Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 4. ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
Сущность и структура бизнес-плана.
Понятие бизнес-плана
Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, т.е. s планирования.
Планирование - это разработка и установление руководством предприятия системы количественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование является центральным звеном всей системы хозяйственного механизма управления и регулирования производства. Существует несколько видов планирования:
• перспективное планирование. Основывается на прогнозировании, составляемом на срок от 5 до 15 лет. В нем формируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоение новых.
• текущее планирование. Разрабатывается в предприятии по всем экономическим показателям деятельности в разрезе производственных подразделений, участков по различным видам деятельности предприятия. Детализирует показатели перспективного планирования.
• оперативное планирование. Разрабатывается по отдельным производственным подразделениям, является программной работой каждого сотрудника предприятия. Составляется на срок от недели до квартала.
В современных условиях одним из важнейших инструментов планирования является бизнес-план.
Возрастание роли бизнес-плана в планировании особенно отчетливо проявилось в последние десятилетия. Связано это было со следующими причинами:
1. Возрастание сложности внешнехозяйственной среды потребовало от компаний высокой гибкости в управлении, умение постоянно подсчитывать множество вариантов управленческих решений в комплексе, с учетом всех факторов.
2. Возросла роль стратегического маркетинга, умение находить и оценивать возможные новые, перспективные направления хозяйственной деятельности. Но мало найти перспективную возможность на рынке, нужно еще и оценить, чего она стоит. Для этого и нужен бизнес-план.
3. Расширилась самостоятельность производственных подразделений, В современных условиях увидеть все варианты хозяйственного развития можно лишь на нижнем уровне, а оценить их привлекательность с точки зрения корпорации в целом, проанализировать с учетом интересов владельцев капитала можно на высшем уровне. Обособление хозяйственных систем при необходимости интеграции решений по части инвестиционной политики и сделало бизнес-план столь популярным инструментом планирования бизнеса.
Бизнес-план - это план развития бизнеса на предстоящий период, в котором сформулированы предмет, основные цели, стратегии, направления и географические регионы хозяйственной деятельности, в котором определены ценовая политика, емкость и структура рынка, условия осуществления поставок и закупок, транспортировки, страхования и переработки товаров, факторы, влияющие на рост/снижение доходов и расходов по группе товаров и услуг, являющихся предметом деятельности предприятия.
Бизнес-план всегда носит вероятностный характер, предполагает возможность различных вариантов делового поведения предприятия. В этом его коренное отличие от технико-экономического обоснования, в котором существует достаточно жесткая увязка с определенной технологией,
присутствует конкретная проектно-сметная документация и т.д. Бизнес-план - это план возможных действий предприятия на рынке. Любая информация, представленная в бизнес-плане (хозяйственная стратегия, формулы распределения прибыли, схемы работы с поставщиками и субподрядчиками и т.п.), может стать предметом обсуждения, дальнейшего анализа.
Бизнес-план всегда имеет адресата. Им может быть партнер-инвестор, вышестоящее руководство или органы государственного управления, поэтому в любом случае в бизнес-плане должны быть учтены интересы того, кому он адресован.
Цели, задачи, функции и принципы бизнес-планирования
Основной, целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Главная цель бизнес-плана - выработка стратегических решений путем рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиций маркетингового синтеза. Другие цели разработки бизнес-плана могут быть различными, например;
• получение кредитов или привлечение инвестиции;
• определение степени реальности достижения намеченных результатов
• доказательство целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создание новой;
• убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте, и др.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время в России первоочередной целью бизнес-планирования является привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров.
Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, примеры которых в зависимости от участников процесса бизнес-планирования представлены в приложении 1.1.
Каждая задача бизнес-плана может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана - концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач. Именно бизнес-план - важное средство для увеличения капитала фирмы.
В современной практике бизнес-план выполняет пять функций.
Первая функция связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
Вторая функция - планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Третья функция позволяет привлекать извне денежные средства -ссуды кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие. Однако решающим фактором при предоставлении кредита является наличие тщательно проработанного бизнес-плана.
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.
Пятая функция позволяет путем вовлечения всех сотрудников в процессе составления бизнес-плана улучшить информированность всех сотрудников о предстоящих действиях, скоординировать их условия, распределить обязанности, создать мотивацию достижения цели.
Для практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется важным соблюдение следующих принципов:
- гибкости, предусматривающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация;
непрерывности, предусматривающей «скользящий» характер планирования;
- коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо);
интерактивности, предусматривающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;
- многовариантности, предусматривающей выбор наилучшего из альтернативных возможностей достижения поставленной цели
Структура и последовательность разработки бизнес-плана
В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости от назначения:
• по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения);
• по предприятию в целом (новому или действующему).
В рамках одной организации может разрабатываться и общий стратегический бизнес-план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведенной выше типологии.
К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации, можно также отнести:
• специфику вида предпринимательской деятельности;
• размеры предприятия;
• цель составления бизнес-плана;
• общую стратегию предприятия;
• перспективы роста создаваемого предприятия;
• размер предполагаемого рынка сбыта;
• наличие конкурентов.
В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве плана обоснования инвестиций, для финансовых партнеров, привлечения партнеров, контрактов с персоналом фирмы) разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации. Чем крупнее рынок сбыта, тем большее количество его сегментов необходимо учитывать, а наличие большого количества конкурентов требует изучения наиболее крупных из них, их товаров и услуг, что требует усложнения структуры бизнес-плана.
На предприятии разрабатываются два варианта бизнес-плана: официальный и рабочий бизнес-план.
Бизнес-план — официальный документ, оформленный в соответствии с требованиями потенциальных инвесторов, партнеров по бизнесу и т. д. Для его написания необходимо собрать большой информационный материал по широкому кругу вопросов о рынках, состоянии отрасли, новых технологиях, оборудовании и т. п. Значительная часть этого материала не входит в окончательный официальный вариант бизнес-плана, потому целесообразно иметь два вида одного бизнес-плана — официальный и рабочий бизнес-план.
В рабочий бизнес-план включаются все рабочие информационные материалы, сгруппированные по разделам официального бизнес-плана. Эти материалы могут иметь самый разнообразный характер (от описаний формулирования своих идей до расчетов, оформленных в таблицах произвольного вида), постоянно дополняться в процессе работы и использоваться при модернизации официального варианта бизнес-плана.
Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана.
Несмотря на довольно значительные внешние отличия различных вариантов структуры бизнес-планов, состав и содержание их основных разделов остается практически неизменным. Изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта бизнес-планирования, а также опыт практической работы в области планирования бизнеса позволили предложить оптимальную, с нашей точки зрения, структуру бизнес-плана предприятия:
1) Концепция бизнеса (резюме).
2) Описание предприятия и отрасли.
3) Исследование и анализ рынка сбыта.
4) План маркетинга.
5) План производства.
6) Организационный план.
7) Финансовый план.
8) Потенциальные риски.
Разработка плана маркетинга
Основные вопросы, на которые необходимо ответить в данном разделе:
• какова основная стратегия развития объекта бизнеса;
• какова маркетинговая стратегия по всем сегментам рынка;
• в чем заключается товарная стратегия в вашем бизнесе;
• какие кратко- и долгосрочные цели в принятой вами политике ценообразования;
• какие методы установления цен на продукцию используются;
• соответствуют ли предполагаемые цены тому имиджу, который вы стараетесь создать для объекта бизнеса;
• какие факторы являются определяющими в выборе каналов распределения (профиль заказчика, географическое положение, таможенные ограничения, сезонные условия и др.);
• виды транспорта, которые вы используете, наличие своего транспорта на предприятии;
• имеется ли складская сеть на предприятии, какова емкость складов;
• имеется ли дилерская сеть, каковы взаимоотношения с дилерами и другими посредниками;
• предполагается ли использование "фирменного стиля" и товарных знаков;
• виды рекламы на предприятии и их действенность;
• какие методы стимулирования продаж используются или предлагаются к использованию;
• организация пред- и послепродажного сервиса и как он организован у конкурентов;
• имеется ли сервисное обслуживание, чем отличается от предлагаемого конкурентами.
Ключевой вопрос: каков комплекс маркетинга и как он приведет к успеху?
Основные моменты раздела:
• главные цели маркетинга;
• маркетинговая стратегия по всем сегментам рынка;
• товарная стратегия;
• ведущий подход фирмы к ценообразованию;
• стратегия ценообразования (высокое качество или уникальность товара — высокая цена; цена в зависимости от цен конкурентов; низкие производственные издержки - низкая цена или др.);
• динамика цен конкурентов;
• соответствие предлагаемых цен имиджу фирмы;
• отношение покупателей к установленным фирмой ценам на товары;
• наиболее вероятная реакция покупателей на повышение или понижение цен на товары фирмы (есть ли эластичность спроса);
• сегменты потребителей, получающие наибольший выигрыш от снижения цен;
• емкость и удельный вес этих сегментов;
• количество покупателей, которое может потерять фирма при повышении цен на товары;
• наличие и характер политики стимулирования цен;
• действия фирмы при снижении цен конкурентами;
• ценовая политика фирмы;
• схема поступления каждого товара на рынок;
• структура и размеры каналов сбыта;
• надежность и рентабельность данных каналов распределения;
• оптимальность схемы транспортировки товаров;
• количество складов (собственных и арендуемых), их емкость;
• необходимые запасы товаров на складах;
• оптимальный размер партии товаров с точки зрения продажи;
• оценка численности и квалификации работников сбытовых служб фирмы, дилеров, других посредников в каждой торговой точке;
• результативные показатели работы фирмы по реализации товаров (выручка, расходы на каждое посещение клиента, число обслуженных клиентов, заключенных контрактов и т. д.);
• обеспеченность дилеров и других посредников всей необходимой для их работы информацией;
• уровень порчи товаров в ходе товародвижения; организация контроля за каналами сбыта;
• наличие на рынке системы послепродажного обслуживания; характеристика сферы обслуживания (предпродажного и послепродажного);
• соответствие ассортимента и качества услуг по обслуживанию клиентов их запросам;
• оптимальность по отношению к потребителю расположения сервисных пунктов и складов запасных частей; особенности организации гарантийного ремонта;
• среднее время ремонта в сравнении со сроками у конкурентов; среднее время устранения неисправностей в сравнении со временем у конкурентов;
• средняя стоимость ремонта и запчастей в сравнении с ценами у конкурентов;
• частота использования отдельных деталей и узлов и частота их поставок в сервисные пункты;
• наличие претензий клиентов на отсутствие или задержку нужных запасных частей;
• оптимальный размер запасов на складе запасных частей; применяемая система контроля запасов;
• квалификация и коммуникабельность работников сервиса фирмы;
• отзывы потребителей о работе каждой из сервисных точек;
• пути совершенствования системы сервисного обслуживания;
• выбор и оценка различных методов стимулирования сбыта (кредит, скидка при покупке, премии, гарантия выплат, льготные сделки и т. д.); работников фирмы; посредников и сферы торговли; потребителей;
• организация и участие в выставках-продажах, ярмарках, потребительских конференциях;
• наличие продажи в рассрочку; степень открытости фирмы для потребителей; проведение дегустаций (для продуктов питания);
• зависимость зарплаты работников сбытовой службы фирмы, дилеров, других посредников от реализации товаров;
• система стимулирования труда дилеров и других торговых посредников (премии, ценные подарки и т. Д.);
• цели, поставленные перед рекламой, и их соотношение с целями фирмы; объект рекламы;
• направленность рекламы (целевые группы покупателей, сегмент рынка, рынок в целом и др.);
• виды и способы использования средств массовой коммуникации в рекламной деятельности;
• основания выбора того или иного вида рекламы; средства, выделяемые на рекламу; фирменный стиль рекламы;
• рекламные агентства, с которыми работает фирма;
• оценка покупателями качества обращений и формы представления рекламы фирмы;
• эффективность рекламной работы и возможности ее повышения;
• целесообразность создания на фирме службы связи с общественностью;
• целесообразность организации встреч с представителями общественности и средств массовой информации (с какой периодичностью);
• работа по организации отдела связи с общественностью; наличие встреч с представителями прессы, радио и телевидения; членство фирмы в общественных ассоциациях;
• бюджет маркетинга (планируемые затраты на реализацию плана маркетинга);
• особенности организации планирования контроллинга;
• перечень информационных областей (общеэкономические условия, качественные тенденции в них, наблюдение за конкурентами и т. д.), охватываемых контроллингом;
• методы анализа, применяемые в контроллинге;
• особенности использующихся в фирме вопросников, формуляров и т. п. при контроллинге (стандартные, собственной разработки).
План производства
Основные вопросы, на которые необходимо ответить в данном разделе:
• где будут изготавливаться товары — на действующем или вновь создаваемом предприятии;
• насколько удачно выбрано месторасположение фирмы, исходя из близости к рынку, поставщикам, доступности рабочей силы, транспорта и т. д.;
• каков способ производства вашей продукции, какова технология;
• каковы основные стадии производственного процесса; схема производственных потоков;
• в чем рациональность предлагаемой или имеющей место технологической схемы, обеспечивает ли она экономию затрат ресурсов, гибкость производства;
• имеют ли место новые исследования и разработки в производстве;
• какова потребность в производственных помещениях и как она обеспечивается;
• какова потребность в оборудовании, сырье, материалах, комплектующих изделиях и как она обеспечивается;
• какую репутацию имеют фирмы-поставщики, имеется ли опыт работы с ними, каково местоположение основных поставщиков;
• какие основные средства обеспечения контроля качества планируется использовать (используются), каковы результаты;
• какие основные средства обеспечения экологической чистоты производства и безопасности жизнедеятельности планируется использовать (используются), каковы результаты;
• какие возможны затруднения при организации производства;
• сколько составят (составляют) суммарные издержки производства, какие имеются возможности их снижения.
Ключевые вопросы: каков организационно-технический уровень производства, каковы издержки?
Начинать план производства нужно с краткого пояснения того, где будут изготавливаться товары, — на действующем или вновь создаваемом предприятии. Затем можно подчеркнуть выгодность месторасположения предприятия (если данный факт имеет место) относительно рынков, сбыта, поставщиков, рабочей силы, услуги т. д.
Следующим шагом при написании данного раздела может стать описание производственного процесса. Для этого указывается тип производства (единичное, серийное, массовое), метод его организации, структура производственного цикла, может приводиться схема технологического процесса, которая наглядно показывает, откуда и куда будут поступать все виды сырья и комплектующих, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию.
В производственном плане дается оценка существующей технологии по следующим направлениям: соответствие технологии современным требованиям; уровень автоматизации производственного процесса; обеспечение гибкости процесса; возможность быстрого увеличения или сокращения выпуска продукции,
В этом разделе отмечают основные направления совершенствования технологии, предусмотренные бизнес-планом. Если в будущем периоде изменяется технология производства продукта, то в бизнес-плане отмечается, как предложенные изменения технологии отразятся на качестве продукции, уровне производственных затрат, цене изделия.
Если в производственном процессе предусматривается выполнение части операций субподрядчиками, это также особо отмечается в бизнес-плане.
Особо в бизнес-плане рассматривается действующая на предприятии система управления качеством продукции. Сообщается, на каких стадиях и какими методами будет проводиться контроль качества, какими стандартами при этом будут руководствоваться производители продукции.
В план производства могут включаться также сведения о системе охраны окружающей среды, указываться принимаемые меры по утилизации отходов и соответствующие затраты.
Производственная программа (прогноз объемов производства и реализации продукции), приводимая в бизнес-плане, составляется на основе результатов маркетинговых исследований рынка сбыта с последующим их сопоставлением с производственными возможностями предприятия. Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж.
Предприятия формируют производственную программу на основе: государственного заказа (если он есть); заказов потребителей; выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса.
Основными показателями производственной программы являются:
• номенклатура, содержащая наименование продукции с указанием количества, качества и сроков сдачи;
• товарная продукция;
• незавершенное производство;
• валовая продукция.
Производственная деятельность предприятия, в свою очередь, характеризуется системой показателей:
• cпросом на продукцию;
• производственной мощностью;
• объемом производства;
• издержками и ценами;
• потребностью в ресурсах и инвестициях;
• общим и чистым доходом предприятия;
• дивидендами на акции и т. д.
План производства и реализации продукции содержит, как правило, систему натуральных и стоимостных показателей.
Преимуществами натуральных показателей являются наглядность, объективность оценки удовлетворения потребности в конкретном виде
продукции, вклада каждого предприятия в решение этой задачи, степени использования мощностей и производственных ресурсов. Недостаток — затруднено определение общего объема производства и реализации на предприятиях с многономенклатурным выпуском продукции.
К основным стоимостным показателям выпуска продукции на предприятии относятся: валовой оборот, внутризаводской оборот, товарная продукция, валовая продукция, объем реализуемой продукции, нормативная стоимость обработки (НСО), чистая и условно-чистая продукция.
В разные периоды развития экономики страны отдавалось предпочтение то одним, то другим стоимостным показателям, характеризующим объем выпуска продукции.
Валовой оборот предприятия представляет собой суммарную стоимость продукции всех основных, вспомогательных, обслуживающих цехов. Продукция включается в валовой оборот независимо от того, предназначена она для отпуска за пределы или для дальнейшей промышленной переработки на этом же предприятии.
Внутризаводской оборот — сумма стоимости продукции собственного производства, потребленной внутри предприятия на производственные нужды. К производственному потреблению внутри предприятия относится: переработка полуфабрикатов своей выработки для производства готовой продукции; потребление электроэнергии, сжатого воздуха, пара своей выработки; использование деталей, изделий своей выработки на текущий ремонт зданий, сооружений, оборудования.
Товарная, валовая, реализованная продукция определяются по заводскому методу, т. е. из стоимости планируемых к производству готовых изделий и полуфабрикатов исключается стоимость той части продукции, которая используется внутри предприятия на собственные промышленно-производственные нужды. Недостаток этого метода заключается в том, что величина товарной, валовой, реализованной продукции может меняться в результате изменения организационной структуры предприятий.
Товарной продукцией предприятия является продукция, произведенная в отчетном периоде и реализованная или предназначенная к реализации. В состав товарной продукции (Тпр) включают: готовые изделия (Гпз); полуфабрикаты, предназначенные для отпуска сторонним потребителям (Пф); работы промышленного характера, выполненные по заказам со стороны (Рпр); все виды ремонтных работ, выполненных по заказам со стороны (Рраб); продукция вспомогательных цехов, выполненная для реализации на сторону или для своего использования (Вц). Таким образом, объем товарной продукции можно определить по формуле
Тпр= Гиз + Пф + Рпр +Рраб + Вц
или
Тпр = ∑Аi х Цi +Qy
где Аi — продукция i-го вида;
Цi — цена единицы продукции i-го вида;
Qy — стоимость оказанных услуг.
Объем товарной продукции определяется в действующих (текущих) ценах предприятия и является базой для исчисления налогов (НДС, акцизов и др.). Товарная продукция определяется всегда без учета НДС и других специальных налогов.
Валовой называется вся продукция, произведенная предприятием за отчетный период, независимо от степени ее готовности и назначения к использованию. Объем валовой продукции (Впр) можно определить по формуле:
Впр= Тпр +(Нк-–Нн)
где Нк — остаток незавершенного производства на конец года, руб.; Нн ~ то же на начало года.
Остатки незавершенного производства, определяются по данным бухгалтерского учета или инвентаризации. Нормальная величина незавершенного производства на конец планового периода должна соответствовать условиям производства последующего периода.
Реализуемая продукция — это готовая продукция, предназначенная к реализации, сданная на склад готовой продукции и оформленная документально до 24 ч последнего дня месяца или до 8 ч утра 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Объем реализуемой продукции в планируемом периоде (Qpn) может быть установлен по формуле:
Qpn= Тпр +(Он–Ок)
где Он, Ок — остатки готовой продукции на складе на начало и конец рассматриваемого периода (года, месяца и т. д.); Тпр — товарная продукция по плану.
В условиях рыночной экономики особое значение должно придаваться показателю объем реализованной продукции по договорам поставок, который определяет эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия.
Реализованная продукция - это отгруженная покупателю готовая продукция, за которую перечислены денежные средства на расчетный счет поставщиков. Измеряется в действующих ценах.
Выручка от реализации продукции может определяться 2 способами:
• по мере ее оплаты, поступления денежных средств на счета в учреждения банков, а при расчете наличными деньгами — по поступлении средств в кассу;
• по отгрузке товаров и предъявлении покупателю (заказчику) расчетных документов.
Важными рыночными индикаторами служат показатели обновляем ости выпускаемой продукции. В соответствии со своим жизненным циклом каждый вид продукции достигает известного периода предельной эффективности, и поэтому периодически необходим пересмотр ассортимента.
Коэффициент обновляемости продукции характеризует соотношение новой и старой продукции. Используется на многих предприятиях как утверждаемый плановый показатель в общем объеме производства. Особенно широко используется в зарубежной практике.
Производственная программа предприятия должна разрабатываться в следующей последовательности:
1) фирма производит исследование рынка, определяет позицию товара на рынке, возможный спрос и объем продаж;
2) на основе возможного объема продаж определяют объем реализуемой продукции:
3) планируют объем товарной продукции:
4) определяют величину валовой продукции:
5) сопоставляют возможный объем выпуска продукции с имеющимися материальными, финансовыми и другими ресурсами.
В бизнес-плане приводятся данные об объемах выпуска каждого вида продукции в натуральных единицах, а также планируемые значения этих показателей на ближайшие 3-5 лет.
Для уже существующего бизнеса описываются производственные мощности, включая производственные и административные помещения, склады и площадки, специальное оборудование, механизмы и другие производственные фонды, имеющиеся на предприятии. План производства должен соответствовать мощности предприятий — объему или количеству единиц продукции (услуг, работ), которые можно изготовить за определенный период.
Под производственной мощностью предприятия понимается максимально возможный выпуск продукции в номенклатуре и ассортименте, предусмотренных планом продаж, при полном использовании производственного оборудования и площадей, с учетом прогрессивной технологии, передовой организации труда и производства.
Понятия "производственная мощность" и "производственная программа" в плановых расчетах не идентичны. Если первое показывает способность предприятия в определенных условиях выпускать максимальное количество продукции. В натуральном выражении в определенный промежуток времени, то второе характеризует степень использования мощности в плановом периоде.
Планирование производственной мощности основано на учете факторов, от которых зависит ее величина. При расчете мощности принимаются во внимание такие факторы, как:
• структура и величина основных производственных фондов;
• качественный состав оборудования, уровень физического и морального износа;
• передовые технические нормы производительности оборудования, использования площадей, трудоемкости изделий, выход продукции из сырья;
• прогрессивность применяемых технологических процессов;
• степень специализации;
• режим работы предприятия;
• уровень организации производства и труда;
• фонд времени работы оборудования;
• качество сырья и ритмичность поставок.
Производственная мощность — величина не постоянная. Выбытие мощности происходит по следующим причинам:
• износ и выбытие оборудования;
• увеличение трудоемкости изготовления изделий;
• изменение номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;
• уменьшение фонда времени работы;
• окончание срока лизинга оборудования.
Эти же факторы действуют и в обратном направлении.
Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих цехов, участков, поточных линий, станков (агрегатов) с учетом мер по ликвидации узких мест и возможной кооперации производства.
В расчет производственной мощности включается все наличное оборудование, в том числе бездействующее в связи с неисправностями, ремонтом, модернизацией. Учитывается оборудование, находящееся в монтаже и на складах, предназначенное к вводу в эксплуатацию в планируемом периоде. При расчете мощности не рассматривается оборудование вспомогательных и обслуживающих цехов.
Расчет производственной мощности предприятия должен производиться в следующей последовательности:
1) расчет производственной мощности агрегатов и групп технологического оборудования;
2) производственных участков;
3) цехов (корпуса, производства);
4) предприятия в целом.
Для расчета производственной мощности применяются 2 метода:
• по производительности оборудования;
• по трудоемкости изготовления продукции.
В непрерывных производствах мощность агрегатов, участков и цехов рассчитывается, как правило, по производительности оборудования, а в дискретных производствах — по трудоемкости изготовления продукции.
Планирование производственной мощности заключается в выполнении комплекса плановых расчетов, позволяющих определить:
- входную мощность. Определяется по наличному оборудованию, установленному на начало планового периода;
- выходную мощность. Это мощность на конец планового периода, рассчитываемая на основе входной мощности, выбытия и ввода мощности в течение планового периода;
- показатели степени использования мощности.
Планирование выпуска продукции осуществляется исходя из среднегодовой мощности (Л/с), рассчитываемой по формуле
где Мн — производственная мощность на начало планируемого периода;
Му- увеличение мощности за счет организационных и других мероприятий, не требующих капитальных вложений;
У1, ..., У4 — соответственно число месяцев работы мощности;
Мр — прирост мощности за счет технического перевооружения, расширения и реконструкции предприятия;
Мун - увеличение или уменьшение мощности в связи с изменением номенклатуры и ассортимента продукции, поступлением промышленно-производственных фондов от других предприятий и передача их другим организациям, включая лизинг;
Mв - уменьшение мощности за счет ее выбытия вследствие ветхости.
Необходимо различать фактическую и проектную мощность. Их соответствие характеризуется степенью освоения.
Степень освоения проектных мощностей характеризуется следующими показателями:
• продолжительностью (сроком) освоения;
• уровнем освоения проектной мощности;
• коэффициентом использования вводимых в действие мощностей;
• объемом производства продукции в период освоения;
• достижением проектных уровней себестоимости, производительности труда и рентабельности.
Под периодом (сроком) продолжительности освоения проектной мощности предприятия или его части (цеха, участка, агрегата) принимается время со дня подписания акта приемки в эксплуатацию до устойчивого выпуска продукции планируемым объектом,
Уровень освоения — это устойчиво достигнутый на определенную дату процент (коэффициент) освоения проектной мощности. Он рассчитывается как отношение выпуска продукции за определенный период (час, сутки, месяц, год) к соответствующей (часовой, суточной, месячной, годовой) проектной мощности.
По результатам всех расчетов разрабатывается баланс производственной мощности с целью более полной увязки проекта производственной программы и производственной мощности предприятия. В нем отражаются входная, выходная и среднегодовая мощность, а также ввод и выбытие мощностей.
Баланс производственной мощности по видам продукции на конец планируемого года рассчитывается путем суммирования мощности на начало года и ее прироста за вычетом выбытия.
Расчет баланса производственных мощностей производится для каждого вида профилирующей продукции по следующей структуре,
Раздел 1. Мощность на начало планового периода:
• наименование продукции;
• единица измерения;
• код продукции;
• мощность по проекту или расчету;
• мощность на конец базисного года.
Раздел 2. Увеличение мощности в планируемом году:
• прирост мощности, всего;
• в том числе за счет:
◦ ввода в действие новых и расширение действующих;
◦ реконструкции;
◦ перевооружения и организационно-технических мероприятий. Из них: 1) за счет изменения режима работы, увеличения сменности часов работы; 2) за счет изменения номенклатуры продукции и уменьшения трудоемкости;
• получения в лизинг, аренду от других хозяйствующих субъектов. Раздел 3. Уменьшение мощности в планируемом году:
▪ выбытие мощности, всего;
▪ в том числе за счет:
• изменения номенклатуры продукции или увеличения трудоемкости;
• изменения режима работы, уменьшения сменности, часов работы;
• выбытия вследствие ветхости, исчерпания запасов;
• передачи в лизинг, аренду другим хозяйствующим субъектам.
Раздел 4. Мощность на конец планируемого периода:
• мощность на конец года;
• среднегодовая мощность в планируемом году;
• выпуск продукции или количество перерабатываемого сырья в планируемом году;
• коэффициент использования среднегодовой мощности в планируемом году.
На основе сведений о существующей потребности в производственных мощностях, производственных помещениях устанавливается потребность в дополнительном оборудовании и общая потребность в основных фондах и нематериальных активах. Расчет потребности в основных фондах осуществляется по каждому виду основных фондов исходя из нормативов производительности.
Также в плане производства рассчитываются нормативы оборотных средств методом прямого счета. При нормировании оборотных средств необходимо учитывать зависимость норм:
- от длительности производственного цикла изготовления продукции;
- согласованности и четкости в работе заготовительных, обрабатывающих и выпускающих цехов;
- условий снабжения (длительности интервалов поставки, размеров поставляемых партий);
- отдаленности поставщиков от потребителей;
- скорости перевозок, вида и бесперебойности работы транспорта;
- времени подготовки материалов для запуска их в производство;
- периодичности запуска материалов в производство;
- условий реализации продукции;
- системы и формы расчетов, скорости документооборота, возможности использования факторинга.
Разработанные на предприятии нормы по каждому элементу оборотных средств действуют в течение ряда лет, а в случае существенных изменения в условиях производства и сбыта продукции уточняются с их учетом. Нормируются следующие элементы оборотных средств:
- производственные запасы;
- незавершенное строительство;
- расходы будущих периодов;
- готовая продукция на складе предприятия;
- денежные средства в кассе на хранении.
Во всех перечисленных нормативах оборотных средств следует учитывать потребность предприятия в средствах не только для основной деятельности, но и для производственной инфраструктуры.
Раздел заканчивается расчетами издержек производства и себестоимости производимой продукции. К основной группе затрат принято относить затраты:
- по экономическим элементам — все затраты сводятся в отдельные группы по их экономической однородности независимо от места их расходования и целевого назначения. Они делятся:
на материальные затраты — стоимость сырья и всех материалов за вычетом возвратных расходов;
зарплату;
отчисления на социальные нужды;
• амортизационные отчисления;
• прочие затраты — на ремонт; оплату процентов за кредиты; платежи за выбросы в окружающую среду; нематериальные активы; расходы на рекламу и т. д.;
– по статьям затрат — затраты, включающие один или несколько экономических элементов. Статьи калькуляции учитывают назначение и их место возникновения. Она называется калькуляцией себестоимости продукции. Основные затраты связаны непосредственно с производством продукции, а накладные — с обслуживанием и управлением подразделениями или производством в целом. Статья включает в себя один простой элемент; если в нее входит несколько экономических элементов, то она считается комплексной. При исчислении себестоимости часть затрат можно прямо отнести на конкретное изделие или вид работ и услуг
Затраты на предприятии делятся также на постоянные и переменные. Постоянные затраты не зависят от объемов выпускаемой продукции (арендная плата за помещение, осветительная энергия, отопление, страховые взносы, зарплата администрации). Размер переменных затрат пропорционален объему выпускаемой продукции (сырье, материалы, силовая энергия, зарплата).
Затраты могут быть постоянными или переменными только относительно их области релевантности. Область релевантности - это такая область, в которой затраты подчиняются единообразной закономерности. К разделу "План производства" прилагаются калькуляция выпускаемой продукции и расчеты по всем статьям сметы затрат на производство.
Основные моменты раздела:
• наличие или отсутствие необходимости организации нового предприятия для производства предлагаемой продукции;
• месторасположение фирмы исходя из близости к рынку, поставщикам, доступности рабочей силы, транспорта и т. д.;
• производственные мощности, которые потребуются, и планируемая динамика их ввода в будущем;
• основные средства, необходимые для организации производства, и динамика их изменения на перспективу;
• потребность в материальных ресурсах и производственных запасах; возможные затруднения при организации производства;
• поставщики сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий; условия закупки;
• планируемая производственная кооперация, предполагаемые участники; наличие лимитирования объемов производства или поставок ресурсов; причины лимитирования и пути выхода из этой ситуации;
• предполагаемый механизм планирования производства; процедура составления производственных планов и расписаний;
• схема производственных потоков; стадии, методы и стандарты контроля качества;
• предусмотрена система охраны окружающей среды и утилизации отходов;
• издержки производства, динамика их изменения; наличие производственных площадей для расширения производства и перехода на новые технологии; характеристика незавершенного строительства;
• новые технологии, планируемые к использованию в производственном процессе;
• организация на фирме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
• время, необходимое для перехода на выпуск товаров нового вида; особенности подготовки производства, этапность и затраты на ее проведение;
• характеристика научно-технического уровня производства;
• степень износа оборудования;
• политика и мероприятия в области изменения производственного потенциала предприятия.
План организации и менеджмента.
Данный раздел бизнес-плана должен быть посвящен системе управления фирмой и ее кадровой политике. Структура раздела может иметь следующий вид:
• организационная структура;
• ключевой управленческий персонал;
• профессиональные советники и услуги;
• персонал;
• кадровая политика фирмы;
• календарный план;
• правовое обеспечение деятельности фирмы.
Организационная структура представляет собой способ и форму объединения работников для достижения поставленных перед предприятием производственных и управленческих целей. Она документально фиксируется в графических схемах структуры, штатных расписаниях персонала, положениях о подразделениях аппарата управления предприятия, должностных инструкциях отдельных исполнителей. Организационную структуру характеризуют количество звеньев, иерархичность, характер распределения полномочий и ответственности по вертикали и горизонтали структуры системы управления.
В бизнес-плане следует привести:
• производственно-технологическую структуру предприятия;
• функции ключевых подразделений;
• состав дочерних фирм и филиалов, их организационные взаимосвязи с головной фирмой;
• организационную структуру управления;
• организацию координирования и взаимодействия служб и подразделений фирмы;
• сведения об автоматизации системы управления;
• оценку соответствия организационной структуры целям и стратегиям предприятия.
В малом бизнесе организационную структуру рекомендуется формировать под определенную команду. Следует помнить, что работа персонала будет успешной лишь в том случае, когда интересы производства будут согласованы со способностями и интересами работников.
Ключевой управленческий персонал
Управленческий коллектив является очень существенным фактором при продвижении и реализации бизнес-плана. Потенциальные инвесторы и партнеры придают огромное значение управленческой команде. Успех или неудача предпринимательского проекта во многом зависит от наличия опыта и зрелости управленческого персонала.
Оптимальное сочетание в управленческой команде поведенческих, технических и концептуальных способностей, которые проявляются при организации производства, являются жизненно важными для успешной реализации бизнес-проекта. Сильные и слабые стороны управленческого персонала должны быть четко отражены в бизнес-плане. При характеристике главных менеджеров и основного персонала, отвечающих за реализацию бизнес-плана, следует указать возраст, образование, срок работы в данной фирме, предыдущие должности и места работы, функциональные обязанности, опыт работы.
В бизнес-плане отмечается размер заработной платы и дополнительных вознаграждений ключевого управленческого персонала. Для руководителя предприятия указывается его доля в уставном капитале.
В этом подразделе может быть приведена информация о соотношении между числом административно-управленческого персонала и рабочих фирмы.
Если какие-либо управленческие функции невозможно полностью реализовать силами своего управленческого коллектива, следует привлечь консультантов и профессионалов, специализирующихся в данных областях.
Профессиональные советники и услуги
Приводятся данные об использовании профессиональных советников, например по правовым вопросам, банковским операциям, рекламе, страхованию, аудиторству, включая услуги специализированных организаций.
Тщательно выбранные профессиональные организации могут обеспечить не только непосредственно прямую профессиональную поддержку, но и добавить кредит доверия к проекту. Кроме того, они помогают установить хорошие деловые связи, определить потенциальных инвесторов и помочь обрести финансирование.
Персонал
Указываются данные о необходимой численности и структуре кадров исходя из потребностей производства. В приложении может быть представлен расчет численности персонала, необходимого для качественного и эффективного производства продукции (услуг). Если квалификация рабочей силы неадекватна потребностям фирмы, то указывается, какие меры намечено принять к укомплектованию кадров. Здесь же приводятся данные о системе и формах оплаты труда, дополнительных выплатах, используемых мерах поощрения, способах мотивации трудовой деятельности, режиме труда в фирме и сменяемости рабочей силы.
Кадровая политика фирмы
Описываются проектируемая система отбора кадров при приеме на работу: экзамены, собеседования, тесты, оценка рекомендаций и отзывов, установление испытательного срока с подведением итогов его прохождения и методы специальной подготовки персонала предприятия до требуемого уровня; указываются затраты на обучение работников в различные моменты осуществления проекта. Осуществляется выбор метода и периодичности оценки качества работы сотрудников, система продвижения работников по службе.
Календарный план
Календарный план (деловое расписание) приводится для вновь создаваемых предприятий, а также при осуществлении масштабных предпринимательских проектов и мероприятий на действующем предприятии. В нем указываются время и взаимосвязь главных событий, способствующих внедрению проекта и реализующих его цели.
Правовое обеспечение деятельности предприятия
В данном подразделе приводится информация о правовых аспектах деятельности: сведения о регистрации, учредительные документы, форма собственности, законодательные ограничения, особенности налогообложения, патентной защиты и т. д.
Указываются правительственные или местные нормативные акты, касающиеся деятельности предприятия, включая пропускной режим в запретных зонах, требования регистрации в органах власти и т. д. Речь, естественно, идет не об общих, а о конкретных условиях, относящихся именно к этому предприятию.
Финансовый план
Финансовый план призван обобщить предыдущие материалы и представить их в стоимость выражении; определить, каковы будут доходы от продаж и прибыль за первый, и последующие годы в результате выбранной финансовой стратегии. При этом следует ответить на важный вопрос ответить на важный вопрос, какое количество инвестиций потребуется для реализации потребуется реализации бизнес-плана в рассматриваемом периоде?
Финансовый план выявляет общий потенциал предлагаемого бизнеса. При открытии нового предприятия он будет представлять собой своеобразие «расписание по финансированию», поскольку в этом случае все официальные оценки являются прогнозными и поэтому носят вероятностный характер.
В разделе «Финансовый план» расписываются затраты на приобретение оборудования, аренду или приобретение соответствующих помещений (в т. ч производственных площадей), приводятся расчеты налоговых платежей, схема возврата кредитных финансовых средств. Должны быть описаны условия всех остальных, относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов. Выполняются расчеты по планируемой прибыли и денежным потокам, указываются источники финансирования проекта.
Расчет налоговых платежей проводится по тем налогам, которые должны уплачиваться разными видами предприятий в соответствии с действующей системой налогообложения. Например, юридические лица могут работать как по обычной, так и упрощенной системе налогообложения. Для индивидуальных предпринимателей в зависимости от вида бизнеса также предусмотрены различные режимы налогообложения (например, по некоторым видам предпринимательской деятельности введен единый налог на вмененный доход, ставки которого различны в разных регионах РФ).
Цель финансового плана - определить эффективность предлагаемого бизнеса. Для проведения экономической и финансовой оценки эффективности проекта следует внимательно проанализировать балансовый план предприятия, в котором отражаются активы и пассивы фирмы, средства, вложенные в развитие производства самим предпринимателем и его партнерами, и нераспределенная прибыль. Балансовый план представляет собой счет активов (включает денежные средства, оборудование, здания, сооружения, землю, и др.) и пассивов (обязательств перед кредиторами), разность которых представляет собой собственный капитал предприятия, к которому относятся средства, вложенные партнерами, и прибыль, отстающая после вычета налогов.
Финансовый план, как никакой другой раздел бизнес-плана, важен не только для потенциальных инвесторов, но и для внутреннего использования, поэтому следуют относиться с собой тщательностью к его составлению и постоянно его обновлять. Финансовые аспекты требуют особых знаний, прежде всего знаний бухгалтерского учета и анализа, поэтому для его подготовки, если предприятие (фирма) настолько мало, что у него (нее) нет своего бухгалтера (финансовой службы), или он (она) недостаточно квалифицирован, часто приглашаются специалисты из специализированных аудиторских компаний.
Основные вопросы, на которые необходимо ответить в данном разделе:
• какой доход, по вашим прогнозам, будет приносить предлагаемый бизнес;
• какое количество денег потребуется вложить в ваш бизнес;
• сбалансированы ли денежные расходы и поступления;
• какова сумма прогнозной чистой прибыли по годам;
• каков уровень безубыточности вашего бизнеса и как быстро вы сумеете его достичь;
• каковы будут активы, пассивы и акционерный (собственный) капитал по годам;
• какие имеются потенциальные источники финансирования предполагаемого бизнеса и сферы вложения предоставленных средств;
• какое имущество вы можете предоставить под обеспечение кредита или другие гарантии для кредиторов и инвесторов;
• какие сроки кредитования и условия погашения кредита;
• какой доход на вложенный капитал гарантируется вами инвестору.
Ключевые вопросы: какова потребность в инвестициях, источники их
покрытия и обеспечение финансовой устойчивости предприятия?
Этот раздел необходимо посвятить планированию финансового обеспечения деятельности фирмы с целью наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств.
Финансовый план составляется на весь срок реализации бизнес-проекта и включает в себя: план (прогноз) доходов и расходов; план денежных поступлений и выплат; анализ состояния потока реальных денег (наличности); балансовый план;.
Финансовый план составляется на срок реализации проекта и включает в себя:
план доходов и расходов;
план денежных поступлений и выплат;
анализ состояния потока реальных денег (наличности);
балансовый план;
анализ безубыточности.
ПРОГНОЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ.
Этот прогноз составляется, по крайней мере, на первые три года, причем данные за первый год должны быть представлены в месячной разбивке. Он включает такие показатели, как ожидаемый объем продаж, себестоимость реализованных товаров и различные статьи расходов.
Поскольку основным источником доходов большинства фирм являются продажи, составление финансового плана начинается с прогнозирования продаж. Для составления планов доходов и расходов на первый год необходимо рассчитать объемы продаж по месяцам. Для составления прогноза используются такие методы, как опросы потребителей, опрос торговых работников, консультации с экспертами и т.д. Объемы продаж у новых предпринимателей обычно нарастают постепенно, а себестоимость реализованной продукции может «скакать» и в некоторые месяцы быть несоизмеримо высокой или низкой. Все будет зависеть от ситуации, складывающейся в тот или иной момент на рынке.
План расходов и доходов должен содержать также оценки всех статей косвенных (накладных, общефирменных) расходов по месяцам первого года. Расходы на заработную плату будут зависеть от численности сотрудников и их специальностей (эти данные берутся из организационного плана). В плане доходов и расходов следует предусмотреть и расходы на повышение заработной платы работающим сотрудникам. Необходимо также помнить, что в первые месяцы освоения рынка значительно выше расходы на командировки, выплаты комиссионных, представительские работы. С ростом фирмы возрастают расходы на страхование, на рекламу (если она предусмотрена планом маркетинга), на аренду дополнительных складских помещений. Все это должно найти отражение в плане доходов и расходов.
Помимо этих планов в разбивке по месяцам первого года, планы должны содержать прогнозные данные на конец второго и третьего года. При прогнозировании эксплуатационных расходов на второй и третий год рекомендуется начать с тех статей, расходы по которым, по всей вероятности, не будут меняться. Расходы по таким статьям, как амортизационные отчисления, коммунальные услуги, аренда и т.д. нетрудно подсчитать исходя из объема продаж на второй и третий год.
ПЛАН ДЕНЕЖНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ И ВЫПЛАТ.
Этот план, как и план доходов и расходов, строится на определенных предположениях, которые представляются реалистическими на момент составления прогноза, но со временем могут и не подтвердится. В этом случае в планы необходимо внести соответствующие коррективы. Все предложения и допущения должны быть четко сформулированы в тексте бизнес-плана, чтобы потенциальный инвестор смог понять, как была получена та или иная цифра. Если для какого-то месяца окажется, что выплаты превышают поступления, предприниматель должен заранее позаботится и взять на этот период деньги в долг. Если в другом месяце поступления превысят выплаты, то лишние деньги можно отдать в краткосрочную ссуду или положить на банковский счет до того времени, когда выплаты вновь будут превышать поступления.
ПРОГНОЗ ПОТОКА РЕАЛЬНЫХ ДЕНЕГ (НАЛИЧНОСТИ).
Такой прогноз строится на основании плана денежных поступлений и выплат. Он составляется на три года, с месячной разбивкой данных по первому году. Разные счета оплачиваются в разные сроки, поэтому определение потребностей в денежной наличности является важным моментом, особенно для первого года. Доходы могут различаться из месяца в месяц, да и деньги, вырученные от продаж, поступают на банковский счет фирмы не мгновенно, поэтому даже если продукция расходится хорошо, может возникнуть необходимость в краткосрочных займах для покрытия постоянных затрат, например, для выплаты заработной платы или за коммунальные услуги. Именно прогноз потока наличности и выявляет эти условия.
БАЛАНСОВЫЙ ПЛАН.
В этом разделе отражаются активы и пассивы фирмы, средства, вложенные в развитие производства самим предпринимателем и его партнерами, и нераспределенная прибыль. К составлению балансового плана на конец первого года приступают, когда составлены план доходов и расходов и план денежных поступлений их выплат. Балансовый план представляет собой счет активов (денежные средства, оборудование, здания, сооружения, земля и др.) и пассивов (обязательства перед кредиторами), разность которых представляет собой собственный капитал предприятия, к которому относятся средства, вложенные партнерами, и прибыль, остающаяся после вычета налогов. Теперь, после анализа финансового состояния фирмы, можно приступить к составлению последнего раздела бизнес-плана.
Деятельность субъектов хозяйственных отношений постоянно связана с риском.
Существуют различные виды риска в зависимости от того объекта или действия, рисковость которого оценивается: политический, производственные, имущественный, финансовый, валютный и т. д. Дадим краткую характеристику наиболее значимых для целей бизнес-планирования рисков:
1) суверенный (страновой) риск. Представляет собой риск, связанный с финансовым положением целого государства, когда большинство его экономических агентов, включая правительство, отказываются от исполнения своих внешних долговых обязательств. С подобным риском имели дело иностранные инвесторы, приобретавшие в России государственные краткосрочные облигации накануне кризиса 1998 г. Необходимость учета странового риска особенно актуальна для международных банков, фондов и институтов, предоставляющих кредиты государствам и фирмам, имеющим государственные гарантии, хотя фактически этот риск приходится учитывать любому иностранному инвестору. Основными причинами риска обычно называют возможные войны, катастрофы, общемировой экономический спад, неэффективность государственной политики в области макроэкономики и др.;
2) политический риск. Иногда рассматривается как синоним странового риска, однако чаще используется при характеристике финансовых отношений между экономическими агентами и правительствами стран, имеющих принципиально различное политическое устройство или нестабильную политическую ситуацию, когда не исключена возможность революции, гражданской войны, национализации частного капитала и т. п.;
3) производственный риск, в большей степени обусловленный отраслевыми особенностями бизнеса, т. е. структурой активов, в которые собственники решили вложить свой капитал. Один и тот же капитал можно использовать для абсолютно различных производств, очевидно, что степень риска производственной деятельности в этом случае, а следовательно, и вложения капитала в нее будет принципиально различной. Таким образом, смысл производственного риска заключается в том, что на момент создания предприятия его собственники, по сути, принимают стратегически важное и вместе с тем весьма рисковое решение – вложить капитал именно в данный вид бизнеса. Если выбор бизнеса окажется ошибочным, то собственники понесут существенные финансовые и временные потери.
Причина финансовых потерь заключается в том, что при вынужденной ликвидации предприятия его материально-техническая база и оборотные активы в подавляющем большинстве случаев распродаются с убытком, т. е. по ценам, не компенсирующим первоначальные затраты. Даже если речь не ведется о полной ликвидации материально-технической базы, ее перепрофилирование и рекламные акции по «раскручиванию» нового бизнеса требуют существенных дополнительных затрат;
4) финансовый риск, обусловленный структурой источников средств. В данном случае речь идет не о рисковости выбора вложения капитала в те или иные активы, а о рисковости политики в отношении целесообразности привлечения тех или иных источников финансирования деятельности фирмы. В подавляющем большинстве случаев источники финансирования не бесплатны, причем величина платы варьируется как по видам источников, так и в отношении конкретного источника, рассматриваемого в динамике и (или) обремененного дополнительными условиями и обстоятельствами. Кроме того, обязательства по отношению к поставщику капитала, принимаемые предприятием в случае привлечения того или иного источника финансирования, различны. В частности, если обязательства перед внешними инвесторами не будут исполняться в соответствии с договором, то в отношении предприятия вполне может быть инициирована процедура банкротства с неминуемыми в этом случае потерями для собственников. Суть финансового риска и его значимость, таким образом, определяются структурой долгосрочных источников финансирования – чем выше доля заемного капитала, тем выше уровень финансового риска;
5) риск снижения покупательной способности денежной единицы. Этот вид риска присущ предпринимательской деятельности в целом, а смысл его заключается в том, что инфляция может приводить к снижению деловой активности, прибыли, рентабельности и т. д.;
6) процентный риск, представляющий собой риск потерь в результате изменения процентных ставок. Этот вид риска приходится учитывать как инвесторам, так и хозяйствующим субъектам. Так, держатели облигаций могут нести потери, если на рынке складывается тенденция снижения в среднем процентных ставок по аналогичным финансовым инструментам. Для предприятий риск снижения процентных ставок проявляется в различных аспектах, причем негативное влияние могут оказывать как прогрессивные, так и регрессивные тенденции в динамике процентных ставок. Так, если предприятие эмитировало облигационный заем с относительно высокой процентной ставкой, а в последующем в силу тех или иных причин процентные ставки по долгосрочным финансовым инструментам начали устойчиво снижаться, то эмитент несет очевидные убытки. С другой стороны, повышение процентных ставок, например, по краткосрочным кредитам, приводит к дополнительным финансовым расходам, связанным с необходимостью поддержания требуемого уровня оборотных средств. Таким образом, риск изменения процентных ставок должен учитываться в долгосрочном и краткосрочном аспектах, с дифференциацией по видам активов, обязательств, инструментов;
7) систематический, или рыночный, риск. Представляет собой риск (характерный для всех ценных бумаг), который не может быть элиминирован с помощью диверсификации;
8) специфический, или несистематический, риск. Имеет узкую трактовку и закреплен за операциями с финансовыми активами. Специфическим называется риск ценной бумаги, который не связан с изменениями в рыночном портфеле и потому может быть элиминирован путем комбинирования данной бумаги с другими ценными бумагами в хорошо диверсифицированном портфеле;
9) проектный риск, напрямую связанный с бизнес-планированием. Любое предприятие вынуждено в той или иной степени заниматься инвестиционной деятельностью. Причины тому – необходимость и целесообразность диверсификации хозяйственной деятельности, желание выхода на новые рынки товаров и услуг, желание участвовать в освоении новой ниши (территориальной или продуктовой) на глобальном рынке товаров и услуг и т. п. Как правило, инвестиционная деятельность реализуется путем разработки и внедрения некоторого инвестиционного проекта. Любой более или менее масштабный проект требует соответствующего финансирования и чаще всего не обходится без долгового финансирования, когда предприятие в дополнение к собственным источникам (эмиссии акций, прибыли) привлекает заемный капитал путем эмиссии облигационного займа или получения долгосрочного кредита. Поскольку заемный капитал не бесплатен, расходы по его обслуживанию и погашению, т. е. текущие процентные платежи и периодические выплаты в погашение основной суммы долга, носят регулярный характер и потому должны иметь постоянный источник. В общем случае таковым источником является прибыль предприятия. Если предприятие предполагает рассчитываться с внешними инвесторами лишь за счет прибыли, генерируемой именно данным проектом, то в этом случае как раз и возникает проектный риск, который может трактоваться как вероятность недостаточности прибыли по проекту для расчетов с инвесторами (в широком смысле речь идет как о внешних инвесторах, так и собственниках предприятия, поскольку если доходов, генерируемых проектом, достаточно лишь для обслуживания внешней долгосрочной задолженности, то такой проект вряд ли устроит собственников предприятия). С позиции поставщиков заемного капитала проектный риск, рассматриваемый как риск невозврата вложенного капитала, при некоторых ситуациях может перерастать в страновой риск. Это имеет место в том случае, если гарантом по проекту выступило правительство;
10) валютный риск. Любой субъект, владеющий финансовым активом или обязательством, выраженными в иностранной валюте, сталкивается с валютным риском, под которым понимается вероятность потерь в результате изменения валютного (обменного) курса. В зависимости от ситуации последствия изменения валютных курсов могут быть исключительно значимыми. Так, в результате августовского кризиса в России, когда в течение непродолжительного времени курс доллара к рублю повысился в 4 раза, многие предприятия оказались не в состоянии рассчитаться со своими западными кредиторами и инвесторами;
11) трансакционный риск, представляющий собой операционный риск, т. е. риск потерь, связанных с конкретной операцией. Поскольку безрисковых операций в бизнесе практически не существует, этот риск, вероятно, самый распространенный, полностью элиминировать его невозможно. Например, поставщик может нарушить ритмичность поставки, дебитор задержать оплату счета, приобретенный с расчетом на капитализированную доходность финансовый актив может обесцениться в связи с финансовыми трудностями эмитента и др.;
12) актуарный риск, покрываемый страховой организацией в обмен на уплату премии. Актуарными называются расчеты в страховании, понимаемом как система мероприятий по созданию денежного (страхового) фонда за счет взносов его участников, из средств которого возмещается ущерб, причиненный стихийными бедствиями и несчастными случаями, а также выплачиваются иные суммы в связи с наступлением определенных событий. Страхование во многих случаях является добровольной процедурой, хотя некоторые операции, в частности в банковской сфере, подлежат обязательному страхованию. В том случае, если страхование имеет место, как раз и возникает понятие актуарного риска как части общего риска, перекладываемой на страховую организацию.
С развитием рыночных отношений бизнес осуществляется всегда в условиях неопределенности и изменчивости как внешней, так и внутренней среды. Это значит, что постоянно возникает неясность в полезности ожидаемого конечного результата и, следовательно, возникает опасность непредвиденных потерь и неудач.
Анализ рисков, как правило, имеет следующий вид:
1) формирование полного перечня возможных рисков;
2) оценка вероятности проявления рисков;
3) ранжирование рисков по вероятности проявления;
4) оценка ожидаемых размеров убытков при их осуществлении;
5) установление и обоснование приемлемого уровня риска (определение области допустимого риска);
6) выделение наиболее существенных рисков;
7) страхование рисков.