Персонал организации как объект управления
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 1. Персонал организации как объект управления
Предметом изучения дисциплины «Управление персоналом» является
система знаний, связанных с целенаправленным организованным воздействием на
людей, занятых трудом, с целью обеспечения эффективного функционирования
организации и удовлетворения потребности работника и интересов трудового
коллектива.
Содержание дисциплины:
- изучение закономерностей эффективного руководства персоналом на
основе принципов и методов управления персоналом;
- изучение теоретических и практических проблем функционирования
систем управления персоналом организации;
- выявление путей реализации кадровой политики,
- выбор максимально эффективных технологий управления персоналом
организации.
Под персоналом организации принято понимать личный состав
организации (учреждения), работающий по найму и обладающий определёнными
признаками.
Основные признаки персонала:
- наличие его трудовых взаимоотношений с работодателем (такие взаимоотношения должны быть оформлены трудовым договором (контрактом));
- обладание определенными качественными характеристиками, характеризующими структуру персонала организации по категориям: руководители,
специалисты, др. служащие, рабочие. Все категории персонала, в свою очередь,
могут структурироваться по профессиям, специальностям, квалификационным
признакам.
Условия найма, уровень качественных характеристик, развитие персонала
определяют деятельность каждого члена организации в конкретной должности
или на конкретном рабочем месте, т. е. определяют положение работника в
организационной структуре. Это положение связано с выполнением какой-либо
цели или задачи. Персонал работает на обеспечение определенных целей
организации, а также обладает собственными целевыми установками.
Эффективность работы персонала во многом определяется тем, насколько цели
каждого работника совпадают с целями организации
Управление персоналом организации - целенаправленная деятельность
руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.
Управление персоналом организации включает в себя:
- формирование системы управления персоналом;
- планирование кадровой работы;
- разработка оперативного плана кадровой работы;
-проведение оценки персонала;
- определение кадрового потенциала и потребности организации в персонале.
Концепция управления персоналом - система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач,
критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно - практических подходов к формированию механизма ее реализации в
конкретных условиях функционирования организаций.
Основу концепции управления персоналом как системы теоретико методологических взглядов, принципов и методов в настоящее время составляют
возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок,
умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед
организацией.
Концепции управления персоналом организацией включают разработку
методологии управления персоналом, формирование системы управления персоналом и разработку технологии управления персоналом.
Методология управления персоналом предполагает рассмотрение
сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, Соответствующего целям и задачам организации,
методов и принципов управления персоналом.
Система управления персоналом предполагает формирование целей,
функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и
горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в
процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих
решений.
Технология управления персоналом организации охватывает широкий
спектр функций: наём, отбор и подбор персонала; оценка персонала при приёме,
текущая деловая оценка и аттестация персонала; профориентация и трудовая
адаптация; мотивация трудовой деятельности персонала и его использование;
организация труда и соблюдение этики деловых отношений; управление конфликтами и стрессами; обеспечение безопасности персонала; управление нововведениями в кадровой работе; обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров; управление деловой карьерой и служебно-профессиональным
продвижением; управление поведением персонала в организации; управление
социальным развитием кадров; высвобождение персонала.
Управление персоналом организации предусматривает информационное,
техническое, нормативно-методическое, правовое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом. Руководители и работники подразделений системы управления персоналом организации решают вопросы оценки
результативности труда руководителей и специалистов управления, оценки
деятельности подразделений системы управления организации, оценки экономиической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом.
Система управления персоналом организации, ее сущность, и
предназначение.
Система управления персоналом организации и подразделений - система,
в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает
подсистему общего и линейного руководства и ряд функциональных подсистем,
специализирующихся на выполнении однородных функций.
Основные функции системы управления персоналом:
- стратегическое управление персоналом и кадровой политикой;
- управление планированием и маркетингом персонала;
- управление наймом и учетом персонала;
- управление трудовыми отношениями;
- управление условиями труда;
- управление развитием персонала;
- управление мотивацией трудовой деятельности персонала;
- управление социальным развитием;
- управление развитием организационных структур управления;
- управление правовым обеспечением;
- управление информационным обеспечением системы управления персоналом.
Принципы системы управления персоналом - это основные теоретические положения - правила, включающие концентрацию работников отдельного
подразделения или всей системы управления персоналом на решение основных
задач или концентрацию однородных функций в одном подразделении системы
управления персоналом, что устраняет дублирование. Важнейшими принципами
системы управления персоналом являются: специализация, преемственность,
стандартизация и адаптивность, ритмичность, непрерывность, параллельность и
прямоточность.
Специализация - разделение труда в системе управления персоналом. В
данной сфере выделяется труд руководителей, специалистов и других служащих,
формируются отдельные подразделения, специализирующиеся на выполнении
однородных функций.
Преемственность - предполагает общую методическую основу проведения
работ по формированию системы управления персоналом на разных ее уровнях и
разными специалистами.
Стандартизация документационного обеспечения системы управления
персоналом.
Адаптивность (гибкость) - означает приспосабливаемость системы управления персоналом к изменяющимся целям организации, внешним и внутренним
факторам, оказывающим влияние на ее деятельность.
Ритмичность - предполагает выполнение одинакового объема работ в
равные промежутки времени и регулярность повторения функций управления
персоналом.
Непрерывность - отсутствие перерывов в работе работников системы
управления персоналом или подразделений, уменьшение времени задержки
поступления документов, простоев технических средств управления и т.п.
Параллельность - предполагает одновременное выполнение отдельных
управленческих решений, которые повышают оперативность управления
персоналом.
Прямоточность - означает упорядоченность и целенаправленность необходимой информации по выработке определенного решения. Различают
горизонтальную (взаимосвязи между функциональными подразделениями) и
вертикальную (взаимосвязи между различными уровнями управления)
прямоточноть
Принципы управления персоналом - правила, основные теоретические
положения и нормы, которыми должны пользоваться руководители и
специалисты в процессе управления персоналом. Принципы управления
персоналом отражают требования объективно действующих экономических
законов, поэтому и сами являются объективными.
Управление персоналом осуществляется на основе следующих традиционно
утвердившихся в отечественных организациях принципов:
- научности, демократического централизма, плановости, единства распорядительства;
- отбора, подбора и расстановки кадров;
- сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации;
- линейного, функционального и целевого управления;
- контроля исполнения решений и др.
Методы управления персоналом - способы воздействия на коллективы и
отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в
процессе функционирования организации. Наука и практика выработали три
группы методов управления персоналом: административные, экономические и социально-психологические.
Административные методы управления персоналом основываются на
отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в
форме организационного и распорядительного воздействия. Основным
содержанием административных методов являются:
- формирование структуры органов управления;
- утверждение административных норм и нормативов;
- правовое регулирование;
- издание приказов, указаний и распоряжений;
- инструктирование;
- отбор, подбор и расстановка кадров;
- утверждение методик и рекомендаций;
- разработка положений, должностных инструкций, стандартов организации;
- разработка другой регламентирующей документации;
- установление административных санкций и поощрений.
Экономические методы управления персоналом основаны на материальном стимулировании коллективов и отдельных работников, на использовании
экономического механизма управления. Сущность экономических методов управления персоналом сводится к следующему:
- анализ деятельности трудовых ресурсов;
- экономическое обоснование управленческих решений в области управления персоналом;
- кадровое планирование;
- экономическое стимулирование;
- финансирование;
- мотивация трудовой деятельности;
- оплата труда;
- участие в прибылях и капитале;
- установление научно обоснованных норм и нормативов труда;
- установление материальных санкций и поощрений.
Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе,
социальные потребности и т.п.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы,
коллектива в процессе управления персоналом. Основным содержанием социально - психологических методов является:
- социально-психологический анализ;
- социально-психологическое планирование;
- создание творческой атмосферы; участие работников в управлении;
- социальная и моральная мотивация и стимулирование;
- удовлетворение культурных и духовных потребностей;
- формирование коллективов, групп;
- создание комфортного психологического климата;
- установление социальных норм поведения;
- развитие у работников инициативы и ответственности;
- установление моральных санкций и поощрений.
Методы управления персоналом можно также классифицировать по признаку принадлежности к общей функции управления: методы нормирования, организации, планирования, регулирования, стимулирования, анализа, учета. Более
подробная классификация методов управления персоналом по признаку принадлежности к конкретной функции управления персоналом позволяет выстроить их
в технологическую цепочку всего цикла работы с персоналом. Выделяются
методы найма, отбора и приема персонала, деловой оценки, профориентации и
трудовой адаптации персонала, мотивации трудовой деятельности, организации
системы обучения, управления конфликтами и стрессами, управления безопасностью, организации труда, управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, высвобождения персонала.
Организационная структура системы управления персоналом
представляет собой совокупность устойчивых взаимосвязей подразделений и
должностных лиц, обеспечивающих выполнение задач по укомплектованию
кадрами организации. Совокупность подразделений и должностных лиц – носителей функций управления персоналом - представляет собой службу управления
персоналом.
Организационная структура службы управления персоналом может
значительно варьироваться в зависимости от возможностей организации, прежде
всего финансовых. При не многочисленности персонала и соответственно
незначительной общей трудоемкости работы службы управления персоналом
выполнение конкретных функций может быть поручено даже отдельному
специалисту, а не целому подразделению. Вне зависимости от особенностей
организации состав функций системы управления персоналам должен оставаться
постоянным. Меняется только трудоемкость их выполнения.
Основным этапом построения организационной структуры службы управления персоналом является формирование связей между ее звеньями. Для систем
управления персоналом выделяют три классических вида структурных связей:
- линейная (непосредственное административное подчинение);
- функциональная (методическое обеспечение, консультирование смежного
подразделения);
- линейно-функциональная (привлечение более компетентных руководителей, персональная ответственность исполнителей).
Система управления персоналом организации и подразделений - система,
в которой реализуются функции управления персоналом. Структурно она включает подсистему общего и линейного руководства и ряд функциональных
подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций:
Подсистема общего и линейного руководства осуществляет управление
организацией в целом, отдельными функциональными и производственными
подразделениями. Функции этой подсистемы выполняют руководитель организации, его заместители, руководители функциональных и производственных подразделений, их заместители, мастера, бригадиры.
Подсистема планирования и маркетинга персонала осуществляет разработку кадровой политики и стратегии управления персоналом, анализирует
кадровый потенциал, рынок труда, организует кадровое планирование, планирование и прогнозирование потребности в персонале, рекламу, поддерживает
взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами.
Подсистема найма и учета персонала организует наем персонала, собеседование, оценку, отбор и прием персонала, учет приема, перемещений,
поощрений и увольнения персонала, профессиональную ориентацию и
рациональное использование персонала, управление занятостью, делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом.
Подсистема трудовых отношений анализирует и регулирует групповые и
личностные взаимоотношения, анализирует и регулирует отношения руководства
и управление производственными конфликтами и стрессами, проводит социально
- психологическую диагностику, контролирует соблюдение этических норм
взаимоотношений, управляет взаимодействием с профсоюзами.
Подсистема условий труда выполняет следующие функции: соблюдение
требований психофизиологии, эргономики труда, требований технической эстетики, охрана труда и окружающей среды, осуществление военизированной
охраны организации и отдельных должностных лиц.
Подсистема развития персонала осуществляет обучение, переподготовку
и повышение квалификации, введение в должность и адаптацию новых
работников, оценку кандидатов на вакантную должность, текущую периодичес-
кую оценку кадров, организацию рационализаторской и изобретательской
деятельности, реализацию деловой карьеры и служебно-профессионального
продвижения, организацию работы с кадровым резервом.
Подсистема мотивации персонала выполняет следующие функции: управление мотивацией трудового поведения, нормирование и тарификация трудового
процесса, разработка систем оплаты труда, разработка форм участия персонала в
прибылях и капитале, разработка форм морального поощрения персонала,
организация нормативно-методического обеспечения системы управления
персоналом.
Подсистема социального развития осуществляет: организацию общественного питания, управление жилищно-бытовым обслуживанием, развитие
культуры и физического воспитания, обеспечение охраны здоровья и отдыха,
обеспечение детскими учреждениями, управление социальными конфликтами и
стрессами, организацию продажи продуктов питания и товаров народного
потребления, организацию соцстрахования.
Подсистема развития организационных структур управления выполняет
следующие функции: анализ сложившейся и проектирование новой оргструктуры
управления, разработка штатного расписания, формирование новой оргструктуры
управления, разработка и реализация рекомендаций по развитию стиля и методов
руководства.
Подсистема правового обеспечения осуществляет решение правовых
вопросов трудовых отношений, согласование распорядительных и иных документов по управлению персоналом, решение правовых вопросов хозяйственной
деятельности, проведение консультаций по юридическим вопросам.
Подсистема информационного обеспечения выполняет следующие функции: ведение учета и статистики персонала, информационное и техническое
обеспечение системы управления персоналом, обеспечение персонала научнотехнической информацией, организация работы органов массовой информации
организации, организация патентно-лицензионной деятельности.
Функции этих подсистем выполняются различными подразделениями по
работе с кадрами организации. В зависимости от размеров организации состав
подразделений меняется: в мелких организациях одно подразделение может
выполнять функции нескольких подсистем, а в крупных - функции каждой из
подсистем, как правило, выполняет отдельное подразделение.
Тема 2. Кадровая политика и кадровое планирование в организации
Кадровое обеспечение системы управления – целенаправленная деятельность подсистемы управления персоналам по удовлетворению потребностей
предприятия в качественном и количественном составе её работников. Её
содержанием является:
- разработка кадровой политики организации;
- организация и осуществление кадрового планирования;
- маркетинг персонала;
- качественный отбор, подбор и найм персонала;
- анализ кадрового потенциала;
- работа с кадровым резервом;
- планирование деловой карьеры, служебно-профессионального продвижения персонала;
- профориентация и трудовая адаптация работников;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала;
- мотивация трудовой активности персонала;
- управление конфликтами и стрессами;
- оценка эффективности управления персоналом.
Кадровая политика - генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового
потенциала, на создание ответственного и высокопроизводительного сплоченного
коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся
требования рынка с учетом стратегии развития организации. Кадровая политика
должна быть интегрирована с управленческой, инвестиционной, финансовой и
производственной политикой организации.
Основные направления кадровой политики:
- прогнозирование создания новых рабочих мест с учетом внедрения новых
технологий;
- разработка программ развития персонала с целью решения не только
сегодняшних, но и будущих задач организации на основе совершенствования систем обучения и служебного продвижения работников;
- разработка мотивационных механизмов повышения заинтересованности и
удовлетворенности трудом;
- создание современных систем подбора и отбора персонала;
- проведение маркетинговой деятельности в области персонала;
- разработка программ занятости;
- усиление стимулирующей роли оплаты труда;
- разработка социальных программ и т.д.
Стратегическое управление персоналом - это программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей, возможностей предприятия и интересов работников. Он предполагает не только определение генерального курса деятельности предприятия, но и повышение мотивации, заинтересованности всех работников в его реализации. В рамках нового подхода к управлению организации, функционирующие в различных сферах жизнедеятельности,
получают огромные преимущества в рациональном использовании ограниченных
ресурсов и главным образом времени.
Сущность стратегического управления персонала заключается в ответе
на три важнейших вопроса:
- в каком состоянии сейчас находится организация и ее персонал;
- в каком направлении, по мнению высшего руководства, должен быть
задействован персонал в соответствии со стратегией организации;
- как должен развиваться персонал, чтобы выполнять задачи организации в
будущем.
Элементами стратегии управления персоналом являются:
- цель деятельности организации;
- система планирования организации;
- отношения высших управленческих кадров;
- организационная структура служб управления персоналом;
- критерии эффективности системы управления персоналом;
- ограничения на функционирование системы (финансовые, временные, материальные, возрастные, социальные);
- доступность, полнота и обоснованность используемой информации;
- образование управляющих (всех уровней управления);
- взаимосвязь с внешней средой.
Составляющими стратегии управления персоналом являются:
- отбор персонала, включающий планирование потоков рабочей силы;
- оценка квалификации;
- вознаграждение или в более широком смысле - возмещение затрат труда в
виде заработной платы, участия в прибылях, продажи акций и т.д.;
- развитие персонала.
Факторы, определяющие кадровую стратегию:
- внешняя и внутренняя среда функционирования организации;
- тип стратегии организации, принятой ее руководством;
- уровень планирования;
- открытость (закрытость) кадровой политики; компетенция персонала.
Кадровое планирование - целенаправленная деятельность, задачей которой является предоставление рабочих мест в нужный момент времени и в
необходимом количестве в соответствии со способностями и склонностями работников и требованиями организации. Рабочие места с точки зрения производительности и мотивации должны позволять работающим оптимальным образом
развивать свои способности, обеспечивать эффективность труда и отвечать
требованиям создания достойных условий труда и обеспечения занятости.
Кадровое планирование осуществляется в интересах, как организации, так и
персонала. Для организации важно располагать в нужное время, в нужном месте,
в нужном количестве и с соответствующей квалификацией таким персоналом,
который необходим для решения производственных задач и достижения ее целей.
Кадровой планирование должно создавать условия для мотивации более
высокой производительности труда и удовлетворенности работой. Одной из задач
кадрового планирования является учет интересов работников организации.
Кадровое планирование должно дать ответ на следующие вопросы: сколько
работников, какой квалификации, когда и где будут необходимы? Каким образом
можно привлечь необходимый и сократить излишний персонал без нанесения
ущерба? Как лучше использовать персонал в соответствии с его способностями?
Каким образом обеспечить развитие кадров для выполнения новых
квалификационных работ и поддержания знаний персонала в соответствии с
требованиями организации? Каких затрат потребуют запланированные кадровые
мероприятия?
Определение потребности в персонале организации - одно из важнейших
направлений кадрового планирования, позволяющее установить, необходимый на
заданный период времени качественный и количественный состав персонала.
Качественная потребность в персонале, т.е. потребность по категориям,
профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу, рассчитывается исходя из организационной структуры управления; требований к должностям и рабочим местам, закрепленных в должностных инструкциях
или описаниях рабочих мест; профессионально-квалификационного деления
работ, зафиксированных в производственно-технической документации.
Для определения качественной потребности в персонале используют
различные подходы:
- профессионально-квалификационное деление работ на основе производственно-технологической документации;
- анализ положений об отделах, должностных инструкций и описания
рабочих мест;
- штатное расписание;
- анализ документации, определяющей профессионально-квалификационный уровень данной должности.
При определении потребности в персонале необходимо также учитывать
предполагаемое плановое (переводы, длительные командировки, учеба) и естественное выбытие кадров (декретные отпуска, увольнение по собственному желанию).
Определение количественной потребности в персонале сводится как к
выбору метода расчета численности сотрудников, так и к установлению исходных
данных к непосредственному расчету необходимой численности работников на
определенный временной период.
Методы определения количественной потребности в персонале способы определения плановой численности персонала в целом по организации и
по какому-либо подразделению или качественному критерию потребности в
персонале (например, по определенной профессии и т.п.).
Тема 4. Адаптация персонала
Трудовая адаптация - приспособление работника к организации (взаимное
приспособление работника и организации). Основывается на постеленной
врабатываемости сотрудника в новые профессиональные, социальные,
психологические и экономические условия труда.
Виды адаптации персонала - это составные элементы общего процесса
трудовой
адаптации,
определяемые
особенностями
производственноэкономической системы и социальных отношений в организации.
Адаптация персонала классифицируется как:
- психофизиологическая - приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам, физиологическим условиям труда. В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время
труда. К этим условиям относятся физические и психические нагрузки, уровень
монотонности труда, санитарно-гигиенические нормы производственной
обстановки, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия
(шум, освещенность, вибрация и т.п.).
- социально-психологическая - приспособление к относительно новому
социуму, нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе. В процессе
социально-психологической адаптации происходит включение работника в
систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. Сотрудник получает информацию о системе деловых и
личностных взаимоотношений в коллективе, о формальных и неформальных
группах, о социальных позициях отдельных членов группы. Эту информацию он
воспринимает активно, соотнося ее со своим прошлым социальным опытом, со
своими ценностными ориентациями. При принятии сотрудником групповых норм
происходит процесс идентификации личности либо с коллективом в целом, либо с
какой-либо формальной или неформальной группой.
- профессиональная - доработка трудовых способностей (профессиональных навыков, дополнительных знаний, навыков сотрудничества и т.п.). Профессиональная адаптация характеризуется дополнительным освоением профессиональиых возможностей (знаний и навыков), а также формированием профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своей работе.
- организационная - усвоение роли и организационного статуса рабочего
места и подразделения в общей организационной структуре, а также понимание
особенностей организационного и экономического механизма управления
организацией. Сотрудник знакомится с особенностями организационно-экономического механизма управления, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре. При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в общем производственном процессе. Выделяется еще одна специфическая сторона организационной адаптации подготовленность сотрудника к восприятию и реализации
нововведений (технического или организационно-экономического характера).
Направления адаптации персонала - особенности трудовой адаптации
персонала в зависимости от наличия у адаптируемого сотрудника опыта
профессиональной деятельности.
Выделяются два направления адаптации персонала:
1) первичная адаптация, т.е. приспособление молодых сотрудников, не
имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, выпускников
учебных заведений различного уровня);
2) вторичная адаптация, т.е. приспособление сотрудников, имеющих опыт
профессиональной деятельности (как правило, меняющих объект деятельности
или свою профессиональную роль, например переходящих в ранг руководителя).
Условия успешной адаптации персонала - обстоятельства, причины, от
которых зависит успешность трудовой адаптации.
К условиям успешной адаптации персонала следует отнести:
- качественный уровень работы по профессиональной ориентации потен-
циальных сотрудников;
- объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе
трудовой адаптации работников);
- отработанность организационного механизма управления процессом адаптации;
- престиж и привлекательность профессии, работы по определенной
специальности именно в данной организации;
- особенности организации труда;
- реализующие мотивационные установки сотрудника;
- наличие отработанной системы внедрения новшеств;
- гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации;
- особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе;
- личностные свойства адаптируемого сотрудника связанные с его
психологическими чертами, возрастом, семейным положением и т.п.
Этапы процесса адаптации:
Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для
разработки эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только
специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях
других компаний, период его адаптации будет минимальным. Однако даже в этих
случаях в новой организации возможны непривычные для него варианты решения
известных ему задач. Поскольку организационная структура зависит от ряда
параметров, таких как технология деятельности, внешняя инфраструктура и
персонал, новичок неизбежно попадает в какой-то степени в незнакомую ему
ситуацию. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными
особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети,
знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации,
правилами поведения и т.д.
Этап 2. Ориентация - практическое знакомство нового работника со своими
обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны
организации.
Этап 3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно
приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени
обусловливается его включением в межличностные кошения с коллегами.
Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации,
он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом стабильной работе. Как правило, при спонтанном
развитии процесса адаптации, этот этап наступает после 1-1,5 лет работы. Если же
процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может
наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала.
Тема 3. Подбор и отбор персонала организации
Найм персонала - это ряд действий, направленных на привлечение
кандидатов, обладающих профессиональными личными качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных предприятием.
Источники найма персонала - пути и направления, по которым кадровые
службы организаций осуществляют поиск будущих сотрудников в процессе
найма на работу.
Основными источниками поступления кандидатов в процессе найма на
работу являются: внутренние источники (прямой поиск внутри организации или
внутренняя реклама); прежние сотрудники, ушедшие из организации по
собственному желанию (они могут указать других претендентов); и внешние
источники - случайные претенденты и рекомендации; школы, институты,
университеты и другие учебные заведения; клиенты, поставщики (такое сотрудничество способствует созданию хороших отношений); государственные службы
занятости; коммерческие агентства по отбору кадров (надежное агентство может
быть полезным при вы явлении претендентов на получение работы, так как оно
проводит предварительное собеседование и использует другие методики отбора);
рекламные объявления. Иногда для заполнения вакансий бывает достаточно
одного источника. Все зависит от типа вакансии, сферы деятельности
организации и опыта самой организации в использовании различных методов
найма и источников.
Отбор персонала - это серия мероприятий и действий, осуществляемых
предприятием или организацией для выявления из списка заявителей лица или
лиц, наилучшим образом подходящих для вакантного места работы.
Отбор работников, отвечающих по своим профессиональным, деловым и
личностным качествам требованиям организации требует комплексного подхода.
Комплексный подход к поиску и отбору новых работников предполагает
решение шести основных задач:
1) определение количественной и качественной потребности в персонале с
учётом основных целей и возможностей организации;
2) получение точной информации о том, какие требования к работнику
предъявляет вакантная должность. Сюда можно отнести как общие, так и
специфические требования, такие как пол, возраст, социальный статус;
3) определение личностных и деловых качеств, необходимых для наиболее
эффективного выполнения работы;
4) разработка критериев для отбора кандидатов, наиболее подходящих для
занятия имеющихся вакансий;
5) поиск возможных источников кадрового пополнения и выбор средств и
методов, которые могут использоваться для привлечения подходящих кандидатов;
6) обеспечение оптимальных условий для адаптации новых работников к
работе в организации.
С учетом опыта, которым располагают специалисты, работающие в организации, и практики, сложившейся в деле поиска и отбора персонала, руководство
принимает решение о том, будут ли все эти задачи решаться собственными
силами или для их решения потребуется приглашение внешних специалистов-
экспертов, а также в каком объеме будут приложены усилия для решения каждой
из них.
Для эффективного отбора первостепенное значение имеет определение
критериев, на основании которых будет приниматься решение о преимуществах
соискателей.
Каждая организация при отборе использует свой набор критериев, таких как
возраст, пол, образование, знание иностранного языка, компьютера и многих
других. Организация, таким образом, отсекает тех претендентов, которые не
соответствуют установленным критериям; лица, не соответствующие всем
требованиям, рассматриваться в качестве кандидатов на должность не будут.
При установлении критериев отбора должны быть соблюдены следующие
требования:
- валидность;
- полнота;
- надежность;
- необходимость и достаточность критериев.
Валидность критериев отбора означает, что эти критерии должны
соответствовать содержанию работы и требованиям к должности, на которую
производится отбор.
Требование полноты критериев, используемых при отборе, означает, что
они должны учитывать все ключевые характеристики, важные для успешной
работы данной должности. Неполнота критериев отбора может привести к тому,
что будут отобраны кандидаты, не удовлетворяющие организацию по некоторым
важным рабочим показателям.
Надежность критериев. Отбор на основании установленных критериев
должен обеспечивать точность и устойчивость результатов. Результаты, полученные в ходе отбора, не должны быть случайными.
Необходимость и достаточность критериев. Не следует перегружать процесс поиска кандидатов и излишне сокращать число возможных кандидатов, беря
за основу критерии, которые не являются необходимыми или обязательными для
успешной работы в должности.
Для установления степени соответствия кандидатов предъявляемым
требованиям может использоваться целый комплекс различных методов, направленных на всестороннюю оценку кандидатов. Комплекс используемых методов
отбора может включать:
- предварительный отбор (анализ информации о кандидате, содержащейся в
предоставленной документации - резюме стандартной формы, диплом, рекомендации и др.);
- сбор информации о кандидате (от других людей);
- личностные вопросники и тесты (в том числе и тесты профессиональных
способностей);
- групповые методы отбора; экспертные оценки; собеседование (интервью).
Отбор кандидатов на вакантную должность - выбор из числа претендентов на вакантную должность руководителя или специалиста управления
посредством оценки деловых качеств кандидатов.
Используются специальные методики, учитывающие систему деловых и
личностных характеристик, охватывающих следующие группы качеств:
1) общественно-гражданская зрелость;
2) отношение к труду;
3) уровень знаний и опыт работы;
4) организаторские способности;
5) умение работать с людьми;
6) умение работать с документами и информацией;
7) умение своевременно принимать и реализовывать решения;
8) способность увидеть и поддержать передовое решение;
9) морально-этические черты характера.
Первая группа качеств: способность подчинять личные интересы
общественным; умение прислушиваться к критике, быть самокритичным; активно
участвовать в общественной деятельности; обладать высоким уровнем
политической грамотности.
Вторая группа качеств: чувство личной ответственности за порученное
дело; чуткое и внимательное отношение к людям; трудолюбие; личная дисциплинированность и требовательность к соблюдению дисциплины другими; уровень
эстетики работы.
Третья группа качеств: наличие квалификации, соответствующей занимаемой должности; знание объективных основ управления производством; знание
передовых методов руководства; стаж работы в данной организации (в том числе
в руководящей должности).
Четвертая группа качеств: умение организовать систему управления; умение организовать свой труд; владение передовыми методами руководства; умение
проводить деловые совещания; способность к самооценке своих возможностей и
своего труда; способность к оценке возможностей и труда других.
Пятая группа качеств: умение работать с подчиненными; умение работать с
руководителями разных организаций; умение создавать сплоченный коллектив;
умение подобрать, расставить и закрепить кадры.
Шестая группа качеств: умение коротко и ясно формулировать цели; умение
излагать деловые письма, приказы, распоряжения; умение четко формулировать
поручения, выдавать задания; знание возможностей современной техники управления и умение использовать ее в своем труде, умение читать документы.
Седьмая группа качеств: умение своевременно принимать решения; способность обеспечить контроль за исполнением решений; умение быстро ориентироваться в сложной обстановке; умение разрешать конфликтные ситуации;
способность к соблюдению психогигиены, умение владеть собой; уверенность в
себе.
Восьмая группа качества: умение увидеть новое; распознать и поддержать
новаторов, энтузиастов и рационализаторов; умение распознать и нейтрализовать
скептиков, консерваторов, ретроградов и авантюристов; инициативность; смелость и решительность в поддержании и внедрении нововведений; мужество и
способность идти на обоснованный риск.
Девятая группа качеств: честность, добросовестность, порядочность, принципиальность; уравновешенность, выдержанность, вежливость; настойчивость;
общительность, обаятельность; скромность; простота; опрятность и аккуратность
внешнего вида, хорошее здоровье.
В каждом конкретном случае из этого списка выбираются (при помощи
экспертов) те позиции, которые важнее всего для конкретной должности и
организации, и добавляются к ним специфические качества, которыми должен
обладать претендент на конкретную должность. Отбирая важнейшие качества для
определения требований к кандидатам на ту или иную должность, следует
отличать качества, которые необходимы при поступлении на работу, и качества,
которые можно приобрести достаточно быстро, освоившись с работой после
назначения на должность. После этого экспертами проводится работа по определению наличия этих качеств у кандидатов на вакантную должность и степени
обладания ими каждым кандидатом. Кандидат, в наибольшей степени обладающий всеми необходимыми для вакантной должности качествами, занимает эту
должность.
Тема 5. Развитие персонала
Карьера - совокупность должностей, которые занимал и занимает на
данный момент работник (фактическая карьера) или может занимать работник
(плановая карьера).
Управление деловой карьерой включает:
1) мероприятия, проводимые кадровой службой организации, по планированию организации, мотивации и контролю служебного роста работника исходя
из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также
исходя из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических
условий организации. Управление деловой карьерой повышает преданность
работника интересам организации и производительность труда, уменьшает
текучесть кадров и более полно раскрывает способности человека. В организациях, где отсутствует управление деловой карьерой, мотивация поведения работает слабо, человек трудится не в полную силу, не стремится повышать квалификацию и рассматривает свою работу в организации как временную;
2) действия самого индивида, которые он начинает уже при приеме на
работу. На собеседовании при поступлении в организацию, отвечая на вопросы
работодателя, где изложены требования организации, поступающий на работу
вправе задавать вопросы, содержащие его требования к работодателю.
Выделяют несколько видов деловой карьеры.
Карьера вертикальная - вид карьеры, с которым чаше всего связывают
само понятие деловой карьеры. Под вертикальной карьерой понимается подъем
на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности,
которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда).
Карьера внутриорганизационная - вид карьеры, означающий, что
конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит
все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост,
поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на
пенсию - последовательно в стенах одной организации. Эта карьера может быть
специализированной и неспециализированной.
Карьера горизонтальная - вид карьеры, предполагающий либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя
временной целевой группы, программы и т.п.). К горизонтальной карьере можно
отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как
правило, с адекватным изменением вознаграждения).
Карьера деловая - поступательное продвижение личности в какой-либо
сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение
вперед по однажды выбранному пути, достижение известности, славы, обогащения.
Карьера межорганизационная - вид карьеры, означающий, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все
стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост,
поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на
пенсию - последовательно, работая на различных должностях в разных организациях. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.
Карьера неспециализированная - вид карьеры, широко развитый в
Японии. Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть
специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-то
отдельной функции. Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь
возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной
должности более чем на три года.
Карьера специализированная - вид карьеры, который характеризуется
тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности
проходит различные ее стадии последовательно как в одной, так и в разных
организациях, но в рамках профессии и области деятельности, в которой он
специализируется.
Карьера ступенчатая - вид карьеры, совмещающий элементы горизонтального и вертикального видов карьеры. Продвижение работника может осуществляться посредством чередования вертикального роста с горизонтальным, что дает
значительный эффект.
Карьера центростремительная (скрытая) - вид карьеры, наименее
очевидный для окружающих; доступен ограниченному кругу работников, как
правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации.
Карьера-молния - стремительный путь к успеху, видному положению в
обществе за чрезвычайно короткое время.
Этапы деловой карьеры - отрезки трудовой жизни работника в какой-либо
сфере деятельности по пути достижения своих целей.
Предварительный этап включает учебу в школе, среднее и высшее
образование и длится до 25-летнего возраста. За этот период человек может
сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности,
удовлетворяющего его потребности и отвечающего его возможностям.
Этап становления - длится примерно пять лет, от 25 до 30 лет. В этот
период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые
навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и
появляется потребность к установлению независимости. Обычно в этом возрасте
создаются и формируются семьи, поэтому появляется желание получить
заработную плату, уровень которой выше прожиточного минимума.
Этап продвижения (длится от 30 до 45 лет). На этом этапе идет процесс
роста квалификации, продвижения по службе. Накапливается богатый практический опыт, навыки, растет потребность в самоутверждении, достижении более
высокого статуса и большей независимости, начинается самовыражение
личности.
Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению результатов
и длится от 45 до 60 лет. Наступает пик совершенствования квалификации, и
происходит ее повышение в результате активной деятельности и специального
обучения. Работник в этот период заинтересован передать свои знания молодежи.
Этот период характеризуется творчеством, здесь может быть подъем на новые
служебные ступени. Человек достигает вершин независимости и самовыражения.
Этап завершения длится от 60 до 65 лет. Здесь человек начинает
готовиться к уходу на пенсию. В этот период идут активные поиски достойной
замены и обучение кандидата на освобождающую должность. Хотя этот период
характеризуется кризисом карьеры, и такие люди все меньше получают
удовлетворения от работы и испытывают состояние психофизиологического дискомфорта, самовыражение и уважение к себе у них достигает наивысшей точки за
весь период карьеры.
На последнем пенсионном этапе карьера в данной организации (виде
деятельности) завершена. Появляется возможность для самовыражения в других
видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации
или выступали в виде хобби (живопись, садоводство, работа в общественных
организациях и др.).
Служебно-профессиональное продвижение персонала - это планирование, создание, организация функционирования, контроль и анализ деятельности
системы должностного продвижения персонала в организации; совокупность
методов оценки, подбора и расстановки всех категорий управленческого
персонала в организации.
При оценке и отборе кандидатов на выдвижение на управленческую
должность используются специальные методики, учитывающие систему деловых
и личностных характеристик, охватывающих группы качеств, которые
используются оценочными центрами в своей работе.
Ротация кадров (лат. rotatio - круговое движение) - регулярная сменяемость кадров в соответствии с принципом «найти нужному работнику нужное
место». При ротации кадров характер работы может меняться коренным образом.
В таких случаях формируется работник с квалификацией широкого профиля,
необходимый в будущем как руководитель производства. Если работник в ходе
ротации меняет несколько рабочих мест, относящихся к кругу родственных
специальностей, то при этом формируется специалист с глубоким и всесторонним
знанием какого-либо одного участка производства, способный эффективно
участвовать в трудовой кооперации со своими коллегами.
Перевод работника на новые рабочие места может происходить в течение
всей его трудовой жизни, но со временем этот процесс ослабевает. Самый
интенсивный период ротации - первый период его занятости, ограниченный
моментом, когда работник перестает адаптироваться и эффективно обучаться,
достигает максимального уровня компетентности и наконец может найти
настоящее место применения своих способностей.
Работа с кадровым резервом - деятельность службы управления персоналом и должностных лиц различных уровней управления организацией, направленная на планирование, отбор, формирование и обучение кадрового резерва.
Работа с кадровым резервом включает:
- составление прогноза и плана предполагаемых изменений в составе руководящих кадров;
- предварительный набор кандидатов в резерв;
- получение информации о деловых, профессиональных и личностных
качествах кандидатов;
- формирование состава резерва кадров.
Основные критерии при отборе кандидатов в резерв: соответствующий
уровень образования и профессиональной подготовки; опыт практической работы
с людьми; организаторские способности; личностные качества; состояние здоровья; возраст.
Источниками формирования резерва кадров являются: квалифицированные специалисты; заместители руководителей подразделений; руководители
нижнего уровня управления; дипломированные специалисты, занятые на
производстве в качестве рабочих.
Планирование кадрового резерва - это прогнозирование персональных
продвижений, их последовательности и соответствующих мероприятий; требует
проработки всей цепочки продвижений, перемещений, увольнений конкретных
сотрудников. Основой планирования кадрового резерва для выдвижения на
управленческие должности организации является подробный учет руководящих
должностей, включая и те, которые станут вакантными в ближайшее время, и
составление списка кандидатов на замещение по каждой должности.
Планы кадрового резерва могут составляться в виде схем замещения
должностей, которые имеют разнообразные формы в зависимости от особенностей и традиций различных организаций. Схемы замещения должностей представляют собой вариант схемы развития организационной структуры организации,
ориентированной на конкретные личности с различными приоритетами. В основе
индивидуально - ориентированных схем замещения должностей лежат типовые
схемы замещения должностей, которые разрабатываются службами управления
персоналом под организационную структуру и представляют собой вариант
концептуальной модели ротации рабочих мест.
Обучение персонала - кадровая программа развития персонала, ориентированная на передачу новых знаний по важным для организации направлениям,
умений разрешать конкретные производственные ситуации и опыта поведения в
профессионально значимых ситуациях.
Каждая организация действует в быстро меняющихся условиях, умения и
знания людей, необходимые им в их деятельности, также меняются, причем все
более быстрыми темпами. Образование и обучение в наши дни должно быть
непрерывным.
Факторы, иллюстрирующие важность непрерывного обучения.
1. Внедрение новой техники, технологии, производство современных товаров, рост коммуникативных возможностей создают условия для ликвидации или
изменения некоторых видов работ. В связи с этим необходимая квалификация не
может быть гарантирована базовым образованием.
2. Мир превращается в рынок без границ с высоким уровнем конкуренции
между странами. Страны, имеющие современную систему инженерного и управленческого высшего образования и программы непрерывного обучения, лидируют
в условиях этой конкуренции. Они тем самым имеют возможность в кратчайшие
сроки ответить на любой «вызов» повышением производительности инженерного
и управленческого труда.
3. Изменения во всех областях жизни - главный элемент современности.
Непрерывные и быстрые изменения в технологии и информатике требуют
непрерывного обучения персонала.
4. Более эффективным и экономичным для фирмы является повышение
отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения,
чем привлечение новых работников.
Отдел обучения персонала - функциональное подразделение организации,
выполняющее следующие функции: организация и учебно-методическое
руководство производственным обучением рабочих, переподготовка и
повышение квалификации руководителей, специалистов и других служащих.
Отдел разрабатывает годовые и перспективные планы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала организации; комплектует
учебные группы по обучению кадров, подбирает преподавателей и инструкторов;
создает необходимые условия для обучающихся без отрыва от производства;
организует методическую работу с преподавателями и инструкторами производственного обучения, работу по направлению работников на учебу в вузы, техникумы, институты (факультеты) повышения квалификации, разработку учебных
планов, программ 'и другой учебно-методической документации для обучающихся, методические семинары, консультации, лекции и доклады по повышению
квалификации преподавателей и инструкторов производственного обучения,
подготовку трудовых соглашений с преподавателями и инструкторами производственного обучения, подготовку состава квалификационной комиссии, руководит
ее работой и участвует в проведении квалификационных экзаменов, аттестации
руководителей, специалистов и рабочих, организует практику студентов и учащихся, ведет учет составления установленной отчетности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров.
Методы обучения персонала - способы, при которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются способности обучающихся.
Классификация методов обучения:
а) методы обучения, применяемые в ходе выполнения работы на рабочем
месте;
б) методы обучения вне рабочего места;
в) методы, которые в равной степени подходят для этих двух вариантов.
Обучение на рабочем месте характеризуется непосредственным
взаимодействием с обычной работой в обычной рабочей ситуации. Такое
обучение может осуществляться в различных формах. Определяющим признаком
здесь является то, что обучение организовано и проводится специально для
данной организации и только для ее сотрудников.
Обучение в стенах организации может предусматривать приглашение
внешнего преподавателя для удовлетворения конкретных потребностей в
обучении сотрудников организации.
Обучение вне рабочего места включает все виды обучения за пределами
самой работы; проводится внешними учебными структурами и, как правило, вне
стен организации.
Названные методы обучения не исключают друг друга, так как обучение в
стенах организации может вестись с отрывом или без отрыва от работы. Кроме
того, они могут дополнять друг друга, так как обучение в процессе работы часто
совмещается с обучением в других организациях или учебных заведениях.
Профессиональное образование включает в себя два этапа:
1) первичную профессиональную подготовку и последующее углубление,
расширение и дополнение ранее приобретенной квалификации;
2) учебные процессы после окончания первой фазы образования обобщенно
называются повышением квалификации.
Рассмотрим классификацию форм повышения квалификации.
1. В зависимости от того, кто проводит программу повышения квалификации, выделяют повышение квалификации работников в фирме (внутрифирменное) и за ее пределами (внешнее).
Учебные мероприятия, которые планируются и реализуются для работников
собственной фирмы, называются внутренним, или внутрифирменным,
повышением квалификации. При этом не имеет значения, где именно проводятся
эти мероприятия. Повышение квалификации за пределами фирмы (внешнее)
осуществляется в учебных заведениях. Специальной формой внешнего повышения квалификации является межфирменное. В этом случае несколько фирм
объединяются и выполняют функции соорганизаторов учебных мероприятий для
повышения квалификации своих работников.
2. В зависимости от характера связи с практической деятельностью
выделяют повышение квалификации на рабочем месте и повышение
квалификации вне рабочего места.
Учебным формам подготовки в отрыве от рабочего места (семинары, курсы,
коллоквиумы и т.д.) отводятся задачи, состоящие в систематическом обзоре по
определенным областям и тенденциям развития, в стимулировании инициативы и
формировании новых идей, в отработке поведения и получении информации о
влиянии типичных стилей поведения.
Под повышением квалификации на рабочем месте понимается
целенаправленная передача опыта - несистематические и случайные учебные
процессы в большинстве своем не принимаются во внимание.
3. В зависимости от степени организации процесса повышения квалификации выделяют организованное и неорганизованное, или так называемое
самостоятельное повышение квалификации.
4. В зависимости от содержания мероприятий по повышению квалификации выделяют повышение квалификации в профессиональной области,
отработку поведения, проблемно-ориентированное повышение квалификации.
5. В зависимости от целевых групп выделяют повышение квалификации
руководящих работников, общее повышение квалификации работников фирмы
(технических специалистов и специалистов экономических отделов фирмы,
мастеров, молодых сотрудников, идущих на повышение) и открытые программы
повышения квалификации (для всех сотрудников без ограничений, которые могут
быть рассчитаны даже на членов их семей).
Тема 6. Оценка персонала
Деловая оценка персонала - целенаправленный процесс установления
соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и
свойств) требованиям должности или рабочего места.
На основании степени указанного соответствия решаются следующие
задачи:
- установление места сотрудника в организационной структуре;
- разработка программы развития сотрудника;
- определение критериев и размера оплаты труда.
Деловая оценка персонала позволяет решать ряд дополнительных задач:
- установление обратной связи с сотрудником по профессиональным,
организационным и иным вопросам;
- удовлетворение потребности сотрудника в оценке собственного труда и
качественных характеристик.
Деловую оценку персонала можно разделить на два основных вида:
1)
оценку кандидатов на вакантные должности или рабочие места (отбор
персонала);
2) текущую периодическую оценку персонала предприятия (аттестацию
персонала).
Оценка кандидатов на вакантные должности (отбор персонала)
включает:
- предварительное собеседование;
- анализ анкетных данных;
- наведение справок о кандидате;
проверочные испытания, тестирование; медицинское освидетельствование;
- основное собеседование;
- подготовку экспертного заключения.
Текущая периодическая оценка персонала (аттестация) предусматривает:
проведение предварительной оценки сотрудника со стороны его внешнего
окружения; обобщение руководителем подразделения данных предварительной
оценки и подготовка к оценочной беседе; оценочную беседу руководителя с
подчиненным; подготовку руководителем экспертного заключения и передачу его
службе управления персоналом; проведение в ряде случаев оценочной беседы
сотрудника с аттестационной комиссией. Рекомендуемая периодичность текущей
оценки персонала - не реже одного раза в год.
При необходимости могут продлиться дополнительные виды оценки по
результатам обучения, по контролю хода адаптации сотрудников и т.п.
Главная цель деловой оценки персонала - установление соответствия
качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств)
требованиям должности и рабочего места.
Задачи деловой оценки персонала:
- выбор места в организации и установление функциональной роли оцениваемого сотрудника;
- разработка возможных путей совершенствования деловых и личностных
качеств сотрудника;
- определение степени соответствия заданным критериям оплаты труда и
установление ее величины.
Деловая оценка персонала решает ряд дополнительных задач:
- установление обратной связи с сотрудником по профессиональным,
организационным и иным вопросам;
- удовлетворение потребности сотрудника в оценке собственного труда и
качественных характеристик.
Организационная процедура подготовки деловой предполагает выполнение
следующих обязательных мероприятий:
- разработка методики деловой оценки (если целесообразно, методика
может быть приобретена) и привязка к конкретным условиям организации;
- формирование оценочной комиссии с привлечением непосредственного
руководителя испытуемого сотрудника, специалистов вышестоящего, равного и
нижестоящего уровня иерархии, а также специалистов службы управления персоналом организации или специализированных оценочных центров;
- определение времени и места проведения деловой оценки;
- установление процедуры подведения итогов оценивания;
- проработка вопросов документационного и информационного обеспечения
процесса оценки (формирование полного комплекта документации в соответствии
с методикой оценки, его размножение, рассылка и определение каналов и форм
передачи информации);
- консультирование оценщиков со стороны разработчика методики или специалиста, владеющего ею.
Главным действующим лицом в оценке персонала является линейный
руководитель. Он отвечает за объективность и полноту информационной базы,
необходимой для текущей периодической оценки, и проводит оценочную беседу с
сотрудником. Мнение будущего непосредственного руководителя является
определяющим при проведении оценки кандидатов на вакантную должность
При формировании текущей периодической оценки обобщаются:
- мнения коллег и работников, имеющих структурные взаимосвязи с
оцениваемыми сотрудниками;
- мнения подчиненных; специалистов в области деловой сценки,
- результаты самооценки работника.
В ряде случаев в состав комиссии включают руководителя более высокого
уровня организационной иерархии (например, руководителя функциональной
подсистемы, общей системы управления организацией).
Одним из важнейших вопросов при разработке методики оценки персонала
является определение критериев и показателей оценки. При всем многообразии
показателей, используемых при оценке персонала конкретных должностей,
возможна их определенная классификация по группам.
Классификационными группами (критериями) и соответствующими
каждой группе показателями оценки являются:
а) результативность труда (качество выполнения служебных обязанностей);
количественные показатели, на которые реально влияет деятельность сотрудника
(объем прибыли, торговый оборот, привлечение новых клиентов, потребителей,
успешность переговоров и т.п.);
б) условия достижения результативности труда - выполнение сотрудником
(в том числе и руководителем) общих функций управления (планирование,
организация, регулирование, контроль, отчетность) по отношению, как к внешним
объектам, так и собственной деятельности; выполнение руководителем
мотивационной, представительской и консультационной функций;
в) профессиональное поведение - способность к сотрудничеству и взаимозаменяемости; выполнение установленных сроков заданий; готовность к
дополнительной нагрузке и ответственности; корректность в отношениях с
клиентами, подчиненными и т.п.
Методы деловой оценки персонала - способы установления конкретных
значений показателей деловой оценки персонала.
Методы деловой оценки персонала можно разделить на две группы:
а) методы с предварительным установлением показателей оценки;
б) методы без предварительного установления показателей оценки.
Методы с предварительным установлением показателей оценки
подразделяются по их следующим характерным особенностям:
- значения показателя устанавливаются на шкале для каждого сотрудника
(метод шкалирования);
- несколько оценок приводится в ранжированный ряд относительно одного
значения (метод упорядочения рангов);
- отдельный сотрудник характеризуется с точки зрения наличия или
отсутствия предложенного значения показателя (метод альтернативных
характеристик).
При методе шкалирования оценщику предлагается шкала с балльным
определением значений показателей, причем баллы представляют степень
выраженности показателя. Чтобы снизить субъективизм при использовании
метода шкалирования числовые значения шкалы интерпретируются подробным
описанием образа действий, соответствующего данному числовому значению.
Различия будут состоять в объёме и степени конкретизации отдельных описаний.
При методе упорядочения рангов в рамках аналитической оценки по
каждому показателю составляется ранжированный ряд, например показатель
«добросовестное выполнение заказов»:
Сотрудник 1 > Сотрудник 2 > Сотрудник 3.
Суммарная (обобщенная) оценка работников рассчитывается сложением
отдельных рангов.
Метод альтернативных характеристик не использует систематизированных
способов измерения. Оценщику предлагается перечень высказываний об образе
сотрудника. Оценщик отмечает соответствие или несоответствие конкретного
высказывания этому образу.
Методы без предварительного установления показателей оценки
определяют ход процесса оценивания, но без предварительного определения
признаков оценки. В процессе оценки
вырабатываются существенные и
специфические для рабочего места (должности) измерения результатов труда.
Оценщик становится более независимым и гибким в выборе конкретных способов
ведения оценки. Наиболее распространенной формой реализации данного метода
является управление по целям. Всесторонняя оценка управленческого персонала
достигается использованием системы методов оценки управленческого
персонала.
Аттестация персонала - процедура определения квалификации, деловых
знаний, практических навыков, деловых качеств и установления их соответствия
(несоответствия) занимаемой должности.
Цель проведения аттестации кадров - рациональная расстановка кадров и
их эффективное использование. По результатам проведения аттестации кадров
принимается решение, изменяющее или сохраняющее аттестуемому занимаемую
Аттестация работников подразделяется на три основных этапа:
- подготовительный;
- проведение аттестации;
- оценка результатов аттестации и проведение мероприятий по рационализации рабочих мест.