Особенности инклюзивной образовательной среды образовательного учреждения
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема №4 Инклюзивная образовательная среда. Модификация образовательной среды образовательного учреждения
Цель: рассмотреть сущность и характерные особенности инклюзивной образовательной среды ОУ; выявить условия создания психологически безопасной образовательной среды.
Вопросы для обсуждения
1. Психолого-педагогическая сущность образовательной среды
образовательной организации: предназначение, виды, функции, структура
2. Особенности инклюзивной образовательной среды, её структурные
компоненты и ресурсное обеспечение
3. Логика и этапы построение инклюзивной образовательной среды
4. Безбарьерная среда в системе инклюзивного образования. Условия
создания психологически безопасной образовательной среды
5. Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в условиях
инклюзии
6. Пути модификации образовательной среды образовательной организации
Литература
1.Абкович А. Я. Изучение уровня готовности образовательных учреждений разного типа к обучению детей с церебральным параличом// коррекционная педагогика – 2014-N4. С.65-85
2.Зубарева Т.Г. Компетентностно-ориентированное повышение квалификации специалистов по созданию инклюзивной образовательной среды - Курск, 2009 - 23с
3.Зубарева Т.Г. Проектирование инклюзивной образовательной среды: проблемы и решения - Курск,2010 – 92с
4.КозыреваО.АСоздание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема// Вестник томского государственного педагогического университета- 2014,N1. с.112-115
5.Малофеев Н.Н., Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. 2008. № 1. С. 71–78.
6.Малофеев Н. Н., Гончарова Е. Л., Никольская О. С., Кукушкина О. И. Специальный Федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции // Дефектология. 2009. № 1. С. 5–19.
7.Мёдова Н. А. Особенности развития сельской муниципальной образовательной системы в рамках формирования инклюзивного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2011. Вып. 13 (115). С. 75–78.
8.Остапенко А. Уклад школы: педагогический анализ. Из чего складывается школьная воспитательная среда.- М., 2010
1. Психолого-педагогическая сущность образовательной среды
образовательной организации: предназначение, виды, функции, структура
Среда - совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью.(Современный словарь по педагогике / Рапацевич Е. С. – Минск, 2001)
Среда (среда жизнедеятельности)- окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также люди, связанные с человеком общностью этих условий. (Словарь по соц. педагогике/ Л.В. Мардахаев – М.2002г)
Различают внутреннюю и внешнюю среду
Среда внутренняя – вид среды, определяемый состоянием организма; проявляется во взаимодействии различных систем организма и их взаимодействий с личностью при психосоматическом взаимодействии.
Среда внешняя – вид среды, окружающей человека, состоящая из физической (естественной и социальной)
• Естественная (физическая) – окружающие человека природные условия (природа, климат)
• Социальная – конкретные материальные и духовные условия, общественные отношения, в которых развивается конкретная личность, социальная общность
Классификация проявлений социальной среды ( Л.В. Мардахаев)
• по виду общности – общественная формация, класс, группа;
• по виду группы – семейная, учебная, трудовая, общественная, спортивная сфера;
• по формирующему воздействию – детерминирующая, тренирующая, упражняющая, обучающая, воспитывающая, перевоспитывающая;
• по способу воздействия на форму сознания – правовая, нравственная, эстетическая, научная;
• по возрасту – сверстники, старшие, младшие, смешанная;
• по отношению к среде – позитивная (вызывающая подражание), безразличная, негативная (вызывающая протест);
• по социальной направленности – социальная, асоциальная;
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса как параметр безбарьерной среды:
• организация архитектурного и информационного пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;
• организация временного режима обучения;
• организация рабочего места ребенка с ОВЗ;
• технические средства обучения для каждой категории детей с ОВЗ.
Среда - совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью.(Современный словарь по педагогике / Рапацевич Е. С. – Минск, 2001)
Среда (среда жизнедеятельности)- окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также люди, связанные с человеком общностью этих условий. (Словарь по соц. педагогике/ Л.В. Мардахаев – М.2002г)
Различают внутреннюю и внешнюю среду
Среда внутренняя – вид среды, определяемый состоянием организма; проявляется во взаимодействии различных систем организма и их взаимодействий с личностью при психосоматическом взаимодействии.
Среда внешняя – вид среды, окружающей человека, состоящая из физической (естественной и социальной)
• Естественная (физическая) – окружающие человека природные условия (природа, климат)
• Социальная – конкретные материальные и духовные условия, общественные отношения, в которых развивается конкретная личность, социальная общность
Классификация проявлений социальной среды ( Л.В. Мардахаев)
• по виду общности – общественная формация, класс, группа;
• по виду группы – семейная, учебная, трудовая, общественная, спортивная сфера;
• по формирующему воздействию – детерминирующая, тренирующая, упражняющая, обучающая, воспитывающая, перевоспитывающая;
• по способу воздействия на форму сознания – правовая, нравственная, эстетическая, научная;
• по возрасту – сверстники, старшие, младшие, смешанная;
• по отношению к среде – позитивная (вызывающая подражание), безразличная, негативная (вызывающая протест);
• по социальной направленности – социальная, асоциальная;
В зависимости от проявлений, некоторые определения.
Среда педагогическая – специально, сообразно с педагогическими целями организованная система межличностных отношений и отношений к миру ( Г.М. Коджаспирова)
Среда социально – педагогическая – специально, сообразно с социально– педагогическими целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности человека, направленная на формирование его отношений к миру, людям вообще и к другим людям ( Л.В. Мардахаев)
Среда воспитания – совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность человека и становление его как личности. Включает в себя среду семьи, улицы, образовательного учреждения и др. класса, группы. ( Л.В. Мардахаев)
Педагогика среды – педагогическая организация социальной среды, окружающей воспитанника, когда она выступает объектом целенаправленного влияния общества, государства, их институтов и органов; проявление среды как субъекта воспитания, располагающего существенным воспитательными потенциалами и каналами, способами, методами их практической реализации
Образовательная среда – система взаимодействия объектов, субъектов, информации и информационных источников и их носителей с целью обеспечения полноценного достижения результатов обучения (т.е. освоение образовательных программ)
Образовательное пространство – внешнее окружение, внешние условия, которые в той или иной степени оказывают влияние на субъекта образовательного процесса. Включает множество образовательных и иных сред, кроме самого человека (Педагогика: словарь – справочник коррекционного педагога ( А.В. Виневская – 2013г)
В мае 2012 года Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. Ратификация Конвенции обозначила новый этап в развитии отношений к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, закрепленный в настоящее время во многих правовых документах, регулирующих образование, оказания социальной поддержки и медицинской помощи.
Ключевые позиции, касающиеся формирования толерантного отношения к людям с ОВЗ и инвалидностью, отражены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).
Закон впервые закрепил право на получение обучающимися с ОВЗ инклюзивного образования, которое определяется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В последние годы благодаря усилиям государства и общественных организаций начался процесс активного включения детей с инвалидностью и ОВЗ в общеобразовательные школы.
Перед образовательными учреждениями ставятся такие глобальные задачи, как высокий уровень и широкий спектр образовательных услуг, доступность образования для всех категорий детского населения.
Выполнение этих задач возможно при условии создания в образовательных учреждениях комфортной образовательной среды, в которой учебные процессы протекают в наиболее благоприятных для учащихся условиях.
Инклюзивная образовательная среда – вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития в условиях отдельной организации. Инклюзивная образовательная среда предполагает включение учеников с инвалидностью и ОВЗ в образовательный процесс, а именно решение проблемы образования детей с ОВЗ и инвалидностью за счет адаптации образовательного пространства к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, методическую гибкость и вариативность, благоприятный психологический климат, перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали потребностям всех без исключения детей и, по возможности, обеспечивали полное участие детей в образовательном процессе.
2. Особенности инклюзивной образовательной среды, её структурные
компоненты и ресурсное обеспечение
Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является её готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счёт структурно – функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы учреждении
( организации)(Т.Г. Зубарева)
Ведущие характеристики ИОС В ОУ
1.Наличие системы ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с ООП; (см. Декларация (г. Саламанка 1994г)
2.Создано ресурсное обеспечение их жизнедеятельности
Ресурсы характеризуются совокупностью их жизнедеятельности в массовых общеобразовательных учреждений и направленностью на создание индивидуальных образовательных потребности обучающихся.
1. Нормативно – правовой ресурс- Законы, устав, локальные акты
2. Программно – методический – учебные планы, программы
3. Информационный – наличие информационных программ
4. Материально- технический – пандусы(лифты)
5. Кадровые и организационный –
3.Для создания ИОС в образовательном учреждении должны быть заложены её научно - теоретические основы:
определены философия и миссия инклюзивного образования в данном ОУ
– определены общие подходы и принципы жизнедеятельности с ООП
– этапы и сроки реализации программы ИОС
4. Образовательный процесс должен учитывать индивидуальные образовательные потребности детей с ООП и быть обеспечен поддержкой специалистов психолого – медико-педагогического консилиума.
5. Индивидуально– ориентированная общеобразовательная программа должна учитывать психологические и интеллектуальные возможности каждого ребенка и при необходимости должна быть скорректирована в их соответствии.
6. Создание безбарьерной окружающей среды.
7. Корпоративный характер формирования ИОС – учителя-предметники; специалисты ПМПК, тьюторы (педагоги сопровождения)
8. Наличие взаимопонимания педагогического коллектива и широкой родительской общественности в стратегии создания ИОС, формирование среды в школьном ученическом коллективе.
Декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (г. Саламанка - Испания,1994)
Концепция инклюзивной школы
«Основной принцип инклюзивной школы заключается в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным.
Руководящий принцип – школы должны принимать всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности.
Обучение следует соответствующим образом адаптировать к потребностям детей, а не подгонять детей к заранее устоявшимся предположениям относительно организации и характера учебного процесса.
Преимущества инклюзивной школы (см. «Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении» А.А. Наумов –Волгоград 2013, с46-47).
1.Обеспечение доступа к знаниям, навыкам и информации для каждого ученика «доступная» информационная среда
2.Индивидуализация процесса обучения персонализация процесса обучения;
– учёт индивидуальных, интеллектуальных потребностей каждого ученика, удовлетворение их интересов;
3.Сотрудничество специалистов разного профиля (эффективное сотрудничество) – учителей предметников, классных руководителей, школьного психолога, дефектолога, логопеда;
4.Сотрудничество школы с семьями всех обучающихся, гос. и общественными организациями = социальное партнерство, попечительский совет;
5. «Гибкость» образовательной структуры школы;
6. Эволюция школьной системы (см. этапы развития пед. систем):
1)этап становления системы
2)отработка системы (поиск)
3) окончательное оформление системы (единства)
4) перестройка системы
7.Ожидание успеха в обучении (оптимистическая парадигма образовательной деятельности);
8. Содействие формированию общественного сознания о необходимости инклюзивного образования
Структура инклюзивной образовательной среды включает в себя следующие компоненты:
• пространственно-предметный компонент: материальные возможности учреждения – доступная (безбарьерная) архитектурно-пространственная организация; обеспеченность современными техническими средствами и системами, соответствующими образовательным потребностям детей;
• содержательно-методический компонент: адаптированный индивидуальный маршрут обучения и развития ребенка, вариативность и гибкость образовательно-воспитательных методик, форм и средств;
• коммуникативно-организационный компонент: личностная и профессиональная готовность педагогов к работе в смешанной (инклюзивной) группе, благоприятный психологический климат в коллективе, управление командной деятельностью специалистов.
Для того чтобы образовательная среда могла обеспечить возможность инклюзивной практики, она должна обладать следующими признаками:
• гибкость, готовность к изменениям;
• мобильность и эффективность управления;
• преобладание гуманистических ценностей;
• индивидуализация образовательного процесса, учет возможностей и потребностей каждого ребенка;
• наличие ресурсов для реализации индивидуального образовательного маршрута.
К необходимым условиям организации инклюзивной образовательной среды относятся:
К необходимым условиям организации инклюзивной образовательной среды относятся:
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса как параметр безбарьерной среды:
• организация архитектурного и информационного пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;
• организация временного режима обучения;
• организация рабочего места ребенка с ОВЗ;
• технические средства обучения для каждой категории детей с ОВЗ.
Безбарьерная среда в инклюзивных образовательных учреждениях включает в себя, как правило, следующие приспособления здания для детей с ОВЗ:
• устройство пандусов;
• расширение дверных проемов;
• замена напольных покрытий;
• демонтаж дверных порогов;
• установка перил вдоль стен внутри здания;
• устройство разметки;
• наличие визуальной навигации;
• оборудование санитарно-гигиенических помещений;
• переоборудование и приспособление раздевалок, спортивных залов, столовых, классных комнат, кабинетов педагогов, психологов, учителей-логопедов, комнат психологической разгрузки, медицинских кабинетов; создание информационных уголков с учетом особых потребностей детей с ОВЗ;
• установка подъемных устройств и др.
Организационное обеспечение образовательного процесса – следующее условие организации инклюзивной образовательной среды включает:
• нормативно-правовую базу;
• финансово-экономические условия;
• инклюзивную культуру организации;
• взаимодействие с организациями – партнерами;
• информационно-просветительское обеспечение педагогов и родителей. Третье условие – организационно-педагогическое обеспечение, предполагающее:
• реализацию образовательных программ с учетом особенностей и возможностей детей;
• обеспечение детям с ОВЗ возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального образовательного плана;
• специальное программно-методическое обеспечение образовательного процесса, в зависимости от нозологии ребенка с ОВЗ;
• применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения всех субъектов инклюзивной практики; • адаптацию методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.
Кадровое обеспечение – четвертое условие, для которого необходимы: специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивной практики;
организационная и методическая поддержка «основных» педагогов (учителя, воспитателя, классного руководителя), непосредственно осуществляющих процесс воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.
Преемственность дошкольного и школьного образования на уровне дидактических технологий, образовательных программ, воспитательного пространства учреждений.
Для реализации этого условия необходимо обеспечить:
совместную деятельность специалистов детского сада и школы, которая осуществляется как сотрудничество по выработке совместных решений в сфере инклюзии;
сотрудничество образовательных организаций разного уровня, которое осуществляется в следующих формах: совместное проведение педагогических советов и совещаний, родительских собраний, воспитательных мероприятий, занятий в школе будущего первоклассника и др.
Таким образом, при всей сложности, многоэтапности и многофакторности условий перехода школы к реализации инклюзивного подхода, формирование инклюзивной среды представляет собой одну из ключевых и первоочередных задач образовательной организации.
3. Логика и этапы построение инклюзивной образовательной среды
Ведущий принцип ИОС: готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счёт структурно- функциональной содержательной и технологической модернизации образовательной среды учреждения (организации).
Трудности (препятствия) в создании ИОС:
1)архитектурная недоступность образовательных учреждений;
2)отсутствие специальной подготовки учителей к работе с детьми с ООП;
3)отсутствие необходимых (специальных) средств обучения детей с ОВЗ (книги с алфавитом Брайля (фр. Braille).
Шрифт Брайля — рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими и плохо видящим людям. Разработан в 1824 году французом Луи Брайлем (фр. Louis Braille), сыном сапожника, лингафонные кабинеты, доски)
4)недостаточное учебно-методическое обеспечение учебного процесса (пособия, книги, педагогическая литература);
5)сложности в составлении программ и учебных планов, расписания занятий;
6)трудности в создании ИОТ(маршрутов) детей с особыми образовательными потребностями.
Препятствия по созданию ИОС
Условия успешного функционирования ИОС
Соблюдение определенных нравственно–эстетических требований к пространственно–временной общности, в которую включается ребёнок с ООП– не всякая общность людей готова и способна к социальной ответственности за результат инклюзии.
1. Образовательная организация (школа)должна заботиться о создании условий социальной интеграции своих воспитанников в различные сферы жизни – образовательные, досуговые, социокультурные, правовые, бытовые и т.д.
2. Конструирование системы социальных сообществ, в которые мог бы включаться каждый ребенок с ООП (клубы, кружки, секции, детские сообщества и содружества в рамках летних лагерей и площадок).
3. Реализация взаимных усилий, как со стороны детей с ОВЗ, так и по сближению их в процессе совместной жизни и деятельности.
4. В процессе сближения детей с различными интересами, потребностями, способностями и возможностями сохранения их уникальности, своеобразия и индивидуального различия.
Критерии успешного развития ИОС
1)наличие равных возможностей в получении психолого- педагогической и коррекционно- педагогической поддержки для всех обучающихся;
2)открытость и доступность инклюзивной образовательной сферы не только для детей, но и взрослых;
3)увеличение в образовательном учреждении не только числа детей с ООП, но и общего числа учащихся;
1.Наличие соответствия нормативно- правовому обеспечению.
2.Программно-методические обеспечение.
3.Наличие подготовленности педагогических кадров и их эффективное взаимодействие.
4.Широкое соц. партнёрство с государственными учреждениями и общественными организациями.
5.Создание гуманистической (толерантной) сферы в ОУ.
6.Сотрудничество с педагогическим коллективом и широкой родительской общественностью.
4. Безбарьерная среда в системе инклюзивного образования. Условия
создания психологически безопасной образовательной среды
К условиям организации инклюзивной образовательной среды относится:
Преемственность дошкольного и школьного образования на уровне дидактических технологий, образовательных программ, воспитательного пространства учреждений).
Создание гибкой и вариативной организационно-методической системы, адекватной образовательным потребностям детей с различными возможностями обеспечивается преемственностью систем дошкольного и школьного образования.
Совместная деятельность специалистов детского сада и школы осуществляется как сотрудничество по выработке совместных решений в сфере создания педагогических условий инклюзии.
Сотрудничество осуществляется в следующих формах: совместное проведение педагогических советов и совещаний, родительских собраний,воспитательных мероприятий, занятий в школе будущего первоклассника.
Комплексное и многоуровневое сопровождение участников образовательного процесса
Сопровождение участников образовательного процесса реализуется посредством следующих инновационных технологий, которые в совокупности реализуют комплексный разноуровневый характер сопровождения участников педагогического процесса
• технология адаптации ребенка к новой образовательной ступени;
• технология сопровождения педагога;• технология помощи ребенку в процессе обучения;
• технология взаимодействия с семьей;
• технология воспитания личности;
Виды (направления) комплексного сопровождения:
• профилактика;
• диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг));
• консультирование (индивидуальное и групповое);
• развивающая работа (индивидуальная и групповая);
• коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
• психологическое просвещение и образование (повышение психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации, педагогов, родителей).
В основе поддержки лежит метод комплексного сопровождения, реализующего четыре функции: диагностика возникающих у ребенка проблем; поиск информации о сути проблемы и способах ее разрешения; консультация на этапе принятия решения и выработке плана решения проблемы; помощь на этапе реализации решения проблемы.
Техническое обеспечение образовательного процесса как параметр безбарьерной среды.
Для различных категорий детей предполагаются специальные технические средства (например, для детей с нарушенным слухом характеристики безбарьерной среды определяются наличием индивидуальных слуховых аппаратов (или кохлеарных имплантов), FM-систем, а также внедрением компьютерных технологий в учебный процесс, облегчающих освоение образовательной программы; для детей с нарушенным зрением необходимо повышенная освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение не менее 400-500 люкс, оптические средства –лупы, специальные устройства для использования компьютера, телевизионные увеличители, аудиооборудование для прослушивания «говорящих книг», учебные материалы с использованием шрифта Брайля).
Принципы построения инклюзивной образовательной среды
Среди принципов построения инклюзивного образовательного пространства основными, на наш взгляд, выступают:
Раннее включение в инклюзивную среду. Это обеспечивает возможность абилитации, то есть первоначального формирования способностей к социальному взаимодействию.
Коррекционная помощь. Ребенок с нарушениями развития обладает компенсаторными возможностями, важно их «включить», опираться на них в построении образовательно-воспитательного процесса. Ребенок, как правило, быстро адаптируется к социальной среде, однако, он требует организации поддерживающего пространства и специального сопровождения (что также выступает в качестве условий, учитывающих его особые потребности).
Индивидуальная направленность образования. Ребенок с нарушениями может осваивать общую для всех образовательную программу, что является важным условием его включения в жизнедеятельность детского коллектива. При необходимости разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут в зависимости от особенностей глубины дефекта и возможностей ребенка. Маршрут должен быть гибким, ориентироваться на зону ближайшего развития, предусматривать формирование речевых умений, основных видов познавательной деятельности соответственно возрасту, развитие социальных умений.
Командный способ работы. Специалистам, педагогам, родителям необходимо работать в тесной взаимосвязи (по командному принципу), что предполагает совместное построение целей и задач деятельности в отношении каждого ребенка, совместное обсуждение особенностей ребенка, его возможностей, процесса его движения в развитии и освоении социально-педагогического пространства.
Активность родителей, их ответственность за результаты развития ребенка. Родители являются полноправными членами команды, поэтому им должна быть предоставлена возможность принимать активное участие в обсуждении педагогического процесса, его динамики и коррекции.
Приоритет социализации как процесса и результата инклюзии. Главным целевым компонентом в работе является формирование социальных умений ребенка, освоение им опыта социальных отношений. Ребенок должен научиться принимать активное участие во всех видах деятельности детей, не бояться проявлять себя, высказывать свое мнение, найти себе друзей; развивая межличностные отношения, научить других детей принимать себя таким, какой есть. А это, в свою очередь, возможно при достаточном уровне личностного и познавательного развития ребенка. Развитие позитивных межличностных отношений не является спонтанным процессом, это также выступает предметом специальной работы педагогов. Одной из системообразующих характеристик эффективной образовательной среды выступает ее безопасность (физическая и психологическая). Психологически безопасной средой можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней; высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия (БаеваИ.А., ЛактионоваЕ.Б.).
Условиями успешного функционирования инклюзивной образовательной среды, по О. Шпеку (2003), являются пять следующих позиций:
1. Необходимы взаимные усилия со стороны особого ребенка и группы по обоюдному изменению и сближению в процессе совместной жизни, деятельности, образования.
2. Инклюзия предполагает наиболее определенные требования к пространственно-временной общности, в которую включается ребенок с особыми образовательными потребностями: не любая общность готова и способна к социальной ответственности за результат инклюзии.
3. Учреждение, в котором обучаются дети с особыми образовательными потребностями, должно заботиться о создании условий для инклюзии, социальной интеграции своих воспитанников в разные сферы жизни – досуговые, правовые, образовательные и другие.
4. Успешность инклюзии в определенных социальных общностях зависит от их способности выстроить соответствующую социальную сеть, включающую более крупные общности в разных местах пребывания и жизни особого ребенка.
5. Социальное сближение ребенка с особыми образовательными потребностями и обычных детей не означает пренебрежение индивидуальными, сущностными особенностями участников процесса инклюзии. Здесь важно сохранение своеобразия, уникальности, различия каждого.
5. Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в условиях инклюзии
Здоровьесбережение выступает как одна из задач образовательного процесса. Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в условиях инклюзии - это образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагога, медицинского работника и ученика), физкультурно-оздоровительной направленности; экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой); применение здоровьесберегающих образовательных технологий.
Здоровьесберегащие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, направленных на сохранение, укрепление и формирование здоровья детей, экспертиза и анализ каждым педагогом своей собственной деятельности с точки зрения влияния на здоровье детей.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечение обучающимся возможности сохранения здоровья за период обучения в школе; формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни; использование полученных знаний в повседневной жизни.
Обучение в условиях здоровьесберегающей педагогики должно включать не только создание здоровьесберегающей среды для каждого ребенка, но и формирование компетентностей в области здоровья, которые способствуют присвоению ценности здоровья и здорового образа жизни.
Обучение в условиях инклюзии включает создание оптимальных условий для развития и социализации ребенка с особыми образовательными потребностями.
Все приемы и подходы, необходимые для обучения ребенка в условиях инклюзивного образования и формирования базовых компетенций, можно разделить на три группы:
— те, которые применимы в классе,
— те, которые применимы в группе,
— те, которые применимы индивидуально.
К первой группе относятся следующие мероприятия:
— контроль расписания;
— контроль трудности урока в соответствии со средними учебными возможностями учащихся класса;
— разнообразие видов деятельности на уроке (снятие монотонности);
— профилактика утомления через введение в урок физкультминуток, физкультпауз для снятия утомления и повышения умственной работоспособности;
— профилактика нервно-психического напряжения;
— создание положительной психоэмоциональной обстановки в классе.
Ко второй группе приемов и методов относятся дифференциация способов подачи информации, учебных заданий и методов контроля в соответствии с доминирующей мотивацией, особенностями восприятия, функциональной асимметрией мозга, типом мышления, силой и подвижностью нервных процессов, уровнем здоровья.
К третьей группе относятся:
— дифференциация трудностей задания в зависимости от учебных возможностей учеников;
— индивидуализация домашнего задания;
— выработка индивидуальной стратегии учебного поведения.
Ведущим условием реализации указанных подходов является наличие в образовательном учреждении специалистов - учителя-дефектолога, психолога, логопеда, тьютора.
Примеры реализации развивающих и коррекционных мероприятий:
-Потребность в двигательной активности - физкультминутки, физкультпаузы, динамические часы, смена видов деятельности на уроке, внеклассные спортивно-оздоровительные мероприятия, развитие школьных спортивных секций, обустройство спортивных площадок, занятия в бассейне.
Тренировка функциональных резервов организма - дыхательная гимнастика, самомассаж, пальчиковая гимнастика на уроке, активный отдых, закаливание.
Биоритмологические особенности функционирования организма - режим труда и отдыха в соответствии с динамикой умственной работоспособности, физкультминутки для снятия утомления, рациональная структура урока, снижение количества домашних заданий, исключение домашних заданий на выходной, рациональная организация режима дня вне школы.
Снижения нервно-психической напряженности, тревожности: улучшение эмоционального фона урока, проведения музыкальных перемен после 3-го урока, подразумевающих произвольную двигательную активность школьников, что способствует не только снятию напряжения от статической позы во время занятий, но и эмоциональной разрядке.
Оптимальные условия функционирования организма - соблюдение гигиенических норм организации учебно-воспитательного процесса, проветривание помещений, контроль осанки учащихся, озеленение классных комнат, физиологичность построения уроков физкультуры, игровые формы их проведения, вооружение учащихся знаниями о влиянии движений на здоровье, умениями самодиагностики по пульсу.
Несоответствие биологического (психического) возраста паспортному можно снизить за счет занятий по коррекции и развитию внимания, памяти, мышления и др.
6.Пути модификации образовательной среды образовательной организации
Определяющим фактором успеха инклюзивного обучения является создание в образовательном учреждении специальных организационных и содержательных условий.
Сущность инклюзивного образования состоит не просто во включении ребенка с ООП в учебный процесс массовой общеобразовательной школы, но в первую очередь, с целью обеспечения возможности такого включения в перестройке всей деятельности школы в целом и каждого отдельного класса. При этом со всей серьезностью должны быть поставлены и решены многие вопросы. Назовем наиболее глобальные из них:
• Как должна быть перестроена деятельность школы?
• Какие компоненты работы требуют преобразования?
• Какие должны появиться новые организационные и содержательные элементы функционирования школы?
• Какие учебные традиции для этого будут изменены?
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указаны конкретные условия, соответствующие возможностям таких детей, способствующие их обучению и воспитанию, включающие использование специальных методических средств и приемов: образовательных программ, методов обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств коллективного и индивидуального пользования, а также услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступности попадания в здание организации, осуществляющей образовательную деятельность, и многое другое, без чего невозможно или затруднено освоение образовательных программ детьми с ООП.
Создание в образовательной организации таких условий неизбежно требует решения ряда сопутствующих задач: доступности окружающей и архитектурной среды, кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение, наличие нормативно-правовой базы, медицинского сопровождения, разработки программно-методических и коррекционно-развивающих ресурсов, создания службы психологического и социально-педагогического сопровождения детей с ООП, их семей и самих педагогов данной организации. Остановимся на рассмотрении некоторых из этих задач.
Нормативно-правовую основу инклюзивных процессов составляют не только законодательные (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), но и нормативно-правовые документы, такие, как письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами», ФГОС, примерные АОП, ориентированные на обучение разных категорий детей с ООП. Обязательным элементом нормативно-правовой основы являются внутренние локальные акты, такие, как, например, «Положение о реализации инклюзивного обучения в образовательной организации», «Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК)», «Положение об организации психолого-педагогического сопровождения детей с ООП и детей с инвалидностью в условиях сетевого взаимодействия с ресурсным центром», «Договор с родителями (или лицами, их заменяющими) учащихся с ООП или с инвалидностью» и др.
Для реализации вариативного индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) ребенка с ООП, составленного в соответствии с адаптированной образовательной программой (АОП) и выполняемого с использованием специальных методов, средств, технологий в комфортной для всех участников образовательного процесса социально-психологической среде, требуются значительные изменения существующей в данной организации образовательной среды, предусматривающие учет особенностей и задач инклюзивного обучения. Речь идет о творческой способности администрации и педагогического коллектива к преобразованию всего пространства образовательной организации: архитектурной, дизайнерской, предметно-пространственной (среды класса, школы), а также учебной среды — содержания, методов, приемов, средств обучения, форм и способов контроля и критериев оценки результатов обучения.
Что же относится к основным объектам модификации в учебной среде массовой школы и каковы способы такой модификации?
В число первых входят учебные программы, учебники и рабочие тетради, способы работы учащихся с ООП в классе, формы предъявления и выполнения учебных устных и письменных заданий, контроль и оценка знаний, компетенций, межличностные отношения в школе и само поведение учащихся.
Кратко охарактеризуем возможные пути и способы модификации указанных объектов, распространенные в практике работы инклюзивных школ
Центральным документом, определяющим характер специальных образовательных условий, которые должны быть созданы для конкретного ребенка с ООП, является адаптированная образовательная программа (АОП), которую составляют специалисты инклюзивной образовательной организации на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации (ИПР) ребенка с инвалидностью и примерной основной адаптированной программы, адресованной детям с ООП той или иной категории (глухим, слабослышащим, слепым, слабовидящим, с интеллектуальной недостаточностью и т.д.).