Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основы сертификации в сфере БДД

  • 👀 538 просмотров
  • 📌 479 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Основы сертификации в сфере БДД
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основы сертификации в сфере БДД» pdf
ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ В СФЕРЕ БДД Конспект лекций 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Общие принципы технического регулирования устанавливает федеральный закон "О техническом регулировании" № 184-ФЗ (07). Техническое регулирование [184-ФЗ, статья 2] – правовое регулирование отношений в области: 1) установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; 2) установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; 3) оценки соответствия. Оценка соответствия [184-ФЗ, статья 2] – прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту. В сфере безопасности колесных транспортных средств нормы технического регулирования устанавливает технический регламент "О безопасности колесных транспортных средств" [утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.09 № 720]. Технический регламент [184-ФЗ, статья 2] – документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям) и принят (4 варианта принятия) [184-ФЗ, статья 2]: 1) международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 2) федеральным законом; 3) указом Президента Российской Федерации; 4) постановлением Правительства Российской Федерации. До вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные действующими национальными стандартами (ГОСТами), подлежат обязательному исполнению. После вступления в силу соответствующих технических регламентов национальные стандарты (ГОСТы) переходят в разряд "применяемых на добровольной основе". Национальный стандарт [184-ФЗ, статья 2] – стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации. 1.1. Классификация транспортных средств по категориям [ТР, приложение № 1, раздел 1] (Колесное) Транспортное средство [ТР, пункт 5] – наземное механическое устройство на колесном ходу категорий L, M, N, О, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, по автомобильным дорогам общего пользования. Категория транспортного средства [ТР, пункт 5] – классификационная характеристика транспортного средства, применяемая в целях установления в настоящем техническом регламенте требований. Категория L – мототранспортные средства. Категория L подразделяется на 7 категорий (L1-L7) в зависимости от: 1) числа колес; 2) максимальной конструктивной скорости; 3) рабочего объема двигателя внутреннего сгорания или мощности электродвигателя; 4) ненагруженной массы. 2 Категория M – транспортные средства с двигателем, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров. Категория М подразделяется на 3 категории: категория M1 – транспортные средства, имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения (автомобили легковые); категории M2 и М3 – транспортные средства, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения (автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства), технически допустимая максимальная масса которых: - M2 – не превышает 5 т; - M3 – превышает 5 т. Категория N – транспортные средства с двигателем, используемые для перевозки грузов (автомобили грузовые и тягачи). Категория N подразделяется на 3 категории в зависимости от технически допустимой максимальной массы: категория N1 – не более 3,5 т; категория N2 – свыше 3,5 т, но не более 12 т; категория N3 – более 12 т. Категория O – транспортные средства без двигателя (прицепы к легковым автомобилям и мотоциклам, мотороллерам и квадрициклам, прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям). Категория О подразделяется на 4 категории в зависимости от технически допустимой максимальной массы: категория O1 – не более 0,75 т; категория O2 – свыше 0,75 т, но не более 3,5 т; категория O3 – свыше 3,5 т, но не более 10 т; категория O4 – более 10 т. Категория G – транспортные средства категорий М и N повышенной проходимости (категории G), т.е. имеющие полный привод колес и отвечающие требованиям геометрической проходимости (углы въезда и съезда, дорожный просвет и т.п.), установленным техническим регламентом. При обозначении категории транспортных средств повышенной проходимости буква G должна сочетаться с буквами M или N (например, N1G). Специализированное пассажирское транспортное средство [ТР, пункт 5] – транспортное средство категории М2G или М3G, изготовленное на шасси транспортного средства повышенной проходимости категории N1G, N2G или N3G. 1.2. Объекты технического регулирования К объектам технического регулирования, на которые распространяется действие технического регламента, относятся [ТР, пункт 2]: 1) колесные транспортные средства категорий L, M, N и О, а также шасси транспортных средств при; - выпуске в обращение транспортных средств на территории Российской Федерации; - эксплуатации транспортных средств независимо от места их изготовления. Шасси [ТР, пункт 5] – наземное механическое устройство на колесном ходу, не оснащенное кабиной, и (или) двигателем, и (или) кузовом, не предназначенное для эксплуатации. Выпуск в обращение [ТР, пункт 5] – оформление документа, разрешающего свободное обращение конкретного транспортного средства (шасси) или конкретной партии компонентов на территории Российской Федерации. 2) компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств. Компоненты транспортного средства [ТР, пункт 5] – составные части конструкции транспортного средства. Действие технического регламента не распространяется на транспортные средства [ТР, пункт 4]: 1) имеющие максимальную скорость, предусмотренную их конструкцией, не более 25 км/ч; 2) ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более 6 месяцев; 3) предназначенные исключительно для участия в спортивных соревнованиях; 4) категорий L и M1, с даты выпуска которых прошло 30 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и рамой (при наличии), сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния; 3 5) принадлежащие дипломатическим и консульским представительствам, а также сотрудникам этих представительств (организаций) и членам их семей. 1.3. Цели технического регламента Цели технического регламента [ТР, пункт 1]: 1) защита жизни и здоровья граждан; 2) охрана окружающей среды; 3) защита имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; 4) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств. 1.4. Объекты и формы оценки соответствия [Повторение] Оценка соответствия [184-ФЗ, статья 2] – прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту. ТР [раздел III] устанавливает 5 видов оценки соответствия: 1. Оценка соответствия типов транспортных средств (шасси) перед их выпуском в обращение – проводится в форме одобрения типа [ТР, пункт 16]. Тип транспортного средства (шасси) [ТР, пункт 5] – транспортные средства (шасси) с одинаковыми конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним изготовителем. Пример Тип транспортного средства обычно включает в себя: 1) транспортные средства категории М или N, отличающиеся только моделью двигателя; 2) транспортные средства категории N или О, отличающиеся только исполнением загрузочного пространства (кузова): - бортовая платформа; - самосвальное оборудование; - седельно-сцепное устройство; - кузов-фургон; - цистерна и т.д. Одобрение типа [ТР, пункт 5] – форма оценки соответствия транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств", установленным в отношении типа транспортного средства (шасси). Одобрение типа предусматривает оценку соответствия транспортного средства перечню технических требований, который устанавливает технический регламент [приложение № 2]. В зависимости от особенностей конструкции и категории транспортного средства перечень содержит от 15 до 34 технических требований. На каждое техническое требование должен быть получен сертификат соответствия. При наличии комплекта сертификатов соответствия по всем техническим требованиям на транспортное средство оформляется одобрение типа транспортного средства. Сертификат соответствия [184-ФЗ, статья 2] – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Одобрение типа транспортного средства [ТР, пункт 5] – документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям технического регламента. 2. Оценка соответствия единичных транспортных средств перед их выпуском в обращение – проводится после идентификации каждого транспортного средства в формах технической экспертизы конструкции транспортного средства и при необходимости его испытаний [ТР, пункт 66]. Единичное транспортное средство [ТР, пункт 5] – транспортное средство (6 вариантов): 4 1) изготовленное в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение; 2) изготовленное в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта; 3) являющееся результатом индивидуального технического творчества; 4) ввозимое в Российскую Федерацию физическим лицом для собственных нужд; 5) ввозимое в Российскую Федерацию из числа ранее допущенных для участия в дорожном движении за пределами Российской Федерации; 6) выпускаемое в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу. Идентификация продукции [184-ФЗ, статья 2] – установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам. Техническая экспертиза конструкции транспортного средства – анализ конструкции транспортного средства и технической документации на него без проведения испытаний [ТР, пункт 5]. 3. Оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации – проводится в отношении каждого зарегистрированного в установленном порядке в Российской Федерации транспортного средства в форме проверки его технического состояния, которая осуществляется в рамках технического осмотра [ТР, пункт 76]. Проверка технического состояния транспортного средства [ТР, пункт 5] – процедура оценки соответствия находящегося в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортного средства требованиям технического регламента. 4. Оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию, – осуществляется в форме проверки их технического состояния после идентификации каждого транспортного средства [ТР, пункт 79]. Изменение конструкции транспортного средства [Наставление по техническому надзору ГИБДД МВД Российской Федерации (приказ МВД России МВД Российской Федерации от 07.12.2000 № 1240), пункт 2] – исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения. Внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством Российской Федерации [ТР, пункт 81]. 5. Оценка соответствия типов компонентов транспортных средств перед их выпуском в обращение – осуществляется в формах декларирования соответствия или обязательной сертификации [ТР, пункт 84]. Декларирование соответствия [184-ФЗ, статья 2] – форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Сертификация [184-ФЗ, статья 2] – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Орган по сертификации [184-ФЗ, статья 2] – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. Аккредитация [184-ФЗ, статья 2] – официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия. 5 2. ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ ЗА ВНЕСЕНИЕМ ИЗМЕНЕНИЙ В КОНСТРУКЦИЮ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЭКСПЛУАТАЦИИ [Повторение] Изменение конструкции транспортного средства [Наставление по техническому надзору ГИБДД МВД Российской Федерации (приказ МВД России МВД Российской Федерации от 07.12.2000 № 1240), пункт 2] – исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения. 2.1. Общие положения В Российской Федерации допускается собственникам транспортных средств по разрешению ГИБДД МВД Росси вносить изменение в конструкцию транспортных средств. Такая практика не применяется в развитых странах, где внесение изменений в конструкцию транспортных средств могут производить только: 1) изготовители транспортных средств; 2) изготовители специализированного оборудования и компонентов транспортных средств. Причины, по которым вносят изменения в конструкцию транспортных средств, обычно носят преимущественно экономический характер. Вместо приобретения нового транспортных средств, переоборудуют под свои нужды имеющиеся. Покупают только необходимые комплектующие, при этом экономятся значительные средства. При внесении изменений в конструкцию собственники транспортных средств решают одну из следующих двух задач: 1. Улучшение эксплуатационных качеств транспортного средства, например: а) установка дополнительного топливного бака, в том числе на прицепное звено, повышает запас хода транспортного средства; б) установка кабины со спальным местом позволяет использовать автомобиль в междугородных перевозках; в) установка дизеля взамен бензинового двигателя позволяет снизить расходы на топливо; г) установка на автомобиль тягово-сцепного устройства позволяет его использовать в составе автопоезда. 2. Изменение назначения транспортного средства, например: а) установка на транспортное средство специализированного кузова взамен бортовой платформы или взамен другого специализированного кузова (самосвал, цистерна, фургон и т.п.); б) установка на автомобиль седельно-сцепного устройства взамен кузова; в) установка в салон легкового автомобиля или автобуса специального несъемного оборудования для выполнения нетранспортных технологических операций. 2.2. Нормативные правовые акты и ответственность за нарушения порядка внесения изменений в конструкцию транспортных средств Контроль за внесением изменений в конструкцию транспортных средств осуществляет ГИБДД МВД России. Основной нормативный правовой акт: "Порядок контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД Российской Федерации ", утвержденный приказом МВД Российской Федерации от 07.12.2000 № 1240" [далее – Приказ МВД № 1240]. "Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности движения", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, предписывает [пункт 12] "Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, переоборудованные без соответствующего разрешения…". Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [статья 12, часть 31, пункт 2] "Выпуск на линию транспортных средств,… переоборудованного без соответствующего разрешения, влечет наложение 6 административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от 500 до 1000 р". 2.3. Оформление внесения изменений в конструкции транспортных средств Порядок оформления внесения изменений в конструкцию транспортных средств показан схемой и включает в себя пять (если заключение не требуется) или шесть (если заключение требуется) этапов. Схема оформления изменения конструкции ТС Этап оформления 1. Подача заявления Организация Документ Подразделение ГИБДД по месту учета ТС Решение по заявлению Требуется или нет заключение? ДА Критерий: ТС после внесения изменений в конструкцию соответствует ТС, изготовленному в условиях серийного производства НЕТ 2. Получение заключения Уполномоченная организация Заключение 3. Внесение изменений в конструкцию ТС Производитель работ 1. Декларация. 2. Копии сертификата соответствия и приложения к нему 4. Проверка конструкции ТС после внесения изменений Пункт технического осмотра Диагностическая карта Подразделение ГИБДД по месту учета ТС Свидетельство. Запись в паспорт ТС 5 Получение свидетельства Пояснения к схеме [Приказ МВД № 1240, пункт 2]: Заявление – заявление на внесение изменений в конструкцию транспортного средства – документ установленной формы. Заключение – заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства – документ, подтверждающий возможность внесения изменений в конструкцию транспортного средства и устанавливающий конкретный порядок проведения необходимых для этого работ, выдаваемый уполномоченной организацией. Уполномоченные организации – организации, уполномоченные выдавать заключения о возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства. Уполномоченными организациями являются: - организации-изготовители транспортных средств; - организации, уполномоченные Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД России. Производитель работ – производитель работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту ТС и имеющие сертификат соответствия на выполнение этих услуг. Декларация – заявление-декларация об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства – документ установленной формы, выдаваемый производителем работ собственнику транспортного средства, декларирующий качество и объем выполненных работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства. Свидетельство – свидетельство о соответствии транспортного средства требованиям безопасности – документ, подтверждающий соответствие транспортного средства требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движе- 7 ния, выдаваемый ГИБДД по результатам контроля за внесением изменений в его конструкцию. РЭП ГИБДД – регистрационно-экзаменационное подразделение ГИБДД. 2.3.1. Заявление на внесение изменений в конструкцию транспортного средства Заявление подают в подразделение ГИБДД по месту учета транспортного средства на бланке установленной формы. В заявлении указывают: 1) сведения о транспортном средстве, указанные в свидетельстве о регистрации транспортного средства, номера и даты выдачи паспорта транспортного средства и свидетельства о регистрации транспортного средства; 2) сведения о собственнике транспортного средства: - наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица; - адрес; 3) подробные сведения о планируемых изменениях конструкции транспортного средства. Вместе с заявлением собственник транспортного средства представляет документы: 1) документ, подтверждающий право владения или распоряжения транспортным средством; 2) паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации транспортного средства. При рассмотрении заявления подразделением ГИБДД: 1) производят проверку отсутствия в отношении транспортного средства запретов или ограничений, наложенных: - судом; - следствием; - таможенными органами; - органами налоговой полиции; - органами социальной защиты населения; 2) принимают решение по заявлению. Решение по заявлению записывают на оборотной стороне заявления. В нем указывают: 1) порядок и условия оформления и выдачи свидетельства; 2) необходимость получения заключения, приводят уполномоченные организации, в которых оно может быть получено. Заключение не требуется, если транспортное средство после внесения изменений в конструкцию соответствует серийно выпускаемому транспортному средству того же типа и того же изготовителя. 2.3.2. Заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию Если решение по заявлению предусматривает получение заключения, собственник транспортного средства направляет заявление и решение по нему в уполномоченную организацию. Заключение должно содержать: 1) описание работ, которые необходимо произвести при внесении изменений в конструкцию транспортного средства; 2) требования конструктивной безопасности, которые должны быть соблюдены при внесении изменений в конструкцию; 3) рекомендации по выбору производителя работ; 4) перечень работ, которые собственник транспортного средства может произвести самостоятельно; 5) при значительном объеме и большой сложности работ к заключению прилагают техническую документацию. В качестве заключения могут быть приняты технические условия на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, разработанные: 1) организацией-изготовителем базового транспортного средства, согласованные с ДОБДД МВД России; 2) производителем работ, утвержденные в установленном порядке организациейизготовителем базового транспортного средства и согласованные с ДОБДД МВД России. 8 Базовое транспортное средство [Приказ МВД № 1240, пункт 2] – сертифицированное в установленном порядке транспортное средство, в конструкцию которого вносятся изменения. 2.3.3. Внесение изменений в конструкцию Производитель работ выдает собственнику транспортного средства декларацию, которая содержит: 1) сведения о производителе работ: - наименование и адрес; - номер и дату выдачи сертификата соответствия на услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств и название органа по сертификации, выдавшего сертификат; 2) сведения о транспортном средстве (государственный регистрационный знак, код VIN, номер двигателя и т.п.); 3) описание произведенных изменений конструкции транспортного средства; 4) характеристики транспортного средства после внесенных изменений в его конструкцию: - размеры; - показатели массы; - типы основных агрегатов и узлов транспортного средства. К декларации прилагают заверенные в установленном порядке копии: 1) сертификата соответствия на услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств; 2) приложения к сертификату соответствия, в котором дается перечень сертифицированных услуг. Собственнику транспортного средства допускается осуществлять работы по внесению только тех изменений в конструкцию транспортного средства, на которые имеется разрешение уполномоченной организации. На самостоятельно проведенные работы по внесению изменений в конструкцию транспортного средства декларация заполняется и подписывается собственником транспортного средства. 2.3.4. Проверка конструкции транспортного средства после внесенных изменений Техническое состояние и конструкцию транспортного средства после внесенных изменений проверяют в пункте технического осмотра. Если внесение изменений в конструкцию транспортного средства выполнено без заключения, проверяют его соответствие тому же транспортному средству, изготовленному в условиях серийного производства, с использованием эксплуатационной документации. По результатам проверки оформляют диагностическую карту на транспортное средство, которая выдается собственнику транспортного средства. Сведения об объеме и качестве выполненных работ, указанных в декларации, включают в графу диагностической карты "Замечания о выявленных в ходе проверки дефектах и дополнительная информация". 2.3.5. Свидетельство о соответствии транспортного средства требованиям безопасности Собственник транспортного средства представляет в подразделение ГИБДД (по месту учета транспортного средства) транспортного средства и следующие документы: 1) документ, удостоверяющий личность; 2) документ, подтверждающий право владения или пользования транспортным средством; 3) паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации транспортного средства; 4) заявление и решение по нему; 5) заключение, если оно предусмотрено решением по заявлению; 6) декларацию; 7) заверенные в установленном порядке копии: - сертификата соответствия на услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств; - приложения к сертификату соответствия; 8) диагностическую карту; 9 9) заверенные в установленном порядке копии сертификатов соответствия на использованные для внесения изменений в конструкцию транспортного средства составные части, подлежащие обязательной сертификации (при отсутствии маркировки знаком соответствия). На основании представленных документов производится идентификация транспортного средства, т.е. проверка соответствия: 1) маркировки транспортного средства регистрационным документам транспортного средства; 2) использованных для внесения изменения конструкции составных частей представленным документам. По результатам рассмотрения представленных документов подразделение ГИБДД оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство или отказывает в его выдаче. Свидетельство остается у собственника транспортного средства. В графу паспорта транспортного средства "Особые отметки" вносят запись об изменении конструкции транспортного средства, заверяет ее подписью и печатью. 2.4. Основные требования конструктивной безопасности при внесении изменений в конструкцию транспортных средств Технические требования, которые должны быть выполнены при внесении изменений в конструкцию транспортного средства, устанавливает технический регламент [приложение № 18]. 2.4.1. Общие требования 2.4.1.1. Показатели массы "Максимальная масса и ее распределение по осям и бортам, а также изменение координат центра масс не должны превышать пределов, установленных изготовителем транспортного средства". Причина нарушения этого требования обычно в том, что кузов или седельно-сцепное устройство устанавливают со смещением относительно места, предусмотренного конструкцией того же седельного тягача, изготовленного в условиях серийного производства (смещение кузова или седельно-сцепное устройство вперед приводит к перегрузке передней оси, смещение назад – к перегрузке задней оси или тележки). 2.4.1.2. Габаритные размеры Допустимая длина [ТР, приложение № 4, пункт 1.1]: Категория ТС М1, N, О (прицеп) М2 и М3 М2 и М3 М3 сочл. Автопоезд Число Длина, осей м Любое 12,00 2 >2 Любое Любое 13,50 15,00 18,75 20,00 В габаритную длину не входят: 1) устройства очистки и омывания лобового стекла; 2) таблички переднего и заднего регистрационных знаков и конструктивные элементы для установки государственных регистрационных знаков; 3) таможенная пломбировка и элементы ее защиты; 4) устройства крепления тента и элементы их защиты; 5) устройства освещения и световой сигнализации; 6) наружные зеркала и другие устройства непрямой обзорности; 7) вспомогательные средства наблюдения; 8) устройства забора воздуха во впускную систему двигателя внутреннего сгорания; 9) стопорные устройства для демонтируемых кузовов; 10 10) подножки и поручни; 11) эластичные буферные устройства или аналогичное оборудование; 12) подъемные платформы, рампы и аналогичное оборудование в положении для движения, не увеличивающие габаритные размеры более чем на 300 мм при условии, что грузоподъемность транспортного средства не увеличена; 13) сцепные и буксирные устройства транспортных средств; 14) трубы выпускной системы; 15) съемные спойлеры; 16) токоприемники транспортных средств с электропитанием от контактной сети; 17) наружные солнцезащитные козырьки. Допустимая ширина транспортных средств категорий М3, N3, О – 2,55 м (Для изотермических кузовов транспортных средств допускается максимальная ширина 2,6 м) [ТР, приложение № 4, пункт 1.2]. В габаритную ширину не входят: 1) таможенная пломбировка и элементы ее защиты; 2) устройства крепления тента и элементы их защиты; 3) устройства контроля давления в шинах; 4) выступающие гибкие части системы защиты от разбрызгивания из под колес; 5) для транспортных средств категории М3 входные рампы в положении для движения, подъемные платформы и аналогичное оборудование в положении для движения при условии, что эти устройства не выступают более чем на 10 мм за боковую поверхность транспортного средства и угловые кромки рамп, направленные вперед и назад, имеют радиусы закруглений не менее 5 мм; радиусы закруглений остальных кромок должны при этом быть не менее 2,5 мм; 6) наружные зеркала и другие устройства непрямой обзорности; 7) вспомогательные средства наблюдения; 8) убирающиеся подножки; 9) устройства освещения и световой сигнализации; 10) деформирующаяся часть боковин шин непосредственно над точкой соприкосновения с поверхностью. Допустимая высота транспортных средств – 4 м [ТР, приложение № 4, пункт 1.3]. В габаритную высоту не включают: 1) антенны; 2) пантографы или токоприемники в поднятом положении. Превышение габаритных размеров не означает, что транспортное средство не допускается к движению. В этом случае требуется оформления специального разрешения для передвижения такого транспортного средства по территории Российской Федерации [Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов по дорогам Российской Федерации. – Утверждена приказом Минтранса России от 27.05.1996]. 2.4.1.3. Крепление кузова и компонентов транспортного средства Кузов и используемые для внесения изменений в конструкцию транспортного средства компоненты должны надежно крепиться на шасси: 1) в местах, предусмотренных конструкцией того же транспортного средства, изготовленного в условиях серийного производства (смещение кузова или седельно-сцепного устройства от места, предусмотренного конструкцией, приводит к превышению пределов распределения максимальной массы, установленных технической характеристикой базового транспортного средства – см. пункт 2.4.1.1). 2) крепежными элементами, аналогичными по конструкции, количеству и материалу элементам крепления кузова или цистерны того же транспортного средства, изготовленного в условиях серийного производства, той же или большей технически допустимой максимальной массы. 11 2.4.1.4. Внешние световые приборы Место расположения и установка внешних световых приборов должны соответствовать Правилам ЕЭК ООН № 48 [Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации]. Нарушения предписаний Правилам ЕЭК ООН № 48 обычно возникают: 1) при замене кузова транспортного средства категории: - N – в отношении задних и боковых в зоне кузова внешних световых приборов; - О – в отношении всех внешних световых приборов; 2) при установке дополнительного и специализированного оборудования (грузоподъемного борта, крана-манипулятора и т.п.). 2.4.1.5. Задний государственный регистрационный знак Установка заднего государственного регистрационного знака должна отвечать следующим требованиям технического регламента [приложение № 8, раздел 6]: 1) задний государственный регистрационный знак должен устанавливаться: - по оси симметрии транспортного средства или слева от нее по направлению движения транспортного средства; - перпендикулярно продольной плоскости симметрии транспортного средства ± 3° и перпендикулярно опорной плоскости транспортного средства ± 5°; 3) высота регистрационного знака от опорной плоскости должна быть: - нижнего края – не менее 300 мм; - верхнего края – не более 1200 мм; 4) регистрационный знак не должен: - выступать за боковой габарит транспортного средства; - перекрывать внешние световые приборы. 2.4.1.6. Заднее защитное устройство На транспортных средствах категорий N2, N3 (за исключением седельных тягачей), О3 и О4 должны быть установлены задние… защитные устройства, позволяющие исключить попадание легкового автомобиля под транспортное средство в случае дорожно-транспортного происшествия. Допускается отсутствие задних защитных устройств на транспортных средствах, конструктивные особенности которых не позволяют выполнить установку соответствующих устройств. Заднее защитное устройство должно отвечать следующим требованиям технического регламента (приложение № 6, раздел 3.8): 1) заднее защитное устройство по ширине должно быть не более ширины задней оси и не короче ее более чем на 100 мм с каждой стороны; 2) высота заднего защитного устройства должна быть не менее 100 мм; 3) концы заднего защитного устройства не должны быть загнуты назад; 4) кромки заднего защитного устройства должны быть закруглены радиусом не менее 2,5 мм. 5) расстояние от опорной поверхности до нижнего края заднего защитного устройства на всем его протяжении не должно превышать 550 мм; 6) задняя поверхность заднего защитного устройства должна отстоять от заднего габарита транспортного средства не более чем на 400 мм. 2.4.1.7. Боковое защитное устройство На транспортных средствах категорий N2, N3…, О3 и О4 должны быть установлены… боковые защитные устройства, позволяющие исключить попадание легкового автомобиля под транспортное средство в случае дорожно-транспортного происшествия. Допускается установка боковых защитных устройств с отклонениями от установленных требований на транспортных средствах, конструктивные особенности и назначение которых не позволяют в полной мере обеспечить выполнение соответствующих требований. Боковое защитное устройство должно отвечать следующим требованиям технического регламента (приложение № 6, раздел 3.8): 12 1) боковое защитное устройство не должно выступать за габариты транспортного средства по ширине; 2) внешняя поверхность бокового защитного устройства должна отстоять от бокового габарита транспортного средства внутрь не более чем на 120 мм. В задней части на протяжении не менее 250 мм наружная поверхность бокового защитного устройства должна отстоять от внешнего края наружной задней шины внутрь не более чем на 30 мм (без учета прогиба шины в нижней части под весом транспортного средства); 3) внешняя поверхность бокового защитного устройства должна быть гладкой; 4) если боковое защитное устройство состоит из нескольких частей, допускается их расположение внахлест, при условии, что наружный конец каждой части находится снизу или сзади. Также допускается зазор между частями размером по горизонтали не более 25 мм, при этом задняя часть не должна выступать за переднюю. Болты, заклепки и другие детали крепления могут выступать на расстояние до 10 мм от внешней поверхности. Все кромки должны быть закруглены радиусом не менее 2,5 мм; 5) если боковое защитное устройство состоит из горизонтальных профилей, расстояние между ними должно быть не более 300 мм, и высота их должна быть не менее: - 50 мм для транспортных средств категорий N2 и О3; - 100 мм для транспортных средств категорий N3 и О4; 6) передний конец бокового защитного устройства по горизонтали должен отстоять: - для грузовых автомобилей не более чем на 300 мм от задней поверхности протектора шины переднего колеса. Если в указанной зоне находится кабина, то – не более чем на 100 мм от задней поверхности кабины; - для прицепов не более чем на 500 мм от задней поверхности протектора шины переднего колеса; - для полуприцепов не более чем на 250 мм от опор и не более чем на 2,7 м от центра шкворня. 7) если конструкция транспортного средства предусматривает наличие дополнительного свободного пространства над боковым защитным устройством в передней его части, то высота бокового защитного устройства должна быть увеличена посредством установки дополнительного вертикального элемента шириной не менее 50 мм для транспортных средств категорий N2 и О3 и 100 мм для транспортных средств категорий N3 и О4. Передний край дополнительного вертикального элемента должен быть загнут внутрь, и ширина этой внутренней части должна быть не менее 100 мм; 8) задний конец бокового защитного устройства по горизонтали должен отстоять не более чем на 300 мм от передней поверхности протектора шины заднего колеса; 9) расстояние от опорной поверхности до нижнего края бокового защитного устройства на всем его протяжении не должно превышать 550 мм; 10) максимальное расстояние от опорной поверхности до верхнего края бокового защитного устройства должно составлять 950 мм. Если нижний край стационарного, либо съемного кузова, если таковой предусмотрен конструкцией транспортного средства, располагается ниже этого расстояния, то верхний край бокового защитного устройства должен доходить до уровня нижнего края кузова. Однако, если часть кузова пересекается вертикальной плоскостью, касательной к наружной поверхности шины (без учета прогиба шины в нижней части под весом транспортного средства), то верхний край бокового защитного устройства может отстоять от этой части не более чем на 350 мм; 11) постоянно закрепленные на кузове транспортного средства запасное колесо, контейнер для аккумуляторных батарей, топливные баки, ресиверы тормозной системы и другие компоненты могут рассматриваться как части бокового защитного устройства, если они удовлетворяют выше установленным требованиям к его размерным характеристикам; 12) боковое защитное устройство не может использоваться для крепления воздушных и гидравлических трубопроводов. 2.4.2. Требования к отдельным видам внесения изменений в конструкцию 2.4.2.1. Изменение типа кузова транспортных средств категорий N и О Применяются только общие требования по пункту 2.4.1. 13 2.4.2.2. Топливные баки Топливные баки увеличенной емкости взамен штатных и дополнительные топливные баки допускается устанавливать только на транспортные средства категорий N и О с соблюдением следующих требований: 1) топливные баки должны быть сертифицированы; 2) топливные баки устанавливают: - основной увеличенной емкости – на предусмотренное изготовителем транспортного средства место; - дополнительный – в базе транспортного средства; 3) крепление баков – по пункту 2.4.1.3; 4) установка ТБ не должна повлечь изменение установки: - аппаратов тормозного привода; - бокового защитного устройства, предусмотренного конструкцией базового транспортного средства, а также изменение конструкции бокового защитного устройства; - боковых внешних световых приборов; 5) подключение топливных баков к системе питания двигателя должно быть выполнено по схеме, применяемой на том же транспортном средстве, изготовленном в условиях серийного производства, трубопроводами и арматурой, аналогичными по конструкции и материалам, применяемым на том же транспортном средстве, изготовленном в условиях серийного производства. Кроме того установка топливных баков должна отвечать требованиям технического регламента (приложение № 6, раздел 3.9): 6) топливо, которое может пролиться при наполнении топливного бака (баков), не должно попадать на систему выпуска выхлопных газов, а должно отводиться на грунт; 7) топливный бак (баки) не должен располагаться в пассажирском помещении или другом отделении, являющемся его составной частью, или составлять какую-либо его поверхность (пол, стенка, перегородка). Пассажирское помещение должно быть отделено от топливного бака (баков) перегородкой. Перегородка может иметь отверстия при условии, что они устроены таким образом, чтобы при обычных условиях эксплуатации топливо из бака (баков) не могло свободно вытекать в пассажирское помещение или другое отделение, являющееся его составной частью; 8) наливная горловина топливного бака не должна находиться ни в салоне, ни в багажном отделении, ни в моторном отсеке и должна быть снабжена крышкой для предотвращения выливания топлива; … 9) рядом с топливным баком (баками) не должно быть никаких выступающих частей, острых краев и т.п., с тем чтобы топливный бак (баки) был защищен на случай фронтального или бокового столкновения транспортного средства; 10) компоненты топливной системы должны быть защищены частями шасси или кузова от соприкосновения с возможными препятствиями на грунте. Такая защита не требуется, если компоненты, находящиеся в нижней части транспортного средства, располагаются по отношению к грунту выше части шасси или кузова, расположенной перед ними; 11) электропроводка и соединения электрических приборов должны быть без видимых разрушений, следов короткого замыкания и пробоя изоляции. 2.4.2.3. Седельно-сцепное устройство Замена кузова на седельно-сцепное устройство разрешена для транспортных средств, тип которых включены модификации, оборудованные седельными сцепными устройствами (седельные тягачи). При внесении изменений в конструкцию транспортного средства применяются указанные устройства. Установка седельно-сцепного устройства должна отвечать общим требованиям (пункт 2.4.1) и следующим: 1) расположение седельно-сцепного устройства относительно заднего моста должно: - соответствовать его расположению на серийно выпускаемых седельных тягачах того же типа; 14 Смещение седельно-сцепного устройства - обеспечивать относительный поворот тягача и полуприцепа вокруг оси шкворня в горизонтальной плоскости не менее чем на 90° в каждую сторону; 2) автомобиль, на который устанавливается седельно-сцепное устройство, должен иметь задний свес, не превышающий задний свес серийно выпускаемых седельных тягачах того же типа (увеличенный задний свес может привести к повреждению несущих систем седельного тягача и полуприцепа при движении по неровной дороге); 3) тормозной привод седельного тягача должен быть оборудован аппаратами управления тормозным приводом полуприцепа по двухпроводной схеме серийно выпускаемых седельных тягачей того же типа; 4) на тягаче должны быть установлены разъемные соединения для подключения электрооборудования и тормозных систем полуприцепа. 2.4.2.4. Устройства самопогрузки и саморазгрузки Установка устройств должна отвечать общим требованиям (пункт 2.4.1) и следующим: 1) гидравлические шланги не должны: - устанавливаться вблизи элементов конструкции, имеющих повышенную температуру, которая может вызвать возгорание рабочей жидкости в случае ее утечки, или должны быть отделены от этих элементов защитным экраном; - иметь недопустимой деформации в диапазоне рабочего хода рабочего органа гидропривода; 2) элементы пневматического управления оборудованием (например, самосвальное оборудование автомобилей КамАЗ) должны подключаться только к контуру дополнительного оборудования пневмосистемы транспортного средства. Отказ или разгерметизация пневматического управления оборудованием не должны влиять на работоспособность тормозного привода рабочей, запасной и стояночной тормозных систем транспортного средства; 3) органы управления оборудованием, размещаемые снаружи транспортного средства, в транспортном положении не должны выступать за плоскость бокового габарита транспортного средства. 4) оборудование (стрела крана-манипулятора, грузоподъемный борт, аутригеры и т.п.) должно надежно фиксироваться в транспортном положении (например, стрела гидравлического подъемника, грузоподъемный борт и т.п.); 5) лебедка не должна выступать за переднюю плоскость переднего бампера. Допускается выступание лебедки в случае, если при движении автомобиля она закрыта защитным элементом. 2.4.2.5. Установка на автомобили (в том числе в салоне легкового автомобиля) и прицепы специального несъемного оборудования Установка устройств должна отвечать общим требованиям (пункт 2.4.1) и следующим: 1) специальное оборудование, установленное в салоне легкового автомобиля, автобуса, не должно иметь травмоопасных выступов (должно соответствовать Правилам ЕЭК ООН № 21); 2) в легковом автомобиле специальное оборудование не должно устанавливаться в зоне размещения органов управления и не должно загораживать заднее окно. 2.4.2.6. Установка на грузовые бортовые автомобили и бортовые двухосные прицепы коников взамен бортов. Установка устройств должна отвечать общим требованиям (пункт 2.4.1) и следующим: 1) коники должны быть оборудованы приспособлениями, исключающими повышенный шум; 15 Требования технического регламента (приложение № 6, раздел 1.5) 2) автолесовозы должны иметь устройства (ограждения и т.п.), предотвращающие перемещение транспортируемой древесины на кабину во время движения автопоезда; 3) стойки коников лесовозных автопоездов должны оборудоваться замками, открывающимися с противоположной стороны разгрузки; 4) при вывозке сортиментов стойки коников должны снабжаться увязочными устройствами, пользование которыми должно осуществляться с земли; 5) лесовозные автопоезда, предназначенные для вывозки древесины в хлыстах (деревьях с кроной), должны снабжаться инвентарным увязочным приспособлением для обвязки воза между кониками; 6) лесовозные автопоезда, оборудованные манипуляторами для погрузки и выгрузки леса, должны иметь аутригеры; 7) тягач лесовозного автопоезда должен оборудоваться задними выдвижными фарами, обеспечивающими в темное время суток требуемую освещенность погружаемого воза но всей его высоте и длине в соответствии с нормативно-технической документацией; 8) лесовозный автопоезд должен оборудоваться устройством для обеспечения видимости задней части воза в темное время суток; 9) рабочее место водителя самозагружающегося лесовозного автопоезда, размещенное на колонке манипулятора, должно иметь защитное ограждение ног и рук, а также защиту от атмосферных осадков и ветра; 2.4.2.7. Установка на шасси грузовых автомобилей кузовов-фургонов мастерских, для перевозки почты, промышленных и продовольственных товаров, (за исключением кузововфургонов, специально предназначенных для перевозки людей). Установка устройств должна отвечать общим требованиям (пункт 2.4.1) и следующим: 1) дверь фургона должна быть расположена сзади или справа по ходу движения автомобиля. Распашная боковая дверь фургона должна открываться слева направо по ходу движения автомобиля. Подножки боковой двери не должны выступать за боковой габарит автомобиля; 2) при использовании ручки боковой двери поворотного типа (поворачивающейся в плоскости двери) открытый конец ручки должен быть направлен "назад" по ходу движения автомобиля и загнут по направлению "к двери"; сама ручка должна быть смонтирована таким образом, чтобы она поворачивалась в плоскости, параллельной двери, и не поворачивалась наружу. В за крытом положении конец ручки должен находиться в углублении или в защитном приспособлении. При использовании ручек боковых дверей, поворачивающихся наружу в любом направлении, непараллельном плоскости двери, открытый конец ручки должен быть направлен "назад" по ходу движения автомобиля, либо вниз. В закрытом положении конец ручки должен находиться в углублении или в защитном приспособлении. Ручка боковой двери фургона может выступать над поверхностью двери не более чем на 40 мм; 3) дверные петли фургона могут выступать над поверхностью дверей не более чем на 30 мм; 4) оборудование мастерской должно быть надежно закреплено. На наружной поверхности фургона не должно быть травмоопасных выступов (должен соответствовать Правилам ЕЭК ООН № 61).
«Основы сертификации в сфере БДД» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 170 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot