Основы конституционного строя Российской Федерации.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тезисы лекции. Тема 5. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Понятие основ конституционного строя. Соотношение категорий «конституционный строй» и «основы конституционного строя», «конституционный строй» и «общественный строй». Правовой институт основ конституционного строя. Основные конституционные начала организации публичной власти. Основные конституционные начала организации российского общества. Референдум в системе прямого народовластия.
С понятием конституционного права тесно взаимосвязаны научные катего- рии «конституционализм» и «конституционный строй». Конституционализм — это научная доктрина, согласно которой в обществе признаются ценности демократии, гуманизма и справедливости, достигаемые посредством ограниченности правления, связанности власти конституционными институтами. Именно этой цели служат конструкции народного суверенитета, выборности, ограниченности сроков полномочий, естественного характера прав и свобод человека и гражданина, политической свободы, сочетания прямого народовластия и народного представительства, организованной многопартийности, при которой не допускается долговременное нахождение од- них и тех же политических сил в качестве правящих и оппозиционных. Публичная власть не ограничена в смысле ее суверенности, но она связана конституционно-правовыми нормами и подчиняется им. В конституционном государстве на каждом лежит публично-правовая обязанность самоограничения.
Конституционализм есть доктрина интернациональная. Суверенное государство может не признавать конституционализм, но тогда это государство не вправе считаться конституционным (например, в условиях абсолютной монархии). Вместе с тем, конституционный строй государств, признавших конституционализм, может различаться. В частности, никто не вправе заявлять о приоритете президентской или парламентарной формы правления, мажоритарной или пропорциональной избирательной системы, двухпартийной или многопартийной модели, четырехлетнего или семилетнего срока полномочий главы государства или депутатов парламента, системы предварительного или последующего конституционного контроля и т.д. Конституционный строй есть юридическая и фактическая форма выражения доктрины конституционализма применительно к конкретному конституционному государству. Причем нации, обладающие суверенитетом, вправе на основе своего опыта, исторических традиций, политических предпочтений и меняющихся общественных условий — учреждать и модернизировать свои собственные моде- ли конституционного строя в рамках общей доктрины конституционализма. Конституционный строй современной России характеризуется следующими признаками (гл. 1 Конституции РФ). Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по закону. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Российское государство состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Федерации. Республика имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Федеративное устройство основано на принципах государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, равноправия и самоопределения народов. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между со- бой равноправны.
Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин обладает всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В государстве охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, федеральные суды. Государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В государстве признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В России при- знаются веротерпимость и сосуществование религий. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.