Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Особенности профессионального мастерства преподавателя психологии. Критерии эффективности

  • 👀 476 просмотров
  • 📌 432 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Особенности профессионального мастерства преподавателя психологии. Критерии эффективности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Особенности профессионального мастерства преподавателя психологии. Критерии эффективности» docx
Лекция на тему: «Особенности профессионального мастерства преподавателя психологии. Критерии эффективности» Характеристика личностных качеств педагога, влияющих на эффективность педагогической деятельности Важным фактором, влияющим на эффективность деятельности педагога, являются его личностные качества; их недооценка отрицательно сказывается на результатах труда. В педагогике основное внимание уделяется совершенствованию методов обучения, воспитания и развития обучаемых, а также формированию их умений и навыков. Один и тот же метод в деятельности разных педагогов может приводить к разным результатам. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­С чем, на ваш взгляд, это связано? Попробуйте объяснить. Теперь попробуем разобраться вместе. На самом деле методы обучения находятся в тесной связи с личностными качествами педагога. Эти качества проявляются в следующих его умениях: – видеть и обращать внимание на возможности обучаемых, вселять веру в успех; – преподносить информацию так, чтобы она была доступной для всех; – уметь перестраивать занятие с учетом складывающихся ситуаций; – быть доброжелательным, но и требовательным; – поддерживать интерес обучаемых в учении; – предвидеть затруднения в учебе, помогать в их преодолении; – видеть недостатки в собственной работе и способы их исправления; Педагог должен понимать, что каждый обучаемый – это неповторимая индивидуальность. Умение педагога ставить обучаемого в ответственное положение осуществляется не с помощью крика или приказа, а с помощью веры в его успех. В системе педагогической деятельности можно выделить группы этих качеств (опорные составляющие): К первой относятся его индивидуальные качества, трудно формулируемые или которые невозможно сформировать. Другая группа личностных качеств педагога основывается на психологических механизмах, взаимодействующих с обучаемыми, а третья – на рефлексивном уровне педагогических способностей. В структуре индивидуальных личностных качеств педагога можно выделить следующие (первая группа): – душевная чуткость; – чувство деликатности; – чувство юмора; – проявление интуиции. Однако надо понимать, что каждое из выделенных личностных качеств педагога имеет свою сложную структуру. Так, например, душевная чуткость предполагает не только доброту, гуманность, умение проникать в настроение обучаемого, в его перцептивные способности, видеть его трудности в учении, но и своевременно прийти ему на помощь (приведите пример). Чувство деликатности педагога проявляется не только в его доброжелательном отношении к обучаемым, но и в его требовательности (приведите пример). Чувство юмора педагога основывается на его умении (способности) поддерживать эмоциональное состояние личности, на умении вдохновлять личность на самосовершенствование (приведите пример). Наконец, чувство интуиции проявляется в умении педагога предсказать поведение обучаемого не только в сложившейся, либо прогнозируемой ситуации, но и в непредвиденной (приведите пример). Ко второй группе личностных качеств педагога относятся: – рефлексия (удвоенное понимание – способность видеть себя глазами обучаемого) – идентификация (способность педагога мысленно поставить себя на место обучаемого и на основе осознания его проблем объяснять его поведение) – эмпатия (способность постигать эмоциональное состояние каждого обучаемого) – децентрация (способность педагога отказаться от своих эгоцентрических оценок обучаемого и умение ценить его же глазами) Часто преподаватели делят обучаемых на перспективных и неперспективных и стремятся оправдать свои установки. В поведении таких педагогов обучаемые выделяют следующие качества: грубость, необъективность, раздражительность и т. п. Основой третьей группы личностных качеств педагога является рефлексивный уровень педагогических способностей. Дайте определение понятию «педагогическая способность» (В психологии способностями называют индивидуальные психические свойства личности, которые являются условиями успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности) В педагогических способностях выделяются два уровня: рефлексивный и проективный. Рефлексивный уровень педагогических способностей связан с особой чувствительностью к объекту педагогического воздействия. Проективный – к способам воздействия на них. В рефлексивном уровне педагогических способностей выделяются следующие личностные качества: – чувство объекта (проявляется в умении педагога отбирать такую информацию, которая вызывает у обучаемых наибольший эмоциональный отклик) – чувство такта (проявляется в следующих личностных качествах педагога): 1) быть требовательным, но при этом не вызывать у обучаемых отчужденность; 2) уметь поощрять (хвалить) обучаемых, но при этом не быть приторным; 3) быть добрым, но без слабости (не добреньким); 4) быть строгим, но без придирчивости; 5) владеть чувством причастности, но не подменять обязанности обучаемого; 6) уметь прогнозировать эмоциональный отклик у обучаемых, но не игнорировать при этом нацеленность их на преодоление трудностей; 7) быть внимательным к обучаемому, но при этом соблюдать чувство меры. – чувство меры (помогает педагогу видеть изменения, которые происходят в личности под влиянием различных воздействий) – чувство причастности (проявляется в том, что педагог предвидит реакцию обучаемых на свои действия) – чувство ориентира (позволяет педагогу постоянно опираться на возможности обучаемых, учитывать их и владеть способами перевода их на более высокий уровень развития) Проективный уровень педагогических способностей предполагает чувствительность педагога к целям деятельности, к способам завоевания авторитета у обучаемых, к способам включения их в различные виды деятельности и побуждения к достижению результата в них, к недостаткам собственной деятельности и способам их преодоления. Стабильность личностных качеств педагога отражается на стабильности знаний и отношений обучаемых, что свидетельствует об отрицательной обратной связи. Положительная обратная связь сопровождается колебательными явлениями и содействует ускоренному развитию обучаемых, а также свидетельствует о продвижении педагога к высшим уровням педагогического мастерства и к уровням педагогической подготовленности. Содержание профессионально-педагогической подготовки преподавателя За время подготовки к деятельности и в процессе ее у преподавателей развивается и формируется профессиональная направленность личности, т. е. личная устремленность применить свои знания, опыт, способности в области избранной профессии. Одной из предпосылок успешного формирования профессиональной направленности являются положительные мотивы выбора профессии. Мотивы выбора профессии и мотивы совершенствования профессиональной деятельности органически связаны в общей структуре личности. Выделяются такие стадии развития профессиональной направленности личности: - выявление интереса к профессии как отражение потребности ее приобретения; - формирование устойчивого интереса к профессиональной деятельности и ее объекту; - формирование целеустремленности в овладении основами педагогического мастерства как фундаментом готовности к осуществлению педагогической деятельности; - становление комплекса качеств профессионально значимых свойств личности, объединяемых педагогической направленностью; - формирование потребности в педагогической деятельности и ответственности за ее выполнение. В структуре сознательной, целенаправленной деятельности человека, решающего определенные профессиональные задачи, вычленяются компоненты, которые формируются в процессе обучения, а затем они совершенствуются под влиянием практической деятельности и профессионального опыта. Это умения и навыки. Среди педагогов и психологов принято считать, что умение шире навыка – оно включает в себя ряд навыков. Попробуйте объяснить разницу понятий «умение» и «навыки» Под умением в общепринятом понимании имеется в виду возможность эффективно выполнять систему действий в соответствии с целями и условиями ее осуществления. Каждый квалифицированный специалист должен иметь круг необходимых ему профессиональных умений. Он определяется программой и учебным планом, а также квалификационной характеристикой. Молодой специалист, приступая к работе, проходит некоторый адаптационный период, где профессиональные умения уточняются, совершенствуются, но учащиеся не должны страдать от того, что педагог еще не овладел педагогическими умениями и навыками. Особенно важную роль в овладении ими играет профессиограмма, дающая четкие ориентиры в подготовке специалистов. Анализируя литературу по проблеме профессиональных умений преподавателя, выделим профессиограмму, предложенную В.А. Сластениным, в которой показан интересный подход к классификации умений. Первый этап. Этот этап включает в себя формирование следующих умений: - разбирать и оценивать состояние реально существующих социально-педагогических явлений, причины, условия и характер их возникновения и развития; - выявлять уровень обученности и воспитанности учащихся; - проектировать развитие личности и коллектива; - прогнозировать результаты обучения и воспитания, трудности и ошибки, с которыми могут встретиться учащиеся; - выделять и точно формулировать конкретную педагогическую задачу, определять условия ее решения; - планировать свою работу по руководству учебной и внеклассной деятельностью учащихся; - предвидеть характер ответных реакций учащихся. Второй этап. На этом этапе формируются следующие умения: - отбирать, анализировать и синтезировать учебно-воспитательный материал в соответствии с целями обучения и воспитания с учетом уровня обучаемости и воспитанности обучаемых; - различать науку и учебный предмет, осуществлять дидактическую переработку материала науки и материала преподавания; - преобразовать учебный материал и неадаптированные тексты с учетом опыта обучаемых и в соответствии с конкретными дидактическими задачами; - целесообразно расчленить педагогическую деятельность на операции, правильно расставить людей и обеспечить их эффективное взаимодействие; - выявлять и приводить в движение потенциальные воспитывающие возможности различных видов деятельности обучаемых; - давать поручения отдельным обучаемым и коллективу, менять их логику в соответствии с выдвигаемой целью воспитания; - планировать структуру действий обучаемых и педагогическое руководство их деятельностью; - педагогически целесообразно применять методы обучения и воспитания; - стимулировать и организовывать различные формы деятельности обучаемых; - владеть приемами и средствами педагогической техники в изменяющихся условиях; - определять по внешним проявлениям и поступкам изменение психического состояния обучаемых, понимать и объяснять особенности их поведения в конкретных жизненных ситуациях; - мысленно ставить себя в позицию воспитанника; - увлекать обучаемых, заинтересовывать их новыми перспективами; - учитывать взаимоотношения, личные симпатии и антипатии обучаемых при их группировке для выполнения общей задачи; - быстро принимать решения и находить наиболее сильные средства педагогического воздействия; - изыскивать наилучшую форму требований и варьировать их в зависимости от индивидуальных особенностей обучаемых; - устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными обучаемыми, малыми группами и коллективами; - находить контакт, общий язык и правильный тон с разными людьми в различных обстоятельствах; - располагать к себе воспитанников, при необходимости перестраивать отношения с коллективом и отдельными обучаемыми, находить индивидуальный подход к ним; - регулировать внутриколлективные отношения, видеть у обучаемых проявление психических процессов, свойств и состояний, социально-психологических установок и мотивов поведения; - вскрывать положительные и отрицательные социально-психологические явления в аудитории, характер внутриколлективных, межколлективных и межличностных отношений. Третий этап. Этот этап предполагает наличие у будущего педагога следующих умений: - обоснованно осуществлять корректировку поставленных педагогических задач; - обеспечивать адаптацию внешних влияний или их нейтрализацию; - ориентироваться в изменяющихся условиях и перестраивать свою деятельность в зависимости от них; - регулировать, направлять и развивать внутриколлективные отношения, ликвидировать возникающие конфликты, утверждать в среде обучаемых отношения дружбы и товарищества; - осуществлять текущее инструктирование и оперативный контроль работы обучаемых; - усложнять требования и стимулировать ход работы с учетом тенденций ее развития. Четвертый этап. На этом этапе необходимы такие умения: - анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными и заданной педагогической целью; - выявлять сравнительную эффективность применяемых методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной работы; - анализировать причины достижений и недостатков в профессионально-педагогической деятельности; - анализировать на научной основе и обобщать опыт своей работы, опыт других преподавателей; - соотносить свой опыт с педагогической теорией, ставить перед собой исследовательскую задачу и применять соответствующие методики; - на основе анализа достигнутых результатов выдвигать и обосновывать очередные педагогические задачи. Понятие готовности рассматривается различными авторами неидентично: как наличие способности, как качество личности, как временное ситуативное состояние, как отношение и т. д. В процессе психолого-педагогической подготовки происходит овладение знаниями, умениями, накапливается педагогический опыт. Однако современной системой наук о человеке доказано, что опыт, знания и умения прямо не предопределяют развитие личности. Целеустремленность в овладении основами педагогического мастерства должна иметь вполне определенный ориентир. Одним из важнейших компонентов основ мастерства является содержание профессионального образования вообще и той его части, которая сориентирована непосредственно на профессионально-педагогическую деятельность в частности. Обучающая деятельность педагога Понятия «преподавание» и «обучающая деятельность педагога» нетождественны. Понятие «преподавание» – это обучающая деятельность, предполагающая передачу знаний по конкретному учебному предмету. «Преподавание» включает в себя как общие дидактические положения обучающей деятельности, так и методику преподавания соответствующего предмета. Понятие «обучающая деятельность педагога» относится к его деятельности в процессе любого организованного познания, в том числе она осуществляется в процессе преподавания каждого предмета. По своему смысловому значению понятие «обучающая деятельность» шире понятия «преподавание». Компоненты учебного процесса и уровни их взаимосвязей Обучение можно рассматривать как систему. Она объединяет комплекс компонентов: преподаватель, обучаемый, содержание, методы обучения, формы организации обучения, средства обучения, методы стимулирования и мотивации личности в процессе обучения, цель и результат. Одни элементы учебного процесса имеют первичный характер (без них учебный процесс невозможен), а другие – вторичный (они вовлекаются в учебный процесс выборочно). Компоненты педагог, обучаемый и содержание образования (объект учебно-познавательной деятельности) являются первичными, они объединяются под понятием дидактический базис. Методы обучения, формы организации обучения, средства обучения и методы стимулирования и мотивации личности обучаемого относятся к компонентам вторичного характера. Педагог играет главную роль в организации обучения, связывая, объединяя все составляющие в систему, сориентированную на достижение определенной цели. Он является представителем общества и предъявителем его требований. Определим взаимосвязь деятельности преподавателя с ее «полюсами» – педагогом как личностью и объектом деятельности, который содержит три элемента: деятельность обучаемого и ее два «полюса» – обучаемого как субъекта и объект его познаний – содержание образования. Все, что делается в учебном процессе преподавателем, направлено на то, чтобы как можно лучше функционировало звено: субъект (обучаемый) – деятельность (учебно-познавательная) – объект (содержание). Успешность обучения зависит в первую очередь от того, насколько у обучаемого как субъекта сформировано сознательное отношение к учению. Формировать это отношение приходится в основном в процессе обучения. Поскольку главное для обучаемого как субъекта – его учебно-познавательная деятельность, ибо через нее он связан с объектом познания, то и внимание преподавателя как субъекта направлено прежде всего на нее. Она является основным элементом «притяжения внимания» обоих субъектов в обучении. Проанализируем связи основных компонентов системы. Могут быть установлены следующие уровни связей (т. е. их иерархия): первый (самый высокий) – связи, относящиеся к двум деятельностям одновременно (преподавателя и обучаемого); второй – связи, относящиеся к деятельности обучаемого; третий – связи, относящиеся к деятельности преподавателя. Иерархия элементов «дидактического базиса» позволяет установить следующее: Первый уровень – связь между деятельностью преподавателя и деятельностью учащегося. Ко второму уровню относятся следующие связи: а) между субъектом 1 (обучаемым как личностью) и учебно-познавательной деятельностью; б) между субъектом 2 (преподавателем как личностью) и учебно-познавательной деятельностью; в) между учебно-познавательной деятельностью и объектом познания (содержанием образования). К третьему уровню относят следующие связи: а) между субъектом 2 (преподавателем как личностью) и деятельностью преподавателя; б) между субъектом 1 (обучаемым как личностью) и деятельностью преподавателя; в) между деятельностью преподавателя и объектом познания учащегося (содержанием образования). Четвертый уровень связей: а) между субъектом 1 (обучаемым как личностью) и субъектом 2 (преподавателем как личностью); б) между субъектом 1 (обучаемым как личностью) и объектом познания (содержанием образования); в) между субъектом 2 (преподавателем как личностью) и объектом познания учащегося (содержанием образования). Установление этой иерархии связей поможет при вскрытии сущностей в системе организации познавательной деятельности и определении закономерностей, а также позволит в конструктивной части обратить внимание на наиболее существенное в практических разработках (в том числе методических). Виды обучающей деятельности педагога Обучающая деятельность педагога представляет собой такую деятельность, которая направлена на формирование системы знаний, умений и навыков обучаемых, включая одновременно цели развития и воспитания личности. Она состоит из разных видов. Для обеспечения замкнутости и цикличности учебного процесса деятельность педагога должна включать в себя следующее: - планирование (важный вид деятельности педагога, направленный на формирование системы знаний, умений, навыков и пронизывающий весь этот процесс); - предъявление информации (вид деятельности педагога, который предполагает выступление его в роли посредника между накопленной обществом суммой знаний и теми, кому они передаются,– обучаемыми); - формирование умений, навыков (Формирование умений и навыков – такой вид деятельности педагога, который связан с передачей опыта осуществления деятельности); - систематизацию знаний, умений, навыков (вид деятельности педагога, направленный на формирование системы всех составляющих элементов содержания образования) - стимулирование и мотивацию личности обучаемого в учебной деятельности (вид обучающей деятельности педагога, заключающийся в воздействии на личность с целью активизации ее деятельности в процессе обучения); - педагогическое диагностирование (вид обучающей деятельности педагога, заключающийся в установлении состояний как отдельных элементов, так и всей системы обучения в целом, а также причин, их вызывающих); - контроль за ходом обучения, проверку и оценку усвоения содержания образования (они осуществляются в ходе наблюдения за познавательной деятельностью обучаемых и ее результатами); -корректирование учебного процесса (осуществляется при условии выявления причин отклонения от разработанной в процессе планирования модели учебного занятия); - анализ обучающей деятельности и ее результатов Все виды обучающей деятельности педагога взаимосвязаны между собой и часто в педагогической действительности применяются в сочетании. Эти сочетания бывают самыми различными. Наиболее эффективна обучающая деятельность педагогов в том случае, когда осуществляется определенная ориентация всех видов деятельности доминирующим видом. Таким образом, иерархическая структура обучающей деятельности педагога, позволяет педагогу усилить целенаправленность всего процесса обучения, постоянно быть связанным со всеми элементами объекта своей деятельности и предельно использовать все возможности каждого компонента учебного процесса для достижения цели. Показатели и уровни педагогического мастерства. Основы и сущность педагогического мастерства преподавателя Педагогическая деятельность осуществляется в различных направлениях, а значит, в каждом из них может проявляться и мастерство. Поэтому можно говорить о педагогическом мастерстве в широком смысле, или о мастерстве воспитания, или о мастерстве обучения, или о мастерстве организации и управления учебно-воспитательным процессом. Вопрос, на котором сосредоточено здесь внимание, может быть сформулирован следующим образом: чем необходимо овладеть и каким способом это может быть сделано, т. е. как подняться на уровень мастерства в обучении? Попробуйте ответить на этот вопрос. В педагогической энциклопедии дается следующее определение: «Мастерство педагогическое – высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей». Здесь сущность отражена в словах «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения». Как вы понимаете понятие «педагогическое мастерство» и в чём, по-вашему, оно проявляется? Можно отметить, что в подходе к вопросу о структуре педагогического мастерства нет единого мнения. Во-первых, необходимо различать «сущность педагогического мастерства» и «основы педагогического мастерства». Во-вторых, основы педагогического мастерства имеют свои составляющие, которые должны быть четко определены для формирования их как фундамента, на котором базируется мастерство тех, кто осуществляет профессиональную педагогическую деятельность или готовится к ней. В-третьих, компоненты основ педагогического мастерства (в каждом педагогическом действии – их элементы) органически соединяются педагогом-мастером при практическом осуществлении своей деятельности совместно с деятельностью обучаемого в процессе обучения. Рассмотрим, каким нам представляется содержание профессионально-педагогического образования педагога-мастера. Оно должно охватывать две стороны указанных видов содержания. Одна – это общие элементы этих видов, которыми должен овладеть любой специалист. Вторая – специальные элементы видов содержания образования. В данном случае это элементы профессионально-педагогического характера. Их можно подразделить на четыре группы: I. Специфические элементы первого вида содержания образования представляют собой профессионально-педагогические знания. Уровни и способы овладения и проявления этих знаний такие: а) восприятие, понимание, запоминание; б) использование знаний в знакомой ситуации; в) применение знаний в новой ситуации. II. Специфические элементы второго вида содержания охватывают опыт осуществления профессионально-педагогической деятельности. Ниже приведены уровни и способы овладения этим опытом и его проявления: а) эмпирическое осуществление профессионально-педагогической деятельности; б) осуществление способов профессионально-педагогической деятельности по образцу; в) применение способов профессионально-педагогической деятельности в новой ситуации. III. Специфические элементы третьего вида содержания – опыт творческой педагогической деятельности. Ниже приведены уровни и способы овладения ими: а) выработка умения выявлять и формулировать проблемы; б) частично-поисковая педагогическая деятельность; в) поисковая (исследовательская) деятельность. IV. Специфические элементы четвертого вида содержания представляют опыт проявления личностных качеств и профессионально-педагогической направленности. Можно выделить следующие уровни, способы формирования и проявления этих элементов содержания: а) формирование внутренней модели поведения (ВМП) в соответствии с нормами коммунистической морали и педагогической этики; б) профессионально-педагогическое поведение на основе ВМП; в) творческое отношение к педагогической деятельности, сформированность педагогического кредо. Содержание элементов профессионально-педагогического характера у педагога-мастера должно состоять таким образом из составляющих: 1) система профессионально-педагогических знаний; 2) система профессионально-педагогических навыков и умений; 3) опыт творческой педагогической деятельности; 4) сформированные личностные профессионально значимые качества педагога. Таким образом, фундамент педагогического мастерства, который необходимо сформировать, охватывает следующие основные составляющие: личность педагога, знания, педагогический опыт. Каждая составная часть может быть освоена. Следовательно, основы педагогического мастерства могут быть сформированы у каждого педагога. И они будут служить тем базисом, который даст возможность подняться на уровень педагогического мастерства. Мастерство педагога в обучении – это высокое искусство осуществления обучающей деятельности на основе знаний, личностных качеств и педагогического опыта, проявляемое в комплексном решении задач образования, воспитания, развития учащихся. Показатели и уровни педагогического мастерства Преподавателей Осуществление педагогической деятельности на низком или среднем уровне при наличии основ педагогического мастерства явление нередкое. Показатели ПМ должны отражать уровень осуществления педагогической деятельности и ее результаты, а не то, что является исходным для этого уровня, его основы. Основы ПМ, реализуемые в деятельности, это уже проявление профессионализма. Но судить о его уровне можно по тому, как решаются педагогические задачи и в конечном счете какие результаты будут достигнуты. Каким же образом можно определить уровень профессионального мастерства? Попробуйте ответить на этот вопрос. В зависимости от результатов можно выделить четыре уровня мастерства: 1) репродуктивный (педагог умеет пересказать другим то, что знает сам, и так, как знает сам); 2) адаптивный (педагог умеет не только передать информацию, но и трансформировать ее применительно к особенностям объекта, с которым имеет дело); 3) локально моделирующий (педагог умеет не только передавать и трансформировать информацию, но и моделировать систему знаний по отдельным вопросам); 4) системно моделирующий знания (педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующую систему знаний по своему предмету). Критерии педагогического мастерства – это такие отличительные его признаки, которые могут быть использованы как мерило оценки педагогического мастерства. С чем должны быть связаны критерии обучающей деятельности педагога? Видимо, с самыми главными компонентами учебного процесса. В предлагаемой системе выделяется пять критериев обучающей деятельности педагога. Оценка по 10-балльной шкале каждого из них дает пять показателей, которые могут быть объединены в обобщенный функциональный показатель педагогического мастерства. Оценка по каждому критерию производится по 10-балльной шкале. Раскроем названные критерии через первичные признаки. I. Владение содержанием и дидактическая его организация: 1. Владение содержанием образования (знание содержания и применение его на практике). 2. Научность содержания, его новизна и использование результатов своих исследований. 3. Доступность содержания. 4. Развивающий и воспитывающий характер содержания. 5. Отбор оптимального по объему содержания и выделение в нем главного, существенного. 6. Опора на известное (актуализация прежних знаний), связь нового материала с ранее изученным. 7. Установление внутрипредметных и межпредметных связей. 8. Сочетание абстрактного и конкретного в содержании. 9. Разнообразие средств передачи содержания. 10. Ориентация содержания на формирование системы знаний, умений, навыков. II. Организация и осуществление обучающей деятельности педагога: 1. Владение всеми видами обучающей деятельности и их сочетание. 2. Ориентация обучающей деятельности педагога на организацию познавательной деятельности обучаемых. 3. Проявление конструктивных, гностических, организационных и коммуникативных умений. 4. Педагогическая техника (речь, жесты, установление контакта с аудиторией, форма и структура предъявления информации, техника применения средств обучения, умение рассредоточить внимание на всю аудиторию, внимание к отвечающему, умение выслушать и т. д.). 5. Научная организация педагогического труда. 6. Выбор оптимальных форм, методов, средств обучения и характера руководства учебной работой обучающихся на каждом этапе учебного занятия. 7. Педагогический такт. Умение владеть собой, своим настроением. 8. Умение осуществлять перестройку своей деятельности. Импровизация. 9. Творческое отношение к деятельности. Творческое использование опыта преподавателей. Собственные педагогические находки. 10. Использование в педагогической деятельности личностных качеств и возможностей. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. III. Организация учебной деятельности обучаемых: 1. Четкая формулировка цели, постановка задач и доведение их до обучаемых. 2. Построение обучения как системы организации учебной деятельности обучаемых на разных этапах учебного занятия. Выбор наиболее рациональных видов деятельности обучаемых по овладению учебным материалом. 3. Выбор методов учения в соответствии с поставленными задачами, содержанием и возможностями обучаемых. 4. Система организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности, формирование познавательной самостоятельности. 5. Учет индивидуальных особенностей и возможностей обучаемых. Индивидуализация и дифференциация в организации учебной деятельности. 6. Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм деятельности обучающихся. 7. Обучение приемам познавательной деятельности. Воспитание культуры труда обучающихся. 8. Разнообразие средств организации учебной деятельности. 9. Учет трудностей, встречающихся при усвоении содержания, и дидактическая подготовленность к их преодолению. 10. Оперативная корректировка учебной деятельности. IV. Педагогическое стимулирование и мотивация учебной деятельности обучаемых: 1. Использование возможностей педагогического воздействия на личность обучаемого компонентов учебного процесса (личности педагога, содержания образования, форм, методов, средств обучения). 2. Формирование мотивов учения. 3. Применение методов стимулирования учебной деятельности (педагогическое требование, поощрение, наказание, соревнование, общественное мнение). 4. Формирование познавательного интереса. 5. Сочетание контроля и самоконтроля в процессе обучения как стимулирующего воздействия. 6. Сочетание требовательности и уважения к личности обучаемого. Опора на положительные качества и особенности обучаемого. 7. Микроклимат. Взаимоотношения педагога с обучаемыми, стиль общения и руководства в процессе обучения. 8. Формирование долга и ответственности в учении. 9. Воспитание творческого отношения к учебному труду. 10. Профессиональная ориентация и формирование профессиональной направленности личности в обучении. V. Структурно-композиционное построение учебного занятия: 1. Выполнение основных функций педагогом в процессе обучения (комплексное решение задач образования, воспитания и развития). 8. Выбор наиболее целесообразной структуры учебного занятия в соответствии с решаемыми задачами и особенностями учебного материала. 3. Целенаправленная взаимосвязь и взаимодействие основных компонентов учебного процесса (педагог – обучаемые – содержание). 4. Выбор средств осуществления педагогической коммуникации (формы, методы, средства обучения, методы педагогического стимулирования и мотивации). Целесообразность их использования в соответствии с поставленной целью и содержанием учебного занятия. 5. Четкость, логичность перехода от этапа к этапу, соединение звеньев учебного процесса между собой. 6. Рациональное распределение времени между этапами учебного занятия. Выбор подходящего темпа обучения, устранение непроизводительных затрат времени. 7. Оперативная корректировка учебного занятия. 8. Повышение информативности обучения (увеличение объема знаний, усваиваемых за одно и то же время). 9. Создание оптимальных условий для обучения. 10. Подведение итогов учебного занятия и ориентация на осуществление самостоятельной работы. Диагностика педагогического творчества. Интерпретация и обоснование сущности понятия «педагогическое творчество» Что же такое педагогическое творчество? Однозначного определения сущности этого понятия в научных трудах мы не находим. С.Л. Рубинштейн характеризует творчество как «деятельность человека, созидающего новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью». Здесь основной критерий – продукт творчества, а деятельность, порождающая его, определяется как творческая. Но как тогда назвать ту деятельность, которая породила социально не признанный еще ее продукт? Если исходить из общего представления о творчестве, то с выделенными подходами к раскрытию сущности этого понятия не согласиться нельзя. Действительно, творчество является сложнейшим преобразованием в деятельности человека и нередко трудно поддается научному анализу. Педагогическое творчество рассматривается как деятельность, основанная на способностях, обеспечивающих успешность прогнозирования, реконструирования и коррекции продуктивной педагогической деятельности и ее результата. Нетрудно заметить, что в означенном обосновании сущности понятия творчества педагога отчетливо представлены все его компоненты: сплав интеллектуальных и побудительных умений, волевых усилий и эмоциональное состояние. В чем же заключается новизна творчества педагога? Рассмотрим это на примере решения ситуативных, тактических и стратегических задач. Уже в процессе решения ситуативных педагогических задач творческий педагог привносит новые элементы, приемы во взаимодействие с обучаемыми. Он постоянно, в зависимости от прогнозируемой и непредвиденной ситуации, комбинирует, отбирает, реконструирует способы и формы воздействия, содержание информации. Решая же тактические педагогические задачи, инновационные изменения привносятся и в методику преподавания, и в систему взаимодействия с обучаемыми в целом. Пусть эти методики, инновационные усовершенствования подсмотрены у коллег, взяты из психолого-педагогической литературы, но они новы в деятельности того или иного педагога. И в этом уже его творчество. В условиях решения стратегических педагогических задач, когда целью деятельности выступает формирование целостной творческой личности, в полную силу проявляется творчество педагога в создании образа результата, в отборе, комбинировании, коррекции и реконструировании процесса, приводящего к этому результату. Что же движет творчеством педагога или что является мотивом его деятельности? Исследованиями доказано, что главным мотивом продуктивной педагогической деятельности (в том числе и творчества) выступает неудовлетворенность личности получаемым результатом в соотнесенности как с потенциальными возможностями учащихся, так и с собственными возможностями и морально-психологическими установками. Основой творческого процесса является воображение. В деятельности педагога-творца воображение опирается на идеи психолого-педагогической науки и практики, собственный опыт. Приведите пример творческого подхода педагога к деятельности. Характеристика основных структурных компонентов педагогического творчества Творческий педагог – думающий, постоянно позитивно мыслящий человек. Но, как известно, «пустая» голова не мыслит. Поэтому первым и необходимым условием творчества выступает широта кругозора творца. В нашем случае это огромный запас идей и свободная в них ориентация. А для этого надо знать достижения в первую очередь современной психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта. Согласны ли вы с утверждением выше. Почему? Структурным компонентом творчества является неординарность и мобильность мышления педагога в сочетании с тонкостью наблюдения. Известно, что многие великие открытия совершались благодаря дивергентности мышления творца. Он в своем творении шел от алогичного, от парадоксального, от абсурдного. Тонкость наблюдения непременно предполагает концентрацию внимания, тренировки и избирательное запоминание существенного, главного. Умение выделять главное, видеть в науке и опыте инновационные идеи обеспечивает успех в самотворчестве педагога, делает его мудрым и более совершенным интеллектуально, эмоционально, чувственно, духовно. Осмысливая различные подходы к содержанию педагогического творчества, а также исходя из рассмотренных структурных компонентов, можно выделить основные признаки творчества педагога. К ним относим следующие: – владение приемами научного анализа и синтеза; – умение внедрять науку в практику; – видение основополагающих идей внедрения; – способность разрабатывать научно-практические методики (инструментарий) внедрения; – способность видеть в опыте других педагогов идеи, руководствуясь которыми они успешно продвигаются к вершинам профессионализма; – умение использовать опыт других педагогов применительно к условиям собственной деятельности; – способность прогнозировать и экстраполировать продуктивную педагогическую деятельность, создавать педагогические инновации, технологии; – прогнозирование оптимальных в деятельности результатов средствами прозорливого движения в «неизвестное» («скачок в неизвестное»); – умение корректировать, реконструировать собственную деятельность в связи с изменяющимися социальными и региональными условиями; – способность создавать в своем сознании оптимистический образ результата и достигать максимально адекватный ему на практике; – проявление гибкости в педагогическом труде: умение принимать оптимальные решения в конкретных ситуациях; – выход за пределы образовавшейся системы знаний (рассмотрение явления с новых сторон, умение восстановить связи между явлениями, умение видеть общие признаки между отдельными фактами и т. д.); – умение сопротивляться педагогическому консерватизму, преодолевать неоправданные или вредные стереотипы в образовании; – умение переносить знания в различные педагогические ситуации и условия; – способность развивать в ученике стремление к инновационной продуктивности в деятельности. Исходя из этого, объективная точка зрения о творчестве непременно обусловливается научной новизной или открытием в деятельности либо в исследовании, изобретением или рационализацией процессов, оптимальностью решения педагогических задач. Иными словами, содержание творчества (его объем или масштаб) может быть различным, но социальная ценность в нем и новизна обязательны. Поскольку субъективная точка зрения о творчестве определяется самим процессом, то новизна здесь может и не присутствовать: качественные показатели получены на основе уже имеющихся педагогических открытий. Однако при этом следует учитывать и тот факт, что творчески работающий педагог мог прийти к результату собственным путем, не зная о том или ином известном открытии до него. В таком случае он, безусловно, характеризуется как творческая личность. Степень проявления творчества, его «наращивание» в деятельности измеряется в условиях продвижения педагога (или образовательной системы) к высшим уровням профессионализма. Проявление педагогического творчества на различных уровнях педагогической деятельности Уровни педагогической деятельности в значительной мере обусловливаются уровнями подготовленности педагога. Известно, что педагогическое творчество на различных уровнях педагогической деятельности проявляется по-разному. Однако оно непременно обусловливается целями и способами решения бесчисленного ряда педагогических задач. Умение формулировать цели и находить оптимальные способы решения педагогических задач мы избрали в качестве основания (или критериев и признаков) для определения уровней педагогической деятельности в соотнесенности с уровнями педагогического творчества. Почему? Во-первых, потому, что выбор критериев или основания – главный вопрос и непременное условие сравнительной оценки альтернатив. А во-вторых, потому, что цели любой деятельности всегда прогнозируются на достижение определенного в ней результата. В педагогической деятельности, повторяем, это приближение учащихся к самообразованию и самосовершенствованию. В свою очередь, качественные показатели в деятельности достигаются способами решения определенного ряда педагогических задач. При таком подходе уровни творчества в соотнесенности с уровнями деятельности характеризуются по-разному. Например, творчество педагога на уроке Ю.К. Бабанский сводит к четырем уровням. Первый уровень творчества, по Ю.К. Бабанскому, определяется как элементарное взаимодействие педагога с классом. Однако при этом учитель уже использует обратную связь и, действуя «по методичке» или опыту других, корректирует свою работу на пути к результату. Второй уровень Юрий Константинович обусловливает оптимизацией деятельности на уроке, начиная с его планирования: творчество проявляется в выборе целесообразного сочетания уже известного учителю содержания, методов и форм обучения учащихся с целью подготовки последних к самостоятельному анализу продуктов деятельности. Третий уровень он определяет как эвристический: педагог умелой постановкой вопроса использует творческие возможности обучаемых. Они же на основе собственных наблюдений, знаний и жизненного опыта осмысливают генетическое обоснование новых понятий. Четвертый уровень характеризуется как самый высокий: преподаватель проявляет полную самостоятельность в выборе приемов взаимодействия с обучаемыми: педагог работает с ними в такой мере, в какой они способны проявлять творческую самостоятельность соответственно конкретному уровню их обученности и воспитанности. Профессионализм преподавателя включает, во-первых, его умение измерять результаты своего труда и обосновывать процесс, влияющий на достижение качественных показателей в деятельности. А во-вторых, профессионализм педагога является концентрированным показателем различных уровней творчества, обеспечивающим ему успех в деле. В основу выделения уровней профессионализма педагогов положены умения анализировать, исследовать деятельность и ее результаты. Эти умения формируются в деятельности на базе повышения научно-теоретической и психолого-педагогической подготовки преподавателя. Вопросы: 1) Почему один и тот же метод в деятельности разных педагогов может приводить к разным результатам? 2) Дайте определения следующим понятиям: «рефлексия», «идентификация», «эмпатия», «децентрация». 3) В педагогических способностях выделяются два уровня: какие? 4) Что такое «умение» и «навыки», в чём различие? 5) Понятие «преподавание» – это… Понятие «обучающая деятельность педагога» относится к… 6) «Педагогическое мастерство» - в чём сущность понятия? 7) Творческий подход педагога к деятельности. Приведите пример.
«Особенности профессионального мастерства преподавателя психологии. Критерии эффективности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot