Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема «Основы социальной работы с осужденными»
В соответствии с ч. 2 ст. 10 УИК РФ «при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом».
С учетом изложенного, можно сформулировать основные положения законодательного закрепления прав и свобод осужденных:
1) права и свободы человека и гражданина (фундаментальное положение);
2) права и правовые лишения и ограничения, определяемые уголовно-исполнительным законодательством РФ;
3) права и правила обращения с заключенными, содержащиеся в международных рекомендациях;
4) разрешительные и запретительные объемы правового статуса осужденных, основанные на основополагающих рекомендациях и выводах отечественного и мирового правового применения.
Таким образом, правовое положение (правовой статус) осужденных – установленная уголовно-исполнительным законодательством и подзаконными актами действующая совокупность дозволительных и запретительных правовых предписаний, регулирующих порядок и условия отбывания наказания, а также обеспечивающих достижение поставленных перед наказанием целей.
Основные права осужденных:
- осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний;
- осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона;
- осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам, связанным с испытанием лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, а также проведением биомедицинских исследований;
- осужденные имеют право обращаться с предложениями,
- заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека;
- осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения;
- осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия;
- осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи;
- осужденные имеют право на личную безопасность;
- осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними;
- осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы;
- осужденные –– граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут переписку, а также обращаются предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания. Осужденные –– иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания;
- осужденные к аресту или лишению свободы – иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, –– с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных.
Законные интересы осужденных –– закрепленные в правовых нормах конкретные действия, стремления осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемые, как правило, в результате оценки администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, прокуратурой, судом поведения осужденных во время отбывания ими наказания.
Виды законных интересов осужденных, по мнению указанных авторов, весьма разнообразны. Так, по социально-политическому назначению блага законные интересы могут быть разделены на три группы.
Первая группа –– это законные интересы, направленные на получение поощрения.
Вторая группа –– это законные интересы, направленные на получение льгот.
Третья группа выражается стремлением к получению благ
Обязанности осужденных. Сущность любой обязанности в ее смысловом выражении, ее можно выразить в общих чертах как круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.
Невыполнение осужденным возложенных на него обязанностей влечет за собой применение к виновному специальных мер, предусмотренных УИК РФ. Такими мерами являются меры дисциплинарного воздействия на осужденных, меры по ужесточению условий их содержания в исправительном учреждении, меры по изменению исправительного учреждения в сторону ужесточения режимных требований.
Основные обязанности осужденных:
- осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены;
- осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов;
- осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания;
- осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным;
- осужденные обязаны являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу.
Законодательно закрепленные обязанности осужденных (ст. 11 УИК РФ) представлены их примерным (не исчерпывающим) перечнем, который дополняется другими, специфика которых определяется видом исправительных учреждений.
Ресоциализация осужденных к лишению свободы включает в себя процесс усвоения позитивных норм, убеждений, установок, принятых в обществе, и приобретения социально-полезных навыков в период отбывания наказания, необходимых для адаптации к жизни на свободе после освобождения.
Таким образом, ресоциализация представляет собой ряд мер нравственно-социального характера, направленных на исправление личности с антиобщественной манерой поведения. Важной составляющей в процессе ресоциализации является психотерапевтическая коррекция. Необходимым условием ресоциализации является исправление осужденного, а не наоборот, как отмечает В. И. Зубкова.
Во многом ресоциализация осужденных к лишению свободы осложнена невозможностью изменения негативной социальной среды, а также комплексом факторов, присущих наказанию в виде лишения свободы, в частности принудительной изоляцией от общества, включением индивидов в однополые группы, жесткой регламентацией поведения во всех сферах жизнедеятельности.
В целях минимизации отрицательных эффектов изоляции Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предусматривает: разработку новых форм проведения воспитательной работы, организацию образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания; совершенствование уголовной и уголовно-исполнительной политики (организации исполнения наказаний), направленной на социализацию осужденных; создание условий для постепенного снижения количества осужденных, содержащихся в одном жилом помещении в исправительных учреждениях, в том числе в приоритетном порядке в воспитательных колониях; осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного; изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе; поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осужденных; разработку и внедрение профильных образовательных программ, реализуемых образовательными организациями УИС, направленных на формирование у обучающихся профессиональных навыков в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания; дифференциацию условий содержания осужденных с целью обеспечения выполнения ими установленных правил режима содержания, создание системы изучения факторов, способствующих эксцессам со стороны осужденных, с целью выработки мер, стимулирующих правопослушное поведение, а также усиления ответственности злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания; совершенствование системы мотиваций осужденных к законопослушному поведению, влекущему изменение условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения, условно-досрочное освобождение или замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания, совершенствование порядка участия администрации исправительных учреждений в реализации механизмов условно-досрочного освобождения и замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания с учетом поведения и личностных характеристик осужденных; внедрение новых организационно-правовых форм организации производственной деятельности в исправительных учреждениях и создание дополнительных рабочих мест, в том числе на основе государственно-частного партнерства; обучение осужденных профессиям в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения, востребованным на рынке труда, совершенствование профессиональных навыков, позволяющих трудоустроиться после освобождения; совершенствование и развитие системы обязательного профессионального обучения или среднего профессионального образования осужденных в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения, сохранение, передислокацию, перепрофилирование и создание новых профессиональных образовательных организаций, реализующих все формы обучения, с учетом прогноза потребностей в профессиях рабочих по отраслям и регионам страны; внедрение моделей и программ развития трудовых навыков и умений, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным потребностям несовершеннолетних осужденных; разработку механизма индивидуальной социальной работы с осужденными с момента их поступления в исправительные учреждения в целях подготовки к освобождению и дальнейшей социализации; усиление воспитательной работы в отношении осужденных с особым акцентом на вовлечение их в трудовую деятельность, приобретение профессии или переквалификацию; оптимизацию социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными на основе функционального взаимодействия сотрудников всех служб исправительных учреждений с привлечением к исправительному процессу представителей органов исполнительной власти, а также институтов гражданского общества; поиск и внедрение новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики; внедрение методов медиации в отношении осужденных; совершенствование духовно-нравственного и патриотического воспитания осужденных, планирование, организацию и проведение в исправительных учреждениях воспитательных мероприятий, направленных на формирование и развитие у осужденных стремления к общественно-полезной деятельности, соблюдению требований законов и принятых в обществе правил поведения; сотрудничество со структурами гражданского общества, общественными объединениями, деятельность которых может быть полезна для гуманитарно-воспитательного воздействия на осужденных, активизацию взаимодействия с традиционными конфессиями, в частности обеспечение осужденным возможности участия в религиозных обрядах, реализацию совместных с традиционными конфессиями гуманитарных проектов; расширение форм организации культурного досуга осужденных, клубной и кружковой работы, привлечение к этой работе деятелей искусства, культуры и спорта, в том числе имеющих широкую известность и позитивный авторитет, пополнение библиотечных фондов; повышение требований к научному и методическому уровню психодиагностической и психокоррекционной работы, разработку и развитие психотерапевтического направления работы психолога, совершенствование научно-технического обеспечения деятельности психолога, оптимизацию диагностического инструментария психолога и объема психодиагностической работы, внедрение инновационных технологий, адаптацию передового отечественного и зарубежного опыта работы; разработку новых подходов к формированию самодеятельных организаций осужденных с учетом интересов и потребностей в них самих осужденных, совершенствование правового регулирования их деятельности; дальнейшее развитие благоприятных условий для получения осужденными основного общего образования или среднего общего образования, среднего профессионального образования и высшего образования по заочной форме обучения в рамках реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; разработку и развитие психотерапевтического направления работы психолога, создание при учреждениях уголовно-исполнительной системы отделений социально-психологической реабилитации с целью оказания профильной психологической помощи осужденным, имеющим алкогольную или наркотическую зависимость, психические аномалии.
Однако в настоящий момент многие прогрессивные идеи Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года на практике не реализованы. Ресоциализация осужденных к лишению свободы – это длительный процесс, имеющий в своей основе сложный комплекс психолого-педагогических, медицинских, социально-экономических, юридических и организационных мер, направленных на формирование у каждого осужденного способности и готовности к включению после отбытия наказания в обычные условия жизни общества. В то же время эффективность данного процесса во многом зависит от условий отбывания наказаний, которые не должны иметь большой разрыв с жизнью на свободе, осужденный не должен утрачивать умений и навыков нормального поведения.
На ресоциализацию осужденных к лишению свободы направлены положения УИК РФ, закрепляющие основные права осужденных (ст. 12–15 УИК РФ), специальные права осужденных к лишению свободы (ст. 88–95, 98–101 УИК РФ), их законные интересы (ст. 96, 97, 175 УИК РФ), основные средства исправления осужденных (ч. 2 ст. 9 УИК РФ), в том числе труд, профессиональное образование и профессиональное обучение (ст. 103–106 УИК РФ, ст. 108 УИК РФ), воспитательное воздействие (ст. 109–110 УИК РФ, ст. 112–113 УИК РФ), а также возможность в период отбывания наказания в зависимости от поведения и отношения к труду улучшить условия содержания (ч. 1, ч. 2 ст. 120 УИК РФ, ч. 1, ч. 2 ст. 122 УИК РФ, ч. 1, ч. 2 ст. 124 77 УИК РФ, ч. 3, ч. 4 ст. 127 УИК РФ, ст. 129 УИК РФ, ч. 4, ч. 5 ст.1 30 УИК РФ, ч. 2, ч. 4 ст. 132 УИК РФ).
Следует отметить, что сам термин «ресоциализация» не закреплен в УИК РФ, однако он востребован законодателем в других нормативных правовых актах.
Так, в соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики планируется дополнить систему поощрений осужденных иными стимулами к правопослушному поведению и активной ресоциализации; в сфере социальной и психологической работы с осужденными, а также в процессе их воспитания и образования предлагается развитие социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоения ими основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения.
В этом документе предложено также разработать базовые программы психологической коррекции личности для формирования социальной направленности осужденных, профилактики деструктивных проявлений, их ресоциализации и дальнейшей интеграции в общество. Далее в рамках совершенствования сотрудничества с институтами гражданского общества и осуществления контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы предполагается содействие реализации общественно-гуманитарных проектов, в рамках которых создаются дополнительные стимулы к законопослушному поведению осужденных и их ресоциализации, в частности за счет участия общественности в устройстве судьбы осужденного, освобождающегося из мест лишения свободы. Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» раскрывает понятие ресоциализации. Согласно ст. 25 Закона, ресоциализация представляет собой комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера.
Таким образом, законодатель распространяет применение данного термина на постпенитенциарный период. Однако в настоящее время орган, выполняющий такие функции, не определен.
Представляется целесообразным передать указанные полномочия уголовно-исполнительным инспекциям, поскольку профилактика правонарушений должна включать не только правовые запреты, но и социальное сопровождение (оказание социальной, материальной и иной помощи). Уголовно-исполнительные инспекции при решении правовых, кадровых и иных организационных проблем должны стать аналогом службы пробации в зарубежных странах.
Ресоциализация осужденных к лишению свободы невозможна без их социальной адаптации, которая представляет собой комплекс мер и средств, направленных на подготовку к жизни на свободе.
Социальная адаптация является обязательным компонентом ресоциализации. В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ подготовка осужденных к освобождению начинается за 6 месяцев до окончания срока наказания (п. «а» ч. 1 ст. 97, ч. 3 ст. 121, ч. 5 ст. 132, ч. 4 ст. 133, ч. 1, ч. 2 ст. 180 УИК РФ), в то время как весь процесс, направленный на исправление осужденных, должен быть подчинен этой задачи и начинаться с первых дней исполнения (отбывания) наказания. Очевидно, что от эффективности предпринимаемых мер зависит уровень рецидивной преступности в стране, а значит и безопасность общества в целом.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в качестве одной из основных целей определила сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи, как социальная адаптация осужденных в период отбывания наказания в исправительных учреждениях и оказание лицам, освобожденным из мест лишение свободы, постпенитенциарной помощи.
Социальной адаптации осужденных к лишению свободы способствует общественно полезный труд, получение общего образования, высшего образования, профессиональное обучение, общественное воздействие, а также поддержание связи с внешним миром (свидания (ст. 89 УИК РФ), получение посылок, передач и бандеролей (ст. 90 УИК РФ), переписка, получение и отправление денежных переводов (ст. 91 УИК РФ), телефонные разговоры (ст. 92 УИК РФ), просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач (ст. 94 УИК РФ), возможность передвижения без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения (ст. 96 УИК РФ), выезды за пределы исправительного учреждения (ст. 97 УИК РФ), возможность изменения вида исправительного учреждения (ч. 2 ст. 78 УИК РФ), подготовка к освобождению (ч. 3 ст. 121, ч. 4 ст. 133 УИК РФ, ст. 180 УИК РФ).
Проведение мероприятий, направленных на подготовку осужденных к освобождению и последующей адаптации в обществе, согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, предполагает: предоставление для лиц, заканчивающих отбывание длительных сроков лишения свободы, возможности прохождения специального тренинга, включающего широкую информацию об изменениях в обществе, новых формах социальной жизни, а для некоторых категорий осужденных – предоставление возможности перевода в колонию-поселение с разрешением кратковременных выездов к месту предполагаемого жительства; создание условий для подготовки освобождающихся лиц к дальнейшей постпенитенциарной адаптации через службу пробации, создание которой предусматривается Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
Однако в самой уголовно-исполнительной системе не предусмотрен вид исправительного учреждения, задачей которого являлась бы социальная адаптация осужденных (по аналогии с европейскими открытыми тюрьмами). К тому же ч. 3 ст. 78 УИК РФ не позволяет постепенную интеграцию всем категориям осужденных и их перевод в колонию-поселение даже перед освобождением.
Правила режима охватывают все сферы жизнедеятельности осужденных к лишению свободы. Очевидно, что такая детальная регламентация распорядка дня в исправительном учреждении не стимулирует у осужденных чувство ответственности, не способствует их самостоятельности, затрудняет социальную адаптацию и последующую реинтеграцию в общество. В этом и заключается самая большая сложность реализации задач пенитенциарного режима, нейтрализации его негативных факторов.
Таким образом, процесс исполнения (отбывания) наказания в виде лишения свободы должен быть подчинен главной задаче – подготовке осужденных к жизни на свободе, что в условиях изоляции достаточно сложно.
Вопросы социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, их реинтеграции в общество, напрямую зависят от эффективности ресоциализации и социальной адаптации в период отбывания наказания, а следовательно, являются индикатором уровня рецидивной преступности.
Очевидно, что по данному вопросу требуется проведение информационной политики, поскольку в настоящее время общество не готово к пониманию важности проблемы интеграции осужденных в социум, их адаптации к жизни на свободе.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Не являются исключением лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы. Значимость юридической помощи данной категории лиц обусловлена тем, что они изолированы от общества и ограничены в доступе к правовой информации. Это влечёт недостаточный уровень развития правового сознания и правовой культуры и не позволяет им использовать законные средства для защиты своих прав.
При этом наличие специального правового статуса осуждённых не предполагает ограничений в средствах защиты их прав, свобод и законных интересов. Можно констатировать, что на сегодняшний день отсутствует легальное определение юридической помощи. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» указывает, что «адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката».
Кроме того, данный закон отмечает, что не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая: работниками юридических служб юридических лиц, а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления; участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями; нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.
Другим источником, содержащим нормы, регулирующие оказание юридической помощи, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
Главным недостатком приведённых источников является отсутствие легального определения юридической помощи. Отсутствие определения подменяется раскрытием его содержания, что представляется не совсем корректным.
Ст. 2 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» определяет, что юридическая помощь включает в себя составление документов правового характера, дачу консультаций, а также представление интересов в различных инстанциях. Ст. 6 Закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» говорит, что бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:
1) правового консультирования в устной и письменной форме;
2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, содержанием юридической помощи является дача юридических консультаций, составление юридических документов, представление интересов в различных инстанциях.
Lex specialis в отношении оказания юридической помощи осуждённым является п. 8 ст. 12 и п. 4 ст. 89 УИК РФ. Аналогичное правило закреплено в п. 11 приказа Минюста России от 03 ноября 2005 г. № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».
В литературе отмечается, что «согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 01.04.2004 № 77-О “По ходатайству Министра юстиции Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2003 года по делу о проверке конституционности отдельных положений частей первой и второй статьи 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации” установленный частью 4 статьи 89 УИК РФ порядок предоставления осуждённому свиданий с адвокатом носит уведомительный, а не разрешительный характер, в связи с чем администрация учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, не вправе отказать в удовлетворении заявления осуждённого о свидании с приглашенным им адвокатом. При этом приведенные принципиальные положения имеют общий характер, относятся в равной мере ко всем осуждённым, отбывающим наказание в виде лишения свободы, в том числе и к тем, к которым применены меры дисциплинарного взыскания».
Г. А. Гурай справедливо указывает, что «на практике существует определённое мнение, что правовая помощь – это помощь только адвокатов. Действительно, адвокатская деятельность является основным средством обеспечения гарантируемого Конституцией Российской Федерации права на получение квалифицированной юридической помощи.
Однако юридическая помощь адвоката относится к числу наиболее дорогих услуг, в особенности по уголовным делам, а также по делам лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, при этом возможность осуждённых в получении юридической помощи от адвокатов существенно снижается. Вместе с тем, согласно положениям УИК РФ, для получения юридической помощи осуждённые могут пользоваться услугами не только адвокатов, но и иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи. При этом законодательством не конкретизировано, какие именно субъекты, кроме адвокатов, имеют право на оказание юридической помощи осуждённым, находящимся в местах лишения свободы.
В целом исследователем высказано верное замечание: при этом необходимо понимать, что законодатель в первую очередь ориентируется на оказание юридической помощи в рамках уголовного преследования, поэтому, как правило, речь идёт об адвокатах, при этом безосновательно обойдённым является оказание помощи осуждённым в рамках гражданских дел. Поэтому предлагается разделить юридическую помощь, оказываемую в рамках уголовного процесса, и юридическую помощь, оказываемую в рамках гражданских дел.
В рамках оказания юридической помощи осуждённым по гражданским делам выделяется оказание платной юридической помощи и предоставление юридической помощи бесплатно. Оказание юридической помощи платно возможно с использованием юридического посредничества, которое является одной из форм представительства.
Для оказания правовой помощи и представлению интересов осуждённый имеет право заключить договор об оказании юридических услуг. Е. А. Суханов отмечает, что «договор поручения оформляет одну из основных разновидностей обязательств по оказанию юридических услуг. К их числу относятся также обязательства, возникающие из договоров комиссии и агентирования, а в известной мере также и из договора доверительного управления имуществом. Во всех перечисленных отношениях имеется посредник – представитель (поверенный), комиссионер, агент, доверительный управляющий, – который действует в гражданском обороте либо от чужого, либо даже от собственного имени, но так или иначе в чужих интересах, непосредственно или в конечном итоге создавая, изменяя или прекращая определённые права и обязанности для своего клиента (представляемого, комитента, принципала и т.д.) в его правоотношениях с третьими лицами. К этому сводится существо юридических услуг, позволяющих управомоченным или обязанным лицам достигать необходимого правового результата с помощью других лиц – посредников».
Осуждённый может достигнуть необходимого правового результата, выражающегося в защите субъективного права путём юридического посредничества. Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» предусмотрен механизм оказания бесплатной юридической помощи гражданам. Представляется, что применение данного механизма в отношении лиц осуждённых к лишению свободы может решить приведённую проблему. Безусловно, бесплатная юридическая помощь является альтернативной, в случае, если осуждённый не обладает необходимыми средствами для оплаты услуг адвоката (представителя).
Ст. 23 указанного закона предусматривает создание юридических клиник. Юридические клиники создаются образовательными учреждениями, обучающими юридическим специальностям. Кажется верным, что юридические клиники, существующие в образовательных учреждениях, могут оказывать юридическую помощь осуждённым. С одной стороны, осуждённые получают возможность реализации субъективного права на защиту, а с другой стороны, обучающиеся приобретают навыки практической деятельности и необходимый опыт в будущей профессии. Законодателем допускаются следующие формы оказания юридической помощи: дача устных или письменных консультаций; составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.
На сегодняшний день подготовка кадров для ФСИН России по программам высшего профессионального образования осуществляется в 8 образовательных учреждениях ФСИН России. В каждом образовательном учреждении ФСИН России создана и функционирует юридическая клиника. Поэтому целесообразно и оправданно возложение функций по защите субъективных прав осуждённых лиц на курсантов, проходящих обучение по специальностям юридического профиля.
Таким образом, осуждённые к наказанию в виде лишения свободы обладают правом на получение юридической помощи. Данное право гарантировано Конституцией РФ, а также рядом специальных нормативных актов. Юридическая помощь осуждённым может оказываться как в рамках дел, связанных с уголовным преследованием, так и в рамках гражданско-правовых споров.