собаки», «Дикие кошки» PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) (макроэкономическая) модель оценки внешней среды для расчета фактора успешного влияния компании. Чаще всего используется для понимания потенциального рынка при запланированном выходе на него с новым продуктом. SWOT-анализ метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы). Модели индикативного планирования • Однопродуктовая и многопродуктовая модели воспроизводства ВВП; • Модель балансировки многоотраслевой экономики; • Векторная стратификация многопараметрических объектов; • Когнитивные и нейронечеткие модели; • Модели на основе знаний; • Оптимальный выбор и принятие решений на основе комплексных оценок; • Индикативный регулятор. Пример. Индикативный регулятор. Области применения механизмов индикативного планирования • Индикативное управление хозяйственной деятельностью региона; • Формирование и реализация национальных программ социальноэкономического развития; • Инновационное развитие; • Скользящее планирование на предприятиях, холдингах; • Управление трудовыми ресурсами на предприятии; • Управление демографическими процессами; • Организация антикоррупционной деятельности в региональном и национальном масштабах. • Стратегическое планирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ « О ст ратегическом планировании в Российской Федерации» . • Федеральный закон устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного стратегического управления, полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядка их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования. Недостатки документов стратегического планирования • Неуправляемое количество документов и отсутствие единой последовательности их разработки и утверждения; • Отсутствие связи между стратегическим целеполаганием, практикой формирования и реализации государственных программ; • Отсутствие согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования различных уровней и сфер применения; • Отсутствие учета вопросов национальной безопасности в документах стратегического планирования социально-экономического блока; • Формирование отраслевых стратегий без опоры на регионы и без возможности учета потенциалов территорий; • Разработка и утверждение документов нижестоящего уровня в отсутствии вышестоящих документов в рамках целеполагания; Недостатки документов стратегического планирования • Отсутствие взаимосвязи между стратегическими целями и бюджетным процессом; • Отсутствие единого подхода к горизонтам действия документов стратегического планирования; • Отсутствие оперативной актуализации и обратной взаимосвязи при реализации документов стратегического планирования; • Отсутствие единства в подходах к формированию нормативной правовой базы, регулирующей стратегическое планирование регионального и муниципального уровней; • Отсутствие реализации в документах стратегического планирования глобальных целей, сформированных в посланиях Президента Российской Федерации. Шесть лет реализации Федерального закона № 172-ФЗ, посвященные исключительно разработке документов, привели к росту их числа и завели реализацию закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в тупик. Задачи стратегического планирования согласно ФЗ 172 • координация государственного и муниципального стратегического управления и мер бюджетной политики; • определение внутренних и внешних условий, тенденций, ограничений, диспропорций, дисбалансов, возможностей, включая финансовые; • выбор путей и способов достижения целей, определение ресурсов, координация действий участников; • установление принципов организации и функционирования системы стратегического планирования; • определение порядка осуществления стратегического планирования; • определение приоритетов и источников ресурсного обеспечения их достижения; • установление порядка координации деятельности органов государственной власти Система документов стратегического планирования
«Планирование и прогнозирование как стадии управления» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot