Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Педагогический контроль процесса ФКиС в системе профессионального образования

  • 👀 418 просмотров
  • 📌 394 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Педагогический контроль процесса ФКиС в системе профессионального образования» pdf
Лекция № 4 по теме «Педагогический контроль процесса ФКиС в системе профессионального образования» План: 1.Контроль как компонент учебного процесса по физическому воспитанию в системе профессионального образования. 2.Содержание и требования к педагогическому контролю в профессиональном образовании. 3.Методика оценки уровня физического развития и подготовленности студентов в процессе занятий физическими упражнениями. Список рекомендуемой литературы: Основная литература: 1.Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: учеб. для студ. вузов, обучающихся по направлению 032100 - Физ. культ. и спец. 032101 - Физ. культ. и спорт/А. М. Максименко.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Физическая культура, 2009.-496 с. 2.Теория и методика физического воспитания: учебник для студентов вузов: в 2 т. /Под ред. Т.Ю. Круцевич. - Киев, 2003. – 390 с. 3.Васильков, А.А. Теория и методика спорта: учебник / А.А. Васьков. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 379 с. 4.Ильинич, В.И. Физическая культура студента и жизнь: учеб. для студ. вузов, изучающих дисциплину «Физ. культ.», кроме направления и спец. в обл. физ. культ. и спорта /В.И. Ильинич. - М.: Гардарики, 2008.-366 с. Дополнительная литература: 5.Евсеев, Ю.И. Физическая культура: учеб. пособие для студ.вузов / Ю.И. Евсеев. – Ростов на/Д: Феникс, 2005. – 382с. 6.Макарова, Т.Н. Учебный процесс планирования, организация и контроль: метод. пособие / Т.Н. Макарова. – М., 2003. 7.Учебно-методическое пособие по самоконтролю и учету физических показателей студента. – Уфа, 2007. – 148 с. 8.Сулейманов, И.И. и др. Общее физкультурное образование: учеб. для студ., обучающихся по спец. «Физическая культура и спорт» /И.И. Сулейманов, О.А. Аюшеева, Н.А. Коротаева.- Тюмень: Вектор Бук. Т.2:Физкультурное образование в системе профессионального образования.-2000.-125 с. 9.Методы оценки физического и функционального состояния сту-дентов специального учебного отделения: Учебно-методическое пособие / В.Б. Мандриков, М.П. Мицулина – Волгоград: Изд-во ВолГМУ. - 48с. 1. Контроль как компонент учебного процесса по физическому воспитанию в системе профессионального образования Несмотря на то, что понятие «контроль» представляется вполне ясным (проверка, обследование, наблюдение, оценка и т.п.), в конкретном истолковании, в частности при характеристике контроля в процессе физического воспитания, это понятие трактуется далеко не однозначно. Долгое время контрольные функции специалиста физической культуры и спорта традиционно сводили преимущественно к учету успеваемости и контролю физического состояния студентов. Со временем, все очевидней становилась ограниченность такого подхода, поскольку он охватывает лишь некоторые из необходимых аспектов контроля. В современной специальной литературе обозначилась другая крайность – в ней можно насчитать уже десятки наименований видов и разновидностей контроля (педагогический, врачебный, биологический, антропометрический, биохимический, биомеханический, психологический, организационный и т.п.; автоматизированный, 1 тестометрический, инструментальный, визуальный и т.д.; предварительный, оперативный, текущий, этапный, итоговый и т.д.), что свидетельствует как о многогранности, так и о недостаточности упорядоченности связанных с нею представлений. В этой связи возникает вопрос: что же должно быть исходно определяющим при характеристике типа контроля? Если говорить о том контроле, который органически включен в процесс физического воспитания и рассматривать его как неотъемлемое дело специалиста физического воспитания, а одновременно и как функцию самих воспитываемых, то характер такого контроля определяется, прежде всего, реально существующими отношениями между субъектом и объектом воспитания. Соответственно в качестве внутренне присущих физическому воспитанию типов контроля надо различать: контроль, осуществляемый педагогом, обозначаемый обычно термином «педагогический контроль», и самоконтроль занимающихся, или физкультурный самоконтроль, в котором субъект и объект контроля как бы совпадают. К этому не сводятся, конечно, все содержание и формы контроля, организуемого в области физического воспитания. Существенно, однако, что всякий иной контроль лишь тогда может оказывать действенное влияние на ход и результаты физического воспитания, когда контрольные данные преломляются в сознании и действиях педагога, а также – в конечном счете – и тех, кто подвергается воздействию факторов физического воспитания. В этом смысле два названных выше типов контроля являются интегративными (общими), причем педагогический контроль играет ведущую роль по отношению к самоконтролю. В общем понятии «контроль» является завершающим звеном в технологической цепочке физического воспитания студентов профессиональных учебных заведений. Контроль над физическим воспитанием – это процесс и результат получения и анализа информации о степени эффективности реализации запланированного, прежде всего, учебной программы. Содержание контроля составляет преимущественно две стороны: - получение информации о реальном состоянии процесса физического воспитания студентов, в том числе их физического состояния; - сравнение полученной информации и информацией о должном, запланированном ходе физического воспитания. В случае расхождения обоих видов информации вноситься коррекция в процесс планирования, организации и регулирования физического воспитания студентов. Контроль в процессе преподавания физической культуры в учреждениях профессионального образования должен отвечать современным требованиям, как-то: усиление значимости дифференциации в оценке успеваемости студентов; учет прироста показателей в процессе оценивания студентов; разработка и внедрение комплексного показателя успеваемости, который учитывает многие стороны их подготовленности. В качестве предмета контроля студентов выступают следующие виды подготовленности: физическая, координационная, техническая, функциональная и теоретическая. На основании данных видов подготовленности делается оценка об общей успеваемости студентов. Таким образом, студенты в конце учебного года сдают зачет или дифференцированный зачет по физической культуре. Он включает в себя зачет по трем разделам рабочей программы: - теоретическому, - методико-практическому, - учебно-тренировочному. В полном объеме в содержание контроля входят его части: контроль учения, контроль преподавания, контроль обучения (анализ и оценка постановки всей физкультурно-спортивной работы в заведении). Информация, используемая для анализа и оценки учебно-воспитательного процесса, собирается с помощью следующих методов: опроса (беседы, интервью, анкетирование), анализа документов, наблюдения, измерения 2 морфофункциональных показателей и тестирования физической, технической подготовленности учащихся. В процессе занятий физической культурой происходят изменения в органах и системах организма, поэтому следует проводить регулярный контроль состояния студентов. Это основная задача преподавателей физического воспитания. С этой целью используются следующие типы контроля: - врачебный контроль, - педагогический контроль, - самоконтроль. Основная цель типов контроля – укрепление здоровья студента, его гармоничное развитие. Перед контролем стоят следующие задачи: 1. Регулярно проводить различные типы и виды контроля. 2.Оценивать эффективность применяемых средств и методов при организации учебных занятий. 3.Выполнять план занятий по физической культуре (спорту). 4.Установить контрольные нормативы для оценки подготовленности студентов. 5.Прогнозировать достижения поставленной цели и задач физического воспитания. 6.Выявлять динамику подготовленности студентов. 7.Выполнять отбор среди студентов для занятий в конкретном виде спорта. Врачебный контроль – это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности студентов. Он направлен на изучение состояния здоровья и влияния на организм регулярных физических нагрузок. Основная форма – врачебное обследование. Периодичность врачебного контроля или осмотра зависит от квалификации обучающихся студентов. Они проходят врачебный контроль в начале учебного года, спортсмены (занимающиеся в секциях при учебном заведении) - два раза в год. Врачебное обследование подразделяется на: первичное, повторное и дополнительное. Первичное обследование проводится с целью разрешения для занятий физической культурой. Повторное обследование проводиться для оценки соответствия объема и интенсивности нагрузки состоянию здоровья студента. Данный вид контроля проходят спортсмены, занимающиеся определенным видом спорта. Дополнительное врачебное обследование проводиться для того, чтобы решить вопрос о возможности приступить к тренировкам после перенесенного заболевания. Основное предназначение медицинского осмотра в учебных заведениях – определить состояние здоровья студентов и распределить их на группы (основную, подготовительную, специальную). Распределение на группы проводиться после комплексного обследования специалистами. Обычно такое обследование проводится визуальным методами и путем опроса, а также с помощью анкетирования. Углубленной формой врачебного (медицинского) обследования является диспансеризация – система мероприятий по укреплению здоровья. Данная форма используется 1-2 раза в год и включает обследование физического развития по таким показателям, как рост, вес, масса, толщина жировой прослойки, цвет кожи и т.п. Педагогический контроль – планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся студентов. Педагогический контроль проводит преподаватель физического воспитания. Более подробно данный тип контроля будет рассмотрен во втором вопросе лекции. Педагог кроме всего прочего должен осуществлять педагогический самоконтроль, т.е. контролировать путем самонаблюдения, самоанализа, и другими методами свои действия, поступки, сообщения, указания и т.п., обращенные к обучаемым и так или иначе влияющими на них. Эталонное значение при этом имеют: степень соответствия профессионально-педагогических действий принципам обучения и воспитания, 3 вытекающие из них требования к качеству исходящей от педагога образовательновоспитательной информации и способам оперирования ею (в отношении ее достоверности, точности, доступности, последовательности и т.д.), а также нормы педагогической этики. Физкультурный самоконтроль. Объективированные формы самоконтроля представлены в физическом воспитания шире, чем в ряде других видов воспитания. Это объясняется прежде всего тем, что центральное место среди контролируемых явлений в нем занимает двигательная деятельность, ряд внешних параметров которой, а также в определенной мере и эффект ее воздействия на занимающихся могут быть объективно оценены ими самими. Благодаря этому самоконтроль, как компонент системы контроля в физическом воспитании во многом отличается от чисто субъективной интроспекции (самонаблюдения, ограниченного рамками своих чувств, переживаний и т.п.) он является не только неотъемлемым условием эффективности самостоятельных индивидуальных занятий, но и одним из основных источников информации, необходимой для педагогического контроля. Под «физкультурным самоконтролем» понимается совокупность операций самоконтроля (самонаблюдение, анализ и оценка своего состояния, поведения, реагирования), осуществляемых индивидуально как непосредственно в процессе занятий физическими упражнениями, так и в общем режиме жизни по правилам , установленным в области физической культуры. В процессе занятий физическими упражнениями он включает: самооценку занимающихся своей готовности к действию, самопроверку ориентировочной основы действий, текущее контролирование параметров своих движений, осознанное «прочувствование» их ключевых моментов, самооценку степени испытываемых нагрузок, другие непрерывно чередующие акты самоконтроля, которые являются необходимой предпосылкой и неотъемлемым компонентом целесообразного управления своим поведением. В интервалах между занятиями самоконтроль ориентирован, кроме прочего, на самооценку восстановительных процессов, анализ общего самочувствия, определения статуса организма и настроенности на предстоящие занятия. Основной документальной формой учета данных физкультурного самоконтроля является, как известно, регулярное ведение специализированного дневника. Несмотря на обилие имеющихся рекомендаций, полноценное ведение его – дело не простое, так как требует соответствующей подготовки, связанной с формированием специальных знаний, умений, навыков, самоконтроля, систематических волевых усилий, дисциплинированности, аккуратности. Справедливо считается, что это играет незаурядную роль в воспитании и самовоспитании. Основные методики физкультурного самоконтроля: инструментальные и визуальные. Для того, чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма при мышечных напряжениях, а также способы и приемы, с помощью которых можно эффективнее восстанавливать функциональные возможности организма. 2. Содержание и виды педагогического контроля в профессиональном образовании Основная цель педагогического контроля – это определение связи между факторами воздействия (средства, нагрузки, методы)., которыми преподаватель влияет на занимающихся, и теми изменениями , которые происходят в их состоянии здоровья, физической подготовленности, спортивном мастерстве и т.д. (факторы изменения). Существует достаточно много конкретных методов контроля к которым можно отнести педагогическое наблюдение, опросы, беседы, изучение дневников, прием 4 нормативов, тестирование, результаты соревнований, простейшие врачебные методы, хронометрирование, определение кривой нагрузки по ЧСС и т.д. Основные параметры педагогического контроля. В физическом воспитании контролю подлежат следующие аспекты: 1. Готовность занимающихся к реализации текущих и перспективных установок. Это достигается путем наблюдения за их отношением к занятиям, активностью, сознательностью. 2.Двигательная деятельность студентов, определяется по суммарным показателям выполненной ими физической нагрузки за разные временные периоды. 3. Динамика функциональных сдвигов в организме занимающихся в рамках одного урока, выявляемая по физиологическим и психологическим тестам (ЧСС, тремор, кислородный долг). 4.Интегральная оценка построения системы занятий, определяемая по показателям здоровья, приросту физических качеств, спортивным результатам, технической подготовленности. Представление о системе педагогического контроля. В настоящее время в практике физического воспитания, и особенно спортивной тренировке сложилась достаточно стойкая система педагогического контроля. Она включает в себя пять типичных видов контроля, каждый из которых имеет свое функциональное назначение: предварительный, оперативный, текущий, этапный, итоговый. Сущность видов контроля заключается в следующем: 1.Предварительный контроль (учет) – предназначен для оценки исходного уровня подготовленности перед началом учебного процесса. 2.Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного занятия или определяет текущие изменения в подготовке учащихся в процессе учебной деятельности. 3.Текущий контроль проводится для определения реакции организма подопечных на физическую нагрузку после урока. Контроль может охватывать временные отрезки от нескольких часов после окончания занятия до одной недели. При этом стараются выяснить, через какое время после разных нагрузок занимающийся восстанавливает свою работоспособность, когда наступают и заканчиваются фазы сверх восстановления. Эти сведения используются для планирования физических нагрузок на ближайшее время. 4. Этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, достигнутом на протяжении одного семестра. При этом важно сравнить запланированные и реализованные за данный период физические нагрузки, а также определять правильность выбранной стратегии в применении средств, методов, отдельных параметров нагрузки и отдых в системе занятий. 5.Итоговый контроль (учет) – позволяет оценить в целом результаты учебного процесса за длительный промежуток времени, т.е. проводиться в конце учебного года. В заключение учета (в действительности это отчет за учебный год) на основе фактического материала дается обобщенная оценка по итогам годовой работы, делаются соответствующие выводы, а также выдвигаются конструктивные предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесс. Данные итогового контроля используются в качестве важнейшего источника последующего перспективного планирования. К числу общих требований к студентам по разделу физкультурной работы относятся: - выполнение нормативов по общей и профессиональной физической подготовленности на каждом курсе (тестирование), - сдача на выпускном курсе экзамена по ФК, - умение самостоятельно выполнять и составлять комплексы для повышения физического состояния (по программе), 5 - участие в спортивных соревнованиях. В реальной практике физического воспитания текущие оценки за успеваемость ставятся за конкретный результат по физической подготовленности, а также за технику выполнения упражнений. Итоговая оценка за полугодие и год выставляется за сдачу контрольных нормативов по физической подготовленности (общая и специальная). При этом преподаватель имеет право повышать или понижать эти нормативы в зависимости от индивидуальных возможностей студента. По окончании среднего профессионального образования предполагает: - понимание значения ценностей физической культуры в общекультурном и социальном развитии человека; - знание социально-биологических и психофизиологических основ здорового образа жизни; - систему практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие физических качеств; - творческий опыт использования деятельности в сфере физической культуры и спорта для достижения жизненных и профессиональных целей. Итоговая аттестация успеваемости студентов по физической культуре проводится в виде экзамена (устного опроса) по теоретическому и методико-практическому разделам программы. Условием допуска к экзамену является выполнение обязательных тестов по общей физической подготовке и профессионально-прикладной физической подготовке (ниже удовлетворительной оценки), показанных в течение последнего семестра. В оценке при итоговой аттестации учитывается уровень выполнения студентами практического раздела программы. В качестве обязательных тестов по общей физической подготовке используются следующие тесты: - на скоростно-силовую подготовленность – бег на 100м, - на силовую подготовленность – подтягивание, сгибание – разгибание рук в упоре лежа, поднимание и опускание туловища. - на общую выносливость – бег на 3000м, 2000м. Тесты на ОФП указываются в государственном образовательном стандарте. Специальные упражнения по ППФП разрабатываются в учебном учреждении по каждой специальности. Таким образом, формами оценки успеваемости студентов являются зачет, дифференцированный зачет, экзамен. 3. Методика оценки уровня физического развития и подготовленности учащихся и студентов в процессе занятий физическими упражнениями Большое практическое значение для учащихся имеют врачебно-педагогический контроль и самоконтроль. Это способствует обоснованному использованию средств и методов физического воспитания в процессе занятий физической культурой и спортом. Таким образом, нам необходимо рассмотреть практические рекомендации по использованию различных методик определения уровня физического развития и физической подготовленности учащихся и студентов. При определении круга показателей надо исходить из практической необходимости, т.е. фиксировать наиболее информативные показатели, и необязательно все и много. Так, представители видов спорта, в которых введены весовые категории, на первое место должны поставить наблюдения за массой тела и динамикой силовых показателей отдельных групп мышц. Учащимся, не занимающиеся спортом, можно ограничиться фиксированием длины тела, массы, самочувствие, сон, аппетит, пульс, дыхание, становую силу и силу мышц кисти. 6 Особенно важно в процессе занятий физическими упражнениями правильно подобрать нагрузку для каждого занимающегося. Поэтому преподаватель может определить нагрузку по показателям пульса и частоте дыхания. Если ЧСС доходит до 130 уд/мин, то это легкая нагрузка; ЧСС 130-150 уд/мин. – средняя нагрузка; ЧСС более 180 уд/мин – предельная нагрузка. При малой нагрузке восстановление происходит через 5-7 мин занятий, при средней нагрузке – через 10-15 мин, при высокой нагрузке – через 40-50 мин. Тренированность можно определить и по разнице пульса, так если измерить его лежа, а через минуту стоя. Так, разница пульса 0-12 говорит о хорошей тренированности, 12-18 – о средней, 19-25 – об отсутствии тренированности. Определить нагрузку можно и по частоте дыхания. После легкой работы частота дыхания составляет 20-25 раз в минуту, после средней – 25-40, после тяжелой – более 40 дыхания. Методика определения тяжести нагрузки по изменению массы тела и динамометрии. Определить нагрузку можно по изменению массы тела до и после физических упражнений (при малой нагрузке масса может уменьшиться на 300 г, при средней – на 400-700 г, при большой – на 800г). Если показатель кисти остался без изменений, то нагрузка была малой, если снизился на 3-5 кг, то средняя, если на 6-10 кг – нагрузка большая. Оценка функциональной подготовленности по задержке дыхания на вдохе и выдохе Если вы способны задержать дыхание на 65-75 сек, то у вас средняя функциональная подготовленность, менее 50 сек – слабая, более 80 сек – хорошая. Данное упражнение выполняется на полном вдохе. Оценка физической работоспособности по результатам 12-минутного теста в беге и плавании (по Куперу) В процессе оценки физической подготовленности следует использовать контрольные тесты. Например, баскетболисту – выпрыгивание вверх. Систематически повторяя это упражнение, по динамике результатов судят об эффективности тренировочного процесса, о правильности выбора средств и методов. О степени утомления в процессе занятий можно судить не только по объективным показателям, но и субъективным. Таблица 1 Внешние признаки утомления (по Н.Б. Танбиану) Признак Небольшая Значительная Резкая степень усталости степень степень утомления Окраска Небольшое Значительное Резкое покраснение кожи покраснение покраснение или побледнение Потливо Небольшая большая Очень большая, сть появление соли на висках, рубашке и майке Движен Быстрая Неуверенный Резкие покачивания ие походка шаг, покачивание Вниман Хорошее, Неточность в Замедленное ие без ошибочное выполнении выполнение, выполнение команды воспринимаются только громкие команды Самочув Никаких Жалобы на Жалобы на 7 ствие жалоб усталость, боли в ногах, одышку, сердцебиение усталость, боли в ногах, одышку, сердцебиение, «жжение в груди», тошноту, рвоту. Для того, чтобы корректировать методику занятий, необходимы регулярные наблюдения в течение определенного времени. Но в процессе физического воспитания оценивается не только уровень физического развития, общей физической подготовленности, но и уровень профессиональноприкладной физической подготовленности. Во многих профессиях предъявляются высокие требования к уровню развития координационных способностей, а именно развитию координации движений рук, дифференировочных способностей и сохранению равновесия. Для оценки используют следующие упражнения: жонглирование малыми мячами, кольцами (диаметр 25-30 см), палочками, большими мячами; ходьба по гимнастической скамье с поворотами на 360 градусов в правую и левую стороны (4 поворота); воспроизведение одного и того же движения за равные промежутки времени и др. Также с целью определения уровня развития психофизиологических качеств применяются следующие контрольные упражнения: Оценка переключения внимания 1.Введение мяча попеременно двумя руками через 4 препятствия. 2.Перебрасывание мяча. Дважды пройти по рейке гимнастической скамейки громко произносить таблицу умножения на 6 при прохождении в одну сторону, а в другую на 7. Поворот делать на полу и под каждый счет перебрасывать мяч Расстояние между кистями 1 м. За каждую ошибку в таблице умножения увеличивается время на 1 с. Быстрота реакции 1.«Эстафетный тест», а именно оценка скорости сжатия рукой падающей линейки (13 см для мужчин, 15 см для женщин), длина линейки – 40 см. Методика оценивания: преподаватель держит линейку вертикально за верхний край на вытянутой руке. Учащийся – держит открытую кисть около нижнего конца палки. Через 1-2 с преподаватель отпускает, а учащийся должен как можно быстрее поймать ее пальцами. Оценивается расстояние от нижнего края палки до места хвата учащегося со стороны мизинца (3 попытки). 2.Время реакции на звук, свет, прикосновение при помощи различных реакционеров. Динамическое равновесие 1.Тест «Повороты на узкой опоре». Методика оценивания: На перевернутой гимнастической скамейке выполняются 4 поворота (влево и вправо) не падая. Оценивается время выполнения поворотов (с точностью до 0,1 с). Если потерял равновесие, дается одна штрафная секунда. При касании земли более 3 раз упражнение необходимо повторить. Проба Ромберга: стойка – носок одной ноги касается пятки другой, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы несколько разведены (время выполнения данной стойки). Пространственной ориентации. Методика оценивания: выполняются три кувырка вперед из положения «полуприсед» с закрытыми глазами, встать, выполнить шаг влево, повернуться на право, правая вперед – левая в сторону, стоять 3 сек, открыть глаза. Оценивается время и качество выполнения. Выполнено – упражнение сделано четко, положение устойчивое, положение рук точно соответствует условиям выполнения. Примерное время 12 с. Способность к переключению и распределению внимания. Комбинация в баскетболе. Ведение мяча, бросок по кольцу. Оценивается время и качество выполнение движений. 8 Специальная силовая выносливость плечевого пояса, спины. Методика оценивания: выполнение отжимания на брусьях (количество выполненных попыток), держание угла в упоре на брусьях (пятки ног должны быть выше нижней кромки жердей брусьев). Координационные способности Челночный бег 6-12-18 м. Оценивается время выполнения. Статическая выносливость мышц спины. Из положения лежа на спине, руки за головой поднимание туловища (определяется количество выполненных раз). Удержание угла в упоре на брусьях (пятки ног должны быть выше нижней кромки жердей брусьев). Оценивается время удержания угла. Оценка подвижности нервных процессов, тактильной и кинеститической чувствительности пальцев рук. Метание теннисного мяча в цель. Удержание гимнастической палки указательным и большим пальцем рук (время удержания). Жонглирование теннисного мяча одной рукой (время жонглирования). 9
«Педагогический контроль процесса ФКиС в системе профессионального образования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 249 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot