Педагогика и психология высшего образования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Педагогика и психология высшего образования
Лектор: Васильева Марианна Матвеевна
по субботам с 11:00 до 14:00
ЦЕЛЬ – овладение психолого-педагогическими компетенциями для проведения учебного процесс.
10.09.2016 – лекция № 1
Совершенствование высшего образования
План:
1. Основные положения Болонского процесса.
2. Инновационное обучение. Основные принципы инновационного обучения.
3. Современные тенденции развития высшего образования (ВО)
1. Основные положения Болонского процесса
Общественно-политические, экономические и социальные преобразования, произошедшие в нашей стране в последние десятилетия, привели к существенным изменениям и в сфере высшего образования, стране требуются современно новые специалисты:
• обладающие опытом творческой деятельности;
• умеющими пользоваться новыми информационными технологиями;
• умениями прогнозировать в последствии своей деятельности;
• умениями организаторской и управленческой деятельности.
Специалисты должны быть:
• коммуникабельными;
• ответственными;
• готовыми к межличностному и межкультурному сотрудничеству, как в нашей стране, так и за рубежом;
• владеть иностранным языком;
• обладать высокой культурой.
Эта задача тесно связана с повышением качества преподавания в высшей школе.
Будущий преподаватель должен обладать:
• профессиональными компетенциями (знания, навыки, умения);
• умением вести вольную исследовательскую работу;
а с другой стоны:
• обладать умениями и серьёзными знаниями по психологии;
• педагогикой;
• дидактикой;
• современными образовательными технологиями.
Педагог находится в 2-х позициях:
1. в позиции специалиста по своему предмету;
2. в позиции преподавателя.
Знания превращаются в умения и навыки.
Знания сами по себе не существуют.
В настоящее время, в системе ВО произошли большие изменения в связи с присоединением к Болонскому процессу в 2003 году.
Основные положения Болонской декларации следующие:
1) Трехступенчатая система образования:
1. бакалавриат (академический и прикладной);
2. магистратура;
3. аспирантура.
Специалитет сохранился во многих ВУЗах страны.
2) Создание единого Европейского пространства высшего образования (любой человек может получить образование в любой стране);
3) Признание дипломов всех европейских ВУЗов;
4) Создание единой Европейской системы переводных, зачетных единиц/кредитов (для бакалавров180-240 кредитов/единиц/баллов);
5) Повышение мобильности студентов, преподавателей и научных работников. Мобильность предполагает частичное обучение в Европейских ВУЗах-партнерах, с последующим признанием времени обучения в зарубежном ВУЗе. Для студентов мобильность предполагает также доступ к сопутствующим услугам в принимающем ВУЗе.
Компетентностный подход – метод моделирования результатов обучения и их представления как норм качества высшего образования. Под результатом обучения понимается набор компетенций, включающих знания, навыки, умения и понимания того, что учащийся должен делать по завершении образования, а так же способность учиться в новых видах деятельности и открывать для себя нечто новое. Набор компетенций определяется, как для каждого модуля программы, так и для программы в целом.
Кометентностная модель представляет собой определенный набор компетенций, которым должен обладать выпускник ВУЗа для выполнения конкретных заданий.
Результаты обучения могут быть заданы в виде дескрипторов (описание того, что должен знать, понимать или уметь учащийся по завершению учебной программы).
Система дескрипторов является инвариантной, то есть не привязанной к конкретному образовательному контексту.
Схема:
Трехступенчатая система образования
Бакалавриат
Студент получает степень бакалавра, если он овладевает:
1. знаниями основ историей собственной дисциплины;
2. способность логично и последовательно представить основные знания, навыки и умения;
3. способность контекстуализировать новую информацию и дать её толкование;
4. пониманием общей структуры дисциплины;
5. способность использовать методы критического анализа и развития теории;
6. способность правильно использовать методы и техники дисциплины;
7. способность оценивать качество исследований в данной предметной области;
8. способность понимать результаты экспериментальных проверок научных терминов.
По окончании бакалавриата (4года), учащийся получает степень бакалавра, оформив, защищает итоговую квалификационную работу. Бакалавр сразу после окончания ВУЗа сразу включается в трудовую профессиональную деятельность, но он не имеет права занимать управленческие должности.
Цель бакалавриата:
Подготовка высококвалифицированных специалистов (рядовые сотрудники), которые могут занимать должности, связанные с осуществлением исполнительских функций в производственной или социально-экономической сфере.
Например:
• линейный менеджер;
• специалист по продажам;
• журналист;
• адвокат.
Магистратура
В документах Болонского процесса подготовка магистров рассматривается как вторая ступень в рамках трехступенчатой структуры высшего образования (2 года).
Выпускник второго цикла обучения должен:
1. владеть в своей области новейшими методами и техниками исследования;
2. знать новейшие теории и их интерпретации;
3. критически осмысливать развитие теории и практики;
4. владеть методами независимого исследования;
5. быть в состоянии внести оригинальный вклад в дисциплину в рамках квалификационной работы.
Обучение по магистерской программе опирается на активную самостоятельную работу. Максимальная аудиторная нагрузка не должна превышать 14 часов в неделю.
Цель магистратуры:
Подготовка специалистов для решения наиболее сложных задач в профессиональной деятельности, способность занимать должности, требующие наиболее высокую квалификацию.
Например:
• инженер-атомщик;
• журналист-телевизионщик;
• преподаватель высшей школы.
Магистры и специалисты должны уметь вести научно исследовательскую деятельность и самостоятельную аналитическую работу, исходя из кадровых потребностей социально-экономической сферы.
Магистерская программа ориентированы на подготовку студентов для последующей научно-педагогической деятельности и одновременно дает возможность для продолжения образования в рамках третьего цикла в аспирантуре.
Аспирантура
Главная задача обучения в аспирантуре:
• подготовка и воспитание личности, способной создать интеллектуальную собственность и нематериальные активы;
• генерировать и разрешать проблемы и задачи глобального характера, способные вывести страну на передовой уровень;
• создание новых поколений наукоемкой продукции востребованной мировым сообществом.
Аспирант должен:
Владеть методами и приемами концептуального мышления, позволяющими создавать не только новые (отличное от старого), а принципиально новое.
Именно концептуальное мышление позволяет поднять на новый уровень абстракции в представлении проблем, задач, который должен решать аспирант.
Аспирант должен уметь сотрудничать с другими людьми и коллективом, для внедрения идей и разработок, владеть иностранными языками, владеть психолого-педагогическими компетенциями, для внедрения идей и разработок и процессуальной стороной обучения (преподавание и учение).
2. Инновационное обучение. Основные принципы инновационного обучения
Инновации в обучении (в высшем образовании)
Инновации в системе образования – продукт осознанной, целенаправленной, междисциплинарной деятельности. Вместе с социальной, научно-техническими революциями человеческое общество вступило в эру «Быстрого» развития.
Американский ученый Элвин Тоффлер («сдвиг мощи») придает высокое особое внимание значениям во всех сферах человеческой деятельности, при этом возрастает роль новаторства, оперативного управления, способность быстро реагировать на перемены, создавать новые технологии и заменять их новейшими, избегать информационной изоляции.
Инновационные процессы в системе образования являются осознанным ответом на эти социальные требования. Пришло время к невиданной ранее глубине инноваций, затрагивающих основы образования, стремительное развитие электроники, микроэлектроники и информатики привели к инновационным процессам, которые преобразовали не только всю сферу экономики, но и образования.
Существует два типа инновационного процесса в области образования:
Первый тип: инновации происходящие в жизни людей в значительной мере стихийно. Эти инновации связаны с научной рефлексией(анализ собственно себя в коллективе), с полнотой научного обоснования. Часть инновационного процесса происходящего на эмпирической основе под воздействием ситуативных требований, но это не умаляет их значимости.
Второй тип: продукт осознанной, целенаправленной, междисциплинарной деятельности. Продукт этой деятельности называется инновационным образованием (инновационное обучение).
Репродукция – повторяющееся воспроизведение.
В организации процесса усвоения знаний при инновационном подходе на первый план продвигается не его репродуктивные, а творческие компоненты. Основной тезис – обучение творчеству, а не знанию как ценностная установка обучения, т.е. формирование способности личности изменять основу своей деятельности, строить и преобразовывать программы их осуществления в сотрудничестве с другими людьми.
Стратегия инновационного обучения содействует становлению свободной личности, и её способности к самообучению и саморазвитию.
Британский профессор Джордж Боткин в 1979 году в коллективном докладе Британскому клубу подчеркивал, что альтернативность инновационного обучения к нормативному, прежде всего в том, что они по разному относятся к будущему. Нормативное обучение направлено на усвоение правил деятельности в повторяющихся ситуациях, а инновационное подразумевает развитие способности к совместным действиям в новых ситуациях.
Для этого должно произойти смена очень многих позиций традиционной педагогической деятельности:
1. переход от предметноцентистских целей к личностно-ориентированным целям;
2. смена мотивов и смыслов от непререкаемых авторитетов-преподавателей, а к установке на солидарность совместной деятельности;
3. изменение форм взаимодействия учитель – учащийся;
4. изменение, смена организации отношений от сотрудничества к взаимодействию учащийся – учащийся;
5. изменение характера учебных задач с выдвижением на передний план ведущих, творческих и продуктивных задач, определяющих смысловое поле репродуктивных задач.
В нормативном обучении нет речи о демократических отношениях, о равных позициях педагога и учащегося, нет речи о сотрудничестве и партнёрстве, поэтому противоречия между репродуктивным и творческим началом обучения разрешается как конфликт.
Главные принципы инновационного обучения:
1. Предвосхищающее образование (не опираясь ни на какие данные) (в отношении к будущему) при этом Джордж Боткин предупреждает от смещения способностей к предвосхищению прогнозирования.
В педагогической литературе выделяют 4 группы ценностей:
◦ нравственные качества личности;
◦ социально-нравственные явления, принимающиеся как ценность;
◦ интеллектуально-культурные ценности;
◦ эстетические ценности.
2. Развитие интуитивного мышления учащегося. Интуиция – умение, возникающее без осознанных путей и условий его получения. Это достижение истины путем прямого ее усмотрения без опознавания с помощью доказательств, интуитивное мышление - педагогический прием, ставящий по главу угла ценности при создании планов на будущее.
3. Активность учащегося. Он должен выступать как субъект учения в общении, в ситуации сотрудничества. Новый тип общения в процессе обучения, который побуждает, поощряет студента проявить инициативу, самостоятельность, ставить цели при решении задач, особенно при совместной работе с преподавателем в сотрудничестве, при этом используется демократический стиль общения. Межличностные и межгрупповые отношения, способствуют к снижению конфликта, сотрудничество исключает соперничество.
4. Личностно-ориентированная позиция учащегося. Ученые-педагоги, разрабатывают инновационное обучение, предлагают заменить двумя формами обучения развивающую и воспитывающую на личностно-ориентированный (по Боткину). Преобладание взаимоконтроля и самоконтроля.
3. Современные тенденции развития высшего образования (ВО)
Современные тенденции развития высшего образования
1. демократизация высшего образования (общедоступность);
2. индивидуализация обучения и индивидуальный тип труда студента, индивидуализация – способы и методы, приема организации подхода к студентам;
3. непрерывное образование и самообразование;
4. дистанционное обучение.
Болонский процесс начался в 1999 году, в Болонье (Италия), с подписания декларации.
Гуманитаризация – методы достижения гуманизации.