Особенности производственной деятельности автомобильного транспорта
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1. Особенности производственной деятельности автомобильного транспорта
1.1 Транспорт как сфера материального производства, особенности его
функционирования.
Транспорт – важная составная часть экономики Российской Федерации.
Значение транспорта определяется его ролью в территориальном разделении
общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможны
без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение
производства. Не принимая его во внимание, нельзя достичь рационального
размещения производительных сил.
Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам
не производит продукции, а только участвует в ее созидании (поэтому транспортная
продукция не накапливается, она просто не успевает создаться, если даже эта
продукция создается, то она в тот же момент потребляется, ведь «продуктом»
транспорта является транспортировка) Люди и товары едут вместе с определенным
средством транспорта и движение последнего, его перемещение и есть тот процесс
производства, который оно создает. Транспорт обеспечивает сырьем, материалами,
оборудованием производство и доставляет готовую продукцию потребителю. Тем
самым создаются транспортные издержки. Транспортные же издержки включаются
в себе6стоимость продукции. Также необходимо сказать, что учет и минимизация
транспортных издержек (транспортной слагающей) являются непременным условием
рационального размещения производительных сил.
Транспорт объединяет 6 видов транспорта (железнодорожный, речной, морской,
автомобильный, воздушный, трубопроводный транспорт) и дорожное хозяйство,
насчитывает 600 тыс. субъектов хозяйственной деятельности , трудящихся свыше 2
млн. человек.
Транспортная система - это комплекс различных видов транспорта,
находящихся во взаимодействии и взаимной зависимости в процессе осуществления
перевозок.
Можно выделить три основных магистральных направления транспортной
системы России:
·
Широтное
магистральное
сибирское
направление
«восток-запад»
и
обратно, оно включает железнодорожные, трубопроводные пути и водные с
использованием рек Камы и Волги.
·
Меридиональное
магистральное
центральноевропейское
направление
«север-юг» с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном
железнодорожными путями.
·
Меридиональное волго-кавказское магистральное направление «север-
юг» по реке Волга, железнодорожным транспортом и трубопроводным путями,
связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с
Уралом.
По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки
страны, по этим направлениям особенно тесно взаимодействуют железнодорожный,
внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы
также в основном совпадают с сухопутными. Помимо основных магистральных
направлений имеется густая транспортная
сеть внутрирайонного и местного
значений.
Сочетаясь между собой, магистральные направления и транспортные сети
внутрирайонного и местного значений образуют Единую транспортную систему
России.
1.2 Основные виды транспорта. Особенности АТ в сравнении с другими видами
транспорта.
В настоящее время в состав транспортной системы входят следующие виды
транспорта:
♦ железнодорожный;
♦ морской;
♦ речной (внутренний водный);
♦ автомобильный;
♦ воздушный;
♦ трубопроводный
(нефтепродуктопроводы,
газопроводы
и
т.д.).
Кроме того, специфическими звеньями транспортной системы являются
городской пассажирский транспорт (метро, трамвай, троллейбус, автобус, такси) и
промышленный транспорт (вернее
его назвать внутрипроизводственным), к
которому относятся конвейеры, подъемные краны, тельферы, электро- автокары и т.д.
Транспорт может быть универсальным, т.е. осуществлять все виды перевозок,
грузовые и пассажирские, и специализированным.
Железнодорожный, водный (речной, морской), автомобильный и воздушный
виды транспорта являются по своей сущности универсальными, так как способны
перевозить любые грузы и пассажиров.
Трубопроводный транспорт является сугубо специализированным, так как
предназначен только для перемещения жидкостей и газов, хотя имеются проекты и
по его использованию для транспортирования других видов груза, например,
сыпучих грузов или гидросмесей.
Каждый вид транспорта обладает достаточно сложным технологическим
оборудованием, к которому относятся подвижной состав, стационарные сооружения,
специальное оборудование.
Подвижной состав железнодорожного транспорта - это локомотивы (тепловозы,
электровозы и т.п.), самодвижущиеся единицы (моторные вагоны с электрическим
или дизельным двигателем, дрезины и т.п.) и вагоны (товарные, пассажирские,
специальные
платформы
и
т.п.).
К
стационарным
сооружениям
относятся
железнодорожный путь с искусственными сооружениями (мосты, тоннели и т.п.),
станции и другие разделительные пункты (разъезды, путевые посты и т.п.), система
электроснабжения (контактная сеть, тепловые подстанции и т.п.), система
регулирования движения.
Подвижной состав водного транспорта - это флот, т.е. самоходные суда:
транспортные
(пассажирские,
грузопассажирские
и
грузовые),
служебно-
вспомогательные (буксиры, ледоколы и т.п.), а также несамоходные суда (баржи). К
постоянным средствам водного транспорта относятся водный путь, включающий
естественное водное пространство, искусственные сооружения (каналы, шлюзы и
т.п.) и береговое хозяйство (порты и пристани).
Техническую базу автомобильного транспорта составляют подвижной состав
(автомобили, прицепы и полуприцепы) и стационарные сооружения - автомобильные
дороги и автотранспортные предприятия
(АТП) (автопредприятия, станции
технического обслуживания, автостанции и стоянки, автозаправочные станции и
т.п.).
На воздушном транспорте к подвижным средствам относятся летательные
аппараты (ЛА) (самолеты и вертолеты), которые в зависимости от назначения и
области применения делятся на пассажирские, грузовые, комбинированные и
специальные, а также учебно-тренировочные. К стационарным сооружениям
относятся
аэропорты,
навигационное
и
технологическое
оборудование,
обеспечивающее техническое обслуживание полеты ЛА по воздушным трассам.
В отличие от всех рассмотренных видов транспорта трубопроводный не имеет
подвижного состава, роль пути для груза играет собственно трубопровод (так
называемое линейное оборудование), а для перемещения по нему жидкости или
газа служат соответственные насосные или компрессорные перекачивающие
станции. На трубопроводах сооружаются резервуарные парки (головной, конечный и
промежуточный), распределительные узлы в местах разветвления трубопроводов или
в местах подачи транспортируемого продукта в сеть потребителя и т.п.
Различные виды транспорта имеют различную степень универсальности,
которая бывает перевозочной (способность производить все виды перевозок пассажирские и грузовые) и территориальной (способность достаточно полно
обслуживать всю территорию страны). Разные виды транспорта различаются по
себестоимости перевозок, скорости движения, регулярности функционирования,
производительности труда и т.д.
Самым дешевым видом транспорта является трубопроводный. Однако он
не является универсальным и может сравниваться с другими видами транспорта
только по перевозкам нефтяных грузов (нефти, нефтепродуктов и природного газа).
Трубопроводный
транспорт
является
наиболее
экономичным
(себестоимость
перевозок в 2 раза меньше, чем у водного транспорта, и в 2,5 раза, чем у
железнодорожного) и производительным, обеспечивающим непрерывную доставку и
практически полную сохранность транспортируемых грузов.
Водный
транспорт
(речной,
морской)
обладает
перевозочной
универсальностью и достаточно экономичен. В массовых межконтинентальных
перевозках водный транспорт практически незаменим, значительно превосходит
воздушный транспорт по производительности, но не обладает территориальной
универсальностью, так как может использоваться только в приморских районах или
при наличии внутренних водных путей. Крупным недостатком водного транспорта
является его сезонность.
Железнодорожный транспорт благодаря массовости перевозок, довольно
низкой себестоимости и высокой производительности занимает доминирующее
положение в стране. Он превосходит все виды транспорта по провозной способности
и регулярности работы. Обладает также высокой территориальной универсальностью,
но только в рамках действующей железнодорожной сети, т.е. при наличии
рельсовой колеи, сооружение которой принципиально возможно в любом районе
страны, с учетом экономических обоснований (например, строительство БайкалоАмурской магистрали в тяжелых природных условиях потребовало огромных затрат,
а в настоящее время грузопотоки и пассажирские перевозки на ней практически
отсутствуют). Следует отметить, что себестоимость грузовых перевозок на
железнодорожном транспорте зависит от их дальности и резко возрастает при ее
уменьшении. При сокращении дальности с 800 до 200 км себестоимость возрастает в
1,6 раза, до 100 км - в 3,5 раза, до 50 км - в 6,3 раза и до 25 км - в 12 раз.
Воздушный
перевозки
транспорт
грузов
могут
железнодорожные.
близка
двухместного
купе.
несколько
к
направлении.
скорости
превосходит
причем
перевозки
Транспортная
в
их
дорог:
60-70
перевозки
стоимости
По
транспорт
раз,
быть
Стоимость
практически
воздушный
достаточно
по
перевозки
перемещения
все
другие
могут
раз
авиационные
дороже,
воздуху
в
пассажиров
спальных
пассажиров
виды
и
вагонах
грузов
транспорта
производиться
универсальность
чем
в
в
любом
авиаци и
ограничивается
при
имеющейся
использовании
в
наличии
наиболее
сетью
аэродромов,
особенно
самолетов
большой
экономичных
грузоподъемности.
Автомобильный транспорт имеет сравнительно высокую себестоимость
грузовых перевозок и умеренную при пассажирских. Производительность труда на
нем ниже, чем у других видов транспорта из-за несовершенства дорог и структуры
парка. Но из всех видов автомобильному транспорту присуща высокая
маневренность и возможность осуществлять любые перевозки непосредственно от
грузоотправителя до грузополучателя («от двери до двери»). По территориальной
универсальности он, при использовании вездеходных средств, стоит выше других
видов транспорта, однако при осуществлении массовых перевозок необходима
развитая сеть оборудованных дорог с высокой пропускной способностью.
Таким
экономическим
образом,
и
сравнивая
техническим
различные
показателям,
виды
можно
транспорта
сделать
по
ряд
выводов, позволяющих оценить область их применения. Капитальные вложения при
строительстве железных дорог, отнесенные к 1 км пути, превышают стоимость
строительства автомобильных дорог такой же протяженности в среднем в 1,5-2 раза,
причальных устройств и других постоянных сооружений речного транспорта
также на 1 км пути - в 6-7 раз и 1 км трубопровода - в 2-2,5 раза. Однако, если
удельные капиталовложения отнести к единице грузопотока, т.е. к тоннокилометру, то при небольших размерах грузопотока (1 млн т в год) наиболее
капиталоемким останется железнодорожный транспорт, а при
более
крупных
становится автомобильный, как менее производительный.
Кроме капитальных вложений при сравнении разных видов транспорта
необходимо учитывать также эксплуатационные расходы, которые складываются из
расходов на начальные и конечные операции и расходов на передвижение груза.
Затраты на начальные и конечные операции на автомобильном транспорте
минимальны, так как включают только стоимость погрузо-разгрузочных работ и
стоимость простоя автомобиля под загрузкой и разгрузкой.
На железнодорожном транспорте затраты на эти операции гораздо выше, так как
помимо
погрузочно-разгрузочных
работ
и
простоя
вагонов
осуществляется
формирование составов, маневры, связанные с формированием и расформированием
составов, для чего необходимо иметь путевое хозяйство и маневровые средства и т.д.
Еще более высоки затраты на начальные и конечные операции на водном
транспорте, где необходимо накопить грузы, загрузить судно, содержать сложные
портовые сооружения и т.д.
Поэтому на коротких расстояниях преимущество имеет автомобильный
транспорт.
У железнодорожного и водного транспорта величина себестоимости перевозок
резко падает с увеличением расстояния, что обусловлено сравнительно низкими
затратами непосредственно на перемещение грузов. Так при возрастании дальности
перевозок с 10 до 100 км их себестоимость на морском транспорте сокращается в 10
раз, на железнодорожном и речном -в 8-9 раз, а на автомобильном - только в 2 раза.
Но нельзя считать, что автомобильные перевозки выгодны только на
расстояниях в 10 - 20 км. Прямые автомобильные перевозки более экономически
выгодны на расстояниях и свыше 100 км, так как не требуется перегрузка и выше
скорость перевозок. Время доставки груза на расстояние 200 км автомобильным
транспортом в 5,5 раза меньше, чем железнодорожным транспортом.
При транспортировании ценных скоропортящихся грузов автомобильный
транспорт может оказаться предпочтительнее даже при дальности перевозки свыше
1000 км.
Кроме того автомобильный транспорт взаимодействует со всеми другими
видами транспорта, доставляя грузы от грузоотправителя до железнодорожной
станции, порта или аэродрома и от этих пунктов - до грузополучателя.
Благодаря перечисленным преимуществам автомобильный транспорт является
одним из наиболее предпочтительных видов транспорта в народном хозяйстве
страны.
1.3 Анализ функционирования автотранспортного предприятия
В зависимости от производственных функций предприятия автомобильного
транспорта
подразделяются
на
автотранспортные,
автообслуживающие
и
авторемонтные.
Автотранспортные предприятия по своему назначению делятся на грузовые,
пассажирские (автобусные и легковые), смешанные и специальные (скорой помощи,
коммунального обслуживания и др.).
К автообслуживающим предприятиям относятся:
• Базы
централизованного
технического
(БЦТО).
• Станции технического обслуживания автомобилей (СТОА)
• Гаражи (стоянки).
• Автозаправочные станции (АЗС и ПАЗС).
обслуживани!