Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Особенности функционирования современной науки: глобальное и национальное.

  • 👀 411 просмотров
  • 📌 375 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Особенности функционирования современной науки: глобальное и национальное.» pdf
Тема 1. Особенности функционирования современной науки: глобальное и национальное. Вопрос: 1. Наука в ХХ1 веке: постнеклассический образ науки основные характеристики. 2. Технонаука: особенности сращивания науки и технологий Профессиональные задачи специалистов по международным отношениям связаны с 5 основными видами деятельности: ¡коммуникативная, ¡аналитическая, ¡прогнозная, ¡экспертная, ¡консультативная. Классическая наука § § § § признание абсолютно достоверных истин и абсолютно достоверного знания; любая теория исчерпывающим образом описывает свойства реальности на базе строго однозначных законов; использование математических методов моделирования реальности и эксперимента как основных способов научного познания; описываются свойства объектов вне их отношения к тем приборам, с помощью которых обнаруживаются эти свойства. Неклассическая наука ¡ ¡ ¡ ¡ ¡ ¡ признание того, что истинность теорий относительна; признание равноправия нескольких различающихся теоретических подходов к описанию одного и того же круга физических явлений; в квантовой механике неотъемлемость учета условий наблюдения от теоретической постановки проблемы; принципиально вероятностный характер квантовой механики; усложнение языка теории и все более высокая математизация физической теории; отказ от наглядности. Постнеклассическая наука ¡ ¡ выдвижение на первый план междисциплинарных, комплексных и проблемно ориентированных форм исследований; в определении целей науки социальный заказ превалирует над внутренней логикой развития науки; Постнеклассическая наука ¡ ¡ формируются особые способы описания и предсказания возможных состояний развивающегося объекта применяются методы исторической реконструкции объекта, сложившиеся в гуманитарном знании; Постнеклассическая наука o o o результаты экспериментов с объектом, находящимся на разных этапах развития, могут быть согласованы только с учетом вероятностных линий эволюции системы; нет свободы выбора эксперимента с системами, в которые непосредственно включен человек; современные способы описания объектов предполагают введение аксиологических факторов в содержание и структуру способа описания (этика науки, социальная экспертиза программ и др.). Возможна ли мировая наука? Наука и государство Глобализация проявляется во взаимодействии между научными сообществами разных стран, в обмене научными ресурсами между странами и в концентрации ресурсов, что способствует общему прогрессу науки и выгодно для национальных наук отдельных стран. Факторы, препятствующие возникновению единой мировой науки: противоречия между геополитическими, экономическими и военными интересами разных стран. Наука и бизнес Развитие науки внутри корпораций отличается масштабом используемых ресурсов и получаемых результатов, экономической ответственностью за создание и коммерческую реализацию научных достижений. Объемы и приоритеты научных исследований в корпоративном секторе определяются задачами поддержания конкурентоспособности. ТЕХНОНАУКА Жильбер Оттуа писал о «современном научном исследовании, в котором технология (окружающие нас повсюду технологические пространство и время) являются как «естественной средой», так и перводвигателем развития». Технологии – среда для развития науки (науке для ее развития необходимы технологии, выступающие в виде инструментов и артефактов), и сами инструменты становятся объектами исследования. ТЕХНОНАУКА «Технонаука – это гибрид онаученной технологии и технологизированной науки» Schafer W. Global Technoscience: The Dark Matter of Social Theory. University of Maryland Conference on Globalization: Cultural, Economic, Democratic. April 2002 1 1 Технонаука («technoscience» постакадемическая, постнормальная, предпринимательская наука, режим производства знания-2 (mode-2 research) 1.утверждение о решающей роли технологий в развитии современной науки, 2.представление об утверждении преобразовательного отношения человека к миру, 3.оформление отношения к будущему как открытому и непрозрачному, 4.провозглашение технанауки как силы, которая неограниченно расширяет сферу трансформаций и манипуляций до и вне человеческих сил, без пространственных и временных ограничений. Человек «… выступает ТЕХНОНАУКА как непосредственный потребитель того, что производит технонаука. Вместе с тем человек является и мишенью, на которую направлена активность всего технонаучного комплекса» Юдин Б.Г. Человек как объект, потребитель и мишень технонауки // Горизонты гуманитарного знания. 2016. №5. Наука – социальный институт Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты: ¡совокупность знаний и их носителей; ¡наличие специфических познавательных целей и задач; ¡выполнение определенных функций; ¡наличие специфических средств познания; ¡обеспечение коммуникации ученых и организации их деятельности; ¡выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений; ¡существование определенных санкций. Курт Воннегут «…Над чем бы ученые ни работали, у них все равно получается оружие». («Колыбель для кошки», 1963). Курт Воннегут - 1922 - 2007 - американский писательсатирик. Считается одним из наиболее значительных американских писателей XX века. В современной науке исчезает разграничение опасности и безопасности внутри исследовательского процесса. Появляется необходимость социальной экспертизы научных достижений с точки зрения последствий их применения. Макс Борн «Нынешние политические и милитаристские ужасы, полный распад этики - всему этому я сам был свидетелем на протяжении своей жизни. Эти ужасы можно объяснить не как симптом эфемерной социальной слабости, а как необходимое следствие роста науки, которая сама по себе есть одно из высших достижений человеческого разума». Макс Борн -1882-1970 - немецкий и британский физик-теоретик и математик, один из создателей квантовой механики. Лауреат Нобелевской премии по физике (1954). Манифест Эйнштейна – Рассела 1955 год Многие видные ученые и авторитеты в области военной стратегии не раз предупреждали об опасности. Ни один из них не скажет о том, что гибельные результаты неизбежны. Они считают, что катастрофа вполне возможна, и что никто не может быть уверен в том, что её можно избежать. Мы убедились в том, что точка зрения специалистов на эту проблему не зависит в какой-либо степени от их политических взглядов. Она зависит только, как показали наши исследования, от степени знаний специалистов. Мы установили, что люди, которые знают очень много, выражают наиболее пессимистические взгляды. Принцип ответственности науки Ганс Йонас «Принцип ответственности» (1979) Ученый несет средства, так деятельности. неопределенно Земле» полную ответственность как за цели и и за социальные последствия своей «Не подвергай опасности условия долгого продолжения человечества на «Человечество должно быть!» Ганс Йонас – 1903-1993 – немецко-американский философ и теолог. Принцип предосторожности Когда деятельность человека может нанести морально неприемлемый ущерб, возможность которого неопределенна, но с научной точки зрения, реальна, следует предпринять действия, позволяющие избежать или уменьшить такой ущерб. Субъект науки Субъектами науки являются ученые и специалисты — научные работники, коллективы исследователей. В научных коллективах складывается система допустимых норм поведения, система ценностей, которые передаются посредством традиции. Принципы научного этоса Р. Мертона (CUDOS, 1942) • • • • Коллективизм. Все научные достижения должны быть представлены на суд академического сообщества. Универсализм. Результаты должны оцениваться объективно, невзирая на личность учёного, его национальную, религиозную и т.д. принадлежность. Незаинтересованность (бескорыстие). Учёный должен стремиться только к достижению истины; все остальные мотивы должны игнорироваться. Организованный скептицизм. Все достижения должны приниматься критично, с целью их переосмысления. Р.Мертон -1910-2003 - один из самых известных американских социологов двадцатого века. В связи со стремительным развитием науки в 1957 г. Р. Мертон во многом переосмыслил этос учёного. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Как можно быстрее передавать свои научные результаты коллегам, но не торопиться с публикациями. Быть восприимчивым к новым идеям, но не поддаваться интеллектуальной «моде». Стремиться добывать такое знание, которое получит высокую оценку коллег, но работать, не обращая внимания на оценки других. Защищать новые идеи, но не поддерживать опрометчивые заключения. Прилагать максимальные усилия, чтобы знать относящиеся к его области работы, но при этом помнить, что эрудиция иногда тормозит творчество. Быть крайне тщательным в формулировках и деталях, но не углубляться в педантизм, ибо это идет в ущерб содержанию. Всегда помнить, что знание универсально, но не забывать, что всякое научное открытие делает честь нации, представителем которой оно совершено; Воспитывать новое поколение ученых, но не отдавать обучению слишком много внимания и времени; Учиться у большого мастера и подражать ему, но не полностью повторять его. Почему принципы Мертона сегодня устарели? § § § § распространялись на «малую науку» («немецкая модель»); не учитывали остроту конкуренции между научными школами, авторскими коллективами в национальном и глобальном масштабе; выдвигались в условиях незначительного внимания к авторскому праву и его охране, коммерческой тайне, патентованию и т.д. ; формулировались в условиях невысокой коммерциализации науки. Антинормы («Земные нормы») С. Фуллера 1) 2) 3) 4) Коллективизм à Мафиозность (необходимость поддерживать хорошие отношения с «научными боссами»). Универсализм à Культурный империализм (доминирование англо-американских журналов). Незаинтересованность à Оппортунизм (равнодушие к тому, как будут использованы результаты). Организованный скептицизм à Коллективная безответственность. Реальные нормы науки Дж. Займана (вместо «идеальных» норм Мертона) -выражают реальное положение учёного в современном мире «большой науки». -являются средним между нормами CUDOS и «антинормами», т.е. реальным положением вещей и требованиями совести учёного. - демонстрируют устои корпоративной культуры современного научного сообщества. Нормы науки Дж. Займана PLACE (1997) 1) 2) 3) 4) 5) Работа на интеллектуальную собственность, а не знание, доступное всем. Работа над решением узкой, локальной задачи, а не универсальной. Работа над задачей, поставленной руководством (вопреки академической свободе). Работа на заказ богатого клиента (вместо бескорыстия). Экспертная работа (результаты оцениваются узким кругом специалистов, а не всем сообществом. Современные требования научной этики Этический кодекс, принятый Обществом Макса Планка (2000) А) Нормы, регулирующие повседневную научную деятельность: — точное соблюдение правил получения и отбора данных, действующих в конкретной научной дисциплине; — надежная организация защиты и хранения первичных данных; ясное и полное документирование всех важных результатов; — правило "систематического скептицизма": открытость для сомнений, даже по поводу своих собственных результатов и результатов работы своего коллектива; — осмысление неявных, аксиоматичных предположений; бдительное отношение к попыткам принять желаемое за действительное, вызванным личной заинтересованностью или даже причинами этического характера. Современные требования научной этики Этический кодекс, принятый Обществом Макса Планка (2000) Б) Нормы, регулирующие отношения между коллегами и сотрудничество: — обязательство не препятствовать научной работе конкурентов, путем, например, задержки отзывов или передачи третьему лицу научных результатов, полученных при условии соблюдения конфиденциальности; — активное содействие научному росту молодых ученых; — открытость для критики и сомнений, выражаемых другими учеными и коллегами по работе; — внимательная, объективная и непредубежденная оценка работы коллег; непредвзятое отношение. Современные требования научной этики Этический кодекс, принятый Обществом Макса Планка (2000) В)Нормы, регулирующие публикацию результатов: — обязательная публикация результатов работы, выполняемой за счет государственного финансирования (принцип общедоступности результатов фундаментальных исследований); —соответствующее представление неподтвержденных гипотез и признание ошибок (принцип научной культуры, допускающий возможность ошибки в науке); — честное признание заслуг и должная оценка вклада предшественников, конкурентов и коллег (принцип признания заслуг). Этический кодекс, принятый Обществом Макса Планка (2000) Перечень нарушений: Ложные заявления посредством: А) фабрикации и фальсификаций данных § путем тайного отбора данных и отказа от нежелательных результатов; § путем манипуляции изображениями или иллюстрациями. Б) Некорректных заявлений в письме-заявке или заявке на получение поддержки. 2. Нарушение прав интеллектуальной собственности (авторства). 3. Вред, наносимый чужой работе. 1. Причины фальсификаций § § § § борьба за финансирование желание славы, известности необходимость доказывать свою научную состоятельность, выполнять план, распоряжения руководства, достигать результат при финансировании конкретного проекта авантюризм и самонадеянность молодых учёных «Детские» фальсификации «Пилтдаунский человек» Артура Конан Дойла (?), 1908 Разоблачена (?) в 1953 г. Эрнст Геккель: фальсификация ради идеи «Эмбриональное повторение» Рисунки Геккеля Современные фотографии Современная фальсификация – Ву Сук Хван, 2005. Манипуляции с эмбриональными стволовыми клетками (ЭСК), клонирование эмбриональных клеток. Была ли овечка Долли клонирована? Иэн Уилмут : - заявил, что не он создатель Долли; - отказался от попыток клонирования человеческого эмбриона. Марк Хаузер. Идея врождённой морали Могут ли тамарины узнавать себя в зеркале? Существуют ли чёткие критерии, по которым можно отличить фальсификацию от смелой научной гипотезы? Существуют ли точные критерии научности? Новая хронология Плагиат. Что это такое? Синонимы: - Кража интеллектуальной собственности. - Нарушение авторского права. - Заимствование без ссылок. - Неаккуратное цитирование. Согласно 146-й статьи УК РФ: Плагиат – «присвоение авторства». Положение об обеспечении самостоятельности выполнения письменных работ в МГУ имени М.В.Ломоносова Определение несамостоятельности: - дословное изложение чужого текста, - парафраза – изложение чужого текста с заменой слов и выражений без изменения содержания заимствованного текста. Санкции: lК студентам и слушателям, в письменных работах которых обнаружен плагиат, применяются дисциплинарные взыскания за поведение, недостойное студента (слушателя) МГУ, вплоть до отчисления. Наиболее распространённые определения плагиата в зарубежных вузах 1. Чистый плагиат, когда выдают чужой текст за свой. Его виды: а) «фотокопия», когда заимствуются целые куски из другого текста; б) «компиляция», когда берутся фрагменты из разных источников и скрепляются переходными фразами; в) «маскировка», когда текст пересказывается своими словами; г) «труд лени», когда информация из разных источников передаётся в едином стиле (за это время можно было бы написать свою работу) д) «кража у самого себя» - заимствование собственного текста из ранних работ. 2) неправильное (ошибочное) цитирование; его виды: а) «дезинформация» - указание неправильного источника; б) «перефразирование» - цитата слегка изменяется и выдаётся за свою без кавычек; в) «идеальное преступление» - автор правильно приводит цитаты, но разбавляет их украденными. г) «чрезмерное цитирование» - слишком много цитаты; В североамериканских университетах студентов сразу ориентируют: одна цитата на 20 строчек текста. Если больше – плагиат. Выводы: Классическое понимание науки как самостоятельной сферы познания действительности и практики сложилось в Новое время. Неклассическая наука сформировалась на рубеже Х1Х-ХХ веков, постнеклассическая наука складывается в конце ХХ-начале ХХ1 вв. Современная наука функционирует как социальный институт, взаимодействуя с государством и бизнесом, вырабатывая систему норм и ценностей внутри академического сообщества.
«Особенности функционирования современной науки: глобальное и национальное.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 47 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot