Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
План производства аудиовизуального проекта
Вопросы:
1. Процесс планирования и этапы производства аудиовизуального продукта
2. Методика составления календарно-постановочного плана производства фильма
1. Процесс планирования и этапы производства аудиовизуального продукта
Процесс планирования производства аудиовизуального продукта включает следующие этапы:
- определение целей и задач;
- поиск альтернативных вариантов и сбор данных об альтернативных вариантах действий;
- выбор оптимального из альтернативных вариантов действий;
- реализация принятых решений.
Процесс контроля и регулирования производства аудиовизуальной продукции включает:
- сопоставление фактических данных с плановой себестоимостью;
- принятие решений по устранению отклонений от плана.
Планирование себестоимости аудиовизуальной продукции осуществляется ее изготовителем в несколько этапов:
- на основе литературного сценария или киносценария определяется предварительная себестоимость (так называемый лимит затрат) продукта. При разработке предварительной себестоимости продукта, в условиях отсутствия ряда исходных данных, затраты по соответствующим статьям определяются по аналогии со сметными затратами фильмов такого же постановочного масштаба, с использованием укрупненных расчетов или эмпирическим методом;
- на период разработки киносценария и режиссерского сценария составляются сметы затрат на проведение этих технологических этапов;
- после утверждения режиссерского сценария разрабатывается смета затрат на проведение подготовительного периода по фильму, в которую денежные ассигнования на периоды разработки киносценария и режиссерского сценария включаются по соответствующим статьям в размере фактических расходов;
- в подготовительном периоде на основе постановочного проекта, календарно-постановочного плана, режиссерского сценария и принятых изготовителем фильма рамочных условий реализации кинопроекта определяется окончательная плановая себестоимость (генеральная смета) фильма.
Этапы производства аудиовизуального продукта
Производство аудиовизуального продукта включает в себя творческий процесс, технику и технологии создания продукта, организацию производства, продвижение на рынке. Характер продукта определяет размеры и тип съемочной команды, необходимой для создания кино.
Производственный цикл создания аудиовизуального продукта состоит из пяти основных этапов:
• Проектирование (development)
• Предварительная подготовка (pre-production)
• Съемки (production)
• Пост-производство (post-production)
• Распространение (sale)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Продюсер фильма находит историю, подготавливает краткий конспект в виде пошагового описания сцен, с акцентом на драматургию. Это от 25 до 30 страниц описания сюжета, настроения и характера сцен, с краткими диалогами и описанием декораций, часто содержащих наброски в виде рисунков, чтобы наглядно представить ключевые моменты.
Сценарий пишется в течение шести месяцев, возможно, переписывается несколько раз, чтобы улучшить драматизм, ясность, структуру, характеры, диалоги и общий стиль сюжета.
Краткое представление фильма представляется потенциальным финансистам. Финансовая поддержка предоставляется, как правило, крупными киностудиями и телеканалами, фондами поддержки кино, министерством культуры или независимыми инвесторами. Согласовывают сделку и подписывается контракт.
На этом этапе решается вопрос о покупке авторских прав на сценарий, музыкальные произведения, стихи и пр.
Далее следует создание раскадровки. При этом уже начинают учитываться все детали будущего производственного процесса – локация, время, персонажи, костюмы, реквизит.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
В предварительной подготовке фильм проектируется и разрабатывается план. Формируется съемочная группа и производственные отделы. Художники-иллюстраторы и художники-постановщики создают эскизы для визуального планирования сцен перед съёмкой. Также будет учтен бюджет фильма в проектировании сцен, составе актеров, используемой кинотехнике, спецэффектах компьютерной графике.
Продюсер нанимает людей для выполнения следующих функций:
• Режиссер, несет главную ответственность за съемку фильма и управляет творческим процессом.
• Ассистент режиссера, руководит планированием съемок и следит за материально-техническим обеспечением съемок.
• Руководитель кастинга, занимается подбором актеров.
• Управляющий по месту съемки – готовит натурные и интерьерные объекты для съемок.
• Руководитель производства, следит за бюджетом и графиком съемок, ведет отчетность.
• Оператор-постановщик (кинооператор), выполняет съемку сцен фильма вместе с режиссером, его ассистентом и со звукорежиссером.
• Арт-директор, отвечает за декорации, костюмы, грим, укладку волос и пр.
• Дизайнер-технолог, создает декорации, костюмы, грим и прически, подчиняется арт-директору.
• Художник-постановщик, создает рисунки, чтобы помочь режиссеру и дизайнеру-технологу доносить свои идеи до съемочной команды.
• Звукорежиссер, записывает звук во время съемок. Сотрудничает с режиссером, оператором, ассистентом режиссера.
• Звукооператор, занимается звуковыми эффектами.
• Композитор, пишет музыку для фильма.
• Хореограф-постановщик, создает и координирует движения, танец, борьбу.
СЪЕМКИ
Съемочная группа расширяется. В работу включаются мастер по съемочной технике, руководитель по сценарию, помощники режиссера, оператор-постановщик, редактор изображения и редактор звука, консультанты, хлопушка, дольщики, пиротехники, операторы по свету, парикмахеры, гримеры и другие должности с учетом особенностей фильма.
Актеры репетируют сцены под руководством режиссера. Затем сцены вновь репетируют и согласуют со съемочной группой. Затем, снимается сцена с необходимым количеством дублей.
Руководитель по сценарию, операторы изображения и звука в своих отчетных листах отмечают каждый дубль как удачный или неудачный и отмечается вся необходимая информация о дубле.
Когда сцена снята, съемочная группа демонтирует декорации. Режиссер утверждает график съемок на следующий день и составляются отчеты руководителей по сценарию, звуку и изображению. Актеры и съемочная группа информируется о том, где и когда будет проходить следующий съемочный день.
Режиссер этим же вечером просматривает результаты съемок, иногда консультируясь с руководителями отделов и актерами.
ПОСТ-ПРОИЗВОДСТВО
В кинопроизводстве разделяют 2 способа монтажа: внутрикадровый (линейный) монтаж и межкадровый (нелинейный) монтаж.
В линейном монтаже урезают сцены в видеоматериале без нарушения их последовательности.
При нелинейном монтаже видео разделяется на фрагменты, после чего фрагменты записываются в нужной последовательности. При этом фрагменты могут быть существенно урезаны.
Первой задачей редактора-монтажера является в грубой форме нарезать и собрать сцены. Отсеивается мусор. Затем более детальная работа с кадрами и создание видеорассказа. Режиссер и продюсер фильма просматривают результаты и утверждают его. Редактор заполняет документ, содержащий список нарезанных сцен с описанием исходных отснятых кадров для финального монтажа.
Смонтированный фильм передается в звуковой отдел, где звукорежиссёр синхронизирует голоса, звуковые эффекты, музыку, фон и пр. Если качество синхронной звукозаписи не удовлетворяет режиссёра, проводится озвучивание фильма в студии. На экран выводится изображение, проводятся репетиции. Актёры добиваются, чтобы артикуляция на экране совпадала с произносимым звуком. Записывается фонограмма. Затем её монтаж и синхронизация.
Видео и звук компонуются в низкокачественная проба фильма. После просмотра, фильм дорабатывается до высокого качества пробы.
Наконец, набирают фокус-группу для просмотра фильма, и по её отзывам проводятся дополнительные доработки и изменения.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ
Изготавливается нужное количество копий фильма на нужных носителях. Организовывается рекламная компания: Интернет, пресс-релизы в специализированные издания, интервью с представителями прессы, ТВ каналы, кинотеатры, плакаты и др.
Организовывается предварительный просмотр фильма или он привозится на кинофестивали. Создается веб-сайт о фильме. Фильм демонстрируется в кинотеатрах. Спустя несколько месяцев организуется ТВ показ, а затем в Интернет. Любая прибыль делится между дистрибьютором и продюсером.
Далее заключаются договора с производителями игр, игрушек и товаров, с издательствами и другими компаниями об использовании художественных элементов фильма для рекламы, развития брендов и т.д.
БЮДЖЕТ ФИЛЬМОВ
В советское время был снят фильм “Война и мир”, который по бюджету доступен только целому могучему государству, такому как СССР. Голливудские картины снимаются с бюджетом $200 – 300 млн. В России вышел в прокат очень дорогой по российским меркам фильм “Сталинград” с бюджетом $30 млн.
Другая крайность – авторское кино, которое снимается при полном отсутствии бюджета. Хотя это заблуждение, что бюджет отсутствует. Затраты всё равно есть. Просто они не записаны на бумаге. И часто возникают обязательства финансовые и моральные обязательства перед участниками творческого процесса.
Средний бюджет российского фильма – $1-3 млн.
В том числе затраты на этапы:
• Проектирование (development) – 10-20 % или от $0,1-0,6 млн., в том числе покупка авторских прав.
• Предварительная подготовка (pre-production) – 10-20 % или от $0,1-0,6 млн.
• Съемки (production) – 20-60 % или от $0,2-1,8 млн. Зависит от состава актеров, съемочной техники, киноэкспедиций и т.д.
• Пост-производство (post-production) – 10-20 % или от $0,1-0,6 млн.
• Распространение (sale) – 10-20 % или от $0,1-0,6 млн. Иногда этот этап сравним по затратам с суммой всех предыдущих затрат.
Для того, чтобы в российской действительности определить точную сумму, нужно оплатить затраты на Проектирование в размере 3-10 млн. руб., и уладить все вопросы с авторскими правами. Здесь же может быть посчитан примерный бюджет фильма.
Затем оплачивается этап Предварительной подготовки. На этом этапе готовится проектная документация, где описывается каждый шаг участника производства этого фильма и составляется смета. Объем и детализация документов аналогична как и для строительства дома. Мы уже почти точно знаем: что, где, когда мы снимаем, кто в этом участвует и что мы используем при этом. На этом этапе мы узнаем более или менее точную сумму бюджета фильма и составим четкий план действий творческой группы на площадке.
Указанные выше цифры – условные. Они изменяются от проекта к проекту. Однако, для того, чтобы снять фильм, нужно оплатить затраты по каждому этапу, также как и при строительстве дома.
2. Методика составления календарно-постановочного плана производства фильма
Календарно-постановочный план (далее КПП) - основной документ для фиксации плановых сроков производства, он создается в подготовительном периоде. А также это один из самых значимых документов для составления сметы затрат на производство.
Как правило, достаточно сложно подсчитать точное время на все виды работ в каждом объекте, так как оно зависит от многих обстоятельств: числа актеров, сложности и количества используемой аппаратуры, гардероба, сложности грима и др. Эти функции возложены, как правило, на второго режиссера и контролируется продюсером. Непродуманный календарно-постановочный план может увеличить стоимость производства до 40%.
КПП состоит из двух разделов:
- сводный для всех периодов производства;
- ежедневный для съемочного периода.
Для создания КПП необходимо провести тщательный анализ следующих документов: режиссерский сценарий, пообъектные разработки (или иначе монтировки), график занятости актеров.
В режиссерском сценарии выделяются кадры, которые кардинально меняют облик актера или состояние объекта. Например, герой в середине фильма бреется на лысо или происходит пожар, уничтожающий дом. При выявлении таких факторов, сценарий делится на части, которые необходимо отснять до и после сюжетного события, меняющего условия съемки.
Далее мы составляются две таблички. Одна показывает занятость актеров в конкретных объектах, другая распределяет объекты по возможным для съемок датам с учетом графика занятости актеров. Сделав первый прикидочный вариант, начинается его оптимизацию, группируются и объединяются наиболее дорогостоящие элементы. Например, если используются дорогостоящую съемочную технику, то задача уложить съемки кадров с ее использованием в минимальное количество съемочных дней. Также проводится оптимизация занятости дорогостоящих актеров.
Окончательный вариант календарно-постановочного плана должен учитывать все нюансы съемочного процесса и быть максимально оптимизированным по расходам на его осуществление.
Ознакомимся с содержанием сводного КПП:
- № по порядку;
- наименование этапов производства;
- перечень действий;
- сроки производства.
Ознакомимся с содержанием КПП съемочного периода:
- № по порядку;
- Дата;
-Характер съемки (натура, павильон, интерьер);
- Время суток (день, ночь, режим);
- Номер сцены;
-Хронометраж сцены;
- Название объекта;
- Перечень персонажей;
- Примечания (указания на особенности данной съемки).
Фактор затрат времени на осуществление задач каждого периода оценивается с помощью КПП. Планирование сроков производства фильма осуществляется в несколько этапов: предварительное на основе литературного сценария; аргументированное в период разработки киносцена- рия/режиссёрского сценария; окончательное в подготовительный период.
Сроки разработки киносценария/режиссерского сценария и подготовительного периода устанавливаются в каждом конкретном случае отдельно исходя из предполагаемого объема работ выполняемых в том или ином периоде, с соблюдением имеющихся «рамочных» условий:
-Необходимость начать съемки фильма или отдельных его эпизодов в определенное время года;
- Наличие лимитированных финансовых средств на проведение всего комплекса предсъемочных работ;
- Ограничения в сроках работы над фильмом актера/актеров;
- Обязательство сдать законченный фильм к фиксированной дате.
По фильмам средней постановочной сложности продолжительность
предсъемочных периодов, как правило, составляет:
-Разработка киносценария - 6 - 10 недель;
-Режиссерская разработка - 6 - 12 недель;
-Подготовительный период - 8 - 14 недель.
Все производственно-экономические расчеты делаются по киносценарию. Чтобы рассчитать срок съемочного периода, необходимо установить производительность труда, измеряемую количеством снимаемого материала (в полезных метрах или минутах) в смену. В связи с тем, что подавляющее большинство фильмов снимается на электронные носители, последнее время чаще употребляются расчеты в минутах. Этот показатель планируется отдельно для каждого характера съемок: при натурных съемках - 2-4 минуты (зима), 4-6 минут (лето); при павильонных съемках - 6-8 минут; в интерьерах - 5-7 минут. Участие в определенных сценах детей и животных снижает этот показатель на 40 - 60 %. При съемках особо сложных трюковых номеров выработка ниже на 20 - 90 %. При съемках телефильмов выработка выше в 2 - 3 раза, чем у обычного художественного фильма. И здесь приведены средние нормативы именно для телевизионного фильма.
Количество съемочных смен рассчитывается путем деления сценарного метража на установленный показатель производительности труда. Также учитывается вспомогательное время для репетиций, время на переезды к местам натурных съемок, отсыпные и выходные дни. Отсыпные дни предоставляются если смена завершилась после 01.00 следующих после начала смены суток.
Длительность монгажно-тонировочного периода определяется в основном нормами времени на выполнение технологических операций, составляющих этот период. Как правило, общая продолжительность мон- тажно-тонировочного периода телевизионного художественного фильма - не более 15 недель, а именно они идут на:
- монтаж изображения и фонограмм после окончания съемок;
- озвучание реплик и шумов;
- запись музыки;
- монтаж магнитных фонограмм и подготовка к перезаписи;
- перезапись и сдача фильма на двух пленках;
-окончательное редактирование, включая корректировочную перезапись.
КПП уточняется еще несколько раз в подготовительном периоде: под выверенные даты готовности студийных павильонов (декораций), реквизита, а после утверждения исполнителей главных ролей, под график их занятости.
Рассмотрим временные особенности на условном проекте (табл. 1).
Таблица 1 - Периоды и сроки производства для составления КПП
Периоды производства
Срок
Подготовительный период
Май - июль (10 недель)
Съемочный период
Июль - август (5 недель)
Монтажно-тонировочный период
Сентябрь - декабрь (15 недель)
Ликвидационный период
Декабрь (1 неделя)
Подготовительный период включает совокупность всех элементов, необходимых для того, чтобы начать процесс съемки фильма. Как минимум на это требуется от восьми недель.
Во время подготовительного периода работают продюсер, режиссер, второй режиссер, кастинг - директор, ассистент по актерам, оператор и второй оператор. Находятся и утверждаются объекты съемок. Параллельно проводятся кастинги, утверждаются актеры на роли, подписываются с ними договора.
Составляется график съемок согласованный с местами съемок и актерами. В последние 1,5 месяца подготовительного периода подключается директор картины, художник по гриму, художник по костюмам, звукорежиссер, каскадеры и прочий персонал, который на начальном этапе подготовки не был нужен.
Таблица 2 - Фрагмент КПП съемочного периода условного проекта
13
16.
июля
нат
ночь
35
3 мин 35 сек
костер на поляне в лесу
Иван, Оля, 2 незнакомца
дрова, кран операторский
14
17.
июля
отсыпной
15
18.
июля
выходной
16
19.
июля
инт
день
9,56,
91
6 мин 05 сек
аптека
Оля, Ирина, Иван, покупатели (13 чел)
17
20.
июля
инт
день
55,56,
57
5 мин 48 сек
кабинет заведующей аптекой
Заведующая,
Оля
18
21.
июля
инт
день
3,67
7 мин 11 сек
офис Марины
Марина, Нонна, сотрудники(7 чел)
дубли чашки для разбивания
19
22.
июля
инт
день
22,42,
70
5 мин 50 сек
Школа. Коридоры и лестницы.
Миша, Ира, Учитель физики, массовка
20
23.
июля
инт
день
63,64,
65,
80
6 мин 30 сек
Комната консьержки в доме Оли
Оля, консьержка, Иван, сосед
швабра и ведро с водой
На основе заявок руководителей цехов, утвержденных продюсером, директор заказывает съемочное оборудование. Все процессы контролирует продюсер. Подбирается остальной персонал (буфетчица, администраторы на площадку и пр.)
Съемочный период займет высчитанное количество съемочных смен плюс выходные, отсыпные, дни переездов, дни подготовки. Все это по датам четко расписано в КПП съемочного периода. После этого начнется монтажно-тонировочный период, который включает: озвучание, написание и подкладку оригинальной музыки, включение в звуковой ряд готовых композиции, титры, цветокоррекцию и т.д. и все это вместе займет 3,5-4 месяца при параллельном ведении работ.
Как правило, полный цикл производства телевизионного художественного фильма занимает 8-10 месяцев. Выделяемые телеканалами бюджеты не позволяют сделать сроки производства более комфортными для производителя.
В заключение приведем фрагмент календарно постановочного плана съемочного периода условного телевизионного художественного фильма (табл.2).
Таким образом, можно отметить важность планирования при подготовке кинопроцесса. Методика составления календарно-постановочного плана позволяет не только четко и эффективно организовать съемочный процесс, но и рационально составить планируемую смету расходов.
Список использованных источников:
Хвостов А.Б. Особенности ценообразования и управления проектами в кинопроизводстве // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2010. № 1. С. 124-128.