Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основы логистики

  • 👀 1827 просмотров
  • 📌 1776 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основы логистики» doc
ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать. Логистика – это научно-практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управлении материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в сфере производства и обращения. История формирования логистического направления Выделяются три периода развития сис­тем товародвижения материальной продукции: дологистический период, период классической логистики и период неологистики. В дологистический период (до 1950-х годов) управле­ние материальным распределением носило фрагментарный характер. Транспорт и материально-техническое обеспечение рассматривались как две не связанные одна с другой сферы деятельности. Отличительная черта периода классической логистики, начавшегося в начале 1960-х годов, состоит в том, что вместо орга­низации оптимальных перевозок на фирмах стали создаваться ло­гистические системы. В результате наметился переход к извлечению мак­симальной прибыли фирмы от логистических операций, который ориентирован одновременно и на затраты, и на спрос. Началом 1980-х годов можно датировать новый период в разви­тии логистики — период неологистики, или логистики второго поколения. Критерием формирования оптимальной системы управления рас­пределением стала максимальная прибыль от логистических операций всех фирм-участниц. Акценты были перенесены на межфирменные компромиссы в сфере логистики. В настоящее время тенденция развития смещается к выходу логистической сис­темы за пределы экономической среды и учете социальных, экологичес­ких и политических аспектов. Основной критерий — максимальное соотношение выгод и затрат. Новый подход получил название концепции «общей ответственности». Предполагается, что в XXI веков общественное значение проблем профессионального обучения, защиты окружающей среды и прав потребителей будет возрастать. Логистические системы Система (греч)- множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она как правило состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Свойства логистической системы: целостная совокупность элементов, крепкие логистические связи, упорядоченные или организованные взаимодействия элементов, интегративные качества. Выделяют три вида логистических систем : системы с прямыми связями, с эшелонированными связями (наличие посредника), и с гибкими связями (напрямую и через посредника) Пример управления материальным потоком Прежде чем давать определение логистике, наглядно представим себе процесс управления. В качестве простого физического примера возьмем струю воды, текущую из под крана. Управлять этим потоком можно с помощью различных действий – закрыв или открыв кран, добавив горячую или холодную воду, распылить через душевую трубку. Аналогично и с материальными потоками (усилили поставки, изменили качество). Размерность материального потока представляет собой дробь в числителе которой указывается единица измерения груза (туки, тонны) а в знаменатели – единица измерения времени (сутки, месяц, год) Материальным потоком называются грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу. Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам: • по отношению к логистической системе (внешний (во внешней среде), внутренний, входной, выходной) • по натурально вешественному составу потока (одноассортиментные(картофелехранилище), многоассортиментные (базар)) • по количественному признаку (массовые(группа больших транспортных средств), крупные, мелкие, средние) • по удельному весу (тяжеловесные(более 1т), легковесные) • по степени совместимости (совместимые и несовместимые) • по консистенции грузов (насыпные, навалочные, тарно-штучные, наливные) Виды логистики В современных условиях выделяют несколько видов логистики: логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочная логистика); производствен­ную логистику; сбытовую (маркетинговую, или распределительную логистику)'. Выделяют также и транспортную логистику, которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логис­тики. Вспомогательные виды деятельности логистики : приобретение, складирование, погрузка-разгрузка, упаковка, календарное планирование, обеспечение информацией. Макро и микрологистика. Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макро- и микрологистику. Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направ­лений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемы доставки товаров. Макрологистика охватявает предприятия и организации промышленности, посреднические торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в различных регионах страны или разных странах. Микрологистика решает локальные вопросы в рамках отдельных фирм и предприятий. Микрологистика является подсистемой макрологистики, к ней отросятся производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Отличие между макро- и микрологистикой состоит еще и в том, что в масштабах первой взаимодействие между участниками процесса товародвижения происходит на основе купли-продажи товаров, а в рамках второй — на бестоварных отношениях. Существует три уровня управления логистической деятельности : стратегический (решения относительно необходимой организации системы логистики), тактический (эффективное использование ресурсов), оперативный (ежедневные задания по обеспечению движения материалов по логистическим каналам). Примеры, логистической оптимизации материального потока в сфере обращения. • пример применения логистики в товародвижении продуктов питания (сахарный песок) (вопрос на кокой стадии заниматься фасовкой) • доведение ж\б конструкций на строительные объекты (избежание процесса складирования) • Анти - пример. Монолог Райкина (кирпич есть, раствор есть, обеденный перерыв - сижу курю) «Шесть правил логистики» • ГРУЗ- нужный товар • КАЧЕСТВО- необходимого качество • КОЛИЧЕСТВО – в необходимом количестве • ВРЕМЯ – должен быть доставлен в нужное время • МЕСТО – в нужное место • ЗАТРАТЫ – с минимальными затратами. Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены, то есть нужный товар необходимого качества в необходимом количестве доставлен в нужное место в нужное время с минимальными затратами. Концепция и принципы логистики Концепция – система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; конструктивный принцип различных видов деятельности. Система взглядов на совершенствования хозяйственной деятельности путем рационализации материальных потоков является концепцией логистики. При этом принципами логистики являются: системность, комплексность, научность, конкретность, конструктивность, надежность , вариантность . ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА В рамках каждой из субсистем находятся структуры функционального характера — складское хозяй­ство, транспортировка, производство, услуги, обеспечение и обра­ботка информации. Каждый из этих элементов неизбежно присутст­вует на любом производстве, а логистика объединяет их в систему с едиными целями и задачами, которые лежат в области минимизации издержек всего производства, а не его отдельно взятого элемента. Инструментом подобного объединения является информационное обеспечение процессов производства, начиная с закупки и кончая сбытом продукции. Потоки ин­формации являются теми связующими нитями, на которые нанизыва­ются все элементы логистической системы. При этом информационная сеть предполагает создание баз данных, коммуникаций внутри фирмы, наличие комплекса мероприятий по принятию оперативных реше­ний и т. д. Информационные потоки в логистике. В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах. Информационный поток – это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов. Выделяют следующие виды информационных потоков: • В зависимости от вида связываемых потоком систем (горизонтальный и вертикальный); • В зависимости от места прохождения (внешний и внутренний); • В зависимости от направления (входной и выходной). Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную. Информационный поток характеризуется следующими показателями: источник возникновения, направление движения потока, скорость передачи и приема, интенсивность потока. Управлять информационным потоком можно изменяя направление потока, ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема, ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути. Информационные системы в логистике Информационные системы подразделяются на функциональную и обеспечивающую. Функциональная состоит из совокупности решаемых задач. Обеспечивающая включает в себя: техническое обеспечение (тех. средства), информационное обеспечение (справочники, класификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных). Информационная система – это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, обеспечивающая решение тех или иных функциональных задач. Система сбора и обработки информации Компьютерные системы начали широко внедрять в область мате­риально-технического снабжения в 1980-е годы. Это явление было вызвано двумя побудительными причинами: высокой информаци­онной емкостью функции, выполняемой снабжением, и резким паде­нием цен на аппаратные и программные средства. По этой причине многие компании стали применять автоматизацию снабжения, осо­бенно в таких областях, как оформление заказов на покупку, учет наличия сырья и товаров, торговые отчеты и анализы, торговые прогнозы, операции складирования и транспортировки. Все эти функции выполняются с помощью многочисленных пакетов про­грамм, разработанных для компьютеров различных типов. Обычно на базе сети микрокомпьютеров выполняются такие ло­гистические функции, как маршрутизация грузового транспорта, определение места расположения товаров в складских помещениях, прогнозирование и учет поступления предметов снабжения и това­ров, контроль затрат на их доставку. Микрокомпьютерные сети по­лучили широкое распространение в оптовой и розничной торговле, снабжая продавцов данными о наличии товаров, темпах их потреб­ления, условиях поставки. Они применяются на транспорте при прокладке оптимальных маршрутов и выдаче уточненной информа­ции о прибытии груза и его характеристиках. Микрокомпьютерные сети охватывают склады и осуществляют быстрый сбор и выдачу информации, поиск и формирование партий складируемых предме­тов. весьма значительную область применения информационной логистики — торговлю. Такая техника, как кассовые терминалы, устройства считывания штриховых кодов и оптические сканеры, не только помогает более целенаправленно использовать большое количество информации, но и позволяет конт­ролировать повседневную деятельность компаний, предоставлять больше услуг их заказчикам. По существу, электронный обмен данными — это процесс, кото­рый позволяет какой-либо компании с помощью компьютеров нала­дить связь и заключать сделки с другой компанией. Чтобы реализо­вать эти возможности, компании применяют стандартные протоколы обмена и заключают между собой коммерческие договоры. В области распределения в США, например, действуют две системы стандарт­ных протоколов — стандарты сетей обмена информацией между торговыми учреждениями и общий стандарт связи. Там же разрабо­таны и применяются стандартные компьютерные протоколы оформ­ления следок при следующих операциях: • заказах на покупку; • заказах на отправку партий грузов; • получении консультаций для грузоотправителей; • заполнении фактурных счетов; • различных выплатах; • оформлении накладных на перевозку грузов; • получении информации о перевозимых товарах. Использование технологии автоматической идентификации штриховых кодов. Через каждое звено логистической цепи проходит большое количество единиц товаров. При этом внутри каждого звена товары неоднократно перемещаются по местам хранения и обработки. Для эффективного управления необходимо в любой момент иметь информацию в детальном ассортименте о входящих и выходящих из нее материальных потоках, а также о материальных потоках, циркулирующих внутри нее. Речь идет об оборудовании способном сканировать считывать разнообразные штриховые коды. Полученная информация обрабатываться в режиме реального масштаба времени, что позволяет управляющей системе реагировать на нее в определенные сроки. Штриховое кодирование позволяет выйти на новый технологический уровень в двух аспектах: 1. автоматизации физических товарных потоков; 2. управления информационным потоком. Применение технологии кодирования положительно сказывается на складских запасах, затратах на делопроизводство, персонал и др. На многих предприятиях уже действуют крупные информационные системы, использующие штриховые коды, позволяющие объединять передачу данных в реальном масштабе времени между различными ступенями производства, различными предприятиями через их сис­темы электронной обработки данных. Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых полос разной ширины, построенных в соответствии с определенными правилами. За единицу ширины принимается модуль - самый узкий штрих или пробел шириной 033 мм. Каждая цифра кодируется 7 модулями, которые сгрупированы в 2 штриха и 2 пробела. Например цифра 4 представлена как 1011100 – 7 модулей но 2 штриха и 2 пробела Например, код ITF -14, или «2 из 5 с чередованием» или код 128. Наиболее широкое применение получил код EAN-13. Маркировка грузовых пакетов Этикетка EAN для грузового пакета может содержать различную информацию. Однако ее основное назначение – нести на себе машиночитаемый код, позволяющий идентифицировать данную грузовую единицу. Этикетка состоит из трех зон. Зона А содержит штрих код, в зоне В размешают информацию которая может быть введена в компьютор вручную, в зоне С располагается дополнительная информация по усмотрению производителя. Применение этикеток дает информацию о сроках хранения, названии, количестве и т.д. Размеры стандартной этикетки 148*210мм. Для удобства ее наносят на все четыре стороны груза, на расстоянии 450мм от несущей поверхности. Понятие и значение ярмарок/выставок. Цель проведения ярмарок/выставок: Информационное обеспечение процессов экономических преобразований в России. Явление ярмарок/выставок происходит из необходимости встречи предложения и спроса. В этом аспекте мероприятия такого рода представляют собой сконцентрированное выражение рынка в его троякой ипостаси, то есть в сосуществовании Клиента/Экспонента, Покупателя/Продавца, и Предложения/ Экспонатов-Услуг. Ярмарки/выставки делятся на торговые и торгово-промышленные. Торговые ярмарки/выставки – это кратковременное, периодически и в одном и том же месте проводимое мероприятие, в рамках которого большое количество предприятий с помощью образцов (экспонатов) представляет объективный масштаб товаров/услуг одной или нескольких отраслей, с тем чтобы посетитель-коммерсант получил ясное представление об их предпринимательских возможностях, тогда как экспонент при помощи экспонатов стремиться распространить информацию о своей фирме и ее продукции и заключить прямые торговые сделки. Торгово-промышленные ярмарки/выставки – это кратковременное, периодически и в одном и том же месте проводимое мероприятие, в рамках которого значительное количество предприятий с помощью образцов (экспонатов) дают представительную картину предложения товаров/услуг одной или нескольких отраслей, и стремятся информировать конечных потребителей о своей фирме и ее продукции с конечной целью содействия продажам. Категории ярмарок/выставок: • По месту проведения (внутри страны, за рубежом) (региональные, международные, национальные) • По частоте проведения (периодические, ежегодные, сезонные) • По направлению работы (по осуществлению продаж/заказов, информационно-ознакомительные, по развитию контактов) • По виду предложения (универсальные, многоотраслевые, отраслевые, выставки потребительских товаров) • По спросу (товаров широкого потребления, инвестиционных товаров, технологии, инвестиций и проч.) Разделяют три стадии проведения ярмарок/выставок: пред -ярмарочную, ярмарочная, и после- ярмарочная. Не вызывает сомнения тот факт, что конечной целью участия в любой ярмарке является продажа. В аспекте продажи цели могут быть подразделены на: 1. цели подготовки продаж a) поиск контактов с новыми клиентами b) наблюдение за конкурентами c) поиск каналов сбыта d) пропаганда 2. цели осуществления продаж a) получение заказов b) сотрудничество 3. цели поддержания продаж a) анализ контрактов со старыми клиентами b) реадаптация к покупательским привычкам потребителей c) освобождение от элементов, мешающих конкурентоспособности товаров Типы посетителей • Рационалисты (заранее планируют что посетить, хладнокровны) • Фланеры (поклонники многолюдных стендов, болтливы) • Неуверенные в себе (терпеливы, недоверчивы, поддаются мнению толпы) • Своевластные (хотят диктовать свои условия, легко поддаются на уговоры при условии их мнимого превосходства) • Нервозные (трудно принимают решения, скромные, консервативные) • Новаторы (ищут «новинки», нуждаются в доказательствах, готовы рисковать) • Консерваторы (предпочитают «классический арсенал», строги в ценах) • Случайные (люди с интересами мало причастными к продукции экспонента) • Туристы (производят сильное впечатление но не имеют серьезных интересов • Воображалы (высокомерные) • Проспектоеды (жизнерадостные, с жадностью набирают печатные материалы) • Застенчивые (растерян, в дальнейшем оказывается искусным собеседником) • Франты (неотразимое обаяние, обычно просто слоняются) • Грубияны (критикуют и хамят) • Шпионы (люди лагеря конкурентов) ЗАПАСЫ В ЛОГИСТИКЕ. Материальные запасы – это находящаяся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс личного или производственного потребления. Запасы относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом. Виды материальных запасов. На пути превращения сырья в конечное изделий создаются два вида запасов (по исполняемой функции): производственные и товарные. Каждый из которых делиться на три вида: текущие (обеспечивают непрерывность производственного процесса между очередными поставками), страховые (на случай различных непредвиденных ситуаций), и сезонные (образуются при сезонном характере производства или при производстве только одной партии). Существует три вида товарно-материальных запасов: сырьевые материалы, товары находящиеся на стадии изготовления, готовая продукция. По месту нахождения запасы делятся на: • переходящие (остатки ресурсов материальных средств на конец отчетного периода) • подготовительные (требуют дополнительной подготовки перед использованием их в производственном процессе) • неликвидные (длительно неиспользуемые запасы) • запасы в пути (находятся в момент учета в процессе транспортировки). Выделяют так же следующие виды материальных запасов: • максимальный желательный запас (экономически целесообразный в системе управления), • пороговый уровень запаса (определяет момент времени выдачи очередного заказа), • гарантийный запас (предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств). Определение размера запасов. После того как сделан выбор системы пополнения запасов, необходимо количественно определить величину заказываемой партии. Оптимальный размер партии поставляемых товаров и соответственно, оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов: объем спроса (оборота), транспортно-заготовительных расходов, расходов по хранению запаса. Смета транспортно-заготовительных расходов включает в себя следующие виды затрат: • затраты, связанные с оформлением договора (командировки, представительские расходы, расходы на контроль поставок) • затраты на охрану груза в процессе доставки • затраты на строахование • затраты на транспортирование • прочие расходы, связанные с размешением и исполнением заказа. Стоимость запаса включает в себя • проценты за кредит, • заработная плата персонала • амортизация зданий и оборудования • административные расходы и коммунальные услуги • охрана, потери и прочие текущие расходы связанные с содержанием запасов. Система контроля состояния запасов. Контроль состояния запасов – это изучение и регулирование уровня запасов производственно-технического назначения, изделий народного потребления и др. с целью выявления отклонений от норм запасов и принятия оперативных мер к ликвидации отклонений. На практике применяются различные методы контроля которые можно классифицировать по следующим признакам: • порядок проверки : периодический и непрерываный • пороговый уровень запаса: наличие или отсутствие • величина заказываемой партии: одинаковая или разная Моделирование поведения системы. Моделирование управления системой пополнения запасов возможна различными способами, которые принципиально отличаются подходом через равные промежутки времени или с использованием равной партии поставки товаров. Рассмотрим более подробно. 1. Система оперативного управления. Через определенные промежутки времени принимается оперативное решение «заказывать или не заказывать». 2. Система равномерной поставки. Через определенные промежутки времени заказывается постоянное количество единиц товара. 3. Система пополнения запаса до максимального уровня. Через определенные промежутки времени заказываются партии, объем которой равен разности максимально установленного уровня запасов и фактического уровня запасов. 4. Система с фиксированным размером заказа при периодической проверке фактического уровня запасов. 5. Система с фиксированным размером заказа при непрерывной проверке фактического уровня запасов. В момент достижения порогового уровня заказывается партия постоянного объема. 6. Система с двумя уровнями при периодической проверке фактического уровня запасов. 7. Система с двумя уровнями при непрерывной проверке фактического уровня запасов. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА Транспорт — это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Транспорт общего пользования — отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отрас­лей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Понятие транспорта общего пользования охваты­вает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный. Транспорт необщего пользования — внутрипроизвод­ственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо про­изводственных систем. К задачам транспортной логистики следует отнести обеспечение тех­нической и технологической сопряженности участников транс­портного процесса, согласование их экономических интере­сов, а также использование единых систем планирования. Кратко охарактеризуем каждую из этих задач. Техническая сопряженность в транспортном комплек­се означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми пакетами. Технологическая сопряженность подразумевает приме­нение единой технологии транспортировки, прямые пере­грузки, бесперегрузочное сообщение. Экономическая сопряженность — это общая методо­логия исследования конъюнктуры рынка и построения та­рифной системы. Совместное планирование означает разработку и при­менение единых планов графиков. Выбор вида транспортного средства Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта. Автомобильный транспорт. Традиционно использует­ся для перевозок на короткие расстояния'. Одно из основ­ных преимуществ — высокая маневренность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться "от дверей до дверей" с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки, а так­же возможность поставки малыми партиями. Здесь, по срав­нению с другими видами, предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара. Основным недостатком автомобильного транспорта яв­ляется сравнительно высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной гру­зоподъемности автомобиля. К другим недостаткам этого вида транспорта относят также срочность разгрузки, возмож­ность хищения груза и угона автотранспорта, сравнитель­но малую грузоподъемность. Автомобильный транспорт эко­логически неблагоприятен, что также сдерживает его при­менение. Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки различных партий гру­зов при любых погодных условиях. Железнодорожный транс­порт обеспечивает возможность сравнительно быстрой до-_ ставки груза на большие расстояния. Перевозки регулярны. Здесь можно эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Существенным преимуществом железнодорожного транспорта является сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов, а также наличие скидок. К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести ограниченное количество перевозчиков, а также низкую возможность доставки к пунктам потребления, т. е. при отсутствии подъездных путей железнодорожный транс­порт должен дополняться автомобильным. Морской транспорт. Является самым крупным пере­возчиком в международных перевозках. Его основные пре­имущества — низкие грузовые тарифы и высокая провоз­ная способность. К недостаткам морского транспорта относят его низ­кую скорость, жесткие требования к упаковке и крепле­нию грузов, малую частоту отправок. Морской транспорт существенно зависит от погодных и навигационных усло­вий и требует создания сложной портовой инфраструк­туры. Внутренний водный транспорт. Здесь низкие грузо­вые тарифы. При перевозках грузов весом более 100 т на расстояние более 250 км этот вид транспорта — самый де­шевый. К недостаткам внутреннего водного транспорта, кроме малой скорости доставки, относят также низкую доступ­ность в географическом плане. Это обусловлено ограниче­ниями, которые накладывает конфигурация водных путей, неравномерность глубин и меняющиеся навигационные ус­ловия. Воздушный транспорт. Основные преимущества — наивысшая скорость, возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов. К недостаткам относят высокие грузовые тарифы и за­висимость от метеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графика поставки. Трубопроводный транспорт. Обеспечивает низкую се­бестоимость при высокой пропускной способности. Степень сохранности грузов на этом виде транспорта высока. Недостатком трубопроводного транспорта является уз­кая номенклатура подлежащих транспортировке грузов (жидкости, газы, эмульсии). Составление маршрутов движения транспорта Составление кольцевых маршрутов в первом прибли­жении может осуществляться методом, известным как ал­горитм Свира или алгоритм дворника-стеклоочистителя (рис. 48). Зададим положение потребителя материального потока в полярной системе координат. Полюс системы — точку 0, разместим в месте дислокации распределительно­го склада. Выберем первоначальное, нулевое, положение полярной оси φ =0. Положение потребителя определяется расстоянием от центра и углом φ , который образован полярной осью, т.е. лучом, исходящим из точки 0 и направ­ленным на потребителя. Суть алгоритма Свира заключается в том, что поляр­ная ось, подобно щетке дворника-стеклоочистителя, начи­нает постепенно вращаться против (или по) часовой стрел­ки, "стирая" при этом с координатного поля изображенные на нем магазины — потребители материального потока. Как только сумма заказов "стертых" магазинов достигнет вмес­тимости транспортного средства, фиксируется сектор, об­служиваемый одним кольцевым маршрутом, и намечается путь объезда потребителей. На кольцевые маршруты кроме ограничений по вмес­тимости могут накладываться дополнительные требования, например, ограничения по времени. Если окажется, что время движения по определенному кольцевому маршруту больше допустимого, необходимо этот сектор уменьшить, увеличив соответственно соседний сектор. Необходимые уменьшения сектора выполняются и при наличии других ограничений. Построение следующего сектора начинается лишь пос­ле того, как в настоящем секторе будет получен допусти­мый кольцевой маршрут. Формирование кольцевых марш­рутов завершается при полном обороте "стирающего" луча. Транспортная задача Транспортная задача – это задача прикрепления поставщика к потребителям. Имеется m поставщиков определенного вида продукции. Максимальные объемы возможных поставок заданы и равны соответственно ai при i = 1,2, … m, Эта продукция используется n потребителями. Объемы потребностей заданы и равны соответственно bj при j = 1,2, … n. Стоимость перевозок единицы продукции от поставщика к потребителю известна и равна cij Требуется установить такие объемы перевозок хij, от каждого поставщика к потребителю, чтобы суммарные затраты на перевозки были минимальными и потребности всех потребителей были бы удовлетворены. Математическая модель этой задачи такова: ∑∑хij, cij → min i- поставщик j –потребитель ai- запас на поставку bj –потребность в поставке xij- партия поставки cij- стоимость доставки B –базисная клетка ui-потенциал поставщика(строки) vj – потенциал потребителя (столбца) pij – потенциал поставки (клетки) n – колическтво поставщиков m –количество потребителей Алгоритм решения. 1. первичное распределение. a. Проверка на закрытость (открытость) задачи. (закрытый тип - Сумма объемов поставки должна быть равна сумме потребностей.) b. распределить грузы методом северо-западного угла или методом наименьшей стоимости. c. подсчитать стоимость доставки по полученному графику. 2. проверка на оптимальность. a. Проверка на выражденность m+n- 1 = B выражен , а если базисных клеток меньше то невыражден. Вводим дополнительную клетку с нулевой поставкой. b. Зададимся нулевым потенциалом. c. Подсчитаем потенциалы строк и столбцов. d. Подсчитаем потенциалы клеток и проверим на оптимальность. e. если оптимальный то считаем затраты если не оптимальный то строим цикл переноса 3. построение цикла переноса. a. Определяем клетку где разница потенциала клетка и стоимость наименьшая b. Строим цикл переноса, при этом кол-во + и – должно быть одинаковое в каждом столбце и в каждой строке. c. Производим перераспределение на минимальную величину объема поставки попавшего в цикл переноса. Проверяем на оптимальность СКЛАДСКАЯ ЛОГИСТИКА Склады – это здания, сооружения и разнообразные устройства для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю. Современный крупный склад – это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накоплению, переработке и распределению грузов между потребителями. Главной задачей склада является выравнивание. Выравнивание по времени необходимо когда периодичность спроса не соответствует времени изготовления. Выравнивание по количеству – количество на серийном производстве больше текущего спроса. Выравнивание по объему – месторасположение производств не соответствует нахождению потребителя продукции. Выравнивание ассортимента – при большом ассортименте требующемся в различное время различным покупателям. Виды складов Насчитывается большое разнообразие видов складов: • по размерам (до сотен тысяч кв.м) • по высоте укладки грузов (от3м до 24м высоты и более) • по конструкции (закрытые, полузакрытые, открытые) • по количеству пользователей • по степени механизации (немехан., комплексно-мех., автоматизированные, автоматические) • по возможности доставки грузов (пристанционные, портовые, прирельсовые, глубинные, приавтодорожные) • по ассортименту (специализированные, универсальные) • по признаку места (на производственном участке, на участке движения товаров народного потребления) • по признаку расположения в логистической цепи (склады готовой продукции, скл. сырья, склады сферы обращения и оптовые склады) • по назначению (оборотные, скл. хранения, посреднеческие, скл. сохранения, специальные скл.) Грузовая единица. Грузовая единица – это некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Характеристики грузовой единицы: размер и способность сохранять целостность. Можно выделить два основных вида грузовых единиц : груз в транспортной таре (ящики, бочки, мешки) и укрупненую грузовую единицу (грузовой пакет сформированный на поддоне). В качестве основания используют стандартные поддоны 1200*800, 1000*800 и 1000*1200 мм. Базовый модуль (600*400) – некоторая условная единица площади. На основании базового модуля разработана единая система унифицированных размеров транспортной тары. Принцип создания этой системы заключается в том, что площадь поддона разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые определяют наружные размеры транспортной тары. Пакетирование – это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое. На практике применяются: обандероливание стальными и полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др. Один из современных методов – пакетирование термоусадочной пленкой. Преимущества метода: 1. высокая степень сохранности грузов, 2. возможность пакетирования различных по размеру грузов, 3. сравнительно низкие затраты труда. Размещение товаров на складе. Для размешения товаров целесообразно применять методы ПАРЕТО или анализ АВС и XYZ. Наиболее часто отпускаемые товары укладывают на «Горячих» линиях, остальной ассортимент занимает «холодные линии». Использование данного приема размещения позволяет сократить суммарный пробег более чем в два раза. Правело ПАРЕТО Лишь пятая часть (20%) от всего количества объектов, с которыми обычно приходиться иметь дело, дает примерно 80 % результата этого дела. Вклад остальных 80% объектов составляет только 20% общего результата. Суть метода состоит в том, что в процессе достижения какой-либо цели нерационально уделять объектам, образующим малую часть вклада, то же внимание, что и объектам первостепенной важности. Анализ АВС В логистике анализ АВС, применяют ставя цель сокращения велечины запасов, сокращения количества перемещений на складе, общего увеличения прибыли предприятия. Идея метода состоит в выделении из всего множества однотипных объектов наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Метод АВС – способ нормирования и контроля за состоянием запасов, заключающийся в разбиении номенклатуры N, реализуемых товарно-материальных ценностей на три неравномерные подмножества А,В, и С на основании некоторого формального алгоритма. Порядок проведения анализа АВС: • формулирование цели анализа • идентификация объектов управлния • выделение признака классификации • оценка объектов по выбранному признаку • группировка объектов в порядке убывания • разделение совокупности объектов на три группы • построение кривой АВС Установлено что в большинстве торговых фирм 75% стоимости запасов охватывает около 10 % ассортиментных позиций, 20 % стоимости -25% позиций, и 5 % стоимости - 65 % позиций. Анализ XYZ Принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа XYZ – деление на три позиции в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования. Группу X - включают товары, спрос на которые равномерен, либо подвержен незначительным колебаниям.(0-10%) В группу Y – включают товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. (10-25%) В группу Z включают товары, спрос на которые возникает лишь эпизодически. (25-% и более) Признаком на основании которого конкретную позицию относят к группе является коэффициент вариации спроса. Порядок проведения анализа XYZ : ◦ определение коэффициентов вариации по отдельным позициям ◦ группировка объектов в порядке убывания ◦ построение кривой XYZ ◦ разделение совокупности объектов на три группы Месторасположение склада. Из числа возможных вариантов оптимальным считается тот, который обеспечивает минимум суммарных затрат на строительство и дальнейшую эксплуатацию склада и транспортных расходов по доставке и отправке грузов. Задача приобретает актуальность при наличии развитой транспортной сети, в противном случае решение очевидно. 1. Метод полного перебора. Задача решается полным перебором и оценкой всех возможных вариантов и обычно выполняется на ЭВМ. На практике применение затруднено в связи с возрастанием вариантов (2х, где Х- число складов), что тяжело даже для ЭВМ. 2. Эвристические методы. В основе методов лежат человеческий опыт и интуиция. На первом этапе экспертом производиться отбор наиболее подходящих вариантов, а на втором ЭВМ выбирает оптимальный вариант) 3. Метод определения центра тяжести физической модели. Метод аналогичен определению центра тяжести физического тела. На пластину навешивают грузы равные материальному потоку в определенных местах, затем находят центр тяжести модели. Применение описанного метода имеет ограничение. На модели расстояния от пункта потребления до размещения распределительного центра учитываются по прямой. Задача определения центра может быть решеня с помощью известных математических формул: Х скл = (∑ Га *Ха) / ∑Га ; У скл = (∑ Га *Уа) / ∑Га , где Г – грузооборот потребителя, Х иУ – координаты потребителя на осях координат, а – количество потребителей. 4. Определение месторасположения распределительного центра методом прямой точки. Помогает подобрать месторасположение в окрестностях центра тяжести. Пробная точка – любая точка на отрезке не принадлежащая ее концам. Сумма товаропотоков к потребителям, расположенным на всем участке слева (справа), называется левым (правым) объемом завоза. Оптимальное место расположение склада выбирается из условия равенства правого и левого объема завоза, и выбирается ближайшее начало отрезка к точке равенства. Пример: прямой отрезок (20,10,30,30 т/мес); прямой отрезок (40,30,20,50 т/мес); расположение по ХиУ СУЩНОСТЬ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ Закупочная логистика — это управление материаль­ными потоками в процессе обеспечения предприятия мате­риальными ресурсами с максимально возможной экономической эффективностью. Рассмотрим задачи и работы, относящиеся к закупочной логистике. 1. Определение потребности в материальных ресурсах В процессе определения потребности в материальных ресурсах необходимо идентифицировать внутрифирменных потребителей материальных ресурсов. Затем выполняется расчет потребности в материальных ресурсах. При этом ус­танавливаются требования к весу, размеру и другим пара­метрам поставок, а также к сервису поставок. Далее раз­рабатываются планы — графики и спецификации на каж­дую позицию номенклатуры и (или) номенклатурные груп­пы. Для потребляемых материальных ресурсов может ре­шаться задача "сделать или купить". 2. Исследование рынка закупок Исследование рынка закупок начинают с анализа пове­дения рынка поставщиков. При этом необходимо идентифи­цировать всех возможных поставщиков по непосредствен­ным рынкам, рынкам заменителей и новым рынкам. Далее следует предварительная оценка всех возможных источни­ков закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных с выходом на конкретный рынок. 3. Выбор поставщиков Включает поиск информации о поставщиках, создание банка данных о поставщиках, поиск оптимального постав­щика, оценку результатов работы с выбранными постав­щиками. 4. Осуществление закупок Реализация данной функции начинается с проведения переговоров, которые должны завершиться оформлением договорных отношений, т. е. заключением контракта. Дого­ворные отношения формируют хозяйственные связи, ра­ционализация которых также является задачей логистики. Осуществление закупок включает в себя выбор метода закупок, разработку условий поставки и оплаты, а также организацию транспортировки материальных ресурсов. При этом составляются графики поставки, осуществляется экс­педирование, возможно, организуются таможенные проце­дуры. Завершаются закупки организацией приемного конт­роля. 5. Контроль поставок Одной из значимых задач контроля поставок является контроль качества поставки, т.е. учет количества реклама­ций и брака. Контроль поставок включает в себя также от­слеживание сроков поставки (количество ранних поставок или опозданий), отслеживание сроков оформления заказа, сроков транспортировки, а также контроль состояния за­пасов материальных ресурсов. 6. Подготовка бюджета закупок Существенной частью закупочной деятельности явля­ются экономические расчеты, так как необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. При этом определяют следующие виды затрат: • затраты на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов; • затраты на транспортировку, экспедирование и стра­хование; • затраты на грузопереработку; • затраты по контролю за соблюдением условий дого­вора поставки; • затраты на приемку и проверку материальных ре­сурсов; • затрат на поиск информации о потенциальных по­ставщиках, В рамках проведения экономических расчетов к зада­чам закупочной логистики следует отнести расчет издер­жек из-за дефицита материальных ресурсов. 7. Координация и системная взаимосвязь закупок с про­изводством, сбытом, складированием и транспортирова­нием, а также с поставщиками Это специфическая задача закупочной логистики, ре­шаемая, как было отмечено выше, посредством организа­ции системной взаимосвязи закупок с производством и сбы­том, а также тесных связей с поставщиками в области пла­нирования, экономики, техники и технологии. Методы снабжения. В последние десятилетия разработан ряд методов снабжения ориентированных на конкретную потребность производства: • метод «канбан» (учитывает потребность исходящую из конечного монтажа), • трехуровневое планирование (на первом – осуществляется программное планирование, затем – распределение материалов, и управление закупками), • метод «точно в срок» (с существенным сокращением запасов), • снабжение по запросам (типовые контракты с поставщиками на длительный период, а данные о фактической потребности запрашиваются на основании поэтапного уточнения), • метод прогнозных показателей (спрос на большие партии закупок формируется на определенном уровне, а затем конкретный объем поставок приводиться в соответствие со спросом), • электронно-информационный метод (работа в межкомпьютерном режиме). Задача "сделать или купить" в закупочной логистике В закупочной логистике к задаче типа "сделать или купить" относится принятие одного из двух альтернатив­ных решений: • самостоятельно формировать ассортимент, закупая товарные ресурсы непосредственно у изготовителя; • закупать товарные ресурсы у посредника, который специализируется на разукрупнении производственных партий, формировании широкого ассортимента и постав­ках его потребителям в скомплектованном виде. Задача «сделать или купить» Задача «сделать или купить» заключается в принятии одного из двух альтернативных решений – делать комплектующий изделия самим, если это в принципе возможно, или же покупать комплектующие. Решение в пользу закупок комплектующих должно быть принято, если: • потребность в комплектующих невелика • отсутствуют необходимые для самостоятельного производства мощности • отсутствуют кадры необходимой квалификации И наоборот. Задача выбора поставщика Перечислим и охарактеризуем основные этапы ре­шения этой задачи. 1. Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы следующие методы: • объявление конкурса; • изучение рекламных материалов: фирменных ката­логов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.; • посещение выставок и ярмарок; • переписка и личные контакты с возможными постав­щиками. В результате перечисленных мероприятий формиру­ется список потенциальных поставщиков, который посто­янно обновляется и дополняется. 2. Анализ потенциальных поставщиков. Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор поставщиков. Основными критериями принято считать качество, стоимость и надежность поставок. К дополнительным критериям можно отнести: удаленность поставщика от потребителя; сроки выполнения текущих и экстренных заказов; наличие резервных мощностей; организация управления качеством у поставщика; психологический климат у поставщика (в плане воз­можности забастовок); способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования; финансовое положение поставщика, его кредито­способность и др. В результате анализа потенциальных поставщиков фор­мируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений. 3. Оценка результатов работы с поставщиками. На выбор поставщика существенное влияние оказыва­ют результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позво­ляющая рассчитать рейтинг поставщика. Приведем пример расчета рейтинга поставщика. Критерий выбора поставщика Удельный вес критерия Оценка значения критерия по десятибалльной шкале Рейтинг по критерию 1. Надежность поставки 0,30 7 2,1 2.Цена 0,25 6 1,5 3. Качество товара 0,15 8 1,2 4. Условия платежа 0,15 4 0,6 5.Возможность внеплановых поставок 0,10 7 0,7 б. Финансовое состояние поставщика 0,05 4 0,2 Итого: 1,00 6,3 Основные требования к поставщику. • стоимость приобретения продукции или услуг • качество обслуживания. Прочие критерии: • удаленность, • сроки выполнения текущих и экстренных заказов, • наличие у поставщика резервных мощностей, • качество продукции, • психологический климат в трудовом коллективе, • риск забастовок у поставщика, • способность длительного сотрудничества, • кредитоспособность и финансовое положение. ПОНЯТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКИ Целью производственной логистики является оптими­зация материальных потоков внутри предприятий, создаю­щих материальные блага или оказывающих такие матери­альные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др. Характерная черта объектов изучения в производ­ственной логистике — их территориальная компактность. Традиционная и логистическая концепции организации производства Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения: • отказ от избыточных запасов; • отказ от завышенного времени на выполнение основ­ных и транспортно-складских операций; • отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей; • устранение простоев оборудования; • обязательное устранение брака; • устранение нерациональных внутризаводских пере­возок; • превращение поставщиков из противостоящей сто­роны в доброжелательных партнеров. В отличие от логистической традиционная концепция организации производства предполагает: • никогда не останавливать основное оборудование и поддерживать во что бы то ни стало высокий коэффици­ент его использования; • изготавливать продукцию как можно более крупны­ми партиями; • иметь максимально большой запас материальных ресурсов "на всякий случай". Традиционная концепция организации произ­водства наиболее приемлема для условий "рынка продав­ца", в то время как логистическая концепция — для усло­вий "рынка покупателя". Качественная и количественная гибкость производственных систем Производство в условиях рынка может выжить лишь в том случае, если оно способно быстро менять ассортимент и количество выпускаемой продукции. До 70-х гг. весь мир решал эту задачу за счет наличия на складах запасов гото­вой продукции. Сегодня логистика предлагает адаптироваться к изменениям спроса за счет запаса производственной мощ­ности. Запас производственной мощности возникает при наличии качественной и количественной гибкости производственных систем. Качественная гибкость обеспечивается за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства. Количественная гибкость может обеспечиваться через резерв рабочей силы или резерв оборудования. (рис. 38). Толкающие системы управления материальными потоками в производственной логистике "Толкающая систе­ма" представляет собой систему организации производ­ства, в которой предметы труда, поступающие на произ­водственный участок, непосредственно этим участком у пре­дыдущего технологического звена не заказываются. Мате­риальный поток "выталкивается" получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной систе­мы управления производством (рис. 39). Толкающие модели управления потоками характерны для традиционных методов организации производства. Воз­можность их применения для логистической организации производства появились в связи с массовым распространением вычислительной техники. Толкающие системы, способные с помощью микроэлек­троники увязать сложный производственный механизм в единое целое, тем не менее имеют естественные границы своих возможностей. Параметры "выталкиваемого" на учас­ток материального потока оптимальны настолько, насколь­ко управляющая система в состоянии учесть и оценить все факторы, влияющие на производственную ситуацию на этом участке. Однако чем больше факторов по каждому из мно­гочисленных участков предприятия должна учитывать уп­равляющая система, тем совершеннее и дороже должно быть ее программное, информационное и техническое обес­печение. На практике реализованы различные варианты толка­ющих систем, известные под названием "системы МРП". Системы МРП характеризуются высоким уровнем авто­матизации управления, позволяющим реализовывать сле­дующие основные функции: • обеспечивать текущее регулирование и контроль производственных запасов; • в реальном масштабе времени согласовывать и опе­ративно корректировать планы и действия различных служб предприятия — снабженческих, производственных, сбыто­вых. Тянущие системы управления материальными потоками в производственной логистике "Тя­нущая система'" представляет собой систему организа­ции производства, в которой детали и полуфабрикаты по­даются на последующую технологическую операцию с пре­дыдущей по мере необходимости. Здесь центральная система управления не вмешивает­ся в обмен материальными потоками между различными участками предприятия. Производственная програм­ма отдельного технологического звена определяется раз­мером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном про­изводственной технологической цепи. Пример. Предприятие получило заказ на изготовле­ние 10 ед. продукции. Этот заказ система управления пере­дает в цех сборки. Цех сборки для выполнения заказа зап­рашивает 10 деталей из цеха № 1. Передав из своего запаса 10 деталей, цех № 1 с целью восполнения запаса заказывает у цеха № 2 десять заготовок. В свою очередь, цех № 2, передав 10 заготовок, заказывает на складе сы­рья материалы для изготовления переданного количества также с целью восстановления запаса. Таким образом, ма­териальный поток "вытягивается" каждым последующим звеном. Причем персонал отдельного цеха в состоянии учесть гораздо больше специфических факторов, определяющих размер оптимального заказа, чем это смогла бы сделать центральная система управления. На практике к тянущим внутрипроизводственным ло­гистическим системам относят систему "Канбан" (в перево­де с японского — карточка), разработанную и реализован­ную фирмой "Тоёта" (Япония). Система не требует тотальной компьютеризации производства, однако она предполагает высокую дис­циплину поставок, а также высокую ответственность персо­нала, так как централизованное регулирование внутрипро­изводственного логистического процесса ограничено. ПОНЯТИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ Распре­делить — это значит разделить что-либо между кем-либо, предоставив каждому определенную часть. В логистике под распределением понимается физичес­кое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса. Принципиальное отличие распределительной логисти­ки от традиционных сбыта и продажи заключается в следу­ющем: • подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга; • системная взаимосвязь процесса распределения с про­цессами производства и закупок (в плане управления мате­риальными потоками); • системная взаимосвязь функций внутри самого распределения. Распределительная логистика - это комплекс взаимосвязанных функции, реализуе­мых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т. е. в процессе опто­вой продажи товаров. Объект изучения в распределительной логистике — материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю. Задачи распределительной логистики. Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке поставщик — потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и кончая моментом выхода поставленно­го продукта из сферы внимания поставщика. В процессе решения задач распределительной логис­тики необходимо найти ответы на следующие вопросы: • по какому каналу довести продукцию до потреби­теля; • как упаковать продукцию; • по какому маршруту отправить; • нужна ли логистике сеть складов, если да, то ка­кая, где и сколько; • какой уровень обслуживания обеспечить, а также на ряд других вопросов. Логистические каналы и логистические цепи Материальный поток исходит либо из источника сы­рья, либо из производства, либо из распределительного центра. Поступает либо на производство, либо в распреде­лительный центр, либо конечному потребителю (рис. 42). Во всех случаях материальный поток поступает в по­требление, которое может быть производственным или непроизводственным. Потребление производственное — это текущее исполь­зование общественного продукта на производственные нуж­ды в качестве средств труда и предметов труда. Потребле­ние непроизводственное — это текущее использование об­щественного продукта на личное потребление и потребле­ние населения в учреждениях и предприятиях непроизвод­ственной сферы. Поставщик и потребитель материального потока в об­щем случае представляют собой две микрологистические системы, связанные так называемым логистическим кана­лом, или иначе — каналом распределения. Логистический канал — это частично упорядоченное множество различ­ных посредников, осуществляющих доведение материаль­ного потока от конкретного производителя до его потре­бителей. Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников процес­са продвижения материального потока от поставщика к по­требителю. После этого логистический канал преобразует­ся в логистическую цепь. Логистическая цепь — это ли­нейно упорядоченное множество участников логистичес­кого процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логи­стический системы до другой. На уровне макрологистики логистические каналы и ло­гистические цепи являются связями между подсистемами макрологистических систем. В зависимости от вида макро-логистической системы каналы распределения имеют различное строение. При выборе канала распределения происходит выбор формы товародвижения — транзитной или складской. При выборе логистической цепи — выбор конкретного дист­рибьютора, перевозчика, страховщика, экспедитора, бан­кира и т. д. Каналы распределения товаров можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней. Уровень канала – это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственности на него к конечному потребителю. Каналы могут быть горизонтальными и вертикальными (действуют как единая система). Классификацию посредников можно провести по сочетанию двух признаков: от чьего имени работает посредник и за чей счет ведет операции. 1. Дилеры – посредники которые ведут операции от своего имени и за свой счет. Эсклюзивные дилеры являються единственными представителями производителя в данном регионе и наделены исключительными правами по реализации его продукции. Дилеры, сотрудничающие с производителями на условиях франшизы, именуются авторизованными. 2. Дистрибьюторы - посредники ведущие операции от имени производителя и за свой счет. Дистрибьюторы не являются собственниками продукции. По договору ими приобретается право продажи продукции. 3. Комиссионеры – посредники ведущие операции от своего имени и за счет производителя. Комиссионеры являются посредниками только для производителя, а не для конечного потребителя, деньги перечисляются на счет производителя. 4. Агенты – посредники, выступающие в качестве представителя или помощника другого, основного по отношению к нему лица. Агенты выступают от имени производителя и за его счет. 5. Брокеры - посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов. Например. Рассмотрим каналы распределения, по которым това­ры из конечного производства через систему распредели­тельных центров попадают в конечное потребление (рис. 45). На данной схеме изображены два производства, А и В, выпускающие одинаковые товары. Это означает, что каждый из распределительных центров может выбирать по­ставщика с более выгодными для себя условиями поставки. В свою очередь, производство может выбирать различные каналы распределения. Например, из производства А товар может попасть к конечному потребителю по одному из сле­дующих четырех маршрутов: 8; 1—6; 1—7—5; 2—5. Оче­видно, что если производство А выйдет на рынок и само­стоятельно свяжется с конечным потребителем (маршрут 8), то первоначальная стоимость товара возрастет лишь на сумму расходов, связанных с доставкой, так как посредни­ки (распределительные центры) будут исключены из цепи. Однако в этом случае потребитель вынужден будет поку­пать у одного поставщика большое количество одинаково­го товара, что скорее всего для него неприемлемо. Второй маршрут 1—6 неудобен по тем же причинам. Распределительный центр № 1 расположен в месте сосре­доточения производства и, как правило, закупает и прода­ет большие партии однородного товара. Эта категория по­средников также не формирует широкого ассортимента. Широкий торговый ассортимент формирует оптовик (распределительный центр №2), расположенный в месте сосредоточения потребления. Этот посредник специализиру­ется на оказании максимального сервиса конечному потре­бителю. Таким образом, канал 1—7—5 обеспечивает наи­больший сервис потребителю, но при этом включает двух посредников, т. е. стоимость товара будет наиболее вы­сокой. Правила распределительной логистики. Правило1. Для наиболее эффективного удовлетворения потребителей распределительная логистическая цепь должна обеспечивать максимальное приближение к точкам конечного сбыта, использоваться возможно чаще и осуществлять транспортировку на возможно большее расстояние путем использования грузовых единиц продукции и грузовых транспортных единиц максимально возможной вместимости. Правило2. Для наиболее эффективного решения задачи физического распределения в логистической цепи необходимо использовать минимальное количество условно-договорных единиц измерения продукции и транспорта. Правило3. Если нельзя избежать создания стационарного склада, то он должен располагаться в логистической цепи в центре консалидации, который размещается возможно ближе к конечным торговым точкам (физическое распределение) или к исходному производственному процессу (сортировка).
«Основы логистики» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 89 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot