Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основы организации учета денежных средств

  • 👀 1933 просмотра
  • 📌 1874 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основы организации учета денежных средств» docx
Тема 1 Учет денежных средств и финансовых вложений 1. Задачи и основы организации учета денежных средств Денежные средства являются составной частью оборотных активов. Они необходимы предприятию для осуществления расчетов между поставщиками и подрядчиками, для осуществления платежей в бюджет, расчетов с кредитными учреждениями, для выдачи работникам зарплаты, премий и для осуществления других видов выплат. Денежные средства поступают на предприятие от покупателей и заказчиков за проданные товары и оказанные услуги, от банков в виде ссуд, от учреждений и организаций в порядке временной помощи и др. Базой денежных средств предприятия являются хозяйственные взаимоотношения предприятия с различными организациями и учреждениями и хозяйственные взаимоотношения, связанные с реализацией работ, услуг и осуществлением других хозяйственных операций. Денежные средства - это финансовые ресурсы организации, самые высоколиквидные активы; это показатель возможностей организации погасить долги, выполнить обязательства перед бюджетом, работниками, прочими фондами и кредиторами, т.е. они позволяют выполнять обязательства любого вида и уровня. Для учета денежных средств и контроля за их поступлением и целевым использованием применяется определенная группа счетов бухгалтерского учета: • 50 «Касса» - учет движения наличных денежных средств; • 51 «Расчетные счет» - предназначен для хранения свободных денежных средств организации и осуществления безналичных платежей в рублях; • 52 «Валютные счета» - предназначен для хранения свободных денежных средств организации и осуществления безналичных платежей в иностранной валюте; • 55 «Специальные счета в банках» - учет денежных средств, предназначенных для расчетов с поставщиками и пр. через аккредитивы и пластиковые карты различных кредитных учреждений и др.; • 57 «Переводы в пути» - учет инкассированных сумм денежных средств специальными службами для зачисления на расчетные чета и пр.; • 58 «Финансовые вложения» - учет наличия и движения инвестиций организации в государственные и иные ценные бумаги, уставные капиталы; предоставленные другим организациям займы; • 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги» - учет резервов под обесценение вложений организации в ценные бумаги. Все указанные счета активные по отношению к балансу. Оборот по дебету - увеличение денежных сумм или приобретений и переводов; оборот по кредиту - списание денежных средств, использование по целевому назначению; сальдо - остаток неиспользованных средств. Основными задачами учета денежных средств являются: обеспечение их сохранности и правильного использования; строгое соблюдение установленных правил ведения кассовых и банковских операций; правильное оформление движения денежных средств в документах и регистрах бухгалтерского учета. 2. Учет финансовых вложений Пункт 1 ПБУ 19/02 устанавливает правила формирования информации о финансовых вложениях, как в бухгалтерском учете, так и бухгалтерской отчетности. Положение определяет такое понятие, как финансовые вложения, под которыми следует погашать активы, для которых одновременно выполняются три условия: 1) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права; 2) переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями (риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности и др.); 3) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов либо прироста их стоимости (в виде разницы между ценой продажи (погашения) финансового вложения и его покупной стоимостью, в результате его обмена, использования при погашении обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости и т. п.). С введением в действие ПБУ 19/02 изменился состав финансовых вложений. Теперь в их перечень включаются: • государственные и муниципальные ценные бумаги; • ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя); • вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ); • займы, предоставленные другим организациям; • дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования; • вклады организации-товарища по договору простого товарищества; • депозитные вклады в кредитных организациях. Пункт 5 ПБУ 19/02 предоставляет право предприятиям самостоятельно устанавливать учетную единицу финансовых вложений. Критериями при выборе учетной единицы являются, с одной стороны, формирование полной и достоверной информации о финансовых вложениях, а с другой стороны, - организация надлежащего контроля за их наличием и движением. В качестве учетной единицы предлагается применять серию, партию и т. д. Требования к аналитическому учету с введением ПБУ 19/02 стали более жесткими. Согласно инструкции по применению Плана счетов аналитический учет финансовых вложении должен быть организован по видам и объектам финансовых вложений, срокам осуществления финансовых вложений, организациям – продавцам ценных бумаг. Пункт 6 ПБУ 19/02 кроме этого установил необходимость раскрытия информации о названии ценных бумаг, номере, серии и т. д., номинальной цене, цене покупки, расходах, связанных с приобретением ценных бумаг, общем количестве, дате покупки, дате продажи или иного выбытия, месте хранения. Положением по учету финансовых вложений определен порядок признания доходов и расходов по финансовым вложениям. При классификации доходов по операциям с финансовыми вложениями следует руководствоваться ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденным приказом Минфина России от 06.05.99 №32н. Согласно п. 36 ПБУ 19/02 расходы, связанные с обслуживанием финансовых вложений (например, оплата услуг банка, депозитария за хранение финансовых вложений, предоставление выписки о счета депо и т. п.), признаются операционными расходами организации. Как уже отмечалось, ПБУ 19/02 регламентирован и порядок формирования бухгалтерской отчетности по финансовым вложениям. Согласно п. 41 ПБУ 1902 финансовые вложения в бухгалтерской отчетности должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на кратко- срочные и долгосрочные. Для учета финансовых вложений предназначен счет 58 «Финансовые вложения». К нему могут быть открыты субсчета: 58-1 «Паи и акции»; 58-2 «Долговые ценные бумаги»; 58-3 «Предоставленные займы»; 58-4 «Вклады по договору простого товарищества» и др. Аналитический учет должен обеспечить получение информации: - по видам финансовых вложений; - по организациям, в которые осуществлены финансовые вложения; по срокам, на которые осуществлены финансовые вложения: краткосрочные — на срок до 12 месяцев и долгосрочные — на срок свыше 12 месяцев и др. При ведении учета на счете 58 «Финансовые вложения» следует учитывать следующее. Передача денег и других товарно-материальных ценностей в счет финансовых вложений отражается непосредственно по дебету счета 58 «Финансовые вложения» в корреспонденции с соответствующими счетами без использования счета 91 «Прочие доходы и расходы». Разница между оценкой величины финансовых вложений и балансовой стоимостью передаваемого актива отражаются как операционные доходы или расходы. Финансовые вложения, приобретенные за плату, принимаются к учету по первоначальной стоимости, равной сумме фактических затрат организации на их приобретение, за исключением возмещаемых налогов. Это относится к финансовым вложениям в ценные бумаги и в дебиторскую задолженность, приобретенную на основании уступки права требования. К фактическим затратам на приобретение активов относят: - суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу; - суммы, уплачиваемые за информационные, консультационные и посреднической услуги, связанные с приобретением указанных активов и иные затраты. Финансовые вложения, внесенные в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации или в счет вклада организации-товарища по договору простого товарищества, принимаются к учёту по первоначальной стоимости, равной денежной оценке вклада, согласованной учредителями или товарищами. Финансовые вложения в виде ценных бумаг, полученных организацией безвозмездно, принимаются к учету по первоначальной стоимости, равной: - их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, по ценным бумагам, рыночная цена которых рассчитывается организатором торговли на рынке ценных бумаг; - сумме денежных средств, которая может быть получена в результате их продажи на дату принятия к бухгалтерскому учету по ценным бумагам, рыночная цена которых не рассчитывается организатором торговли на рынке ценных бумаг. По долговым ценным бумагам, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, организация имеет право равномерно списывать разницу между первоначальной и номинальной стоимостью в течение срока их обращения по мере получения причитающегося по ним дохода. Эта разница включается в состав операционных доходов или расходов. Возврат вкладов в уставный капитал и вкладов организации-товарища по договору простого товарищества отражается непосредственно по кредиту счета 58 «Финансовые вложения» в корреспонденции с соответствующими счетами без использования счета 91 «Прочие доходы и расходы». Возвращенное имущество принимается к учету по согласованной оценке вклада. Выбытие финансовых вложений, сделанных в виде ценных бумаг, отражается как продажа имущества с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы». Тема 2. Учет оплаты труда 1. Синтетический и аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда Синтетический учет расчетов с персоналом, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе организации, по оплате труда, а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации осуществляется на пассивном счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате». В синтетическом учете используются мемориальные ордера, оборотные ведомости, Главная книга, журналы-ордера по счетам и т.д. По кредиту данного счета отражаются начисления по оплате труда, пособий за счет отчислений на государственное социальное страхование, дивидендов и других аналогичных сумм. По дебету счета 70 фиксируются удержания из начисленной суммы оплаты труда и доходов, выплаченных сумм заработной платы, премий, пособий и другие удержания. Кредитовое сальдо счета 70 показывает задолженность организации перед работниками по начисленной, но не выданной заработной плате. К данному счету могут быть открыты, например, следующие субсчета: • 70-1 «Расчеты с сотрудниками, состоящими в штате организации»; • 70-2 «Расчеты с совместителями»; • 70-3 «Расчеты по договорам гражданско-правового характера». Начисленные, но не выплаченные в установленный срок (из-за неявки получателей) суммы отражаются по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по депонированным суммам»). Аналитический учет оплаты труда в организации ведется по каждому работнику с использованием лицевых счетов рабочих и служащих (формы № Т-54 и № Т-54а). Лицевые счета открываются на каждого работника организации в момент его принятия на работу. По окончании календарного года лицевой счет работника закрывается и открывается новый лицевой счет на следующий год. Срок хранения лицевых счетов – 75 лет. Ежемесячно бухгалтерией организации в лицевые счета работников заносятся сведения о размере начисленной оплаты труда и иных доходов работника, о суммах произведенных удержаний и вычетов, а также о суммах, причитающихся к выплате. Основанием для заполнения лицевых счетов являются табели учета использования рабочего времени, наряды на сдельную работу, наряды-заказы на выполнение работы, листки о временной нетрудоспособности, приказы (распоряжения) администрации о выплате премий, оказании материальной помощи, исполнительные документы, поступившие в организацию, и др. Для правильного отражения начисленной заработной платы бухгалтер организации самостоятельно выбирает тот счет по учету издержек производства и обращения, который соответствует виду деятельности организации и структуре производства. К таким счетам относятся: счет 20 «Основное производство» (оплата труда производственных рабочих); счет 23 «Вспомогательное производство» (оплата труда рабочих вспомогательного производства); счет 25 «Общепроизводственные расходы» (оплата труда цехового персонала); счет 26 «Общехозяйственные расходы» (оплата труда административно-управленческого персонала); счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (оплата труда работников обслуживающих производств и хозяйств); счет 44»Расходы на продажу» (оплата труда работников торговли); другие счета издержек. 2. Учет НДФЛ Налог на доходы физических лиц удерживается в соответствии с главой 23 НК РФ. Исчисление этого налога производится по совокупному годовому доходу, полученному в календарном году от всех источников на территории РФ и вне ее, как в денежной, так и в натуральной форме. В состав совокупного дохода работников предприятия включаются следующие доходы: - начисленная зарплата (в денежном и натуральном выражении); - выплаты социального характера за счет собственных источников предприятия; - пособия по временной нетрудоспособности; - материальная помощь, подарки в части превышения 2000 руб.; - дивиденды по акциям предприятия; - материальная выгода по полученным от предприятия заемным средствам; - прочие. Не включаются в совокупный доход: - пособия по социальному страхованию и обеспечению, за исключением пособий по временной нетрудоспособности; - пособие по безработице; - по беременности и родам; - по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет; - на погребение; - выходное пособие при увольнении в соответствии с ТК РФ; - стоимость амбулаторного и стационарного медицинского обслуживания своих работников; - другие. Совокупный доход в налогооблагаемом периоде по месту основной работы уменьшается на следующие вычеты: 1400 руб. - на1 и 2 ребенка и по 3000 руб. на третьего и последующих детей. В настоящее время НДФЛ составляет 13% от заработка трудящегося. Удержан НДФЛ – проводка выполняется различными способами. В кредите счета всегда будет 68, дебет меняется в зависимости от видов удержания. Аналитический учет ведется по ставкам налога, работникам, основаниям выплаты. НДФЛ – проводки: • Удержан НДФЛ из заработной платы – проводка Д 70 К 68.1 выполняется при расчетах с работниками, занятыми по трудовым договорам. Аналогично отражается удержание по отпускным. • Удержан НДФЛ по договорам ГПД – проводка Д 60 К 68.1 • По материальной выгоде начислен НДФЛ – проводка Д 73 К 68.1. • По материальной помощи начислен НДФЛ – Д 73 К 68.1. • По дивидендам удержан НДФЛ – проводка Д 75 К 68.1, если физлицо не является сотрудником компании. • По дивидендам удержан НДФЛ – проводка Д 70 К 68.1, если получатель доходов является работником компании. • По предоставленным займам краткосрочного/долгосрочного характера отражено начисление НДФЛ – Д 66 (67) К 68.1. • Перечислен НДФЛ в бюджет – проводка Д 68.1 К 51. 3. Учет премий, доплат, надбавок, материальной помощи Порядок отражения ежемесячных (ежеквартальных) премий в бухучете зависит от того, из каких источников их выплачивают: • за счет расходов по обычным видам деятельности; • за счет прочих расходов; • за счет чистой прибыли. В бухучете премии, начисленные за трудовые показатели, относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Дебет 20 (23, 25, 26, 28, 29…) Кредит 70 – начислена премия за счет расходов по обычным видам деятельности. Непроизводственные премии в бухучете относите к прочим расходам (п. 11 ПБУ 10/99). Дебет 91-2 Кредит 70 – начислена премия за счет прочих расходов. Если источником выплаты премий (как производственных, так и непроизводственных) является нераспределенная (чистая) прибыль: Дебет 84 Кредит 70 – начислена премия за счет чистой прибыли. Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счет 70). Доплаты и надбавки, установленные организацией, являются частью зарплаты сотрудника (ч. 1 ст. 129 ТК РФ). Доплаты за работу в выходные дни, а также праздники в бухгалтерском учете отражаются по тем же счетам, как и начисление основной зарплаты. Начисление доплат и надбавок в бухучете отражаются так же, как и основная зарплата: Дебет 20 (25, 26, 44...) Кредит 70 – начислена доплата (надбавка). Суммы доплат за работу в выходные и праздничные дни облагаются налогом на доходы физических лиц, а также подлежат включению в базу для расчета страховых взносов. Материальная помощь выплачивается за счет собственных средств предприятия, т.е. не относится на себестоимость продукции, работ, услуг. Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — начислена материальная помощь. 4. Пособия и выплаты за счет средств ФСС Виды пособий: 1. Пособие по временной нетрудоспособности 2. Пособие по беременности и родам 3. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности 4. Единовременное пособие при рождении ребенка 5. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком 6. Социальное пособие на погребение Пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются в зависимости от среднего заработка застрахованного лица, включая все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые были начислены страховые взносы в ФСС РФ, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы у другого страхователя (других страхователей). Для назначения пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу необходимо обратиться за ним к работодателю не позднее шести месяцев со дня окончания страхового случая. Работодатель назначает указанные пособия в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы. Пособие по временной нетрудоспособности в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованным лицам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности, за счет средств бюджета ФСС РФ. В остальных случаях пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств бюджета ФСС РФ с 1-го дня временной нетрудоспособности. 1. При утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере: 100% среднего заработка - застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет; 80% среднего заработка - застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет; 60% среднего заработка - застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет. 2. При необходимости осуществления ухода за больным ребенком пособие по временной нетрудоспособности выплачивается: - при амбулаторном лечении ребенка - за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица, за последующие дни в размере 50% среднего заработка; - при стационарном лечении ребенка - в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица за весь период. За весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов работающей женщине по месту работы выплачивается пособие по беременности и родам в размере 100% среднего заработка. Встав на учет в женской консультации в ранние сроки беременности - до двенадцати недель, работающая женщина имеет право на единовременное пособие в размере с 01.02.2019 - 753,81 руб. (с учетом районного коэффициента), с 01.02.2018 -722,74 руб, с 01.02.2017 - 705,11руб.. Размер пособия ежегодно индексируется. Пособие выплачивается по месту работы на основании справки медицинской организации о постановке на учет в первые 12 недель беременности одновременно с пособием по беременности и родам. При рождении ребенка выплачивается единовременное пособие. Право на него имеет один из родителей, причем не важно, являются ли они работающими или безработными. Если работающие, то пособие выплачивается по месту работы, если нет, то органами социальной защиты населения по месту жительства. Размер пособия: с 01.02.2019 - 20 101,69 руб., с 01.02.2018 - 16 759,09руб, с 01.02.17 - 16 350,33руб. с учетом районного коэффициента. В случае рождения двух или более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. Для получения пособия необходимы следующие документы: заявление о назначении пособия; справка о рождении ребенка из органов ЗАГСа; справка с работы второго родителя о том, что такое пособие ему не назначалось. После окончания отпуска по беременности и родам и до достижения ребенком возраста полутора лет выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Пособие имеет право получать один из родителей (или иной родственник), находящийся в отпуске по уходу за ребенком. Размер пособия составляет 40% среднего заработка, но не менее: - по уходу за первым ребенком - с 01.02.19 - 3769,07 руб. (с учетом районного коэффициента), с 01.02.18 - 3613,68руб, с 01.02.17 - 3525,54руб.; - по уходу за вторым и последующими детьми с 01.02.19 - 7 538,12 руб. (с учетом районного коэффициента), с 01.02.18 - 7227,35руб, с 01.02.17 - 6131,37руб. Неработающим родителям или опекунам, осуществляющим уход за ребенком, а также учащимся образовательных учреждений пособие выплачивается в отделе социальной защиты населения по месту жительства в размерах: - по уходу за первым ребенком - с 01.02.19 - 3769,07 руб. (с учетом районного коэффициента), с 01.02.18 - 3613,68руб, с 01.02.17 - 3525,54руб.; - по уходу за вторым и последующими детьми с 01.02.19 - 7 538,12 руб. (с учетом районного коэффициента), с 01.02.18 - 7227,35руб, с 01.02.17 - 6131,37руб. Необходимые документы: заявление о назначении пособия; копия свидетельства о рождении ребенка; справка с работы второго родителя о том, что он не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает пособие; приказ о предоставлении отпуска по уходу за ребенком. 5. Учет отпускных Учет начислений отпускных в бухгалтерском учете производится на тех же счетах, где и начисления самой заработной платы сотрудника. Исключение составляют случаи, когда отпуск начисляется «авансом», то есть, например, отпускные начисляются в июне, а в период отпуска входят и дни июля. В подобных случаях сумма начислений рассчитывается за каждый период отдельно и начисляется двумя проводками: Дебет 20 Кредит 70 — начислена сумма отпускных за март; Дебет 97 Кредит 70 — начислена сумма отпускных за апрель. В дальнейшем, по окончании апреля, расходы будущих периодов будут отнесены к текущим расходам. Это отразится в учете следующей проводкой: Дебет 20 Кредит 97 — учтена сумма отпускных за апрель в текущих расходах предприятия. Тема 3 Учет расчетов 1. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям Счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» предназначен для обобщения информации о всех видах расчетов с работниками организации, кроме расчетов по оплате труда и расчетов с подотчетными лицами. К счету 73 могут быть открыты субсчета: 73-1 «Расчеты по предоставленным займам»; 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»; 73-3 «Прочие расчеты с персоналом». На субсчете 1 учитывают расчеты по предоставленным займам работникам организации на индивидуальное жилищное строительство, а также приобретение, строительство садовых домиков, обзаведение домашним хозяйством и др. В бухгалтерском учете расчеты по предоставленным займам отражаются следующими проводками: 1) Получение займа в банке для выдачи его работнику организации на строительство дома в сумме 100000 руб.: Дебет субсчета 50 «Касса» Кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» - 100000 руб.; 2) Выдача займа работнику: Дебет субсчета 73-1 «Расчеты по предоставленным займам» Кредит субсчета 50 «Касса» - 100000 руб.; 3) Внесены работником в уплату займа 15000 руб.: Дебет субсчета 50 «Касса» Кредит субсчета 73-1 «Расчеты по предоставленным займам» - 15000 руб. На субсчете 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» учитываются расчеты с материально ответственными лицами по выявленным недостачам, растратам, хищениям, а также с отдельными лицами по возмещению потерь от порчи материалов, по различным начетам и другим видам возмещения организации ущерба (потери от брака, простоев и др.). По дебету субсчета 73-2 записываются суммы с кредита счетов 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и 9S «Доходы будущих периодов» (за недостающие товарно-материальные ценности), 28 «Брак в производстве» и др. По кредиту субсчета 73-2 производятся записи в корреспонденции со счетами учета денежных средств - на суммы внесенных платежей: 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на суммы удержаний из сумм по оплате труда; 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - на суммы списанных недостач при отказе во взыскании ввиду необоснованного иска. На субсчете 73-3 «Прочие расчеты с персоналом» учитываются расчеты с работниками по операциям, не предусмотренным на других счетах, например расчеты за форменную одежду, за выкупленные участниками собственные акции (доли) при их повторной перепродаже и др. По дебету субсчета 73-3 отражают стоимость выданной форменной одежды, а суммы поступивших платежей от работников - по кредиту. Аналитический учет по счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» ведется по каждому работнику организации. 2. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами Под дебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.). Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами. Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками. Задолженность по начисленной заработной плате работникам организации, по суммам начисленных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, в фонды социального назначения и другие подобные начисления называют обязательствами по распределению. Кредиторы, задолженность которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами. В бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолженности отражаются по их видам. Дебиторская задолженность отражается в основном на счетах 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а кредиторская - на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». По истечении срока исковой давности дебиторская и кредиторская задолженности подлежат списанию. Общий срок исковой давности установлен в три года. Для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Срок исковой давности начинает исчисляться по окончании срока исполнения обязательств, если он определен, или с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства. Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на уменьшение прибыли или резерва сомнительных долгов. Списание задолженности оформляется приказом руководителя и следующими бухгалтерскими записями: а) Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит счетов 62,76 б) Дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» Кредит счетов 62, 76. Списанная дебиторская задолженность не считается аннулированной. Она должна отражаться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. При поступлении средств по ранее списанной дебиторской задолженности дебетуют счета учета денежных средств (50, 51, 52) и кредитуют счет 91 «Прочие доходы и расходы». Одновременно на указанные суммы кредитуют забалансовый счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на финансовые результаты и оформляется следующими бухгалтерскими записями: 1. Дебет счетов 60, 76. 2. Кредит счета 91. 3. Учет расчетов с учредителями Для ведения бухгалтерского учета расчетов с учредителями и акционерами предназначен счет 75 «Расчеты с учредителями». В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению на этом счете обобщается информация о всех видах расчетов с учредителями (участниками) организации (акционерами акционерного общества, участниками полного товарищества, членами кооператива и т.п.): по вкладам в уставный (складочный) капитал организации; по выплате доходов (дивидендов) и др. Предполагается открытие субсчетов к счету расчетов с учредителями: 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»; 75-2 «Расчеты по выплате доходов» и др. Так, к примеру, сумма задолженности по оплате акций при создании акционерного общества или величина уставного капитала, зафиксированная в учредительных документах создаваемого общества с ограниченной ответственностью, отражается бухгалтерской записью: Дебет счета 75-1 – Кредит счета 80 «Уставный капитал» При фактическом поступлении вкладов дебетуются счета учета вносимого имущества, а кредитуется счет 75: Дебет счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 51 «Расчетные счета» и др. – Кредит счета 75-1 Внесение вкладов в уставный капитал следует отличать от внесения дополнительных средств участниками, к примеру, на пополнение оборотных средств. Так, денежные средства, поступившие как финансовая помощь учредителя, в бухгалтерском учете организации будут отражены так: Дебет счетов 50 «Касса», 51, 52 «Валютные счета» и др. – Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» Учет расчетов с учредителями по выплате доходов Представим основные бухгалтерские записи, связанные с выплатой доходов участникам. Начисление доходов от участия в организации учитывается в бухучете так: Дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль» — Кредит счета 75-2 Сумма удерживаемого НДФЛ или налога на прибыль из начисленного участникам дохода отражается бухгалтерской записью: Дебет счета 75-2 – Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» Выплата доходов участникам будет отражена проводками: Дебет счета 75-2 – Кредит счетов 51, 52 и др. Аналитический учет расчетов с учредителями Инструкцией по применению Плана счетов предусматривается, что аналитический учет на счете 75 «Расчеты с учредителями» ведется по каждому учредителю (участнику), за исключением учета расчетов с акционерами — собственниками акций на предъявителя в акционерных обществах. Расчеты с учредителями в балансе Ответ на вопрос, «Расчеты с учредителями – актив или пассив?» зависит от типа задолженности по счету 75. Ведь счет 75 – активно-пассивный. Это допускает наличие задолженности как по дебету данного счета, так и по кредиту. Так, к примеру, задолженность учредителей по взносам в уставный капитал отражается по дебету счета 75, а задолженность организации по выплате дохода участникам – по кредиту счета 75. Соответственно, в первом случае дебетовое сальдо счета 75 в бухгалтерском балансе будет отражено в активе по строке 1230 «Дебиторская задолженность», а во втором, кредитовый остаток счета 75, – в пассиве по строке 1520 «Кредиторская задолженность» (Приказ Минфина от 02.07.2010 № 66н). 4. Учет расчетов по налогам и сборам Учет расчетов по налогам и сборам предназначен для того, чтобы отразить расчеты по налогам и сборам, счет 68 Плана счетов бухучета, утвержденного Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Счет 68 является активно-пассивным. Начисление налогового платежа отражается по кредиту. Его уплата или применение налогового вычета — по дебету. Кредитового сальдо демонстрирует наличие задолженности по фискальным сборам перед бюджетом, дебетовое показывает сумму переплаты. К счету 68 для учета расчетов по разным видам фискальных сборов открываются отдельные субсчета. Кроме того, в разрезе каждого субсчета удобно обеспечить аналитический учет в разрезе непосредственно налоговых платежей, а также налоговых санкций: пеней и штрафов. Кроме того, при формировании проводок применяются следующие синтетические счета: 19 - при отражении входящего НДС; 76 - для учета НДС с авансовых платежей; 99 - при расчете платежей в бюджет с прибыли; 09 и 77 - для отражения отложенных налоговых активов и обязательств. Общие правила учета налогов и сборов, предусмотренные в учетной политике организации, должны быть взаимоувязаны с нормами НК РФ. Эти правила обеспечивают рациональность ведения бухгалтерского учета и получение достаточной информации для контроля своевременного начисления и уплаты налоговых платежей в бюджет. Тема 5. Учет капитала 1. Учет уставного капитала Бухгалтерский учет операций по движению средств уставного капитала ведется на счете 80 «Уставный капитал» (пассивный, балансовый, фондовый счет). Уставный капитал открытого акционерного общества формируется путем выпуска и продажи акций. При этом может проводиться подписка на акции, определяющая доли учредителей в уставном капитале, поэтому при образовании и движении уставного капитала к счету 80 могут быть открыты субсчета: - 80/1 «Объявленный капитал»; - 80/2 «Подписной капитал»; - 80/3 «Оплаченный капитал»; - 80/4 «Изъятый капитал». При формировании уставного капитала в бухгалтерском учете делаются записи: Дебет счета 75 Кредит счета 80/1 - отражен уставный капитал, предложенный к государственной регистрации; Дебет счета 80/1 Кредит счета 80/2 - отражено распределение уставного капитала по номинальной доле участников; Дебет счета 80/2 Кредит счета 80/3 - оплачен подписной капитал. Вкладами в уставный капитал могут быть: 1) Денежные средства: Дебет счета 51, 50, 52 Кредит счета 75/1. 2) Ценные бумаги: Дебет счета 58 Кредит счета 75/1. 3) Нематериальные активы: Дебет счета 08 Кредит счета 75/1, Дебет счета 04 Кредит счета 08. 4) Основные средства: Дебет счета 08 Кредит счета 75/1, Дебет счета 01 Кредит счета 08. 5) Прочие ценности: Дебет счета 10,41 Кредит счета 75/1. Оценка неденежных вкладов участников производится в соответствии с решением общего собрания учредителей при условии его единогласного принятия. Она должна быть произведена независимым оценщиком. В учете будут сделаны записи на суммы, определенные независимым оценщиком. По решению учредителей в процессе деятельности организации уставный капитал может быть увеличен: - за счет имущества организации: - за счет дополнительных вкладов участников или третьих лиц принимаемых в состав учредителей. Увеличение размеров уставного капитала может производиться за счет средств добавочного капитала или за счет чистой прибыли: Дебет счета 83 Кредит счета 80 - за счет добавочного капитала; Дебет счета 84 Кредит счета 80 - за счет нераспределенной прибыли; Дебет счета 75/1 Кредит счета 80 - за счет взносов учредителей. Сумма, на которую увеличивается уставный капитал, не должна превышать разницы между стоимостью чистых активов и суммой уставного и резервного капитала. 2. Учет резервного и добавочного капитала и нераспределенной прибыли и непокрытого убытка Резервный капитал создается в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью на основании устава. Для акционерных обществ создание резервного капитала является обязательным в соответствии с Законом об акционерных обществах, размер которого составляет 5 % размера уставного капитала, а для обществ с ограниченной ответственностью – добровольным, размер данных ежегодных отчислений не может составлять менее 5 % чистой прибыли. Для обобщения информации о состоянии и движении резервного капитала предназначен счет 82 «Резервный капитал». Отчисления в резервный капитал формируются за счет нераспределенной прибыли организации и отражаются по кредиту счета 82 «Резервный капитал» в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Использование средств резервного капитала учитывается по дебету счета 82 «Резервный капитал» в корреспонденции со счетами 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» при покрытии убытка организации за отчетный год; 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» при погашении облигаций акционерного общества. Резервный капитал является страховым фондом, который гарантирует благосостояние участников (акционеров) и обеспечивает возмещение убытков и защиту интересов кредиторов в случае недостаточности прибыли у организации до момента уменьшения уставного капитала. В основном под добавочным капиталом организации понимают часть ее собственного капитала, выделенную в качестве объекта бухгалтерского учета и показывающую общую собственность всех участников предприятия, эта часть является самостоятельным показателем отчетности. Добавочный капитал аккумулирует изменения в собственном капитале за счет событий, не оказывающих влияния на финансовый результат организации. Для обобщения информации о добавочном капитале организации предназначен счет 83 «Добавочный капитал». По кредиту счета 83 «Добавочный капитал» отражаются: 1) прирост стоимости внеоборотных активов, выявляемый по результатам переоценки их, в корреспонденции со счетами учета активов, по которым определился прирост стоимости; 2) сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной в процессе формирования уставного капитала АО за счет продажи акций по цене, превышающей номинальную стоимость, в корреспонденции со счетом 75 «Расчеты с учредителями». Суммы, отнесенные в кредит счета 83 «Добавочный капитал», как правило, не списываются. Дебетовые записи по нему могут иметь место лишь в случаях: 1) погашения сумм снижения стоимости внеоборотных активов при их переоценке; 2) направления средств на увеличение уставного капитала; 3) распределения сумм между учредителями организации. По счету 99 на конец года остается нераспределенный остаток прибыли либо непокрытый убыток, которые в конце года заключительными записями декабря перечисляются на специально отведенный для этих сумм счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Нераспределенный остаток прибыли по счету 84 в первую очередь направляется на выплату доходов учредителям (участникам) организации по итогам утвержденной годовой бухгалтерской отчетности организации. Это фиксируется записью: Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» Кредит 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 2 «Расчеты по выплате доходов», - учредителям - не членам данной организации или Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - учредителям - членам данной организации. Это основной канал использования нераспределенной прибыли по счету 84. При недостаточности созданного в организации резервного фонда часть нераспределенной прибыли может быть направлена на увеличение резервного фонда: Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» Кредит 82 «Резервный каптал (резервный фонд)». Собрание акционеров учредителей может принимать решение об увеличении за счет нераспределенной прибыли уставного (складочного) капитала Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» Кредит 80 «Уставный (складочный) капитал». Аналитический учет по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» строится по направлениям и использованию средств распределения прибыли и покрытия убытка. 3. Учет целевого финансирования К средствам целевого назначения относятся средства в виде субвенций; средства, полученные от других предприятий; средства, полученные от родителей на содержание детей в детских учреждениях, и др. Расходование указанных средств осуществляется на строго определенные цели и в соответствии с утвержденными документами (сметами). Использование средств целевого назначения на иные цели запрещено. Государственная помощь, предоставляемая государством коммерческим организациям, также относится к средствам целевого финансирования. Государственная помощь – увеличение экономических выгод коммерческой организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества). Государственная помощь предоставляется в форме субвенций, субсидий, бюджетных кредитов, включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств, и в прочих формах. Бюджетные средства подразделяются на следующие виды: – средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов; – средства на финансирование текущих расходов. Организация принимает бюджетные средства к учету при следующих условиях: – наличие уверенности в том, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т. п. Бюджетные средства, принятые в соответствии с данным условием, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам; – имеется уверенность, что бюджетные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т. п. Бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации. Учет средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств осуществляется на счете 86 «Целевое финансирование». По кредиту этого счета отражается поступление средств, по дебету – использование средств на строго определенные цели. Поступление средств целевого назначения отражается записью: Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит счета 86 «Целевое финансирование». Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами: – 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» – при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации; – 83 «Добавочный капитал» – при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств; – 98 «Доходы будущих периодов» – при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и др. 4. Учет кредитов и займов ПБУ 15/2008 «Учёт расходов по займам и кредита» устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учёте и отчётности информацию о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам. Расходы по займам признаются прочими расходами, за исключением той части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива. Инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию ,требует длительного времени и существенных расходов. Это объекты незавершённого производства, строительства, которые в последствии будут приняты к бухучёту заёмщиком или заказчиком (покупателем) в качестве основных средств, нематериальных активов или иных внеоборотных активов. Синтетический учет расчетно-кредитных операций ведется на счетах 66 «Учет краткосрочных кредитов» и 67 «Учет долгосрочных кредитов». Счета 66 и 67 кредитуются при получении кредита в корреспонденции с дебетом счетов по учету денежных средств – 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета в банках», 60 «Расчеты с поставщиками». По дебету 66 и 67 счетов отражается полное или частичное погашение долга в корреспонденции с кредитом 51, 52 счетов. Начисленные банком проценты отражаются по кредиту счетов 66, 67. Аналитический учет кредитов банков организуют по их видам и банкам. Синтетический учет ведется в журнале-ордере № 4. Гражданский кодекс РФ предусматривает несколько отдельных видов займов, это целевой заём, договор государственного займа. Если организация использует заемные средства на предоплату материально-производственных запасов, ценных бумаг, то расходы по уплате процентов (до момента оприходования ценностей) относят на увеличение дебиторской задолженности – Дт 60, 76 Кт 66, 67. Если проценты начисляются после поступления ценностей, то они относятся к Дт 91/субсчет 2 Кт 66, 67. Если заемные средства используются на капитальные вложения, то дебетуется счет 07, 08 и кредитуется счет 66, 67. Начисление процентов по займам отражается по Дт 91/субсчет 2 Кт 66, 67. Если выдача займа предприятием-кредитором производится денежными средствами, то отражается следующая хозяйственная операция: - Дт 58 «Финансовые вложения» Кт 51, 52. - Дт 76 Кт 91/1 – начислены проценты. - Дт 51, 52 Кт 76 – получены проценты. - Дт 51, 52 Кт 58 – произведен возврат займа.
«Основы организации учета денежных средств» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 400 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot