Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 4. Планирование и
прогнозирование как стадии
управления
Дисциплина
«Макроэкономическое
планирование и прогнозирование»
Планирование – это процесс подготовки управленческого
решения, основой которого является всесторонняя обработка
исходной информации и который включает в себя выбор
целей, определение средств и направлений их достижения.
Уровни планирования
Народное
хозяйство страны –
макроэкономическо
е планирование
Регионы –
региональное
(территориальное)
планирование
Предприятия
(фирмы) –
микроэкономическо
е планирование
Система планов по уровням управления экономикой
Макроэкономическое планирование – это научное
предвидение развития и результатов функционирования
общественного
воспроизводства,
основанное
на
установлении его закономерностей, тенденции социального и
научно-технического прогресса, объективных зависимостей и
причинно-следственных связей в народном хозяйстве.
К функциям макроэкономического
планирования относятся
• Формирование рациональной структуры национального
хозяйства и проведение политики, обеспечивающей
равновесие экономики;
• Обеспечение
социальной
направленности
развития
экономической системы и социальной защиты населения и
др.
Плановое регулирование – влияние органов государственной власти в процессе
составления и реализации экономических планов.
Влияние государст ва на развит ие экономики осуществляется различны ми
методами:
1. Косвенные методы – финансовое и денежно-кредитное регулирование налоговая
политика, амортизационная политика, кредитная политика, таможенная политика).
2. Прямые методы – государственного финансового регулирования. Это распределение
бюджетных инвестиций, субсидий, дотаций.
3. Методом регулирования материальных потоков и производственной деятельности. Это
государственные заказы на поставку продукции и выполнение работ для государственных
нужд, квотирование и лицензирование.
4. Методом государственного предпринимательства, обеспечивающего управление
хозяйственной,
экономической
и
социальной
деятельностью
государственных
предприятий, а также участие в управлении предприятиями смешанной формы
собственности с долей государственных акций.
5. Программно-целевым методом планирования и управления, который охватывает
разработку и осуществление государственных программ развития секторов экономики,
имеющих приоритетное значение, а также решения актуальных социально-экономических
проблем.
Типы макроэкономического планирования
1. Директивный (административно-командный);
2. Индирективный;
3. Индикативный;
4. Системный;
5. Протекционистский;
6. Аполитичный;
7. Стратегический;
8. Тактический;
9. Договорный;
10.Регулятивный.
• Директивное планирование – выражается в установлении адресных
заданий и распределении ресурсов среди исполнителей плана,
необходимых для выполнения задания.
• Индирективное
планирование
также
предполагает
государственную
собственность
на
средства
производства,
государственная власть реализует свою стратегию, учитывает свои
приоритеты.
• Индикативное планирование — это метод экономического
планирования, основанный на системе индикаторов.
• Системное планирование - при котором пытаются формулировать
проблемы планирования на языке множества участвующих сил и
отношений
между
ними.
Здесь
поиск
сходимости
между
идеализированными, оптимальными и возможными, инкрементальными
откликами базируется на совокупности качественных и количественных
методов.
• Аполитичное планирование - рассматривается как чисто
техническая
деятельность
органов
государственной
власти,
направленная
на
поиск
баланса
интересов,
определенных
компромиссов для обеспечения поступательного развития экономики,
достижения необходимого результата.
• Ст ратегическое планирование — процесс определения целей и
значений экономических показателей по основным, наиболее важным
направлениям социально-экономического развития страны (отрасли,
объединения, предприятия и др.) на средний срок и длительную
перспективу и формирование механизма по их реализации.
• Такт ическое планирование является механизмом достижения
стратегических целей и решения стратегических задач. При таком
планировании предусматриваются совокупность мероприятий,
порядок и сроки их осуществления, необходимые ресурсы и т.д.
• Договорное планирование регулирует коммерческие отношения
субъектов рынка, которые строятся на добровольной и взаимовыгодной
основе. Договорные отношения формируют устойчивые производственноэкономические связи, взаимные обязательства и создают гарантирующий
хозяйственный механизм поддержания планомерности в условиях рынка.
• Регулят ивному
планированию
соответствует
смешанный
тип
экономики. Это значит, что, либо одинаково существенны доли
государственной и частной собственности, либо доминирующая доля
собственности значительно ограничена (или государственная собственность
функционирует на частной основе, или частную собственность ограничивают
государственные преференции и приоритеты). К конкретным целям
планирования здесь относятся не только распределение государственных
ресурсов, не только управление и согласование деятельности предприятий в
рамках государственного сектора, но и активное воздействие на
функционирование частного сектора. В условиях данного типа планирования
субъект государственного управления выполняет функции главного
координатора национальной экономики. Регулятивное планирование
опирается на весомый государственный сектор и имеет сильно выраженный
нормативный характер.
Характеристика директивной и индикативной
плановых систем
Признак
Формы планирования
Директивное
Индикативное
Формирование целей и
задач развития
субъектов
хозяйственной
деятельности
Определяется партийными
документами и решениями
центральных органов
исполнительной власти без учета
возможностей субъектов
хозяйствования и рынка
Определяется самостоятельно с
учетом внутреннего и внешнего
положения субъектов хозяйствования
Обеспечение
процедуры составления
планов
Строгая регламентация процесса
планирования, установление
контрольных цифр, лимитов, норм и
нормативов, заказчиков,
поставщиков ресурсов, цен и
тарифов
Самостоятельная инициатива
предприятия о целесообразности
составления планов, их структуры,
исходных данных и планируемых
результатов деятельности
Ответственность за
результаты плановой
Жесткая административная за
невыполнение плановых показателей
Отсутствует, акцентируется
внимание на анализе причин
Характеристика директивной и индикативной плановых
систем (продолжение)
Признак
Формы планирования
Директивное
Индикативное
Использование
производственных
ресурсов
Наиболее полное
Оптимизация использования в
соответствии с производственными
заданиями
Учет конкуренции
Конкуренция отсутствует, а
деятельность однородных субъектов
хозяйствования регулируется в
централизованном порядке
Самостоятельно определяется
влияние конкуренции,
предусматриваются средства на
повышение конкурентных
преимуществ и расходы на риски,
связанные с конкурентами
Стимулирование
выполнения задач
Активные формы материального и
морального стимулирования
Добровольная инициатива
предприятия
Формы собственности
Государственная
Смешанная
Василий Васильевич
Леонтьев
(1905 — 1999)
американский
экономист
российского происхождения,
создатель
теории
межотраслевого
анализа,
лауреат Нобелевской премии
по экономике за 1973 год «за
развитие метода „затраты —
выпуск“ и за его применение
к
важным
экономическим
проблемам»
Меж от раслевой баланс (МОБ, метод « зат рат ы вы пуск» ) — экономико-математическая балансовая модель,
характеризующая
межотраслевые
производственные
взаимосвязи в экономике страны. Характеризует связи
между выпуском продукции в одной отрасли и затратами,
расходованием продукции всех участвующих отраслей,
необходимым для обеспечения этого выпуска. МОБ
составляется в денежной и натуральной формах.
• Цель балансового анализа-ответить на вопрос: каким
должен быть объем производства каждой из n отраслей,
чтобы удовлетворить все потребности в продукции этой
отрасли?
• При этом каждая отрасль выступает, с одной стороны, как
производитель некоторой продукции, а с другой - как
потребитель продукции и своей, и произведенной другими
отраслями.
Разновидности индикативного планирования
• Индикативное планирование – это макропланирование при
самостоятельности предприятий (Китай)
• Индикативное планирование – это ориентирование частных
предприятий на выполнение задач, формулируемых
государством (Япония)
• Индикативное планирование – это механизм координации
действий и интересов государства и других субъектов
экономики (Франция)
• Индикативный план содержит обязательные задания для
государства и госсектора (Россия)
Сущность индикативного планирования
Индикативное
планирование
можно определить
как механизм
координации
интересов
и
деятельности
государственных
и
негосударственных субъектов управления экономикой. Оно сочетает
госрегулирование с рыночным и нерыночным ее саморегулированием и
основано на разработке системы показателей (индикаторов) социальноэкономического развития.
Механизм включает определение общенациональных приоритетов,
целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование,
концентрацию и другие процедуры согласования решений на макро-,
мезо- и микроуровне, налоговые и иные меры государственной
поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана.
Толкование термина индикативное планирование
• Рамочное планирование, как планирование институционально-правовых условий
рыночного хозяйства без намерения осознанно влиять на показатели его деятельности.
• Рамочное планирование, как планирование институционально-правовых условий
рыночного хозяйства с учетом воздействия на количественные параметры.
• Рамочное планирование с помощью государственных финансов.
• Рамочное
планирование,
как
частнохозяйствующих соглашений.
организованная
государством
система
• Рамочное планирование органами централизованного управления, регулирующими
рынок
(централизованно-административная
экономика
с
государственным
регулированием рынка).
Методы индикативного планирования
• Сценарный прогноз краткосрочных и долгосрочных
тенденций социально-экономического развития;
• Расчет сбалансированных пропорций объемных и ценовых
показателей;
• Сбалансированное целеполагание;
• Комплексное оценивание, оптимальный выбор и принятие
решений;
• Программно-целевые индикативные методы.
Этапы индикативного планирования
1. Анализ ситуации и построение моделей объектов
планирования
2. Определение
сценарных
значений
показателей
хозяйственной деятельности, соответствующих гипотезе
позитивного развития
3. Последующие
их
использование
участниками
экономического
процесса
в
своей
практической
деятельности
Индикативное регулирование
• Участнику
сообщаются
не
значения
индикативных
показателей, а индикативные (рекомендуемые) правила
проведения хозяйственных операций. Выполнение этих
правил гарантирует в долгосрочном плане выход на
оптимальные показатели экономической деятельности
Организация
процесса
индикативного
управления
(планирования и регулирования), сводится к сбору, вводу,
обработке информации для:
• Расчета индикативных показателей по направлениям
деятельности;
• Получению комплексных оценок регионального развития;
• Определения чувствительности комплексной оценки к
изменениям индикативных показателей;
• Выбора предпочтительных вариантов плана, управленческих
решений и механизмов.
Мат рица БКГ
инструмент
стратегического
портфельного анализа положения
на рынке товаров, компаний и
подразделений исходя из их
рыночного роста и занимаемой
доли на рынке.
В теоретическое обоснование
заложены
две
концепции:
жизненного цикла товара и
эффекта масштаба производства
или кривой обучения.
Доля ры нка
Возмож ны е
ст ратегии
Вид ст ратегии
единицы
бизнеса
Рост
Инвестирование
«Звезды», «Дикие
кошки»
Удержание
«Снятие сливок»
«Дойные коровы»
Отступление
Деинвестирование
«Собаки», «Дикие
кошки»
PEST-анализ
(иногда
обозначают как
STEP)
(макроэкономическая) модель
оценки внешней среды для
расчета фактора успешного
влияния компании. Чаще всего
используется для понимания
потенциального рынка при
запланированном выходе на
него с новым продуктом.
SWOT-анализ
метод
стратегического
планирования, заключающийся в
выявлении факторов внутренней
и внешней среды организации и
разделении
их
на
четыре
категории:
Strengths (сильные стороны),
Weaknesses (слабые стороны),
Opportunities (возможности),
Threats (угрозы).
Модели индикативного планирования
• Однопродуктовая
и
многопродуктовая
модели
воспроизводства ВВП;
• Модель балансировки многоотраслевой экономики;
• Векторная стратификация многопараметрических объектов;
• Когнитивные и нейронечеткие модели;
• Модели на основе знаний;
• Оптимальный выбор и принятие решений на основе
комплексных оценок;
• Индикативный регулятор.
Пример. Индикативный регулятор.
Области применения механизмов
индикативного планирования
• Индикативное
управление
хозяйственной
деятельностью
региона;
• Формирование и реализация национальных программ социальноэкономического развития;
• Инновационное развитие;
• Скользящее планирование на предприятиях, холдингах;
• Управление трудовыми ресурсами на предприятии;
• Управление демографическими процессами;
• Организация антикоррупционной деятельности в региональном и
национальном масштабах.
• Стратегическое планирование в Российской Федерации
осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28
июня 2014 г. № 172-ФЗ « О ст ратегическом планировании
в Российской Федерации» .
• Федеральный
закон
устанавливает
правовые
основы
стратегического планирования в Российской Федерации,
координации государственного стратегического управления,
полномочий федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления и порядка их
взаимодействия с общественными, научными и иными
организациями в сфере стратегического планирования.
Недостатки документов стратегического
планирования
• Неуправляемое количество документов и отсутствие единой
последовательности их разработки и утверждения;
• Отсутствие связи между стратегическим целеполаганием, практикой
формирования и реализации государственных программ;
• Отсутствие согласованности и сбалансированности документов
стратегического планирования различных уровней и сфер применения;
• Отсутствие учета вопросов национальной безопасности в документах
стратегического планирования социально-экономического блока;
• Формирование отраслевых стратегий без опоры на регионы и без
возможности учета потенциалов территорий;
• Разработка и утверждение документов нижестоящего уровня в
отсутствии вышестоящих документов в рамках целеполагания;
Недостатки документов стратегического
планирования
• Отсутствие взаимосвязи между стратегическими целями и бюджетным процессом;
• Отсутствие единого подхода к горизонтам действия документов стратегического
планирования;
• Отсутствие оперативной актуализации и обратной взаимосвязи при реализации
документов стратегического планирования;
• Отсутствие единства в подходах к формированию нормативной правовой базы,
регулирующей стратегическое планирование регионального и муниципального
уровней;
• Отсутствие реализации в документах стратегического планирования глобальных
целей, сформированных в посланиях Президента Российской Федерации.
Шесть лет реализации Федерального закона № 172-ФЗ, посвященные исключительно
разработке документов, привели к росту их числа и завели реализацию закона «О
стратегическом планировании в Российской Федерации» в тупик.
Задачи стратегического планирования
согласно ФЗ 172
• координация государственного и муниципального стратегического управления и
мер бюджетной политики;
• определение внутренних и внешних условий, тенденций, ограничений,
диспропорций, дисбалансов, возможностей, включая финансовые;
• выбор путей и способов достижения целей, определение ресурсов, координация
действий участников;
• установление
принципов
организации
и функционирования системы
стратегического планирования;
• определение порядка осуществления стратегического планирования;
• определение приоритетов и источников ресурсного обеспечения их достижения;
• установление порядка координации деятельности органов государственной
власти
Система документов стратегического планирования