Особенности построения секторальных счетов внутренней экономики
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1
Дополнительный материал к лекции 5
Особенности построения секторальных счетов внутренней экономики
Содержание
1. Особенности исчисления счетов сектора «Домашние хозяйства»....................................1
2. Особенности исчисления сектора «Нефинансовые предприятия» ..................................7
3. Особенности исчисления сектора «Органы государственного управления»................10
4. Особенности исчисления счетов сектора «Финансовые учреждения» ..........................13
5. Особенности исчисления счетов сектора «Некоммерческие организации,
обслуживающие домашние хозяйства» .................................................................................16
1. Особенности исчисления счетов сектора «Домашние хозяйства»
Существует ряд методологических особенностей построения счетов для секторов экономики. Следует отметить, что большинство отличий связано со спецификой расчета показателей СНС для институциональных единиц, объединенных в сектор.
Выделение в СНС сектора «Домашние хозяйства» дает возможность определить его
вклад в создание и использование ВВП, его участие в образовании, распределении и использовании доходов, расширяет возможности анализа уровня жизни населения.
По последней версии СНС ООН 1993 г. рекомендуется составлять для сектора «Домашние хозяйства» весь набор счетов СНС – от счета производства до счетов накопления и
балансов активов и пассивов.
В условиях России для этого сектора предусмотрена разработка пока только шести
основных счетов. Это счет производства, счет образования доходов, счет вторичного
распределения доходов, счет использования располагаемого дохода, счет операций с капиталом и финансовый счет (последний пока не разрабатывается полностью в свя зи с
особой сложностью учета изменений финансовых активов и пассивов у домашних хозяйств). Кроме того, для этого сектора разрабатываются и две сводные таблицы, отражающие доходы и расходы домашних хозяйств в абсолютных и в относительных единицах.
Счет производства дает представление о степени участия сектора «Домашние хозяйства» в процессе создания материальных благ и услуг.
Счет производства охватывает следующие показатели.
Использование
Ресурсы
2. Промежуточное потребление
1. Валовой выпуск товаров и услуг, в том
числе:
3. Валовая добавленная стоимость
1.1. Рыночная продукция
п. 3 = п. 1 – п. 2
1.2. Продукция, производимая для собственного конечного потребления
∑ 4 = п. 2 + п. 3
∑ 2 = п. 1
Поскольку фактически домашние хозяйства занимаются не только легальной
и законной, но и нелегальной, и даже незаконной производственной деятельностью,
то возникает проблема учета ее результатов.
Объем валового выпуска товаров и услуг домашними хозяйствами состоит из:
─
производства товаров и услуг для продажи или для обмена на рынке;
─
производства товаров и услуг для собственного конечного потребления или
накопления основного капитала.
Производителями товаров и услуг являются:
─
население на своих подсобных сельскохозяйственных участках;
─
члены кооперативов;
─
индивидуальные фермерские хозяйства;
─
мелкое кустарно-ремесленное производство;
─
частные предприятия без независимого юридического статуса.
2
В объем производства не входят домашние и личные услуги, создаваемые членами домашнего хозяйства для собственного конечного потребления, поскольку их производство является полностью автономным и оказывает небольшое влияние на остальную экономику.
К ним относятся:
─
уборка, украшение и техническое обслуживание жилья, занятого домашним
хозяйством, включая мелкий ремонт;
─
приготовление и подача пищи;
─
уход за детьми, воспитание и самообучение;
─
уход за больными, инвалидами и престарелыми;
─
транспортировка членов домашних хозяйств или их вещей;
─
деятельность населения типа «сделай сам»;
─
ремонт и техническое обслуживание потребительских товаров длительного
пользования, выполненных членами домашних хозяйств.
Методологией СНС четко выделяются те виды продукции, которые предназначены для собственного потребления домашними хозяйствами.
К ним относятся:
─
производство сельскохозяйственной продукции и ее последующее хранение;
─
производство таких первичных продуктов, как добыча соли, заготовка торфа, водоснабжение и др.;
─
переработка сельскохозяйственных продуктов; производство муки; производство и
консервирование мясных и рыбных продуктов; производство молочных продуктов
(сыр и масло), а также пива, вина, спирта и т. д.;
─
ткачество, пошив одежды, производство обуви, гончарное производство, производство домашней утвари и др.
Продукцией для собственного потребления считается и стоимость строительства
собственных жилищ или других строений, а также улучшение уже существующих.
В объеме услуг, производимых для собственного конечного использования, учитываются два вида, включаемых в счете производства в общий выпуск товаров и услуг: услуги по
проживанию в собственном жилище и домашние услуги, производимые наемными работниками.
Стоимость жилищных услуг, производимых хозяином-жильцом, оценивается приближенно в размере затрат на обеспечение проживания в жилище. Стоимость домашних
услуг наемных работников считается равной оплате их труда, включая и все виды компенсаций в натуральной форме.
Промежуточное потребление сектора домашних хозяйств рассчитывается как по
отраслям материального производства, так и по отраслям сферы услуг.
К промежуточному потреблению домашних хозяйств относятся:
₋ покупки товаров (инструментов, инвентаря, семян, строительных материалов и т. д.) и
другие расходы на производственные цели;
₋ оплата ветеринарных услуг, связанных с обслуживанием домашнего скота, услуг по
страхованию скота и хозяйственных построек;
₋ плата за аренду хозяйственных помещений, машин, оборудования, инвентаря, используемых в производственных целях;
₋ расходы владельцев домов и квартир на текущий ремонт, на установку систем сигнализации.
Балансирующей статьей счета производства сектора домашних хозяйств является добавленная стоимость (на валовой или чистой основе).
В счете образования доходов сектор «Домашние хозяйства» рассматривается с позиции производителей, чья деятельность образует первичные доходы, поэтому этот счет
имеет прямую связь со счетом производства. Общие принципы разработки этого счета, его
схема едины для всех секторов.
3
Счет образования доходов
Использование
Ресурсы
3. Оплата труда наемных работников
1. Валовая добавленная стоимость (ВДС)
4. Другие налоги на производство и импорт (+)
5. Другие субсидии на производство и импорт (–)
6. Валовая прибыль (валовой смешанный доход)
п. 6 = п. 2 – п. 3 – п. 4 + п. 5
Всего п. 7 = п. 3 + п. 4 – п. 5 + п. 6
Всего п. 2 = п. 1
В ресурсах счета записывается валовая добавленная стоимость, которая переносится со счета
производства.
В использовании по данному счету отражаются расходы из добавленной стоимости:
─
оплата труда, выплачиваемая некорпоративными предприятиями;
─
другие налоги на производство.
Если владелец или члены одного и того же домашнего хозяйства производят неоплачиваемые
трудовые затраты, которые трудно разделить на зарплату и прибыль владельца предприятия, то вместо понятия оплаты труда используется категория «смешанный доход».
Смешанный доход определяется как добавленная стоимость минус оплата труда наемных работников и минус другие налоги на производство плюс получаемые субсидии.
Совокупный доход домашних хозяйств формируется преимущественно из доходов от их производственной деятельности на предприятиях разных форм собственности, включая совместительство и самозанятость, и состоит из доходов в денежной и натуральной формах.
Схема совокупного дохода домашних хозяйств имеет следующий вид.
Совокупный доход домашних хозяйств
Первичные доходы
Вторичные доходы
от производственной деяот собственности на активы
текущие трансферты
тельности
По найму
Финансовые
Пенсии
От самозанятости
Произведенные
Стипендии
Оплата труда (деньгами и
Непроизведенные
Пособия
натурой)
Страховые возмещения
Смешанный доход
Материальная помощь
От личного подсобного хо Гуманитарная помощь
зяйства (деньгами и натурой)
Доход от наследства
Пособия переселения
Исключение из суммы совокупного дохода налоговых выплат и других обязательных
платежей образует располагаемый совокупный доход.
Другие налоги на производство в этом секторе включают:
─ сбор за право торговли (определяется по расчетам показателей баланса денежных
доходов и расходов населения);
─ сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (распределяется пропорционально отраслевой структуре их выпуска);
─ земельный налог;
─ сборы автоинспекции.
В счете распределения первичных доходов сектор «Домашние хозяйства» рассматривается
не как производитель, создающий первичные доходы, а как получатель данных доходов в результате участия в процессе производства. Схема данного счета имеет следующий вид.
Использование
5. Доходы от собственности выплаченные
B том числе:
─ проценты, рента
─ доходы от земли и нематериальных активов
6. Сальдо первичных доходов
п. 6 = п. 4 – п. 5
Всего п. 7 = п. 5 + п. 6
Ресурсы
1. Валовой смешанный доход
2. Оплата труда
В том числе:
заработная плата
отчисления нанимателей на социальное страхование
3. Доходы от собственности полученные
В том числе:
проценты, рента
дивиденды
изъятия из предпринимательского дохода
доход от земли и нематериальных активов
доход владельцев страховых полисов и др.
Всего п.4. = п. 1 + п. 2 + п. 3
4
Первичные доходы домашних хозяйств – это их доходы от участия в процессе производственной деятельности, от владения активами, которые могут быть использованы в
производственных целях.
Ресурсы счета распределения первичных доходов сектора «Домашние хозяйства имеют некоторую специфику. Если в счете образования доходов в «Использовании» отражается только оплата труда наемных работников, занятых в некорпоративных предприятиях сектора «Домашние хозяйства», то в ресурсной части счета распределения первичных доходов сектора «Домашние хозяйства» отражается весь объем
оплаты труда, полученной наемными работниками, занятыми во всех секторах экономики. Таким образом, сектор «Домашние хозяйства» – это единственный сектор
экономики, который является получателем оплаты труда.
Балансирующей статьей счета является сальдо первичных доходов, которое определяется путем вычета из ресурсов объема доходов от собственности, выплаченных
сектором домашних хозяйств.
Счет вторичного распределения доходов показывает, как сальдо первичных доходов сектора «Домашние хозяйства» трансформируется в его располагаемый доход в
результате получения и передачи текущих трансфертов.
Схема счета (в агрегированном виде) имеет следующий вид.
Использование
Ресурсы
4. Текущие трансферты переданные
4.1. Текущие налоги на доходы и имущество
4.2. Взносы по страхованию от
несчастных случаев
4.3. Отчисления на социальное страхование
4.4. Пособие по социальному обеспечению
4.5. Текущие трансферты частным некоммерческим организациям
4.6. Частные международные трансферты
4.7. Прочие текущие трансферты
1. Сальдо первичных доходов
2. Текущие трансферты полученные
В том числе:
2.1. Возмещение по страхованию от
несчастных случаев
2.2. Социальные пособия (кроме социальных трансфертов в натуре)
2.3. Частные международные трансферты
2.4. Прочие текущие трансферты
5. Валовой располагаемый доход
п. 5 = п. 3 – п. 4
Всего п. 6 = п. 4 + п. 5
Всего п. 3 = п. 1 + п. 2
Ресурсный раздел счета состоит из следующих показателей:
Сальдо первичных доходов переносится из счета распределения первичных доходов.
Возмещения по страхованию от несчастных случаев представляют собой суммы,
которые страховые организации должны уплатить населению в результате наступлений
страхового случая.
Пособия по социальному страхованию включают все текущие трансферты, поступающие домашним хозяйствам (в денежной и натуральной форме) через посредничество
третьей стороны. Основанием для получения пособий служат инвалидность, старость,
производственная травма и т. п. Социальные пособия включают пенсии и пособия, получаемые населением из госбюджета, государственных внебюджетных фондов, частных
фондов социального страхования, от профсоюзов, других общественных организаций и
благотворительных фондов.
Частные международные трансферты включают трансферты между домашними хозяйствами, расположенными на территории страны, и нерезидентами (например, денежные переводы эмигрантов или рабочих, постоянно проживающих за границей).
5
Прочие текущие трансферты – это такие операции, которые не могут быть отнесены ни к
какой другой статье по счету распределения доходов (например, выигрыши по займам и лотереям, подарки, благотворительность и т. д.).
Важнейшими показателями использования счета вторичного распределения доходов служат текущие налоги на доходы и имущество, которые представляют собой налоги, регулярно выплачиваемые домашними хозяйствами, в связи с получением прибыли, зарплаты и других доходов, владением имуществом, использованием товаров и т. д. Все эти налоги в счете распределения
доходов показываются как полученные сектором общего государственного управления от сектора домашних хозяйств.
Взносы по страхованию от несчастных случаев состоят из платежей, страхующихся по таким рискам, как пожар, наводнение, авария и т. д.
Они представляют собой обязательные и добровольные платежи, производимые домашними хозяйствами по имущественному, личному и другому страхованию. Показываются в счете
как текущие трансферты от сектора домашних хозяйств сектору финансовых учреждений.
Пособия по социальному обеспечению представляют собой расходы нанимателя в лице домашнего хозяйства в пользу наемных работников. Критерием определения пособий по социальному обеспечению являются два основных принципа: имеется посредничество третьей стороны и
лицо, получающее пособие, не несет эквивалентного расхода. Пособия по социальному обеспечению имеют форму пенсий, единовременных пособий, денежных возмещений за покупки товаров и
услуг и т. д.
Текущие трансферты частным некоммерческим организациям состоят из добровольных
взносов (кроме наследств и пожертвований), членских взносов и финансовой помощи, которые
эти учреждения получают от домашних хозяйств. К ним относятся регулярные взносы, уплачиваемые домашними хозяйствами профессиональным союзам, политическим, спортивным и другим
организациям.
Прочие текущие трансферты включают: добровольные взносы и пожертвования; текущие
трансферты между домашними хозяйствами; штрафы и пени; сборы от населения в госбюджет.
Балансирующей статьей счета вторичного распределения доходов для сектора «Домашние
хозяйства» является располагаемый доход.
В счете использования располагаемого дохода сектора «Домашние хозяйства» отражаются
расходы домашних хозяйств на покупку потребительских товаров и услуг из собственного бюджета,
а в счете использования скорректированного дохода показывается фактическое конечное потребление домашними хозяйствами товаров и услуг независимо от источников финансирования.
Связь между показателями расходов на конечное потребление и фактическое конечное потребление сектора «Домашние хозяйства» осуществляется через показатель социальных трансфертов
в натуральной форме, который отражается в счете перераспределения доходов в натуральной форме
данного сектора.
Схема счета (в агрегированном виде) имеет следующий вид.
Счет использования располагаемого дохода
Использование
Ресурсы
4. Расходы на конечное потребление
1. Валовой располагаемый доход
2. Прирост пенсионных фондов
5. Валовое сбережение п. 5 = п. 3 – п. 4
Всего п. 6 = п. 4 + п. 5
Всего п. 3 = п. 1 + п. 2
В ресурсной части счета необходимо учесть не только располагаемый доход, но и
прирост пенсионных фондов, который не учтен в предыдущем счете. Данный показатель
необходимо учесть, чтобы обеспечить сбалансированность потоков.
Прирост пенсионных фондов определяется на основе данных годовых отчетов о деятельности пенсионных и страховых фондов.
На основе показателей счета конечного использования определяется важнейший
народно-хозяйственный показатель – фактическое конечное потребление домашних хозяйств, которое состоит из потребительских товаров и услуг, приобретаемых домашними
хозяйствами за счет их расходов или через социальные трансферты в натуральной форме,
получаемые от общего государственного управления или НКО.
Расходы домашних хозяйств на конечное потребление состоят из расходов на приобретение материальных благ и услуг для непосредственного удовлетворения потребностей
населения. Эти расходы осуществляются за счет индивидуального бюджета и состоят из расходов на:
6
покупки потребительских товаров (кроме домов и квартир) в государственной, кооперативной торговле, у кооперативов;
─
покупки потребительских товаров на рынке;
─
покупки потребительских услуг;
─
потребление продуктов, произведенных домашними хозяйствами для конечного потребления;
─
потребление продуктов и услуг, полученных домашними хозяйствами в натуральной
форме в качестве оплаты труда.
Покупки домашними хозяйствами драгоценных металлов, камней, произведений искусств не включаются в расходы на конечное потребление, а показываются в составе валового накопления основного капитала.
Показатель валового (чистого) сбережения счета использования располагаемого
дохода – важный показатель уровня жизни.
Счет перераспределения доходов в натуре отражает потребление домашними хозяйствами социальных трансфертов в натуре, оказываемых бесплатно или по льготным ценам.
Счет предназначен для того, чтобы показать реальную фактическую величину конечного потребления домашних хозяйств, а не только их индивидуальные расходы на эти цели. Схема
этого счета представлена ниже.
─
Использование
4. Скорректированный располагаемый доход
п. 4 = п. 3 – п. 4
Всего п. 5 = п. 4
Ресурсы
1. Валовой располагаемый доход
2. Социальные трансферты в натуре (сальдо)
Всего п. 3 = п. 1 + п. 2
Счет использования скорректированного располагаемого дохода показывает реальную величину конечного потребления домашних хозяйств, формирующегося как за счет индивидуального бюджета домашних хозяйств, так и за счет потребления товаров. В этом счете
новый балансирующий показатель – скорректированный располагаемый доход, который
учитывает стоимость социальных трансфертов в натуре, получаемых домашними хозяйствами.
Схему этого счета имеет следующий вид.
Использование
4. Расходы на конечное потребление
5. Валовое сбережение
п. 5 = п. 3 – п. 4
Всего п. 6 = п. 4 + п. 5
Ресурсы
1. Скорректированный располагаемый доход
2. Прирост пенсионных фондов
Всего п. 3 = п. 1 + п. 2
Кроме представленных выше текущих счетов, для сектора домашних хозяйств
необходимо составлять и счета накопления.
Схема счета операций с капиталом сектора «Домашние хозяйства» и содержание показателей счета не отличаются от соответствующих схем и счетов других секторов.
В настоящее время Госкомстат России составляет не финансовый счет для сектора
«Домашние хозяйства» в его классической форме, а сводную таблицу, отражающую изменения финансовых активов и обязательств: прирост наличных денег в национальной и иностранной валюте; изменение средств на счетах в банках; прирост задолженности по заработной плате и пенсии; прирост стоимости ценных бумаг и изменение страховых технических
резервов.
Балансирующая статья этой таблицы сильно отличается от балансирующей статьи счета операций с капиталом сектора «Домашние хозяйства». Остальные счета накопления сектора домашних хозяйств пока не составляются Госкомстатом России. Речь идет главным образом о счете других изменений в объеме активов, в котором необходимо отражать стоимость
активов домашних хозяйств, разрушаемых ежегодно вследствие катастрофических бедствий,
имеющих место в отчетном периоде, и в восстановлении которых участвует государство.
7
2. Особенности исчисления сектора «Нефинансовые предприятия»
Основной функцией сектора «Нефинансовые предприятия» всех указанных выше категорий нефинансовых предприятий – рыночное производство товаров и нефинансовые
услуги с целью получения прибыли или иной финансовой выгоды для владельцев.
Следует отметить, что только в этом секторе образуется основная масса налогов на
производство, используются все виды цен для расчета выпуска товаров и услуг в стоимостном выражении в разных модификациях.
Для сектора «Нефинансовые предприятия» составляется полный стандартный набор
счетов СНС: от счета производства до счета накопления, отражающий различные по характеру экономические потоки и операции.
Счет производства сектора «Нефинансовые предприятия»
Использование
Ресурсы
3. Промежуточное потребление
4. Валовая добавленная стоимость п. 3 = п. 2– п. 3
5. Потребление основного капитала
6. Чистая добавленная стоимость
п. 6 = 4 – 5
Всего п. 7 = п. 3 + п. 4
1. Выпуск товаров и услуг в основных ценах
1.1. Рыночная продукция
1.2. Нерыночная продукция
Всего п. 2 = п. 1
В ресурсном разделе счета записывается размер выпуска (производства) товаров и
услуг, в котором могут быть выделены рыночный и нерыночный выпуски.
Рыночный выпуск товаров и услуг оценивается в основных рыночных ценах, действовавших в период, к которому относится производство продукции.
Товары и услуги, произведенные для собственного конечного использования, оцениваются по основным ценам на аналогичные рыночные товары и услуги.
В этом секторе состав промежуточного потребления очень разнообразный и специфический для каждой отрасли производства.
При расчете промежуточного потребления сектора необходимо учитывать, что часть
приобретенных предприятиями товаров и услуг может быть использована для удовлетворения потребности работников данных предприятий или с целью образования основного капитала. Таким образом, необходимо проводить разграничение между промежуточным потреблением и другими видами расходов, что показано на рис 19.
Расходы, входящие промежуточное
потребление
Аренда капитальных товаров
Затраты на вспомогательные виды
деятельности
Поставки между заведениями
Платежи некоммерческим организациям, обслуживающим предприятия
Товары и услуги, используемые работниками для выполнения их работы
Инструменты
Расходы, не входящие в промежуточное потребление
Покупка капитальных товаров
Коллективное потребление
Поставки внутри заведений
Взносы в некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства
Приобретение ценностей
Товары и услуги, предоставляемые
работникам для удовлетворения их
нужд
Автомобили для личного пользования
Рис. 19. Расходы, включаемые и не включаемые в промежуточное
потребление по концепции СНС
8
В счете образования доходов сектора «Нефинансовые предприятия» показываются
первичные доходы, выплачиваемые производителями-резидентами участникам производства
из добавленной стоимости (кроме доходов от собственности), а не получаемые первичные
доходы. Часть первичных доходов выплачивается нерезидентам.
При этом:
─
плату за труд наемных работников получают домашние хозяйства;
─
другие налоги на производство и импорт – органы государственного управления;
─
прибыль – нефинансовые предприятия.
Данный счет составляется только для секторов (подсекторов), имеющих первичные
доходы от производства.
Схема счета образования доходов имеет следующий вид.
Счет образования доходов
Использование
Ресурсы
3. Оплата труда
1. Валовая добавленная
В том числе
стоимость
3.1 Заработная плата
3.2 Фактические отчисления работодателей на социальное
страхование
3.3 Условно исчисленные отчисления работодателей на
социальное страхование
4. Другие налоги на производство и импорт (+)
5. Субсидии на производство и импорт (-)
6. Валовая прибыль и валовой смешанный доход
п. 6 = п. 2 – п. 3 – п. 4 + п. 5
Всего п. 7 = п. 3 + п. 4 – п. 5 + п. 6
Всего п. 2 = п. 1
Балансирующей статьей счета образования доходов является прибыль, полученная от
производства без учета доходов от собственности.
Счет распределения первичных доходов содержит данные о первичных доходах,
полученных нефинансовыми предприятиями-резидента-ми в результате прямого и косвенного участия в процессе производства (экономическая прибыль и доходы от собственности), а
также о переданных доходах от собственности.
Специфика счета распределения первичных доходов сектора нефинансовых предприятий состоит в том, что в нем не отражаются выплаченные налоги на производство и
оплату труда наемных работников.
Схема счета первичного распределения доходов имеет следующий вид.
Счет первичного распределения доходов
Использование
Ресурсы
4. Доходы от собственности уплаченные
1. Валовая прибыль
4.1. Проценты
2. Доходы от собственности полученные
4.2. Распределенный доход корпораций
В том числе:
4.2.1. Дивиденды
2.1. Проценты
4.2.2. Изъятия из дохода квазикорпо2.2. Распределенный доход корпораций
раций
2.2.1. Дивиденды
4.3. Реинвестированные доходы от пря2.2.2. Изъятия из дохода квазикорпораций
мых иностранных инвестиций
2.3. Реинвестированные доходы от прямых иностранных
4.4. Рента
инвестиций
5. Сальдо первичных доходов
2.4. Доходы от собственности, вмененные держателям
п. 5 = п. 3 – п. 4
страховых полисов
2.5. Рента
Всего п. 6 = п. 4 + п. 5
Всего п. 3 = п. 1 + п. 2
9
Счет вторичного распределения доходов показывает, как сальдо первичных доходов сектора трансформируется в его располагаемый доход посредством выплаты и получения текущих трансфертов (исключая социальные трансферты в натуре). Схема этого счета
имеет следующий вид.
Счет вторичного распределения доходов
Использование
Ресурсы
5. Текущие трансферты переданные
1. Сальдо первичных доходов
5.1. Текущие налоги на доходы и иму2. Текущие трансферты полученные
щество
2.1. Отчисления на социальное стра5.1.1. Налог на прибыль
хование
5.1.2. Налог с доходов по ценным бу2.1.1. Взносы наемных работников в
магам
условные фонды социального
5.1.3. Налог на доходы видеосалонов
страхования
5.1.4. Налог на доходы казино и дру2.1.2. Условно исчисленные отчисгого игорного бизнеса
ления на социальное страхова5.1.5. Единый налог на совокупный
ние
или вмененный доход
2.1.3. Страховые возмещения
5.2. Отчисления на социальное страхо(кроме страхования жизни)
вание и социальные пособия
5.2.1. Надбавки к пенсиям
3. Другие текущие трансферты
5.2.2. Оплата обучения работников
в учебных заведениях
5.2.3. Стипендии работникам, направленным на обучение
5.2.4. Оплата учебных отпусков работников
5.3 Другие текущие трансферты
5.3.1. Чистые страховые премии
5.3.2. Текущие трансферты НКО
5.3.3. Штрафы и пени
5.3.4. Компенсация работникам морального вреда и т. д.
6. Располагаемый доход
п. 6 = п. 4 – п. 5
Всего п. 7 = п. 5 + п. 6
Всего п. 4 = п. 1 + п. 2 + п. 3
Счета использования доходов
Сектор нефинансовых предприятий не участвует в операциях по конечному потреблению
ВВП. Поэтому в счете использования доходов по сектору нефинансовых предприятий показатели
конечного потребления отсутствуют Приобретенные им товары и услуги (например, электроэнергия, уголь, продовольственные товары, услуги транспорта и др.) он использует на промежуточное
потребление или на оплату труда наемных работников в натуральной форме.
Таким образом, весь располагаемый доход сектора нефинансовых предприятий идет на
накопление или погашение долгов, т. е. на уменьшение пассивов.
Схема счета использования располагаемого дохода сектора имеет следующий вид.
Счет использования располагаемого дохода
Использование
Ресурсы
3. Конечное потребление
1. Располагаемый доход
4. Сбережение п. 4 = п. 2 – п. 3
Всего п. 5 = п. 4
Всего п. 2 = п. 1
10
Для сектора нефинансовых предприятий статья «Сбережение» – это балансирующая
статья. Она представляет собой ту часть располагаемого дохода сектора, которая не израсходована на конечное потребление товаров и услуг. Но так как данный сектор не производит
расходы на конечное потребление, то его сбережения равны его располагаемому доходу.
Кроме представленных выше текущих счетов для сектора домашних хозяйств необходимо составлять и счета накопления.
Схема счета операций с капиталом сектора «Нефинансовые предприятия» и содержание показателей счета не отличаются от соответствующих схем и счетов других секторов.
В финансовом счете отражаются финансовые взаимосвязи между секторами, складывающиеся в результате накопления денежного капитала.
Схема и содержание финансового счета этого сектора отличаются от схемы этого счета по экономике в целом тем, что в нем нет статьи «Монетарное золото и СДР».
Финансовый счет имеет важное значение для любого из секторов, но для сектора нефинансовых предприятий он особенно важен, потому что именно нефинансовые предприятия концентрируют большую часть финансовых активов.
3. Особенности исчисления сектора «Органы государственного
управления»
Для данного сектора составляется полный стандартный набор счетов СНС: от счета
производства до счета накопления.
В условиях России в схеме счета производства сектора «Органы государственного
управления» отражаются выпуск, промежуточное потребление и добавленная стоимость не
только по сектору в целом, но и отраслям, входящим в данный сектор. Таким образом, схема
счета производства сектора «Органы государственного управления» имеет следующий вид.
Счет производства
Использование
3. Промежуточное потребление
4. Валовая добавленная стоимость п. 4 =
п. 2 – п. 3
Всего п. 5 = п. 3 + п. 4
Ресурсы
1. Выпуск продукции
В том числе:
1.1. Выпуск рыночной продукции
1.1.1. Образование
1.1.2. Культура
1.1.3. Здравоохранение
1.1.4. Жилищное хозяйство
1.1.5. Управление (включая оборону)
1.1.6. Наука
1.1.7. Организации, обслуживающие сельское хозяйство
1.1.8. Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы
1.1.9. Транспорт
1.1.10. Связь
1.2. Выпуск нерыночной продукции
1.2.1. Операции с недвижимым имуществом
1.2.2. Жилищное хозяйство
1.2.3. Управление
1.2.4. Производство товаров
1.2.5. Строительство
1.2.6. Прочие отрасли по производству товаров
Всего п. 2 = п. 1
Услуги образования, здравоохранения и другие услуги, предоставляемые индивидуальным домашним хозяйствам, зачастую производятся и продаются на рыночной основе
наряду с существованием нерыночных услуг. При этом следует учитывать, что между рыночными и нерыночными услугами такого типа существуют значительные отличия по их ассортименту и качеству.
11
Нерыночный выпуск услуг, предоставляемых бесплатно или почти бесплатно, оценивается по затратам на их производство. Однако чистая прибыль по производству нерыночных услуг, оцененная по затратам, всегда равна нулю. Когда оценка производится по
основным ценам сравнимой продукции, как в случае с услугами по владению зданиями, принадлежащими государственным учреждениям или некоммерческим организациям, чистая прибыль присутствует даже для нерыночного производства.
Промежуточное потребление учреждений сектора государственных учреждений отличается от промежуточного потребления предприятий, производящих товары и производственные услуги.
В группу материальных затрат этого сектора включаются:
─ покупки продуктов питания, медикаментов и перевязочных материалов больницами
и другими медицинскими учреждениями для их пациентов, а также учебными заведениями для учащихся;
─ покупки инструментов, рабочей одежды, строительных материалов и других для
собственной хозяйственной деятельности;
─ расходы военных организаций на вооружение и средства их доставки, продукты питания и обмундирование;
─ канцелярские и хозяйственные расходы;
─ затраты на содержание научно-исследовательских лабораторий, бюро и др.
К нематериальным затратам сектора относятся:
─ арендные платежи за здания, сооружения, машины и оборудование;
─ плата за коммунальные, финансовые и юридические услуги;
─ за пожарную и сторожевую охрану и др.
─ расходы на командировки, включающие компенсацию работникам затрат на проезд
и гостиницы.
Величина промежуточного потребления государственных учреждений определяется на основе данных Министерства финансов РФ о расходах госбюджета на социально-культурные мероприятия, содержание органов государственной власти и
управления.
По методологии Госкомстата России счет образования доходов сектора органов
государственного управления составляется в разрезе отраслей экономики, входящих в данный сектор так же, как и счет производства.
Услуги, оказываемые отраслями
экономики
Ресурсы
Валовая добавленная стоимость
Использование
Оплата
Чистые налоги на
труда
производство и
импорт
ВСЕГО
Нерыночные услуги
Образование
Культура
Здравоохранение
Жилищное хозяйство
Управление (включая оборону)
Наука
Организации, обслуживающие
сельское хозяйство
Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая
службы
Транспорт
Связь
Рыночные услуги
Операции с недвижимым имуществом
Жилищное хозяйство
Управление
Производство товаров
Строительство
Прочие отрасли по производству товаров
Валовая
прибыль
12
Балансирующей статьей счета образования доходов является валовая прибыль:
эта статья для государственных учреждений не имеет особого значения.
Специфика счета распределения первичных доходов сектора «Органы государственного управления» состоит в том, что в нем, с одной стороны, не отражается статья
«Оплата труда наемных работников», а с другой – показан весь объем доходов от собственности, т. е. отражается объем доходов от собственности, полученной и переданной от
всех секторов внутренней экономики и «Остального мира».
В данном счете сектора отражаются все налоги от производства и импорта, т. е.
выплаченные из добавленной стоимости всех секторов экономики, а также другие налоги на производство, экспорт и импорт товаров и услуг.
В счете вторичного распределения доходов данного сектора в разделе ресурсов отражаются полученные налоги на доходы, богатство и т. п., в то время как в счетах остальных
секторов экономики в разделе использования счета отражаются выплаченные налоги на доходы и богатство.
Особенность данного счета состоит и в том, что в нем отражаются фактические отчисления на социальное страхование, которые формируют необходимые финансовые ресурсы для выплаты пенсий и других социальных пособий.
Специфическая особенность сектора «Органы государственного управления» состоит в том, что условно считается, что услуги, предоставляемые государственными организациями управления, потребляются ими самими и одновременно эти организации являются и производителями этих услуг.
Таким образом, валовой выпуск сектора «Органы государственного управления»
используется только на конечное потребление в самом секторе и в секторе «Домашние хозяйства».
Для сектора «Органы государственного управления» составляют два счета использования доходов: счет использования располагаемого дохода и счет использования скорректированного располагаемого дохода.
В счете использования располагаемого дохода отражаются расходы государственных
учреждений на конечное потребление, которые на основе Классификации функций органов
государственного управления (КФОГУ) делятся на две группы:
1) расходы на товары и услуги индивидуального характера, предоставленные домашним хозяйствам в качестве социальных трансфертов в натуральной форме;
2) расходы на коллективные услуги, предоставленные обществу в целом, образующие
фактическое конечное потребление сектора «Государственное управление».
Расходы государственных учреждений на индивидуальные товары и услуги (Р ИТУ)
рассчитываются по следующей схеме:
РИТУ = Выпуск товаров и услуг – Поступления от продажи товаров и
услуг + Расходы на приобретение товаров и услуг у рыночных производителей для передачи домашним хозяйствам + Возмещение расходов домашних хозяйств на приобретение товаров и услуг.
Расходы государственных учреждений на коллективные услуги (РКУ), представляемые обществу бесплатно, определяют по следующей схеме:
РКУ = Выпуск товаров и услуг – Поступления от продажи товаров и услуг.
Счет использования скорректированного располагаемого дохода показывает, как
скорректированный располагаемый доход нации распределяется между фактическим конечным потреблением и сбережением.
Счет использования скорректированного располагаемого дохода
Использование
Ресурсы
1. Скорректированный располагаемый до3. Фактическое конечное потребление
ход
4. Сбережение п. 3 = п. 1 – п. 2
Всего п. 5 = п. 3 + п. 4
Всего п. 2 = п. 1
13
Фактическое конечное потребление равно сумме их расходов на коллективные услуги, предоставленные обществу.
Значения показателя сбережения в счетах использования располагаемого дохода и использования скорректированного располагаемого дохода равны.
Счет операций с капиталом дает возможность показать, как формируются ресурсы
нефинансовых активов сектора и источники финансирования этих ресурсов. Эти операции
для сектора органов государственного управления являются аналогичными соответствующим операциям нефинансового сектора.
Однако счет операций с капиталом не отражает изменения объема нефинансовых активов, которые не являются результатом этих операций, они регистрируются в счете других
изменений в объеме активов.
Схема счета операций с капиталом сектора государственных учреждений не отличается от соответствующей схемы других секторов экономики.
Финансовый счет органов государственного управления составляется как для финансовых активов и пассивов данного сектора, так и для отражения финансовых операций резидентов страны с «Остальным миром».
Как для активов, так и для пассивов (обязательств) используется одна и та же классификация операций. Каждой статье актива в счетах соответствует определенная статья обязательств.
Специфика финансового счета сектора государственных учреждений состоит в том,
что в нем (как и в счете по экономике в целом) отражается позиция «Монетарное золото» и
СПЗ. Это объясняется тем, что только государство (ЦБ) является хранителем золотого запаса страны и СПЗ.
Для сектора органов государственного управления, как и для других секторов экономики, составляется счет прочих изменений в объеме активов и счет переоценки. Содержание и функции этих двух счетов приведены в разделе счетов сектора нефинансовых предприятий.
4. Особенности исчисления счетов сектора «Финансовые учреждения»
Специфическая особенность деятельности финансовых учреждений состоит в том, что
финансовые учреждения (посредники) берут на себя обязательства на финансовых рынках, одалживая средства. Исходя из этого оплата услуг, предоставляемых финансовыми посредниками их
клиентам, рассматривается не как конкретно полученные проценты, а как разница между полученными от клиентов процентами и фактическими выплатами процентов финансовыми посредниками. Это есть условная стоимость услуг, предоставляемых финансовыми посредниками.
Из всех счетов по сектору финансовых учреждений (точнее сказать, по отрасли «Финансы, кредитование и страхование») в России составляются только счета производства и образования доходов.
Счет производства отражает результаты производственной деятельности финансовых
учреждений.
Под производственной деятельностью в данном секторе понимаются:
─
финансовое посредничество (оказание финансовых посреднических услуг);
─
вспомогательная финансовая деятельность (вспомогательные финансовые услуги);
─
страховая деятельность, т. е. обеспечение финансовой защиты институциональных единиц
от определенных рисков или непредвиденных обстоятельств;
─
организация пенсионных фондов с целью обеспечения определенных групп наемных
работников доходами по их выходе на пенсию.
Счет производства сектора финансовых учреждений содержит показатели:
─
валовой выпуск;
─
промежуточное потребление;
─
валовую добавленную стоимость.
Методические подходы к расчету этих показателей по каждому из подсекторов имеют
свои особенности.
14
Валовой выпуск подсекторов включает:
─
косвенно измеряемые услуги финансового посредничества;
─
вспомогательные финансовые услуги;
─
услуги инвестиционных фондов.
Стоимость косвенно измеряемых услуг финансового посредничества (КИУФП) исчисляется как разница между процентами, полученными банками за предоставленные ими
кредиты и по другим инвестициям, минус проценты, выплаченные банками в качестве компенсации за взятые ими депозиты и по другим обязательствам перед клиентами. При этом
доход, полученный от инвестирования собственных средств, рассматривается как доход от
собственности, а не как результат финансового посредничества.
Разница в процентах, полученных и выплаченных за прошлые годы, не должна учитываться в валовом выпуске текущего года, так как каждая операция в СНС учитывается
тогда, когда она проводится, а не тогда, когда деньги поступили на счета.
Выпуск вспомогательных финансовых услуг (к которым относятся, например, ведение счетов клиентов, хранение ценностей в сейфах, обмен валюты) определяется в
размере их оплаты.
Выпуск услуг инвестиционных фондов определяется в размере текущих затрат,
включая потребление основного капитала, и распределяется между секторами потребителями пропорционально их участию в уставном капитале фондов.
Особенность центральных (национальных) банков состоит в том, что основной
источник их ресурсов не привлечение свободных средств, а эмиссия денег; важнейшей
же их функцией наряду с финансовым посредничеством является общеэкономическое
регулирование. В связи с этим на практике сложно отделить услуги центральных банков
по финансовому посредничеству от услуг, связанных с функцией общеэкономического
регулирования (выпуск которых должен определяться по текущим затратам), поэтому
рекомендуется оценивать весь выпуск услуг центральных банков по текущим затратам.
Величина КИУФП центральных банков определяется как разность между всем
выпуском и прямой оплатой услуг.
Услуги центральных банков, за которые взимается прямая оплата, относятся к
промежуточному потреблению потребителей этих услуг. Косвенно измеряемые услуги
финансового посредничества центральных банков рекомендуется относить к промежуточному потреблению коммерческих банков.
Промежуточное потребление финансовых учреждений рассчитывается на основе их
отчетов о доходах и расходах. Группировка расходов позволяет отнести (с известной долей условности) к промежуточному потреблению:
─ канцелярские и хозяйственные расходы;
─ расходы на изготовление денег, ценных бумаг, бланков строгой отчетности;
─ расходы по перевозке ценностей;
─ оплату услуг вычислительных центров по обработке информации;
─ оплату услуг страхования;
─ почтовые и телеграфные расходы по операциям клиентов;
─ командировочные расходы и служебные разъезды;
─ содержание и текущий ремонт зданий и сооружений;
─ арендную плату;
─ затраты на проведение научно-исследовательских работ;
─ типографские, телеграфные и телефонные расходы;
─ расходы на повышение квалификации работников;
─ приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;
─ расходы по охране;
─ расходы на служебные автомобили;
─ часть прочих расходов.
Счета первичного распределения доходов финансовых учреждений включают счет
образования доходов и счет распределения первичных доходов.
Для сектора финансовых учреждений первичные доходы включают:
15
доходы, полученные финансовыми учреждениями в результате оказания финансовых услуг, прежде всего, посреднических;
─ доходы, получаемые от владения активами, которые могут быть использованы в
производстве.
Первичные доходы первой категории выплачиваются из добавленной стоимости,
создаваемой финансовыми учреждениями в процессе производства.
Первичные доходы, полученные от владения активами, т. е. доходы от собственности – это доходы от предоставления в пользование финансовых или непроизведенных
материальных активов (земля) другим институциональным единицам для использования в
производстве.
Схема счета образования доходов и содержание показателей счета для сектора
финансовых учреждений не отличаются от схемы и показателей других секторов.
Методика расчета оплаты труда наемных работников финансовых учреждений аналогична методике, используемой при расчете показателей счетов сектора «Нефинансовые предприятия».
Другие налоги на производство, уплачиваемые финансовыми учреждениями, включают
налоги на фонд заработной платы или на рабочую силу, периодические налоги на землю, здания и
сооружения, налоги на использование транспортных средств, плату за выдачу лицензий на осуществление финансовой деятельности, гербовые сборы за оформление документов.
Получение из государственного бюджета субсидий, относящихся в СНС к категории других субсидий на производство , для финансовых учреждений не характерно.
Счет первичного распределения доходов строится с точки зрения финансовых учреждений не как плательщиков, а как получателей.
Счет распределения первичных доходов имеет вид.
─
Использование
Ресурсы
4. Доходы от собственности выплаченные
1. Валовая прибыль (валовой смешанный
5. Сальдо первичных доходов (валовое) п. 5 = п.
доход)
3 – п. 4.
2. Доходы от собственности полученные
Всего п. 6 = п. 4 + п. 5
Всего п. 3 = п. 1. + п. 2
Схема и показатели счета распределения первичных доходов сектора финансовых учреждений имеют свою
специфику. В данной схеме не отражаются такие статьи, как оплата труда наемных работников и налоги на производство и импорт, как это имеет место в секторе домашних хозяйств или секторе государственных учреждений.
Особенно сложным и специфическим является метод отражения в счете доходов от собственности.
Доходы от собственности финансовых учреждений как новый элемент этого счета включают следующие виды доходов, получаемых или выплаченных ими в связи с предоставлением в пользование финансовых, или нематериальных непроизведенных активов:
─ проценты (по выданным ссудам, по собственным депозитам и средствам на счетах в кредитных организациях, по ценным бумагам несобственной эмиссии);
─ распределяемый доход предприятий (дивиденды по акциям, доход собственника квазикорпорации);
─ реинвестируемые поступления от прямых иностранных инвестиций;
─ доход от собственности, вмененный держателям страховых полисов.
Финансовые учреждения передают другим экономическим единицам следующие виды доходов от собственности:
─ проценты (по полученным ссудам, по депозитам и средствам на счетах в банках, по ценным бумагам собственной эмиссии);
─ распределяемый доход предприятий (дивиденды, доход, изымаемый собственником квазикорпорации);
─ реинвестируемые поступления от прямых иностранных инвестиций;
─ доход от собственности, вмененный держателям страховых полисов (выплаты страховщиков страхователям);
─ ренту за землю.
В счете вторичного распределения доходов сектора финансовых учреждений главную роль играют текущие трансферты, включающие текущие налоги на доходы и богатство, отчисления на социальное страхование и другие текущие трансферты.
К текущим налогам на доходы сектора финансовых учреждений относятся налоги на доходы банков и на доходы от страховой деятельности.
Счет использования располагаемого дохода для сектора финансовых учреждений не имеет какого-либо
значения. Он составляется только для обеспечения сбалансированности счетов в случае имеющих место опе-
16
раций, связанных с социальными трансфертами в натуре, или изменения чистой стоимости активов в пенсионных фондах домашних хозяйств, о которых шла речь выше.
Статья «Валовое сбережение» является балансирующей. Для всех подсекторов, кроме частных пенсионных
фондов, величина валового сбережения будет равна величине располагаемого дохода. Для пенсионных фондов
разница между ними будет равна величине поправки на изменение стоимости активов домашних хозяйств в
пенсионных фондах.
Схема, показатели и методика составления счетов накопления для сектора финансовых учреждений не
отличаются от этих же характеристик сектора нефинансовых предприятий, за исключением финансового счета.
В финансовом счете сектора финансовых учреждений, как и в финансовом счете сектора органов государственного управления, отражена статья «Монетарное золото» и СПЗ, так как только эти сектора являются держателями таких финансовых инструментов.
Кроме представленных выше счетов, стандартный набор счетов для сектора финансовых учреждений включает
в себя также счет переоценки и счет других изменений в объеме активов. В этих счетах отражаются изменения стоимости как нефинансовых, так и финансовых активов.
5. Особенности исчисления счетов сектора «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства»
Специфическим для сектора НКО является то, что включенные в него общественные
организации получают средства в виде добровольных взносов и платежей.
Институциональные единицы, во владении и под контролем которых они находятся,
не имеют права на долю получаемых ими доходов. В общественных организациях учредители не могут быть держателями акций, дающих право претендовать на прибыль или капитал.
Другая специфика этого сектора состоит в том, что услуги, предоставляемые некоммерческими организациями, потребляются ими самими. В то же время конечное потребление организаций этого сектора приравнивается к издержкам, связанным с оказанием этих
услуг. Таким образом, нерыночные услуги сектора НКО обычно не являются объектом купли
и продажи, они не приносят прибыли и не воплощаются в продуктах, поэтому данные услуги
оцениваются по себестоимости, т. е. по объему издержек на их осуществление, включая
амортизационные отчисления.
Специфическим для сектора НКО является отсутствие собственного фактического
потребления; все его расходы на потребление относятся к категории индивидуального потребления и поэтому включаются в фактическое потребление сектора домашних хозяйств.
Составление счетов СНС по сектору НКО проводится с целью исследования потоков
его доходов и расходов, финансовых активов и пассивов, определения его места среди других секторов экономики и его влияния на развитие всей экономики страны.
Для сектора НКО должны составлять следующие счета:
─
счет производства;
─
счет первичного распределения доходов;
─
счет вторичного распределения доходов;
─
счет использования доходов;
─
счета накопления.
Счет производства отражает результаты производственной деятельности общественных организаций. Схема счета имеет следующий вид.
Счет производства некоммерческих организаций
Использование
Ресурсы
3. Промежуточное потребление
4. Валовая добавленная стоимость
п. 4 = п. 2 – п. 3
1. Выпуск продукции в основных ценах
1.1. Рыночная продукция
1.2. Продукция, производимая для собственного конечного потребления
1.3. Прочая нерыночная продукция
Всего п. 2 = п. 1
Всего п. 5 = п. 3 + п. 4
17
Счет образования доходов имеет также стандартную схему.
Использование
3. Оплата труда наемных работников
4. Другие налоги на производство и импорт
5. Валовая прибыль (валовой смешанный доход)
п. 5 = п. 2 – п. 3 – п. 4
Всего п. 5 = п. 3 + п. 4 + п. 5
Ресурсы
1. Валовая добавленная стоимость
Всего п. 2 = п. 1
Другие налоги на производство и импорт в общественных организациях сектора
НКО принимают форму налогов на разные платные услуги, на рекламу, лицензионного сбора за право проведения местных аукционов и др. Могут также иметь место
налоги на импорт и экспорт определенных услуг.
Счет распределения первичных доходов имеет стандартную схему. Он отражает потоки доходов, получаемых в результате производственной деятельности.
Счет вторичного распределения доходов имеет важное значение для сектора НКО,
поскольку значительную часть своих доходов сектор получает в виде трансфертов.
Сектор является также значительным источником трансфертов домашним хозяйствам. Счет вторичного распределения доходов имеет следующий вид.
Использование
3. Текущие трансферты переданные:
3.1.Текущие налоги на доходы и имущество
3.2. Социальные пособия, кроме социальных
трансфертов в натуральной форме
3.3. Чистые страховые премии (кроме страхования
жизни)
3.4. Штрафы и пени
3.5. Прочие текущие трансферты
4. Валовой располагаемый доход
Ресурсы
1. Сальдо первичных доходов
2. Текущие трансферты полученные:
2.1. Отчисления на социальное страхование
2.2. Страховые возмещения
2.3. Добровольные взносы
2.4. Штрафы и пени
2.5. Текущие трансферты условным НКО
2.6. Прочие текущие трансферты (например, безвозмездная передача средств из государственного бюджета профсоюзным организациям на культурно-массовую работу, гранты
и т. п.)
По существующему законодательству многие общественные организации освобождаются от уплаты налогов на прибыль и других налогов. В частности, к ним относятся общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные предприятия и
объединения, благотворительные фонды, организации воинов-интернационалистов и их предприятия и другие общественные организации.
Сектор НКО, как и другие сектора экономики, производит отчисления в фонд социального страхования. Эти отчисления имеют свою специфику. Они записываются в счете
образования доходов сектора НКО − как компонент оплаты труда наемных работников сектора, а затем в счете вторичного распределения доходов как текущий трансферт от домашних хозяйств в фонд социального страхования работодателя. В свою очередь, сектор НКО
переводит эти же суммы в государственные фонды социального страхования.
Счета использования располагаемого дохода показывают, как общественные организации распределяют свой располагаемый доход между расходами на конечное потребление и на сбережения. Все расходы сектора на конечное потребление являются
расходами на индивидуальное потребление. Схема имеет следующий вид.
Использование
3. Расходы на конечное потребление
2.1. Расходы на индивидуальное потребление
4. Сбережение п. 4 = п. 3 – 2
Всего п. 5 = п. 3 + п. 4
Ресурсы
1. Валовой располагаемый доход
Всего п. 2 = п. 1
18
Расходы на конечное потребление = Стоимость товаров и слуг, произведенных нерыночными заведениями и предоставленных д/х − Поступления от реализации товаров и услуг
+ Стоимость товаров и услуг, приобретенных у рыночных производителей для передачи домашним хозяйствам (включая возмещение домашним хозяйствам расходов на приобретение
потребительских товаров и услуг).
Группировка расходов НКО, обслуживающих домашние хозяйства, производится в соответствии с классификацией расходов этих организаций по целям, рекомендованной международным методологическим стандартом по СНС.
Сектор « НКО, обслуживающие домашние хозяйства» является одним из трех секторов национальной экономики, для которых составляются счета перераспределения доходов в натуральной форме и счета использования скорректированного располагаемого дохода.
В счете перераспределения доходов в натуральной форме отражается весь объем социальных трансфертов, передаваемых НКО сектору «Домашние хозяйства».
Фактическое конечное потребление сектора «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства» равно нулю, поскольку все их расходы на конечное
потребление относятся к социальным трансфертам в натуральной форме, переданным домашним хозяйствам.
Сбережение является балансирующей статьей счета использования располагаемого
дохода и счета использования скорректированного располагаемого дохода. Значения этого показателя в обоих счетах равны.
Счета накоплений. Как и в других секторах, эти четыре счета накоплений отражают
операции с финансовыми и нефинансовыми активами данного сектора, а также изменения
стоимости активов, которые происходят из-за изменений в уровне цен данных активов
(инфляции) или из-за катастрофических потерь, вызванных стихийными бедствиями (землетрясение, война и др.).